Методы профилактики наркозависимости среди подростков в общеобразовательном учреждении

  • 58 страниц
  • 35 источников
  • Добавлена 11.02.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы наркозависимости среди подростков 7
1.1. Наркомания как форма аддиктивного поведения 7
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 14
Глава 2. Программа эмпирического исследования особенностей поведения подростков с наркозависимостью 22
2.1. Этапы и методы исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 24
2.3. Программа работы по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы 39
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение 1 57

Фрагмент для ознакомления

» (журналистский кружок).
Ответственный социальный педагог
Цель: Привлечь подростков к изготовлению и распространению памяток для информированности всех учащихся школы.
Подростки составляют текст памяток, чтобы он был грамотен, доступен для других подростков, используют литературу о наркомании. Далее необходимо напечатать текст на компьютере и распространить среди других учащихся.
Интерактивная игра (ответственный социальный педагог).
Тема: «За и против»
Цель: Помочь подросткам осознать зависимость здоровья от образа жизни и вредных привычек.
Подростки делилятся на две подгруппы. Одна подгруппа была «за употребление наркотиков», другая – «против». Учащиеся называют свои аргументы «за» или «против».
Социальный педагог следит за ходом мыслей подростков, чтобы не дать «одержать вверх» аргументам «за наркотики».
Выступление подростков в подшефном классе (ответственные социальный педагог, классный руководитель)
Тема: «Наркотики вредны здоровью»
Цель: Формировать ответственность и разумный подход к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Подростки по подгруппам выступают в младшем классе, делятся своими знаниями о наркомании. Обращают внимание младших подростков на негативное влияние наркотика на их организм.
2 раздел программы: Условия возникновения наркозависимости
Мероприятия: кружковые занятия по физике, химии, биологии (ответственные учителя-предметники).
Цель: Раскрыть перед подростками механизм воздействия наркотика на организм.
Учителя-предметники в своих кружках с помощью различных атрибутов: карты, схемы, опты (экспериментальная) деятельность раскрывают перед подростками механизм воздействия наркотика на организм.
Классные часы (ответственный классный руководитель)
Тема: «Можно ли снять состояние стресса с помощью приема наркотика?»
Цель: Помочь подросткам осознать, что прием наркотика – сильнейший токсикологический стресс для организма.
Классный руководитель в ходе классного часа обращает внимание учащихся на то, что последствия единичного приема наркотика могут быть непредсказуемые, это зависит от индивидуальных особенностей организма человека. Может наступить инвалидность, смерть или развиться какое-нибудь заболевание центральной нервной системы. А может и человек продолжает учиться или работать, но наркотик оставил свой след на состоянии здоровья, нарушил нервный контакт и все это ухудшит состояние здоровья.
Обсуждаются следующие вопросы:
1.Последствия злоупотребления наркотиками?
2.Какие наркотики являются наиболее сильными?
3.Навыки отказа сверстникам, предлагающим наркотик.
Тема: «Психологические отклонения при наркомании»
(ответственный психолог)
Цель: Дать представление подросткам о последствиях приема наркотиков, возможных психологических отклонений.
Психолог концентрирует внимание подростков на влиянии наркотика на состояние здоровья в целом, на то как измениться психическое состояние во время приема наркотика, как оно измениться после приема. Как психическое состояние, поведение, жизнь наркомана отличается от здорового человека.
Лекция (ответственный врач-нарколог, социальный педагог)
Тема: «Последствия единичного приема наркотика»
Цель: Раскрыть подросткам механизм возникновения наркозависимости.
Врач-нарколог на лекции раскрывает содержание следующих вопросов:
1.Как влияет однократный прием наркотика на организм подростка?
2.Каковы последствия злоупотребления наркотиками?
3.Влияние наркотиков на заболеваемость СПИДом?
Психологические упражнения (ответственный психолог)
Темы: «Учимся расслабляться», «Марафон»
