История древнерусского костюма

  • 33 страницы
  • 17 источников
  • Добавлена 07.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Костюм 9-11 вв. 4
Глава 2. Древнерусский костюм в 12-13 вв. 22
Глава 3. Особенности погребального костюма 27
Заключение 30
Список литературы 32
Фрагмент для ознакомления

И рубаху и поневу забирали под пояс.
Замужние женщины носили длинное и широкое платье, не имеющее спереди застежек. Голова покрывалась кокошником. Костюм девушек был более простым. В юном возрасте носились длинные красные и алые платья, они опоясывались повыше живота.
Бояре носили платья из дорогих тканей, украшенное камнями и жемчугом. Носили они также так называемые фофудии – древнюю одежду, которая подпоясывалась малиновыми или красными поясами.
Поскольку волосы стриглись, то остриженную голову закрывала маленькая скуфья, которая плелась из золотых или серебряных ниток, была унизана жемчугом и дорогими камнями. Поверх скуфьи надевалась тафия, - высокая шапка из черных лисиц или других мехов.
Знатные люди носили шубы. Существовали разные названия шуб - бостроги, кожухи и терлики. Они были, как правило, бархатными, имели золотые шнуры и кисточки. Использовались и летние терлики.
Знатные люди также носили роскошные сапоги, богато украшенные.
Знатные женщины на волосах носили шелковую сетку, повязывали голову белой повязкой или надевали носили тафтяную шапочку, обыкновенно красного цвета, с шелковым белым повойником или шлыком. Для наряда надевалась большая парчовая шапка, опушенная мехом и унизанная жемчугом и дорогими камнями; незамужние и бездетные носили черные лисьи шапочки.
Очень популярными среди украшений были серьги из золота с изумрудами и яхонтами, длиною иногда в два дюйма; жемчужные мониста, богато вышитые платки. Платья шились из тонкого красного сукна и разноцветной материи; они имели широкий покрой, были длинными, имели висячие рукава, застегивались дюжиной золотых пуговиц.
Для боярынь и их дочерей шилось широкое платье, которое застегивалось спереди, оно не имело рукавов, а называлось ферезея или ферезь, она напоминала сарафан. Поверх ферези надевался опашень кармазинного цвета, рукава которого достигали земли.
Это одеяние суживалось спереди, и усаживалось большими золотыми, или, по крайней мере, серебряными позолоченными пуговицами, величиной с грецкий орех. Позади привешивался подбитый дорогим мехом капюшон, висевший до половины спины. Рубашки носили длинные, рукава которых были от 6 до 10 локтей, и складки собирали искусно на руки. Зимой носили картели (шубы) из соболиных, горностаевых и других дорогих мехов; крыли их бархатом и золотистой материей. Летом надевали летники: атласные платья с рукавами или из другой легкой материи; до локтя обшивали их парчой или делали складки со швами из материи другого цвета. Носили еще кокошники, выдававшиеся вперед, которые были различного вида и величины. Тульи кокошников делались из цветной шелковой ткани, парчи и штофа. Передняя сторона вышивалась шелками, унизывалась бисером и жемчугом, а по местам цветными камнями. Иные делали их круглыми, шириной в пять или шесть вершков, и довольно низкими. Другие делали высокими, иногда в пол-аршина, с торчащим вверх клином. На рукава платья надевали широкие запястья из золота, усаженные жемчугом и драгоценностями; пальцы украшали кольцами и перстнями; сапожки носили сафьяновые: желтые, малиновые и голубые, шитые золотом, жемчугом, но на высоких каблуках.

