Динамика ситуативной тревожности у студентов ВУЗа

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 6262 страницы
  • 46 + 46 источников
  • Добавлена 16.02.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей проявления тревожности студентов в процессе обучения в ВУзе 7
1.1. Тревожность как психологическая характеристика личности 7
1.2. Виды тревожности и причины проявления в процессе обучения в ВУЗе …………………………………………………………………………...14
1.3. Психологическая характеристика юношеского возраста 19
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики ситуативной тревожности у студентов ВУЗа 30
2.1. Этапы и выборка исследования 30
2.2. Методы и методики исследования 31
2.3. Анализ результатов 35
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение 1 52
Приложение 2 56

Фрагмент для ознакомления

д.
Диаграмма 4
Сравнительный анализ особенностей личностной тревожности у студентов 1, 3 и 5 курсов по методике ИТТ, средние групповые значения


На последнем курсе все компоненты личностной тревожности у студентов выражены на высоком уровне. Пятикурсники, помимо того, что ощущают себя уставшими и напряженными, отмечают, что они тревожатся о будущем, озабочены этим вопросом, эмоционально чувствительны всего, что касается планов на будущее. Студенты также подчеркивают, что ощущают непонятную угрозу и даже некоторую бесполезность при размышлениях о том, что их ожидает после окончания института.
Для того, чтобы доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу о том, что в процессе обучения в Вузе динамика ситуативной тревожности имеет следующую специфику: у студентов первого и пятого курса ситуативная тревожность выражена на высоком уровне, у студентов третьего курса выраженность ситуативной тревожности снижается, эмпирические данные первичной и повторной диагностики были подвергнуты математической статистической обработке.
Расчеты, направленные на выявление существенной разницы между выборками (между студентами 1 и 3 курсов, между студентами 3 и 5 курсов, между студентами 1 и 5 курсов) представлены в Приложении 1.
Итак, выявлено существенное различие между показателями уровня выраженности ситуативной тревожности у студентов 1 и 3 курсов, у студентов 1 и 5 курсов, а также у студентов 1 и 5 курсов.
Также выявлено существенное различие между показателями уровня выраженности личностной тревожности у студентов 1 и 3 курсов, у студентов 1 и 5 курсов, а также у студентов 1 и 5 курсов.
Таким образом, предположение о том, что в процессе обучения в Вузе динамика ситуативной тревожности имеет свою специфику, а именно, у студентов первого и пятого курса ситуативная тревожность выражена на высоком уровне, у студентов третьего курса выраженность ситуативной тревожности снижается, доказано.

Заключение

Данная работа посвящена изучению особенностей проявления тревожности у студентов в период обучения в ВУЗе.
Обучение в вузе – достаточно важный период в жизни молодого человека. В этот момент происходит его дальнейшее личностное и профессиональное становление и к концу обучения он становится специалистом в определенной профессиональной сфере.
За период обучения в Вузе студент должен овладеть многими профессиональными знаниями, умениями и навыками, чтобы в последствии самостоятельно уметь решать поставленные перед ним профессиональные задачи, адаптироваться на своем первом рабочем месте, а также продолжать активно развиваться личностно и профессионально, повышать свою профессиональную компетентность и профессионализм, свою конкурентноспособность на рынке труда и т.д.
Исходя из этого, становиться понятным, насколько важной для студента является задача учиться в Вузе с максимальной эффективностью.
Однако есть факторы, которые могут препятствовать решению данной задачи. К таким факторам можно отнести высокий уровень тревожности студента.
Тревожность может выступать и как личностное качество индивида и как проявление его состояния в определенных ситуациях. Так, высокий уровень тревожности может мешать студенту сдавать зачеты и экзамены, дать возможность показать полученные умения и навыки на практических занятиях, приводить в замешательство при принятии решений, снижать уровень самостоятельности, познавательной активности и т.д.
Исходя из этого, проблему тревожности студентов Вуза справедливо можно считать актуальной темой исследования.
В процессе данной работы мы изучили понятие тревожности в психологической литературе, раскрыли отличительные особенности ситуативной и личностной тревожности, рассмотрели особенности юношеского возраста, который совпадает с периодом обучения в Вузе, эмпирически изучили динамику ситуативной и личностной тревожности студентов в период обучения в ВУЗе.
Необходимо отметить, что высокий уровень ситуативной тревожности на первом курсе, а также выраженный высокий уровень ситуативной и личностной тревожности у студентов на 5 курсе может оказать негативное влияние на процесс обучения, на процесс профессиональной и личностной самореализации молодых людей – будущих специалистов.
Для оптимизации процесса обучения в Вузе, а также для снижения уровня ситуативной и личностной тревожности необходимо применять специальные коррекционные мероприятия.




