Управление системой здравоохранения в регионе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 4141 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 09.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 4
1 Теоретические основы управления системой здравоохранения в регионе 6
1.1 Региональный уровень управления 6
1.2 Нормативно-правовые основы управления системой здравоохранения в регионе 7
2 Анализ управления системой здравоохранения в Новосибирской области 11
2.1 Система управления здравоохранением на уровне Новосибирской области 11
2.2 Результаты управления системой здравоохранения 14
3 Совершенствование управления системой здравоохранения в Новосибирской области 23
3.1. Проблемы системы управления здравоохранением на региональном уровне 23
3.2. Реорганизация системы управления системой здравоохранения в Новосибирской области на базе профилактической модели 26
Заключение 37
Список использованных источников 40
Фрагмент для ознакомления

Данная система более наглядно представлена на рис. 3.1


















Рисунок 3.1 - Профилактическая модель системы управления здравоохранением Новосибирской области

Основными направлениями работы муниципальных АПУ являются регулярное обследование, учет, диспансерное наблюдение и лечение больных заболеваниями, в значительной мере обусловленными образом жизни (рис. 3.2).





































Рисунок 3.2 - Схема взаимодействия центров здоровья в системе управления здравоохранением Новосибирской области

Принципиальную схему взаимодействия с заинтересованными социальными институтами и основные задачи регионального органа управления здравоохранением в сфере охраны здоровья населения, представленные следующим образом (рис. 3.3).
Низменная система управления здравоохранением в регионе представлена на рисунке 3.4.



















































Рисунок 3.4 - Схема системе управления здравоохранения Новосибирской области
Данная концепция было опробована в г. Братске. Результатом функционирования предложенной модели стал рост на 15% числа посещений в поликлинику на одного жителя, в том числе с целью профилактики. Как следствие, достигнуто снижение уровня запущенности злокачественных новообразований на 2,3% (при росте этого показателя в целом по Новосибирской области на 1,3%) и снижение уровня госпитализации населения г. Братске на 18% (на фоне противоположной тенденции в регионе).
Реализация концептуальной модели оптимизации регионального здравоохранения в области охраны здоровья населения (межведомственное взаимодействие здравоохранения с другими социальными институтами; мероприятия, направленные на снижение уровня предотвратимой смертности; реализация региональных целевых программ; модернизация и структурная реорганизация здравоохранения; мониторинг эффективности системы охраны здоровья населения) позволяет повысить эффективность системы здравоохранения в области охраны здоровья населения, снижения предотвратимой смертности, профилактики и формирования здорового образа жизни населения.
Таким образом, реализация приоритетных направлений снижения предотвратимой смертности населения, внедрение профилактической модели здравоохранения на региональном уровне, реализация концептуальной модели оптимизации регионального здравоохранения в области охраны здоровья населения позволят снизить уровень предотвратимой смертности, повысить эффективность мероприятий по охране здоровья, профилактике заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни населения, и формированию здорового образа жизни, организации оказания медицинской помощи и, как следствие, уровень общественного здоровья.

Заключение

Проведенный анализ проблем управления региональным здравоохранением в Новосибирской области позволяли выделить следующие основные:
провалы современной административной вертикали управления здравоохранением Новосибирской области;
ограниченность на региональном уровне у органа управления здравоохранением Новосибирской области свободных экономических рычагов воздействия на муниципальные органы управления для реализации программ в сфере охраны здоровья;
фактическое отсутствие эффективного процесса совместного управления здравоохранением региональным и муниципальными органами власти Новосибирской области ставит барьеры процесса повышений эффективности управления;
ограниченность возможности современной информационно-аналитической системы на уровне Новосибирской области для осуществления текущего мониторинга показателей здоровья населения области и эффективной обратной связи в системе принятия управленческих решений в сфере регионального здравоохранения;
несогласованные индикаторы оценки эффективности деятельности ЛПУ;
фактическое отсутствие постоянно функционирующей системы мониторинга удовлетворенности населения Новосибирской области объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг;
отсутствие координации в вопросах организации медицинского обслуживания между ведомствами, имеющими собственную сеть медицинских учреждений и региональными органами управления здравоохранением;
отсутствие эффективных механизмов контроля качества медицинской помощи, оказываемой частными медицинскими организациями.
Для преодоления данных проблем следует реорганизовать систему управления здравоохранения Новисибирской области на основе концепции профилактическая модель муниципального здравоохранения. Концепция профилактической модели управления системой управления здравоохранения Новисибирской области строится на трехуровневой базе:
1) Первым уровнем профилактической модели управления системой управления здравоохранения Новисибирской области является социальный уровень системы профилактики нарушений здоровья населения области, обусловленных такими факторами воздействия как:
образом жизни всего населения региона,
развитие системы учреждений и организации в сфере здорового образа жизни населения региона,
развитие системы физической культуры и спорта региона,
развитие системы образования региона,
реализация молодежной политики региона,
деятельность общественных организаций и СМИ региона.
Основным направлением деятельности системы управления здравоохранения Новисибирской области на этом уровне являются использование современных управленческих технологий для эффективного формирования позитивной установки у населения региона по следующим базовым пунктам:
внимательное отношение к своему здоровью;
формирование адекватной модели социального и физического поведения;
отказ от вредных привычек.
2) Вторым уровнем профилактической модели управления системой управления здравоохранения Новисибирской области является медико-социальный уровень системы профилактики нарушений здоровья населения области, предполагающим формирование сети муниципальных центров здоровья населения региона. Основным направлением деятельности системы управления здравоохранения Новисибирской области на этом уровне являются:
мониторинг индикаторов реального уровня здоровья населения региона и его динамику в течение года,
проведение мероприятий по профилактики заболеваний, которые во многом обусловленные фактическим образом жизни населений поднадзорных территорий,
реализация мероприятий по формированию и поддержанию здорового образа жизни населений поднадзорных территорий, в том числе и удовлетворение сложившейся потребности в своевременном информирование медицинских работников на поднадзорный территории о текущих проблемах.
3) Третий уровнем профилактической модели управления системой управления здравоохранения Новисибирской области представлен двумя подуровнями:
непосредственно медицинский подуровень - ПМСП (муниципальные АПУ);
подуровень медицинской и немедицинской помощью (подростковые центры, центры охраны репродуктивного здоровья, геронтологические центры, негосударственные организации).
Список использованных источников

