Информационные таможенные технологии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Таможенное дело
  • 7878 страниц
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 18.12.2013
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание 2
Введение 3
1. Теоретические основы использования информационных технологий в таможенных органах 8
1.1.Правовые основы использования информационных технологий в таможенных органах 8
1.2. Роль информационных технологий в деятельности таможенных органов 13
2. Особенности использования информационных технологий в Северо-западном таможенном управлении 22
2.1. Структура системы управления в таможенных органах: ключевые характеристики 22
2.2. Общая характеристика Северо-западного таможенного управления 32
2.3. Анализ использования информационных технологий в Северо-западном таможенном управлении 41
2.4. Основные проблемы использования информационных технологий в Северо-западном таможенном управлении 49
3. Меры по повышению эффективности использования информационных технологий в Северо-западном таможенном управлении 54
3.1. Характеристика мер повышения эффективности использования информационных технологий в Северо-западном таможенном управлении 54
3.2. Рекомендации по повышению профессиональной информационной компетентности государственных служащих Северо-западного таможенного управления 62
Заключение 69
Список использованных источников 75
Фрагмент для ознакомления

Информационное обеспечение СЗТУ включает:
источники информации о деятельности СЗТУ;
создание полного электронного обеспечения СЗТУ начиная от сайта и заканчивая предоставлением электронных услуг;
формы связи с участниками ВЭД
наличие единой информационной базы.
В III блоке Модели информационного взаимодействия в системе управления СЗТУ представлены результаты моделирования, полученные в процессе поэтапной реализации предложенной модели в соответствии с решаемыми задачами. Более детальное представление II и III блоков модели информационного взаимодействия в системе управления социальной защитой предложено далее на рис.3.2.











Рис. 3.2.Основные виды информации в системе СЗТУ

В частности информация имеет следующую структуру:
управляющая информация;
информация, влияющая на управление;
осведомительная информация.
Как видно из вышеприведенного рисунка 3.2, базис представленной модели составляют основные виды информации, взаимодействующие в системе СЗТУ. В качестве субъектов управления выступают непосредственно таможни и таможенные посты и участники ВЭД (рис.3.3).













Рис.3.3 Взаимодействие основных видов информации между субъектами управления в СЗТУ

Демонстрируется взаимодействие перечисленных видов информации между субъектами управления в системе СЗТУ на рис.3.3 объектом управления в данной системе выступают потребности участников ВЭД, а также электронные услуги оказываемые участникам ВЭД в рамках таможенного оформления и таможенного контроля.
Модель включает в себя основные составляющие единой информационной базы данных, которая выступает связующим звеном между основными субъектами управления СЗТУ и участников ВЭД.
Единая информационная база данных служит накопителем всей информации, касающейся существующих законодательных актов, предоставляемых и поступивших документов в СЗТУ, а также является источником получения участниками ВЭД всей вышеперечисленной информации. Предложенная единая информационная база данных в широком смысле является концептуальным (основополагающим) объектом, отражающим общую деятельность всей системы СЗТУ и служит базовым элементом в управлении данной системой.
Совершенствование деятельности СЗТУ должно быть связано с развитием информатизации СЗТУ, а конкретно таможен, укреплением материально-технической базы, оцифровкой фондов и научно-справочного аппарата, обеспечением доступа к документам через информационные ресурсы и поэтапным решением электронного декларирования до показателя 100 %.
Для решения задач по оптимизации процессов управления материально-техническим обеспечением в будущем необходимо осуществить комплекс мероприятий организационного и экономического характера. Одним из необходимых условий является обсуждение и осуществление целей, задач и мероприятий по совершенствованию материально- технического обеспечения таможен СЗТУ.
Таким образом, касаясь мер совершенствования управления таможенными органами, в рамках деятельности СЗТУ необходимо следующее:
- охватить центрами электронного декларирования все 15 таможен, которые находятся в регионе действия СЗТУ.
- разработать эффективное информационного взаимодействие как по линии управления – на ведомственном уровне, так и по линии СЗТУ – участники ВЭД, например, в рамках деятельности в ВТО, в ТС;
- достигнуть показателя электронного декларирования до 100 %.
- усилить информированность участников ВЭД о возможных электронных услугах в СЗТУ;
- усилить механизм контроля за информацией.
Применение современных информационных технологий, несомненно, является необходимым условием создания эффективной системы управления таможенными органами в рамках деятельности СЗТУ, но большое значение имеет и повышение информационной компетентности служащих СЗТУ, о чем речь пойдет в следующем параграфе.


