Сравнительный анализ института высшего образования в России и Китае

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 2020 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 13.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Сравнительный анализ института высшего образования в России и Китае 4
Заключение 22
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления

В результате проведения реформ в области образования студенты стали намного свободнее в выборе профессии , а университеты получили большую самостоятельность в установлении и регулировании перечня специальностей в зависимости от потребностей общества , а также в праве на увеличение количества студентов . В гибкой политике относительно числа студентов еще один положительный момент . Постепенное увеличение приема должно смягчить проблему трудоустройства . Правительство декларирует : чем большее количество школьников будут привлечены в вузы , тем меньше останется тех , кто нуждается в срочном трудоустройства. А через три - четыре года , в условиях развития экономики и ослабление глобального экономического кризиса , проблему безработицы планируют в основном решить . Трудоустройство бывших студентов находится в центре внимания правительства и всего общества Китая , поскольку от качества кадров зависит модернизация и развитие страны [9].Система образования в Китае часто квалифицируют как «прагматичную», «эгалитарную» , «демократическую» , к этим определениям надо добавить слово «селективная» . Вероятность добраться до более высоких ступеней образования для среднего китайца невелика: в результате эту возможность реализуют лишь наиболее способные ученики . Вступление же в ВУЗ - настоящий праздник для талантливого выпускника средней школы высшей ступени : конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место. Одаренные дети и молодые люди в Китае , как правило , пользуются различными льготами при продвижении образовательными « ступеньками» . К их услугам - государственные стипендии , субсидии предприятий , организаций и т.п. [10].За обучение в Китае должны платить все студенты. Срок обучения в вузах - четыре -пять лет ( бакалавриат ) . После успешного завершения этого этапа выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени « бакалавр» . Контроль знаний в вузах Китая осуществляется в экзаменационной форме , зачетов нет. Экзамены проводят письменно (в форме тестов) по каждому предмету , на ответы отводят примерно 2:00 часа . Вопросы для подготовки заранее не предоставляют. Предметы делятся на обязательные и факультативные. На каждый предмет в учебном плане отведено определенное количество пар. Если за семестр набрано достаточное количество баллов, то студента переводят на следующий курс . В вузах Китая нет такой формы обучения как семинары , за исключением таких предметов , как , например , английский язык . В Китае выдают общий для всех вузов учебник по каждому предмету , и только он рекомендован Министерством образования . Есть и другие учебники , но базовый - только один.Кроме того , в Китае быстрыми темпами развивается высшее профессиональное образование и высшее образование на основе экстерна . К сведению : в 2012 году функционировали порядка 100 профессионально-технических институтов . А количество граждан , принимаемых для получения высшего образования экстерном , достигло 13 млн. в год. По нашему мнению, сегодня исходя из положительного китайского опыта систем высшего образования, в России необходимо новая модель данной системы. Такая модель предусматривает формирование новой концепции государственного управления в системе социального партнерства в сфере высшего образования, сориентированного на новую философию образования и управления, инновационное развитие общества, которое сосредоточивает государственную политику на таких направлениях:1) формирование нормативно правовых принципов для инновационного образования и интеграции образования, науки и производства;2) финансирование приоритетных направлений инновационного развития и соответствующее формирование государственного заказа на выпускников высшей школы;3) оптимизация сети учебных заведений;4) создание инновационной инфраструктуры и инновационного менеджмента высшего образования;5) стимулирование инновационной научной деятельности в высших учебных заведениях. Считаем, что основные проблемные вопросы, которые появляются перед органами государственного управления в рамках партнерских отношений, касаются:совершенствование законодательства;формирование требований к конкурентоспособности ВНЗ;распределению государственных средств для тех направлений подготовки специалистов, которые принесут максимальную экономическую выгоду и будут отвечать реальным потребностям рынка труда;разработки национальных проектов в отрасли образования;развитию оптимальной сети высшего профессионального и дополнительного и последипломного образования; системного подхода в разработке общей стратегии высококачественной подготовки специалистов, которые отвечают международным стандартам; информатизации системы образования, создания системы электронных учебных ресурсов; обеспечение социальной защиты участников учебного процесса;качественной подготовки будущих управленцев.