Буддизм как образ жизни: история и современность.

  • 20 страниц
  • 14 источников
  • Добавлена 20.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ БУДДИЗМА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУДДИЗМА 5
ГЛАВА 2. БУДДИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ (Э. ФРОММ) 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Фрагмент для ознакомления

В буддизме сформировались два направления - Хинаяна – малая колесница, самоназвание – тхеравада (учение старейших) и Махаяна – великая колесница. Хинаяна в качестве религиозного идеала признает архата (достойного), то есть святого, полностью следующего монашеским обетам и предписаниям и достигшего нирваны. Нирвана достигается индивидуально и лишь благодаря собственным усилиями. Миряне же заботятся о сангхе и улучшают свою карму. Молитвы – формы культа являются по сути мемориальными актами, главная цель которых заключается в почтении памяти учителя. Хинаяна ориентирована на монашеский образ жизни.
Идеал Махаяны – «бодхисаттва (тот, чья сущность – просветление), то есть святой, достигший высшего пробуждения и обретший состояние будды, но отказавшийся от вступления в окончательную нирвану (паринирвану) во имя спасения всех живых существ. Они обладают великим состраданием и посвящают свою жизнь всем живущим на земле».
Если мы обратимся к антропологической концепции А. Кребера, то увидим, что буддизм по сути представляет собой ценностную культуру, то есть, систему представлений и идей о желаемом. Эта культура нашла свое отражение в философии буддизма, искусстве (храмы, культ) и нравственных принципах, регулирующих образ жизни людей. Согласно мнению А. Кребера, буддизм способствовал распространению в качестве доминантной идеи аскетизма образа жизни среди народов Индии.
Крёбер  полагал, что культура является системой элементов, которые сцеплены определенным образом и образуют целостность, некий тип или образец. Кребер говорил о зависимости формы культуры от присущего ей стиля. Каждая культура обладает определенной доминантной идеей, которая подчеркивает достижения этой культуры и её уникальность. К примеру, культура майя изобрела календарь, её особенность заключается в прикладном искусстве, изобретении письменности. А вот доминантная идея народов Индии, которая сформировалась под влиянием философии и культуры буддизма, заключается в философии аскетизма и иерархии каст.
Как полагал Кребер, культура в качестве целостного образования обладает суперорганической сущностью, которая не может быть сведена к закономерностям как органического, так и неорганического мира. Её наследуют не генетически, а усваивают от других индивидов. Кребер сравнивал культуру с организмом, поскольку культура имеет определенный жизненный цикл. Особое внимание А. Кребер уделил пикам расцвета культур.
Антропология  А. Крёбера  является целостной системой взглядов на культуру и человека. Более полно принципы, основные проблемы и понятия культурологической теории А. Крёбером были разработаны  в труде «Антропология». Здесь Кребер занимается разработкой понятий ценностной (идеальной) и реальной культуры.
Ценностная (идеальная) культура является системой идей и представлений о желаемом. Она находит свое воплощение в искусстве, философии, религии и нравственных нормах.
Теория Кребера связана с особой ролью присущего культуре этоса – общего качества, пронизывающего её. Под этосом подразумеваются идеалы, ценности, которые доминируют в культуре.
Реальная культура включает в себя изобретения, орудия и навыки, которые направлены на то, чтобы достичь определенных целей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Таким образом, в рамках буддизма происходит значительная трансформация сознания человека, а вследствие этого и кардинальная перестройка его образа жизни. Данная трансформация предполагает утрату прежних ценностных ориентиров, новый виток развития сознания, его освобождение от прежних представлений. В буддизме просветление и спасение тесно связаны. В буддизме особое значение придается собственным усилиям человека, которые он прикладывает для того, чтобы постичь истину. Образ жизни буддиста строится на принципах и практиках отрешения от материального, стремления к слиянию духовного начала и Абсолюта, в результате которого должно наступить освобождение (мокша). Они полагают, что наша жизнь - страдание и что источником всех страданий являются страсти и желания. Таким образом, приверженцы буддизма стремятся обрести гармонию посредством сдерживания своих страстей и постепенного избавления от них, сохранения доброты и доброжелательности в общении со всеми окружающими людьми. Буддизм также предполагает довольно аскетический образ жизни, отказ от различного рода удовольствий, ограничения в питании (строгое вегетарианство). Буддизм в целом – это не просто религия или образ жизни, а комплексная культурная система, оказавшая значительно влияние на развитие человеческой цивилизации и обогатившая его новыми ценностями и духовными достижениями.
Э. Фромм подробно рассматривал мировоззрение буддизма. Он полагал, что буддизм действительно является образом жизни, предполагающим трансформацию характера. В буддизме происходит трансформация за счет того, что человек освобождается от гордыни, высокомерия, совершенствует свои личностные качества. Согласно мнению Э. Фромма, буддизм следует рассматривать как подлинную жизненную позицию. Кроме того, Э. Фромм говорил о важности индивидуального опыта в буддизме.
В антропологической концепции А. Кребера буддизм представляет собой ценностную культуру, то есть, систему представлений и идей о желаемом. Эта культура отразилась в философии буддизма, искусстве (храмы, культ) и нравственных принципах, регулирующих образ жизни людей.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