Список литературы

Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 156 – 165
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988
Березовин Н.А., Морозова Л.И. Адаптация первокурсников к педагогическому процессу вуза // Педагогика высшей и средней специальной школы. - Минск, 1988
Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М., 2000
Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии - 2003. – С. 104-113
Брайт Д., Джонс Ф. Стресс, теории, исследования, мифы. - СПб., 2003
Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. - М., 1988
Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения //Психологический журнал. 1994. - №3. - С.131 - 134
Гредюшко О.П. Социально-психологические факторы тревожности студентов ССУЗ педагогического профиля: Автореф. канд. дис. – Казань, 2005
Гредюшко О.П. Социально-психологические факторы тревожности в процессе профессиональной подготовки // Национально-региональный компонент стандарта профессионального образования в условиях национальной республики. - Казань, 2002. - С.61 - 65.
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2000
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса - М., 1983
Клевцова В.А. анализ экзаменационной тревожности студентов гуманитарных и технических специальностей // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 6 – С. 56-56 
Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989
Курчатова А.А., Скурыдина А.С. Тревожность как состояние психического напряжения студентов в период экзаменационной сессии // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7 (часть 2). – С. 211-212
Кьеркегор С. Страх и трепет //Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 7 – 17
Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001
Морган У.П., Эликсон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности //Вопросы психологии. — 1990. - №3. — С. 155 — 161
Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности //Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 215 – 223
Мэй Р. Проблема тревоги /Пер. с англ. А.Г. Гладкова. – М., 2001
Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена // Психологические исследования. - М., 1985. - № 4. – С. 112-119
Плотников В.В., Андрияшин Д.Ю. Значение уровней беспокойства -тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе // Проблемы умственного труда. - М., 1983. - С.28 - 38
Прихожан А.М. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И. Божович //Формирование личности в онтогенезе. Сб. науч. тр. – М., 1991. с. 89 – 98
Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. //Психологическая наука и профилактика. – 1998. - № 2. - с.11-17
Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. - Казань, 1991
Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
Секун В.И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов Опыт социально-психологического исследования. - Минск, 1995
Селье Г. Очерки об общем адаптационном синдроме. - М., 2004
Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига.: Виеда,1992
Словарь практического психолога / Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //Стресс и тревога в спорте. – М., 1983
Творогова Н.Д. Страх и тревожность. Психология. - М., 1998
Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002
Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 2002
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 2004
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2007
Щербатых Г.М. Психология страха. – М., 2006
Щербо И. Страхи и тревожность наших учеников: откуда они и к чему приводят? // Народное образование 2002. - №4. - С.77-80
Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2005
Янсон В.Н., Дайя З.Ф., Рожане Л.П., Янсоне И.Р. Психологическое прогнозирование риска дезадаптации к учебным нагрузкам //Психологическое и психофизиологическое обеспечение процесса обучения студентов /Под ред. Б.Зельцерман. - Рига, 1988. - С.20 — 48



Приложение 1

Выявление наличия или отсутствия существенных различий между показателями уровня ситуативной и личностной тревожности
по тесту Ч. Спилбергера у студентов 1 и 3 курсов
№ ст ранг лт ранг 1 32 24,5 17 29 2 35 21 20 26,5 3 37 18,5 20 26,5 4 39 16,5 23 24 5 40 15 25 22 6 42 13 25 22 7 42 13 26 20 8 44 11 27 17,5 9 46 9,5 27 17,5 10 48 7,5 29 14,5 11 51 5 32 10,5 12 51 5 35 7 13 53 3 36 5 14 56 2 38 3 15 57 1 41 2 1 21 30 16 30 2 24 29 18 28 3 26 28 22 25 4 28 27 25 22 5 29 26 27 17,5 6 32 24,5 27 17,5 7 34 23 29 14,5 8 35 21 30 12,5 9 35 21 30 12,5 10 37 18,5 32 10,5 11 39 16,5 34 9 12 42 13 35 7 13 46 9,5 35 7 14 48 7,5 37 4 15 51 5 46 1 64             сумма R1   сумма R1     165,5   247     сумма R2   сумма R2     299,5   218     U1   U1     179,5   98     U2   U2     45,5   127