Авксентьев В.А. Российские регионы в зеркале конфликтологической экспертизы / В.А.Авксентьев, Г.Д.Гриценко, А.В.Дмитриев // Вестн. Рос. акад. наук. - 2009. - Т.79, N 5. - С.397-402.
Александрова О.Ю. Перспективы формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан // Главврач. - 2010. - № 3.
Атаманчук, Г. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика 2-е изд, доп. М. : Изд-во РАГС, 2008. - 310 с.
Багненко, С.Ф. Административная реформа и здравоохранение [Текст] / С.Ф. Багненко, В.В. Стожаров, А.В. Кириллов, В.А. Федотов // Скорая медицинская помощь. – 2010. – № 4. – стр.10-16.
Беркутов, А.М. Современные тенденции и проблемы управления здоровьем [Текст] / А.М. Беркутов, Ю.Б. Кириллов, Е.М. Прошин // Вестник новых медицинских технологий. – 2009. – № 3-4. – стр.92-104.
Волкова Н.С. Модернизация здравоохранения и совершенствование статуса его учреждений // Журнал российского права, 2009 №4.
Герасименко Н.Ф. Проблемы и перспективы формирования законодательной базы в области охраны здоровья на федеральном и региональном уровнях // Управление здравоохранением. - 2009. - № 3.
Дэлиева, Г.Х., ОМС – основное направление реформирования российского здравоохранения [Текст] / Г.Х.Дэлиева, О.Г.Соловьева // Здравоохранение.– 2010.– № 3.– стр. 16.
Исакова, Л.Е. О реорганизации системы обязательного медицинского страхования [Текст] // Экономика здравоохранения.– 2009.– № 6,– стр. 29-40.
Основные показатели здоровья населения и здравоохранения Сибирского федерального округа в 2012 году. Сборник статистических и аналитических материалов. Выпуск 12 [Текст] / под общ. редакцией к.м.н. О.В.Стрельченко – Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет», 2013. – 332с.
Современные проблемы эффективности управления здравоохранением: Материалы научно-практической конференции с международным участием. [Текст] / Под ред. академика РАМН, профессора Вялкова А.И. — М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО». — 2012. — 329 с.
Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Разграничение общих и частных отношений органов управления здравоохранением с учреждениями здравоохранения [Текст] // Главврач. 2011. N 11. С. 18 – 23.
Стеценко С.Г. Платные медицинские услуги: актуальные вопросы юридической регламентации [Текст] // Медицинское право. 2008. N 1.
Тихомиров А.В. Здравоохранение: Правовые аспекты [Текст] // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. N 2. С. 12.
Цыцорина И.А., Гусев М.В., Шалыгина Л.С., Иванинский О.И., Шарапов И.В., Комисарова Т.В. Управление качеством на основе стандартизации стационарной медицинской помощи [Текст] / Под ред. Е.А. Финченко / Методические рекомендации.- Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ.- 2011.- 26 с.
Ямщиков, А.С. Экономические аспекты управления здравоохранением на муниципальном уровне. [Текст] / А.С. Ямщиков – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2009.
Якубовский Д. Теоретическая основа, правовая природа и содержание понятия «местное самоуправление» // Государство и право. 2011. - № 6. - С. 81-97












