Крещение Руси и его историческое значение.

  • 31 страница
  • 15 источников
  • Добавлена 14.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Особенности христианизации Древней Руси 6
Определение термина 6
Дата Крещения 7
Причины принятия христианства 11
Формы и методы христианизации Руси 15
Глава 2. Значение Крещения Руси 20
Цивилизационное значение 20
Культурные последствия 22
Духовное значение 27
Заключение 28
Список литературы 30
Фрагмент для ознакомления

Описи 15-17 веков (более ранние погибли) показывают, что большинство книг монастырских библиотек носило не богослужебный, а иной характер.
В центре всех христианских обрядов стоит книга, где Слово воспринималось как носитель премудрости Божьей, а книга - как источник Слова. Христианизация по византийскому обряду потребовала от древне-киевского правительства организации «книжного дела», налаживания переводов церковной литературы на русский язык. С принятием христианства началось систематическое обучение правящей элиты. Христианство к 10 веку имело обширную литературу: Священное писание, сочинения «Отцов церкви», книги о порядке богослужения, об истории церкви. На Русь завозилось много разнообразной религиозной литературы. В монастырях собирали книги, переводили и переписывали разные сочинения, вели летописание. Большинство памятников письменности до монгольского времени погибло во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь их незначительная часть — всего около 150 книг. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг.
Русское православное христианство в процессе развития стало отличаться от христианства католического и от христианства византийского образца. С одной стороны, оно заимствовало из славянского язычества отдельные его элементы. Например, поклонение иконам, моления – «о дожде» и др., культ многих святых (при исповедании единого бога в трех лицах - Святой Троицы): Николая Угодника, Ильи Пророка, Параскевы Пятницы и пр. С другой стороны, именно православие считается истинной религией сохранившей в себе богословскую традицию в первозданном виде: именно об этом говорит тот факт, что во всем мире православных называют «ортодоксами», а православная Церковь — переводится как «Ортодоксальная». Об истинности и не поврежденности православной веры говорят и такие факты: чин Литургии - главного богослужения остается без изменения с 4 века. Можно сказать, что русичи до такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что Крещение Руси стало симбиозом двух родственных мироощущений. Православная Церковь приняла лишь те языческие традиции, которые не разрушали складывающуюся церковную иерархию. Между светской и церковной властью устанавливается тесная взаимосвязь, причем первая главенствует над второй. Это уникальное отличие того времени для всех европейских стран.
Под влиянием язычества христианство становится все более «мирским», «обрядовым». Это дает возможность утверждать о появлении, в этих условиях, новой исторической категории - Русского Православия, особенностью которого явилось сочетание понятий «крест» и «совесть». Русское православие развивалось вместе с национальным сознанием и национальным духом русского человека. Прибывшее духовенство не только служит в новых храмах, но и готовит «национальные кадры» для церкви.
Началом становления школы как социального института принято считать период с 988 года, поскольку в «Повести временных лет» указано, что по приказу Владимира собирали детей из лучших семей и посылали их в школы в книжное учение. Дабы «посеять книжное слово в сердце верных людей». Правда, нелегко было расставание родителей со своими чадами, и зачастую их провожали как на войну заранее оплакивая: «Матери горько оплакивали своих детей, потому что они еще не сильны в вере, и плакали по ним, как по мертвым». При Ярославе в Новгороде в учение уже было отдано 300 человек. В княжение Ярослава Мудрого (1015-1054) создана при дворе своеобразная средневековая академия, слава о которой распространилась далеко за пределами Руси.
В отличие от многих стран Европы, принявших христианскую веру в римско-католическом варианте, официальным языком средневековой науки стала непонятная широкому кругу людей по фонетике, лексике и грамматическому строю латынь. Церковнославянский же язык русского православия был доступен широким слоям населения Древней Руси. Следовательно, Русь с самого начала вступила на путь создания собственной оригинальной литературы.
С религией обычно связаны все виды искусств. Христианство позволяло использовать опыт резьбы по камню, росписи стен. Германские авторы выражают удивление, по поводу качества красок в росписях языческих храмов балтийских славян. Во всяком случае, красок такого качества у католических западноевропейских художников не было.
Вклад православного христианства в архитектуру и строительное дело бесспорен. На Руси ранее не практиковалось каменное строительство. Приглашенные из Византии мастера строят каменные здания и храмы, расписывают их, украшают фресками, мозаикой, иконами, а рядом с ними работают русские, которые учатся неизвестному ранее мастерству. Ярослав продолжает интенсивную строительную деятельность, явно стремясь сделать Киев не хуже Константинополя. Если Константинополь знаменит своим собором Софии, то величественный Софийский собор возводится и в Киеве; и тут и там городские укрепления украшают Золотые ворота. Уже следующее поколение будет возводить сложные сооружения в русских городах, почти не прибегая к помощи иностранцев.
Вводится летописание. Как всякое развитое государство, Киевская Русь начинает чеканить золотую и серебряные монеты. Изменяется и сельское хозяйство — на Руси появляется огородничество.

