Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профилем деятельности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 8484 страницы
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 05.01.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников 5
1.1. Психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания. Факторы, провоцирующие феномен эмоционального выгорания 5
1.2. Особенности профессиональной деятельности медицинских работников разных профилей деятельности 20
1.3. Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию у медицинских работников разных профилей деятельности 31
Выводы по главе I 37
Глава II. Организация эмпирического исследования особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профилем деятельности 38
2.1. Характеристика объекта исследования 38
2.2. Характеристика методов исследования 39
Выводы по главе II 44
Глава III. Результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профилем деятельности 45
3.1. Результаты исследования особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников экстренного профиля 45
3.2. Результаты исследования особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников планового профиля 55
3.3. Сравнительные результаты особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профилем деятельности 65
Выводы по главе III 69
Заключение 71
Список литературы 73
Приложения 78
Фрагмент для ознакомления

По результатам соотношения видно, что большинство медицинских работников экстренного профиля обладают чертами амбивертов, эмоционально устойчивы и адекватны. Однако следует отметить, что треть группы имеет выраженную склонность к эмоциональной неадекватности.Результаты по группе по методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко представлены в таблице 6.Таблица 6Результаты по методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. БойкоШкалыХср.σРациональный канал эмпатии4,01,3Эмоциональный канал эмпатии3,41,4Интуитивный канал эмпатии4,51,1Установки, способствующие эмпатии3,50,9Проникающая способность в эмпатии3,91,3Идентификация в эмпатии3,01,6Общий уровень эмпатии22,254,7По результатам теста выявлено, что в среднем, медицинские работники имеют средний уровень эмпатии.Наиболее выраженными у испытуемых являются интуитивный и рациональный канал эмпатии, а также проникающая способность в эмпатии. То есть они способны видеть поведение партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Также испытуемых характеризует направленность внимания, восприятия и мышления на сущность другого человека — на его состояние, проблемы, поведение.Проникающая способность позволяет создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности.Результаты соотношения медработников экстренного профиля с разным уровнем эмпатийных способностей отражены на рисунке 4.Рис. 4. Результаты соотношения медработников с разным уровнем эмпатии.Результаты соотношения показали, что большинство медицинских работников экстренного профиля (45,8%) имеют средний уровень эмпатии. Однако довольно большая часть сотрудников (41,7%) имеют заниженный уровень эмпатии. Крайние уровни (высокий и низкий уровень эмпатии) встречаются редко среди медицинских работников данной группы.Результаты по группе по тестуС. Розенцвейга представлены в таблице 7.Таблица 7Результаты теста рисуночной фрустрации С. РозенцвейгаШкалыПараметры Хср.σОD – препятственно-доминантная направленностьБаллы 9,54,8%39,6%ЕD – эго-защитная направленностьБаллы 7,64,0%31,7%NP – потребностно-неустойчивая направленностьБаллы 6,93,3%28,7%Е – экстрапунитивнаянаправленностьБаллы 5,82,9%24,2%I – интропунитивнаянаправленностьБаллы 10,32,4%42,9%М – импунитивнаянаправленностьБаллы 7,92,8%32,9%GCR (степень социальной адаптивности)Баллы 7,23,3%51,4%По результатам теста можно сказать, что медицинским работникам присуще в большей степени препятственно – доминантные и эго – защитные реакции на фрустрацию. То есть, они,в основном, подчеркивают препятствие в форме, представляющей его как благоприятное или же незначительное; либо их«Я» играет роль в ответе на фрустрацию, испытуемые или порицают кого-нибудь, или же согласны отвечать, или отрицают ответственность вообще. По направленности преобладают интропунитивные реакции, то есть обращенность на себя. То есть фрустрирующую ситуацию истолковывают как благоприятную или как заслуженное наказание, осуждение предъявляют самому себе, но отрицают ответственность или признают свою ответственность.При сравнении с нормамиу испытуемых данной группы завышен препятственно-доминантный тип реакции, интропунитивная и импунтивнаянаправленность. Заниженным является эго-защитный тип реакции на фрустрацию и экстрапунитивная направленность. Можно сказать, что характерным для данной группы является чрезмерное принятие ответственности на себя во фрустрирующих ситуациях и освобождение от ответственности других.По степени социальной адаптивности можно сказать, что в среднем, группа медицинских работников слабо адаптирована, испытуемые часто подвергаются конфликтным ситуациям, их адаптация в социуме несколько нарушена.Соотношение испытуемых с разным уровнем социальнойадаптированности отражено на рисунке 5.Рис. 5. Результаты соотношения медработников с разным уровнем социальной адаптации.По соотносительным данным видно, что большинство испытуемых (45,8%) плохо адаптированы в социуме. Лишь четверть группы имеют высокий уровень социальной адаптации.3.2. Результаты исследования особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников планового профиляАнализ документации медицинских работников планового профиля показал, что возраст испытуемых составляет 25 – 52 года, стаж работы в медицинской сфере 3 – 25 лет, стаж работы в данном учреждении 3 – 16 лет.