Музей как составляющая театральной педагогики в формировании патриотического самосознания младших школьников

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 2525 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 15.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Музей как средство патриотического воспитания младших школьников 5
2.Содержание работы с младшими школьниками 11
3.Особенности музейной педагогики 14
4.Описание опыта работы с младшими школьниками на базе «Русского музея» 17
Заключение 21
Список литературы 22
Фрагмент для ознакомления

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации. Применительно к музею понятие коммуникации
ввел в 60-е годы XX века канадский музеолог Д. Камерон. Главный акцент теории сделан на визуальном и пространственном характере музейной коммуникации, которая есть не что иное как процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой "реальные вещи". В основе этого общения лежит с одной стороны, способность посетителя понимать "язык вещей", с другой - способность музейных специалистов выстраивать с помощью экспозиции особые невербальные "пространственные высказывания". В музееведении формируется принципиально новый коммуникационный подход, который является антропоцентрическим (ставит во главу угла не предмет, а человека); культурологическим (исходит из предположения, что используемые в процессе коммуникации знаки и символы существуют в определенном поле культурных значений и включенные в коммуникацию субъекты выступают как представители культурных позиций, а предметно-пространственные «послания» – как культурные или метакультурные тексты); диалогическим ( рассматриваются структуры с учетом, как минимум, двух субъектов, разнящихся по своей культурной позиции); аксиологическим (ценностный аспект музейной коммуникации выступает как ведущий, а иные ее аспекты – обучение, передача информации – как подчиненные). Учеными выделяются пять моделей формирования музейной коммуникации:
1. Познавательная (К. Хадсон) - при которой посетитель общается с сотрудником музея.
2. Эстетическая (Д. Осборн) - посетитель общается с экспонатом, который приобретает самоценное значение. Цель - эстетическое восприятие.
3. Знаковая (Ю. Ромедер) - посетитель через экспонат, который представляет собой некий знак социально-исторического содержания, общается с его создателем, восстанавливая тем самым связь времен.
4. Диалоговая (Р. Стронг, Е. Александер) - посетители музея общаются между собой, а музей выполняет функцию центра культурной и общественной жизни.
5. Междисциплинарная. Музей - место сотрудничества специалистов разного профиля - музееведов, психологов, педагогов, ищущих решения комплексных проблем гуманитарного характера.
Эти пять структурных моделей оказали исключительное влияние на развитие образовательной деятельности музеев. На основе понятия музейной коммуникации возникает методология «понимающего музееведения». Ее отличительной особенностью является исходная уравновешенность позиций всех участников акта музейной коммуникации – посетителей, профессионалов, создателей и владельцев музейных предметов, равное внимание к их взглядам на вещи, на пересечении которых рождается нагруженное множеством смыслов музейное собрание. Включение в число участников людей, которые жили в прошлом или живут сегодня, но отделены
от посетителя культурным барьером, позволяет рассматривать посещение музея как ритуал, творимый в особом, ограниченном от повседневности пространстве, обладающий собственным кодом пространственно-временных соответствий и дающий возможность транслировать разнообразное культурно-историческое содержание. Формой творческого использования понятия музейной коммуникации при проектировании экспозиции является создание музейных сценариев.

