Внешняя политика Российской Федерации в 1990е годы

  • 20 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 16.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Формирование Концепции внешней политики России в 90-е гг. XX века 5
2.Внешняя политика России в конце XX века 8
3. Россия и югославский кризи 13
4.«Постсоветское пространство» 16
Заключение 19
Список литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Их общая численность определялась в 60 тыс. человек, в том числе 20 - военнослужащие США. Россия свое участие в миротворческих силах оговорила особыми условиями.Новое обострение югославского кризиса началось в 1998 г. Фактическое поражение сербов в 1991-1996 гг. способствовало оживлению радикального сепаратистского движения албанцев в сербской области Косово. На территории соседней Албании формируется так называемая «Освободительная армия Косово». В ответ на её террористические действия против сербов сербская полиция проводит ответные операции, которые албанской стороной квалифицируются как геноцид против мирного населения. Однако при активном участии стран НАТО формируется международное мнение об ответственности за этнические чистки, в первую очередь сербской стороны. Предлогом для силового решения конфликта стало для НАТО обнаружение тел 45 албанцев, убитых в местечке Рачак в Косово. В рамках начавшейся 24 марта 1999 г. военной операции под названием «Союзнические силы», в которой приняли участие 13 стран-членов НАТО, были нанесены ракетно-бомбовые удары по военным и гражданским объектам СРЮ, которые повлекли за собой огромные человеческие жертвы и материальные потери. Погибли 2 тыс. гражданских лиц, 7 тыс. получили ранения, 30% из них - дети. Материальный ущерб превысил 200 млрд долларов. Бомбардировки были прекращены 10 июня 1999 г., когда СРЮ приняла натовский ультиматум. Из Косово выведены сербские войска, а вместе с международными силами в край вернулись не только албанские беженцы, но и боевики OAK. В результате сложившейся обстановки вероятность отторжения Косово от СРЮ заметно возросла.4.«Постсоветское пространство»Развитие отношений с бывшими союзными республиками шло по двум направлениям: в рамках Содружества Независимых Государств и развитие двусторонних отношений. Создание СНГ помогло предотвратить стихийный распад страны, обеспечило плавное решение вопросов, связанных с разделом имущества и долгов бывшего СССР, решения транспортных и финансовых вопросов, миграции населения.На Алма-атинской встрече 21 декабря 1991 г. состав СНГ был расширен. В СНГ вошли одиннадцать из пятнадцати бывших союзных республик. Однако отношения с бывшими союзными республиками складывались непросто. Чем это обуславливалось? Все бывшие союзные республики стремились найти свое место в мировой системе, обеспечить наиболее благоприятные для местных элит условия перераспределения бывшей союзной собственности. Экономическая политика, проводившаяся республиками, была различной. В 1993 г. в результате денежной реформы в России из обращения были изъяты денежные знаки образца 1961-1992 гг. Существовавшая до этого времени единая рублевая зона распалась. В течение последующих двух лет все союзные республики обзавелись собственной валютой. В этом же году было ликвидировано Главное командование вооруженных сил СНГ. Вместо него был создан Штаб по координации и военному сотрудничеству государств СНГ. В течение года Россия подписала свыше 90 соглашений со странами СНГ по военному и военно-техническому сотрудничеству. В течение 1993-1994 гг. наряду с существовавшим до этого Советом глав государств СНГ был создан исполнительный секретариат СНГ, учрежден Совет министров иностранных дел, Совет командующих пограничными войсками и другие органы Содружества. Был введен институт председателя СНГ, избираемого на год, а также принято решение о создании Межгосударственного экономического комитете. В сентябре 1993 г. государства-участники СНГ подписали Договор о создании Экономического союза стран СНГ, предусматривавший поэтапное формирование общего рынка. Единого таможенного и валютного пространства.В течение 1992-1994 гг. состав СНГ был подвижен. В октябре 1992 г. из СНГ вышел Азербайджан и вернулся туда в 1994-м, после прихода к власти Г. Алиева. В 1993 г. в Содружество вошла Грузия. Бывшие союзные республики понимали необходимость тесной координации политики для укрепления своей государственности и избежания конфликтов. Кроме того, за годы независимого существования бывшие союзные республики не нашли источников выхода из кризиса, в итоге стали стремиться искать поддержку у России, сохраняя при этом свой суверенитет. По моему мнению, бывшие союзные республики стремились ослабить собственный кризис за счет сохранения Россией роли экономического донора.