Управление природными ресурсами принадлежащими государству

  • 47 страниц
  • 25 источников
  • Добавлена 22.01.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1 Основы управления природными ресурсами 5
1.1 Природные ресурсы как объект управления 5
1.2 Основные подходы к управлению природными ресурсами 9
1.3 Виды органов государственного управления природопользованием 14
Глава 2 Анализ механизмов государственного управления природными ресурсами в России 17
2.1 Анализ правового и информационного механизмов в управлении природными ресурсами 17
2.2 Сущность экономического механизма управления природными ресурсами 19
Глава 3 Разработка мер по улучшению управления природными ресурсами, принадлежащих государству 25
3.1 Мероприятия для более эффективного управления природными ресурсами 25
3.2. Эффективное управление земельными ресурсами, принадлежащими государству 29
3.2 Региональный аспект повышения эффективности государственного управления в сфере природопользования 36
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Фрагмент для ознакомления

При некоторой определенности различных аспектов взаимодействия социально-экономических и природно-территориальных систем возникает необходимость управления этим взаимодействием, а это, в свою очередь, требует целостного представления уровня взаимодействия системы «природа — общество» [4].Длительное время взаимодействие общества и природы изучалось преимущественно с социально-экономических позиций. Исследовались, главным образом характер и форма влияния природной среды на различные стороны общественной жизни. Такой подход нашел отражение в традиционном экономическом районировании, которое не учитывает ни региональных особенностей, ни ответных реакций на него со стороны природных систем.Именно наличие региональных проблем определяет в первую очередь сложность взаимодействия природы и общества. Изучение взаимодействия природных и социально-экономических систем региона имеет важное значение для территориального планирования, особенно на локальном уровне, на котором в качестве первоочередных выдвигаются проблемы экологизации производства, имеющие ярко выраженную региональную структуру. Проблемы экологизации производственного процесса и отдельного хозяйства на этом уровне удобно решать посредством прямых (технологических и ресурсосберегающих технологий) и косвенных (организационно-экономических и экологических налогов) методов[18].Для сведения столь различных по характеру и способам практического воплощения мероприятий в единый целенаправленный комплекс и его планомерной реализации необходима соответствующая программа, отражающая региональные особенности взаимодействия хозяйства с природой. Одной из целей решения этой задачи является выявление эколого-экономических территориальных систем на различных иерархических уровнях и определение их пространственного (территориального) положения. Далее определяется региональная экологическая политика как особый вид целенаправленной деятельности. Хотя мы наблюдаем тесную взаимосвязь во всех областях региональной политики, региональная экологическая политика существенно отличается от других объектами, целями и приоритетами исследования. Объектами региональной политики во всех областях, кроме экологической, является общество с его социальными, экономическими и другими законами и принципами развития. Конечной целью региональной политики является все более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей членов общества [3].Совершенно в иной плоскости ставится задача региональной экологической политики, а именно не максимально возможное удовлетворение материальных благ населения, а обеспечение роста благополучия населения. Объектом исследования является природная среда со специфическими (региональными) законами экономического развития, но цель та же самая — обеспечение роста материального и духовного благополучия населения региона. Однако вместе со специфичностью цели возникает и специфический объект исследования. На первый план выходит потребность человека в благополучной природной среде. Удовлетворение материальных потребностей происходит через региональную социально-экономическую политику при достаточно