«Окаянные дни» Ивана Бунина. Его размышления о революции и гражданской войне

  • 17 страниц
  • 6 источников
  • Добавлена 06.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Отношение Бунина И.А. к революции и пролетарским вождям 4
2. Послереволюционный «новый мир» глазами Бунина 6
3. Бунин И. - защитник «белых» 9
4. Бунин и революционная деревня 10
6. Оценка Буниным российской интеллигенции в революции 13
Заключение 16
Список литературы 17
Фрагмент для ознакомления

Когда надежды Бунина И. на то, что немцы, Деникин или Колчак: уничтожат большевиков, растаяли, у него появилось страстное желание уехать из России: «Уезжать необходимо, не могу переносить этой жизни, – физически». В России даже родная речь стала чужой, «образовался совсем новый язык, сплошь состоящий из высокопарнейших восклицаний вперемешку с самой площадной бранью по адресу грязных остатков издыхающей тирании… Совершенно нестерпим большевистский жаргон».
Со слезами покидал Бунин родину, «плакал такими страшными и обильными слезами, которых даже представить себе не мог... плакал слезами лютого горя и какого-то болезненного восторга, оставив за собой и Россию и всю свою прежнюю жизнь, перешагнув новую русскую границу, вырвавшись из этого разливанного моря страшных, несчастных, потерявших всякий образ человеческий, буйно, с какой-то надрывной страстью орущих дикарей, которыми были затоплены все станции, где все платформы и пути от Москвы до самой Орши были буквально залиты рвотой и испражнениями».
«В апреле 1924 г. в «Руле» была обнародована произнесенная им в Париже речь «Миссия русской эмиграции», имевшая программное значение для всех, оказавшихся в изгнании. Вся речь проникнута призывом: не поддаваться ни соблазнам, ни окрикам, ни соглашаться на «похабный» мир с большевистской ордой: «Знаю, многие уже сдались, многие пали… Но все равно, останутся и такие, что не сдадутся никогда».
Заключение
«Окаянные дни» передают тот накал ненависти, которой горела Россия в дни революции. Это книга проклятий, расплаты и мщения и по темпераменту, желчи и ярости превосходит многое из написанного «белой публицистикой», потому что даже в ненависти Бунин остается великим писателем. Он сумел передать в «Окаянных днях» свою боль изгнанника. Внутренняя честность, чувство собственного достоинства, неспособность пойти на компромисс со своей совестью - все это, способствовало правдивому изображению действительности.
Бунин страстно желал видеть Россию сильной, красивой, независимой, а картина жизни колола ему глаза, убеждала в гибели страны. Для него приспособиться к новой России означало отказаться от самого себя, поэтому так категоричны его суждения в «Окаянных днях».
Судьба Бунина И. трагична, он так и не вернулся на родину. Встречавшийся с ним в Париже в 1949г. К.М. Симонов отметил, что «это был человек не только внутренне не принявший никаких перемен, совершенных в России Октябрьской революцией, но все еще никак не соглашавшийся с самой возможностью таких перемен, все еще не привыкший к ним как к историческому факту».
Бунин всю жизнь мысленно возвращался к революционному времени как к переломному моменту в своей личной жизни и в судьбе своей родины, часто заново переживал эти дни, до конца своей жизни не смирился со случившимся.

Список литературы
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996. – 157 с.
Бунин И.А. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. Т. 10. – М.: Воскресенье, 2006. – 584 с.
Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917–2000). - М.: Флинта: Наука, 2003. - 640 с.
Литвинова В.И. Окаянные дни в жизни И.А. Бунина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russofile.ru/articles/article_57.php
Личность и творчество И. Бунина: Антология / Составители Двинятина Т.М., Лапидус А.Я. – СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2001. – 1011 с.
Устами Буниных: Дневники. Т. 1. – Франкфурт-на-Майне: Посев, 1977. - 368 с.