3.2. Рекомендации по повышению профессиональной информационной компетентности государственных служащих Северо-западного таможенного управления


Совершенствование нормативной правовой базы СЗТУ по вопросам совершенствования коммуникативной компетентности служащих таможенных органов будет продолжаться в связи с изменением федерального и регионального законодательства по этому вопросу. Предусматривается участие служащих СЗТУ в семинарах, конференциях, проводимых как на базе аппарата управления СЗТУ, так и на базе таможен и учебных заведений, а также обучение на краткосрочных курсах повышения квалификации и по программам переподготовки в области внедрения информационных технологий и их использования в деятельности таможенных органов.
Основными правовыми основами совершенствования будут являться:
- разработка проектов правовых актов ведомственного уровня (СЗТУ) по вопросам повышения профессиональной компетентности служащих СЗТУ на основе информационных технологий;
- обеспечение соответствия данных правовых актов, регулирующих требованиям действующего таможенного законодательства;
- формирование правовых основ эффективной системы управления службой в таможенных органах СЗТУ.
Помимо вышеперечисленных ключевых правовых основ, следует отнести как одно из средств оптимизации деятельности таможенных органов еще и мониторинг состояния кадрового состава служащих СЗТУ. Который должен включать в себя проведение следующих мероприятий:
профессиональная переподготовка,
повышение квалификации,
Необходимо разработать Положение СЗТУ «О совершенствовании документационного обеспечения управления (ДОУ) таможен в зоне действия СЗТУ», которое, должно содержать следующие принципиальные направления:
системное (принципы и формы) обеспечение прозрачности деятельности таможен СЗТУ;
эффективную двустороннюю информационную связь от таможен СЗТУ к участникам ВЭД;
формирование единого информационного пространства;
действенный мониторинг информационных потребностей участников ВЭД;
- постоянную работу по обеспечению качественного наполнения системы взаимодействия информационными ресурсами и др.
Для развития профессиональной компетентности служащих СЗТУ в области применения информационных технологий необходима направленность процесса их подготовки на активную познавательную и профессиональную деятельность.
Познавательная активность служащих СЗТУ в области применения информационных технологий выражается в волевых действиях, деятельном состоянии, усиленной познавательной деятельности, всестороннем глубоком интересе к знаниям, напряженности внимания.
Достижение целей реформирования управления в области кадровой работы СЗТУ возможно при эффективной управленческой деятельности руководителей всех уровней управления.
При выработке стратегии в процессе формирования профессионального ядра успешность выполнения человеком какой-либо деятельности зависит и от наличия у него соответствующих знаний, умений, навыков, т. е. оттого, какие системы временных связей выработаны у него. Стоит отметить, что значимость образования и обучения для человека невероятно важна, и даже индивидуальные способности, хотя и зависят от природных задатков, являются всегда результатом развития личности.
Показатели результативности деятельности служащих СЗТУ в области применения информационных технологий должны отвечать следующим основным критериям:
1. Быть четко увязаны с целями и задачами информационного развития таможенных органов;
2. Отражать степень вклада каждого сотрудника в достижение целей и задач по информационному развитию СЗТУ;
3. Полностью отражать выполнение основных должностных обязанностей в рамках деятельности по электронному декларирования, по обработке данных предварительного предоставления сведений и др.;
4. Быть сформулированы таким образом, чтобы в максимальной степени воспроизводить непосредственное влияние служащего СЗТУ на динамику показателей результативности.
В рамках повышения профессиональной информационной компетентности служащих СЗТУ должны быть разработаны и внедрены шкала оперативности, основанная на коэффициентах, устанавливаемых за работу в срок, возможных задержках и т.п. Возможно введение шкалы результативности по количеству нарушений, сроку исполнения, объема выполняемых работ, рейтинговой системы.
Эффективная кадровая политика требует использования современных кадровых технологий для совершенствования программ подготовки при проведении конкурсов на замещение должностей гражданской службы, аттестации, формировании резерва кадров, плановой ротации кадров и др.
Очевидно, что использование известных технологий должно наполняться новым содержанием. В условиях системного реформирования государственной службы кадровая политика должна предъявлять серьезные требования не только к подготовке, повышению квалификации, но и к оценке гражданских служащих и результатов их служебной деятельности. В этой связи неуклонно возрастает значение аттестации как административно-правовой формы и оценки профессиональных и других качеств служащих СЗТУ.
Главной тенденцией современных теорий оценки результативности является смещение акцента от измерения затрат на измерение и мониторинг результатов.
Для оценки результатов профессиональной служебной деятельности служащего СЗТУ должны использоваться показатели её эффективности и результативности.
В организации труда:
- производительность (выполняемый объем работ);
- результативность (мера достижения поставленных целей);
- интенсивность труда (способность в короткие сроки выполнять определенный объем работ);
- соблюдение трудовой дисциплины;
- своевременность и оперативность выполнения поручений и распоряжений в установленные законодательством, должностным регламентом или руководством сроки.
По качеству выполненной работы:
- подготовка документов в соответствии с установленными требованиями;
- полное и логичное изложение материала;
- юридически грамотное составление документа;
- отсутствие стилистических и грамматических ошибок.
По профессиональному соответствию:
- профессиональная компетентность (знание законодательных, нормативных правовых актов, широта профессионального кругозора, умение работать с документами);
- способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи руководителя или старшего по должности;
- способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;
- творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новых компьютерных и информационных технологий;
- способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям;
- способность и желание к получению новых профессиональных знаний и навыков;
- осознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений;
- способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях.
Каждый показатель деятельности, в зависимости от его значимости, оценивается в процентах. Сумма оценок показателей деятельности должна составлять 100 %.
Оценка и общая оценка результативности деятельности осуществляется самим служащим СЗТУ с последующим подтверждением этой оценки руководителем. В дальнейшем самооценка руководителя подтверждается вышестоящим руководителем.
Механизм оценки результативности деятельности служащего СЗТУ в области электронных коммуникаций включает в себя три этапа:
- оценка исполнения каждого по отдельности показателя деятельности;
- общая оценка результативности деятельности в рамках таможенного оформления и таможенного контроля на основе электронных ресурсов;
- формулировка вывода о результативности деятельности на основе электронных ресурсов.
Эффективность предложенных мероприятий должна выглядеть следующим образом (таблица 3.2).