Духовное значение
Начальная русская летопись передает красивую легенду об испытании вер Владимиром. Посланные Владимиром послы были у магометан, затем у немцев, служивших свою службу по западному обычаю, и наконец пришли в Царьград к грекам. Испытание вер имело в виду не то, какая вера красивее, а то, какая вера истинная. А главным аргументом истинности веры русские послы объявляют ее красоту. И это не случайно![3, 255].
Православие ставит во главу угла требование, чтобы люди любили друг друга как самих себя, что является основой в системе воспитания. На практике, в древнерусском государстве, дух христианской любви проявлялся в институте милостыни, связанном с христианским культом. Причем милостыня была двоякого рода - по отношению к частным лицам и по отношению к общине, к которой христианин принадлежал. Складывающийся институт общины брал на себя выполнение социально значимых функций: в оказании помощи вдовам и сиротам, ее больным, слабым и неспособным к работе членам, а также учителям и должностным лицам общины. Крещение Руси оказало сильное влияние на развитие благотворительности, которая при активном участии князей, монастырей, приходов все более превращалось в будущую систему социального служения. Появились первые учебные заведения, возрастало общественное внимание к проблемам сиротства. Обычная щедрость становилась милосердием. Это различные акты, ибо акт добро деяния переносился с человека дающего на тех, кому давалось, а это и было христианским милосердием.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей речи подчеркивает значение Крещения Руси для развития духовности: «…первично было соединение людей с Богом Живым через Господа Иисуса Христа. Если бы Крещение Руси было только культурным актом, то, наверное, ничего бы от него не осталось — все было бы разрушено в ходе трагической истории наших народов, все бы сгорело в огне войн, междоусобных браней, все бы разрушилось под влиянием мощных интеллектуальных сил, которые воздействовали на наш народ, нередко желая оторвать его от Бога. Чего стоило только XX столетие… Мы знаем, что в числе первых принявших крещение после Киева была Полоцкая земля, которую символически сегодня представляете вы как народ Беларуси. Вот почему мы празднуем Крещение Руси в Москве, в Киеве и в Минске — там, где живут народы-наследники этого крещения.