Россия стремилась сохранить свое влияние на постсоветском пространстве путем повышения эффективности механизмов сотрудничества в рамках СНГ, постепенного формирования наднациональных институтов Содружества, укрепления военно-технического сотрудничества, сохранения военного присутствия России в странах СНГ, формирования экономического союза. В военно-политической области Россия стремилась реализовать Договор о коллективной безопасности, подписанный в 1992 г., укрепить практику российского миротворчества, установить эффективный совместный контроль внешних границ СНГ.В странах «ближнего зарубежья» оставались 25 млн. русских, в одночасье оказавшихся иностранцами. Практически повсеместно русское население вытеснялось из республик. Миллионы русских были вынуждены мигрировать в Российскую Федерацию. Российское руководство, стремясь закрепить русское население в государствах ближнего зарубежья и не допустить его стихийную миграцию, разработало концепцию поддержки русских в бывших союзных республиках с целью их адаптации к новым условиям.За 1992-1996 гг. в рамках СНГ было заключено свыше 600 договоров и соглашений, однако Содружество пока не сформировалось как прочное межгосударственное образование. Возобладала тенденция развития двусторонних отношений.В конце XXвека стал очевиден тот факт, что СНГ смягчило последствия распада Советского союза, но цели интеграции не были достигнуты. Экономическое сотрудничество между нашей страной и странами СНГ сократилось. Уменьшился объём внешнеторгового оборота, не был создан не только Экономический союз, но даже зона свободной торговли. Не было успехов и в военно-политической области:в полном объёме не был выполнен Ташкентский договор о коллективной безопасности (1992 г.), произошло сокращение российского военного присутствия в государствах СНГ, концепция совместной охраны границ была нереализована. СНГ не стало политическим объединением государств, претендующим на достойное место в мире. То есть главная поставленная задача в политической сфере не была решена. Кроме того, внутри СНГ формировались различные коалиции без участия России. Во второй половине 1990-х гг. российская политика относительно СНГ стала меняться. Можно сказать, что Россия теперь подходила к проблемам СНГ более прагматично. На второй план отошли задачи интеграции в воеено-политической области, происходит «экономизация» связей.С 1999 г. Россия перестала настаивать на наделении органов СНГ наднациональными полномочиями, против чего возражало большинство государств-участников. Постепенно акцент переносился на эффективность двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках Союза Белоруссии и России, а также с участниками Договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.Здесь же мне хочется отметить, что результатом распада СССР стали многочисленные вооруженные конфликты – как внутригосударственные, так и международные. Российское вмешательство в конфликты в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Нагорном Карабахе серьёзно осложнило отношения с Грузией, Молдовой и Азербайджаном. Оно породило также трудности в отношениях с Украиной, которая опасалась вмешательства России в ситуацию в Крыму. Международные институты, созданные на базе СНГ (Таможенный союз, Договор о коллективной безопасности, Союзное государство Белоруссии и России), в 90-е годы по преимуществу оставались на бумаге. Наполнить их реальным содержанием удалось лишь к концу первого десятилетия XXI века, когда Москва смогла подкрепить свои политические обещания экономически (главным образом, благодаря высоким ценам на нефть и другие ресурсы на мировых рынках). ЗаключениеВ дебатах, касающихся внешнеполитической стратегии России в 90-х гг. XXвека много раз и, как мне кажется, вполне обоснованно ставился вопрос: сущность и смысл национальных интересов России. От ответа на этот вопрос напрямую зависели действия нашей страны на международной арене.Наследие советской внешней политики – психология «сверхдержавы». Россия стремилась участвовать во всех значимых международных процессах. Это часто происходило ценой непосильного для России перенапряжения внутренних ресурсов. Здравый смысл подсказал, что внешняя политика в тот исторический отрезок была призвана «обслуживать» жизненные интересы внутреннего развития. Речь идет о:обеспечении надежной безопасности;создании максимально благоприятных условий для устойчивого экономического ростаповышении жизненного уровня населенияукреплении единства и целостности страны, основ ее конституционного порядка, консолидации гражданского общества,защите прав граждан и соотечественников за рубежом.Список литературыЗиядуллаев Н. Г. СНГ: опыт и итоги десятилетия // Свободная мысль. - XXI. 2002. № 4. С. 54-58.Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. — М.: РОССПЭН, 2000.- С. 3-55.Новейшая история Отечества. XX век: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: В 2т./Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. - М.: Гуманит. изд. центр. Владос,2003.-Т.2-448 с.Стратегический курс России с государствами – участниками Содружества Независимых Государств // Дипломатический вестник. 1995. № 10. С. 49.Хмылев В.Л. Современные международные отношения: Учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 210 с.