Результаты беседы показали, что, в основном, в данной группе медицинских работников, симптомы эмоционального выгорания выражены в средней степени. Так, полное нежелание идти на работу после выходных отметили 12% сотрудников, большинство медработников 68% отметили такое состояние как иногда возникающее. На вопрос «если бы у вас была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), то вы сделали бы это без промедления» все сотрудники ответили неуверенно, ни да, ни нет, ссылаясь на возможные обстоятельства.Раздражение на работе при общении с коллегамиотметили 20% сотрудников, также 20% отметили такое состояние, как иногда возникающее, большинство медработников (60%) не отмечают раздражения на работе при общении с коллегами.Раздражение на работе при общении с больнымиотметили 32% сотрудников, 50% отметили такое состояние, как иногда возникающее, только 18% сотрудников не отмечают раздражения на работе при общении с больными. Новизны в работе ожидают 56% медработников, 44% считают, что вряд ли их может что-то удивить на работе, но не исключают такую возможность.Результаты анкетирования с целью оценки эмоционального состояния медицинских работников представлены в таблице8.Таблица 8Результаты анкетирования с целью оценки эмоционального состоянияЭмоциональное состояниеДа Иногда, время от времениНет Хорошее самочувствие44%52%4%Активность44%56%0%Высокая работоспособность32%40%28%Внимательность к коллегам, участливость52%48%0%Внимательность к больным, участливость36%44%20%Жизнерадостность 44%36%20%Увлеченность 16%56%28%Уверенность, спокойствие24%64%12%Выносливость 28%52%20 %Бодрость 24%52%24%Таким образом, большинство медицинских работников планового профиля имеют, в основном, хорошее самочувствие, бодры, чаще всего активны, жизнерадостны, уверенны, выносливы и работоспособны, проявляют внимание к пациентам и к коллегам. Можно отметить несколько сниженную увлеченность профессиональной деятельности у данной группы медработников.Результаты тестирования представлены в сводной таблице 9 Приложения 6.Результаты по группе по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко представлены в таблице 10.Таблица 10Результаты по методике диагностики уровня эмоционального выгорания ШкалыХср.σНапряжение51,616,71. Переживание психотравмирующих обстоятельств 15,86,02. Неудовлетворенность собой10,66,03. " Загнанность в клетку"13,17,54. Тревога и депрессия12,04,7Резистенция 48,319,31. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование13,47,62. Эмоционально-нравственная дезориентация12,94,73. Расширение сферы экономии эмоций 11,66,54. Редукция профессиональных обязанностей10,48,7Истощение 40,317,71. Эмоциональный дефицит14,26,02. Эмоциональная отстраненность10,25,63. Личностная отстраненность (деперсонализация) 7,56,14. Психосоматические и психовегетативные нарушения8,47,5По результатам можно сказать, что все фазы эмоционального выгорания у испытуемых данной группы находятся в стадии формирования. Причем, стадия напряжения выражена больше всего, стадия истощения – меньше всего. Выраженность симптомов в каждой фазе в среднем по группе медработников отражена на рисунке 6.Рис. 6. Выраженность симптомов в каждой фазе в среднем по группе.По результатам видно, что в среднем в группе испытуемых нет сложившихся симптомов.Наиболее выражен и почти сложившийся симптом – переживание травмирующих ситуаций, что проявляется как осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания». Также достаточно сильно выражен эмоциональный дефицит, когда приходит ощущение, что эмоционально человекне может помогать своим клиентам, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать.Большинство симптомов находятся в стадии формирования. У медработников данной группы отсутствуют такие симптомы, как личностная отстраненность (деперсонализация) и психосоматические нарушения.Результаты соотношения медработников с различным уровнем выраженности симптомов эмоционального выгорания представлены в таблице 11.Таблица 11Результаты соотношения медработников с различным уровнем выраженности симптомов эмоционального выгоранияСимптомы эмоционального выгоранияСложившийся симптомСкладывающийся симптомОтсутствие симптомаПереживание психотравмирующих обстоятельств52%36%12%Неудовлетворённость собой24%28%48%Загнанность в клетку40%32%28%Тревога и депрессия28%44%28%Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование36%44%20%Эмоционально-нравственная дезорганизация28%64%16%Расширение сферы экономии эмоций32%24%44%Редукция профессиональных обязанностей24%28%48%Эмоциональный дефицит44%36%20%Эмоциональная отстраненность16%40%44%Личностная отстраненность (деперсонализация)4%28%68%Психосоматические и психовегетативные нарушения24%4%72%Судя по результатам, у большинства сотрудников сложившимися являются симптомы переживания травмирующих ситуаций, загнанность в клетку (чувство беспомощности) и эмоциональный дефицит. У большинства сотрудников в стадии формирования находятся такие симптомы как тревога и депрессия, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезорганизация. Таким образом, у медицинских работников данной группы страдает в основном эмоциональная сфера.Результаты соотношения медработников с различным уровнем выраженности фаз эмоционального выгорания отражены на рисунке 7.Рис. 7. Соотношение медработников с различным уровнем выраженности фаз эмоционального выгорания.По результатам видно, что большинство медработников имеют находящиеся в стадии формирования фазы напряжения и резистенции. Фаза истощения у большинства испытуемых не выражена, однако у 40% испытуемых она находится в стадии формирования. 20% сотрудников имеют сформировавшуюся фазу напряжения и 24% медработников имеют сформировавшуюся фазу резистенции.Результаты по группе по личностному опроснику Г. Айзенка представлены в таблице 12.Таблица 12Результаты по личностному опроснику Г. АйзенкаШкалыХср.