Цель: Помочь детям научиться расслабляться и сосредотачивать внимание с помощью психологических упражнений.
Психолог использует спокойную музыку, тихим голосом учит подростков с помощью упражнений, аутогенной тренировки расслабляться и сосредотачиваться.
3 раздел программы: Правила общения подростка со сверстниками.
Мероприятия: классные часы (ответственные социальный педагог, классный руководитель)
Тема: «Я и мои сверстники»
Цель: Помочь в формировании адекватной самооценки, установлении гармонических отношений между желаниями и возможностями.
Подросткам дается информация, что такое самооценка, как она влияет на поведение, привычки, образ жизни человека.
Подростки составляют себе характеристику как личности.
Обсуждаются вопросы:
1.Как вы думаете, как к Вам относятся одноклассники?
2.Какие качества личности Вам нравятся в Ваших друзьях?
Подростки были внимательны, заинтересованы, активны.
Тема: «Правила общения со сверстниками»
(ответственные социальный педагог и классный руководитель)
Цель: разработать и утвердить в сотрудничестве с подростками правила общения со сверстниками; раскрыть их значение и применение.
Акцент в содержании классного часа делается на то, что думают подростки, если составить правила общения подростка со сверстниками, соблюдать их, изменятся ли отношения в классе между одноклассниками?
Психологические упражнения (ответственный психолог)
Темы: «Ранжирование конфликта»,
«Барьеры непонимания и их преодоление»
Цель: Помочь научиться действовать и жить в гармонии с окружающим миром.
Психолог дает возможность подросткам проиграть те трудные жизненные ситуации, которые с ними происходят. Обсуждаются варианты выхода из подобных ситуаций. Выбор наилучшего варианта, который бы устроил обе стороны в случившемся конфликте.
Игры (ответственный социальный педагог, психолог)
Темы: «Зеркало», «Ты мне нравишься», «Неловкая ситуация»
Цель: Помочь подросткам научиться находить пути решения трудных жизненных ситуаций.
Социальный педагог, так же психолог дают возможность проиграть те трудные жизненные ситуации, которые с ними происходят. Обсуждаются возможные пути решения выхода из подобных ситуаций. Обсуждается, как можно избежать трудных жизненных ситуаций, путем изменения своего поведения, образа жизни.
Встреча с юристом (ответственный социальный педагог, юрист)
Тема: «Изучение Конвенции ООН о правах ребенка»
Цель: Познакомить подростков с документом, помочь осознать свои права и обязанности.
Юрист знакомит с документом, раскрывает права и обязанности подростков.
4 раздел программы: «Организация досуговой деятельности подростков.
Мероприятия: классные часы (ответственные социальный педагог, классный руководитель)
Темы: «Мои потребности», «Мои ценности»
Цель: Помочь подросткам изучить свои потребности, знакомство со структурой основных человеческих потребностей.
Два классных часа тесно взаимосвязаны между собой. На классном часе по теме «Мои потребности» социальный педагог рассказывает о том, что потребности – основной источник активности человека и животных; внутренне состояние нужды, выражающее зависимость от конкретных условий существования.
Классный руководитель знакомит со структурой основных человеческих потребностей: физические, естественные, социальные, интеллектуальные. Как удовлетворение данных потребностей влияет на поведение, образ жизни человека.
Социальный педагог дает задание учащимся ответить письменно на вопрос «Что Вам нужно в жизни?», ответы вслух не зачитываются, цель этого вопроса подтолкнуть подростков задуматься.
На классном часе по теме «Мои ценности» социальный педагог и классный руководитель в сотрудничестве дают возможность подросткам выявить свои ценности в результате решения ситуации: подростки находятся в сокровищнице, нов сундуках хранятся не золото и не драгоценные камни, туда можно положить то, что им особенно дорого в жизни. Обсуждение вариантов ответа.
Работа школьных кружков для подростков «Журналистский кружок» - руководитель социальный педагог, «Музыкальная студия» - руководитель учитель музыки.
Цель: Помочь подросткам организовать свой досуг, реализовать творческие потребности.
Посещение театров, музеев (ответственные классный руководитель и социальный педагог)
Цель: Знакомство подростков с искусством, оказание помощи в организации дополнительного досуга.