ЗаключениеОсновной формой получения определенного образовательно-квалификационного уровня в России является дневная (стационарная) форма учебы. Организация учебного процесса на дневной (стационарной) форме учебы высшим заведением образования осуществляется с отрывом от производства.Вечерняя и заочная (дистанционная) формы организуются для тех лиц, которые не имеют возможности учиться с отрывом от своей основной профессиональной деятельности. Для таких лиц действующим законодательством предусмотрены определенные льготы.Особенной формой учебы является экстернат. Эта форма учебы дает возможность лицам, которые имеют соответствующий образовательно-квалификационный уровень, получить определенный уровень образования или квалификации путем самостоятельного изучения учебных дисциплин и сдачи в высшем заведении образования зачетов, экзаменов и других форм итогового контроля, предусмотренных учебным планом. Для России характера во много старая традиционная форма советского высшего образования. Учебный год состоит из двух полугодий с аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов. Занятия проходят в форме лекций, практических и лабораторных занятий, семинаров и др. При этом осуществляется межсеместровый контроль, который в основном служит формой допуска к сессии – проходят два раза в год: зимой и летом. Система высшего образования в Китае подобна европейской: продолжительность обучения на бакалавриате составляет 4 года, на магистратуре - 2 года. Иностранные студенты также могут использовать как базу образование, полученное ими на родине. Например, закончив бакалавриат в России, студент может поступать на магистерские программы в китайских вузах. Контроль знаний в вузах Китая осуществляется в экзаменационной форме , зачетов нет. Экзамены проводят письменно (в форме тестов) по каждому предмету , на ответы отводят примерно 2:00 часа . Вопросы для подготовки заранее не предоставляют. Предметы делятся на обязательные и факультативные. На каждый предмет в учебном плане отведено определенное количество пар. Если за семестр набрано достаточное количество баллов, то студента переводят на следующий курс . В вузах Китая нет такой формы обучения как семинары , за исключением таких предметов , как , например , английский язык .По нашему мнению, сегодня исходя из положительного китайского опыта систем высшего образования, в России необходимо новая модель данной системы. Такая модель предусматривает формирование новой концепции государственного управления в системе социального партнерства в сфере высшего образования, сориентированного на новую философию образования и управления, инновационное развитие общества, которое сосредоточивает государственную политику на таких направлениях:1) формирование нормативно правовых принципов для инновационного образования и интеграции образования, науки и производства;2) финансирование приоритетных направлений инновационного развития и соответствующее формирование государственного заказа на выпускников высшей школы;3) оптимизация сети учебных заведений;4) создание инновационной инфраструктуры и инновационного менеджмента высшего образования;5) стимулирование инновационной научной деятельности в высших учебных заведениях. Список литературы1. Закон КНР «Об образовании» (1995-3-181). 2. Закон КНР «Об высшем образовании» (1998-08-29). 3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (№68 от 10.07.2012). 4. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об высшем и послевузовском профессиональном образовании» (12002-06-25). 5. Об утверждения федеральной программы развития образования (2000-04-10). 6. Программа реформы и развитие народного образования в КНР (1993-02-13). 7. Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996-08-22).8. Лю Вэньцюань. Педагогические подходы к организации образования в России и Китае (сравнительный анализ): автореф. дисс. … канд. пед. наук. Иркутск, 2012. 23 с. 9. Машкина О.А. Китайский вызов: перспективы инновационного развития и возможности образования / Природа и общество: на пороге метаморфоз. Серия «Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России». Под ред. Кульпина-Губайдуллина Э.С. Вып. XXXIV. М.: «ИАЦ Энергия», 2010. С. 225-237. 10. Миняева Н.М. Взгляд на самообразовательную деятельность студента в аспекте новых образовательных стандартов. Инноватика и аксиология в университетском образовании. – http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf8/s21.pdf. 11. Чэнь Чжаомин. Высшая средняя школа Китая в условиях современных реформ образования: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Чита, 2011. 25 с.

