Древнеримская архитектура:Основные принципы строительства.

  • 29 страниц
  • 7 источников
  • Добавлена 10.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение. 2
Строительные приемы. 5
Ордера в римской архитектуре. 10
Римские архитектурные композиции. 13
Строительство городов. 20
Древнеримская архитектура за пределами Рима. 22
Заключение. 27
Список литературы. 29

Фрагмент для ознакомления

Колоннадные улицы порою достигали большой протяженности и высоты. (В Антиохии их общая протяженность достигала 25 км).Принцип строения города на основе военного лагеря влиял и на строительство укрепленных императорских резиденций. Так, в самом начале IV века в Далмации был построен дворец Диоклетиана в Салоне (Сплите). Расположенная на самом берегу крепость представляла собой парадный ансамбль с площадью и широкими колоннадными улицами, в которых антаблемента колонны несут арки – один из ранних примеров использования арочных колоннад. У пересечения главных улиц – комплекс основных зданий: храм, восьмиугольный в плане мавзолей и перекрытый куполом вестибюль дворца, связывающий площадь с церемониальным залом и открытой на море галереей.Социальные контрасты римского общества отражались в застройке городов. Основная масса горожан теснилась в жилых переуплотненных кварталах. Широкое развитие получили многоэтажные доходные дома – инсулы. Основанные на бетонной сводчатой технике, инсулы стали в эпоху империи основным типом жилища в крупных городах (в одном только Риме в начале XV века было 46602 инсулы). Высота их ограничивалась 18-21 м, достигая 4 и более этажей. Они делились на изолированные блоки, каждый из которых имел свою лестницу. Первый этаж обычно занимался под лавки, открытые на улицу большими проемами. Инсулы с их открытыми фасадами, прорезанными большими оконными проемами, лоджиями и «витринами», - прототип будущего городского дома.Древнеримская архитектура за пределами Рима.Римский стиль обладает особенной способностью подходить под вкус всех народов, почему и сделался настоящим мировым стилем. Внутри Малой Азии встречаются часто фасады старинных скалистых гробниц, но уже с римской стилизацией, с полукруговыми арками, рядом с треугольным фронтоном. Развалины храмов римского периода попадаются в Малой Азии тоже довольно часто. Постройки этих времен были, вероятно, на ионических берегах непосредственным стилистическим продолжением эллинского искусства и, быть может, служили прототипом для построек в Италии; так, например, храм Августа в Пергамском акрополе представляет собой периптер с заканчивающимся антами портиком, на высоком стилобате, на который вела большая открытая лестница; кроме того, найдены остатки Стадиона (ристалища) и храма Клавдия в развалинах Эфеса.Сирийское побережье и Кипр ввели также римские формы в старую архитектуру гробниц; пирамида соединяется с римским кордоном. Остатки построек во внутренней Сирии кажутся все возникшими в римские времена; то же можно сказать и о найденных там произведениях скульптуры; в последних видно всегда смешение римских и древне-сирийских форм. Храм Ирода в Иерусалиме мог, судя по описаниям, служить тому примером. Сохранились окружные стены храмовой террасы, времен Ирода, сложенные по старинному из больших рустовыхквадер, без раствора, затем так называемые «двойные ворота» на южной стороне террасы со сводчатым вестибюлем и толстой средней колонной.Эта колонна, сами стены и вторая колонна принадлежат наверное ко временам Ирода, также как так называемый виадук Робинзона – один из мостов, который вел над долиной Тиропеон к наружной стене храмовой террасы. Иерусалимские гробницы в скалах, как например, Авессалома, Захарии и св. Якова, принадлежат к римским временам и опять представляют смесь римских форм с сирийскими. На фундаментах разрушенного храма Ирода был выстроен при Адриане коринфский храм Юпитера, от которого осталось еще несколько обломков колонн.в одной части северо-западной Аравии, в долине Медаин-Сали, находятся скалистые гробницы. Весьма схожие с гробницами долины Кедрона и покрытые надписями, указывающими на их происхождение во времена римских царей. И здесь, среди смеси разных стилей, виден римский антаблемент с ассирийским венчающим гзимзом с сухариками.В Месопотамии сохранилась еще одна римская триумфальная арка. Постройки на горе Хауран в центральной Сирии являются в смысле стиля продолжением эллинских форм, измененных под римским и местным влияниями, и замечательны по своим сводам, которые несомненно сильно повлияли впоследствии на западно-христианское строительное искусство. Четырехугольная гробница Хамрата в Суведе, на подножии с двумя ступенями, снаружи украшена дорическими полуколоннами и дорическим антаблементом, над которым вероятно возвышалась ступенчатая пирамида. Во многих строениях Хаурана встречается купол над квадратным основанием, причем паруса сводов образованы свешивающимися рядами камней. Здание претории в Мусмие разделяется перекрещивающейся системой подпружных арок, покоящихся на колоннах. Средний четырехугольник имеет купольнообразный, вспарушенный крестовый свод, а все остальные части имели плоское покрытие из каменных плит. Базилика в Кхагге имеет широкий средний неф и маленькие боковые нефы, отделенные один от другого 4-угольными столбами, которые вдоль и поперек связаны подпружными арками. В поперечном направлении посредине проходит более высокая подпружная арка, которая охвачена двумя маленькими, одна над другой лежащими, так что образует хоры над боковыми нефами.На юге от Дамаска, на месте древней Геразы, находятся в большом количестве остатки римских строений, а также и развалины громадного храма солнца. В развалинах Пальмиры находятся двери гробниц на высоте 3-го и 4-го этажей, с римскими расчленениями, но азиатские по общему расположению. Снаружи видна сводчатая ниша с балконом, покоящимся на консолях, на котором изображена лежащая фигура покойника. Большой храм солнца в Пальмире имел вход почти в середине западной продольной стены, и дверь обрамлена колоннами периптера, подобно пилонам. Из стержней больших колоннад, ведущих в храм, на одной трети их высоты выступают консоли, на которых вероятно стояли статуи. В развалинах Баальбека находятся также остатки большого храма солнца, позднейшего римского стиля, хотя три исполинских камня в западной задней стене, в 4 м высоты и 19, 52 м длины, принадлежат, конечно, к древнейшей постройке. Галереи храма имели плоские потолки из каменных плит, украшенные снизу кессонами со структурными изображениями. Целла и портик были покрыты цилиндрическим сводом, с богатой обработкой гуртов. В экседре большого переднего двора находилась полукруглая сводчатая ниша из тесаного камня и на ее стенах виден антаблемент с многочисленными раскреповками. Маленький круглый храм в Баальбеке представляет собой соединение четырехколонного храма с внешней колоннадой периптерического, причем колонны стоят вокруг целлы, а архитравы образуют полуциркульные арки между каждыми двумя колоннами. Гробницы Петра в стране эдомитов имеют фасады, высеченные в скалах, с переломленным фронтоном и с увенчанной куполом стройной башней посередине. От римских строений в Египте осталось мало замечательного. В западной Африке мавзолей Фугга построен в греко-римском стиле, но имеет египетский венчающий гзимз.