Заключение

Итак, данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем современного общества – проблеме распространения наркомании среди подростков.
Подростничество является одной из наиболее активных социальных групп среди молодежи. Поэтому отношение подростков к определенным социальным проблемам является важным элементом в формировании ценностей и убеждений молодых людей в целом.
Сегодня отмечается рост количества подростков с различными формами проявления отклоняющегося и зависимого поведения. Особенно растет процент подростков с наркотической зависимостью.
Поэтому изучение особенностей отношения подростков к наркомании дает возможность понять причины распространения наркотической зависимости в подростковой среде, мотивации употребления наркотиков среди школьников, а также определить наиболее эффективные формы работы с данной проблемой и ее профилактики.
Поэтому целью данной работы было изучение методов профилактики наркотической зависимости у подростков.
В данной работе мы изучили особенности наркомании как формы аддиктивного поведения; рассмотрели характеристику российской подросткового возраста; эмпирически изучили особенности отношения подростков к проблеме наркомании.
Проведенное теоретической и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы.
Подростки относят наркоманию к отклоняющемуся поведению, однако данная форма девиации с точки зрения подростков не является самой большой проблемой.
Молодые люди признают, что за последнее десятилетие отмечается рост подростков с отклоняющимся поведением, причем такая склонность толкает молодого человека на путь преступления.
В подростковой среде в основном осуждающе относятся к наркотикам, так как последствия данной зависимости трагичны, однако есть и такие подростки, которые демонстрируют нейтральное отношение, считая, что наркотики – это дело каждого.
Хотя большинство подростков и отметили, что их друзья не употребляют наркотики, однако есть и положительные ответы.
Как отмечают сами подростки, их друзья и знакомые в основном употребляют наркотики от случая к случаю, до нескольких раз в месяц, однако есть и такие подростки, которые употребляют наркотики регулярно.
О себе подростки рассказывают, что сами тоже пробовали наркотики, но это было однократное знакомство с веществом, однако есть и такие подростки, которые признались в том, что уже несколько раз употребляли наркотики.
Среди основных мотивов употребления наркотиков в подростковой среде в первую очередь респонденты называют любопытство, модные увлечения, желание быть как все, поддержать компанию и т.д.
Также толкают молодого человека на путь употребления и проблемы в личной жизни, одиночество, отсутствие близких друзей.
Также подростки отмечают и внешнее влияние, например СМИ.
В правовом аспекте подростки недостаточно информированы о том, какие меры наказания они могут получить за хранение и распространение наркотиков.
Подростки признаются, что наркотики – это болезнь и самостоятельно справиться с данной зависимостью большинство людей не могут. Им требуется специальная психологическая и медицинская помощь. Также становится важным и изменение отношения в самом обществе к проблеме наркотиков и к наркоманам.
В качестве мер профилактики наркомании, которые могут быть предприняты в системе школьного обучения, подростки в первую очередь отмечают такие, как:
Усилить информационную, просветительскую работу среди школьников
Создать психотерапевтический реабилитационный центр, телефон доверия
Определить "группы риска" и работать с ними
Проводить семинары и тренинги по профилактике употребления наркотиков
Жестко пресекать распространение наркотиков вокруг территории школы
Уделять больше внимания организации досуга
Подростки отмечают, что недостаточно информированы о последствиях употребления наркотиков, о мерах наказания, связанных с данной формой зависимого поведения. Вообще подростки отмечают, что их сверстники имеют достаточно низкий уровень культурного развития.
Таким образом, проблема отношения подростков к наркомании является остро актуальной и требует пристального внимания со стороны общественности.
Список литературы

Аддиктивное поведение учащихся: организация профилактической работы / Под ред. Юдкиной А.А. – Новосибирск, 2002
Альтушер В.Б., Надеждин А.В. Наркомания: дорога в бездну - М., Просвещение, 2000
Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Первое сентября, 2003
Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании Наглядно-методическое пособие для проведения занятий с подростками 12-16 лет. М.: Центр Планетариум, 2002
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002
Вишневский Ю.Р., Боронина Л.Н., ПучковА.Я. Исследование форм девиантного поведения студенческой молодежи свердловской области // http://ecsocman.hse.ru/text/17960070/
Воробьева Л.И. Неосознанные причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 2003. - С. 104-111 
Горбаткнко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003
Загороднева Н.Д. План работы по профилактике несовершеннолетних правонарушителей // Классный руководитель. – 2001. - № 1. – с. 50-56
Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения.- СПб., 1997
Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982
Кон И.С. Ребенок и общество – М., 1988
Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение: Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1999. - № 2
Крайг Г. Психология развития. – СПб.. 2003
Кулаков С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. – СПб., 2005
Леонова О.В. Отношение подростков и молодежи к различным формам девиаций // http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/1687.pdf
Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. – М., 2003
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб., 2005
Метиханова Н.Н. Психология зависимого поведения. - М., 2008
Мудрик А.В. Социализация человека. – М., 2004
Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
Психология человека от рождения до смерти. /Под. Ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
Профилактика наркозависимости в школе / Под ред. д.м.н. проф. Ц.П. Короленко. – Новосибирск, 1999
Профилактика наркомании в учреждениях образования: законодательный аспект. Под редакцией В.Н. Богомолова, В.Н. Ивановой, В.А. Тюльпанова. - М.: Всероссийская политическая партия "Единая Россия", 2004
Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. - СПб., 2007
Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. - СПб., 2003
Рыбникова Л.Н. Подростки и наркотики // Педагогика, 2008, № 3, с.45
Свободное время подростков: социализация или девиация. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004
Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. - М., 1999
Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
Столин В.В. Самосознание личности.- М., 1983
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб., 2003
Шилова Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся // Педагогика, 2006, № 3
Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей / Под ред. Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001


