Формирование навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП через сюжетно-ролевую игру ( на базеМБУ КЦСОН Заельцовского района отделение реабилитации инвалидов г.Новосибирск)

  • 112 страниц
  • 74 источника
  • Добавлена 22.01.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 10
1.1. Общее понятие о навыках самообслуживания 10
1.2. Развитие навыков самообслуживания в онтогенезе 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом 19
1.4. Специфика проявления навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом 32
Глава 2. Изучение роли игровой деятельности в развитии навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом 36
2.1. Общая характеристика сюжетно-ролевой игры в психолого-педагогической литературе 36
2.2. Роль сюжетно-ролевых игр в формировании навыков самообслуживания 42
2.3. Содержание труда по самообслуживанию и методы формирования навыков самообслуживания у дошкольников с детским церебральным параличом 46
Глава 3. Эмпирическое исследование и его анализ 52
3.1. Организация исследования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 52
3.2. Методики исследования 54
3.3. Принципы коррекционной работы по развитию навыков самообслуживания 71
3.4. Использование сюжетно-ролевых игр в формировании навыков самообслуживания у старших дошкольников с детским церебральным параличом 73
3.5. Результативность проведения коррекционной работы 88
Заключение 102
Список литературы 106
Приложение……………………………………………………………………..113

Фрагмент для ознакомления

Посмотрите, он подставил ладошки под воду и трет их вот так (делает круговые движения руками). Покажите, как мальчик моет руки.Дети шлепают ладошками по тыльной части рук и произносят; «Вот так, вот так».Воспитатель. Мальчик моет руки, и они будут чистые. А мама его похвалит: «Ах, какой хороший у меня сыночек! Он сам моет руки!»Воспитатель. А когда надо мыть руки? (дети отвечают).Воспитатель. Хрюша принес и вторую картинку. Давайте сравним их. Чем они отличаются? (дети называют)Воспитатель. Что надо знать, чтобы руки были чистыми? (дети говорят)Воспитатель. Да, правильно, при умывании всегда необходимо пользоваться мылом. Вытирать руки и лицо полотенцем насухо. А теперь давайте пойдем в умывальную комнату.Воспитатель. Открываем воду. Берем в руки мыло. Намыливаем руки вот так (показ движений). Кладем мыло в мыльницу. Моем руки, делаем круговые движения. Вот так (показ воспитателя, при необходимости помощь некоторым детям). Смоем мыло водичкой. Закрываем кран. Берем полотенце и вытираем руки. Вот так (показ, при необходимости помощь некоторым детям). Воспитатель: Молодцы! Какие у нас теперь руки? Теперь мы можем идти обедать.Занятие № 2 «Сделаем лодочки»Цель: учить детей последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.Оборудование: Хрюша, полотенце, зеркало.Ход занятия: Воспитатель: мы пришли с прогулки. Посмотрите на свои руки и лица. Они чистые? Дети. Нет.Воспитатель. Ой, посмотрите, как испачкался Хрюша!!!Воспитатель. Что надо сделать, чтобы снова стать чистым?Дети. Надо вымыть руки и лицо.Воспитатель: идем в умывальную комнату. Что сначала надо сделать, чтобы не замочить рукава?Дети: засучить их.Воспитатель. Миша, помоги Хрюше засучить рукава (все остальные дети, у которых длинный рукав, заворачивают его).Воспитатель произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»). что надо сделать дальше?Дети. Открыть кран.Воспитатель. Вероника, помоги Хрюше открыть кран.Воспитатель. Что делаем дальше?Дети. Сложить ладони рук "лодочкой".Воспитатель. Женя, покажи Хрюше как надо сделать.Воспитатель. Что делаем дальше?Дети: подставить руки под струю воды, закрыть кран, вытереть руки полотенцем.Воспитатель. Вероника, помоги Хрюше закрыть кран. Саша, помоги хрюше вытереть руки насухо.Занятия № 3. «Водичка, водичка!»Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.Оборудование: две куклы.Ход занятия.Воспитатель. К нам пришли куклы Маша и Катя. Куклы. На прогулке они мне сказали на ушко, что хотят вместе с вами пообедать. Пригласим их? Дети. Да.Воспитатель. Но что надо сделать прежде, чем пойти кушать?Дети. Умыть лицо и руки, т.к. они грязные.Воспитатель. Пойдем в умывальную комнату и поучим кукол, как надо чисто и аккуратно мыть лицо и руки.Воспитатель. Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!»Воспитатель. Саша, покажи кукле Кате, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Миша, покажи кукле Маше, как надо мыть лицо и руки после прогулки.Воспитатель. Дети, покажем, как вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!»Воспитатель. Посмотрим на свои руки. Какие они стали? Теперь можем пойти кушать?Дети. Да.Воспитатель. Пойдемте обедать. Занятия № 4 «Мыльные перчатки»Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.Оборудование: детское мыло, полотенце.Ход занятияВоспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит потешку:Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!В кране булькает вода. Очень даже здорово!Моет рученьки сама (взрослый называет имя ребенка).Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!Примеры других занятий по развитию навыка умывания приведены в приложении (Приложение 3).Наблюдая, как другие выполняют ту или иную работу по самообслуживанию, воспитатель задает вопросы, побуждающие детей обращать внимание на способ реализации трудовой задачи. Например, показ настольного кукольного театра «Игрушки куклы Тани» (Содержание его просто. У Тани много игрушек: кубики, посуда, животные. Она их бережет, после игры убирает на место.) воспитатель закончил вопросами (от лица куклы): «Есть ли у вас, дети, игрушки? Убираете ли вы их после игры, как это делаете?» В заключение воспитатель обобщает ответы детей ― беречь игрушки, самим наводить порядок. Большое значение для воспитания навыков самообслуживания и самостоятельности имеет наблюдение за этим видом труда других детей.Воспитатель привлекает внимание ребят к внешнему виду Вероники С.:— Дети, посмотрите на ноги Вероники и скажите, туфельки у нее расстегнуты?― Нет,― слышатся голоса детей.―Давайте спросим Веронику, кто помог ей застегнуть пуговички,― продолжает воспитатель.— Полина Ивановна (няня),― отвечает Вероника.— Славная у нас няня, добрая, внимательная,― заключает педагог.― Она нам помогает.Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.