Музей как составляющая театральной педагогики в формировании патриотического самосознания младших школьников

  • 25 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 15.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Музей как средство патриотического воспитания младших школьников 5
2.Содержание работы с младшими школьниками 11
3.Особенности музейной педагогики 14
4.Описание опыта работы с младшими школьниками на базе «Русского музея» 17
Заключение 21
Список литературы 22
Фрагмент для ознакомления

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации. Применительно к музею понятие коммуникации
ввел в 60-е годы XX века канадский музеолог Д. Камерон. Главный акцент теории сделан на визуальном и пространственном характере музейной коммуникации, которая есть не что иное как процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой "реальные вещи". В основе этого общения лежит с одной стороны, способность посетителя понимать "язык вещей", с другой - способность музейных специалистов выстраивать с помощью экспозиции особые невербальные "пространственные высказывания". В музееведении формируется принципиально новый коммуникационный подход, который является антропоцентрическим (ставит во главу угла не предмет, а человека); культурологическим (исходит из предположения, что используемые в процессе коммуникации знаки и символы существуют в определенном поле культурных значений и включенные в коммуникацию субъекты выступают как представители культурных позиций, а предметно-пространственные «послания» – как культурные или метакультурные тексты); диалогическим ( рассматриваются структуры с учетом, как минимум, двух субъектов, разнящихся по своей культурной позиции); аксиологическим (ценностный аспект музейной коммуникации выступает как ведущий, а иные ее аспекты – обучение, передача информации – как подчиненные). Учеными выделяются пять моделей формирования музейной коммуникации:
1. Познавательная (К. Хадсон) - при которой посетитель общается с сотрудником музея.
2. Эстетическая (Д. Осборн) - посетитель общается с экспонатом, который приобретает самоценное значение. Цель - эстетическое восприятие.
3. Знаковая (Ю. Ромедер) - посетитель через экспонат, который представляет собой некий знак социально-исторического содержания, общается с его создателем, восстанавливая тем самым связь времен.
4. Диалоговая (Р. Стронг, Е. Александер) - посетители музея общаются между собой, а музей выполняет функцию центра культурной и общественной жизни.
5. Междисциплинарная. Музей - место сотрудничества специалистов разного профиля - музееведов, психологов, педагогов, ищущих решения комплексных проблем гуманитарного характера.
Эти пять структурных моделей оказали исключительное влияние на развитие образовательной деятельности музеев. На основе понятия музейной коммуникации возникает методология «понимающего музееведения». Ее отличительной особенностью является исходная уравновешенность позиций всех участников акта музейной коммуникации – посетителей, профессионалов, создателей и владельцев музейных предметов, равное внимание к их взглядам на вещи, на пересечении которых рождается нагруженное множеством смыслов музейное собрание. Включение в число участников людей, которые жили в прошлом или живут сегодня, но отделены
от посетителя культурным барьером, позволяет рассматривать посещение музея как ритуал, творимый в особом, ограниченном от повседневности пространстве, обладающий собственным кодом пространственно-временных соответствий и дающий возможность транслировать разнообразное культурно-историческое содержание. Формой творческого использования понятия музейной коммуникации при проектировании экспозиции является создание музейных сценариев.