Приложение 1
Анкета социологического исследования

Уважаемый Участник!
Мы просим Вас принять участие в социологическом опросе, цель которого – определение особенностей отношения современной молодежи к наркомании.
Мы просим Вас ответить на вопросы Анкеты и высказать свое мнение по поводу Вашего отношения к проблеме наркомании среди подростков и молодежи.

Скажите, пожалуйста, чем Вы занимаетесь в свободное время?
________________________________________________________
Ваши друзья проводят свое свободное время также?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Свой вариант ответа: _____________________
считаете ли Вы, что за последнее время проблема подростковой наркомании стала более острой?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Свой вариант ответа: _____________________
Как относятся к наркомании в среде подростков?
Осуждают - последствия наркомании трагичны
Нейтрально - это дело каждого
Для себя - допускаю, для других - свое мнение не навязываю
Сегодня это - достаточно распространенное явление
Не могу сказать определенно
Свой вариант ответа: _____________________
Употребляют ли Ваши знакомые наркотики?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Если Ваши знакомые употребляют наркотики, то как часто?
Несколько раз в месяц
Раз в неделю
Практически каждый день
Не знаю
Пробовали ли Вы употреблять наркотические вещества
нет,
однократно
несколько раз
употребляю часто
Свой вариант ответа: _____________________
Ваше мнение о возможной мотивации употребления наркотиков
Любопытство
Мода, желание не выглядеть "белой вороной"
Просто так, за компанию
Неурядицы в личной и семейной жизни, снятие стресса, усталости
Привычка
Внутренняя убежденность
Свой вариант ответа: _____________________
Ваше мнение о возможных причинах употребления наркотиков
Генетическая предрасположенность
Личностные особенности (определенные черты характера)
Проблемы в семье
Нарушение воспитания
Влияние друзей
Отсутствие близких друзей
Влияние СМИ
Чувство одиночества
Свой вариант ответа: _____________________
Знаете ли Вы, какие меры наказание существуют за хранение, употребление и распростратение наркотиков?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Может ли подросток самостоятельно без посторонней помощи избавиться от наркотической зависимости?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Свой вариант ответа: _____________________
Как Вы думаете, какие меры могут помочь подростку избавиться от наркологической зависимости?
Помощь профессионального психолога
Медицинская помощь
Материально - финансовая поддержка
Изменения отношения в обществе к наркоманам и алкоголикам
Свой вариант ответа: _____________________
Какие меры профилактики наркомании могут быть предприняты в Вашей шкале?
Уделять больше внимания организации досуга
Усилить информационную, просветительскую работу среди подростков
Создать психотерапевтический реабилитационный центр, телефон доверия
Определить "группы риска" и работать с ними
Проводить семинары и тренинги по профилактике употребления наркотиков
Жестко пресекать распространение наркотиков на территории школы
Свой вариант ответа: _____________________
Как Вы оцениваете состояние духовной культуры современных подростков?
Низкий
Средний
Высокий
Затрудняюсь ответить
Свой вариант ответа: _____________________
Кто в большей степени оказывает влияние на формирование Ваших взглядов на актуальный социальные проблемы в подростковой среде?
СМИ (телевидение, радио, печатные издания, Интренет)
Сверстники (друзья, знакомые, однокурсники и т.д.)
Родители и другие родственники
Я сам
Свой вариант ответа: _____________________
Данные о респонденте:
Пол: М/Ж
Возраст 14/15/16



Спасибо за сотрудничество!











