Кредитование малого бизнеса : Сравнение Российской и зарубежной практик.

  • 30 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 11.01.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса 5
1.1. Особенности кредитования малого бизнеса 5
1.2. Виды кредитов для малого бизнеса 7
Глава 2. Анализ особенностей кредитования малого бизнеса в России и за рубежом….. 11
2.1. Анализ динамики кредитования малого бизнеса в России 11
2.2. Анализ динамики кредитования малого бизнеса в зарубежных странах 16
Глава 3. Совершенствование кредитования малого бизнеса в России и за рубежом 21
3.1. Мероприятия по увеличению объемов кредитования малого бизнеса в России… 21
3.2. Мероприятия по увеличению объемов кредитования малого бизнеса в зарубежных странах 24
Заключение 30
Список литературы 31



Фрагмент для ознакомления

Особую группу в этом направлении образуют В группах SCORE и WBC должны проводиться различные курсы и тренинги. Их деятельность будет финансироваться Федеральным Правительством и приносит опосредованную выгоду в виде прироста ВВП.В Германии государству необходимо предоставлять финансовые ресурсы коммерческим кредитным организациям, кредитующим малые предприятия,  с целью стимулирования микрофинансирования малого бизнеса. Для этого необходимо создать финансовую группу, которая на 80% будет принадлежать Правительству Германии. Эта группа будет выполнять функции и банка развития, и агентства по финансированию экспорта, и кредитной организации.[18, c. 3]Особенностью предоставления кредитов по немецким государственным программам являются разработанные единые и ясные для всех правила в совокупности с типовыми принципами банковского кредитования, т.е. кредиты могут получить только кредитоспособные предприниматели, а прочие факторы во внимание не принимаются. Заявки на получение кредитов подаются в коммерческие банки, которые заключают с финансовой группой KfW договор о рефинансировании кредитов, в соответствии с которым обязуются возвратить предоставленные им средства. Затем государственный банк переводит деньги коммерческим банкам, а те, в свою очередь, предоставляют кредиты малым и средним предприятиям. Коммерческий банк заключает с предприятием кредитный договор, в котором указывается цель получения кредита, оговоренная в договоре о рефинансировании с государственным банком. Выплаты предпринимателей по процентам и по основному кредиту переводятся коммерческим банком государственному. Коммерческие банки при этом берут на себя от 50 до 100 % ответственности  за возврат предоставленных кредитов. За услуги по реализации льготных кредитов коммерческие банки получают маржу.В данный момент, малому бизнесу в Германии предоставляются следующие льготные условия кредитования:                   низкая процентная ставка по кредитам;                   долгосрочные кредиты (до 10 лет);                   освобождение от выплат по кредиту в первые два года;                   возможность долгосрочного возвращения кредита;                   возможность долевого финансирования: за счет государственных средств финансируется только определенная часть бизнес-проекта, а оставшаяся часть финансируется за счет собственных или других заемных средств.Кроме финансовой помощи, немецкое государство должно оказать малому предпринимательству и активную информационную поддержку путем организации всесторонних консультаций для предпринимателей всех стадий развития бизнеса.[19, c. 16]В Финляндии реализация государственной поддержки малого и среднего предпринимательства происходит через созданное в 1999 году ОАО «Финнвера», 100 % акций которого находится в собственности государства. Это акционерное общество создано для предоставления высокорисковых кредитов с целью содействия как развитию деятельности национальных предприятий внутри страны, так и их выходу на мировой рынок.На финансовом рынке ОАО «Финнвера» тесно сотрудничает с банками и другими финансовыми организациями, дифференцируя свои финансовые услуги для удовлетворения существующих или потенциальных потребностей предпринимателей в особых кредитах с повышенным риском. При этом направления кредитования разрабатываются в соответствии со стратегическими целями региональной и промышленной политики государства. Решения о кредитовании принимаются на основе анализа хозяйственной деятельности предприятия, в котором оцениваются экономическое положение предприятия на данный момент, его позиция на рынке, а также общие перспективы отрасли и данного предприятия. Как правило, «Финнвера» выступает как соинвестор с другими финансовыми  организациями. Разделение рисков осуществляется за счет многоканального финансирования, схема которого разрабатывается для каждого предприятия.    