σЭкстраверсия 11,65,8Нейротизм8,95,4Психотизм5,63,8Шкала лжи3,92,0В целом по группе медработников планового профиля можно сказать, что им присущи как качестваамбивертов, то есть как экстравертов (общительность, необходимость в контактах), так и интровертов (склонность к самоанализу, замкнутость). Разброс значений говорит о том, что в группе большое количество как интровертов, так и экстравертов. Группе медработников присуща некоторая эмоциональная нестабильность, возможно ситуативная. Небольшой разброс значений говорит о том, что в данной группе испытуемых больше эмоционально устойчивых работников или средне устойчивых, то есть ситуативно проявляющих эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, склонность к раздражительности. В группе испытуемых в целом психотизм не выражен, однако разброс значений говорит о том, что есть испытуемые как с отсутствием психотизма, так и склонные к нему (неадекватность эмоциональных реакций, высокая конфликтность, неконтактность). Однако, работники с выраженнымпсихотизмом, эмоциональной неадекватностью, кому нежелательно работать с людьми, находятся в меньшинстве.Результаты соотношения медработников планового профиля с различной выраженностью экстраверсии, нейротизма и психотизма отражены на рисунке 8.Рис. 8. Результаты соотношения медработников с различной выраженностью экстраверсии, нейротизма и психотизма.По результатам соотношения видно, что большинство медицинских работников планового профиля обладают чертами амбивертов, эмоционально устойчивы и адекватны. Однако следует отметить, что 36%испытуемых имеет выраженную склонность к эмоциональной неадекватности и 40% имеют склонность к эмоциональной неустойчивости.Результаты по группе по методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко представлены в таблице 13.Таблица 13Результаты по методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. БойкоШкалыХср.σРациональный канал эмпатии4,70,9Эмоциональный канал эмпатии4,81,0Интуитивный канал эмпатии3,41,2Установки, способствующие эмпатии4,80,9Проникающая способность в эмпатии4,21,2Идентификация в эмпатии4,91,0Общий уровень эмпатии26,93,6По результатам теста выявлено, что в среднем, медицинские работники планового профиля имеют средний уровень эмпатии.Наиболее выраженными у испытуемых являются: идентификация, рациональный и эмоциональный канал эмпатии, а также установки, способствующие эмпатии. То есть они способныпонять другого на основе со переживаний, постановки себя на место партнера,направлять внимание, восприятие и мышлениена сущность другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Способны входить в одну эмоциональную "волну" с окружающими. Результаты соотношения медработников планового профиля с разным уровнем эмпатийных способностей отражены на рисунке 9.Рис. 9. Результаты соотношения медработников с разным уровнем эмпатии.Результаты соотношения показали, что большинство медицинских работников планового профиля (64%) имеют средний уровень эмпатии. Почти четверть группы (24%) имеют высокие эмпатические способности, меньшинство (12%) имеют заниженный уровень эмпатии, низкий уровень эмпатии не встречается в данной группе медицинских работников.Результаты по группе по тесту С. Розенцвейга представлены в таблице 14.Таблица 14Результаты теста рисуночной фрустрации С. РозенцвейгаШкалыПараметры Хср.σОD – препятственно-доминантная направленностьБаллы 6,52,5%27,1%ЕD – эго-защитная направленностьБаллы 10,73,2%44,5%NP – потребностно-неустойчивая направленностьБаллы 6,82,2%28,4%Е – экстрапунитивнаянаправленностьБаллы 10,12,0%42,1%I – интропунитивнаянаправленностьБаллы 6,22,2%25,8%М – импунитивнаянаправленностьБаллы 7,72,2%32,1%GCR (степень социальной адаптивности)Баллы 8,72,5%62,1%По результатам теста можно сказать, что медицинским работникам присуще в большей степени эго – защитные реакции на фрустрацию. То есть, их«Я» играет большую роль в ответе на фрустрацию, испытуемые или порицают кого-нибудь, или же согласны отвечать, или отрицают ответственность вообще. По направленности преобладают экстропунитивные реакции, то есть обращенность на других. То есть фрустрирующую ситуациюони выделяют, подчёркивая наличие фрустрирующего обстоятельства, препятствия, могут предъявлять обвинение другим, отрицая свою вину, и выдвигать требования к другому конкретному лицу исправить фрустрирующую ситуацию.При сравнении с нормамиу испытуемых данной группы завышена импунтивная направленность. Остальные показатели в норме. Можно сказать, что в данной группе медицинских работников испытуемые адекватно реагируют на фрустрирующую ситуацию, иногда возможно, преувеличивая роль обстоятельств и снижая ответственность как свою, так и других людей.По степени социальной адаптивности можно сказать, что в среднем, группа медицинских работников хорошо адаптирована.Соотношение испытуемых с разным уровнем социальнойадаптированности отражено на рисунке10.Рис. 10. Результаты соотношения медработников с разным уровнем социальной адаптации.По соотносительным данным видно, что большинство испытуемых (44%) хорошо адаптированы в социуме. Однако, более четверти группы (28%) имеют низкий уровень социальной адаптации ичасто подвергаются конфликтным ситуациям.3.3. Сравнительные результаты особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профилем деятельностиСравнение результатов методик между группами медицинских работников экстренного и планового профиля проводилось с помощью статистической методики t-критерий Стьюдента в программе STATISTIKA 7.0.Результаты сравнения представлены в таблице 15 Приложения 7.Статистический анализ вывил некоторые значимые различия по результатам методик в двух группах медработников.Так, значимые различия выявлены по симптому «переживание психотравмирующих ситуаций» (t=2,4; р≤0,05). Таким образом, медицинские работники экстренного профиля в большей степени осознают психотравмирующие факторы своей деятельности, которые трудно устранить. Значимые различия выявлены по симптому «редукция профессиональных обязанностей» (t=2,3; р≤0,05). Таким образом, медицинские работники планового профилячаще пытаются облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, обделяют окружающих вниманием. Значимые различия выявлены по симптому «личностная отстраненность» (t=3,5; р≤0,01).