59

Список литературы

1. Аддиктивное поведение учащихся: организация профилактической работы / Под ред. Юдкиной А.А. – Новосибирск, 2002
2. Альтушер В.Б., Надеждин А.В. Наркомания: дорога в бездну - М., Просвещение, 2000
3. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Первое сентября, 2003
4. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании Наглядно-методическое пособие для проведения занятий с подростками 12-16 лет. М.: Центр Планетариум, 2002
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002
6. Вишневский Ю.Р., Боронина Л.Н., ПучковА.Я. Исследование форм девиантного поведения студенческой молодежи свердловской области // http://ecsocman.hse.ru/text/17960070/
7. Воробьева Л.И. Неосознанные причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 2003. - С. 104-111
8. Горбаткнко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003
9. Загороднева Н.Д. План работы по профилактике несовершеннолетних правонарушителей // Классный руководитель. – 2001. - № 1. – с. 50-56
10. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения.- СПб., 1997
11. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982
12. Кон И.С. Ребенок и общество – М., 1988
13. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение: Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1999. - № 2
14. Крайг Г. Психология развития. – СПб.. 2003
15. Кулаков С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. – СПб., 2005
16. Леонова О.В. Отношение подростков и молодежи к различным формам девиаций // http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/1687.pdf
17. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. – М., 2003
18. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб., 2005
19. Метиханова Н.Н. Психология зависимого поведения. - М., 2008
20. Мудрик А.В. Социализация человека. – М., 2004
21. Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
22. Психология человека от рождения до смерти. /Под. Ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
23. Профилактика наркозависимости в школе / Под ред. д.м.н. проф. Ц.П. Короленко. – Новосибирск, 1999
24. Профилактика наркомании в учреждениях образования: законодательный аспект. Под редакцией В.Н. Богомолова, В.Н. Ивановой, В.А. Тюльпанова. - М.: Всероссийская политическая партия "Единая Россия", 2004
25. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. - СПб., 2007
26. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. - СПб., 2003
27. Рыбникова Л.Н. Подростки и наркотики // Педагогика, 2008, № 3, с.45
28. Свободное время подростков: социализация или девиация. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004
29. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
30. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. - М., 1999
31. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
32. Столин В.В. Самосознание личности.- М., 1983
33. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб., 2003
34. Шилова Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся // Педагогика, 2006, № 3
35. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей / Под ред. Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001


Ценности и приоритеты в представлениях старшеклассников как основа профилактики потребления наркотиков

Ценности и приоритеты в представлениях старшеклассников как основа профилактики потребления наркотиков

Хакимова Н. П., начальник отдела профотбора КемОЦПОМиППН.

Ахметова З. Д., главный специалист по вопросам информации и отдел организации КемОЦПОМиППН.

Согласно результатам исследования

В последнее время в нашем регионе уделяется большое внимание созданию подростковых наркологических кабинетов, медико-психологических и реабилитационных центров и др. Распространение наркотиков и алкоголя среди подростков вызывает особую тревогу, ведь здоровье молодежи-и физическое и духовное - определяет будущее здоровье всей страны. Заниматься лечением уже больных наркоманией и алкоголизмом - вещь необходимая, но трудно и не всегда эффективно, болезнь легче предупредить, чем вылечить. Именно поэтому крайне важна первичная профилактика зависимости от наркотиков и алкоголя, чем раньше, когда подросток попадет в реальную ситуацию, в которой возможно его наркогенное заражение. Важно воспитывать устойчивость к наркогенному соблазну, через формирование ответственности за собственное здоровье, свою жизнь, неприятие любых форм саморазрушающего поведения, формирование здорового образа жизни.

Изучение некоторых представлений подростков о желаемый образ жизни было одной из задач мониторинга" Социальные и профессиональные ориентации старшеклассников", инициированный Кемеровским региональным центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения в течение нескольких лет, в том числе в весной 1998 года. Актуальность изучения особенностей и закономерностей социализации и адаптации личности, описания социальных факторов, его поведение определяется необходимостью создания эффективных форм и методов работы с молодежью.

В ходе опроса учащихся средней школы в год Кемерово были заданы вопросы о том, как они представляют хорошую, счастливую жизнь и что бы хотели избежать. Результаты показывают, что для подростков в возрасте актуализированными ценностями являются семья, друзья, работа и здоровье. В их сознании уже сформировались некоторые идеи о том, как они хотели бы жить и в большинстве случаев, ответ: "я бы хотел, чтобы моя жизнь была активной, насыщенной, я хочу, чтобы получить общественное признание, высокий профессионализм, я хочу добиться успеха". В целом, стратегии жизни, а также ценности и приоритеты в представлениях старшеклассников о том, как желаемого образа жизни являются положительные, социально приемлемый характер. Однако, нельзя сказать о полное обучение мнениями. Как и насколько хорошо они сформируются, будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе в системе общего и дополнительного образования, средств массовой информации и других социально-экономических условиях.

Узнать стоимость работы