Исследование смысла в кризисной ситуации

  • 32 страницы
  • 25 источников
  • Добавлена 21.01.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Проблема смысла с психологии 6
1.1. Личность как базовая категория психологии 6
1.2. Смысловая сфера как центральный компонент структуры личности 11
Глава 2. Личность в кризисной ситуации 19
2.1. Понятие кризисной ситуации 19
2.2. Изменение смысловой сферы личности в кризисной ситуации 22
Заключение 30
Список литературы 32

Фрагмент для ознакомления

Второй родитель живет в нереальном мире, так как его фильтры восприятия действительности свидетельствуют следующее: «у меня есть ребенок, он жив, он постоянно со мной, все осталось без изменений».
Результат отсутствия травмотранстформации – все более усугубляющийся травматический стресс, который разрушает психику человека, так как он тратит неимоверные усилия к тому, чтобы, используя неконструктивные фильтры восприятия, оценивать резко изменившуюся окружающую его действительность.
Смыслотрансформация – это своего рода переоценка значимости происходящего для личности.
ПТСР развивается в том случае, если личность не может изменить систему оценок, которая была у него раньше, но после того, как произошла травмирующая ситуация, эта система оценок становится неэффективной, так как не позволяет адаптироваться к происходящему.
Если вернуться к примеру того, как переживают родители гибель ребенка, то если родитель переживает смыслотрансформацию, то это позвояет ему принять факт смерти ребенка, пережить этот факт и найти силы в себе жить дальше.
Если же смыслотрансформации не происходит, то родитель не принимает факт смерти ребенка даже по прошествии достаточно длительного времени и эта травма продолжает воздействовать на его психику с все возрастающей разрушительной силой.
Результатом смыслотрансформации является новая система ценностей, установок и убеждений, которыми руководствуется личность в процессе своей жизнедеятельности.
Таким образом, получается что травмотранстформация и смыслотрансформация – это процессы адаптации личности к изменившейся ситуации, которые запускаются как защитные механизмы, инстинкт самосохранения и сохранения психики и целостности личности.
К видам трансформации автор относит такие процессы личностной динамики как перевоплощение, самоактуализацию, возрождение и т.д.
Точка зрения М.Ш. Магомед – Эминова пересекается с теорией Л. Мерфи и Р. Лазаруса
Основатели теории копинга подчеркивают, что копинг - это врожденная реакция индивида на определенную проблему. То есть индивид выбирает определенный стиль поведения для того, чтобы разрешить сложившуюся проблемную ситуацию.
Р. Лазарус также подчеркивает, что выбор копинг – стратегии обуславливается не только индивидуально – личностными особенностями индивида, но и конкретной проблемной ситуацией.
Отсюда возникает и еще одно понятие – это совладающее поведение.
Р. Лазарус и С. Фолкман рассматривают совладание как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, направленные на управление специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются с точки зрения соответствия ресурсам индивида.
В литературе сформировано достаточно много классификаций копинг – стратегий. Наиболее известная классификация предложена Р. Лазарусом и С. Фолкманом:
действия (усилия), направленные на себя: поиск информации, ее переоценка, смягчение или подавление, обвинение себя;
действия (усилия), направленные на окружающую среду: активное преобразование среды, изучение стрессора, уклонение, пассивное поведение и т.д.
Д. Амирхан считает, что стратегия копинга для конкретной личности является характеристикой достаточно постоянной, то есть человек может использовать одну и туже стратегию на протяжении многих лет и в различных ситуациях.
Реакция на кризисную ситуацию у индивида не всегда однозначна и, как уже говорилось, прослеживается на нескольких уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
Однако однозначно можно сказать, что кризис – это угроза, как с физиологической, так и с психологической точки зрения, поэтому зачастую реакцией на наличие кризисной ситуации является включение психологических защит, свойственных индивиду.
Термин «защита» впервые появился в работах З. Фрейда для обозначения всех приемов, которые «Я» использует в конфликте, и которые могут привести к неврозу.
По первоначальным представлениям, психологические защиты являются врожденными и выступают как средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным.
Цель защиты, по словам З. Фрейда, в ослаблении интрапсихического конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризированными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия
В современном представлении защитные механизмы представляют собой продукты развития и научения. Действующие в подсознании, они запускаются в ситуации конфликта, фрустрации и стресса
По мнению Ф. Березина, механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное напряжение.
Многие авторы указывают на тесную взаимосвязь копинга и механизмов психологической защиты. Одни авторы считают психологическую защиту своеобразным «интрапсихическим копингом», или «механизмом совладания с внутренней тревогой»; другие – относят копинг к внешним, поведенческим проявлениям механизмов психологической защиты.
Таким образом, механизмы психологической защиты обеспечивают регулятивную систему стабилизации личности, направленную, прежде всего, на уменьшение тревоги, неизбежно возникающей при осознании конфликта или препятствии к самореализации.
В широком психологическом контексте психологическая защита включается при возникновении негативных, психотравмирующих переживаний и во многом определяет поведение личности, устраняя психический дискомфорт и тревожное напряжение.
По своим проявлениям она является формой бессознательной психической активности, формирующейся в онтогенезе на основе взаимодействия типологических свойств с индивидуальным, конкретно-историческим опытом развития личности в определенной социальной среде и культуре.
С помощью механизмов психологической защиты «Я» человека стремится удерживать систему отношений в устойчивом положении. Происходит ослабление эмоционального конфликта и стабилизация позитивной Я-концепции.
Психологическая защита задает направление копингу, формирующемуся в более поздние сроки онтогенетического развития и закрепляющемуся в процессе накопления жизненного опыта.