В совместной работе с детьми педагог часто использует игровые приемы, повышающие активность малышей, способствующие подражанию и развитию их интересов к трудовым действиям. Например, напоминает: «За нашей работой наблюдает мишка. Ему очень хочется, чтобы ты, Володя, научился правильно расставлять тарелки для всех ребят», «Оля, ты начала одевать куклу, а зайчик повернулся к тебе и смотрит, как ты это делаешь. Я вижу, он доволен тем, что у тебя все хорошо получается».На индивидуальные занятия воспитатель использует игровое оборудование для кормления куклы. 1 занятие. Педагог демонстрирует ребенку куклу и говорит: «Это моя дочка Катя. Она хочет кушать. Сейчас я буду ее кормить. Посмотри, как я разолью суп в тарелки. Сейчас беру ложку, зачерпываю немного супа, дую, чтобы остыл и даю Кате». Потом педагог просит ребенка повторить действия.2 занятие. Аналогично первому, но педагог кормит свою куклу, а ребенку предлагает накормить другую.3 занятие. Аналогично второму, но при выполнении действий, педагог подробно их объясняет и добавляет второе и третье блюдо.4 занятие. Аналогично третьему. Воспитатель берет себе одну куклу, другую дает ребенку и предлагает их покормить, т.е. он действует параллельно с ребенком.Занятие № 1 «Обед у кукол»Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.Ход занятия: Воспитатель: к нам в гости пришла кукла Катя. Давай позовем ее на обед.Воспитатель: Вероника, помоги мне накрыть стол для куклы.Взрослый показывает необходимые предметы и действия с ними. Воспитатель: Вероника, налей кукле Кате суп, положи второе. Налей компот в чашку.Воспитатель: перед приемом пищи, что надо сказать?Занятие № 2 «Убери со стола»Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.Оборудование: посуда, щетка, совочек.Ход занятия: воспитатель показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: «Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д.» Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: «Крошки со стола сметем и совочком уберем!»Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.Занятие № 3 «Вымой посуду»Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.Ход занятия: Воспитатель показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.Для овладения навыками одевания и раздевания также используется кукла с комплектом одежды на каждый сезон.При обучении детей одеванию- раздеванию, воспитатель заранее готовит комплекты одежды для кукол.1 занятие.Педагог сообщает, что кукла собралась гулять, и предлагает ребенку ее одеть.2 занятие. Аналогично первому, но воспитатель показывает и подробно объясняет, как необходимо куклу одеть.3 занятие. Аналогичновторому, но при одевании куклы воспитатель добавляет перчатки/варежки, обувь.4 занятие. Аналогичнотретьему но предлагает ребенку самостоятельно одеть куклу для прогулки. Сам же параллельно так же одевает куклу.При обучении раздеванию дидактические приемы аналогичны предыдущим, но направлены на порядок раздевания куклы и аккуратном складывании одежды.Каждая серия проводится с одним ребенком с интервалом в 1-2 дня.Приведем примеры занятий.Занятие № 1. «Куклу на прогулку»Цель: Развивать представление детей об одежде, назначении вещей. Учить последовательно одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде.Оборудование: кукла, коробка с одеждой.Ход занятия:Воспитатель. С нами на прогулку хочет пойти кукла Катя. Давайте ее оденем. Прежде чем одевать ее, давайте выполним разминку для пальчиков«Сосчитаем пальчики»Можешь пальцы сосчитать:Один, два, три, четыре, пять.Один, два, три, четыре, пять –Десять пальцев, пара рук –Вот твое богатство друг.Дети считают каждый пальчик отдельно, загибая его. «Мои веселые пальчики»Мои пальчики расскажут,Все умеют, все покажут.Пять их на моей руке.Все делать могут,Всегда помогут.Они на дудочке играют,Мячик бросают,Белье стирают,Пол подметают,Они считают,Щиплют, ласкают,Мои пальцы на руке.На первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. Затем хлопать в ладоши. Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста.Воспитатель. Наши пальчики готовы. Сейчас будем одевать куклу на прогулку. Вот здесь в коробке Катина одежда.Воспитатель достает пальто и говорит: «-Это пальто»Дети повторяют за воспитателем. Воспитатель называет цвет пальто (дети повторяют).Воспитатель достает шапочку: «На, Катя, шапочку». Ее надевают на голову.Дети поочередно достают из коробки колготки, кофточку. Воспитатель начинает одевать Катю на прогулку.Воспитатель: «Сначала наденем кофточку»Вместе с детьми воспитатель последовательно одевает колготки, кофту, шапку, пальто.Куклу выносят в раздевалку. Она смотрит как дети начинают одеваться на прогулку. Некоторым детям воспитатель (кукла) напоминают последовательность одевания, поощряют самостоятельные действия детей.Кукла с детьми идет гулять.Занятие № 2 «На прогулку»Цель:закрепить умение детей самостоятельно одеваться на прогулку, используя предметно-схематичную модель последовательности одевания, воспитывать у детей гуманные способы поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить).Оборудование:игровой персонаж кукла Катя, комплект осенней и зимней одежды, дидактические карточки процессов одевания.Ход занятия:Воспитатель: К нам гости пришла кукла Катя. Мы с ребятами собираемся на прогулку. Хочешь Катя пойти с нами?Катя: Хочу. Только у меня столько одежды, что я не знаю, что надеть.Воспитатель:ребята, поможем Кате собраться?Дети: да.Воспитатель: Посмотрите, у Кати есть легкая шапочка, теплая шапочка, осенняя куртка, шубка, резиновые ботиночки, теплые сапожки, брючки, кофта. Что же нам нужно?Дети отвечаютВоспитатель: А почему?Дети отвечают: потому что холодно, можно простудиться.Воспитатель: Да ребята, на улице морозно, ветер дует, поэтому наша одежда должна быть теплой, защищать от холода.Катя: Значит я надену шубу.Воспитатель: Погоди Катенька, шубку мы непременно оденем, но все одевать нужно по порядку, иначе одеваться будет неудобно, ты вспотеешь пока оденешься. Наши ребята знают, что за чем нужно одевать? Давайте-ка проверим. Вот здесь у меня карточки «Мы одеваемся на прогулку». Составим их по порядку.Дети составляют карточки, воспитатель исправляет в случае ошибки.Воспитатель: Итак, сначала мы одеваем колготки и брючки, затем носочки и сапожки, теперь свитер, шапочку, куртку или шубку, и в конце шарф и варежки.Дети помогают Кате одеться, одеваются сами.Катя: Спасибо, ребята, что помогли.Все идут гулять.Занятие № 3 «Подберем куклам одежду»Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек,Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.