Заключение

1025-летие Крещения Руси — событие судьбоносное и поворотное в истории всех народов, населяющих Россию. Данное событие повлекло за собой огромные перемены, изменилась ментальность людей, их нравственность и устройство государственной жизни. Все это подтолкнуло Русь к бурному развитию культуры, искусства. Древняя Русь была не позади, а наравне со всеми другими европейскими странами того времени. И об этом крко свидетельствуют браки, которые заключались с монархами Западной Европы. Это было, поистине, цветущее государство: от Галиции до Волги, от Балтийского до Черного моря. Именно благодаря выбору святого благоверного и равноапостольного князя Владимира на Руси сформировалась особая система нравственных и духовных ценностей, которая, войдя в культуру, оплодотворила жизнь в начале единого народа Киевской Руси, а ныне — всех народов, преемственно связанных с той самой цивилизацией, с тем самым народом и с тем самым актом Крещения Руси.
Каковы же итоги правления Владимира и Ярослава? Во-первых, Древняя Русь объединилась в единое целое государство, объединенное новой и передовой по тому времени культурой, религией и писаными законами. Старое разделение, по племенным признаками, исчезло. Единая древнерусская народность получила окончательное государственное оформление, из нее затем вышли русские, украинцы, белорусы.
Во-вторых, результат реформ - Русь окончательно расположилась вровень со всем цивилизованным миром. Она не уступала странам ни в культуре, ни в политике, ремеслах, военных делах. Введение христианства, стало идеологической основой единой феодальной государственности Древней Руси, оно сыграло в период раннего средневековья прогрессивную роль.
Стремительное развитие и становление древнерусского государства произвело огромное впечатление в мире. В западных летописях (Адам из Бремена) Киев называется «украшением Востока» и «соперником Константинополя». Международный авторитет Киевской Руси просматривается в династических браках. Если Владимир добывал себе «достойную жену» силой оружия, то в период княжения Ярослава наблюдается совершенно иной расклад. Он сам женат на дочери короля Швеции, его сестра — королева Польши, три дочери — соответственно королевы Норвегии, Венгрии и Франции, сын женат на сестре короля Польши, внук — на дочери короля Англии, внучка — жена германского короля и императора Священной Римской империи Генриха IV. Все это подчеркивает международного авторитета древнерусского государства как мощной и передовой державы. За время жизни двух поколений Русь превратилась в сильное государство. Вот в чем смысл изречения Владимир «вспахал», а Ярослав «засеял».
Произошедшее тысячу лет назад было значительным шагом вперед на длинном пути истории. Мировые религии, распространившиеся практически одновременно, разными путями шли к сознанию народов и этносов, периодически усиливался или терялся их пассионарный запал. В 21 век они пришли с различной степенью духовного и организационного влияния на массы. Нынешний век сейчас характеризуется повышением активности ислама. Поэтому именно сейчас требуется переосмыслить весь опыт христианства на Руси, чтобы извлечь всю мудрость русского православия.