34





41



Администрация муниципального района (городского округа) Новосибирской области


Частные организации

Муниципальные АПУ

Муниципальные центры
здоровья

Средства массовой информации

Общественные организации

Муниципальные центры
(охраны репродуктивного
здоровья, геронтологические,
охраны здоровья детей
и подростков)

Организации культуры и спорта

Органы управления муниципальных образований

Муниципальный центр здоровья

Отделение восстановительного лечения

Отделение профилактики
и охраны здоровья


Органы управления, учреждения и организации образования

Органы управления, учреждения и организации культуры

Органы управления, учреждения и организации социальной защиты

Органы управления, учреждения и организации молодежной политики

Органы управления, учреждения и организации здравоохранения

Муниципальные специализированные центры

Муниципальные поликлиники

Средства массовой информации

Общественные организации

Предполагаемые результаты

Снижение смертности населения (предотвратимой смертности населения)

Повышение уровня здоровья
населения (личного и общественного)

Межведомтвенное взаимодействие с другими
социальными институтами

Критерии эффективности
(процессные, социологические,
экспертные)


Мониторинг эффективности системы охраны здоровья населения

Органы управления, учреждения
и организации субъекта РФ
(образования, культуры,
молодежной политики, соцзащиты и др.)


Создание муниципальных центров Здоровья (районных и межрайонных)

Федеральные службы в субъекте РФ (Росстат, Росдрав., Роспотребнадзор)

финансовые, экологические показатели, показатели
формирования здорового образа жизни, медико-демографические показатели, показатели предотвратимой смертности населения

Улучшение материально-технической базы, информатизация, стандартизация (кардиология, сердечно-сосудистая хирургия, нейрохирургия;
онкология; травматология; токсикология; фтизиатрия; наркология
и психиатрия)

Профилактическая направленность
Программ (формирование здорового образа жизни, охрана материнства и детства, кардиология, онкология, фтизиатрия, наркология и психиатрия и др.)

Рисунок 3.3 – Предложения по совершенствованию система управления здравоохранением Новосибирской области

Создание муниципальных консультативно-диагностических
центров (КДЦ) на базе крупных больниц. Создание региональных
специализированных центров (РСЦ) на базе федеральных, региональных и крупных муниципальных больниц


Реорганизация муниципальных АПУ: создание ОВП, медицинского, информационного, профилактического, патронажного, реабилитационного блоков

Создание регионального
информационно-аналитического центра охраны здоровья на базе регионального МИАЦ

Лечение заболеваний

Ранняя диагностика заболеваний

Профилактика заболеваний

Инвестиции

Повышение доступности,
своевременности и качества
медицинской помощи на уровне ПСМП

Негосударственные организации

Модернизация
здравоохранения

Реализация региональных
долгосрочных целевых
программ

Структурная реорганизация
здравоохранения в области охраны здоровья населения

Мероприятия, направленные на снижение предотвратимой
смертности населения

Направления совершенствования системы управления здравоохранением Новосибирской области

Министерство здравоохранения Новосибирской области

Информационно-аналитический центр охраны здоровья Новосибирской области

Центр медицинской профилактики области

Органы управления, учреждения
и организации здравоохранения

Федеральная служба по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека в субъекте
РФ

Федеральная служба по надзору
в сфере здравоохранения
и социального развития в субъекте РФ