4.Описание опыта работы с младшими школьниками на базе «Русского музея»
Русский музей органично вписывается в ткань сюжетно - ролевой игры, значительно способствуя погружению учащихся в соответствующую эпоху.
Перед музейным педагогом ставилась задача активизации учащихся в музее, развитие их ассоциативного мышления и фантазии, собственной художественной деятельности детей, приобщение к истории и культуре, Музейные предметы, произведения искусства были максимально приближены к детям.
Из яркого солнечного дня конца XX века дети попадали в гостиную начала XIX века, в эпоху Александра I. Была подобрана соответствующая мебель, картины художников того времени, в основном, репродукции, ксерокопии, копии маслом. Было продумано экспозиционное решение; макеты, драпировки, малые конструкционные формы помогали воссоздать интерьер гостиной эпохи русского классицизма. Определяющим моментом в художественном салоне являлось создание всеми возможными способами гостеприимной атмосферы дружеского общения - сути и результата художественной программы парадного интерьера русского классицизма.
Парадный интерьер подразумевает развернутое в пространстве действо - обеды и балы, приемы и беседы, чтение книг и музицирование, рисование, наслаждение произведениями искусства, живописью - все это составляло усадебную жизнь того времени и все это воспроизводилось детьми в салоне.
Значительная часть экспозиции была посвящена победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Портреты полководцев, гипсовые копии знаменитых барельефов «Народное ополчение», портрет героев - все это иллюстрировало увлекательный рассказ экскурсовода о войне 1812 года. Однако, мы не ограничивались только визуальным и аудиальным поступлением информации, требовалась деятельное участие самого ребенка, - в частности, его изобразительная деятельность. Детям предлагалось узнать, подобрать и нарисовать форму обмундирования для различных родов войск: драгун, гусар, уланов, а также изобразить наградные знаки и медали. Это задание выполняли мальчики.
Девочкам предлагались модные журналы XIX века. Выбирая понравившиеся им модели, девочки «наряжали» в них бумажных кукол - барышень. Для простоты воспроизведения применялись трафареты солдат и барышень, которые разрисовывались соответствующим образом. Кроме того, дети изготавливали эполеты из картона и бумаги, которые они использовали в дальнейшей сюжетно-ролевой игре. Девочки делали веера из картона и уносили их с собой как память о посещении музея.
Проводилась игра - поиск медалей и орденов на портретах полководцев - героев войны 1812 года с помощью каталогов наградных знаков. Многие дети дарили музею изготовленные ими изделия, которые позже выставлялись в витринах и включались в музейную экспозицию. Эта продуктивная идея включения в экспозицию вещей, сделанных в лагере самими детьми, использовалась каждый год и вызывала у них чувство сопричастности к музею и музейным предметам.
В следующем сюжете театральной педагогики, посвященном сказкам "Тысяча и одной ночи", музей реализовывал экспозиционную идею сокровищницы Шахразады; педагогической идеей было - знакомство с культурой Востока, диалог культур. Восточные кувшины, вазы, ткани и
ковры, благовония и ювелирные украшения, старинные гравюры восточных
мастеров, дары заморских послов и Синдбада - морехода, перо птицы Рухх и перстень пророка Сулеймана - все экспонаты имели свои загадочные и увлекательные для детей истории. Характерное для Востока орнаментальное видение мира реализовывалась через украшение любых изделий повторяющимся рисунком - орнаментом. С целью прикосновения к этой идее детям предлагались альбомы с изображениями разных орнаментов и их построением для выбора наиболее понравившегося и воспроизведения его или разработки своего собственного. Дети рисовали вазы, ковры, посуду с выбранными орнаментами, использовали эти мотивы при изготовлении изделий в мастерских, для украшения жилых помещений в лагере.
С характерной для Востока утонченной риторикой и красноречием, образной картинной прозой дети знакомились при чтении им музейным педагогом неадаптированного варианта сказок «Тысяча и одной ночи». Мысли и образы, видимые и слышимые - это тело, а одежда - слова. Обращение друг к другу на восточный манер, вежливо и почтительно, вдыхание благовоний, ощущение мягкости ковров под ногами - все это воссоздавало неповторимую атмосферу. Идея узорности, орнаментальности мусульманской культуры, достаточно далекой для современного русского ребенка 6-9 лет, становилась ближе, доступнее, ощутимее.

























Заключение
Культурно-образовательной деятельности музеев заложен большой педагогический потенциал: они способны эффективно воздействовать на формирование патриотических качеств, нравственности личности, поликультурного сознания, воспитание личности способной к самовоспитанию и саморазвитию. Одновременно это важный вклад в обогащение духовной жизни, рациональную организацию досуга и культурного отдыха.
Следовательно, музей является местом, где человек не только приобретает знания, но и воспринимает накопленный исторический опыт, усваивает культурные, эстетические, нравственные ценности, то есть получает мировоззренческий и эмоциональный заряд.















