Меры государственного регулирования естественных монополий

  • 22 страницы
  • 20 источников
  • Добавлена 12.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЗМА И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ 5
1.1 Экономическая природа и источники монопольной власти 5
1.2 Особенности экономической природы и источники монопольной власти. Естественные монополии 6
1.3 Экономические последствия монополизации рынка. Экономические методы воздействия государства на монополию - налоги и субсидий 7
2 ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ» 10
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Газпром» 10
2.2 Основные показатели деятельности компании ОАО «Газпром» 11
2.3 Реформирование газовой отрасли в России в современных условиях 12
3 МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ РОССИИ И ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 14
3.1 Антитрестовые законы США 14
3.2 Современное состояние и проблемы правового регулирования конкурентных отношений России 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Фрагмент для ознакомления

По состоянию на январь 2013 года в структуру ФАС России входит 82 территориальных управления. Штатная численность работников службы в регионах составляет 2 647 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 630 человек.
Несмотря на достаточно эффективную система антимонопольного регулирования, ее необходимо совершенствовать и развивать.
В 2011 году ФАС России подготовила и направила в Правительство Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный во исполнение пункта 44 Плана мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2012 – 2014 годы.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации не претерпело значительных изменений в 2011-2012 году, поскольку ФАС России сосредоточилась в основном на подготовке так называемого «третьего антимонопольного пакета» поправок в антимонопольное законодательство, принятие которого ожидается в 2013 году.
Основные изменения коснулись Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (Закон о защите конкуренции), в части вопросов предоставления государственных и муниципальных преференций (помощи).
В частности, предусмотрена новая цель на 2013 – 2014 гг., на основании которой законодательно разрешено предоставление государственных и муниципальных преференций (помощи), а именно «поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций», которые могут без проведения конкурсов и аукционов заключать договора на владение и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом.
Вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который закрепил ряд важных норм, обеспечивающих права граждан и юридических лиц при получении государственных услуг. Закон подготовлен при активном участии ФАС России.
В целях реализации данного закона, 8 декабря 2010 года ФАС России утвердила методические рекомендации по осуществлению антимонопольного контроля предоставления государственных (муниципальных) услуг с целью формирования единой правоприменительной практики антимонопольных органов в каждом субъекте Российской Федерации в рамках рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Данные вопросы находятся в ведении ФАС России, поскольку предоставление государственных и муниципальных услуг с нарушениями законодательства оказывает негативное влияние на конкуренцию.
Кроме того, в 2013 году ФАС России продолжила практику заключения соглашений о взаимодействии с другими государственными, муниципальными органами Российской Федерации и рядом ассоциаций в целях обеспечения своевременного эффективного взаимодействия при пресечении и выявлении нарушений антимонопольного законодательства.
24 января 2012 года подготовлен Проект Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Также Российская Федеральная Антимонопольная Служба в 2013 году планирует продолжать работать в направлении совершенствования российской системы государственных закупок.
Российскому антимонопольному ведомству было направлено письмо правительства за номером П13-54338, датированное 23.12.2011 года о возвращении на доработку проекта закона "О ФКС в сфере закупок товаров, работ и услуг", подготовленного МЭР РФ. Отправка законопроекта на доработку связана с множеством замечаний, возникших в процессе рассмотрения.
Изменения произошли и в Минэкономразвития: с 2012 года в должность замминистра экономического развития Э. Набиуллиной вступил бывший глава администрации губернатора Санкт-Петербурга, бывший банкир Михаил Осеевский, который с ноября 2011 года занимал должность советника главы МЭР по направлению реформирования системы государственного заказа. В целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции в России ФАС России разработала и внесла на рассмотрение Правительства Российской Федерации ряд поправок в законодательные акты, касающиеся применения антимонопольного законодательства в России.
Данные поправки носят название «третий антимонопольный пакет» и касаются Федерального закона «О защите конкуренции», а также Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовного кодекса Российской Федерации. Их принятие ожидается до конца декабря 2013 гг.
В отношении соглашений предполагается:
сократить перечень безусловных запретов (per se) и распространить их только на горизонтальные соглашения (картели);
исключить уголовную ответственность за согласованные действия, а также за «вертикальные» соглашения;
уточнить понятие запрещенной координации экономической деятельности.
В отношении согласованных действий предполагается:
признать согласованными действия хозяйствующих субъектов, публично заявивших о планируемом поведении на рынке;
ввести минимальную долю товарного рынка, которую должны занимать участвующие в согласованных действиях хозяйствующие субъекты.
В завершении отметим, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. В настоящее время ФАС активно регулирует и защищает конкуренцию в стране, совершенствуя нормативно – методологическую базу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Монополизм, как выяснили, - это преобладание на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и установлению контроля над ценами.
Монополистическая деятельность – это противоречащая антимонопольному законодательству деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции.
Выделяют следующие виды монополий:
естественная монополия;
чистая монополия;
конгломерат (концерн).
В изучении понятия монополистической деятельности немаловажен вклад Чемберлена. Вклад американского экономиста Э. Чемберлена заключается в том, что он был первым ученым, кто ввел понятие «монополистической конкуренции».
Определю собственное мнение влияния монополизма на экономику страны:
Главная опасность и проблема существования монополий связана со стремлением монополий использовать свое положение для извлечения сверхприбылей, то есть для улучшения своего финансового положения за счет остальной экономики, поэтому необходимо ее регулирование и сдерживание.
Методы государственного регулирования антимонопольной деятельности можно свести к следующим:
Формирование государственных, региональных и муниципальных программ демонополизации экономики и развития конкуренции.
Федеральная программа должна разрабатываться для рынков общенационального масштаба. Соответственно региональные программы должны разрабатываться для рынков регионального масштаба (например, производство молока). Муниципальные программы разрабатываются для рынков муниципального масштаба (в основном это скоропортящиеся продукты).
Формирование целевых программ в поддержке малого бизнеса – это тоже важное средство демонополизации.
Отмечу, что, по моему мнению, необходимо совершенствовать законодательную базу регулирования монополистической деятельности, в частности, при этом актуальна ориентация на опыт развитых стран мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бреднев И.А. Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия//Array.- 2009.- 11 сентября
Авдашева С.Б. Конкуренция и структура рынков: что мы можем узнать из эмпирических исследований о России // Российский журнал менеджмента.- 2006.- №4
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков.- М.: АСТ, 2009.- 399 с.
Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н.Экономика общественного сектора.- М.: АСТ, 2008.- 399 с.
Бутрин Д. Коктейль Миллера.// Коммерсант.- 2010. – 10 января.- №1 (3332)
Бутыркин А.Я. Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования – М.: Новый век, 2010.- 399 с.
Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник- .М.: АСТ, 2009.- 489 с.
Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. — М.: РАН, 2007.-379 с.
Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2009.-480 с.
Индикаторы капитализации компании ОАО «Газпром» // РЦБ.- № 19.- 2012
Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права.- 2008.- №52
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2009.-349 с.
Михайлов С. Дума ограничила монополизм торговых сетей в России // Русская служба.- 2009.- 18 февраля
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-436 с.
Тратчук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях естественных монополий, подвергшихся реформированию // Экономические науки.- 2010.- №1 (62)
ФАС в 2012 продолжит работу над проектом закона о ФКС // Госконтракты.- 2012.- январь
Царьков В.А. Динамические модели экономики. Теория и практика экономической динамики – М.: Экономика, 2007 – 299 с.
Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. Издание перераб.- М.: АСТ, 2011.- 591 с.
Официальный сайт ФАС: http://www.fas.gov.ru/structure/452.shtml (дата обращения 15.01.2013 г.)
Официальный сайт: http://www.fas.gov.ru/international-partnership/ (дата обращения 11.11.2013 г.)