Белик А.А., Бергер Я.М. Культурология. – М., 1999. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - URL:  http://sbiblio.com/biblio/archive/baxmin_berger_kulturology/10.aspx (дата обращения 07.11.2013).
Берзин А. Привлекательность буддизма для современного мира. [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. URL: http://www.berzinarchives.com/ (дата обращения 08.11.2013).
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М.: Наука, 1980. 336 с.
Буддизм./Сост. В.В. Юрчук. Минск: Современное слово, 2006. 319 с.
Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Просвещение, 1994. [Ресурс локального доступа]
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1997. 494 с.
Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность. М.: МИИТ, 2003. 252 с.
Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. М.: АСТ, 1997. 286 с.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М.: Центр, 2000. 240 с.
Религиоведение./Под ред. М.М. Шахнович. СПб.: Питер, 2009. 432 с.
Религии мира. Сборник статей. М.: Белфакс, 1994. 464 с.
Религия в истории и культуре./Под ред. проф. М.Г. Писманика. М.: Юнити, 2000. 591 с.
Таевский Д. Буддизм. История религии. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - URL: http://religion.babr.ru/buddism/index.htm (дата обращения 07.11.2013).
Фромм Э. Дзен-буддизм и психоанализ. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. URL: http://www.psychol-ok.ru/lib/fromm/zbip/zbip_07.html (дата обращения 08.11.2013).

Буддизм./Сост. В.В. Юрчук. Минск: Современное слово, 2006. С. 4
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М.: Центр, 2000. С. 73
Таевский Д. Буддизм. История религии. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - URL: http://religion.babr.ru/buddism/index.htm (дата обращения 07.11.2013).
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М.: Наука, 1980. С. 100
Там же. С. 101
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1997. С. 51
Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Просвещение, 1994. С. 113
Религиоведение./Под ред. М.М. Шахнович. СПб.: Питер, 2009. С. 150.
Васильев Л.С. Указ. соч. С. 114
Там же.
Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. М.: АСТ, 1997. С. 169-170.
Религии мира. Сборник статей. М.: Белфакс, 1994. С. 226.
Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность. М.: МИИТ, 2003. С. 22
Религия в истории и культуре./Под ред. проф. М.Г. Писманика. М.: Юнити, 2000. С. 423.
Берзин А. Привлекательность буддизма для современного мира. [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. URL: http://www.berzinarchives.com/ (дата обращения 08.11.2013).
Фромм Э. Дзен-буддизм и психоанализ. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. URL: http://www.psychol-ok.ru/lib/fromm/zbip/zbip_07.html (дата обращения 08.11.2013).
Фромм Э. Дзен-буддизм и психоанализ. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. URL: http://www.psychol-ok.ru/lib/fromm/zbip/zbip_07.html (дата обращения 08.11.2013).
Белик А.А., Бергер Я.М. Культурология. – М., 1999. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - URL:  http://sbiblio.com/biblio/archive/baxmin_berger_kulturology/10.aspx (дата обращения 07.11.2013).