эффективной политике по воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов. Качественно и количественно разные объекты (по регионам) с разными образующими факторами требуют и разных механизмов осуществления региональной экологической политики в рамках обеспечения устойчивого развития региона, выделения специфических приоритетов[21-22]. В зависимости от характера взаимодействия природы и общества, в частности от степени, интенсивности, технологической тяжести хозяйственного воздействия, можно выделить три типа объектов регионального природопользования [5]:— эколого-экономическая система (район) прямого хозяйственного воздействия.Это в основном природно-ресурсные районы — крупные месторождения полезных ископаемых и масштабное их освоение, районы интенсивного земледелия, интенсивной вырубки лесов и т. д., а также крупные центры перерабатывающей промышленности, где происходит непосредственное воздействие (прямое) на окружающую среду (загрязнение воды, воздуха, почв и т. д.);эколого-экономическая система (район) косвенного воздействия. Это в основном сопряженные территории с эколого-экономическими системами прямого воздействия;отдельные крупные объекты (компоненты) природной среды, подвергающиеся однотипному воздействию.Итак, генеральным направлением новой экономической политики в России является формирование такой модели ее развития, которая обосновывает эффективные воспроизводственные процессы и придает мощный импульс долгосрочному динамическому прогрессу. В числе ведущих факторов такого роста особая роль принадлежит природно-ресурсной сфере. Поэтому проектом Концепции государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов стратегическими целями государства провозглашаются создание правовых, экономических, научных и социальных основ рыночных природно-ресурсных отношений; формирование комплексной системы управления природно-ресурсным потенциалом страны; выработка и проведение в жизнь единой государственной стратегии рационального природопользования, а также совершенствование современной, но еще не полностью сложившейся законодательно-нормативной базы ресурсопользования.В регулировании природно-ресурсных отношений весьма важное значение имеет обеспечение эффективной координации в деятельности органов исполнительной власти всех уровней и хозяйствующих субъектов всех форм собственности. В этой связи применительно к реалиям современной российской действительности необходима разработка нового плана действий в области оптимизации системы управления природопользованием и охраной окружающей среды.Природопользование является сложным объектом управления, так как оно затрагивает жизненные интересы широких слоев населения, большое число природопользователей в сфере материального воспроизводства и в непроизводственной сфере, включая задачи охраны природы, и поэтому в настоящее время приобретает характер сложной эколо-го-экономической системы. Особо сложной является организация системы управления природными ресурсами крупных регионов, охватывающих территории ряда субъектов Российской Федерации[22,23].Главными факторами, определяющими необходимость совершенствования системы управления в сфере природопользования, являются новые требования, которые предъявляет современный этап перехода российской экономики к рыночным отношениям и усложняющейся системе межотраслевых и межтерриториальных связей. Именно в этой сфере деятельности накопился сложный узел проблем, что предполагает необходимость разработки целевой эколого-экономической программы в области управления природно-ресурсной сферой региональной экономики. Для реализации поставленной цели необходимо:разработать теоретические и методические основы формирования системы управления природопользованием и охраной окружающей среды крупной межрегиональной природной территории Российской Федерации;разработать квалификационные признаки управления природными ресурсами и обосновать теоретическую модель управления природопользованием и охраной окружающей среды;—дать анализ состояния природных ресурсов крупных регионов и оценку их использования;выявить причины, тенденции и факторы, мешающие эффективному функционированию механизма управления природными ресурсами крупных регионов;проанализировать действующий экономический механизм природопользования и влияния на экономические показатели.