Ход игры: Воспитатель: Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещиВоспитатель: давайте разберем одежду и распределим ее на одежду для мальчиков и на одежду для девочек. Воспитатель: Что носят девочки, а что мальчики?После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой — Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.Занятие № 4 «Найди пару»Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правый.Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.Ход занятия: Воспитатель обращает внимание детей. Посмотрите, Маша-растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т.д.Воспитатель. Ребята, давайте поможем Маше. Детипомогают Маше-растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т.д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно. Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды детей. Игра способствует закреплению умения различать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем тот или иной вариант. Воспитатель. Теперь поможем Маше одеться и она с нами пойдет на прогулку.Воспитатель. Кто поможет Маше надеть колготки? Кто штанишки? Кто кофточку? И т.д. (каждый ребенок помогает Маше одеться.)Занятие № 5 «Приведи куклу в порядок»Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.Оборудование: кукла, кукольная одежда.Ход занятия: Воспитатель. Давайте с собой на прогулку возьмем кукол. Но их надо одеть.Воспитатель: достает раздетые куклы, кукольные вещи и просит детей помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо надеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.Примеры занятий приведены в приложении (Приложение 3).На занятиях и в процессе режимных моментов ребенок слушает, что говорит воспитатель, и постепенно начинает делать то же самое. Когда дети станут самостоятельнее, взрослый предлагает им помочь друг другу расстегнуть сзади пуговицы, зашнуровать ботинки, поставить обувь на место. Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель знакомит их с этим процессом при рассматривании сюжетных картинок (например, картинка «На прогулку»). По мере овладения детьми навыками одевания и раздевания воспитатель постепенно переходит от непосредственной помощи им к напоминанию действий. Главное, воспитатель постоянно отмечает успехи детей: «Миша сегодня оделся первый, и посмотрите, как аккуратно».Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить) и в кукольный театр. Содержание таких игр педагоги придумывают сами, используя факты из жизни детей группы. Малыши смотрят, что делают куклы, звери, вспоминают, как они сами все это выполняют: «Я сама умею одеваться», «А я правильно умываюсь, не лью воду на пол» и т. д.Игры типа «Катя проснулась», «Угостим Катю чаем», «Пойдем с Катей гулять», «Научим куклу Катю убирать кубики» и др. педагог проводит с подгруппой детей или со всей группой. Дошкольники по ходу событий поочередно выполняют новое действие или повторяют уже знакомое. Совершая ряд последовательных действий, объединенных одной ситуацией, они осваивают и некоторые трудовые процессы, например: одевание, раздевание, смывание, дежурство по столовой (со второй половины года), мытье игрушек. В каждой игре воспитатель показывает будущий результат труда, действия и порядок их выполнения. Например, педагог учит детей накрывать стол к завтраку или обеду во время игры «Угостим куклу Таню». Он показывает сервированный стол. Вместе с детьми рассматривает посуду, порядок ее расположения, уточняет назначение используемых предметов. После этого дети учатся сервировать стол, расставляя игрушечную посуду. Параллельно с этим дошкольники усваивают новую лексику.Упражнять малышей в соблюдении порядка действий можно и с помощью карточек, на которых изображена посуда. Раскладывая карточки на столе, дети проговаривают каждое действие, отмечают последовательность его выполнения. Опора на наглядность в игре помогает ребенку справиться с реальной работой, т. е. накрыть стол к приему пищи в группе. Помогает и игра с детской посудой и муляжами фруктов и овощей. Такая опора на наглядность помогает детям не только правильно сервировать стол, но проверять, что уже сделано и что еще надо выполнить. Первоначально контроль осуществляется с помощью взрослого. Он задает ребенку вопросы: «Ты поставил тарелку? Посмотри, что нужно сделать дальше». Если ребенок затрудняется ответить или ошибается, педагог обращает его внимание на картинки и помогает сравнить требуемое с тем, что уже осуществлено.Выполняя трудовой процесс, усилия ребенка направляют на промежуточный результат, следовательно, педагог для ребенка выделяет промежуточные цели. Например, при подготовке стола к обеду таких целей четыре: поставить хлебницу, салфетницу, расставить тарелки, разложить ложки. Примеры занятий приведены в приложении (Приложение 3).Примеры игр приведены в приложении (Приложение 4)Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослыхРезультативность проведения коррекционной работыПосле проведения сюжетно-ролевых игр и занятий на формирование навыков самообслуживания было организовано повторное наблюдение за навыками самообслуживания у дошкольников ЭГ.Результаты представлены в таблице (Таблица 2).Таблица 2 - – Результаты наблюдения за навыками самообслуживания у дошкольников ЭГ после коррекционной работыФИ ребенкаСоциально-коммуникативное развитиеФизическое развитиеЭлементарная трудовая деятельностьИтого Навыки самообслуживанияНавыки бытового трудаАБВАБВГАБВГАБВГЭкспериментальная группаАлександр Г.3333323323233332,8Александр О.3333322323333332,8Алена К.2333322222223222,3Борис В.3322322222232232,3Владимир Д.3232222222223222,2Вероника С.3333332323333332,9Евгений С.3333323323232332,7Маргарита У.3232322222222222,2Михаил Л.3333333323323332,9Татьяна К.2222222222211121,8Итого 2,82,72,82,62,82,22,32,522,52,32,42,52,42,6 Дошкольники справились с заданиями в той или иной степени.Сравним результаты уровня развития навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП до и после формирующего этапа эксперимента.Сравнительные результаты распределения дошкольников ЭГ по уровням развития культурно-гигиенических навыков образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» представлены на следующем рисунке (Рисунок 8).Рисунок 8 – Уровень развития культурно-гигиенических навыков по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (в % от общего числа детей ЭГ )Примечание:А- знание и употребление норм речевого этикета;Б – оказание помощи сверстникам;В – спокойное и вежливое поведение за столом.