1. Зиядуллаев Н. Г. СНГ: опыт и итоги десятилетия // Свободная мысль. - XXI. 2002. № 4. С. 54-58.
2. Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. — М.: РОССПЭН, 2000.- С. 3-55.
3. Новейшая история Отечества. XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2т./Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. - М.: Гуманит. изд. центр. Владос,2003.-Т.2-448 с.
4. Стратегический курс России с государствами – участниками Содружества Независимых Государств // Дипломатический вестник. 1995. № 10. С. 49.
5. Хмылев В.Л. Современные международные отношения: Учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 210 с.

Основные приоритеты внешней политики Российской Федерации (1992-1996 годы)














Основные приоритеты внешней политики Российской Федерации (1992-1996 годы).

Введение

Распад СССР радикально изменило геостратегическую ситуацию в российской Федерации, которые требуют пересмотра всего комплекса прежних внешнеполитических установок. Однако, первоначально, внешняя политика обновленной России в значительной степени остается в русле горбачевского &';новый способ мышления&';. М. С. Горбачев стремился демонтировать коммунистическую административно-командной системы, достижение поставленной цели, путем отказа в видение и ценности, характерные для советского периода. Реформирование линии. на международной арене стало составной частью этого процесса.

Советский союз в рамках политики перестройки взяли курс на сближение, а на некоторых направлениях - в тесном партнерстве с Западом. Принципиально изменился подход к проблемам разоружения, европейской безопасности, объединения Германии. Трансформация взглядов на Запад, а также эволюция советской идеологии, возраставшие экономические и другие внутренние трудности способствовали пересмотру политики страны в отношении социалистических стран, международного коммунистического движения, state &';третьего мира&';. По инициативе М. С. Горбачева была предоставлена свобода восточноевропейским союзникам, восстановлены отношения с КИТАЕМ, выведены войска из Афганистана, состоялся отказ от безоговорочной поддержки традиционных друзей Кремля в Азии, на Ближнем востоке, Африке и Латинской Америке.

Таким образом, Советский Союз добровольно снял функции &';коммунистической империи&';, увязшей в идеологической и геополитической & '; "холодной войны"&';, и решил, вместо того, чтобы стать партнером Запада, разделяющим с ним многие ценности и сотрудничающим в решении актуальных международных проблем. В то же время, М. С. Горбачев надеялся, что США и их союзники примут новый мировой порядок, основанный на изменились реалии, к пониманию, что СССР превратился.

Основная часть

понимание стратегии внешней политики России, еще до окончательного распада СССР Vb. Господин Ельцин изложил на пятом (внеочередном) Съезде народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 года, что было ограничено к нескольким основным тезисам. Россия планировала войти в мировую экономику на равных со всеми суверенными государствами, играя в международных финансовых и коммерческих организаций, подписали соглашение о преобразовании своей валюты и торговые системы, в соответствии с международными стандартами. Новый лидер России, как и руководство, доживавшего последние месяцы Союза, был готов на значительные уступки западным партнерам в обмен на их поддержку демократических реформ в стране. Он заявил о необходимости обнародовать стратегические данные, обязательные для вступления в международные организации, подтвердил готовность принять и соблюдать основные принципы устава Международного валютного фонда. В докладе было высказано предложение пригласить экспертов МВФ, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, чтобы разработать совместный план сотрудничества и меры по реализации российских экономических реформ. В дальнейшем, в Москве были взять курс на полнокровное партнерство и интеграцию с Западом.

Узнать стоимость работы