ЗаключениеВ России определяющим аспектом управления природными ресурсами стал переход от командно-распределительной системы, основанной на централизованном планировании и выполнении правительственных директив, к рыночной экономике, характеризующийся появлением новых форм эксплуатации природных ресурсов, при которых их использование и большая часть работ по воспроизводству стала осуществляться частными предпринимателями или государственными предприятиями в соответствии с рыночными стимулами. Эффективное и рациональное управление коммунальными землями - залог устойчивого развития территории , привлечения инвестиций для развития населенных пунктов , увеличение поступлений в местные бюджеты.Повышение эффективности использования земель коммунальной собственности должно прежде всего обеспечить приведение имеющихся управленческих форм и методов в соответствии с потребностями стратегического развития территорий. Оно должно предусматривать использование комплекса экономических , правовых и административных рычагов и формироваться с учетом принципов социальной справедливости , эффективности , прозрачности , сочетание государственных , общественных и частных интересов , сбалансированного развития населенных пунктов , открытости , законности , соблюдения законодательных требований .Повышение эффективности использования земель коммунальной собственности должно быть направлено на : удовлетворение интересов территориальной общины ; оптимальное сочетание общественных и частных интересов ; реализацию прав собственности (пользования ) физических и юридических лиц на земельные участки , улучшения инвестиционного климата в экономике соответствующего населенного пункта , увеличение доходов местного бюджета за счет поступления средств от продажи земельных участков , обеспечение их свободную обращения на рынке и прав на них , обеспечение полного учета земель , их владельцев и пользователей , рационального и эффективного использования земельных участков , повышение роли социальных и экологических приоритетов в использовании земли.Повышение эффективности использования земель коммунальной собственности должно иметь комплексный характер и включать экономические , правовые , административные , финансовые , организационные и другие мероприятия.Эффективное и рациональное управление коммунальными землями - залог устойчивого развития территории , привлечения инвестиций для развития населенных пунктов , увеличение поступлений в бюджеты .Проблемы повышения эффективности использования земель территориальных общин:1 ) несовершенство институционально - правовой среды развития коммунальной формы собственности на землю ( недостаточное развитие инфраструктуры , которая бы обеспечила эффективное функционирование рынка земель в населенных пунктах ) ;2 ) несовершенство экономического механизма регулирования земельных отношений в населенных пунктах: не отработана система информационного обеспечения продажи земельных участков , не налажена эффективная система обеспечения полноты уплаты земельных налогов , арендных платежей , сборов по операциям на рынке земли , несовершенная организация экспертной денежной оценки земельных участков;3 ) несовершенство градостроительных методов регулирования земельных отношений: сложными остаются процедуры предварительного согласования с местными органами государственного управления и местного самоуправления условий сооружения объектов на земельных участках , находящихся в коммунальной собственности , оформления и утверждения проектной документации и получения разрешений на застройку или любой иное использование этих земельных участков.Сложность усовершенствования регулирования отношений относительно земель коммунальной собственности обусловлена несовершенством институционально - правовой среды коммунальной собственности , экономического механизма и градостроительных методов регулирования земельных отношений в населенных пунктах.