Как видно на рисунке, социально-бытовые навыки по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» у дошкольников ЭГ на констатирующем этапе исследования развиты хуже, чем на контрольном этапе. Произошли незначительные изменения, при которых дошкольники с ДЦП стали пользоваться нормами речевого этикета (8 детей) практически постоянно и 2 детей с ДЦП овладели нормами частично. Стали пользоваться «вежливыми» словами с помощью взрослого: при словесном указании или продолжение начатого слова. Дошкольники стали активнее использовать нормы речевого этикета в совместных играх. Если на констатирующем этапе помочь сверстнику в режимных моментах (мытье рук, одевание и раздевание, кормление и т.п.) могли 4 дошкольника со спастической диплегией легкой степени (40% от общего числа детей ЭГ), то на контрольном этапе таких детей стало 7 (70%) . Варианты помощи увеличились: помощь в мытье рук, вытирании полотенцем, складывании одежды на стульчик перед тихим часом, одевании верхней одежды, застегивании.По указанию педагога 3дошкольника с ДЦП со средней и тяжелой степенью тяжести (30% от общего числа детей ЭГ). Степень помощи оказывалась незначительная: помощь в уборке игрушек, умывании.Увеличилось количество детей, которые стали вести себя за столом спокойно и вежливо. На констатирующем этапе исследования таких детей было 6, среди которых 5 детей соспастической диплегией легкой степени (50% от общего числа детей ЭГ) и 1 ребенок с атонически-астатической формой ДЦП средней тяжести (10 % от общего числа детей ЭГ), то на контрольном этапе их стало 8. Остальные дошкольники ЭК (2 человека – 20% от общего числа детей ЭГ) за столом вертелись, были неспокойными, разговаривали с другими детьми, ерзали на стульчике и т.п. и только после замечаний педагога вели себя спокойно.Таким образом, преобладающий уровень развития культурно-гигиенических навыков образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» у дошкольников с ДЦП на констатирующем этапе исследования средний, а на контрольном этапе – выше среднего, приближен к высокому уровню. Сравнительные результаты распределения дошкольников по уровням развития культурно-гигиенических навыков образовательной области «Физическое развитие» после коррекционной работы представлены на следующем рисунке (Рисунок 9).Рисунок 9 – Уровень развития навыков самообслуживания по образовательной области «Физическое развитие» после коррекционной работы (в % от общего числа детей ЭГ)Примечание:А) мытье рук перед приемом пищи, после посещения туалета, прогулки;Б) знают, что нельзя употреблять в пищу незрелые, немытые овощи, фрукты, ягоды;В) соблюдение утреннего и вечернего туалета;Г) умение пользоваться салфеткой, полоскать рот после приема пищи.Как видно на рисунке, социально-бытовые навыки по образовательной области «Физическое развитие» у дошкольников после коррекционной работы изменились. Если на этапе констатирующего исследования полностью владели навыков мытья рук после прогулки, посещения туалета, перед едой 4 дошкольника со спастической диплегией (40% от общего числа детей ЭГ), то после коррекционной работы таких детей стало 6, т.е. навык сформировался у 2 детей с атонически-астатической формой ДЦП. Дошкольники самостоятельно, без напоминания педагога выполняют вышеобозначенное действие. Частично навык сформирован у 4 дошкольников с ДЦП средней степени тяжести. Дошкольники мыли руки после напоминания, словесного указания порядка мытья рук а иногда и показа.Большинство дошкольников ЭГ (7 детей – 70% от общего числа детей ЭГ) знают, чтонельзя употреблять в пищу незрелые, немытые овощи, фрукты, ягоды. Количество увеличилось на 1 дошкольника. Остальные дошкольники только после словесного указания, наводящих вопросов отвечали, что нельзя употреблять в пищу незрелые, немытые овощи, фрукты, ягоды.Если на констатирующем этапе исследования у дошкольников с ДЦП не было детей, у которых навык соблюдения утреннего и вечернего туалета был полностью сформирован, то на контрольном этапе – таких детей стало 6 (60%). В большинстве случаев дети самостоятельно соблюдают утренний и вечерний туалет: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем, активно пользуются предметами туалета: мылом, зубной щеткой, пастой, расческой и полотенцем. Некоторые трудности возникали в процессе расчесывания своих волос (дети водили плоской частью расчески по волосам) и вытирании лица и рук насухо. Это может быть связано с недостаточным уровнем развития моторики и представления себя без зеркала. Иногда дошкольникам требовалось словесное указание. И 4 дошкольника ЭГ (40% от общего числа детей КГ) совершают утренний и вечерний туалет с помощью взрослого: словесного указания, что, зачем и как надо делать, напоминания, как надо мыть руки и вытираться полотенцем, и расчесывания взрослым, показа, а иногда и совместного выполнения тех или иных действий.Умение пользоваться салфеткой во время и после еды развито только у 6 дошкольников (60% от общего числа детей КГ) начинали пользоваться салфеткой, полоскать рот после еды после словесного указания педагога. У большинства детей ЭГ умение пользоваться салфеткой и полоскать рот после еды сформировано на среднем уровне. Дошкольники с ДЦП легкой и средней степенью тяжести испытывали трудности в процессе полоскания. Большинство детей глотали воду или сразу ее выплевывали. Салфеткой вытирали полностью все лицо. Таким образом, культурно-гигиенические навыки образовательной области у дошкольников с ДЦП на констатирующем этапе исследования сформированы на уровне приближенном к среднему, на контрольном этапе на среднем уровне.Сравнительные результаты распределения дошкольников по уровням развития непосредственно навыков самообслуживания образовательной области «Элементарной трудовой деятельности» представлены на следующем рисунке (Рисунок 10).Рисунок 10 – Уровень развития навыков самообслуживания по образовательной области «Элементарная трудовая деятельность» после коррекционной работы (в % от общего числа детей ЭГ)Примечание:А) пользоваться столовыми приборами;Б) есть аккуратно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать ее;В) следить за опрятностью и чистотой одежды, при раздевании складывать одежду на свой стульчик в определенной последовательности; уметь самостоятельно расчесываться, пользоваться салфеткой, платком;Г) самостоятельно одеться и раздеться; застегивать обувь, одежду (шнуровка обуви, молния, пуговицы, липучки, кнопки и т.д.).