Таблица 3.2.
Эффективность мероприятий по повышению коммуникативной компетентности служащих СЗТУ

Название индикатора 2012
(базовый) 2013 2014 2015 Обеспеченность служащих средствами вычислительной техники, % 90 100 100 100 Уровень ежегодного обновления парка персональных компьютеров, % 0 10 10 10 Доля персональных компьютеров, подключенных к единой компьютерной сети, % 100 100 100 100 Доля персональных компьютеров, на которых организован доступ в сеть Интернет, % 90 100 100 100 Доля рабочих мест, обеспеченных корпоративной электронной почтой, % 100 100 100 100 Доля электронного декларирования, % 90 95 100 100 Доля рабочих мест, подключенных к системе электронного документооборота, % 100 100 100 100 Количество ЦЭД на базе таможен СЗТУ, % 3 4 7 10 Доля служащих профессионально компетентных в области электронного предоставления услуг СЗТУ, % 50 70 90 100
Предложенные мероприятия, а также обеспечение в рамках нормативно-правовых, финансовых и организационных ресурсов должно создать эффективную модель коммуникативной компетентности в СЗТУ.



Заключение


Данная работа была посвящена теме «Совершенствование управления таможенными органами на основе информационных технологий», вследствие этого целью данной работы являлась разработка мер по оптимизации деятельности таможенных органов посредством использования информационных технологий. Цель, поставленная в начале работы, была достигнута посредством решения следующих задач:
- определены понятие и система управления в таможенных органах;
- выявлена роль информационных технологий в деятельности таможенных органов;
- определены правовые основы использования информационных технологий в таможенных органах;
- представлена общая характеристика СЗТУ;
- проанализировано использование информационных технологий в СЗТУ;
- выявлены основные проблемы использования информационных технологий в СЗТУ;
- охарактеризованы меры повышения эффективности использования информационных технологий в СЗТУ;
- предложены рекомендации по повышению профессиональной информационной компетентности государственных служащих СЗТУ.
Основываясь на таможенном законодательстве Таможенного союза, нормативно-правовых актах РФ, а также на трудах специалистов по таможенному праву и ВЭД, были изучены и проанализированы все аспекты, касающиеся главного вопроса данной работы.
В заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать следующие определенные выводы:
Управление в таможенных органах основывается на публично-правовом характер деятельности. Единая система таможенных органов, которые, относятся к исполнительной власти, имеют собственное предназначение, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед государством.
Структура таможенных органов включает в себя ФТС России, территориальные и региональные таможенные органы.
Информационно-коммуникативное развитие таможенных органов в последние годы стала приоритетным направлением их деятельности. С помощью информатизации таможенных органов обеспечивается более высокое качество таможенного администрирования за счёт синхронизации процессов осуществления таможенных формальностей участниками внешней торговли и таможенными органами.
Внедрение электронного обмена данными позволяет не только повысить конкурентоспособность, но и значительно упростить внутренние процедуры на стадии оформления экспортно-импортных операций. В то же время передача конфиденциальной, секретной и юридически значимой информации в форме безбумажных сообщений может быть осложнена неопределенностью относительно их юридической силы или действительности, что требует реализации ряда инициатив на законодательном и исполнительном уровнях.
Правовой основой применения информационных технологий в таможенных органах на современном этапе являются Конституция РФ, федеральные и региональные акты, а также акты ведомственного уровня. К таким следует отнести: Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 г., Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании».
Отказ от бумажных технологий, реализация государственных услуг в электронном виде позволяют не только сократить время, затрачиваемое на осуществление таможенных формальностей, но также исключить личный контакт должностного лица таможенных органов и предпринимателя, потенциально опасный с точки зрения совершения коррупционных деяний.
На сегодняшний день в состав СЗТУ входит 15 таможен, в их числе 1 специализированная таможня (оперативная): Центральная и 1 областная (Московская).
Анализ применения информационных технологий в СЗТУ показывает, что к современным таможенным технологиям, используемым в СЗТУ, относятся: электронное декларирование, технология удаленного выпуска, предварительное информирование.
Сравнительный анализ 2011 и 2012 гг. по электронному декларированию в СЗТУ показывает, что с каждым годом количество электронных деклараций увеличивается. Если в 2011 г. было оформлено 1 млн. 077 816 электронных деклараций, то в 2012 г. их количество выросло до 1147874, что на 6,5 % больше по сравнению с 2012 г.
В настоящее время в СЗТУ функционируют 4 центра электронного декларирования. В 2012 году таможнями СЗТУ оформлено более миллиона деклараций на товары. По сравнению с 2011 годом количество деклараций увеличилось на 6,5 %.
За 12 месяцев 2012 года таможенными органами СЗТУ предварительная информация использовалась в автомобильных пунктах пропуска для выдачи разрешения на таможенный транзит товаров и транспортных средств 641 955 раз.
Касаясь проблем использования информационных технологий в СЗТУ, стоит отметить следующие проблемы:
- недостаточный охват центрами электронного декларирования в настоящее время ЦЭД охвачено только 4 таможни из 15, которые находятся в регионе действия СЗТУ.
- недостаточная разработанность информационного взаимодействия как по линии управления – на ведомственном уровне, так и по линии СЗТУ – участники ВЭД, например, в рамках деятельности в ВТО, в ТС;
- недостаточное электронное декларирование, в среднем охват составляет 90 %, необходимо достижение показателя до 100 %.
- недостаточная информативность участников ВЭД о возможных электронных услугах в СЗТУ;
- отсутствие механизма контроля за информацией;
- недостаточная профессиональная информационная компетентность служащих СЗТУ.
Основными направлениями совершенствования будут являться следующие мероприятия.
I. Развитие и совершенствование информационно-технической инфраструктуры;
- развитие и обеспечение эксплуатации единой компьютерной сети, СЗТУ, содействие развитию локальной вычислительной компьютерной сети СЗТУ, расширение функциональных возможностей в рамках новых ЦЭД (еще 11 ЦЭД необходимо);
- разработка регламентов и методических материалов в сфере использования информационно-коммуникационных технологий;
- приобретение, техническое обслуживание, ремонт, модернизация вычислительной, печатающей и копировальной техники;
- текущее регламентное обслуживание и администрирование автоматизированных рабочих мест;
- модернизация внутренней телекоммуникационной сети.
II. Текущее обслуживание и сопровождение информационных систем и программно-аппаратных комплексов:
1. сопровождение и обслуживание электронных баз;
2. создание инфраструктуры свободного доступа участников ВЭД к открытой информации;
3. внедрение элементов системы защиты информации в единой компьютерной сети.
Основными мерами совершенствования управления таможенными органами являются следующие:
- охватить центрами электронного декларирования все 15 таможен, которые находятся в зоне действия СЗТУ.
- разработать эффективное информационного взаимодействие как по линии управления – на ведомственном уровне, так и по линии СЗТУ – участники ВЭД например в рамках деятельности в ВТО, в ТС;
- достигнуть показателя электронного декларирования до 100 %.
- усилить информативность участников ВЭД о возможных электронных услугах в СЗТУ;
- усилить механизм контроля за информацией;
- повысить информационную компетентность служащих СЗТУ.
Для оценки результатов профессиональной служебной деятельности служащего СЗТУ должны использоваться показатели её эффективности и результативности.
- в организации труда;
- по качеству выполненной работы;
- по профессиональному соответствию:
Согласно предложенным мероприятиям к 2015 г. в рамках совершенствования управления таможенными органами в СЗТУ:
доля электронного декларирования должна увеличиться с 90 % до 100 % - эффект составит 10 %
количество ЦЭД на базе таможен СЗТУ должна увеличиться с 4-х в 2013 г. до 10-ти в 2015 г.
доля служащих профессионально компетентных в области электронного предоставления услуг СЗТУ, должна увеличиться с 70 % до 100 %.