Список литературы

1. Закон КНР «Об образовании» (1995-3-181).
2. Закон КНР «Об высшем образовании» (1998-08-29).
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (№68 от 10.07.2012).
4. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об высшем и послевузовском профессиональном образовании» (12002-06-25).
5. Об утверждения федеральной программы развития образования (2000-04-10).
6. Программа реформы и развитие народного образования в КНР (1993-02-13).
7. Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996-08-22).
8. Лю Вэньцюань. Педагогические подходы к организации образования в России и Китае (сравнительный анализ): автореф. дисс. … канд. пед. наук. Иркутск, 2012. 23 с.
9. Машкина О.А. Китайский вызов: перспективы инновационного развития и возможности образования / Природа и общество: на пороге метаморфоз. Серия «Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России». Под ред. Кульпина-Губайдуллина Э.С. Вып. XXXIV. М.: «ИАЦ Энергия», 2010. С. 225-237.
10. Миняева Н.М. Взгляд на самообразовательную деятельность студента в аспекте новых образовательных стандартов. Инноватика и аксиология в университетском образовании. – http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf8/s21.pdf.
11. Чэнь Чжаомин. Высшая средняя школа Китая в условиях современных реформ образования: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Чита, 2011. 25 с.

Вопрос-ответ:

Каковы основные различия в системе высшего образования между Россией и Китаем?

Основное различие заключается в организации учебного процесса. В России преобладает трехуровневая система высшего образования, которая включает бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. В Китае же применяется двухуровневая система, включающая бакалавриат и магистратуру. Кроме того, в Китае большее внимание уделяется обучению на практике и проведению исследований.

Какие изменения произошли в области образования после реформ в России и Китае?

В результате проведения реформ в области образования студенты стали более свободными в выборе профессии, а университеты получили большую самостоятельность в установлении и регулировании перечня специальностей. Кроме того, университеты получили право на увеличение количества студентов. Это способствовало более гибкой политике образования и улучшению качества подготовки специалистов.

Каким образом образовательные потребности общества учитываются в системе высшего образования России и Китая?

В России и Китае образовательные потребности общества учитываются при установлении и регулировании перечня специальностей, которые предлагают университеты. В зависимости от потребностей общества университеты могут вносить изменения в перечень специальностей и открывать новые направления обучения. Это позволяет образовательной системе быть более гибкой и адаптированной к современным потребностям.

Какие преимущества есть у студентов в системе высшего образования России и Китая?

В системе высшего образования России и Китая студенты имеют возможность свободно выбирать профессию и специальность, которую они хотят изучать. Кроме того, они получают доступ к современным знаниям и технологиям, а также могут участвовать в научных исследованиях и практической деятельности. В целом, система высшего образования предоставляет студентам широкие возможности для профессионального и личностного развития.

Какие различия между системой высшего образования в России и Китае?

В системе высшего образования России и Китая есть несколько различий. В России студенты имеют большую свободу выбора профессии и специальности, тогда как в Китае университеты имеют большую роль в определении перечня специальностей. Также, в России университеты имеют большую самостоятельность в установлении правил и регуляции образовательного процесса, в то время как в Китае государство играет более активную роль в контроле и регулировании университетских программ.

Какие преимущества и недостатки имеет система высшего образования в России?

Система высшего образования в России имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ можно отметить большую свободу выбора профессии и специальности для студентов, а также большую самостоятельность университетов в регулировании образовательного процесса. Однако, недостатком может быть отсутствие строгого контроля со стороны государства, что иногда приводит к снижению качества образования и недостаточной подготовке выпускников для рынка труда.

Какие преимущества и недостатки имеет система высшего образования в Китае?

В системе высшего образования Китая есть и свои преимущества, и недостатки. Среди преимуществ можно выделить активную роль государства в контроле и регулировании университетских программ, что обеспечивает стандартизацию и высокое качество образования. Однако, недостатком может быть ограничение свободы выбора специальности для студентов, так как перечень специальностей определяется университетами.

Какова роль государства в системе высшего образования России?

В системе высшего образования России государство играет роль контролера и регулятора. Оно устанавливает правила и стандарты образования, определяет перечень специальностей и аккредитует университеты. Однако, университеты также имеют значительную самостоятельность в принятии решений о своей деятельности и разработке учебных программ.

Какие реформы провели в России и Китае в области образования?

В результате проведения реформ в области образования студенты стали намного свободнее в выборе профессии, а университеты получили большую самостоятельность в установлении и регулировании перечня специальностей в зависимости от потребностей общества, а также в праве на увеличение количества студентов.