Таким образом, медицинские работники экстренного профиля чаще чувствуют антигуманистический настрой, приходят к выводу, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. Значимые различия выявлены по рациональному каналу эмпатии (t=2,1; р≤0,05).Таким образом, медицинские работники планового профилячаще испытывают спонтанный интерес к другому, чаще направляют внимание, восприятие и мышлениена сущность другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Значимые различия выявлены по эмоциональному каналу эмпатии (t=3,9; р≤0,01). Таким образом, медицинские работники планового профиля более эмоционально отзывчивы, способны входить в одну эмоциональную "волну" с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Значимые различия выявлены по интуитивному каналу эмпатии (t=3,1; р≤0,01). Таким образом, медицинские работники экстренного профиля в большей степени способны видеть поведение партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Значимые различия выявлены по установкам, способствующим эмпатии (t=5,0; р≤0,01).Таким образом, медицинские работники планового профиля имеют больше установок, облегчающих действие всех эмпатических каналов.  Значимые различия выявлены по идентификации в эмпатии (t=5,0; р≤0,01). Таким образом, медицинские работники планового профиля в большей степени проявляютумения понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. Значимые различия выявлены по общему уровню эмпатии (t=3,9; р≤0,01). Таким образом, медицинские работники планового профиля имеют более выраженные эмпатические способности, нежели медицинские работники экстренногопрофиля.Значимые различия выявлены по препятственно – доминантному типу реакций при фрустрирующих обстоятельствах (t=2,8; р≤0,05). Таким образом, медицинские работники экстренного профиля в большей степениподчеркивают препятствия, вызвавшее фрустрацию.Значимые различия выявлены по эго – защитному типу реакций при фрустрирующих обстоятельствах (t=2,9; р≤0,05). Таким образом, медицинские работники планового профиля в большей степенификсируются на «Я» субъекта.Значимые различия выявлены по экстрапунтивной направленности реакций при фрустрирующих обстоятельствах (t=6,0; р≤0,01). Таким образом, медицинские работники планового профиля в большей степенисклонны обвинять других, обстоятельства во фрустрирующих ситуациях, требовать разрешения ситуации от других.Значимые различия выявлены по интропунтивной направленности реакций при фрустрирующих обстоятельствах (t=6,2; р≤0,01). Таким образом, медицинские работники экстренного профиля в большей степенисклонны обвинять себя во фрустрирующих ситуациях, оправдывать себя или брать на себя ответственность за решение ситуации.Таким образом, у медицинских работников экстренного профиля при эмоциональном выгорании происходит быстрое понимание психотравмирующих факторов на работе, а также обесценивание своей работы, что может быть связано с высокой смертностью в отделениях экстренной помощи. У медицинских работников экстренного профиля значительную роль в работе играет интуиция, и соответственно интуиционный канал эмпатии, что может быть связано с тем, что больные в экстренных отделениях часто не могут сообщить о себе точных сведений, и времени на детальное обследование не хватает. В результате работники должны действовать, основываясь на своей интуиции, опыте. Что касается более низкого уровня эмпатии, это может быть связано с тяжестью заболеваний, высокой смертностью больных в отделениях экстренной помощи. Человек с высоким уровнем эмпатии не сможет длительно работать в таких условия. При стрессовых фрустрирующих обстоятельствах медицинские работники экстренного профиля склонны брать ответственность на себя, подчеркивая обстоятельства возникшей ситуации. Это также может быть связано со спецификой деятельности – в экстренных ситуациях с больными часто только от медработника зависит их жизнь и здоровье, что формирует высокую личную ответственность за других.Медицинские работники планового профиля при эмоциональном выгорании пытаются оградить свою эмоциональную сферу, сократить внимание, уделяемое окружающим. Это может быть связано с тем, что работники данного профиля вынуждены контактировать с одними и теми же больными очень длительное время. У медицинских работников планового профиля значительную роль в работе играет идентификационный, эмоциональный и рациональный канал эмпатии, что может быть связано с тем, что работникам необходимо войти в положение больного, заинтересоваться им, понять, чтобы правильно действовать. При стрессовых фрустрирующих обстоятельствах медицинские работники планового профиля склонны защищать себя, обвиняя обстоятельства и других людей. Это может быть связано со спецификой деятельности – при плановом лечении ответственность за здоровье и жизнь больного разделяется множеством людей.