Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников на уроках чтения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 2828 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 12.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Глава 1. Педагогические и психолого-педагогические основы изучения эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников 5
1.1. Анализ основных понятий 5
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников 11
1.3. Методика изучения эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников 16
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников 20
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 20
2.2 Параметры и методика проведения констатирующего эксперимента 23
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Фрагмент для ознакомления

Однако, существующие методы, оптимальные для работы с умственно – отсталыми младшими школьниками, ограничены.
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников

2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента

Эмоциональная устойчивость учащихся с умственной отсталостью во многом зависит от того типа заведения, в котором они обучаются. Наличие в нем условий для их полноценного обучения снижает состояние эмоциональной напряженности, а его ориентированность на обучение людей с особыми потребностями способствует формированию эмоциональной устойчивости и устранению личностной тревожности.
Существуют следующие формы образования детей с умственной отсталостью:
- интегрированное, то есть дети обучаются в одном заведении с детьми, не имеющими отклонений в развитии;
- сегрегированное, то есть дети учатся изолировано;
- инклюзивное, то есть дети учатся в одном классе с детьми, не имеющими отклонений;
- смешанные, то есть обучение в заведениях, ориентированных как на здоровый контингент, так и на контингент, имеющий нарушения.
Современное общество ориентировано на сочувственное отношение к лицам, имеющим недуг. Однако, во многом сочувственное отношение ограничивается их близким окружением тогда, как внешний мир остается враждебным и выстраивать эмоциональный фон приходится исходя из реальных факторов, а не желаемых.
Отношение детей с умственной отсталостью друг к другу доброжелательно так же, как и отношение к ним педагогов, что формирует у них положительные эмоции в процессе нахождения в своем окружении. Однако, лиц с отклонениями в большинстве случаев не покидает чувство тревоги невозможности полноценно влиться в окружающий мир.
Таким образом, эмоциональная устойчивость учащихся с умственной отсталостью зависит от условий обучения, в которых они находятся. Благоприятные условия способствуют снижению эмоциональной напряженности, тревожности и, как следствие, повышению качества обучения и развития волевой сферы.
Определение приоритетных методов коррекционной работы на уроках чтения выстраивается на основе предварительной диагностики детей. В связи с этим в контексте данной работы было проведено исследование.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности развития эмоционально – волевой сферы детей с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Определить выборку испытуемых детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и методики.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Провести количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования.
Выборка эмпирического исследования: в исследовании приняли участие дети посещающие школу VIII вида в количестве 10 человек, из которых 5 мальчиков и 5 девочек в возрасте от 8 до 9 лет.
Отбор детей производился на основании экспертного опроса сотрудников учреждения (директор, психолог, педагог) по критериям определения эмоциональной стабильности у детей. Дети имели легкие отклонения в интеллектуальном развитии (дебильность).
Методики проводились в один день, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов. Эти организационные мероприятия, на наш взгляд, позволили повысить достоверность полученных результатов.
При обследовании детей были использованы следующие методики:
1. Проективный тест М. Дорки.
Данный тест был модифицирован с теста изучения уровня тревожности и эмоционально - волевой сферы так, как методические составляющие к нему представляли картинки, где изображена определенная ситуация, касающаяся выражения эмоционального состояния в процессе деятельности, что позволяет определить не просто знание детьми эмоций, но и сформированность эмоциональной стабильности, волевой сферы.
Экспериментальный материал был представлен 14 рисунками, на которых изображались типичные для детей в их жизни ситуации, в которых требуется проявить умение контролировать эмоции.
Рисунок 1. Игра с младшими детьми.
Рисунок 2. Ребенок и мать с младенцем.
Рисунок 3. Объект агрессии.
Рисунок 4. Одевание.
Рисунок 5. Игра со старшими детьми.
Рисунок 6. Укладывание спать в одиночестве.
Рисунок 7. Умывание.
Рисунок 8. Выговор.
Рисунок 9. Игнорирование.
Рисунок 10. Агрессивное нападение.
Рисунок 11. Процесс обучения.
Рисунок 12. Изоляция.
Рисунок 13. Ребенок с учителем.
Рисунок 14. Выполнение задания в одиночестве.
При изучении картинок испытуемым детям задавался вопрос о том, каким образом они отреагируют на данную ситуацию.
Были выделены критерии, по которым оценивалась эмоциональная стабильность. Результаты оценивались при помощи количественного анализа.
С помощью количественного анализа, на основании данных протокола, вычислялся индекс эмоциональной устойчивости ребенка, который равен процентному соотношению числа эмоционально-негативных выборов.
В зависимости от уровня индекса эмоциональной устойчивости дети подразделяются на 3 группы:
высокий уровень (выше 50%);
средний уровень (от 20 до 50%);
низкий уровень (от 0 до 20%).
2. Наблюдение.
Проводилось наблюдение за детьми на уроке чтения с определением критериев и качества развития у них эмоционально – волевой сферы, стремления к обучению.
Наблюдение проводилось в течении одного урока чтения. Уделялось внимание действиям ребенка: активности, внимательности, стремления к взаимодействию, усидчивости, стремления к выполнению заданий учителя, стремления к общению с учителем.
Также уделялось внимание уровню развития эмоциональной сферы: сдержанность эмоций, их адекватное проявление, реакция на неудачу, оценка эмоционального состояния педагога, детей в классе, героев произведения, изучаемого на уроке.
Таким образом, определение эмоционально – волевой сферы сформированной группы детей предполагается проводить при помощи двух методик – тестирования и наблюдения за детьми. На основе полученных результатов предложить работы с детьми по формированию у них эмоционально – волевой сферы на уроке чтения.

