Характер и типология характеров

  • 14 страниц
  • 4 источника
  • Добавлена 13.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Учение о характере 4
1.1. Понятие о характере 4
1.2. История развития учений о характере 6
2. Типология характеров 9
2.1. Проблема типологии характеров 9
2.2. Основные классификации типов характера 10
Заключение 13
Список литературы 14

Фрагмент для ознакомления

Сложность проблемы типизации характеров состоит не только в огромном количестве личностных черт, но и в большом числе вариантов взаимодействия отдельных черт. Эти факторы, а также индивидуальные научные предпочтения исследователей породили большое число типов характеров, в основу которых положены различные критерии.Кроме того, много времени потребовалось, чтобы типология характеров разрабатывалась на основе научно обоснованных требований. В настоящее время большинство типологий опирается на следующие идеи:- характер формируется достаточно рано, еще в детском возрасте и проявляет себя на протяжении всей жизни более или менее устойчиво. Часто при определении типа характера у человека основываются на особенности его поведения в детстве.- сочетание личностных черт, составляющих характер человека, не случайно, но оно может быть как устойчивым, так и не устойчивым, более того, некоторые черты могут плохо сочетаться друг с другом. - большинство людей можно отнести к тому или иному типу характера. Таким образом, типология охватывает большую часть людей.2.2. Основные классификации типов характераСуществует множество оснований классификации типов характеров, среди них самые основные: классификация характеров по потребностям (телическая типология); по степени активности и настойчивости личности в достижении целей; по уровню целостности характера. Классификации типов характера развивались вместе с учением о характере. Так, еще Платон выделил три типа «человеческой души», которым присущи свои главенствующие черты: вожделение, пыл и рассудительность. Другой древнегреческий философ Теофраст создал 30 описаний разных характерологических типов, отклоняющихся от норм поведения («болтун», «хвастун», «льстец» и др.). К. Юнг выделил экстравертированный (концентрация на окружающем мире) и интровертированный (концентрация на внутреннем мире) типы характера. Э. Кречмер описал наиболее часто встречающихся типа конституции тела, на основании которых выделил три темперамента: циклотимический, шизотимический, вязкий.Э. Фроммсоздал социальную типологию характеров на основе отношения человека к жизни, обществу, нравственным ценностям.Обобщив данные наблюдений за поведением различных людей и соотнеся их с практикой работы в клинике, Э. Фромм вывел следующие популярные типы социальных характеров: - мазохист-садист (человек, зависимый от других людей, поэтому постоянно карает себя или других), - разрушитель (агрессивно сметающий препятствия, независимо от последствий), - конформист-автомат (средний, не стремящийся ничем выделяться человек). Одна из наиболее полных и содержательных классификаций была создана немецким психологом Шпрангером, который выделил 6 типов: теоретический (стремление к поиску информации), эстетический (стремление к красоте), экономический (стремление к материальным ценностям), политический (стремление к власти), социальный (открытость обществу), религиозный (верующие люди). В. Штерн распределил типы характеров людей согласно целям, которые они выбирают для себя в жизни, и считал, что цели и мотивы личности зависят от восприятия человеком себя и окружающего мира. Психолог выделил три основных типа характеров – аутотелический (интерес к своему внутреннему миру), гетеротелический (интерес к себе и другим) и интроцептивный (удачное сочетание первого и второго). Со временем в исследованиях число типов увеличивалось, так у Ганнушкина их семь, у Леонгарда – двенадцать, у Личко - одиннадцать. Практически все эти авторы подчеркивали, что характер может быть более и менее выражен, иметь «акцентуации» - сильные проблемы в адаптации. ЗаключениеТаким образом, можно заключить, что характер имеет длительную и богатую историю исслдеования. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с поставленной задачей прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Большинство ученых сходятся на том, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, он формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). В исследованиях понятия характера и типологий характеров можно выявить сложности, связанные с терминологической путаницей (характер, личность, темперамент, черты характера) и множеством оснований для классификаций. Большинство исследований в области характера касаются изучения системы отношений человека к разным аспектам бытия (отношение к другим людям, отношение к себе, к деятельности и т.д.).Список литературыГиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 2008. – 352.Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.; Педагогика, 1986. - 254 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: 2002 - 720 с.Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Редактор-составитель – Д.Я. Райгородский: БАХРАХ; Самара, 2007. – 640 с.

Список литературы
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 2008. – 352.
2. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.; Педагогика, 1986. - 254 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: 2002 - 720 с.
4. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Редактор-составитель – Д.Я. Райгородский: БАХРАХ; Самара, 2007. – 640 с.

Типология характеров и их экспериментальное исследование














Типология характеров и их экспериментальное исследование

Введение

Определение термина «природа».

Под термином «характер» общепринятой позиции в психологии понимается формате и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Характер человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения [1,2].

В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, целостность, определенность, силу, уравновешенность.

Моральный воспроизводства характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и социально-самое ценное качество характера.

Полнота характера сочетает в себе разнообразие потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Некоторые люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченного развития.

Целостность показывает внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.

Уверенность отражает твердость и непреклонность поведения, которое постоянно соответствует этим убеждениям, моральнополитическим идей и концепций, выработавшейся основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности человека.

Власть демонстрирует, энергии, с какой человек преследует поставленные задачи, умение стремятся участвовать и развивать напряжение сил, когда сталкиваются с трудностями и препятствиями и преодолевать их.

Уравновешенность характеризует наиболее оптимальное или благоприятное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности.

Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, целостность, определенность и сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания. Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения листовки обстоятельств жизни и воспитания.

Узнать стоимость работы