В западных римских провинциях, где не было еще собственного монументального искусства, местный стиль не мог оказать влияния на памятники, воздвигавшиеся римлянами. Но у этих народов был все-таки свой национальный оттенок в художественных ремеслах. Римские постройки в Галлии – храмы, бани, театры, триумфальные арки и акведуки, мало отличаются от подобных же построек в Италии. В термах Юлиана в Париже в замечательно сохранившемся зале расположение опор крестовых сводов на консолях является прообразом средневекового искусства. В этом же отношении нельзя оставить без внимания наклонное покрытие контрформовводопровода в Аркейле. Галльские бронзовые фигуры римских времен указывают на сильное влияние местных элементов.В Англии найдено много остатков терм и вилл, в которых нет ничего своеобразного. В Германии, в устройстве римских вилл заметно влияние северного климата, так как они были более замкнуты, и многие комнаты освещались не непосредственно. Черные ворота в Трире – двойные ворота с внутренним двором, с римским наружным расчленением, но в общем вполне своеобразного характера. В основе собора в Трире лежит римская постройка, составлявшая квадрат, разделенный четырьмя мощными гранитными колоннами, с продольными и поперечными подпружными арками. У колонн, как и в Спалато, не было антаблементов. Древние мессопотамские приемы устройства сводов при Арсасидах в Персии вполне согласованы с главным направлением эллино-римского искусства. Персидские сводчатые постройки как для византийской, так и для арабской техники сводов. Парфяне, прежде всего, восстанавливают независимость Ирана после македонского завоевания. Купольные постройки Фируц-Абада, Сарвистана и Феррах-Абада находятся в Фарсе, в древней Персии. Дворец Фируц-Абад представляет четырехугольник с широко открывающейся входной галереей, по сторонам которой находились сводчатые залы; далее идут три квадратных зала с куполами и по направлению оси среднего купола следует большой квадратный двор. Стены сложены из бутового камня и оштукатурены. Отверстия в стенах имеют полуциркульные арки, только купола имеют яйцевидную форму; в нижней части фасада находятся глухие аркады. Перемычки окон и ниш обрамлены в форме четырехугольников – форма, занесенная из Персеполя и Сузы и увенчаны египетскимгзимзом. Главный карниз состоит из двойных каменных плит с сухариками под ними. Дворец в Сарвистане имеет один главный вход, состоявший из трех больших сводчатых пролетов – затем снова залы вкупольными покрытиями; окружающие стены расчленены только пилястрами, без арок между ними. Строение Феррах-Абад имеет замечательный купол, покоящийся на четырех, связанных арками, столбах, причем его паруса уже сложены почти, как своды. Персидские сводчатые постройки довольно небрежно выполнены, но обнаруживают стремление к выражению новых идей и представляют собой непосредственный переход к памятникам позднейших времен Сассанидов, а затем и к прекрасным ново-персидским мечетям.Заключение.В первый период римского творчества заметно смешение форм греческих и этрусских; первый мраморный храм в Риме был построен греком, в греко-римском стиле.После покорения Азии и Египта начинается второй период римского творчества: началось быстрое развитие кирпичных построек, что дало возможность воздвигать смелые сводчатые покрытия. В деле постройки сводов уже выработалась на востоке известная техника; римляне же ее усовершенствовали, и важное конструктивное улучшение состояло в том, что огромные цилиндрические и купольные своды стали расчленять на несущие, главные арки и поддерживаемые ими промежуточные части.Третий период римского творчества, период вполне законченных римских форм, отличается величественностью пространственных сочетаний, причем последовательное расположение придается им с тонким художественным расчетом. В это же время появляется новый, композитный ордер. Особенная роскошь отделки замечается в применении различных сортов мрамора.Четвертый период, начинающийся с великого пожара Рима, указывает на дальнейшее развитие искусства, именно в области сводчатых построек, хотя разработка деталей уже несколько пренебрегается.В римской архитектуре нашли применение пять ордеров: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный).Тосканский ордер – самый простой, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Если устраивался каменный антаблемент, его формы являлись упрощенным вариантом дорического антаблемента.Римско-дорический ордер, в отличие от греческой дорики, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента. Отличия были и в отдельных формах: колонны чаще всего не имели каннелюр, но опирались на базы; карниз имел более развитую поддерживающую часть, в которой часто отсутствовали мутулы.Композитный ордер в основном повторяет коринфский, но отличается от него капителью, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.Пять древнеримских ордеров в совокупности представляют закономерный ряд, объединяющий разные по пропорциям, пластике и особенностям тектонического строя образные системы, разработанные на основе стоечно-балочной конструкции.Римский стиль обладает особенной способностью подходить под вкус всех народов, почему и сделался настоящим мировым стилем. Строительные приемы древнеримской архитектуры были заимствованы при строительстве в Египте, Месопотамии, Сирии, Иерусалиме и других странах.Список литературы.Архитектура гражданских и промышленных зданий. В пяти томах. Том 1. История архитектуры. – М., 1984.Всеобщая история искусств. В 6-ти томах. Т. 1-4. М., 1956-1963.Всеобщая история архитектуры. В 12-ти томах. Т. 1-7. М., 1962-1969.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1988.Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000.Промышленность и техника. Том 1. История и современная техника строительного искусства. – СПб., 1904.Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