Список использованных источников
Законы и иные нормативные акты

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) СЗ РФ 2011. - № 32, ст. 4810
Конституция Российской Федерации ( в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета 1993 – 25 декабря
Таможенный кодекс Таможенного Союза ( по состоянию на 01.01.2013 г.) // СЗ РФ 2010. - № 50, ст. 6615.
Федеральный закон Российской Федерации «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 г. №311-ФЗ ( в ред. от 31.07.2013 г.) // СЗ РФ 2010, N 48, ст. 6252
Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. 07.06.2013) // Российская газета. 2006, 29 июля.
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» ( в ред. 07.06.2013)// Российская газета 2009 – 13 февраля
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 22.06.2010 г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945
Приказ ФТС от 02 февраля 2007 № 168 «Об утверждении Порядка предоставления должностным лицам таможенных органов доступа к ресурсам центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. // СПС Консультант плюс 2013

Общее положение о таможенном посте, утвержденным Приказом ФТС от 13 августа 2007 г. № 965 // Бюллетень нормативных актов 2007. - № 41
Приказ ФТС России от 16 октября 2009 г. «Об утверждении управления таможенного сотрудничества»
Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года: одобрена решением коллегии ФТС России 26 июня 2009 г.; размещена на официальном сайте ФТС России: [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru

Научная и учебная литература

Белов Е.Б., Лось В.П., Мещеряков Р.В., Шелупанов А.А. Основы информационной безопасности. М., 2010.
Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 2010.
Новиков А.Б. Административный процесс и механизм таможенного регулирования Российской Федерации. - СПб., 2008.
Таможенное право // Под ред. проф. О.Ю.Бакаева. – М.: Норма, 2008.
Толкушкин А.В. Таможенное дело – М.: Юрайт, 2013
Халипов С.В. Таможенное право – М., 2008.
Чухвичев Д.В.Таможенное право – М.: Экономика, 2009.