Список литературы

Как была крещена Русь. / Сб. Политиздат. М.,1989. – С. 320.
Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. / А.Г. Кузьмин - М., Молодая Гвардия, 1988. - С. 240.
Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь / Д.С. Лихачев. - Новый мир. 1988. №6. С. 249-258.
Рыбаков Б. Язычество древней Руси. - М.: Наука, 1988.
Янин В.Л. Как и когда крестили новгородцев? / В.Л. Янин. - Наука и религия. 1983. № 11.
Янин В. Л. День десятого века / В.Л. Янин. - Знание-сила. - 1983. - С. 17.
Добровольно-принудительное крещение Руси: Исторический очерк. – Режим доступа: http://www.ateism.ru/articles/shatsky.htm (дата обращения: 20.10.2013).
Каверина Е. В. Религиозно-философские искания на Руси в X - начале XIII веков [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.филос.наук / Е.В. Каверина. – М., 2010. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/religiozno-filosofskie-iskaniya-na-rusi-v-x-nachale-xiii-vekov (дата обращения: 20.10.2013).
Кажаров А.Х. Роль социально-политических учений Византии в развитии государственных концепций Московской Руси [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.полит.наук / А.Х. Кажаров. – М., 2006. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rol-sotsialno-politicheskikh-uchenii-vizantii-v-razvitii-gosudarstvennykh-kontseptsii-moskov (дата обращения: 20.10.2013).
Круглов С. – Режим доступа: http://www.pravmir.ru/svyataya-i-ravnoapostolnaya/ (дата обращения: 20.10.2013).
Минин И.В. Крещение Руси в трудах отечественных историков VIII - начала ХХ веков [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.истор.наук / И.В. Минин. – Санкт-Петербург. 1999 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kreshchenie-rusi-v-trudakh-otechestvennykh-istorikov-viii-nachala-khkh-vekov(дата обращения: 20.10.2013).
Митрополит Владимир – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3117099.html (дата обращения: 20.10.2013).
Православная энциклопедия «Азбука веры» – Режим доступа: http://azbyka.ru/ (дата обращения: 20.10.2013).
Раушенбах Б.В. Крещение Руси [Электронный ресурс]: Б.В.Раушенбах / Коммунист. - 1987 - № 12 – Режим доступа: http://www.pravmir.ru/tag/kreshhenie-rusi/ (дата обращения: 20.10.2013).
Руденко Л. В. Социальная миссия православного христианства в Древней Руси IX-XI вв. [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.истор.наук / Л.В. Руденко. – М., 2008. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsialnaya-missiya-pravoslavnogo-khristianstva-v-drevnei-rusi-ix-xi-vv (дата обращения: 20.10.2013).
Раушенбах Б.В. Крещение Руси // Б.В. Раушенбах - URL: http://www.pravmir.ru/tag/kreshhenie-rusi/ (дата обращения: 20.10.2013).
Минин И.В. Крещение Руси в трудах отечественных историков VIII - начала ХХ веков //И.В.Минин. – Санкт-Петербург. 1999. – URL: http://www.dissercat.com/content/kreshchenie-rusi-v-trudakh-otechestvennykh-istorikov-viii-nachala-khkh-vekov (дата обращения 20.10.2013).
Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь / Д.С. Лихачев. - Новый мир. 1988. №6. С. 249-258.
Круглов С. Княгиня Ольга, на руках которой много крови — святая? Да ещё и приравненная к апостолом? Как это понимать? / С. Круглов. – URL: http://www.pravmir.ru/svyataya-i-ravnoapostolnaya/ (дата обращения 20.10.2013).
Раушенбах Б.В. Крещение Руси // Б.В. Раушенбах - URL:http://www.pravmir.ru/tag/kreshhenie-rusi/(дата обращения: 20.10.2013).
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет Материалы международной конференции «Крещение Руси в судьбах Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути» // Филарет – URL:http://www.pravmir.ru/mitropolit-minskij-filaret-kreshhenie-opredelilo-civilizacionnoe-razvitie-narodov-istoricheskoj-rusi/(дата обращения: 20.10.2013).
Руденко Л.В. Социальная миссия православного христианства в Древней Руси IX-XI вв. // Л.В. Руденко. – М. 2008. – URL: http://www.dissercat.com/content/sotsialnaya-missiya-pravoslavnogo-khristianstva-v-drevnei-rusi-ix-xi-vv(дата обращения 20.10.2013).
Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь / Д.С. Лихачев. - Новый мир. 1988. №6. С. 249-258.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл // URL: http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-v-kreshhenii-rusi-samym-glavnym-bylo-soedinenie-lyudej-s-bogom/(дата обращения 20.10.2013).
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл // Патриарх Кирилл. – URL: http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-v-kreshhenii-rusi-samym-glavnym-bylo-soedinenie-lyudej-s-bogom/ (дата обращения 20.10.2013).
Руденко Л.В. Социальная миссия православного христианства в Древней Руси IX-XI вв. // Л.В. Руденко. – М. 2008. – URL: http://www.dissercat.com/content/sotsialnaya-missiya-pravoslavnogo-khristianstva-v-drevnei-rusi-ix-xi-vv (дата обращения 20.10.2013).