4.Описание опыта работы с младшими школьниками на базе «Русского музея»
Русский музей органично вписывается в ткань сюжетно - ролевой игры, значительно способствуя погружению учащихся в соответствующую эпоху.
Перед музейным педагогом ставилась задача активизации учащихся в музее, развитие их ассоциативного мышления и фантазии, собственной художественной деятельности детей, приобщение к истории и культуре, Музейные предметы, произведения искусства были максимально приближены к детям.
Из яркого солнечного дня конца XX века дети попадали в гостиную начала XIX века, в эпоху Александра I. Была подобрана соответствующая мебель, картины художников того времени, в основном, репродукции, ксерокопии, копии маслом. Было продумано экспозиционное решение; макеты, драпировки, малые конструкционные формы помогали воссоздать интерьер гостиной эпохи русского классицизма. Определяющим моментом в художественном салоне являлось создание всеми возможными способами гостеприимной атмосферы дружеского общения - сути и результата художественной программы парадного интерьера русского классицизма.
Парадный интерьер подразумевает развернутое в пространстве действо - обеды и балы, приемы и беседы, чтение книг и музицирование, рисование, наслаждение произведениями искусства, живописью - все это составляло усадебную жизнь того времени и все это воспроизводилось детьми в салоне.
Значительная часть экспозиции была посвящена победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Портреты полководцев, гипсовые копии знаменитых барельефов «Народное ополчение», портрет героев - все это иллюстрировало увлекательный рассказ экскурсовода о войне 1812 года. Однако, мы не ограничивались только визуальным и аудиальным поступлением информации, требовалась деятельное участие самого ребенка, - в частности, его изобразительная деятельность. Детям предлагалось узнать, подобрать и нарисовать форму обмундирования для различных родов войск: драгун, гусар, уланов, а также изобразить наградные знаки и медали. Это задание выполняли мальчики.
Девочкам предлагались модные журналы XIX века. Выбирая понравившиеся им модели, девочки «наряжали» в них бумажных кукол - барышень. Для простоты воспроизведения применялись трафареты солдат и барышень, которые разрисовывались соответствующим образом. Кроме того, дети изготавливали эполеты из картона и бумаги, которые они использовали в дальнейшей сюжетно-ролевой игре. Девочки делали веера из картона и уносили их с собой как память о посещении музея.
Проводилась игра - поиск медалей и орденов на портретах полководцев - героев войны 1812 года с помощью каталогов наградных знаков. Многие дети дарили музею изготовленные ими изделия, которые позже выставлялись в витринах и включались в музейную экспозицию. Эта продуктивная идея включения в экспозицию вещей, сделанных в лагере самими детьми, использовалась каждый год и вызывала у них чувство сопричастности к музею и музейным предметам.
В следующем сюжете театральной педагогики, посвященном сказкам "Тысяча и одной ночи", музей реализовывал экспозиционную идею сокровищницы Шахразады; педагогической идеей было - знакомство с культурой Востока, диалог культур. Восточные кувшины, вазы, ткани и
ковры, благовония и ювелирные украшения, старинные гравюры восточных
мастеров, дары заморских послов и Синдбада - морехода, перо птицы Рухх и перстень пророка Сулеймана - все экспонаты имели свои загадочные и увлекательные для детей истории. Характерное для Востока орнаментальное видение мира реализовывалась через украшение любых изделий повторяющимся рисунком - орнаментом. С целью прикосновения к этой идее детям предлагались альбомы с изображениями разных орнаментов и их построением для выбора наиболее понравившегося и воспроизведения его или разработки своего собственного. Дети рисовали вазы, ковры, посуду с выбранными орнаментами, использовали эти мотивы при изготовлении изделий в мастерских, для украшения жилых помещений в лагере.
С характерной для Востока утонченной риторикой и красноречием, образной картинной прозой дети знакомились при чтении им музейным педагогом неадаптированного варианта сказок «Тысяча и одной ночи». Мысли и образы, видимые и слышимые - это тело, а одежда - слова. Обращение друг к другу на восточный манер, вежливо и почтительно, вдыхание благовоний, ощущение мягкости ковров под ногами - все это воссоздавало неповторимую атмосферу. Идея узорности, орнаментальности мусульманской культуры, достаточно далекой для современного русского ребенка 6-9 лет, становилась ближе, доступнее, ощутимее.

























Заключение
Культурно-образовательной деятельности музеев заложен большой педагогический потенциал: они способны эффективно воздействовать на формирование патриотических качеств, нравственности личности, поликультурного сознания, воспитание личности способной к самовоспитанию и саморазвитию. Одновременно это важный вклад в обогащение духовной жизни, рациональную организацию досуга и культурного отдыха.
Следовательно, музей является местом, где человек не только приобретает знания, но и воспринимает накопленный исторический опыт, усваивает культурные, эстетические, нравственные ценности, то есть получает мировоззренческий и эмоциональный заряд.















Список литературы
1. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч: научно-практические рекомендации. – М.: НШТК, 1988. – 134 с.
2. Гнедовский М.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. – М.: Наука, 1990. – 261 с.
3. Именнова Л.С. Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: история, теория, методика: Дис. …. канд. пед. наук. – М.,2004. – 213 с.
4. Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденции и перспективы // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. трудов. твор. лаб. «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. – М.: Брандес, 1997. – 119 с.
5. Медведева Е.Б. Музейная педагогика России и Германии: Автореф. дис. … канд. ист. наук. – СПб., 2000. – 23 с.
6. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности: Автореф. дис. кан. пед. наук. – СПб., 1998. – 26 с.
7. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: Учеб пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 183 с.
8.Волчкова М. А. Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде. Дис.канд. пед. наук.: Тула. 2002г.-182с.