Список литературы
1. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч: научно-практические рекомендации. – М.: НШТК, 1988. – 134 с.
2. Гнедовский М.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. – М.: Наука, 1990. – 261 с.
3. Именнова Л.С. Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: история, теория, методика: Дис. …. канд. пед. наук. – М.,2004. – 213 с.
4. Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденции и перспективы // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. трудов. твор. лаб. «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. – М.: Брандес, 1997. – 119 с.
5. Медведева Е.Б. Музейная педагогика России и Германии: Автореф. дис. … канд. ист. наук. – СПб., 2000. – 23 с.
6. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности: Автореф. дис. кан. пед. наук. – СПб., 1998. – 26 с.
7. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: Учеб пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 183 с.
8.Волчкова М. А. Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде. Дис.канд. пед. наук.: Тула. 2002г.-182с.









22

Список литературы
1. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч: научно-практические рекомендации. – М.: НШТК, 1988. – 134 с.
2. Гнедовский М.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. – М.: Наука, 1990. – 261 с.
3. Именнова Л.С. Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: история, теория, методика: Дис. …. канд. пед. наук. – М.,2004. – 213 с.
4. Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденции и перспективы // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. трудов. твор. лаб. «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. – М.: Брандес, 1997. – 119 с.
5. Медведева Е.Б. Музейная педагогика России и Германии: Автореф. дис. … канд. ист. наук. – СПб., 2000. – 23 с.
6. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности: Автореф. дис. кан. пед. наук. – СПб., 1998. – 26 с.
7. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: Учеб пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 183 с.
8.Волчкова М. А. Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде. Дис.канд. пед. наук.: Тула. 2002г.-182с.

Роль экскурсии в формировании практических навыков в начальных классах

Введение


На современном этапе развития российского общества, в условиях существенных социально-экономических преобразований сформировались новые требования к системе образования в целом и начальной школы в частности.

В частности, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года проблема практической подготовки, навыков учащихся выделяется в качестве одной из самых важных, от которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса в школе.

Формирование практических навыков у учащихся начальных классов выступает перед школой, как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить учащихся системой умений и навыков рабочей силы. Для формирования этих навыков в значительной степени зависят от обучаемости детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся. Формирование у детей практических навыков предполагает две проблемы: первая-это научить студентов самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; во-вторых - для того, чтобы научиться применять имеющиеся знания в учении и практике. Однако, как показывает масса практики, учителя уделяют главное внимание главным образом на формирование у учащихся умения действовать в знакомой и несколько измененной ситуации. Данные проведенных исследований свидетельствуют о слабом владении младших школьников навыков планирования, организации, контроля учебной деятельности, которая является одним из важных причин их неуспеваемости.

навыки стали объектом внимания педагогов, проводить как фундаментальные, так и прикладные исследования в области методологии педагогики и педагогической квалификации. Проблема их формирования рассматривалась в контексте методологических и теоретических исследований учебно-воспитательного процесса (Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник и др.), активизации познавательной деятельности учащихся (А. П. Аристова, И. Ф. Харламов, Т. Н. Шамова и др.), мотивации учения школьников (А. К. Маркова, Н. Н. Морозова, G. I. " и др.).

Анализ философской, социологической и педагогической литературы, реального функционирования учебно-воспитательного процесса в современной школе показывает, что сложились объективные условия, позволяющие сформулировать новые теоретико-методические позиции в решении проблемы формирования у учащихся практических навыков. В частности, установлено, что система представление об этом процессе реализованы все их возможности. Было уделено внимание основным компонентам системы, формирование практических навыков, но вне поля зрения остались связи между его элементами конкретным образом влияют на развитие личности учащегося. Не достаточно эффективно, применяются различные средства, которые позволяют активизировать деятельность обучения учащихся. Долгосрочное массовая практика школ и педагогические исследования позволили установить, что значительным потенциалом в формировании у учащихся умений и навыков, имеют экскурсии на уроках естественной истории.

Узнать стоимость работы