Глава 3. Особенности погребального костюма



В Древней Руси погребальный обряд имел особую значимость. Погребальному наряду уделялось большое внимание. Он включал в себя головной убор, платье, обувь, украшения.
Погребальный инвентарь X—XIII вв. отличается большим разнообразием. В Древней Руси существовал обычай хоронить в подвенечном наряде: «Это обстоятельство,— пишет Б. А. Рыбаков,— как бы приводит все курганные инвентари X—XIII в. к одному знаменателю и позволяет сравнить их между собой без особенной опасности впасть в заблуждение из-за случайности подбора — в каждом погребении положены лучшие вещи, входившие в состав брачного наряда». 
Б.А. Рыбаков обращал внимание на то, что погребальный инвертарь зависит от возраста погребенного. Он выявил три типа женских погребений и те украшения, которые были характерны для девочки подросткового возраста, девушки-невесты и замужней женщины.
По формам и содержанию погребальных нарядов Н.П. Гринкова выделила такие группы: 1 — младенчество; 2 — группа людей, вступивших в зрелость, но еще не имеющих детей; 3 — группа матерей и отцов; 4 — группа дедов и бабок. Согласно её мнению, одежда служила в качестве возрастного знака.
Исходя из сведений по обрядовой одежде XIX в. можно констатировать, что ношение одежд с определенным набором украшений, разных плечевых и набедренных ее форм и разнообразных причесок, обязательных для таких групп, как младенцы, совершеннолетние, просватанные, замужние до рождения первого ребенка, матери и бабки, в древности было традиционным. Всякое отклонение от возрастной традиционной одежды даже в конце XIX в. подвергалось осуждению или осмеивалось. 
Погребальная одежда должны была находиться в соответствии с социальным и семейным положением человека.
Обычай хоронить в свадебном наряде был связан с языческими представлениями о том, что загробный мир – это продолжение жизни. По этой причине на похоронах «игралась свадьба». Также верили, что незамужняя девушка на том свете найдет себе супруга.
Погребальная одежда представляла собой знак того жизненного пути, который прошел человек.
Остатки одежды как в могильниках, так и в городских слоях X—XIII вв. крайне редки из-за плохой сохранности текстиля. В качестве редкого примера погребения с прекрасно сохранившейся одеждой можно привести находку 1949 г. в г. Минске. На основании статей об этом погребении23, а также данных дневника24 и фотографий можно констатировать, что погребение принадлежало молодой женщине (материалы погребения не сохранились). На фотографии видна прическа из кос, уложенных вокруг головы. Поверх прически ткань полотняного переплетения — редина. Из такой ткани еще в XIX—XX вв. ткали полотенца специально и на свадьбу, и на смерть. Такое полотенце — сарпанок хранится в музее г. Минска. Полотенце сделано из пасконной нити, длина его около 3 м25. 
Остатки легкой ткани найдены вместе с венком из цветов (ptarmica vulgaris) и расшитым очельем на бересте, что говорит о свадебном характере головного убора в целом. На погребенной сохранились остатки шерстяной ткани от верхней одежды и шерстяного пояса вместе с фибулой, у ворота — остатки стоячего воротника на жесткой основе с пуговками по разрезу, на ногах были надеты мягкие башмаки с косым отворотом и продержкой. Характер их кроя и орнамента говорит об их дате — конец XII — начало XIII в. Кроме того, на ногах сохранились обмотки. Это единственное погребение, столь хорошо донесшее от эпохи древней Руси детали текстиля одежды.
Суммируя археологические и этнографические сведения по обрядовой одежде (и костюму в целом), можно констатировать, что многие ее различия в наборе украшений, головных уборов, одежде, обуви и т. д. определял возраст погребенного. Поэтому имущественные различия погребенных возможно устанавливать лишь путем сравнения погребальных инвентарей, принадлежащих к одной возрастной группе. 
Типология погребальной одежды, так же как и носимой при жизни, является яркой иллюстрацией ее изначальной типологии по возрастному принципу. 
Функциональное назначение одежды проявлялось в разных сферах жизни древней Руси — не только в быту, но и в ритуалах. Оно нашло отражение и в изобразительном искусстве. 