Средства массовой
информации

Комитет по экологии и охране
природных ресурсов администрации субъекта РФ

Органы управления, учреждения
и организации культуры

Органы управления, учреждения
и организации образования

Органы управления, учреждения
и организации молодежной политики


Муниципальные центры здоровья

Органы управления, учреждения
и организации социальной защиты

Общественные организации

Частные медицинские и
немедицинские организации

Администрация Новосибирской области

Список использованных источников

1. Авксентьев В.А. Российские регионы в зеркале конфликтологической экспертизы / В.А.Авксентьев, Г.Д.Гриценко, А.В.Дмитриев // Вестн. Рос. акад. наук. - 2009. - Т.79, N 5. - С.397-402.
2. Александрова О.Ю. Перспективы формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан // Главврач. - 2010. - № 3.
3. Атаманчук, Г. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика 2-е изд, доп. М. : Изд-во РАГС, 2008. - 310 с.
4. Багненко, С.Ф. Административная реформа и здравоохранение [Текст] / С.Ф. Багненко, В.В. Стожаров, А.В. Кириллов, В.А. Федотов // Скорая медицинская помощь. – 2010. – № 4. – стр.10-16.
5. Беркутов, А.М. Современные тенденции и проблемы управления здоровьем [Текст] / А.М. Беркутов, Ю.Б. Кириллов, Е.М. Прошин // Вестник новых медицинских технологий. – 2009. – № 3-4. – стр.92-104.
6. Волкова Н.С. Модернизация здравоохранения и совершенствование статуса его учреждений // Журнал российского права, 2009 №4.
7. Герасименко Н.Ф. Проблемы и перспективы формирования законодательной базы в области охраны здоровья на федеральном и региональном уровнях // Управление здравоохранением. - 2009. - № 3.
8. Дэлиева, Г.Х., ОМС – основное направление реформирования российского здравоохранения [Текст] / Г.Х.Дэлиева, О.Г.Соловьева // Здравоохранение.– 2010.– № 3.– стр. 16.
9. Исакова, Л.Е. О реорганизации системы обязательного медицинского страхования [Текст] // Экономика здравоохранения.– 2009.– № 6,– стр. 29-40.
10. Основные показатели здоровья населения и здравоохранения Сибирского федерального округа в 2012 году. Сборник статистических и аналитических материалов. Выпуск 12 [Текст] / под общ. редакцией к.м.н. О.В.Стрельченко – Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет», 2013. – 332с.
11. Современные проблемы эффективности управления здравоохранением: Материалы научно-практической конференции с международным участием. [Текст] / Под ред. академика РАМН, профессора Вялкова А.И. — М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО». — 2012. — 329 с.
12. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Разграничение общих и частных отношений органов управления здравоохранением с учреждениями здравоохранения [Текст] // Главврач. 2011. N 11. С. 18 – 23.
13. Стеценко С.Г. Платные медицинские услуги: актуальные вопросы юридической регламентации [Текст] // Медицинское право. 2008. N 1.
14. Тихомиров А.В. Здравоохранение: Правовые аспекты [Текст] // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. N 2. С. 12.
15. Цыцорина И.А., Гусев М.В., Шалыгина Л.С., Иванинский О.И., Шарапов И.В., Комисарова Т.В. Управление качеством на основе стандартизации стационарной медицинской помощи [Текст] / Под ред. Е.А. Финченко / Методические рекомендации.- Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ.- 2011.- 26 с.
16. Ямщиков, А.С. Экономические аспекты управления здравоохранением на муниципальном уровне. [Текст] / А.С. Ямщиков – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2009.
17. Якубовский Д. Теоретическая основа, правовая природа и содержание понятия «местное самоуправление» // Государство и право. 2011. - № 6. - С. 81-97

Вопрос-ответ:

Какими основными нормативно-правовыми актами регулируется управление системой здравоохранения в регионе?

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими управление системой здравоохранения в регионе, являются федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «О здравоохранении граждан»

Какой уровень управления преобладает в системе здравоохранения на региональном уровне?

В системе здравоохранения на региональном уровне преобладает уровень регионального управления, где основными органами управления являются министерство здравоохранения региона и региональное управление здравоохранением

Каковы результаты управления системой здравоохранения в Новосибирской области?

Результаты управления системой здравоохранения в Новосибирской области достаточно положительные. В области достигнуты хорошие показатели по смертности населения, снижение заболеваемости определенными заболеваниями, а также улучшение качества и доступности медицинской помощи для населения

Какие нормативные документы регулируют систему управления здравоохранением в Новосибирской области?

Систему управления здравоохранением в Новосибирской области регулируют нормативные документы, такие как «Концепция развития системы здравоохранения Новосибирской области», «Программа социально-экономического развития Новосибирской области» и другие

Как можно совершенствовать управление системой здравоохранения в Новосибирской области?

Для совершенствования управления системой здравоохранения в Новосибирской области можно применить такие меры, как улучшение координации работы различных организаций здравоохранения, внедрение современных информационных технологий и цифровизации системы, повышение качества медицинского образования и др.

Какие теоретические основы управления системой здравоохранения в регионе?

Теоретическими основами управления системой здравоохранения в регионе являются различные управленческие теории и концепции, такие как системный подход, теория планирования и контроля, теория организаций, теория управления рисками и другие. Эти теории и концепции помогают разрабатывать стратегии, оптимизировать процессы, контролировать выполнение задач и решать проблемы, связанные с управлением системой здравоохранения в регионе.

Какие нормативно-правовые основы управления системой здравоохранения в регионе?

Нормативно-правовые основы управления системой здравоохранения в регионе включают законы, постановления, распоряжения и другие правовые акты, которые регламентируют порядок организации и функционирования системы здравоохранения. В этих актах устанавливаются правила и нормы, касающиеся организации медицинской помощи, финансирования, контроля качества, обеспечения доступности медицинских услуг и другие вопросы, регулирующие деятельность системы здравоохранения в регионе.