2.2 Параметры и методика проведения констатирующего эксперимента

В результате проведенного исследования были выявлены следующие показатели и соотношения эмоциональной стабильности и развития волевых качеств.
Таблица 1
Показатели результата обследования эмоционально – волевой сферы

Ребенок/показатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Физическая агрессия + - + - - - - - + - Вербальная агрессия + + + + - - - - + + Косвенная агрессия + - + - + - - - + + Негативизм + - + - - - - - + + Раздражение + + + - - - - - + + Подозрительность + - + - + - + - + + Обида + + + + - + + + + + Тревожность + - + - - - - - + + Враждебность + - + - - - - - + -

Согласно результатам исследования возможно отметить, что только четверо из детей выявили достаточно высокий уровень эмоциональной нестабильности и выявили показатели, которые это подтверждают. Во время исследования они предлагали деструктивные варианты развития событий, выражая и указывая эмоциональные состояния, которые в таблице 1 при наличие таковых отмечены плюсами. Исходя из результатов качественного обследования был подсчитан индекс эмоциональной устойчивости обследуемых детей.

Таблица 2
Индекс эмоциональной устойчивости испытуемых
Индекс
Кол-во
детей % Средний 4 40 % Низкий 6 60 %


Далее были оценены результаты наблюдения за детьми на уроке чтения. Итоги наблюдения оценивались по совокупности проявляемых детьми действий, характеризующих их эмоционально – волевое развитие.

Таблица 3
Показатели результата наблюдения

Показатель /№ ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 активность + - - - - - - - + - внимательность - - - - - - - - - - стремление к взаимодействию + + - - - - - - + + усидчивость - - - - - - - - - - стремление к выполнению задания - - - - - - - - - - стремление к общению с учителем + - - - + - + - + + сдержанность эмоций - - - - - - - - - - адекватность проявления эмоций + + - - + + + + - + умение распознать эмоцию + + + + + + + + + +
Таким образом, возможно отметить, что у подавляющего большинства детей показатели развития волевых качеств занижены, либо отсутствуют. Дети проявляют очень слабую активность, у них имеются проблемы в развитием внимания, что выражалось в отсутствии интереса к тому, что говорит учитель, отсутствии стремления запоминать информацию, взаимодействовать с педагогом и выполнять предложенные им задания. Однако, все испытуемые умели распознать эмоции и эмоциональное состояние героев изучаемого произведения, а также эмоции, которые выражает педагог.
Также необходимо отметить, что урок чтения не был насыщен разнообразной деятельностью, однако, педагог уделял внимание всем детям. Которые находились на уроке. Изучаемый детьми текст был достаточно прост для их восприятия, однако, это не заинтересовало большинство из них. Когда один из учеников читал кусок текста, остальные слушали не внимательно, отвлекались. К концу урока данный процесс усилился, дети показывали усталость, обращались к педагогу с желанием выйти или заняться более интересными делами.
В связи с этим также возможно отметить, что процесс обучения на уроке чтения и успешность его в плане формирования эмоционально – волевой сферы во многом зависит от особенностей работы педагога и применяемых им методов.
Фактически, у детей с отсутствием эмоциональной стабильности также присутствует и проблема слабого развития волевых качеств. Для сравнения проведем соотношение.