Статьи из журналов

Жильцова О.Н. Административная реформа в России: некоторые аспекты целеполагания // Вестник Поволжской академии государственной службы 2008. - № 4 С. 11-15
Зыкова Т. Таможня зовёт в Сеть //Рос. газета. – 2012. – 12 мая.
Иващенко М.В. Особенности организации деятельности таможенных органов в системе таможенного администрирования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2010. № 5. С. 90
Кожанков Ю. Таможенное регулирование в Таможенном Союзе: правовые и организационные основы перехода от единой таможенной территории к единому электронному пространству ЕЭП // Логистика. 2011. № 1. С. 1-5
Мильшина И.В., Медведева А.О. Информационное обеспечение деятельности таможенных органов: вопросы безопасности // Информационная безопасность регионов. 2013. № 1. С. 4-7
Ступников А. А. Применение информационных технологий в таможенном оформлении: реалии и перспективы // Право и экономика. – 2011. – № 8. С. 75-79
Шмелёва Е. Таможня переместится в online: интервью первого заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Р. Давыдова // Рос. газета. – 2011. – 25 окт.
Элова Г.В. Развитие информационной системы таможенных органов в аспекте совершенствования сферы таможенного обслуживания // Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 2-2. С. 239-243.

Эмпирический материал

Аналитическая справка о деятельности Консультативного совета по таможенной политике при СЗТУ 2013 г.
Бюллетень СЗТУ «О задержаниях контрафактных товаров в регионе деятельности таможенных служб стран – участниц в 2011-2012 гг. – СПб, 2012.
Материалы СЗТУ // [Электронный ресурс]: http://sztu.customs.ru/

Электронные ресурсы

В СЗТУ подвели итоги 2012 года // [Электронный ресурс]: http://www.tks.ru/news/nearby/2013/01/29/0008
Внедрение новых информационных технологий – одно из основных направлений деятельности СЗТУ // [Электронный ресурс]: http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=17461:2012-10-16-06-52-38&catid=175:2011-01-12-11-12-47&Itemid=101
Информация о заседании коллегии ФТС России от 25 мая 2012 года [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru/
Карасюк В.И. Практическое применение электронного декларирования // Таможенное обозрение - [Электронный ресурс}: http://customs-review.ru/jurnal.php?topic=arhiv&page=2s1
Коллегия СЗТУ: итоги за 2011 год подведены // [Электронный ресурс]: http://www.customsonline.ru/2291-kollegiya-sztu-itogi-za-2011-god-podvedeny.html
На МАПП Куничина Гора - 100% использование портала ФТС России // [Электронное декларирование]: http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=18283:-100-&catid=130:2010-12-23-04-26-46&Itemid=188
Портал электронного предоставления сведений ФТС России // [Электронный ресурс]: http://edata.customs.ru/Eps/
СЗТУ за январь-апрель 2013 года в электронном виде оформило 98% деклараций // [Электронный ресурс]: http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=12&action=show&id=33048


Российская газета 1993 – 25 декабря. С изм. и доп.Конституция РФ – М., 2012
Кожанков Ю. Таможенное регулирование в Таможенном Союзе: правовые и организационные основы перехода от единой таможенной территории к единому электронному пространству ЕЭП // Логистика. 2011. № 1. С. 1
Федеральный закон РФ от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании».
СЗ РФ 2010. - № 50, ст. 6615.
СЗ РФ 2010 - N 48, ст. 6252
Шмелёва Е. Таможня переместится в online: интервью первого заместителя начальника
Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Р. Давыдова // Рос. газета. – 2011. – 25 окт
Зыкова Т. Таможня зовёт в Сеть //Рос. газета. – 2012. – 12 мая.
СЗ РФ 2010. - № 50, ст. 6615.
Парфенов Р.Н. К вопросу о совершенствовании таможенного администрирования /Исследование проблем таможенного дела. – М.: Инфра-М, 2013. – С. 80.
Информация о заседании коллегии ФТС России от 25 мая 2012 года [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru/
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» ( в ред. 07.06.2013)// Российская газета 2009 – 13 февраля
Информационные технологии. /Под ред. В. В. Трофимова. – М.: Дело и сервис, 2012. – С. 114.
См.: Белов Е.Б., Лось В.П., Мещеряков Р.В., Шелупанов А.А. Основы информационной безопасности. М., 2010. С. 123
Тимошенко И.В. Таможенное право России. – М.: Приоритет, 2012. – С.87.
Мильшина И.В., Медведева А.О. Информационное обеспечение деятельности таможенных органов: вопросы безопасности // Информационная безопасность регионов. 2013. № 1. С. 4
1) Приказ ФТС РФ № 1128 от 09.06.2012 г. «Об утверждении Административного регламента ФТС по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства РФ о таможенном деле и об иных правовых актах РФ в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов»;
2) Приказ ФТС РФ от 03.11.11г. №2012 «Административный регламент ФТС по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных представителей»;
3) Приказ ФТС РФ от 08.11.2011г. №2263 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги выдачи и отзыва квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям»;
4) Приказ ФТС РФ от 30.09.2011г. №1992 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра таможенных перевозчиков».
Ступников А. А. Применение информационных технологий в таможенном оформлении: реалии и перспективы // Право и экономика. – 2011. – № 8. С. 77
Карасюк В.И. Практическое применение электронного декларирования // Таможенное обозрение - [Электронный ресурс}: http://customs-review.ru/jurnal.php?topic=arhiv&page=2s1
Досмырза Д. Таможенное администрирование как механизм средств реализации таможенной политики государства // Экономика и право. 2011. № 23. – С. 16.
Толкушкин А.В. Таможенное дело – М.: Юрайт, 2013. С.464.
Элова Г.В. Развитие информационной системы таможенных органов в аспекте совершенствования сферы таможенного обслуживания // Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 2-2. С. 239-243.
Новое таможенное законодательство/ Под ред. A. M. Гирина. – М.: Проспект, 2013. – С. 16.
Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право. – М.: Проспект, 2012. – С. 201.
См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 22.06.2010 г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945
Таможенное право // Под ред. проф. О.Ю.Бакаева. – М.: Норма, 2008. С. 82
Ларечев В.Д., Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. – М.: Экзамен, 2012. – С. 71.
Конституция Российской Федерации – М.: Эксмо, 2012. С.21
Таможенное право // Под ред. проф. О.Ю.Бакаева. – М.: Норма, 2008. С. 83
Таможенное право // Под ред. проф. О.Ю.Бакаева. – М.: Норма, 2008. С. 84
Бюллетень нормативных актов 2005. - № 14
Бюллетень нормативных актов 2007. - № 41
Чермянинов Д.В. Таможенное право. – М.: Территория будущего, 2013. – С. 180.
Приказ ФТС РФ от 13.08.2007г. №965 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте».
Общее положение о таможенном посте, утвержденным Приказом ФТС от 13 августа 2007 г. № 965 // Бюллетень нормативных актов 2007. - № 41