Как видно на рисунке, произошли количественно-качественные изменения в формировании навыков самообслуживания образовательной области «Элементарная трудовая деятельность» у дошкольников ЭГ после коррекционной работы. Самостоятельно пользоваться ложкой, отчасти и вилкой могут 5 дошкольников ЭГ (50% от общего числа детей ЭГ). Это дошкольники со спастической диплегией. Дошкольники не всегда могли правильно аккуратно пить из кружки, кушать ложкой. Иногда часть пищи проливалась из кружки или вываливалась из ложки. 5 детей средней и тяжелой степени тяжести пользуются столовыми приборами с помощью. При питье взрослый поддерживает кружку, помогает направлять ложку в рот. Дети затруднялись зачерпнуть ложкой пищу, испытывают трудности при поднесении кружки с питьем ко рту.Умение кушать аккуратно, не разливая и не роняя пищу, связано с умение пользоваться столовыми приборами. Все дошкольники с ДЦП владеют данным навыком частично. Дошкольники не всегда правильно подносят ложку и кружку ко рту, пищу не прожевываю, могут проглатывать целыми кусками. дети испытывают з трудности в процессе пережевывания и проглатывания пищи.Умение следить за опрятностью одежды, аккуратно складывать ее на стульчик сформировано у 5 дошкольников со спастической диплегией легкой степени (50 % от общего числа детей ЭГ). Дошкольники обращают внимание на чистоту одежду. При появлении грязи обращаются за помощью к взрослым или стараются сами отряхнуть грязь. При раздевании складывают одежду на свой стульчик, стараются делать это аккуратно. Данный навык сформирован частично у 5 дошкольников с ДЦП, 3 со атонически-астатической формой ДЦП, 1 с гемипаретической формой ДЦП и 1 дошкольник с гиперкинетической формой ДЦП. Дошкольники не всегда обращают внимание на чистоту одежды. Только после указания взрослого отмечают, где одежда испачкалась. При раздевании в силу нарушения тонуса, насильственных движений, нарушения координации одежду складывают неаккуратно и неправильно.Умение самостоятельно одеться и раздеться, застегнуть обувь и одежду могут 3 дошкольникасо спастической диплегией (30% от общего числа детей). Вместе с тем дошкольникам иногда требовалась незначительная помощь в шнуровке обуви и застегивании пуговиц.Данный навык сформирован частично у остальных 7 дошкольников с ДЦП (70%). Если дети достаточно хорошо справляются с застегиванием одежды и обуви на липучках, то испытывают трудности при застегивании и расстегивании на пуговицы, шнуровка обуви. В процессе одевания на прогулки, дети могли сначала надеть шапку, верхнюю одежду, потом брюки или колготки. Можно отметить, что у них не сформировано умение одеваться в соответствующем порядке. В процессе одевания и раздевания педагог постоянно показывал на примере других детей, как надо надевать ту или иную вещь. Таким образом, непосредственно сами навыки самообслуживания (питание, одевание, раздевание) у дошкольников на констатирующем этапе приближены к низкому уровню, на контрольном этапе –к среднему уровню.Сравнительные результаты распределения дошкольников по уровням развития навыков бытового труда образовательной области «Элементарной трудовой деятельности» после коррекционной работы представлены на следующем рисунке (Рисунок 11).Рисунок 11 – Уровень развития навыков бытового труда по образовательной области «Элементарная трудовая деятельность» после контрольной работы (в % от общего числа детей ЭГ)Примечание:А) умение сервировать стол перед едой;Б) убирать после еды посуду, вытирать клеенку;В) заправлять за собой постель (встряхнуть простынь, расстелить одеяло, взбить подушку);Г) после занятий и игр убирать на место учебные принадлежности и игрушки.Умение сервировать стол перед едой сформировано у5 дошкольниковЭГ. Дети смогли почти самостоятельно, с незначительной помощью в виде словесного указания, справиться. Остальные 4 дошкольника с ДЦП также частично овладели навыком сервировки. Дети нарушали порядок сервировки, также неправильно раскладывали столовые приборы. И 1 дошкольник ЭГ данным навыком пока не овладел. Умение убирать посуда после еды и вытирать клеенку сформировано у 6 дошкольников ЭГ. Не все дошкольники могли самостоятельно убирать посуду после еды. 3 дошкольникам ЭГ требовалось словесное напоминание, что посуду надо убирать. И 1 дошкольника ЭГ не смог самостоятельно убрать за собой посуду. Умение заправлять за собой постель (встряхнуть простынь, расстелить одеяло, взбить подушку) сформировано у 3 дошкольников КГ. 7 детей КГ и 8 детей ЭГ испытывали трудности: не всегда удавалось хорошо встряхнуть простынь или растелись одеяло, т.к. уровень развития общей и мелкой моторики у дошкольников недостаточен, а площадь простыни и одела достаточно большая. И 2 дошкольника ЭГ не смогли самостоятельно заправить постель.Умение убирать после занятий и игр на место учебные принадлежности и игрушки сформировано у 5 дошкольников ЭГ. Дети без напоминания убирали на место игрушки и учебные принадлежности. 4 дошкольникам ЭГ требовалось словесное указание, а дошкольникам ДЦП и практические пример. И 1 дошкольника ЭГ не убирает игрушки и учебные принадлежности на место. Таким образом, у дошкольников на констатирующем этапе исследования находятся на среднем и низком уровне, на контрольном этапе – на среднем уровне.Сравнительные результаты среднего балла до и после коррекционной работы представлены на рисунке (Рисунок 12).Рисунок 12 – Сравнительные результаты среднего балла, полученные дошкольниками ЭГ и КГ на основе наблюдения за навыками самообслуживания (в баллах)Как видно на рисунке, среднее значение в уровне развития навыков самообслуживания у дошкольников ЭГ выше на контрольном этапе, чем на констатирующем этапе.На основе наблюдения были выделены следующие группы дошкольников с ДЦП по уровню развития навыков самообслуживания.Высокий уровень – 5(50%) детей со спастической диплегией легкой степени тяжести),Средний уровень - 5 (50%) детей (3 дошкольника с атонически-астатической формой ДЦП средней степени тяжести, 1 дошкольник с гемипаретической формой ДЦП средней степени тяжести и 1 дошкольник с гиперкинетической формой ДЦП тяжелой степени тяжести).Более наглядно распределение дошкольников ЭГ и КГ видно на следующем рисунке (Рисунок 13).Рисунок 13 – уровень развития навыков самообслуживания и элементарного трудового навыка у дошкольников ЭГ и КГ (в % от общего числа детей ЭГ и КГ)Таким образом, наблюдается некоторая динамика в формировании навыков самообслуживания у детей с ДЦП. В процессе коррекционной работы отчетливо прослеживалась связь с процессом формирования навыков и формой, степенью тяжести ДЦП. Дошкольники с легкой степенью со спастической диплегией лучше других дошкольников с другими формами ДЦП овладевали навыками самообслуживания и элементарного бытового труда. Формирование данных навыков у дошкольников других форм средней и тяжелой степени занимало больше времени. Таким образом, использование сюжетно-ролевых игр помогало дошкольникам с ДЦП овладевать навыками самообслуживания. Но с учетом патогенеза формирование данных навыков у детей с ДЦПосуществляется медленно, поэтому начатую работу необходимо продолжать.ЗаключениеОбучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.Самообслуживание ― это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться лишь путем кропотливой систематической работы детского сада и семьи.У дошкольников с ДЦП нарушены навыки самообслуживания. Двигательные нарушения при ДЦП, выраженные в поражении верхних и нижних конечностей затрудняет умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться, самостоятельно принимать пищу, следить за опрятностью одежды, застилать кровать после сна и др. К концу дошкольного детства дети с ДЦП должны полностью овладеть навыками самообслуживания. Одним из способов является сюжетно-ролевая игра. Выбор данного средства обусловлен тем, что игра и для дошкольников с ДЦП является ведущим видом деятельности, в котором происходит активное развитие детей, и в сюжетно-ролевой игре дошкольники примеряют на себя ту или иную роль, что также способствует лучшему формированию навыков самообслуживания. Целью проведённого исследования явилось изучение возможностей формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП посредством сюжетно-ролевой игры.Исследование было организовано на базе МБУ КЦСОН Заельцовского района отделение реабилитации инвалидов г.Новосибирск.В эксперименте приняли участие старшие дошкольники с диагнозом ДЦП в количестве 10 человек и дети, не имеющие патологии со стороны опорно-двигательного аппарата, также в количестве 10 человек. В экспериментальной группе 5 человек (50% с диагнозом спастическая диплегия. У 3 детей (30%) была выявлена атонически-астатическая форма ДЦП, гемипаретическая форма ДЦП оказалась выявлена у 1 ребенка (10%) и гиперкинетическая форма ДЦП выявлена у 1 ребенка (10%). В соответствии с требованиями программы были определены основные параметры исследования навыков самообслуживания. Исследование навыков самообслуживания осуществлялось с помощью наблюдения за деятельностью дошкольников и беседы с родителямиНа основе наблюдения и анализа анкет были выделены следующие группы дошкольников КГ и ЭГ по уровню развития навыков самообслуживания.Высокий уровень – 7 (70%) детей КГ и 2(20%) детей со спастической диплегией легкой степени тяжести),Средний уровень - 3 (30%) детей КГ и 6 (60%) детей ЭГ (3 дошкольника со спастической диплегией легкой степени тяжести и 2 дошкольника с атонически-астатической формой ДЦП средней степени тяжести),Низкий уровень – 2(20%) детей ЭГ (1 дошкольник с гемипаретической формой ДЦП средней степени тяжести и 1 дошкольник с гиперкинетической формой ДЦП тяжелой степени тяжести).У дошкольников с высоким уровнем навыки самообслуживания развиты в полной мере. Наблюдается некоторая помощь со стороны взрослых в указании на необходимость и порядок соблюдения утреннего и вечернего туалета, умении пользоваться индивидуальными предметами туалета (салфеткой, расческой, зубной щеткой и т.д.), самостоятельном одевании и раздевании (шнуровка обуви, застегивание и расстегивание одежды с мелкими пуговицами и т.д.), сервировать стол и застилать одеяло.У дошкольников со средним уровнем навыки самообслуживания развиты частично. Дошкольники не всегда соблюдают нормы речевого этикета. По напоминанию и показу взрослого выполняют культурно-гигиенические навыки. Навыки элементарного бытового труда, как-то сервировка стола, умение застелить постель, у детей могут быть не развиты или выполняться вместе с взрослым.У дошкольников снизким уровнем навыки самообслуживания практически не развиты. Хотя дошкольники знают нормы речевого этикета, но не употребляют их, не могут вести себя за столом аккуратно и спокойно. Столовыми приборами и предметами личной гигиены пользуются только с помощью взрослого. Испытывают значительные затруднения в одевании и раздевании.Использованиесюжетно-ролевой игры является залогом успешного формирования навыков самообслуживания устарших дошкольников с ДЦП. Успех ребёнка в овладении навыками самообслуживания зависит от правильного педагогического руководства, от того, насколько верно выбраны методические приёмы, насколько они соответствуют степени освоения навыка. При этом надо помнить, что степень овладения тем или иным навыком всегда относительна. Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы руководства их деятельностью должны всегда предусматривать формирование навыков и на их основе—воспитание самостоятельности, деловитости, культуры деятельности, культуры поведения в окружении сверстников, дисциплинированности.Формируя у детей с ДЦП навыки самообслуживания посредством сюжетно-ролевой игры необходимо учить ихставить цель, находить пути её достижения, получать результат. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольника, его возрастные и индивидуальные возможности.После проведения сюжетно-ролевых игр было повторно организовано наблюдение за проявлениями навыков самообслуживания. На основе наблюдения были выделены следующие группы дошкольников с ДЦП по уровню развития навыков самообслуживания.Высокий уровень – 5(50%) детей со спастической диплегией легкой степени тяжести),Средний уровень - 5 (50%) детей (3 дошкольника с атонически-астатической формой ДЦП средней степени тяжести, 1 дошкольник с гемипаретической формой ДЦП средней степени тяжести и 1 дошкольник с гиперкинетической формой ДЦП тяжелой степени тяжести).Как видно, произошли незначительные изменения в формировании навыков самообслуживания у детей с ДЦП. Следовательно, сюжетно-ролевая игра является одним из средств, которое способствует активному формированию навыков самообслуживания.Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.Список литературыАникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989 с.34,87,156Афонькина Ю.А. Урунтаева Г.А.,  Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988 с.38, 67Баева Л. Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии. //Дошкольное воспитание, 2008, № 1.Баймуратова А.Т. Опыт организации методического подхода к подбору развивающих игрушек в условиях коррекционного обучения детей. //Психологическая наука и образование. № 4 2000.Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. - М.:Просвещение,1991Ботта Н. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. - М.,2004 с. 18, 31, 74. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудится: Пособие для воспитателей дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година.—М.: Просвещение, 1983.—144 с.Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Р.С. Буре М.: Просвещение, 1987Васильева Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности. Социологический сборник. Вып. 7. - М.: Социум, 2000. с. 51.Венгер Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении /под ред. М.А.Васильевой. М.: Просвещение, 1986.Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. - М.: Айрис Пресс, 2008Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева. Р.С. Буре, Л.В. Загик и др.; Сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г. Нечаевой.—3-е изд., испр. и доп.—М.: Просвещение, 1983.—207 с.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. -- СПб.: Лань, 2003Герасимова Е.Н. Формирование трудовых процессов самообслуживания у детей второго, третьего года жизни : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Ленинград, 1990. - 216 с. РГБ ОДГонеев А.Д. Лифинцева Н.И. Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики.-М., 1999. Горышева В. Сюжетно-ролевые игры с детьми. Игра - это отражение жизни. Статья с сайта автора.Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. -- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - Тюмень, 1995 с.11,32.Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Т.Н. Доронова, О.А. Карабпнова, Е.В.Соловьева. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. -127 с. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Введение, Пояснительная записка // Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003Жить инвалидом, но не быть им./ Сборник под ред. Коноплина Л.Л. – Екатеринбург, 2000 с. 6, 37. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие.- Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. -- Саратов: Научная книга, 2003Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб. : «Детство - Пресс», 2004. – 192 с.Игра и игрушка в образовательном процессе : от теории к практике: коллективная монография / науч. ред. В.П.Сергеева ; под общ. ред. И.С. Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2008. – 118 с. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М.,1993 с.17, 34, 61.Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — М. , 1990.Ким Е. Независимая жизнь лиц с ограниченными возможностями. - М., 1997 с. 21.Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.-№1.-с. 17-23.Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. –– Мн.: НИО, 2003Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребенок в детском саду. 2006, № 5.Короткова Н.А., Михайленко Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры //Дошкольное воспитание, 1989, № 4.Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. – Изд. 2 –е. – Ростов н /Д. : Феникс, 2007. – 251 с.Лебединский В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 1985. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте. / В сб. медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М.,1991 с. 4, 15, 61. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001 с. 23, 40.Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие упражнения и игры// Дефектология.2002Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. М., 1981.Логинова В.И. Трудовое воспитание детей. – Л., 1979гЛубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989Мастюкова Е. М. , Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М. , 1985 Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - Ставрополь, 2003 с. 42, 47. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / По ред. Т. А. Марковой.—М.: Просвещение, 1982.—128с.Микляева, Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ / Н.В.Микляева, Ю.В., Микляева, Ю.В. Ярова. – М. : Айрис – пресс, 2005. – 96 с. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М. : Психологический институт РАО, 1997. – 79 с.Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.Наумов А.А. Педагогические условия формирования социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами детского церебрального паралича. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Екатеринбург, 2005 Основы специальной психологии./ Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 c. 142, 153. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Т.А.Власовой. - М., 2000 c. 66, 83.Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом/ Под ред. М. Н. Ипполитовой. — М. , 1989Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. - М.,1997 c. 6, 21, 53.Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» - развлекает и обучает. Метод. пособие. – В.Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с.Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.Радина, Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых // Воспитание дошкольников в труде / под ред. В.Г.Нечаевой. / Е.И. Радина М.:Просвещение, 2004Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трёх лет / Под ред. Н.Н.Щелованова. – М., 1969. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях /под ред. М.А.Васильевой. М., 1986.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2001 Семенова К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение). / В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М.,2001 с. 11, 72.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002 Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич. - СПб., 1995 с. 24, 47, 75.Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова.—М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.—366.—(Учебник для вузов).Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст.группы). Пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Сорокина.—М.: Просвещение, 1982.—96.Социальная работа с инвалидами. / Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. - М., 1996 с. 54, 69.Специальная дошкольная педагогика. Под. Ред. Стребелевой. – М., 2001.Специальная педагогика. Под. Ред. Назаровой. – М., 2000. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001Шинкаренко В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям –– Минск: Издательство БелАПДИ - "Открытые двери", 1997 Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- М., 2001 с. 51, 64.Эльконин, Д.Б. Психология игры – М. : ВЛАДОС, 1999. - 358 с.