Таблица 4
Соотношение уровня эмоциональной стабильности и волевых качеств
№ ребенка Эмоциональная стабильность Волевые качества 1 Не стабилен Слабо развиты 2 стабилен Слабо развиты 3 Не стабилен Слабо развиты 4 стабилен В норме 5 стабилен Слабо развиты 6 стабилен Слабо развиты 7 стабилен Слабо развиты 8 стабилен В норме 9 Не стабилен Слабо развиты 10 Не стабилен Слабо развиты
Таким образом, мы можем наблюдать отсутствие эмоциональной стабильности у умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Результаты проведенного исследования дают основания предполагать, что повышение уровня эмоциональной стабильности и развитие волевых качеств благоприятно скажется на процессе их обучения на уроках чтения.
Обучение чтению в школе для детей становится целенаправленным процессом и основной задачей учителя становится не просто обучить детей чтению, но также и обеспечивать условия для понимания текста, в том числе и на его эмоциональном уровне.
Для умственно – отсталых младших школьников особенно важным в данном процессе является обогащение их словарного запаса и понимание терминов, их осознание и соотношение с конкретным событием или действием, в том числе и на уровне эмоционально – волевой сферы. К примеру, в процессе чтения детской сказки ребенок соотносит действия героя с собственным опытом, педагог же содействует осознанию ценности и качества данных действий, их важности и значимости. Слушаться старших – положительная модель, гнев – отрицательное чувство, радость – положительное чувство и пр.
Одновременно с этим педагог при определении для детей целей и задач в процессе обучения формирует у них усидчивость, стремление к достижению результата, целенаправленности действий и прочие волевые качества с одновременным умением сдерживать эмоции и выражать их адекватно.
Овладение умением читать, делать это качественно и быстро для детей с умственной отсталостью является сложным процессом. В результате, пока ребенок не научится читать быстро, одновременно осмысливая прочитанное, обучаясь сопереживать литературным героям, данный процесс не будет доставлять ему удовольствия и, соответственно, будут наблюдаться проблемы в формировании волевых качеств. Также на уроках чтения ребенок должен формировать такие умения, как пересказ текста, выделение главных мыслей и пр.
При работе с умственно – отсталыми детьми педагог не имеет возможности использовать сложные и насыщенные эмоциональными событиями тексты. Дети достаточно сложно воспринимают текст при длительном чтении, быстро устают и начинают отвлекаться. Это снижает качество учебного процесса и постоянная смена деятельности является одним из основных условий успешного обеспечения учебного процесса в начальной школе VIII вида.
В связи с особенностями процесса обучения младших школьников с умственной отсталостью для педагога оптимально акцентировать внимание на ведущей для подобных детей деятельности, отдавая предпочтение игровым методикам.
Игра является очень удачной для организации урока чтения в связи с тем, что позволяет изучить литературные произведения, в том числе и сложные для восприятия при самостоятельном чтении. В частности, значительных успехов педагоги достигли при использовании такой формы организации учебного процесса, как театральная игра. Произведение не просто изучается, а проигрывается детьми с отражением ими соответствующих эмоций и волевых действий. В результате происходит более успешное осмысление сути произведения, запоминание его и главное – это позволяет включить все детей в классе в процесс обучения и взаимодействия тогда, как при иных формах деятельности часть детей остается без внимания.
Активность педагога на уроках чтения также играет ведущую роль. Именно педагог ориентирован на включение в процесс обучения каждого ребенка, оценки его действий, оказания необходимой помощи.
Также художественные произведения на уроках чтения воздействуют на воображение ребенка, стимулируя развитие его эмоционально – волевой сферы, формируя умение не только распознавать эмоции, но и адекватно их применять.
Таким образом, возможно отметить, что уроки чтения являются одним из оптимальных средств для развития эмоционально – волевой сферы умственно отсталых младших школьников.
Заключение