Чермянинов Д.В. Таможенное право. – М.: Территория будущего, 2013. – С. 164.
Бюллетень СЗТУ «О задержаниях контрафактных товаров в регионе деятельности таможенных служб стран – участниц в 2011-2012 гг. – СПб, 2012. С. 24
Чермянинов Д.В. Таможенное право. – М.: Территория будущего, 2013. – С.165.
Там же.
Северо-западное таможенное управление. Телефонный справочник (по состоянию на 01.10.2013). – Санкт-Петербург.
Молчанова О. В., Коган М. В. Таможенное дело. – М.: Феникс, 2012. – С. 103.
Аналитическая справка о деятельности Консультативного совета по таможенной политике при СЗТУ 2013 г.
См.: В СЗТУ подвели итоги 2012 года // [Электронный ресурс]: http://www.tks.ru/news/nearby/2013/01/29/0008
Данная схема составлена самостоятельно автором дипломной работы.
Портал электронного предоставления сведений ФТС России // [Электронный ресурс]: http://edata.customs.ru/Eps/

По данным: Коллегия СЗТУ: итоги за 2011 год подведены // [Электронный ресурс]: http://www.customsonline.ru/2291-kollegiya-sztu-itogi-za-2011-god-podvedeny.html; В СЗТУ подвели итоги 2012 года// [Электронный ресурс]: http://www.tks.ru/news/nearby/2013/01/29/0008
СЗТУ за январь-апрель 2013 года в электронном виде оформило 98% деклараций // [Электронный ресурс]: http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=12&action=show&id=33048
Стратегия развития таможенной службы до 2020 года // [Электронный ресурс]: http://www.customsonline.ru/2671-strategiya-razvitiya-tamozhennoy-sluzhby-rossiyskoy-federacii-do-2020-goda.html
Решение КТС от 09.12.2011г. №899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом».
Портал электронного предоставления сведений // [Электронный ресурс]: http://edata.customs.ru/Eps/
КЕС – сокращенно от Комиссии Европейских сообществ. В настоящее время при ввозе товаров на таможенную территорию ТС в регионе СЗТУ таможенные операции осуществляются с использованием предварительной информации, представляемой КЕС, через портал ФТС России и от иных лиц.
Внедрение новых информационных технологий – одно из основных направлений деятельности СЗТУ // [Электронный ресурс]: http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=17461:2012-10-16-06-52-38&catid=175:2011-01-12-11-12-47&Itemid=101
На МАПП Куничина Гора - 100% использование портала ФТС России // [Электронное декларирование]: http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=18283:-100-&catid=130:2010-12-23-04-26-46&Itemid=188

См.: Федеральный закон «О таможенном регулировании» // // СЗ РФ 2010. - № 48, ст. 6252
Федеральная целевая программа «Электронная Россия» // СПС Гарант 2010
Матвеева О.П. Организация и технология внешнеторговых операций. – М.: Маркетинг, 2013. – С. 81.
См.: Письмо ФТС России от 17.09.2004 № 17-12/675, Письмо ФТС России от 30.06.2005 № 01-06/21925, Письмо ФТС России от 30.09.2005 № 18-12/33930, Письмо ФТС России от 31.03.2006 № 18-12/10535.
Концепция развития таможенных органов РФ (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005г. №2225-р).