Решение вышеуказанных проблем и внедрение экономически -финансовых , организационно - правовых и информационных мероприятий будет способствовать повышению эффективности управления ресурсной базой местного самоуправления в России , его экономическому подъему , рациональному использованию и охране земель коммунальной собственности , приведению законодательства России о местном самоуправлении в соответствие с требованиями европейской хартии о местном самоуправлении и других международных документов .Список использованной литературыАкимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек - Экономика – Биота-Среда: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 .-566 с.-с. 80Мескон, Альберт, Хедоури Основы менеджмента, 3-е издание: пер. с англ. - М: ООО «И.Д. Вильяме», 2007.- 672 с. - с. 31-32Усов А.Б. Методы управления эколого-экономическими системами// Экономика и управление. - 2007.- № 2 (28). - С. 89Фоменко Г.А. Регионализация систем управления природопользованием в условиях перехода к рынку. - Ярославль: ЯГПИ, 1993. - с. 105. Башнин, А. А. Факторы экономического роста в условиях рыночной трансформации / А. А. Башнин // Ресурсы регионов России. - 2002. -№ 1. - С. 30-38. 6. Веснин, В. Р. Менеджмент в схемах и определениях / В. Р. Веснин. - М. : ТК «Велби» : Проспект, 2007. - 120 с. 7. Думнов, А. Д. Проблемы системного учета и комплексной инвентаризации природно-ресурсного потенциала Российской Федерации / А. Д. Думнов, Н. Г. Рыбальский // Использование и охрана природных ресурсов в России : бюллетень. - 2003. - № 1. - С. 39-55. 8. Крюков, В. Г. Принципы и механизмы регионального управления природопользованием на Дальнем Востоке / В. Г. Крюков // География и природные ресурсы. - 2004. - № 3. - С. 130-137. 9. Мекуш, Г. Е. Учет экологического и природно-ресурсного параметров в макроэкономических показателях / Г. Е. Мекуш // Использование и охрана природных ресурсов в России : бюллетень. - 2006. - № 6. - С. 40-44. 10. Незамайкин, В. Н. Роль природных ресурсов в стратегии развития России / В. Н. Незамай-кин // Финансы и кредит. - 2005. - № 8. - С. 42-52. 11. Сизов, В. Е. Формирование экономико-правового механизма управления системой природопользования: проблемы и перспективы / В. Е. Сизов // Ресурсы регионов России. - 2005. - № 2. - С. 2-12.12. Дубовик, О. В. Экологическое право. М. : Юристъ, 2002.Фёдоров, А. И. Геоинформационные основы природопользования / А. И. Фёдоров, Е. И. Паншин, Л. Т. Голдырев. Новосибирск, 2005.Голуб, А. А. Экономические методы управления природопользованием / А. А. Голуб,Е. Б. Струкова. М. : Наука, 1993.Государственное регулирование природопользования в России: механизмы и результаты :коллектив. моногр. / А. Г. Шеломенцев, С. В. Дорошенко, В. Н. Беляев, Е. А. Илинбаева [и др.]. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2011. 279 с.Совершенствование экономических механизмов государственного управления рациональным природопользованием : сб. науч. тр. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2009. 112 с.Шеломенцев, А. Г. Направления совершенствования экономических механизмов повышения результативности природоохранной деятельности : препринт / А. Г. Шеломенцев, Н. А. Абдуллаев, В. Н. Беляев, С. В. Дорошенко, Е. А. Илинбаева [и др.]. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2010. 54 с.Газеев, Н.Х. Региональные аспекты реализации концепции устойчивого развития / Н. Х. Газеев // Использование и охрана природных ресурсов в России: бюллетень. - 2006. - № 2. - С. 132-136.Гуриева, Л. Стратегия устойчивого развития региона / Л. Гуриева // Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 2. — С. 46-57.Денисов, В. Долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона необходима / В. Денисов, О. Асмус // АПК: Экономика, управление. -2008. -№ 3. - С. 30-32.Доклад о состоянии окружающей среды Волгоградской области в 2006 году. - Волгоград :Панорама, 2007. - 256 с.Доклад о состоянии окружающей среды Волгоградской области в 2007 году. - М. : Глобус, 2008.-384 с.Оценка недвижимости : учебник / под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2005. 496 с.Ромм, А. П. Основные принципы оценки городских земель / А. П. Ромм // Аудитор, ведомости. 1998. № 12.Лебедев, В. В. Особенности рыночной оценки городских земель / В. В. Лебедев // Имуществ. отношения в Российской Федерации. 2007. № 2.