Таким образом, было выявлено, что эмоционально – волевая сфера является одним из качеств, которое фактически является для личности жизненно важным так, как позволяет ей полноценно функционировать в обществе, иметь полноценную жизнь.
Эмоциональная устойчивость формируется в процессе эмоциональной тренировки, при которой человек, получая стресс, формирует и вырабатывает в себе способность избежать повторения эмоциональной нагрузки, сохранить свое эмоциональное равновесие.
Эмоционально – волевая сфера младших умственно – отсталых школьников формируется под влияние целого ряда факторов, преобладающим среди которых становится социальное окружение ребенка.
Эмоциональная нестабильность детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе обучения и творческой деятельности. Также она отражается и на уроках чтения в качестве невозможности детьми полноценно оценивать эмоциональные характеристики героев литературного текста, в проявлении невнимательности, отсутствия желания выполнять задания учителя и стремиться к достижению. В отличие от детей с нормальным онтогенезом для детей с умственной отсталостью достаточно сложно заниматься одним видом деятельности долгое время, для них более предпочтительна игра, чем обучение.
Определение приоритетных методов коррекционной работы выстраивается на основе предварительной диагностики детей. В связи с этим в контексте данной работы было проведено исследование. В исследовании приняли участие 10 человек, из которых 5 мальчиков и 5 девочек с умственной отсталостью.
В результате было выявлено, что повышение уровня эмоциональной стабильности и эмоционально – волевой сферы благоприятно скажется на развитии младших школьников. Фактически же школьники показали низкие результаты развития данных показателей.
Урок чтения был определен, как оптимальное средство развития эмоционально – волевой сферы умственно – отсталых младших школьников так, как на уровне начальной школы он позволяет изучать литературные произведения и обучать детей чтению с применением актуальной для них игровой деятельности. использование разнообразных методов, насыщенных эмоциональными событиями текстов и включение в процесс всех детей также является условием успешности коррекционной работы.


Список использованной литературы


Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006. – 296 с.
Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии./В.М. Астапов – М.: Международная педагогическая академия, 2012. – 256 с.
Бондаренко, Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. – 2008 - № 3.- с. 46 – 54.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть2. - М.: «Генезис», 2007. – 508 с.
Вьюнкова, Ю.Н. Проблемы коррекционно-развивающего обучения. // Педагогика - №1 -2009. – с.14 – 22.
Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: «НПО МОДЭК», 1998. – 371 с.
Зикев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений/Е.Г. Зикеев.- М.: Академия, 2007. – 200 с.
Климанова Л.Ф. Особенности уроков чтения в начальных классах//1 сентября – 2013 - № 2. – С. 30 – 38.
Кэттелл Р., Айзенк Г., Оллпорт Г. Психология индивидуальности: Факторные теории личности. - М.: «Прайм-Еврознак», 2007. – 327 с.
Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребенок. - М.: «Вентана-Граф», 2005. – 407 с.
Попова О.М. Чувство комического как средство коррекции отрицательных эмоциональных состояний дошкольников. - Шадринск: «ШГПИ», 2003. – 317 с.
Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. - СПб.: «Питер», 2009. – 427 с.
Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии – 2006 - №2. – с. 41 – 56.
Смолева Т.О. Исследование психологического неблагополучия ребенка и его детерминант в группе сверстников // Психология развивающейся личности/ Вестник ПГЛУ. Спецвыпуск. Иркутск, 2008. – с. 98 – 114.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М.: Академия, 2008. - 115 с.




