Выявление наличия или отсутствия существенных различий между показателями уровня ситуативной и личностной тревожности
по тесту Ч. Спилбергера у студентов 1 и 5 курсов
№ ст ранг лт ранг 1 32 30 17 30 2 35 28,5 20 28,5 3 37 27 20 28,5 4 39 25 23 27 5 40 24 25 25,5 6 42 21,5 25 25,5 7 42 21,5 26 23,5 8 44 20 27 21,5 9 46 18 27 21,5 10 48 16 29 19 11 51 13 32 17 12 51 13 35 15 13 53 10,5 36 13,5 14 56 7 38 12 15 57 5,5 41 10 1 35 28,5 26 23,5 2 38 26 28 20 3 41 23 30 18 4 45 19 33 16 5 47 17 36 13,5 6 49 15 39 11 7 51 13 42 9 8 53 10,5 43 8 9 55 8,5 46 7 10 55 8,5 48 6 11 57 5,5 51 5 12 58 3,5 53 4 13 58 3,5 55 3 14 59 1,5 57 2 15 59 1,5 59 1 64             сумма R1   сумма R1     280,5   318     сумма R2   сумма R2     184,5   147     U1   U1     64,5   27     U2   U2     160,5   198

Выявление наличия или отсутствия существенных различий между показателями уровня ситуативной и личностной тревожности
по тесту Ч. Спилбергера у студентов 3 и 5 курсов
№ ст ранг лт ранг 1 21 30 16 30 2 24 29 18 29 3 26 28 22 28 4 28 27 25 27 5 29 26 27 24,5 6 32 25 27 24,5 7 34 24 29 22 8 35 22 30 20 9 35 22 30 20 10 37 20 32 18 11 39 18 34 16 12 42 16 35 14,5 13 46 14 35 14,5 14 48 12 37 12 15 51 9,5 46 7,5 1 35 22 26 26 2 38 19 28 23 3 41 17 30 20 4 45 15 33 17 5 47 13 36 13 6 49 11 39 11 7 51 9,5 42 10 8 53 8 43 9 9 55 6,5 46 7,5 10 55 6,5 48 6 11 57 5 51 5 12 58 3,5 53 4 13 58 3,5 55 3 14 59 1,5 57 2 15 59 1,5 59 1 64             сумма R1   сумма R1     322,5   307,5     сумма R2   сумма R2     142,5   157,5     U1   U1     22,5   37,5     U2   U2     202,5   187,5


Приложение 2
Выявление наличия или отсутствия существенных различий между показателями уровня ситуативной тревожности и ее компонентов
по тесту ИТТ у студентов 1 и 3 курсов
№ эмоциональный дискомфорт ранг астенический компонент ранг фобический компонент ранг тревожная оценка перспективы ранг социальная реакция защиты ранг ситт ранг 1 6 21 7 20 3 23,5 4 18,5 3 21 8 17 2 6 21 7 20 3 23,5 5 12,5 4 15 8 17 3 7 16 8 12,5 4 17 4 18,5 5 11 9 7,5 4 7 16 8 12,5 5 10 5 12,5 4 15 9 7,5 5 7 16 8 12,5 4 17 6 7,5 5 11 9 7,5 6 8 11 8 12,5 5 10 5 12,5 6 7,5 9 7,5 7 8 11 8 12,5 4 17 6 7,5 5 11 9 7,5 8 8 11 8 12,5 5 10 5 12,5 6 7,5 9 7,5 9 8 11 9 4 6 5,5 6 7,5 7 3,5 9 7,5 10 9 4,5 9 4 5 10 6 7,5 6 7,5 9 7,5 11 9 4,5 9 4 6 5,5 7 4,5 7 3,5 9 7,5 12 9 4,5 9 4 7 3 7 4,5 7 3,5 9 7,5 13 9 4,5 9 4 7 3 8 3 6 7,5 9 7,5 14 9 4,5 9 4 7 3 9 1,5 7 3,5 9 7,5 15 9 4,5 9 4 8 1 9 1,5 8 1 9 7,5 1 3 30 4 30 1 30 1 29,5 1 29 4 30 2 4 28,5 5 28,5 2 28 1 29,5 1 29 5 29 3 5 25,5 6 25 2 28 2 27 1 29 6 27 4 4 28,5 5 28,5 3 23,5 3 23,5 2 26 6 27 5 5 25,5 6 25 2 28 2 27 3 21 6 27 6 6 21 7 20 3 23,5 3 23,5 2 26 7 22,5 7 5 25,5 6 25 4 17 2 27 3 21 7 22,5 8 6 21 7 20 3 23,5 3 23,5 2 26 7 22,5 9 5 25,5 6 25 4 17 4 18,5 3 21 7 22,5 10 6 21 6 25 3 23,5 4 18,5 3 21 7 22,5 11 7 16 7 20 4 17 3 23,5 3 21 7 22,5 12 7 16 8 12,5 4 17 4 18,5 4 15 8 17 13 8 11 8 12,5 5 10 5 12,5 3 21 8 17 14 9 4,5 8 12,5 5 10 4 18,5 4 15 8 17 15 9 4,5 8 12,5 5 10 5 12,5 4 15 9 7,5 64                             сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1     161   143   159   132   129   131,5     сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2     304   322   306   333   336   333,5     U1   U1   U1   U1   U1   U1     184   202   186   213   216   213,5     U2   U2   U2   U2   U2   U2     41   23   39   12   9   11,5