Приказ ФТС от 02 февраля 2007 № 168 «Об утверждении Порядка предоставления должностным лицам таможенных органов доступа к ресурсам центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. [Текст] // СПС Консультант плюс 2013










68


2





















Портал электронного предоставления сведений - http://edata.customs.ru/Eps/

Центры электронного декларирования (ЦЭД) по Северо-западному региону

Официальный сайт СЗТУ
http://sztu.customs.ru/

информация

информация

информация

информация

информация

информация

ФТС
(Портал)

СЗТУ

Участники ВЭД

информация

Текущая
информация

Текущая
информация


ЦЕЛЬ

Информационное взаимодействие в системе управления СЗТУ
социальной защитой

ЗАДАЧИ

Формирование основных видов информации в системе таможенного оформления

Определение составных частей информационного обеспечения ССЗ

Этапы реализации предоставления услуг участникам ВЭД

Взаимодействие электронное декларирование, предварительное предоставление информации и др.

Формирование системы взаимодействия элементов информационного обеспечения в ССЗ

Регулирование процесса проведения целевых программ

РЕЗУЛЬТАТ

ФТС

СЗТУ

Участники ВЭД

Единая информационная база данных

I блок

II блок

III блок

Информация в системе СЗТУ

Осведомляющая информация

Информация, влияющая на управление

Управляющая информация

Законодательные акты, постановления, решения и др.

Информация о потребностях участников ВЭД

Информация через прессу органы власти









СЗТУ
(таможни, там. посты)


ФТС России


Участники ВЭД

Управляющая информация

Информация, влияющая на управление

Осведомляющая информация

Информация влияющая на управление

Информация влияющая на управление


1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) СЗ РФ 2011. - № 32, ст. 4810
2. Конституция Российской Федерации ( в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета 1993 – 25 декабря
3. Таможенный кодекс Таможенного Союза ( по состоянию на 01.01.2013 г.) // СЗ РФ 2010. - № 50, ст. 6615.
4. Федеральный закон Российской Федерации «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 г. №311-ФЗ ( в ред. от 31.07.2013 г.) // СЗ РФ 2010, N 48, ст. 6252
5. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. 07.06.2013) // Российская газета. 2006, 29 июля.
6. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» ( в ред. 07.06.2013)// Российская газета 2009 – 13 февраля
7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 22.06.2010 г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945
8. Приказ ФТС от 02 февраля 2007 № 168 «Об утверждении Порядка предоставления должностным лицам таможенных органов доступа к ресурсам центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. // СПС Консультант плюс 2013

9. Общее положение о таможенном посте, утвержденным Приказом ФТС от 13 августа 2007 г. № 965 // Бюллетень нормативных актов 2007. - № 41
10. Приказ ФТС России от 16 октября 2009 г. «Об утверждении управления таможенного сотрудничества»
11. Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года: одобрена решением коллегии ФТС России 26 июня 2009 г.; размещена на официальном сайте ФТС России: [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru

Научная и учебная литература

12. Белов Е.Б., Лось В.П., Мещеряков Р.В., Шелупанов А.А. Основы информационной безопасности. М., 2010.
13. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 2010.
14. Новиков А.Б. Административный процесс и механизм таможенного регулирования Российской Федерации. - СПб., 2008.
15. Таможенное право // Под ред. проф. О.Ю.Бакаева. – М.: Норма, 2008.
16. Толкушкин А.В. Таможенное дело – М.: Юрайт, 2013
17. Халипов С.В. Таможенное право – М., 2008.
18. Чухвичев Д.В.Таможенное право – М.: Экономика, 2009.


Статьи из журналов

19. Жильцова О.Н. Административная реформа в России: некоторые аспекты целеполагания // Вестник Поволжской академии государственной службы 2008. - № 4 С. 11-15
20. Зыкова Т. Таможня зовёт в Сеть //Рос. газета. – 2012. – 12 мая.
21. Иващенко М.В. Особенности организации деятельности таможенных органов в системе таможенного администрирования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2010. № 5. С. 90
22. Кожанков Ю. Таможенное регулирование в Таможенном Союзе: правовые и организационные основы перехода от единой таможенной территории к единому электронному пространству ЕЭП // Логистика. 2011. № 1. С. 1-5
23. Мильшина И.В., Медведева А.О. Информационное обеспечение деятельности таможенных органов: вопросы безопасности // Информационная безопасность регионов. 2013. № 1. С. 4-7
24. Ступников А. А. Применение информационных технологий в таможенном оформлении: реалии и перспективы // Право и экономика. – 2011. – № 8. С. 75-79
25. Шмелёва Е. Таможня переместится в online: интервью первого заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Р. Давыдова // Рос. газета. – 2011. – 25 окт.
26. Элова Г.В. Развитие информационной системы таможенных органов в аспекте совершенствования сферы таможенного обслуживания // Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 2-2. С. 239-243.