Заключение



Таким образом, реконструкция древнерусского костюма возможна благодаря материалам древнерусских погребений и кладов. Согласно этим данным, женский костюм включал в себя головной убор (височные кольца, различные  привески, головные венчики, жесткая основа и головные покрывала,   представленные фрагментами ткани, кожи и бересты), одежду, гривну, бусы, привески, пуговицы, фабулы, украшения (кольца и браслеты), обувь.
До 11 века в женском костюме, особенно это касается украшений, сохранялись племенные особенности (они также проявлялись в вышивке и покрое), однако начиная с 11 века эти отличия стали нивелироваться, что связано с усилением влияния городов.
Для период до 11 века характерны также локальные варианты не только самой одежды и украшений, но и головных уборов. Чуть позже начинают распространяться головные уборы, имеющие браслетообразные височные кольца.
Необходимо заметить, что в 11-12 вв. женский костюм был значительно более роскошным и разнообразным, что связано с усилением культурного влияния Византии, торговых связей между государствами. Из Византии привозились прекрасные богатые ткани и украшения.
В целом, анализ погребальных нарядов говорит о том, что женский костюм определялся согласно возрастному параметру. Хотя, конечно же, он мог и многое сказать о статусе женщины, её происхождении, состоятельности. Исследователи выделяют детский, девичий и женский комплексы одежды.
Прижизненная одежда отличалась утилитарными функциями. Погребальная же одежды имела большое символическое значение, поскольку она призвана была обеспечить естественное продолжение жизни человека в загробном мире. Погребальная одежда, конечно же, отвечала семейному и социальному статусу. На незамужнюю девушку надевали наряд невесты, замужнюю женщину хоронили в праздничном наряде, а пожилых – в более скромном. Погребальная одежда, таким образом, зависит от того, какое социально-возрастное положение занимает человек, также следует сказать о её близости к ритуальной прижизненной одежде.

Список литературы



Арциховский А.В.. Одежда // Очерки русской культуры XIII-XV  вв. Ч.1. Материальная культура.  М., 1969.
Гринкова Н. Я. Родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту// СЭ. 1936. № 2.
Левашова В.П. Венчики женского головного убора из курганов X-XII вв. // Славяне и Русь.  М., 1968.
Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М., 1978.
Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX—XX вв. М., 1984.
Маслова Г.С. Одежда // Этнография восточных славян. М., 1987.
Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы:  Материалы к историко-этнографическому атласу. – М., 1986.// http://www.booksite.ru/ancient/reader/human_3_02.htm
Рыбаков Б.А. Русалии и бог Симаргл-Переплут // СА. № 2, 1967.
Рыбаков Б.А. Культура Древней Руси. – М., 1984.
Рыбаков Б.А. Древности Чернигова // МИА. №11. М.-Л., 1949.
Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси. - М., 1948.
Сабурова М.А. Стоячие воротники и ожерелки в древнерусской одежде // Средневековая Русь.  М., 1976.
Сабурова М.А. Шерстяные головные уборы с бахромой из курганов вятичей // CЭ.  № 3, 1978.
Сабурова М.А. Погребальная древнерусская одежда и некоторые вопросы её типологии.// http://historylib.org/historybooks/B--A--Timoshchuk-Drevnosti-slavyan-i-Rusi/48
Степанова Ю.В. История древнерусского костюма.// http://xn--b1am3avp0a.xn--p1ai/publ/rus_odezhda_i_byt/istorija_drevnerusskogo_kostjuma_chast_2_stepanova_ju_v_kandidat_istoricheskikh_nauk/2-1-0-12
Степанова Ю.В. Элементы древнерусского костюма по письменным источникам XII-XV вв. и данные археологии // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 3(21). М., 2005.
Терещенко А. Быт русского народа.// http://krotov.info/libr_min/19_t/er/eschenko_1.htm









Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы:  Материалы к историко-этнографическому атласу. – М., 1986.// http://www.booksite.ru/ancient/reader/human_3_02.htm
Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы:  Материалы к историко-этнографическому атласу. – М., 1986.// http://www.booksite.ru/ancient/reader/human_3_02.htm
Там же.
Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы:  Материалы к историко-этнографическому атласу. – М., 1986.// http://www.booksite.ru/ancient/reader/human_3_02.htm
Арциховский А.В.. Одежда // Очерки русской культуры XIII-XV  вв. Ч.1. Материальная культура.  М., 1969. С. 234.
Сабурова М.А. Стоячие воротники и ожерелки в древнерусской одежде // Средневековая Русь.  М., 1976. С. 226.
Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М., 1978. С. 16.
Рыбаков Б.А. Русалии и бог Симаргл-Переплут // СА. № 2, 1967.
Степанова Ю.В. История древнерусского костюма.// http://xn--b1am3avp0a.xn--p1ai/publ/rus_odezhda_i_byt/istorija_drevnerusskogo_kostjuma_chast_2_stepanova_ju_v_kandidat_istoricheskikh_nauk/2-1-0-12
Левашова В.П. Венчики женского головного убора из курганов X-XII вв. // Славяне и Русь.  М., 1968. С. 115.
Степанова Ю.В. История древнерусского костюма.// http://xn--b1am3avp0a.xn--p1ai/publ/rus_odezhda_i_byt/istorija_drevnerusskogo_kostjuma_chast_2_stepanova_ju_v_kandidat_istoricheskikh_nauk/2-1-0-12
Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы:  Материалы к историко-этнографическому атласу. – М., 1986.// http://www.booksite.ru/ancient/reader/human_3_02.htm
Сабурова М.А. Шерстяные головные уборы с бахромой из курганов вятичей // CЭ.  № 3, 1978. С. 410.
Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы:  Материалы к историко-этнографическому атласу. – М., 1986.// http://www.booksite.ru/ancient/reader/human_3_02.htm
Там же.
Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы:  Материалы к историко-этнографическому атласу. – М., 1986.// http://www.booksite.ru/ancient/reader/human_3_02.htm
Маслова Г.С. Одежда // Этнография восточных славян. М., 1987. С. 716.
Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы:  Материалы к историко-этнографическому атласу. – М., 1986.// http://www.booksite.ru/ancient/reader/human_3_02.htm
Там же.
Рыбаков Б.А. Культура Древней Руси. – М., 1984.
Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы:  Материалы к историко-этнографическому атласу. – М., 1986.// http://www.booksite.ru/ancient/reader/human_3_02.htm
Там же.
Рыбаков Б.А. Древности Чернигова // МИА. №11. М.-Л., 1949. С. 38.
Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы:  Материалы к историко-этнографическому атласу. – М., 1986.// http://www.booksite.ru/ancient/reader/human_3_02.htm
Степанова Ю.В. Элементы древнерусского костюма по письменным источникам XII-XV вв. и данные археологии // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 3(21). М., 2005.
Там же.
Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к историко-этнографическому атласу. – М., 1986.// http://www.booksite.ru/ancient/reader/human_3_02.htm
Рыбаков Б.А. Культура Древней Руси. – М., 1984. С. 93.
Терещенко А. Быт русского народа.// http://krotov.info/libr_min/19_t/er/eschenko_1.htm
Терещенко А. Быт русского народа.// http://krotov.info/libr_min/19_t/er/eschenko_1.htm
Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к историко-этнографическому атласу. – М., 1986.// http://www.booksite.ru/ancient/reader/human_3_02.htm
Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к историко-этнографическому атласу. – М., 1986.// http://www.booksite.ru/ancient/reader/human_3_02.htm
Рыбаков Б.А. Культура Древней Руси. – М., 1984. С. 93.
Там же.
Терещенко А. Быт русского народа.// http://krotov.info/libr_min/19_t/er/eschenko_1.htm
Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси. - М., 1948. С. 141. 
Гринкова Н. Я. Родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту// СЭ. 1936. № 2. С. 21-34. 
Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX—XX вв. М., 1984. С. 8-155. 
Сабурова М.А. Погребальная древнерусская одежда и некоторые вопросы её типологии.// http://historylib.org/historybooks/B--A--Timoshchuk-Drevnosti-slavyan-i-Rusi/48