Выявление наличия или отсутствия существенных различий между показателями уровня ситуативной тревожности и ее компонентов
по тесту ИТТ у студентов 1 и 5 курсов
№ эмоциональный дискомфорт ранг астенический компонент ранг фобический компонент ранг тревожная оценка перспективы ранг социальная реакция защиты ранг ситт ранг 1 6 28 7 24,5 3 29,5 4 29,5 3 30 8 29,5 2 6 28 7 24,5 3 29,5 5 26,5 4 27,5 8 29,5 3 7 23,5 8 16,5 4 27 4 29,5 5 22,5 9 14,5 4 7 23,5 8 16,5 5 23,5 5 26,5 4 27,5 9 14,5 5 7 23,5 8 16,5 4 27 6 22,5 5 22,5 9 14,5 6 8 16,5 8 16,5 5 23,5 5 26,5 6 15 9 14,5 7 8 16,5 8 16,5 4 27 6 22,5 5 22,5 9 14,5 8 8 16,5 8 16,5 5 23,5 5 26,5 6 15 9 14,5 9 8 16,5 9 6 6 20 6 22,5 7 6 9 14,5 10 9 6,5 9 6 5 23,5 6 22,5 6 15 9 14,5 11 9 6,5 9 6 6 20 7 19 7 6 9 14,5 12 9 6,5 9 6 7 15 7 19 7 6 9 14,5 13 9 6,5 9 6 7 15 8 14,5 6 15 9 14,5 14 9 6,5 9 6 7 15 9 6 7 6 9 14,5 15 9 6,5 9 6 8 9,5 9 6 8 1 9 14,5 1 5 30 5 29,5 6 20 7 19 4 27,5 9 14,5 2 6 28 5 29,5 7 15 8 14,5 5 22,5 9 14,5 3 7 23,5 6 28 7 15 8 14,5 4 27,5 9 14,5 4 8 16,5 7 24,5 8 9,5 9 6 5 22,5 9 14,5 5 8 16,5 8 16,5 7 15 8 14,5 6 15 9 14,5 6 7 23,5 7 24,5 8 9,5 9 6 6 15 9 14,5 7 8 16,5 8 16,5 7 15 8 14,5 5 22,5 9 14,5 8 7 23,5 7 24,5 8 9,5 9 6 6 15 9 14,5 9 8 16,5 7 24,5 9 4 9 6 7 6 9 14,5 10 9 6,5 8 16,5 9 4 9 6 6 15 9 14,5 11 9 6,5 8 16,5 9 4 9 6 7 6 9 14,5 12 9 6,5 9 6 9 4 9 6 6 15 9 14,5 13 9 6,5 9 6 9 4 8 14,5 7 6 9 14,5 14 9 6,5 9 6 9 4 9 6 7 6 9 14,5 15 9 6,5 9 6 9 4 9 6 7 6 9 14,5 64                             сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1     231,5   190   328,5   319,5   237,5   247,5     сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2     233,5   275   136,5   145,5   227,5   217,5     U1   U1   U1   U1   U1   U1     113,5   155   16,5   25,5   107,5   97,5     U2   U2   U2   U2   U2   U2     111,5   70   208,5   199,5   117,5   127,5