Авдашева С.Б. Конкуренция и структура рынков: что мы можем узнать из эмпирических исследований о России // Российский журнал менеджмента.- 2006.- №4
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков.- М.: АСТ, 2009.- 399 с.
Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н.Экономика общественного сектора.- М.: АСТ, 2008.- 399 с., с. 284
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-436 с., с.288
Тратчук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях естественных монополий, подвергшихся реформированию // Экономические науки.- 2010.- №1 (62)
Бутыркин А.Я. Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования – М.: Новый век, 2010.- 399 с., с. 103
Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. — М.: РАН, 2007.-379 с., с.217
Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н.Экономика общественного сектора.- М.: АСТ, 2008.- 399 с., с. 285
Гриб Н., Бутрин Д. Государство не может взять под контроль «Газпром» // Коммерсант.- 2009.- 1 августа.- №139(3470), С.24
Официальный сайт транспортной компании ОАО «Газпром»»: www.gazprom.ru
Индикаторы капитализации компании ОАО «Газпром» // РЦБ.- № 19.- 2011, С.3
Индикаторы капитализации компании ОАО «Газпром» // РЦБ.- 2011.- № 19, С.4
Дилоренцо Т. Происхождение антимонопольного регулирования // Экономическая политика.- 2007.- № 3, С.27
Бреднев И.А. Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия//Array.- 2009.- 11 сентября, С.9
Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права.- 2008.- №52, С.12
Михайлов С. Дума ограничила монополизм торговых сетей в России // Русская служба.- 2009.- 18 февраля
Официальный сайт ФАС: http://www.fas.gov.ru/structure/452.shtml (дата обращения 09.01.2013 г.)
Официальный сайт: http://www.fas.gov.ru/international-partnership/ (дата обращения 15.01.2013 г.)
Официальный сайт ФАС: http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50871.html (дата обращения 10.11.2013 г.)
ФАС в 2012 продолжит работу над проектом закона о ФКС // Госконтракты.- 2012.- январь


