Выбор совладающего поведения или копинг – стратегии основывается, во-первых, на когнитивной оценке происходящего, далее эмоциональной оценке, и, затем, уже выбора поведенческой стратегии.
Если стратегия реагирования на факт кризисной ситуации конструктивна, то человек может справится со стрессом на первых его этапах и все свои психологические резервы и силы направить на дальнейшую адаптацию к ситуации: он корректирует свой образ жизни, ищет способы лечения, планирует свое будущее, выстраивает общение с окружающими и т.д.
Если же выбран неконструктивный способ совладания с проблемой (например, игнорирование, отказ или уход и т.д.), то ситуация не разрешается, человек усугубляет свой стресс, его убеждения и мотивы носят разрушительный характер.
Смысловая сфера личности с негативным восприятием кризисной ситуации, находящейся в полной психологической дезадаптации, испытывающей симптомы ПТСР просто-напросто разрушает дальнейшую жизнь человека. Последствия подобной картины ситуации весьма негативны: возможны кризисы, срывы, попытки суицида.
В этом случае человек нуждается в экстренной медицинской и психологической помощи.
Заключение

Статистика показывает, что за последние десятилетия увеличилось количество людей, переживающих ПТСР в результате того, что их жизни или здоровью что-то угрожало, или в результате потери близкого человека и т.д.
Когда человек попадает в кризисную для него ситуацию, он испытывает шок, который затем развивается в ПТСР (синдром посттравматического шока) и депрессию. У человека происходит переоценка ценностей, могут возникнуть суицидальные намерения.
Для того, чтобы вывести человека из шокового состояния, помочь ему справиться с ситуацией, психологически адаптироваться к новым для него условиям жизни, не потерять веру в себя, в жизнь, ориентироваться на будущее с оптимизмом, необходимо знать, как человек психологически воспринимает диагноз, как старается справиться с трудностью, какие когнитивные изменения происходят у него в структуре смысложизненных ценностей. А знание всех этих особенностей дает возможность выстраивать эффективную программу по оказанию психологической помощи в кризисных для пациента ситуациях, вести дальнейшую психологическую работу по профилактике кризисных и депрессивных состояний, коррекцию установок в отношении дальнейшей жизни и отношения к болезни.
Вот почему изучение смысловой работы личности в кризисной ситуации справедливо можно считать актуальной темой исследования, важной и сточки зрения науки, и с точки зрения практического применения.
Мы предполагаем, что в кризисной ситуации изменяется ценностно – смысловая сфера личности, особенности которой оказывают влияние на процесс психологической адаптации индивида к изменившимся жизненным обстоятельствам, а также в некоторой степени определяют психологический эффект от оказания психологической помощи и поддержки.
С этой целью мы рассмотрели понятие личности в психологии; изучили особенности смысложизненных ориентаций как компонента структуры личности; рассмотрели особенности реагирования индивида на кризисную ситуацию.
Данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Она может быть интересна специалистам, работающим с тяжелобольными пациентами, психотерапевтам и психологам, оказывающим психологическую помощь и поддержку тяжелобольным пациентам и их родственникам, студентам и преподавателям психологических дисциплин.