Список использованной литературы

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек - Экономика – Биота-Среда: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 .-566 с.-с. 80
2. Мескон, Альберт, Хедоури Основы менеджмента, 3-е издание: пер. с англ. - М: ООО «И.Д. Вильяме», 2007.- 672 с. - с. 31-32
3. Усов А.Б. Методы управления эколого-экономическими системами// Экономика и управление. - 2007.- № 2 (28). - С. 89
4. Фоменко Г.А. Регионализация систем управления природопользованием в условиях перехода к рынку. - Ярославль: ЯГПИ, 1993. - с. 10
5. Башнин, А. А. Факторы экономического роста в условиях рыночной трансформации / А. А. Башнин // Ресурсы регионов России. - 2002. -№ 1. - С. 30-38.
6. Веснин, В. Р. Менеджмент в схемах и определениях / В. Р. Веснин. - М. : ТК «Велби» : Проспект, 2007. - 120 с.
7. Думнов, А. Д. Проблемы системного учета и комплексной инвентаризации природно-ресурсного потенциала Российской Федерации / А. Д. Думнов, Н. Г. Рыбальский // Использование и охрана природных ресурсов в России : бюллетень. - 2003. - № 1. - С. 39-55.
8. Крюков, В. Г. Принципы и механизмы регионального управления природопользованием на Дальнем Востоке / В. Г. Крюков // География и природные ресурсы. - 2004. - № 3. - С. 130-137.
9. Мекуш, Г. Е. Учет экологического и природно-ресурсного параметров в макроэкономических показателях / Г. Е. Мекуш // Использование и охрана природных ресурсов в России : бюллетень. - 2006. - № 6. - С. 40-44.
10. Незамайкин, В. Н. Роль природных ресурсов в стратегии развития России / В. Н. Незамай-кин // Финансы и кредит. - 2005. - № 8. - С. 42-52.
11. Сизов, В. Е. Формирование экономико-правового механизма управления системой природопользования: проблемы и перспективы / В. Е. Сизов // Ресурсы регионов России. - 2005. - № 2. - С. 2-12.
12. Дубовик, О. В. Экологическое право. М. : Юристъ, 2002.
13. Фёдоров, А. И. Геоинформационные основы природопользования / А. И. Фёдоров, Е. И. Пан¬шин, Л. Т. Голдырев. Новосибирск, 2005.
14. Голуб, А. А. Экономические методы управ¬ления природопользованием / А. А. Голуб,Е. Б. Струкова. М. : Наука, 1993.
15. Государственное регулирование природо¬пользования в России: механизмы и результаты :коллектив. моногр. / А. Г. Шеломенцев, С. В. До¬рошенко, В. Н. Беляев, Е. А. Илинбаева [и др.]. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2011. 279 с.
16. Совершенствование экономических меха¬низмов государственного управления рациональ¬ным природопользованием : сб. науч. тр. Екате¬ринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2009. 112 с.
17. Шеломенцев, А. Г. Направления совершен¬ствования экономических механизмов повыше¬ния результативности природоохранной деятель¬ности : препринт / А. Г. Шеломенцев, Н. А. Абдуллаев, В. Н. Беляев, С. В. Дорошенко, Е. А. Илин¬баева [и др.]. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2010. 54 с.
18. Газеев, Н.Х. Региональные аспекты реали¬зации концепции устойчивого развития / Н. Х. Га¬зеев // Использование и охрана природных ресур¬сов в России: бюллетень. - 2006. - № 2. - С. 132-136.
19. Гуриева, Л. Стратегия устойчивого разви¬тия региона / Л. Гуриева // Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 2. — С. 46-57.
20. Денисов, В. Долгосрочная стратегия соци¬ально-экономического развития региона необходи¬ма / В. Денисов, О. Асмус // АПК: Экономика, уп¬равление. -2008. -№ 3. - С. 30-32.
21. Доклад о состоянии окружающей среды Волгоградской области в 2006 году. - Волгоград :Панорама, 2007. - 256 с.
22. Доклад о состоянии окружающей среды Волгоградской области в 2007 году. - М. : Глобус, 2008.-384 с.
23. Оценка недвижимости : учебник / под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2005. 496 с.
24. Ромм, А. П. Основные принципы оценки городских земель / А. П. Ромм // Ауди¬тор, ведомости. 1998. № 12.
25. Лебедев, В. В. Особенности рыночной оценки городских земель / В. В. Лебедев // Имуществ. отношения в Российской Федерации. 2007. № 2.

Управление природными ресурсами и в области охраны окружающей среды, как вид управления в экономической сфере

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Академия экономической безопасности


Кафедра административного права и административно правовой деятельности.



диссертация на тему:

Управление природными ресурсами и в области охраны окружающей среды, как вид управления в экономической сфере.








Научный руководитель:

Профессор кафедры

Капитан полиции

Пермяков А.,

Передал:

Студент 3-го

на юридический факультет

Зайцев Е. А.











Москва 2004.


План:

Введение ..............................................................................................3

Глава 1...................................................................................................6

1.1 Платежи за пользование природными ресурсами.......................6

1.2 Плата за негативное воздействие на окружающую среду..........7

1.3 Плата за землю...............................................................................10

1.4 Плата за воду..................................................................................12

1.5 Плата за лесные ресурсы...............................................................14

Глава 2...................................................................................................16

2.1 Недропользование..........................................................................14

2.2 Налог на добычу полезных ископаемых......................................18

Глава 3

3.1 Экологические фонды....................................................................19

3.2 Плата за загрязнение окружающей среды....................................21

Вывод ...........................................................................................21

Список используемой литературы......................................................24



















Введение.

Охрану окружающей среды регулирует более ста законов и нормативных правовых актов.

Узнать стоимость работы