Выявление наличия или отсутствия существенных различий между показателями уровня ситуативной тревожности и ее компонентов
по тесту ИТТ у студентов 3 и 5 курсов
№ эмоциональный дискомфорт ранг астенический компонент ранг фобический компонент ранг тревожная оценка перспективы ранг социальная реакция защиты ранг ситт ранг 1 3 30 4 30 1 30 1 29,5 1 29 4 30 2 4 28,5 5 27,5 2 28 1 29,5 1 29 5 29 3 5 25 6 22,5 2 28 2 27 1 29 6 27 4 4 28,5 5 27,5 3 24,5 3 23,5 2 26 6 27 5 5 25 6 22,5 2 28 2 27 3 21,5 6 27 6 6 20,5 7 16 3 24,5 3 23,5 2 26 7 22,5 7 5 25 6 22,5 4 20,5 2 27 3 21,5 7 22,5 8 6 20,5 7 16 3 24,5 3 23,5 2 26 7 22,5 9 5 25 6 22,5 4 20,5 4 19,5 3 21,5 7 22,5 10 6 20,5 6 22,5 3 24,5 4 19,5 3 21,5 7 22,5 11 7 16 7 16 4 20,5 3 23,5 3 21,5 7 22,5 12 7 16 8 8,5 4 20,5 4 19,5 4 16 8 18 13 8 11 8 8,5 5 17 5 16,5 3 21,5 8 18 14 9 4,5 8 8,5 5 17 4 19,5 4 16 8 18 15 9 4,5 8 8,5 5 17 5 16,5 4 16 9 8,5 1 5 25 5 27,5 6 15 7 15 4 16 9 8,5 2 6 20,5 5 27,5 7 12,5 8 12 5 12 9 8,5 3 7 16 6 22,5 7 12,5 8 12 4 16 9 8,5 4 8 11 7 16 8 9 9 5 5 12 9 8,5 5 8 11 8 8,5 7 12,5 8 12 6 8 9 8,5 6 7 16 7 16 8 9 9 5 6 8 9 8,5 7 8 11 8 8,5 7 12,5 8 12 5 12 9 8,5 8 7 16 7 16 8 9 9 5 6 8 9 8,5 9 8 11 7 16 9 4 9 5 7 3 9 8,5 10 9 4,5 8 8,5 9 4 9 5 6 8 9 8,5 11 9 4,5 8 8,5 9 4 9 5 7 3 9 8,5 12 9 4,5 9 2,5 9 4 9 5 6 8 9 8,5 13 9 4,5 9 2,5 9 4 8 12 7 3 9 8,5 14 9 4,5 9 2,5 9 4 9 5 7 3 9 8,5 15 9 4,5 9 2,5 9 4 9 5 7 3 9 8,5 64                             сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1     300,5   279,5   345   345   342   337,5     сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2     164,5   185,5   120   120   123   127,5     U1   U1   U1   U1   U1   U1     44,5   65,5   0   0   3   7,5     U2   U2   U2   U2   U2   U2     180,5   159,5   225   225   222   217,5


Выявление наличия или отсутствия существенных различий между показателями уровня личностной тревожности и ее компонентов
по тесту ИТТ у студентов 1 и 3 курсов
№ эмоциональный дискомфорт ранг астенический компонент ранг фобический компонент ранг тревожная оценка перспективы ранг социальная реакция защиты ранг литт ранг 1 5 18 4 23,5 3 17 2 26 2 22 6 22 2 6 14,5 5 17 2 25 3 20 3 14 7 14,5 3 7 11,5 5 17 3 17 4 13 2 22 7 14,5 4 7 11,5 6 10,5 2 25 3 20 3 14 7 14,5 5 7 11,5 5 17 3 17 4 13 3 14 7 14,5 6 8 7,5 6 10,5 4 9 5 7,5 4 9 8 7,5 7 7 11,5 6 10,5 3 17 4 13 3 14 7 14,5 8 8 7,5 7 6 4 9 5 7,5 4 9 8 7,5 9 8 7,5 6 10,5 5 4 4 13 5 6 8 7,5 10 8 7,5 7 6 4 9 5 7,5 6 3 8 7,5 11 9 3 7 6 5 4 6 4 5 6 9 3 12 9 3 8 4 4 9 6 4 6 3 9 3 13 9 3 9 2 5 4 6 4 5 6 9 3 14 9 3 9 2 6 1,5 7 1,5 6 3 9 3 15 9 3 9 2 6 1,5 7 1,5 7 1 9 3 1 2 29 2 29,5 1 29,5 1 29,5 1 28,5 2 29,5 2 2 29 2 29,5 1 29,5 2 26 1 28,5 2 29,5 3 3 26 3 27,5 2 25 2 26 2 22 5 26 4 2 29 4 23,5 3 17 1 29,5 1 28,5 4 28 5 3 26 3 27,5 2 25 2 26 2 22 5 26 6 4 22,5 4 23,5 3 17 3 20 1 28,5 6 22 7 4 22,5 4 23,5 2 25 2 26 2 22 5 26 8 3 26 5 17 2 25 3 20 2 22 6 22 9 4 22,5 4 23,5 2 25 4 13 2 22 6 22 10 5 18 5 17 3 17 3 20 2 22 6 22 11 5 18 4 23,5 4 9 3 20 3 14 7 14,5 12 5 18 5 17 3 17 4 13 2 22 7 14,5 13 4 22,5 5 17 3 17 3 20 3 14 7 14,5 14 5 18 6 10,5 4 9 4 13 3 14 7 14,5 15 6 14,5 6 10,5 4 9 5 7,5 4 9 7 14,5 64                             сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1     123,5   144,5   169   155,5   146   139,5     сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2     341,5   320,5   296   309,5   319   325,5     U1   U1   U1   U1   U1   U1     221,5   200,5   176   189,5   199   205,5     U2   U2   U2   U2   U2   U2     3,5   24,5   49   35,5   26   19,5