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1997
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2002
Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 2004.- Т. 15. — № 1. - С. 3-18
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. / Общ. ред. Оболенской C.B.; Предисл. Гуревича А.Я. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992
Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. - Т. 16. — №3. -С. 90-101.
Волошин В.М. Типология хронического посттравматического стрессового расстройства // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2004. - № 1
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели // МПж. – 1996, - № 3. с. 112
Грановская Р.М. Психологическая защиты. – СПб., 2007
Калмыкова Е.С., Миско Е.А., Тарабрина И.В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психологический журнал, 2007, том 22, 4 с. 70-80
Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М., 2004
Ливехуд Б. Кризисы жизни шансы жизни. - СПб., 2009
Магомед-Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - №4. - С. 26-35
Магомед-Эминов, М. Ш. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса. Методические рекомендации / М. Ш. Магомед-Эминов, Г. И. Кадук, А. Т. Филатов, О. Г. Квасова.- М.: АНОУМО "Инсайт, 2004. — 2-е изд, дополн. и исправл. — 200 с.
Магомед-Эминов, М. Ш. Экстремальная психология. Т.2. — М.: Психоаналитическая ассоциация, 2006. — 576 с.
Магомед – Эминов М.Ш. Трансформация личности. – М., 1998
Нуркова В.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти. Автореф. … дисс. д-ра психол. наук. М., 2009
Практическая онкология: избранные лекции. // Под ред. С.А. Тюляндина и В.М. Моисеенко. – М.: Центр ТОММ. – 2004
Психология посттравматического стресса. Практикум. Ред. Н.В. Тарабрина. СПб.: 2006
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общ. Ред Ю.С. Шойгу. – М., 2007
Рубинштейн С.Р. Проблемы общей психологии. – СПб., 1999
Симптомы ПТСР // http://www.traumaweb.org/content.asp?PageId=42HYPERLINK "http://www.traumaweb.org/content.asp?PageId=42&lang=Ru"&HYPERLINK "http://www.traumaweb.org/content.asp?PageId=42&lang=Ru"lang=Ru
Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб., 2001
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 2005
Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress and social resources among adults with umpolar depression // J. of Person and Soc. Psychology. 1984. - Vol.46. - P. 877 -891
Lazarus R.S. Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer. 1984.

Практическая онкология: избранные лекции. // Под ред. С.А. Тюляндина и В.М. Моисеенко. – М.: Центр ТОММ. – 2004. – С. 174
Магомед-Эминов, М.Ш. Трансформация самоидентичности личности при горе / М.Ш. Магомед-Эминов // Развитие личности. - 2009. - №1. - С. 110-120.
Нуркова В.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти. Автореф. … дисс. д-ра психол. наук. М., 2009. – С.19
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. / Общ. ред. Оболенской C.B.; Предисл. Гуревича А.Я. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. – С. 63
Магомед-Эминов, М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация / М.Ш. Магомед-Эминов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - №4. - С. 26-35.
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общ. Ред Ю.С. Шойгу. – М., 2007
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общ. Ред Ю.С. Шойгу. – М., 2007
Там же
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели // МПж. – 1996, - № 3. с. 112
Тарабрина Н.В. практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб., 2001. – с. 16
Тарабрина Н.В. практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб., 2001. – с. 31
Симптомы ПТСР // http://www.traumaweb.org/content.asp?PageId=42HYPERLINK "http://www.traumaweb.org/content.asp?PageId=42&lang=Ru"&HYPERLINK "http://www.traumaweb.org/content.asp?PageId=42&lang=Ru"lang=Ru
Волошин В.М. Типология хронического посттравматического стрессового расстройства // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2004. - № 1. –с . 19
Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress and social resources among adults with umpolar depression // J. of Person and Soc. Psychology. 1984. - Vol.46. - P. 877 -891