3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бреднев И.А. Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия//Array.- 2009.- 11 сентября
2. Авдашева С.Б. Конкуренция и структура рынков: что мы можем узнать из эмпирических исследований о России // Российский журнал менеджмента.- 2006.- №4
3. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков.- М.: АСТ, 2009.- 399 с.
4. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н.Экономика общественного сектора.- М.: АСТ, 2008.- 399 с.
5. Бутрин Д. Коктейль Миллера.// Коммерсант.- 2010. – 10 января.- №1 (3332)
6. Бутыркин А.Я. Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования – М.: Новый век, 2010.- 399 с.
7. Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник- .М.: АСТ, 2009.- 489 с.
8. Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. — М.: РАН, 2007.-379 с.
9. Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2009.-480 с.
10. Индикаторы капитализации компании ОАО «Газпром» // РЦБ.- № 19.- 2012
11. Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права.- 2008.- №52
12. Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2009.-349 с.
13. Михайлов С. Дума ограничила монополизм торговых сетей в России // Русская служба.- 2009.- 18 февраля
14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-436 с.
15. Тратчук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях естественных монополий, подвергшихся реформированию // Экономические науки.- 2010.- №1 (62)
16. ФАС в 2012 продолжит работу над проектом закона о ФКС // Госконтракты.- 2012.- январь
17. Царьков В.А. Динамические модели экономики. Теория и практика экономической динамики – М.: Экономика, 2007 – 299 с.
18. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. Издание перераб.- М.: АСТ, 2011.- 591 с.
19. Официальный сайт ФАС: http://www.fas.gov.ru/structure/452.shtml (дата обращения 15.01.2013 г.)
20. Официальный сайт: http://www.fas.gov.ru/international-partnership/ (дата обращения 11.11.2013 г.)

Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

факультет "Экономики и Управления"

Кафедра Экономической теории и мировой экономики"

 

 

 

 

 

 

 

дипломная работа по микроэкономике

тема "Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий"

 

 

 

 

выполнил: студент

гр. ЭиУ-256

Смирнова. Т. Л.

Проверил: доцент

Моцаренко Н. В.

Челябинск, 2007

Аннотация:

Смирнова. Т. Л. ЭиУ-256

Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий: диссертация,

46с., 2 рис, 14 источников.

Цель работы-ознакомиться и изучить теоретическую часть государственного регулирования естественных монополий.

Задачи работы – изучить, проанализировать различные аспекты и подходы к регулированию естественных монополий государством.

Рассмотрена модель естественной монополии и причины ее существования. Были выделены положительные и отрицательные влияния его функционирования и обоснования необходимости регулирования.

В работе уделяется большое внимание рассмотрению системы регулирования естественных монополий в России. Сформулированы некоторые задачи для развития этой системы. И, кроме того, проанализированы на сравнительный анализ на уровне системы антимонопольного регулирования в России и США.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая модель естественной монополии.

Ø Модель естественной монополии и причины ее возникновения

Ø Причины государственного вмешательства в хозяйственную деятельность естественных монополий

Глава 2. Процесс регулирования естественных монополий

Ø Цена положения

ценообразование по средним и предельным издержкам и регулирование нормы дохода.

Ценовая дискриминация

Пик цен

Узнать стоимость работы