Выявление наличия или отсутствия существенных различий между показателями уровня личностной тревожности и ее компонентов
по тесту ИТТ у студентов 1 и 5 курсов
№ эмоциональный дискомфорт ранг астенический компонент ранг фобический компонент ранг тревожная оценка перспективы ранг социальная реакция защиты ранг литт ранг 1 5 30 4 30 3 26,5 2 30 2 29,5 6 30 2 6 28 5 27 2 29,5 3 28,5 3 25,5 7 27 3 7 23,5 5 27 3 26,5 4 25,5 2 29,5 7 27 4 7 23,5 6 21,5 2 29,5 3 28,5 3 25,5 7 27 5 7 23,5 5 27 3 26,5 4 25,5 3 25,5 7 27 6 8 16 6 21,5 4 22 5 22 4 20 8 21 7 7 23,5 6 21,5 3 26,5 4 25,5 3 25,5 7 27 8 8 16 7 15 4 22 5 22 4 20 8 21 9 8 16 6 21,5 5 17,5 4 25,5 5 14,5 8 21 10 8 16 7 15 4 22 5 22 6 8,5 8 21 11 9 6 7 15 5 17,5 6 18,5 5 14,5 9 9 12 9 6 8 9,5 4 22 6 18,5 6 8,5 9 9 13 9 6 9 4 5 17,5 6 18,5 5 14,5 9 9 14 9 6 9 4 6 13,5 7 14,5 6 8,5 9 9 15 9 6 9 4 6 13,5 7 14,5 7 3 9 9 1 6 28 5 27 4 22 6 18,5 3 25,5 8 21 2 7 23,5 5 27 5 17,5 7 14,5 4 20 8 21 3 6 28 6 21,5 6 13,5 8 10,5 3 25,5 8 21 4 7 23,5 7 15 6 13,5 7 14,5 4 20 9 9 5 8 16 6 21,5 7 11 8 10,5 5 14,5 9 9 6 8 16 7 15 8 9 9 4,5 4 20 9 9 7 9 6 8 9,5 8 9 8 10,5 5 14,5 9 9 8 8 16 7 15 9 4 9 4,5 6 8,5 9 9 9 9 6 8 9,5 8 9 9 4,5 6 8,5 9 9 10 8 16 7 15 9 4 8 10,5 5 14,5 9 9 11 9 6 8 9,5 9 4 9 4,5 6 8,5 9 9 12 9 6 9 4 9 4 9 4,5 7 3 9 9 13 8 16 9 4 9 4 9 4,5 7 3 9 9 14 9 6 9 4 9 4 9 4,5 7 3 9 9 15 9 6 9 4 9 4 9 4,5 7 3 9 9 64                             сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1     246   263,5   332,5   339,5   273   294     сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2     219   201,5   132,5   125,5   192   171     U1   U1   U1   U1   U1   U1     99   81,5   12,5   5,5   72   51     U2   U2   U2   U2   U2   U2     126   143,5   212,5   219,5   153   174