2

Список использованной литературы


1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006. – 296 с.
2. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии./В.М. Астапов – М.: Международная педагогическая академия, 2012. – 256 с.
3. Бондаренко, Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. – 2008 - № 3.- с. 46 – 54.
4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть2. - М.: «Генезис», 2007. – 508 с.
5. Вьюнкова, Ю.Н. Проблемы коррекционно-развивающего обучения. // Педагогика - №1 -2009. – с.14 – 22.
6. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: «НПО МОДЭК», 1998. – 371 с.
7. Зикев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений/Е.Г. Зикеев.- М.: Академия, 2007. – 200 с.
8. Климанова Л.Ф. Особенности уроков чтения в начальных классах//1 сентября – 2013 - № 2. – С. 30 – 38.
9. Кэттелл Р., Айзенк Г., Оллпорт Г. Психология индивидуальности: Факторные теории личности. - М.: «Прайм-Еврознак», 2007. – 327 с.
10. Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребенок. - М.: «Вентана-Граф», 2005. – 407 с.
11. Попова О.М. Чувство комического как средство коррекции отрицательных эмоциональных состояний дошкольников. - Шадринск: «ШГПИ», 2003. – 317 с.
12. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. - СПб.: «Питер», 2009. – 427 с.
13. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии – 2006 - №2. – с. 41 – 56.
14. Смолева Т.О. Исследование психологического неблагополучия ребенка и его детерминант в группе сверстников // Психология развивающейся личности/ Вестник ПГЛУ. Спецвыпуск. Иркутск, 2008. – с. 98 – 114.
15. Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М.: Академия, 2008. - 115 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные понятия рассматриваются в анализе эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников?

В анализе эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников рассматриваются такие основные понятия, как эмоции, воля, эмоциональная саморегуляция, эмоциональная компетентность, эмоциональное развитие, эмоциональная адекватность и эмоциональный контроль.

Какие особенности эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников?

Особенности эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников включают в себя нарушения в развитии эмоций и воли, затруднения в саморегуляции эмоций, низкую эмоциональную компетентность, ограниченные возможности в эмоциональном развитии, недостаточную эмоциональную адекватность и слабый контроль над эмоциями.

Какая методика используется для изучения эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников?

Для изучения эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников используется методика, включающая различные наблюдения, анкетирования, тестирования и практические задания. Также проводится анализ поведения и реакций учащихся в различных ситуациях.

Какие педагогические и психолого-педагогические основы изучения эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников?

Педагогические и психолого-педагогические основы изучения эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников включают в себя обеспечение эмоционально-психологической безопасности, создание благоприятного эмоционального климата, использование индивидуального подхода к каждому ученику, развитие эмоциональной компетентности и умений саморегуляции эмоций, а также использование различных эмоционально-волевых методик и заданий на уроках чтения.

Какие основные понятия рассматриваются в анализе эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников?

В анализе эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников рассматриваются такие основные понятия, как эмоции, воля, эмоционально-волевая сфера, эмоциональное развитие.

Какие особенности эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников?

Особенности эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников включают эмоциональную неустойчивость, слабую контроль над волевыми процессами, низкую саморегуляцию и трудности в социальной адаптации.

Как проводится методика изучения эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников?

Методика изучения эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников включает наблюдение, тестирование, анкетирование и интервью. Педагог и психолог проводят специальные задания, предлагают игры и упражнения для выявления особенностей и развития эмоционально-волевой сферы.

Что подразумевается под экспериментальным изучением особенностей эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников?

Экспериментальное изучение особенностей эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников предполагает проведение специальных исследований и экспериментов для выявления и анализа характеристик, проблем и возможностей развития данной сферы у детей с умственной отсталостью.

Какие педагогические и психолого-педагогические основы изучения эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников?

Педагогические и психолого-педагогические основы изучения эмоционально-волевой сферы младших умственно отсталых школьников включают создание благоприятной образовательной среды, применение индивидуального подхода к каждому ребенку, использование разных методик и технологий, сотрудничество с психологами и специалистами в данной области.