Бунин И.А. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. Т. 10. / Миссия русской эмиграции. – М.: Воскресенье, 2006, с. 193
Личность и творчество И. Бунина: Антология / Составители Двинятина Т.М., Лапидус А.Я. – СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2001, с. 648
Литвинова В.И. Окаянные дни в жизни И.А. Бунина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russofile.ru/articles/article_57.php
Литвинова В.И. Окаянные дни в жизни И.А. Бунина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russofile.ru/articles/article_57.php

Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 43
Бунин И.А. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. Т. 10. / Миссия русской эмиграции. – М.: Воскресенье, 2006, с. 189-190
Бунин И.А. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. Т. 10. / Миссия русской эмиграции. – М.: Воскресенье, 2006, с. 191
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 37
Бунин И.А. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. Т. 10. / Миссия русской эмиграции. – М.: Воскресенье, 2006, с. 192
Бунин И.А. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. Т. 10. / Миссия русской эмиграции. – М.: Воскресенье, 2006, с. 193
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 11
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 25
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 53
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 10
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 27
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 28
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 25
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 42
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 29
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 13
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 72
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 42
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 55
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 67
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 136-137
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 67
Устами Буниных: Дневники. Т. 1. – Франкфурт-на-Майне: Посев, 1977, с. 160-161
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 60
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 63
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 57
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 57
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 103-104
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 40
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 62
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 72
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 34
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 58
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 59
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 89
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 59
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 70
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 31
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 6
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 6
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 8
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 34
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 65
Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996, с. 150-151
Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917–2000). - М.: Флинта: Наука, 2003, с. 104.
Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917–2000). - М.: Флинта: Наука, 2003, с. 104












2

1. Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Памятники исторической мысли, 1996. – 157 с.
2. Бунин И.А. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. Т. 10. – М.: Воскресенье, 2006. – 584 с.
3. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917–2000). - М.: Флинта: Наука, 2003. - 640 с.
4. Литвинова В.И. Окаянные дни в жизни И.А. Бунина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russofile.ru/articles/article_57.php
5. Личность и творчество И. Бунина: Антология / Составители Двинятина Т.М., Лапидус А.Я. – СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2001. – 1011 с.
6. Устами Буниных: Дневники. Т. 1. – Франкфурт-на-Майне: Посев, 1977. - 368 с.

Январь и февраль 1917 года Бунин жил в Москве. Февральскую революцию и продолжающуюся первую мировую войну писатель воспринимал как страшные признаки национальной крушения. Лето и осень 1917 года Бунин провел в деревне, все время, тратя на чтение газет, и я наблюдал, все больше и больше волна революционных событий. 23 октября Иван Алексеевич с женой, уехал в Москву. Пошел в Москве в 1918 году , он два года живет в Одессе, где в это время была белая армия.

Предел чувствительности, честность и порядочность Бунина, его чувство независимости, собственного достоинства, неспособность лгать, притворяться, идти на компромисс со своей совестью и своими убеждениями - все это было жестоко попрано в хаосе гражданской войны.

Октябрьскую революцию Бунин проклял, да еще и с такой ненавистью, может, как никто другой. В пору братоубийственной гражданской войны он занял недвусмысленную позицию противника большевизма. Но следует отметить, что Бунин не были заняты непосредственно в политической борьбе, не был членом ни одной политической группировке и большевик эксплуатацию отверг не столько с идеологической, сколько с моральной, эстетической, эмоциональной стороны, оставаясь, прежде всего, независимым от любой идеологии художника. Бунин не принадлежит героических фигур русского литературного движения, гражданская позиция были двойственными: не, если вы собираетесь свергать существующих фундаментов, он страдал, мерзостей, порожденных этими традициями. Наплывы скучаю по социальному переустройству человеческого общества Бунин если и опытный, в далекой молодости, даже тогда, достаточно мимолетное. И я соглашаюсь с Б. Костелянцем, когда в предисловии к книге стихотворений Бунина тот утверждает: "Для Бунина-поэта, человек всегда оставался больше "пространства", чем конкретно-социальные единицы. Он не верил в возможность изменить что-либо в человеческих отношениях путем активного, революционного разрушения старых социальных форм жизни и замены их новыми" Костелянец Б. Иван Бунин - поэт. / Иван Бунин. Стихи. "Библиотека поэта", М. сек. L., 1961. - С. 44-45..

Однако, Бунин стремился понять события 1917-1919 годов в аспекте мировой истории, русской и европейской, которую новые хозяева не знали и не хотели знать, и которую нельзя забывать потомкам. Необходимость перемен он сознавал, накануне революции хотел скорейшего преображения жизни, ее обновления, говорил племяннику литератору Н. И. Пушешникову, что в глубине души верил, "что революция для нас спасение и что новый сервис приведет к процветанию государства"; сказал, что в распутинское время "жаждал революции". "Одесский листок", 1919, №. 127, 25 сентября - 8 октября.

Узнать стоимость работы