Эмпирический материал

27. Аналитическая справка о деятельности Консультативного совета по таможенной политике при СЗТУ 2013 г.
28. Бюллетень СЗТУ «О задержаниях контрафактных товаров в регионе деятельности таможенных служб стран – участниц в 2011-2012 гг. – СПб, 2012.
29. Материалы СЗТУ // [Электронный ресурс]: http://sztu.customs.ru/

Электронные ресурсы

30. В СЗТУ подвели итоги 2012 года // [Электронный ресурс]: http://www.tks.ru/news/nearby/2013/01/29/0008
31. Внедрение новых информационных технологий – одно из основных направлений деятельности СЗТУ // [Электронный ресурс]: http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=17461:2012-10-16-06-52-38&catid=175:2011-01-12-11-12-47&Itemid=101
32. Информация о заседании коллегии ФТС России от 25 мая 2012 года [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru/
33. Карасюк В.И. Практическое применение электронного декларирования // Таможенное обозрение - [Электронный ресурс}: http://customs-review.ru/jurnal.php?topic=arhiv&page=2s1
34. Коллегия СЗТУ: итоги за 2011 год подведены // [Электронный ресурс]: http://www.customsonline.ru/2291-kollegiya-sztu-itogi-za-2011-god-podvedeny.html
35. На МАПП Куничина Гора - 100% использование портала ФТС России // [Электронное декларирование]: http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=18283:-100-&catid=130:2010-12-23-04-26-46&Itemid=188
36. Портал электронного предоставления сведений ФТС России // [Электронный ресурс]: http://edata.customs.ru/Eps/
37. СЗТУ за январь-апрель 2013 года в электронном виде оформило 98% деклараций // [Электронный ресурс]: http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=12&action=show&id=33048

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы использования информационных технологий в таможенных органах?

Теоретические основы использования информационных технологий в таможенных органах заключаются в применении современных методов и средств информационной технологии для автоматизации и оптимизации таможенных процедур.

Какие правовые основы регламентируют использование информационных технологий в таможенных органах?

Использование информационных технологий в таможенных органах регулируется Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственной таможенной службе Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами.

Какую роль играют информационные технологии в деятельности таможенных органов?

Информационные технологии играют важную роль в деятельности таможенных органов, обеспечивая автоматизацию импортно-экспортных операций, электронное декларирование товаров, контроль за перемещением грузов и т.д. Они также улучшают эффективность работы таможенных органов и обеспечивают более точный и надежный контроль над перемещением товаров через таможенные границы.

Какие особенности использования информационных технологий существуют в Северо-Западном таможенном управлении?

В Северо-Западном таможенном управлении осуществляется использование информационных технологий для автоматизации и оптимизации таможенных процедур, таких как декларирование товаров, контроль за перемещением грузов, учет и анализ данных. Применение информационных технологий позволяет повысить эффективность работы таможенных органов и обеспечить более надежный контроль над таможенными процессами.

Какова структура системы управления в таможенных органах и какие основные характеристики она имеет?

Структура системы управления в таможенных органах включает различные подсистемы, такие как система автоматизации таможенных процедур, система электронного декларирования, система контроля за перемещением грузов и др. Они взаимодействуют между собой и позволяют эффективно управлять таможенными процессами. Основные характеристики этой системы включают высокую степень автоматизации, надежность, скорость обработки данных и обеспечение безопасности информации.

Какие теоретические основы использования информационных технологий в таможенных органах?

Теоретические основы использования информационных технологий в таможенных органах включают в себя различные аспекты. Во-первых, это понимание роли информационных технологий в обеспечении эффективной работы таможенных органов. Информационные технологии позволяют автоматизировать и оптимизировать процессы таможенного контроля, упрощая и ускоряя их выполнение. Во-вторых, это знание о принципах построения информационных систем, которые могут быть применены в таможенных органах. Это включает в себя выбор и внедрение подходящих программных и аппаратных средств, а также обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа. Таким образом, теоретические основы использования информационных технологий в таможенных органах включают в себя знания о роли и принципах работы информационных систем, а также методики их применения в практической деятельности таможенных органов.

Какие правовые основы регулируют использование информационных технологий в таможенных органах?

Использование информационных технологий в таможенных органах регулируется соответствующим законодательством. В России это, например, Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В этом законе содержатся положения о возможности использования информационных технологий в таможенной деятельности, а также о правах и обязанностях таможенных органов при их использовании. Кроме того, существуют и другие нормативно-правовые акты, такие как постановления Правительства Российской Федерации, которые также регулируют использование информационных технологий в таможенной сфере.

Какие теоретические основы лежат в основе использования информационных технологий в таможенных органах?

Теоретическими основами использования информационных технологий в таможенных органах являются принципы эффективного обмена информацией, автоматизации процессов и обеспечения информационной безопасности. Применение информационных технологий позволяет ускорить процессы декларирования и контроля грузов, улучшить качество и точность таможенных операций, а также повысить прозрачность и надежность работы таможенных органов.

Какие правовые основы регулируют использование информационных технологий в таможенных органах?

Использование информационных технологий в таможенных органах регулируется рядом нормативных актов, в том числе Законом Российской Федерации "О таможенном регулировании", Федеральным законом "О государственной таможенной службе Российской Федерации", а также приказами и инструкциями ФТС России. Эти документы определяют порядок использования информационных технологий, устанавливают права и обязанности таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в отношении электронных документов и деклараций, а также регламентируют контроль и защиту информации.

Какую роль играют информационные технологии в деятельности таможенных органов?

Информационные технологии играют важную роль в деятельности таможенных органов. Они обеспечивают автоматизацию процессов таможенного контроля, упрощают процедуры декларирования грузов, позволяют эффективно обмениваться информацией между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Благодаря информационным технологиям улучшается качество и точность таможенных операций, сокращается время прохождения грузов через таможню, а также повышается прозрачность и надежность работы таможенных органов.