29

1. Как была крещена Русь. / Сб. Политиздат. М.,1989. – С. 320.
2. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. / А.Г. Кузьмин - М., Молодая Гвардия, 1988. - С. 240.
3. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь / Д.С. Лихачев. - Новый мир. 1988. №6. С. 249-258.
4. Рыбаков Б. Язычество древней Руси. - М.: Наука, 1988.
5. Янин В.Л. Как и когда крестили новгородцев? / В.Л. Янин. - Наука и религия. 1983. № 11.
6. Янин В. Л. День десятого века / В.Л. Янин. - Знание-сила. - 1983. - С. 17.
7. Добровольно-принудительное крещение Руси: Исторический очерк. – Режим доступа: http://www.ateism.ru/articles/shatsky.htm (дата обращения: 20.10.2013).
8. Каверина Е. В. Религиозно-философские искания на Руси в X - начале XIII веков [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.филос.наук / Е.В. Каверина. – М., 2010. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/religiozno-filosofskie-iskaniya-na-rusi-v-x-nachale-xiii-vekov (дата обращения: 20.10.2013).
9. Кажаров А.Х. Роль социально-политических учений Византии в развитии государственных концепций Московской Руси [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.полит.наук / А.Х. Кажаров. – М., 2006. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rol-sotsialno-politicheskikh-uchenii-vizantii-v-razvitii-gosudarstvennykh-kontseptsii-moskov (дата обращения: 20.10.2013).
10. Круглов С. – Режим доступа: http://www.pravmir.ru/svyataya-i-ravnoapostolnaya/ (дата обращения: 20.10.2013).
11. Минин И.В. Крещение Руси в трудах отечественных историков VIII - начала ХХ веков [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.истор.наук / И.В. Минин. – Санкт-Петербург. 1999 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kreshchenie-rusi-v-trudakh-otechestvennykh-istorikov-viii-nachala-khkh-vekov(дата обращения: 20.10.2013).
12. Митрополит Владимир – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3117099.html (дата обращения: 20.10.2013).
13. Православная энциклопедия «Азбука веры» – Режим доступа: http://azbyka.ru/ (дата обращения: 20.10.2013).
14. Раушенбах Б.В. Крещение Руси [Электронный ресурс]: Б.В.Раушенбах / Коммунист. - 1987 - № 12 – Режим доступа: http://www.pravmir.ru/tag/kreshhenie-rusi/ (дата обращения: 20.10.2013).
15. Руденко Л. В. Социальная миссия православного христианства в Древней Руси IX-XI вв. [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.истор.наук / Л.В. Руденко. – М., 2008. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsialnaya-missiya-pravoslavnogo-khristianstva-v-drevnei-rusi-ix-xi-vv (дата обращения: 20.10.2013).

Крещение Руси и историческое значение















Крещение Руси и историческое значение

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности христианизации Древней

.1 Определение

.2 Дата Крещения

.3 Причины принятия христианства

.4 Формы и методы христианизации России

Глава 2. Значение Крещения руси

.1 Цивилизационное значение

.2 Культурные последствия

.3 Духовное значение

Вывод

библиография

Введение

Актуальность темы

Современные политики, социологов, историков занимает проблема формулировки «национальной идеи». В этом году празднуется 1025 лет Крещения руси. В России, Беларуси, Украины, впервые в истории христианства привозилась для поклонения большей святости «Крест апостола Андрея первозванного». Миллионы простых людей, стекались в местах отправления культа, с тем чтобы присоединиться к святости, и, чтобы чувствовать себя «едины». Научный же интерес к истории Древней Руси, к значению Крещения руси, это обусловлено тем, что именно в этот, сравнительно короткий исторический промежуток времени произошло формирование и развитие социальной, интеллектуальной и духовно-нравственного потенциала России, продолжает направление на протяжении нескольких веков, и особенность исторического пути развития Руси - России.

Актуальность темы определяется необходимостью обсудить исторически обусловленных векторов дальнейшего пути развития России. Изучение истории православной Церкви в России, на самом деле, в окружении мусульманского, католического и иудейского миров формируют умение извлекать уроки из прошлого опыта, а также давать научно обоснованную оценку фактической роли и значении Русской Православной Церкви в проведении межконфессионального диалога.

Степень разработанности проблемы

Складывается парадоксальная ситуация, с одной стороны, относительно слабая изучение темы, с другой наличие в нем большой интерес. До 80-х годов 19-го века, исследователи кратким журналы по этой теме, полемикой с противоположной точкой зрения на различные темы Крещения. Накоплен богатый материал раннего периода обучения в истории Русской Церкви в конце 19 - начале 20 века позволило предпринять первые попытки его организовать. Это было сделано, - И. А. Линниченко, Е. Е. Голубинкий, I. I. Малышевский, Ф. И. успенский. Первым действительно научную историографическую попытка систематизации обработки исторических накопленных материалов, необходимо предпринять в 1903г. А. В. Карташев. Специальной работы, посвященной историографии проблемы распространения Христианства до князя Владимира, опубликованном в августе 1917г. Н. Полонская. После революции 1917г. и современных монографий, касающихся вопросов распространения Христианства на славян рассмотрения работ часто начинается сразу с советским периодом. Современные ученые, историки все чаще на рубеже 20 - х годов 20 начинают обращаться к дореволюционным материалов. В последнее десятилетие Крещение Руси исследовали И. В. Минин, Л. В. Руденко, Л. В. Каверина, А. X. Кажаров и другие.

Узнать стоимость работы