Выводы по главе III1. При исследовании особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников экстренного профиля выяснилось, что, в основном, в данной группе симптомы эмоционального выгорания выражены в средней степени. Большинство работников имеют, в основном, хорошее самочувствие, в меру бодры, чаще всего активны, жизнерадостны, уверенны, выносливы и работоспособны, проявляют внимание к пациентам и к коллегам, но мало увлечены профессиональной деятельностью, часто отмечают у себя усталость, мрачное настроение и снижение работоспособности.2. У медицинских работников экстренного профиля все фазы эмоционального выгорания находятся в стадии формирования. Но у них в среднем сложился такой симптом как переживание травмирующих ситуаций. Остальные симптомы находятся в стадии формирования. Большинство сотрудников обладают чертами амбивертов, эмоционально устойчивы и адекватны. Однако, что треть группы имеет склонность к эмоциональной неадекватности.3. Большинство медицинских работников экстренного профиля имеют средний или заниженный уровень эмпатии. Наиболее выраженными являются интуитивный и рациональный канал эмпатии, а также проникающая способность в эмпатии. Работникам присущи в большей степени препятственно – доминантные и эго – защитные и интропунитивные реакции на фрустрацию. Характерным является чрезмерное принятие ответственности на себя во фрустрирующих ситуациях и освобождение от ответственности других. В среднем, группа медицинских работников слабо адаптирована.4. При исследовании особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников планового профилявыяснилось, что, в основном, симптомы эмоционального выгорания у них выражены в средней степени.Большинство имеют, в основном, хорошее самочувствие, бодры, чаще всего активны, жизнерадостны, уверенны, выносливы и работоспособны, проявляют внимание к пациентам и к коллегам. 5. Все фазы эмоционального выгорания у испытуемых находятся в стадии формирования и у испытуемых нет сложившихся симптомов. Большинство медицинских работников планового профиля обладают чертами амбивертов, эмоционально устойчивы и адекватны. 6. Большинство медицинских работников планового профиля имеют средний уровень эмпатии. Наиболее выраженными у испытуемых являются: идентификация, рациональный и эмоциональный канал эмпатии, а также установки, способствующие эмпатии.Медицинским работникам присущи в большей степени эго – защитные реакции на фрустрацию и экстропунитивные реакции, то есть обращенность на других. В данной группе медицинских работников испытуемые адекватно реагируют на фрустрирующую ситуацию, иногда возможно, преувеличивая роль обстоятельств и снижая ответственность как свою, так и других людей.7. При статистическом анализе выявились значимые различия в группах. У медицинских работников экстренного профиля при эмоциональном выгорании происходит быстрое понимание психотравмирующих факторов, значительную роль в работе играет интуиционный канал эмпатии, более низкий уровеньэмпатии может быть связан с тяжестью заболеваний, высокой смертностью больных в отделениях экстренной помощи. При стрессовых фрустрирующих обстоятельствах медицинские работники экстренного профиля склонны брать ответственность на себя. Медицинские работники планового профиля при эмоциональном выгорании пытаются оградить свою эмоциональную сферу, сократить внимание, уделяемое окружающим. У них более значительную роль в работе играет идентификационный, эмоциональный и рациональный канал эмпатии. При стрессовых фрустрирующих обстоятельствах они склонны защищать себя, обвиняя обстоятельства и других людей. ЗаключениеЦелью данного исследованияявлялось изучение особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профилем деятельности. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализавыяснилось, чтосиндром эмоционального выгорания характеризуется эмоциональным истощением, развитием отрицательной самооценки, негативным отношением к работе. Обычно развитие выгорания проходит через фазы напряжения, сопротивления нарастающему стрессу и истощения.Единых взглядов по вопросуэтиопатогенеза выгорания не существует. Считается, что синдром выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Вклад той или иной составляющей в динамику его развития различен. Деятельность медицинских работников имеет ряд специфических особенностей: ответственность, повышенное внимание к людям и их проблемам, напряженность рабочей обстановки и т.д., что может привести к эмоциональному истощению. Среди медицинских работников различных специальностей отмечается значительная распространенность синдрома эмоционального выгорания, со сложной его детерминированностью различными факторами. На развитие синдрома эмоционального выгорания могут влиять социальные, профессиональные, личностные факторы. Кроме того, в каждой медицинской сферы добавляются специфические факторы, характерные для того или иного профиля деятельности.В эмпирическом исследовании особенностей синдрома эмоционального выгорания приняли участие 49 человек, разделенные на две группы: работники экстренной медицинской помощи – 24 человека и работники плановой медицинской помощи – 25 человек.В ходе эмпирического исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза: медицинские работники экстренной медицинской помощи более подвержены эмоциональному выгоранию, чем работники отделений плановой помощи.В частности выяснилось, что медицинские работники экстренного профиля часто отмечают у себя усталость, мрачное настроение и снижение работоспособности. У них сформировавшееся выраженное понимание психотравмирующих факторов на работе, более низкий уровень эмпатии, что может быть связано как с тяжестью заболеваний, высокой смертностью больных в отделениях экстренной помощи, так и с эмоциональной отстраненностью. При этом значительную роль в работе играет интуиционный канал эмпатии, приходится принимать решения при недостатке информации, также при фрустрирующих обстоятельствах они склонны брать ответственность на себя, что в свою очередь может являться значительным стрессогенным фактором. Медицинские работники планового профиля чаще пытаются оградить свою эмоциональную сферу, сократить внимание, уделяемое окружающим. У них более значительную роль в работе играет идентификационный, эмоциональный и рациональный канал эмпатии, а при стрессовых фрустрирующих обстоятельствах они склонны защищать себя, обвиняя обстоятельства и других людей. Можно сказать, данная группа медработников более социально адаптирована.Список литературыАвхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – № 2. – С. 25–29.Ануфриев А.