Выявление наличия или отсутствия существенных различий между показателями уровня личностной тревожности и ее компонентов
по тесту ИТТ у студентов 3 и 5 курсов
№ эмоциональный дискомфорт ранг астенический компонент ранг фобический компонент ранг тревожная оценка перспективы ранг социальная реакция защиты ранг литт ранг 1 5 30 4 30 3 26,5 2 30 2 29,5 6 30 2 6 28 5 27 2 29,5 3 28,5 3 25,5 7 27 3 7 23,5 5 27 3 26,5 4 25,5 2 29,5 7 27 4 7 23,5 6 21,5 2 29,5 3 28,5 3 25,5 7 27 5 7 23,5 5 27 3 26,5 4 25,5 3 25,5 7 27 6 8 16 6 21,5 4 22 5 22 4 20 8 21 7 7 23,5 6 21,5 3 26,5 4 25,5 3 25,5 7 27 8 8 16 7 15 4 22 5 22 4 20 8 21 9 8 16 6 21,5 5 17,5 4 25,5 5 14,5 8 21 10 8 16 7 15 4 22 5 22 6 8,5 8 21 11 9 6 7 15 5 17,5 6 18,5 5 14,5 9 9 12 9 6 8 9,5 4 22 6 18,5 6 8,5 9 9 13 9 6 9 4 5 17,5 6 18,5 5 14,5 9 9 14 9 6 9 4 6 13,5 7 14,5 6 8,5 9 9 15 9 6 9 4 6 13,5 7 14,5 7 3 9 9 1 6 28 5 27 4 22 6 18,5 3 25,5 8 21 2 7 23,5 5 27 5 17,5 7 14,5 4 20 8 21 3 6 28 6 21,5 6 13,5 8 10,5 3 25,5 8 21 4 7 23,5 7 15 6 13,5 7 14,5 4 20 9 9 5 8 16 6 21,5 7 11 8 10,5 5 14,5 9 9 6 8 16 7 15 8 9 9 4,5 4 20 9 9 7 9 6 8 9,5 8 9 8 10,5 5 14,5 9 9 8 8 16 7 15 9 4 9 4,5 6 8,5 9 9 9 9 6 8 9,5 8 9 9 4,5 6 8,5 9 9 10 8 16 7 15 9 4 8 10,5 5 14,5 9 9 11 9 6 8 9,5 9 4 9 4,5 6 8,5 9 9 12 9 6 9 4 9 4 9 4,5 7 3 9 9 13 8 16 9 4 9 4 9 4,5 7 3 9 9 14 9 6 9 4 9 4 9 4,5 7 3 9 9 15 9 6 9 4 9 4 9 4,5 7 3 9 9 64                             сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1     246   263,5   332,5   339,5   273   294     сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2     219   201,5   132,5   125,5   192   171     U1   U1   U1   U1   U1   U1     99   81,5   12,5   5,5   72   51     U2   U2   U2   U2   U2   U2     126   143,5   212,5   219,5   153   174
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2007. – с. 127
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2007. – с. 256
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2007. – с. 183
Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001. – с. 143
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998. – с. 404
Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М., 1983. – с. 31
Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М., 1983. – с. 37
Изард К.Э. психология эмоций. – СПб., 2000. с. 320
Березин Ф.Б. психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988
Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001. – с. 182
Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001. – с. 94
Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М., 1983. – с. 35
Ильин Е.П. эмоции и чувства. – СПб., 2001
Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и профилактика. – 1998. - № 2. – с. 12
Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001. – с. 217
Прихожан А.М. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И. Божович // Формирование личности в онтогенезе. Сб. науч. тр. – М., 1991. – с. 92
Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и профилактика. – 1998. - № 2. – с. 15
Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. – 2002. -№ 3. – с. 49
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2002
Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социол. исслед. - 2008. - № 2. - с. 83
Там же. с. 84
Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965 - 2002). – М., 2002
Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965 - 2002). – М., 2002
Васенина И. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 117
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2002
Лисовский В.Т. Социология молодежи. – СПб.: Питер, 2006
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2004
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2002
Запесоцкий А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор // Социологические исследования - 2006. - № 12. - С. 100












3

Список литературы

1. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 156 – 165
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988
3. Березовин Н.А., Морозова Л.И. Адаптация первокурсников к педагогическому процессу вуза // Педагогика высшей и средней специальной школы. - Минск, 1988
4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М., 2000
5. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии - 2003. – С. 104-113
6. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс, теории, исследования, мифы. - СПб., 2003
7. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. - М., 1988
8. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения //Психологический журнал. 1994. - №3. - С.131 - 134
9. Гредюшко О.П. Социально-психологические факторы тревожности студентов ССУЗ педагогического профиля: Автореф. канд. дис. – Казань, 2005
10. Гредюшко О.П. Социально-психологические факторы тревожности в процессе профессиональной подготовки // Национально-региональный компонент стандарта профессионального образования в условиях национальной республики. - Казань, 2002. - С.61 - 65.
11. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2000
12. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000
13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001
14. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса - М., 1983
15. Клевцова В.А. анализ экзаменационной тревожности студентов гуманитарных и технических специальностей // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 6 – С. 56-56
16. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989
17. Курчатова А.А., Скурыдина А.С. Тревожность как состояние психического напряжения студентов в период экзаменационной сессии // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7 (часть 2). – С. 211-212
18. Кьеркегор С. Страх и трепет //Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 7 – 17
19. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999
20. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001
21. Морган У.П., Эликсон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности //Вопросы психологии. — 1990. - №3. — С. 155 — 161
22. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности //Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 215 – 223
23. Мэй Р. Проблема тревоги /Пер. с англ. А.Г. Гладкова. – М., 2001
24. Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена // Психологические исследования. - М., 1985. - № 4. – С. 112-119
25. Плотников В.В., Андрияшин Д.Ю. Значение уровней беспокойства -тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе // Проблемы умственного труда. - М., 1983. - С.28 - 38
26. Прихожан А.М. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И. Божович //Формирование личности в онтогенезе. Сб. науч. тр. – М., 1991. с. 89 – 98
27. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. //Психологическая наука и профилактика. – 1998. - № 2. - с.11-17
28. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. - Казань, 1991
29. Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
30. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
32. Секун В.И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов Опыт социально-психологического исследования. - Минск, 1995
33. Селье Г. Очерки об общем адаптационном синдроме. - М., 2004
34. Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига.: Виеда,1992
35. Словарь практического психолога / Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
36. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //Стресс и тревога в спорте. – М., 1983
37. Творогова Н.Д. Страх и тревожность. Психология. - М., 1998
38. Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001
39. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002
40. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 2002
41. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 2004
42. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2007
43. Щербатых Г.М. Психология страха. – М., 2006
44. Щербо И. Страхи и тревожность наших учеников: откуда они и к чему приводят? // Народное образование 2002. - №4. - С.77-80
45. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2005
46. Янсон В.Н., Дайя З.Ф., Рожане Л.П., Янсоне И.Р. Психологическое прогнозирование риска дезадаптации к учебным нагрузкам //Психологическое и психофизиологическое обеспечение процесса обучения студентов /Под ред. Б.Зельцерман. - Рига, 1988. - С.20 — 48