Принятию решения о финансировании при открытии предприятия или  его развития всегда предшествует анализ его деятельности, изучение его экономического положения и проекта, за финансированием которого обращаются. Результаты такого исследования нужны также и самому предпринимателю как важный инструмент для оценки собственной деятельности и факторов успеха. Специалисты «Финнвера» имеют широкий опыт аналитических исследований предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики Финляндии, а также являются профессионалами по рискованному финансированию и управлению рисками. «Финнвера» постоянно сотрудничает с банками и другими отечественными и международными организациями с целью развития конкурентоспособных и отвечающих потребностям клиентов форм финансирования.«Финнвера» имеет дочерние предприятия:                   АО «Фиде» – осуществляет компенсацию процентов по поддержанным государством экспортным кредитам и кредитам в сфере судостроения;                   АО «Спикера» – реализует специальные проекты и осуществляет краткосрочные инвестиции;                   АО «Тиетолаки» – предоставляет юридические услуги для малых предприятий.Деятельность рассматриваемого государственного ОАО организована через 15 региональных подразделений, что позволяет оперативно принимать решения. Кредиты малым предприятиям и финансовая поддержка экспорта осуществляются обычно в регионах, а решения о финансировании крупных предприятий принимаются в отделе крупных клиентов центрального офиса. Финансовые услуги ОАО «Финнвера» широко дифференцированы: кредиты и гарантии начинающим предпринимателям и малому бизнесу, кредиты и гарантии инвестирования и развития предприятия, финансирование для увеличения собственного капитала предприятия, гарантии и поручительства на открытие рисков при экспорте и работе предприятия на международном рынке и др. Кредиты, поручительства, экспортные гарантии и прочие услуги разработаны с учетом потребностей бизнеса на всех стадиях его. Кроме того, «Финнвера» является региональным финансовым посредником по программам Европейского союза по развитию малого бизнеса, а также финансовым посредником Европейского Инвестиционного Банка.[15, c. 5]В Китае финансирование малых предприятий осуществляется в рамках различных программ и инструментов, разрабатываемых и применяемых центральными и местными финансовыми учреждениями, которые предоставляют постоянную финансовую поддержку малому предпринимательству.[4] При них созданы различные фонды поддержки малого бизнеса, роль которых в развитии малого предпринимательства непрерывно усиливается. В 1999 году Государственная комиссия по экономике и торговле издала «Руководство по созданию пилотных проектов по предоставлению гарантий по кредитам малому бизнесу» и начала активно создавать такие гарантийные схемы и предоставлять по этим схемам непрямое финансирование предпринимателям малого и среднего бизнеса.В настоящее время схема предоставления государственных гарантий стала эффективным методом решения проблем финансирования малого бизнеса. Для стимулирования и развития кредитных и гарантирующих организаций Государственное Управление по налогам выпустило в 2001 г. Инструкцию об освобождении от налога на прибыль организаций, предоставляющих гарантии и повторные гарантии по кредитам малому бизнесу, создав тем самым режим льготного налогообложения для некоммерческих организаций, поддерживающих национальный бизнес. Такие организации могут быть освобождены от налога на прибыль сроком до трех лет в зависимости от их дохода по предоставленным гарантиям. В2004 г. Национальная Комиссия по развитию и реформам и Государственное Управление по налогам совместно выпустили «Уведомление по вопросам освобождения от налога на прибыль учреждений, предоставляющих МП гарантии по кредитам» с целью расширения спектра и дальнейшего развития организаций, предоставляющих гарантии по кредитам. Еще одна государственная структура - Министерство финансов - выпустила в 2001 г. нормативный документ «Меры по управлению рисками организаций, предоставляющих гарантии по кредитам для малых предприятий». В нем определены правила деятельности гарантийных фондов: от их организационно-правовой формы, оборота, принципов работы до платы за использование гарантий и резервов по задолженностям и выплатам гарантий.Китайское правительство развивает финансовые схемы поддержки инновационного предпринимательства. Предполагается:                   поддерживать покупку акций новых компаний для привлечения инвестиций в предприятия, не являющиеся инновационными;                   оказывать поддержку высокотехнологичным компаниям через фонды венчурного финансирования;                   размещать списки высокотехнологичных компаний на специальных досках на биржах высоких технологий.Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется и из региональных бюджетов. Так, администрация южно-китайской провинции Гуандун с 2003 по 2008 г. инвестировала более 5 миллиардов юаней (602,41 миллиона долларов США) в технологическую реструктуризацию малых и средних предприятий. Ежегодный прирост инвестиций малых и средних предприятий в основной капитал составил 24 %. В стране действует ряд международных программ, однако их вклад в финансирование малого предпринимательства незначителен по сравнению с объемом помощи, оказываемой правительством КНР.[14, c. 18] Таким образом, государства с рыночной экономикой должны проводить активное регулирование малого бизнеса и оказывать широкое содействие его развитию, применяя формы и методы, разработанные с учетом стратегических целей национальных экономик. Это позволяет предположить, что для появления и стабильного развития финансовой инфраструктуры малого бизнеса в России необходимым условием должна являться активная государственная политика.[1, c. 9]ЗаключениеТаким образом, на основе проанализированного материала можно сделать следующие выводы:Кредитование малого бизнеса в России находится на довольно низком уровне по сравнению с зарубежными странами.Постоянно развиваются государственные программы, которые поддерживают кредитование малого бизнеса, однако они пока малоэффективны. Банки пока неохотно выдают кредиты малому бизнесу, однако сами банкиры уверяют, что они готовы к сотрудничеству с малыми предприятиями, в то время как сами предприниматели это отрицают. Малому бизнесу как в России так и за рубежом нужно развиваться по многим направлениям. Например, можно создать новые кредитные программы, совершенствовать системы оценки малых предприятий, улучшить условия кредитования, снизить процентные ставки и т.д. Однако, эксперты полагают, что даже если все эти программы вступят в силу, то все равно кредитование малого бизнеса в России догонит развитые страны не раньше, чем через 15 лет. Однако,количество предприятий малого бизнеса с каждым годом будет расти. В следствие этого, совокупный объем выданных кредитов малому бизнесу также будет увеличиваться, как за счет прироста новых предприятий, так и благодаря увеличению с каждым годом сумм выдаваемых кредитов. Поэтому Россия возможно догонит развитые страны гораздо раньше.[17, c. 16]Список литературыФедеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" (с изменениями от 24 июля 2007 г.)Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"Постановление Правительства РФ от 12.07.1999 №793 «Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» Указ Президента от 08.07.1994 № 1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета».Указание ЦБР от 14 мая 2008 г. N 2010-У "О внесении изменений в пункт 5.1 Положения Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности"Указание ЦБР от 19 декабря 2008 г. N 2155-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности"Гурвич, В.Н. Кредитные бюро копят истории /В.Н. Гурвич // Российская бизнес-газета. – 2006. – №9(546). Доклад на тему: «Создание системы кредитования малого бизнеса. Вопросы совершенствования банковского законодательства» подготовленный М.В. Мамута.Ермаков В.П. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. – М.: Фонд Евразия, 2008 г. Махлин, М.М. Правительство определилось с государственной поддержкой предпринимательства /М.М. Махлин // Российская бизнес-газета. – 2005. – №15(506). Отчет по результатам исследования «Оценка условий предпринимательской деятельности и эффективности государственной поддержки малого бизнеса» проведенного общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» на основании анкетирования предпринимателей, занятых в малом и среднем бизнесе.Смирнова, Т.Н. Кредитование малого бизнеса и закон: тенденции, проблемы, перспективы /Т.Н. Смирнова // Банковское кредитование. – 2008. – №2. Фомченко, Т.Б. Заёмщики попадут в бюро /Т.Б. Фомченко // Российская бизнес-газета. – 2005. – №10(501). «Черные» ростовщики возвращаются. // http://bankir.ru/analytics/article/http://www.raexpert.ru/news/show/226http://www.raexpert.ru/researches/credit_org/finmb/1. http://www.sba.gov/aboutsba/index.html - официальный сайт Администрации малого бизнеса США.2. Кредитование малого бизнеса в России и Германии. Материалы российско-германского проекта // под ред. Э. Макварта, И. Путинцевой.М.: OST-EURO. 2005. C. 206.3. http://www.agency-ako.ru/foreign/finnvera/  - См. Опыт Финляндии по вопросу государственного содействиясубъектам предпринимательской деятельностив доступе к финансово-кредитным ресурсам.