32

1. Арциховский А.В.. Одежда // Очерки русской культуры XIII-XV вв. Ч.1. Материальная культура. М., 1969.
2. Гринкова Н. Я. Родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту// СЭ. 1936. № 2.
3. Левашова В.П. Венчики женского головного убора из курганов X-XII вв. // Славяне и Русь. М., 1968.
4. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М., 1978.
5. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX—XX вв. М., 1984.
6. Маслова Г.С. Одежда // Этнография восточных славян. М., 1987.
7. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы:
Материалы к историко-этнографическому атласу. – М., 1986.// http://www.booksite.ru/ancient/reader/human_3_02.htm
8. Рыбаков Б.А. Русалии и бог Симаргл-Переплут // СА. № 2, 1967.
9. Рыбаков Б.А. Культура Древней Руси. – М., 1984.
10. Рыбаков Б.А. Древности Чернигова // МИА. №11. М.-Л., 1949.
11. Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси. - М., 1948.
12. Сабурова М.А. Стоячие воротники и ожерелки в древнерусской одежде // Средневековая Русь. М., 1976.
13. Сабурова М.А. Шерстяные головные уборы с бахромой из курганов вятичей // CЭ. № 3, 1978.
14. Сабурова М.А. Погребальная древнерусская одежда и некоторые вопросы её типологии.// http://historylib.org/historybooks/B--A--Timoshchuk-Drevnosti-slavyan-i-Rusi/48
15. Степанова Ю.В. История древнерусского костюма.// http://xn--b1am3avp0a.xn--p1ai/publ/rus_odezhda_i_byt/istorija_drevnerusskogo_kostjuma_chast_2_stepanova_ju_v_kandidat_istoricheskikh_nauk/2-1-0-12
16. Степанова Ю.В. Элементы древнерусского костюма по письменным источникам XII-XV вв. и данные археологии // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 3(21). М., 2005.
17. Терещенко А. Быт русского народа.// http://krotov.info/libr_min/19_t/er/eschenko_1.htm

История Древнерусского государства

курсы

ПРОГРАММА КУРСА "ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ"

(на основе федерального стандарта)

Введение

История как объект исследования. Цель, предмет, источники изучения истории. Основные принципы и методы исторического исследования. Значение изучения истории, история в жизни современного человека.

Общественное и историческое сознание. Человек, как главный герой истории. Факторы исторического процесса (природный, экономический, социальный, политический, духовный) и их содержание. Многомерность исторического процесса.

Основные подходы к изучению истории (материалистический, идеалистический и др.), важнейшие концепции исторического развития (формационная теория, понятие "способ производства азиатский", цивилизационный подход и др.).

Тема 1. Старая Русь

Понятие цивилизации, рождение цивилизаций древности. Происхождение и развитие славян: выделение славян, их расселение, отношения с соседними племенами; сельское хозяйство, жизнь и обычаи славян; уровень их политического развития. Верования славян. Термин "средние века" и его происхождение, основные отличия средневекового общества в России, в Западной Европе и на Востоке.

Возникновение Древнерусского государства - киевской руси: предпосылки формирования государства; норманнская и антинорманнская теории, роль варягов и других народов в создании государства; основные этапы формирования государства. Социальная структура древнерусского общества. Политический Древнерусского государства. Принятие христианства и его значение (необходимость выбора новой религии, причин выбора восточного варианта христианства; процесс христианизации России, период двоеверия; влияние новой религии в политической, социально-экономической и духовной жизни Руси). Отношения Древнерусского государства с соседними странами (Византия, Волжская Болгария, Западная Европа) и соседи-"варвары" (варяги, хазары, половцы и др.).

Раздробленность Древнерусского государства: экономические и политические причины раздробленности, модель; положительные и отрицательные эффект фрагментации; основные политические и экономические модели устройства княжеств периода раздробленности. Монголо-татарское нашествие и его влияние на Русь: причины монгольского нашествия и победы над русскими княжествами; формы зависимости русских земель от Великого Монгольского государства и Золотой Орды, изменение этой функции с течением времени; борьба Руси с нашествием и игом; политические, экономические, социальные и культурные последствия монголо-татарского нашествия и ига. Русь, как регион столкновения "западного" и "восточного" обществ и их культур.

Узнать стоимость работы