Вопрос-ответ:

Какие аспекты тревожности студентов в ВУЗе исследуются в статье?

Данная статья исследует особенности проявления тревожности у студентов в процессе обучения в ВУЗе. Авторы обращают внимание на различные виды тревожности и причины их проявления, а также рассматривают психологическую характеристику юношеского возраста.

Какие виды тревожности могут проявляться у студентов в процессе обучения в ВУЗе?

В процессе обучения в ВУЗе студенты могут проявлять различные виды тревожности, такие как социальная тревожность, тревога по поводу успеваемости, страх провала, тревога перед публичными выступлениями и др. В статье подробно рассматриваются эти виды тревожности и причины их проявления.

Какие причины проявления тревожности у студентов в ВУЗе рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные причины проявления тревожности у студентов в ВУЗе. Это могут быть причины связанные с самим обучением, например, неуверенность в своих знаниях, страх провала, перегрузка учебной нагрузкой и др. Также рассматриваются социальные причины, такие как тревожность перед публичными выступлениями, страх осуждения окружающих и др. В статье подробно анализируются эти причины и их влияние на тревожность студентов.

Какова психологическая характеристика юношеского возраста, рассматриваемая в статье?

Статья рассматривает психологическую характеристику юношеского возраста в контексте проявления тревожности у студентов ВУЗа. Авторы обращают внимание на особенности эмоциональной сферы, социальной адаптации, поиска себя, формирования личности и другие аспекты, которые могут влиять на тревожность студентов.

Какие аспекты изучения проблемы особенностей проявления тревожности студентов в ВУЗе рассматриваются в главе 1?

Глава 1 статьи рассматривает теоретические аспекты изучения проблемы особенностей проявления тревожности студентов в процессе обучения в ВУЗе. Рассматривается тревожность как психологическая характеристика личности, виды тревожности и причины ее проявления в процессе обучения, а также психологическая характеристика юношеского возраста.

Что предполагается в главе 2 статьи?

Глава 2 статьи предполагает проведение эмпирического исследования динамики ситуативной тревожности у студентов ВУЗа. В статье представлены результаты этого исследования, а также проведен анализ полученных данных.

Какие виды тревожности рассматриваются в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи рассматриваются различные виды тревожности, которые проявляются у студентов в процессе обучения в ВУЗе. В исследовании учитывается ситуативная тревожность, которая возникает в определенных ситуациях, также рассматривается общая тревожность, которая характеризует степень тревожности личности в целом.

Какие причины проявления тревожности в процессе обучения рассматриваются в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи рассматриваются различные причины проявления тревожности в процессе обучения в ВУЗе. Одной из таких причин является страх получения плохих оценок или неуспеваемости. Также в статье упоминаются причины, связанные с социальным давлением и стрессовыми ситуациями в учебной среде.

Какие данные были получены в ходе эмпирического исследования в главе 2 статьи?

В ходе эмпирического исследования, проведенного в главе 2 статьи, были получены данные о динамике ситуативной тревожности у студентов ВУЗа. Исследование позволило выявить изменения уровня тревожности у студентов в различных ситуациях, а также определить факторы, влияющие на эту динамику.

Какие аспекты тревожности студентов рассматривает данная статья?

Данная статья рассматривает проблему особенностей проявления тревожности у студентов в процессе обучения в ВУЗе. Авторы исследуют динамику ситуативной тревожности, а также рассматривают ее связь с психологическими особенностями юношеского возраста.

Какие виды тревожности могут проявляться у студентов в процессе обучения в ВУЗе?

В процессе обучения в ВУЗе студенты могут проявлять различные виды тревожности, такие как социальная тревожность, испытываемая при общении с другими людьми; академическая тревожность, связанная с ожиданиями и страхами перед сдачей экзаменов и выполнением заданий; и профессиональная тревожность, возникающая в связи с будущими карьерными перспективами и ожиданиями относительно успеха на рабочем месте.