Список литературы

1. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
2. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" (с изменениями от 24 июля 2007 г.)
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
4. Постановление Правительства РФ от 12.07.1999 №793 «Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства»
5. Указ Президента от 08.07.1994 № 1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета».
6. Указание ЦБР от 14 мая 2008 г. N 2010-У "О внесении изменений в пункт 5.1 Положения Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности"
7. Указание ЦБР от 19 декабря 2008 г. N 2155-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности"
8. Гурвич, В.Н. Кредитные бюро копят истории /В.Н. Гурвич // Российская бизнес-газета. – 2006. – №9(546).
9. Доклад на тему: «Создание системы кредитования малого бизнеса. Вопросы совершенствования банковского законодательства» подготовленный М.В. Мамута.
10. Ермаков В.П. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. – М.: Фонд Евразия, 2008 г.
11. Махлин, М.М. Правительство определилось с государственной поддержкой предпринимательства /М.М. Махлин // Российская бизнес-газета. – 2005. – №15(506).
12. Отчет по результатам исследования «Оценка условий предпринимательской деятельности и эффективности государственной поддержки малого бизнеса» проведенного общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» на основании анкетирования предпринимателей, занятых в малом и среднем бизнесе.
13. Смирнова, Т.Н. Кредитование малого бизнеса и закон: тенденции, проблемы, перспективы /Т.Н. Смирнова // Банковское кредитование. – 2008. – №2.
14. Фомченко, Т.Б. Заёмщики попадут в бюро /Т.Б. Фомченко // Российская бизнес-газета. – 2005. – №10(501).
15. «Черные» ростовщики возвращаются. // http://bankir.ru/analytics/article/
16. http://www.raexpert.ru/news/show/226
17. http://www.raexpert.ru/researches/credit_org/finmb/
18. 1. http://www.sba.gov/aboutsba/index.html - официальный сайт Администрации малого бизнеса США.
19. 2. Кредитование малого бизнеса в России и Германии. Материалы российско-германского проекта // под ред. Э. Макварта, И. Путинцевой.М.: OST-EURO. 2005. C. 206.
20. 3. http://www.agency-ako.ru/foreign/finnvera/ - См. Опыт Финляндии по вопросу государственного содействиясубъектам предпринимательской деятельностив доступе к финансово-кредитным ресурсам.






Опубликовано

Опубликовано

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра экономической политики

КУРСЫ

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь,

МИНСК 2013

Реферат

МАЛЫЙ БИЗНЕС, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА, ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Объект исследования - малый бизнес РБ.

Предмет исследования - комплекс теоретических, методологических и практических вопросов, связанных с анализом и перспективы развития малого бизнеса в РБ.

Цель работы: комплексное изучение проблем развития малого бизнеса в стране и изучение его поддержки в зарубежных странах.

Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математических моделей, эконометрии.

В работе дается характеристика малого бизнеса, определяется его значение для экономики страны, считается формирование малого бизнеса в зарубежных странах, проводится анализ динамики показателей малого бизнеса, определены перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Автор работы подтверждает, что все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение

1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

1.1 Понятие малого бизнеса и общая характеристика

1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса

2. Опыт поддержки малых предприятий в зарубежных странах

3. Состояние малого бизнеса и проблемы развития в Республике Беларусь

Вывод

Список используемых источников

Приложения

Введение

малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового внутреннего продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденция к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства. И если крупный бизнес это скелет, ось современной экономики, то все многообразие малых и средних предприятий - мышцы, ткани живого экономического организма.

Узнать стоимость работы