Список литературы.
1. Архитектура гражданских и промышленных зданий. В пяти томах. Том 1. История архитектуры. – М., 1984.
2. Всеобщая история искусств. В 6-ти томах. Т. 1-4. М., 1956-1963.
3. Всеобщая история архитектуры. В 12-ти томах. Т. 1-7. М., 1962-1969.
4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1988.
5. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000.
6. Промышленность и техника. Том 1. История и современная техника строительного искусства. – СПб., 1904.
7. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

Министерство культуры Украины

Харьковская государственная академия культуры

Департамент культурологии и медиа-коммуникаций

Курсы

по курсу "Культура поздней Античности и Средневековья"

на тему: "Архитектура Древнего Рима как воплощение древнеримской ментальности"

выполнил: студентка II-го

заочного отделения специальности "Культурология"

Агличева Ирина Геннадиевна

Проверил: старший преподаватель,

кандитат культурологии

Ковалева, Галина П.

Харьков 2014

Содержание

Введение

Раздел 1. Формирование Римской цивилизации, ее ментальные основы и характерные черты, духовное развитие и кризис

1.1 Римская цивилизация: зарождение, развитие и упадок

1.2 Ментальные основы и характерные черты древнеримской

культуры и цивилизации,

1.3 Духовное развитие римского общества и кризис

Раздел 2. Древнеримская культура

2.1 Личность римской культуры

2.2 Достижения и ценности культуры цивилизации Древнего Рима

Раздел 3. Особенности древнеримской архитектуры разных периодов; типы римских общественных сооружений; шедевры архитектуры.

3.1 Архитектура Древнего Рима. Общее понятие

3.2 Римской архитектуры IV-I века.

3.3 Шедевры архитектуры

3.3.1 Римский Форум и храм Сатурна,

3.3.2 Арка Тита и Храм Весты.

3.3.3 Арка Константина

3.3.4 Колизей

3.3.5 Пантеон

Вывод

Литература

Приложение

Введение

С самых древних времен и по сегодняшний день человечество не переставало совершенствоваться. На протяжении многих веков и тысячелетий происходило бесчисленное количество формирований как во внутренней, так и внешней жизни людей. Цивилизация, которая включает в себя много различных частей, отражается на изобретения, научные, человеческие и хороших людей, и, конечно, внешний вид мира в целом. И, как следствие из вышесказанного - долгая и не прекращающая идеализация и совершенствование архитектуры; ее стилей, основных особенностей и тонкого искусства выполнения дизайна.

Человек стремится воплотить в формах архитектуры и стремление к прекрасному, свои идеи и надежды. Любое произведение архитектуры находится в стадии строительства, но не всякая конструкция становится произведением архитектуры.

Узнать стоимость работы