Ф., Барабанщикова Т.А., Рыжкова А. Н.Психологические методики изучения личности : Практикум/ Под ред. Проф. А.Ф. Ануфриева. – м.: Ось – 89, 2009. – 304 с.Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – № 1. – С. 54.Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб., 2004.Белов В.М. Психология здоровья/В.М. Белов. – СПб.: Алетейя, 1997. – 231 с.Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. – СПб., 1998.Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.Боллз Э.В. Учитесь жить с Синдромом Хронической Усталости / Э.В. Боллз. – М., 1995. Васильков А.М., Василькова А.П., Ковалев А.С., Сошкин П.А. Формирование и развитие профессионально важных качеств врачей // Ананьевские чтения – 2001. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2001. С. 145–146.Васильков А.М., Иванов С.С. Динамика мотивационных установок к профессии военного врача в процессе обучения в военно-медицинском вузе // Ананьевские чтения – 97. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997. С. 62–63.Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. – СПб.: Питер, 2008.Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник С.-Петерб. ун-та, сер.6, Вып. 2 (№ 13). 1997. С. 84–90.Выговская Е.М., Пырков С.Г. Некоторые особенности эмоционального выгорания у медицинских работников различных специальностей // Медицинская психология, 2009, № 4.Глуханюк Н., С. Практикум по психодиагностике: Учеб. Пособие / Н.С. Глуханюк. – 4 –е изд., стер. – М. : Издательство Московского психолого – социального института ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – 208 с. – (Серия «Библиотека психолога»).Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002.Гуреева И. Л. Качество жизни и «эмоциональное выгорание» у медицинских работников// Ананьевские чтения – 2005. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 304–306.Джуэлл Л.Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2001.Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.Круглова Е.В. Личностные особенности среднего медицинского персонала, работающего в реанимационном отделении. Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. № 714.Крупская Д.А., Мараховская С.В. Психогигиена медицинских работников – Минск: БГМУ., 2009.Лещинский Л. А. Деонтология в практике терапевта. – М., 1989.Лукьянов В. В., Малышева К. П. Структура защитной психологической сферы врачей общесоматической клиники // Ананьевские чтения – 2005. Материалы научно - практической конференции. СПб., 2005. С. 319–321.Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенционального анализа. //Вопросы психологии, 2008, № 2, с. 3-16.Малышева Н. С. Синдром «эмоционального сгорания» у врачей. Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. № 236.Манеров В.Х. Математическое обеспечение психологических исследований: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 144 с.Мельников А. В., Семенов Д. А. Синдром эмоционального выгорания у работников отделений реанимации и анестезии // Ананьевские чтения – 2005. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 325–327.Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости. – СПб.: Речь, 2009.Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001; 22: 1: с. 90–101.Ореховский В. И., Витенко И. С., Кондратенко Г. П. Формирование психологической готовности молодежи к медицинскому труду. Киев, 1989.Петрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей: учебное пособие/ Н. Н. Петрова. –М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 320с.Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина – В 2х-т. – Т. 1. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 312 с.Психология профессионального здоровья. /Под ред. Г.С. Никифорова – СПб.: Речь, 2006.Ронгинская Т.И. Организационные факторы удовлетворенности трудом как показатель психического здоровья сотрудников // Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы. – Сборник научных статей, выпуск 5. – СПб.: Институт бизнеса и права, 2008.Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Ронгинская//Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С.85–95.Саблина Т.А., Бутенко Т.В. Профессиональное выгорание и трудовая мотивация медицинских сестер. – М.: Вестник МГГУ: серия Педагогика и психология, 2010.Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002; 7: с. 3–9.Современный психологический словарь под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко-СПб.: ПРАЙН-ЕВРО-ЗНАК, 2006.Соловьева С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача. – СПб.: ГОУВПО СПбГМА им. И.И. Мечникова, МЗ РФ, 2001. – 54с.Социально-психологические основы профессиональной деятельности врача / под ред. Н.Г.  Незнанова. – СПб, 2004. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006.Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. Фельдман И.Л. Особенности копинг-стратегий и защитных механизмов у медицинских работников \\ Акмеология, научно-практический журнал, №3, 2012. С.78-83.Херцберг Ф., Mocнер Б., Снидерман Б.Мотивация к работе. – М.: Вершина, 2007.Ширинский В. Слуга народа или нахлебник у государства/В. Ширинский//Интернет: http://www.medvestnik.ru/Gazette/2002/03/p06-02.htmlЩербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).Cherniss C. The role of professional self efficacy in the etiology and amelioration of burnout/C. Cherniss//In Professional burnоut: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. – London: Taylor and Francis, 1993. – P. 135–149.Hobfoll S.E., Freedy J. Conservation of resources: A general stress theory applied to burnout/S.E. Hobfoll, J. Freedy//In Professional burnout: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. – London: Taylor and Francis, 1993. – P. 115–129.MaslachС., Jackson S.E., Leiter M.P. MaslachBumout Inventory Manual (Third Edition). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996. Приложения