3

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1997
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2002
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 2004.- Т. 15. — № 1. - С. 3-18
4. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. / Общ. ред. Оболенской C.B.; Предисл. Гуревича А.Я. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992
5. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. - Т. 16. — №3. -С. 90-101.
6. Волошин В.М. Типология хронического посттравматического стрессового расстройства // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2004. - № 1
7. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели // МПж. – 1996, - № 3. с. 112
8. Грановская Р.М. Психологическая защиты. – СПб., 2007
9. Калмыкова Е.С., Миско Е.А., Тарабрина И.В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психологический журнал, 2007, том 22, 4 с. 70-80
10. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М., 2004
11. Ливехуд Б. Кризисы жизни шансы жизни. - СПб., 2009
12. Магомед-Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - №4. - С. 26-35
13. Магомед-Эминов, М. Ш. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса. Методические рекомендации / М. Ш. Магомед-Эминов, Г. И. Кадук, А. Т. Филатов, О. Г. Квасова.- М.: АНОУМО "Инсайт, 2004. — 2-е изд, дополн. и исправл. — 200 с.
14. Магомед-Эминов, М. Ш. Экстремальная психология. Т.2. — М.: Психоаналитическая ассоциация, 2006. — 576 с.
15. Магомед – Эминов М.Ш. Трансформация личности. – М., 1998
16. Нуркова В.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти. Автореф. … дисс. д-ра психол. наук. М., 2009
17. Практическая онкология: избранные лекции. // Под ред. С.А. Тюляндина и В.М. Моисеенко. – М.: Центр ТОММ. – 2004
18. Психология посттравматического стресса. Практикум. Ред. Н.В. Тарабрина. СПб.: 2006
19. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общ. Ред Ю.С. Шойгу. – М., 2007
20. Рубинштейн С.Р. Проблемы общей психологии. – СПб., 1999
21. Симптомы ПТСР // http://www.traumaweb.org/content.asp?PageId=42HYPERLINK "http://www.traumaweb.org/content.asp?PageId=42&lang=Ru"&HYPERLINK "http://www.traumaweb.org/content.asp?PageId=42&lang=Ru"lang=Ru
22. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб., 2001
23. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 2005
24. Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress and social resources among adults with umpolar depression // J. of Person and Soc. Psychology. 1984. - Vol.46. - P. 877 -891
25. Lazarus R.S. Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer. 1984.

Опубликовано

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

образования

"БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ".М.АКМУЛЛЫ"

Факультет психологии

Кафедра практической психологии

Специальность психология

Курс 4 группа 403

КУРСЫ

ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В КОПИНГ - СТРАТЕГИЙ

РЕЗЯПОВА ЛЯЙСАН РИНАТОВНА

Научный руководитель:

Чуйкова Т. С.

Уфа, 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Исследование проблемы копинга и копинг - стратегий зарубежных и отечественных литературе

1.1 Копинг - стратегии

1.2 Возрастные различия в копинг - стратегий

1.3 Гендерные различия в копинг - стратегий

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в копинг - стратегий

2.1 Описание этапов и методов исследования гендерных различий в копинг - стратегий

2.2 Анализ результатов исследования гендерных различий в копинг - стратегий

Выводы по второй главе

Вывод

библиография

Введение

Актуальность темы. В настоящее время стала актуальной проблема стереотипов, приписываемых мужчинам и женщинам, которые находятся на разных ступенях социальной лестницы. В современном мире происходят процессы демократизации и гуманизации, которые должны создавать равные возможности для реализации личности независимо от пола, возраста, социального положения или национальности. Тем не менее, в сознании людей до сих пор имеют место стереотипные представления о роли и месте в обществе мужчин и женщин. Эти стереотипы значительно влияют на людей в реализации своих возможностей.

Современная жизнь, для которой характерно множество экономических и психологических трудностей, требует от взрослых значительного напряжения психических и физических ресурсов, чтобы добиться успеха, чтобы адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. На протяжении всей жизни, независимо от возраста, этапа, человек сталкивается с определенными трудностями. Эти трудности связаны не только с проблемами развития и возрастными кризисами, не только с экстремальных событий в социальной и личной жизни, но и банальных жизненных ситуаций. Чтобы преодолеть каждый день, в трудных ситуациях для человека необходимы понятия, способы, условия и возможности, необходимые для реализации его усилий, а также умение эти способы применять. Все это происходит по мере взросления и накопления определенного жизненного опыта. Исследование стратегий совладания, который используется людьми, способов, с помощью которых они пытаются преодолеть негативные последствия кризисных ситуаций, является основой для разработки технологий психологической поддержки населения.

Узнать стоимость работы