Список литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989 с.34,87,156
3. Афонькина Ю.А. Урунтаева Г.А., Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997
4. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988 с.38, 67
5. Баева Л. Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии. //Дошкольное воспитание, 2008, № 1.
6. Баймуратова А.Т. Опыт организации методического подхода к подбору развивающих игрушек в условиях коррекционного обучения детей. //Психологическая наука и образование. № 4 2000.
7. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. - М.:Просвещение,1991
8. Ботта Н. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. - М.,2004 с. 18, 31, 74.
9. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудится: Пособие для воспитателей дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година.—М.: Просвещение, 1983.—144 с.
10. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Р.С. Буре М.: Просвещение, 1987
11. Васильева Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности. Социологический сборник. Вып. 7. - М.: Социум, 2000. с. 51.
12. Венгер Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении /под ред. М.А.Васильевой. М.: Просвещение, 1986.
13. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. - М.: Айрис Пресс, 2008
14. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева. Р.С. Буре, Л.В. Загик и др.; Сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г. Нечаевой.—3-е изд., испр. и доп.—М.: Просвещение, 1983.—207 с.
15. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
16. Выготский Л.С. Основы дефектологии. -- СПб.: Лань, 2003
17. Герасимова Е.Н. Формирование трудовых процессов самообслуживания у детей второго, третьего года жизни : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Ленинград, 1990. - 216 с. РГБ ОД
18. Гонеев А.Д. Лифинцева Н.И. Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики.-М., 1999.
19. Горышева В. Сюжетно-ролевые игры с детьми. Игра - это отражение жизни. Статья с сайта автора.
20. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. -- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
21. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работни¬ков в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - Тюмень, 1995 с.11,32.
22. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Т.Н. Доронова, О.А. Карабпнова, Е.В.Соловьева. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. -127 с.
23. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Введение, Пояснительная записка // Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003
24. Жить инвалидом, но не быть им./ Сборник под ред. Коноплина Л.Л. – Екатеринбург, 2000 с. 6, 37.
25. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005
26. Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие.- Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000
27. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. -- Саратов: Научная книга, 2003
28. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб. : «Детство - Пресс», 2004. – 192 с.
29. Игра и игрушка в образовательном процессе : от теории к практике: коллективная монография / науч. ред. В.П.Сергеева ; под общ. ред. И.С. Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2008. – 118 с.
30. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М.,1993 с.17, 34, 61.
31. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — М. , 1990.
32. Ким Е. Независимая жизнь лиц с ограниченными возможностями. - М., 1997 с. 21.
33. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.-№1.-с. 17-23.
34. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. –– Мн.: НИО, 2003
35. Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребенок в детском саду. 2006, № 5.
36. Короткова Н.А., Михайленко Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры //Дошкольное воспитание, 1989, № 4.
37. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. – Изд. 2 –е. – Ростов н /Д. : Феникс, 2007. – 251 с.
38. Лебединский В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 1985.
39. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте. / В сб. медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского цереб-рального паралича. - М.,1991 с. 4, 15, 61.
40. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001 с. 23, 40.
41. Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие упражнения и игры// Дефектология.2002
42. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. М., 1981.
43. Логинова В.И. Трудовое воспитание детей. – Л., 1979г
44. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989
45. Мастюкова Е. М. , Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М. , 1985
46. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - Ставрополь, 2003 с. 42, 47.
47. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / По ред. Т. А. Марковой.—М.: Просвещение, 1982.—128с.
48. Микляева, Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ / Н.В.Микляева, Ю.В., Микляева, Ю.В. Ярова. – М. : Айрис – пресс, 2005. – 96 с.
49. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М. : Психологический институт РАО, 1997. – 79 с.
50. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.
51. Наумов А.А. Педагогические условия формирования социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами детского церебрального паралича. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Екатеринбург, 2005
52. Основы специальной психологии./ Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 c. 142, 153.
53. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Т.А.Власовой. - М., 2000 c. 66, 83.
54. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом/ Под ред. М. Н. Ипполитовой. — М. , 1989
55. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. - М.,1997 c. 6, 21, 53.
56. Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» - развлекает и обучает. Метод. пособие. – В.Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с.
57. Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
58. Радина, Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых // Воспитание дошкольников в труде / под ред. В.Г.Нечаевой. / Е.И. Радина М.:Просвещение, 2004
59. Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трёх лет / Под ред. Н.Н.Щелованова. – М., 1969.
60. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях /под ред. М.А.Васильевой. М., 1986.
61. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2001
62. Семенова К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение). / В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М.,2001 с. 11, 72.

Узнать стоимость работы