Список литературы
1. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – № 2. – С. 25–29.
2. Ануфриев А.Ф., Барабанщикова Т.А., Рыжкова А. Н.Психологические методики изучения личности : Практикум/ Под ред. Проф. А.Ф. Ануфриева. – м.: Ось – 89, 2009. – 304 с.
3. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – № 1. – С. 54.
4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб., 2004.
5. Белов В.М. Психология здоровья/В.М. Белов. – СПб.: Алетейя, 1997. – 231 с.
6. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. – СПб., 1998.
7. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
8. Боллз Э.В. Учитесь жить с Синдромом Хронической Усталости / Э.В. Боллз. – М., 1995.
9. Васильков А.М., Василькова А.П., Ковалев А.С., Сошкин П.А. Формирование и развитие профессионально важных качеств врачей // Ананьевские чтения – 2001. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2001. С. 145–146.
10. Васильков А.М., Иванов С.С. Динамика мотивационных установок к профессии военного врача в процессе обучения в военно-медицинском вузе // Ананьевские чтения – 97. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997. С. 62–63.
11. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. – СПб.: Питер, 2008.
12. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.
13. Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник С.-Петерб. ун-та, сер.6, Вып. 2 (№ 13). 1997. С. 84–90.
14. Выговская Е.М., Пырков С.Г. Некоторые особенности эмоционального выгорания у медицинских работников различных специальностей // Медицинская психология, 2009, № 4.
15. Глуханюк Н., С. Практикум по психодиагностике: Учеб. Пособие / Н.С. Глуханюк. – 4 –е изд., стер. – М. : Издательство Московского психолого – социального института ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – 208 с. – (Серия «Библиотека психолога»).
16. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002.
17. Гуреева И. Л. Качество жизни и «эмоциональное выгорание» у медицинских работников// Ананьевские чтения – 2005. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 304–306.
18. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2001.
19. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
20. Круглова Е.В. Личностные особенности среднего медицинского персонала, работающего в реанимационном отделении. Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. № 714.
21. Крупская Д.А., Мараховская С.В. Психогигиена медицинских работников – Минск: БГМУ., 2009.
22. Лещинский Л. А. Деонтология в практике терапевта. – М., 1989.
23. Лукьянов В. В., Малышева К. П. Структура защитной психологической сферы врачей общесоматической клиники // Ананьевские чтения – 2005. Материалы научно - практической конференции. СПб., 2005. С. 319–321.
24. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенционального анализа. //Вопросы психологии, 2008, № 2, с. 3-16.
25. Малышева Н. С. Синдром «эмоционального сгорания» у врачей. Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. № 236.
26. Манеров В.Х. Математическое обеспечение психологических исследований: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 144 с.
27. Мельников А. В., Семенов Д. А. Синдром эмоционального выгорания у работников отделений реанимации и анестезии // Ананьевские чтения – 2005. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 325–327.
28. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости. – СПб.: Речь, 2009.
29. Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
30. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001; 22: 1: с. 90–101.
31. Ореховский В. И., Витенко И. С., Кондратенко Г. П. Формирование психологической готовности молодежи к медицинскому труду. Киев, 1989.
32. Петрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей: учебное пособие/ Н. Н. Петрова. –М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 320с.
33. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина – В 2х-т. – Т. 1. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 312 с.
34. Психология профессионального здоровья. /Под ред. Г.С. Никифорова – СПб.: Речь, 2006.
35. Ронгинская Т.И. Организационные факторы удовлетворенности трудом как показатель психического здоровья сотрудников // Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы. – Сборник научных статей, выпуск 5. – СПб.: Институт бизнеса и права, 2008.
36. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Ронгинская//Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С.85–95.
37. Саблина Т.А., Бутенко Т.В. Профессиональное выгорание и трудовая мотивация медицинских сестер. – М.: Вестник МГГУ: серия Педагогика и психология, 2010.
38. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002; 7: с. 3–9.
39. Современный психологический словарь под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко-СПб.: ПРАЙН-ЕВРО-ЗНАК, 2006.
40. Соловьева С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача. – СПб.: ГОУВПО СПбГМА им. И.И. Мечникова, МЗ РФ, 2001. – 54с.
41. Социально-психологические основы профессиональной деятельности врача / под ред. Н.Г. Незнанова. – СПб, 2004.
42. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006.
43. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002.
44. Фельдман И.Л. Особенности копинг-стратегий и защитных механизмов у медицинских работников \\ Акмеология, научно-практический журнал, №3, 2012. С.78-83.
45. Херцберг Ф., Mocнер Б., Снидерман Б. Мотивация к работе. – М.: Вершина, 2007.
46. Ширинский В. Слуга народа или нахлебник у государства/В. Ширинский//Интернет: http://www.medvestnik.ru/Gazette/2002/03/p06-02.html
47. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
48. Cherniss C. The role of professional self efficacy in the etiology and amelioration of burnout/C. Cherniss//In Professional burnоut: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. – London: Taylor and Francis, 1993. – P. 135–149.
49. Hobfoll S.E., Freedy J. Conservation of resources: A general stress theory applied to burnout/S.E. Hobfoll, J. Freedy//In Professional burnout: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. – London: Taylor and Francis, 1993. – P. 115–129.
50. Maslach С., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Bumout Inventory Manual (Third Edition). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой синдром эмоционального выгорания?