22

Список литературы
1. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч: научно-практические рекомендации. – М.: НШТК, 1988. – 134 с.
2. Гнедовский М.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. – М.: Наука, 1990. – 261 с.
3. Именнова Л.С. Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: история, теория, методика: Дис. …. канд. пед. наук. – М.,2004. – 213 с.
4. Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденции и перспективы // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. трудов. твор. лаб. «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. – М.: Брандес, 1997. – 119 с.
5. Медведева Е.Б. Музейная педагогика России и Германии: Автореф. дис. … канд. ист. наук. – СПб., 2000. – 23 с.
6. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности: Автореф. дис. кан. пед. наук. – СПб., 1998. – 26 с.
7. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: Учеб пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 183 с.
8.Волчкова М. А. Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде. Дис.канд. пед. наук.: Тула. 2002г.-182с.

Вопрос-ответ:

Что такое музейная педагогика?

Музейная педагогика - это наука, занимающаяся исследованием и разработкой методов и приемов обучения и воспитания, основанных на использовании музейных материалов и ресурсов.

Как музей может быть использован как средство патриотического воспитания?

Музей предоставляет возможность познакомить детей с историей своей страны, ее культурой и достижениями. Через экспозиции, выставки и экскурсии дети могут лучше понять и полюбить свою родину, развивая в себе патриотическое самосознание.

Какие особенности музейной педагогики в работе с младшими школьниками?

Работа с младшими школьниками требует простоты и доступности материалов и информации. Музейные экспонаты и действия педагогов должны быть направлены на развитие воображения и эмоционального восприятия детей. Важно также учесть возрастные особенности младших школьников и использовать интерактивные методы обучения.

Какое значение имеет опыт работы с младшими школьниками в Русском музее?

Русский музей предлагает различные педагогические программы для младших школьников, которые помогают им лучше понять и оценить культурное наследие своей страны. Экскурсии, творческие мастер-классы и интегрированные уроки позволяют вовлечь детей в активное обучение и развивают их патриотическое самосознание.

Какие последствия могут быть, если не осуществлять работу по формированию патриотического самосознания у младших школьников через музейные занятия?

Если не проводить работу по формированию патриотического самосознания у младших школьников через музейные занятия, дети могут оказаться незнакомыми с историей и культурой своей страны, а также не разовить в себе чувство гордости за свою родину. Это может привести к утрате идентичности и слабому чувству принадлежности к своей нации.

Какова роль музея в формировании патриотического самосознания у младших школьников?

Музей играет большую роль в формировании патриотического самосознания у младших школьников. В нем дети могут познакомиться с историей своей страны, ее культурой, традициями и достижениями. Посещение музея позволяет им развивать любовь и уважение к своей родине, а также понимание своей роли в обществе.

Какие методы работы с младшими школьниками используются в музее?

Для работы с младшими школьниками в музее применяются различные методы. Это могут быть интерактивные экскурсии, игры, мастер-классы, творческие занятия и прочие формы педагогической деятельности. Главная цель этих методов - заинтересовать детей, активизировать их мышление и воображение, чтобы они лучше усвоили материал и запомнили его на долгое время.

Какие особенности характерны для музейной педагогики?

Музейная педагогика имеет свои особенности. Во-первых, она основана на сочетании образовательных и воспитательных целей. Во-вторых, она активно использует интерактивные методы работы, чтобы привлечь внимание посетителей и помочь им лучше понять представленную информацию. В-третьих, музейная педагогика стремится к созданию учебных ситуаций, которые будут стимулировать творческое и критическое мышление у посетителей.

Расскажите об опыте работы с младшими школьниками на базе "Русского музея".

Опыт работы с младшими школьниками на базе "Русского музея" был успешным. В ходе занятий дети изучали иконопись, традиционные русские народные ремесла и крестьянскую культуру. Они принимали участие в интерактивных мастер-классах, где изготавливали свои сувениры и украшения. Такой подход позволил детям не только получить новые знания, но и почувствовать себя активными участниками культурного процесса.

Что такое музейная педагогика?

Музейная педагогика - это область педагогической деятельности, направленная на организацию образовательного процесса в музее.

Как музей способствует формированию патриотического самосознания у младших школьников?

Музей, как составляющая театральной педагогики, позволяет создать атмосферу подлинности и оживить исторические события, что способствует глубокому пониманию и проникновению в историю своей страны, что является основой для формирования патриотического самосознания у младших школьников.