2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




1. Белик А.А., Бергер Я.М. Культурология. – М., 1999. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/baxmin_berger_kulturology/10.aspx (дата обращения 07.11.2013).
2. Берзин А. Привлекательность буддизма для современного мира. [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. URL: http://www.berzinarchives.com/ (дата обращения 08.11.2013).
3. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М.: Наука, 1980. 336 с.
4. Буддизм./Сост. В.В. Юрчук. Минск: Современное слово, 2006. 319 с.
5. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Просвещение, 1994. [Ресурс локального доступа]
6. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1997. 494 с.
7. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность. М.: МИИТ, 2003. 252 с.
8. Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. М.: АСТ, 1997. 286 с.
9. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М.: Центр, 2000. 240 с.
10. Религиоведение./Под ред. М.М. Шахнович. СПб.: Питер, 2009. 432 с.
11. Религии мира. Сборник статей. М.: Белфакс, 1994. 464 с.
12. Религия в истории и культуре./Под ред. проф. М.Г. Писманика. М.: Юнити, 2000. 591 с.
13. Таевский Д. Буддизм. История религии. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - URL: http://religion.babr.ru/buddism/index.htm (дата обращения 07.11.2013).
14. Фромм Э. Дзен-буддизм и психоанализ. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. URL: http://www.psychol-ok.ru/lib/fromm/zbip/zbip_07.html (дата обращения 08.11.2013).

Место религии в жизни общества: история и современность

Московский Государственный университет

факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место религии в жизни общества:

история и современность.








число:

-----------

Сухина Т. С.

Экономический ф-тет

 

 

---------------

---------------

Ведущий преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

Москва 1997

Введение.

 

В последние два десятилетия происходит активное проникновение философско-религиозных идей в сознание русского. Тысячными тиражами издаются книги философских авторов и, в первую очередь, представителей современной французской мысли. Многочисленные комментарии, пересказы, небольшие исследования творчества философов, а также статьи полемического характера публикуются на страницах периодических изданий и в Интернете. Особенно остро на сегодняшний день является полемику среди переводчиков и исследователей современной французской мысли. Именно здесь, по выражению автора рецензии на исследование творчества Ж. Батая Ст. Славчука, "проходит через вектор актуальности, здесь сфера распределения квот популярности, здесь – самые раскупаемые тиражи переводов, дискурс которых апроприируется интеллигенции...". В журнале &';Новое литературное обозрение&'; проводилась дискуссия на тему: &';Актуален ли философско-религиозная мысль в России?" Выразители крайней негативной точки зрения утверждают, что &';наследие философии религии в России не актуально, оно сделано актуальным и продолжает сделанные актуальные&';, что &';популярности философии религии в России не связана с стоимость работ авторов&'; и мыслитель, приписывают роль &';ангажированного интеллектуально в начавшем стремительно массовизироваться обществе&далее;. Другие мыслители считают, что идеи философов могут быть плодотворными для России и рекомендуют &';растождествить их с уже готовым набором интерпретаций, сглаживающих многочисленные противоречия и даже ошибки, содержащиеся в книгах&';. Почитатели творчества Фуко видят в многообразии его восприятия родство с поэзией Пушкина, указывают на &';индивидуальная система мышления&'; философии религии, которые &';требует определенного таланта и остается привилегией избранных&';, в отличие от науки, ограниченной в рамках той или иной парадигмы, что делает ее положения доступные добросовестному, но не дано особых талантов, исследователю. Особое внимание российского читателя с творчеством мыслителей философского направления не случайно. Философы затрагивают мировоззренческие проблемы, порожденные постиндустриальной и постинформационной цивилизацией Запада, в некоторой степени, задержка в российском обществе: несостоятельность неумеренных притязаний разума на овладение абсолютной истиной и плоского сциентизма, разочарование в идеях научно-технического прогресса, глобализации мирового сообщества и др.; духовный кризис и переоценка ценностей, утвержденных религий, традиционных и внерелигиозными гуманистическими понятиями. В условиях кризиса духовного, которые проходят в российском обществе, наблюдается рост интереса к религии в самых широких его слоев и повышенное внимание к философским интерпретациям религии в среде интеллигенции, что делает проблему философского отношения к религии является особенно актуальным для России.

Узнать стоимость работы