Синдром эмоционального выгорания - это состояние, которое возникает у людей, испытывающих долгосрочное перенапряжение и стресс в результате работы, требующей непосредственного взаимодействия с людьми. Он характеризуется усталостью, эмоциональным и физическим истощением, а также отчуждением от работы и пациентов.

Какие факторы могут спровоцировать синдром эмоционального выгорания?

Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания, включают высокую эмоциональную нагрузку, недостаток поддержки со стороны коллег и руководства, низкий уровень вознаграждения, длительные рабочие часы, негативное отношение пациентов и бюрократические неурегулированные обязанности.

Какие особенности профессиональной деятельности медицинских работников могут способствовать развитию синдрома эмоционального выгорания?

Профессиональная деятельность медицинских работников характеризуется постоянным контактом с пациентами, высокой ответственностью и обязанностями, несправедливым распределением рабочей нагрузки, недостатком времени для отдыха и личной жизни, а также высокой вероятностью сталкиваться с травматичными ситуациями и личными потерями пациентов.

Какие факторы способствуют эмоциональному выгоранию у медицинских работников?

Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию у медицинских работников, включают перегрузку работы, недостаток поддержки и признания со стороны коллег и руководства, высокий уровень тревожности, негативное отношение пациентов, недостаток времени для отдыха и личной жизни, а также недостаток вознаграждения и удовлетворения от профессии.

Чем определяется психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников?

Психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников определяется накоплением хронической эмоциональной и психофизиологической усталости, вызванной перегрузкой и стрессом на рабочем месте.

Какие факторы могут спровоцировать развитие синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников?

Развитие синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников может быть спровоцировано факторами, такими как высокая нагрузка, недостаток ресурсов, сложность работы с пациентами, конфликтные ситуации, отсутствие поддержки со стороны коллег и руководства.

Какие особенности профессиональной деятельности медицинских работников разных профилей могут влиять на развитие синдрома эмоционального выгорания?

Особенности профессиональной деятельности медицинских работников разных профилей, таких как врачи, медсестры, парамедики, могут влиять на развитие синдрома эмоционального выгорания в разной степени. Например, у врачей большее влияние может оказывать работа с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями, а у медсестер - недостаток времени и постоянная необходимость поддерживать контакт с больными.

Какие факторы могут способствовать эмоциональному выгоранию у медицинских работников?

Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию у медицинских работников, могут включать перегрузку работой, неполное понимание пациентами, отсутствие признания и поддержки со стороны коллег и руководства, низкий уровень вознаграждения, недостаток контроля над своей работой и недостаток ресурсов.

Какие меры предлагаются для снижения риска развития синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников?

Для снижения риска развития синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников предлагается проведение тренингов по управлению эмоциями и стрессом, организация поддерживающей среды на рабочем месте, улучшение условий труда и руководства, а также создание системы психологической поддержки.