Хрущевская «оттепель»

  • 20 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 17.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Хрущевская «оттепель» :общая характеристика периода 5
2. Культурная и общественная жизнь в период Хрущевской «оттепели» 9
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Фрагмент для ознакомления

Председателем жюри конкурсавиолончелистов был Ростислав Ростропович.Еще в 1954 году при Московском горкоме художников книги, графики и плаката была создана «Экспериментальная студия живописи и графики». Возглавил студиюхудожник Э.М. Белютин, которому в то время не было еще и 30 лет. Однако он до этого уже 6 лет занимался педагогической работой в области рисунка и графики. Одновременно вел исследовательскую работу по русской художественной методике. Был убежденным сторонником русской национальной художественной школы. На основе своих исследований написал около 10 довольно серьезных и объемных книг по русской художественной педагогике. Э.М. Белютин пытался постичь тайну привлекательности русской школы изобразительного искусства через методику. Он пришел к выводу, что скованное царским режимом искусство бурлило в своем методе, делая открытия, которых не знала еще западная школа. Э.М. Белютин явился первым автором истории методики русской академической школы. Он был сторонником поиска в искусстве. Этим привлекал к себе многочисленных учеников, в том числе и значительно старших по возрасту. Как педагог Э.М. Белютин был неординарной личностью.Э.М. Белютин считал, что в основу развития искусства положено не формальное развитие его изобразительных средств, а то воздействие действительности, которое художник получает от окружающего мира. Именно это воздействие, или контакт, заставляет художника менять характер своего искусства, и даже само понимание того, что такое живопись, картина или скульптура. И происходит это по законам контактности. Эти законы основаны на том, что человек под воздействием окружающей его жизни испытывает определеннуюдискомфортность. Это нарушение внутреннего равновесия – эмоционального, интеллектуального или духовного – человек стремится восстановить для своего нормального существования. Экспериментальная студия живописи и графики была ничем иным как курсами повышения квалификации для молодых художников. Учебные занятия строились на основе утвержденной программы. В летний период студийцы выезжали на практику для этюдных зарисовок. Часто это были путешествия на теплоходе по Волге. По итогам творческих экспедиций проходили вернисажи молодых художников. Они вызывали интерес у интеллигенции столицы тем, что зачастую не вписывались в каноны официального искусства.Демократизация в период «оттепели» и последующее время ужесточения цензуры в сфере художественной культуры «спровоцировали» особый жанр в песенном творчестве. Авторская (самодеятельная) песня появилась, в студенческой аудитории. На биофаке МГУ (Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев Л. Рязанова) в Московском педагогическом институте (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Кумиром молодежи стал Булат Окуджава. В начале 60-х годов А. Галич пел свои песни о проблемах общества: «За семью заборами», «Красный треугольник», «Я выбираю свободу». В начале 60-х годов в моду входит Владимир Высоцкий. Этот жанр песенного творчества нашел массовых поклонников. Они не имели официальных тиражей в виде пластинок, но их знала вся страна. Молодежь пела песни Сергея Никитина, Владимира Егорова, Юрия Визбора, Юрия Кукина, Александра Городницкого, Александра Галича, Ады Якушевой, Новеллы Матвеевой, Юлии Ким и других. В дальнейшем на Волге под Куйбышевым (Самара) стали проводиться фестивали авторской песни. В последнее десятилетие уходящего века эти песни вернулись к новым поколениям. Впервые были выпущены компакт диски и аудио кассеты с авторскими песнями, вышли в свет многочисленные сборники песен.Таким образом, демократизация культурной жизни изменила советское общество. Оно стало более открытым и креативным. В дальнейшем поколение 60-х стало активным участником перестройки. «Оттепель» породила надежду на либерализацию культурной жизни, которая искала свой «выход» через творчество молодых писателей, художников, композиторов и т. д. Поскольку религиозная духовность практически была запрещена в силу официального атеизма, то на многие вопросы, зреющие в недрах общества, пытается найти уже новая, послесталинские литература и искусство. В чем миссия интеллигенции, каковы ее отношения с партией, наконец, какова роль писателей, художников в существующей системе? Творчество уже не ограничивается рамками идеологических установок «сверху», пытаясь ответить на эти вопросы. После известного XX съезда КПСС появилась надежда на то, что культура займет свое истинное положение в обществе, перестав интерпретировать художественным языком очередные идеологические установки власти. Да и сама власть поначалу в условиях десталинизации и либерализации не столь внимательно следила за «почерком» писателей. Н. Хрущев пытался балансировать между двумя лагерями писателей – консерваторов (Кочетов) и либералов (Твардовский), проводя привычную двойственную политику. Но пройдет совсем немного времени и глава государства будет сам пытаться определить степень и границы «свободы» писателей. «Свобода», как правило, определялась приверженностью идеалам «социалистического реализма» и принципу «партийности», сохранившемуся еще со времен Ленина и диктатуры пролетариата.ЗаключениеПериод­50 х первой половины 60х­гг. XX в. является исключительно важным в отечественной истории. Он существенно повлиял на дальнейшее развитие государства и общества. Жизнь советского государства после XX съезда КПСС (1956 г.) характеризуется распространением образцов и ценностей западной культуры среди советских граждан. Этот период наполнен открытыми культурными контактами с западной цивилизацией, открывающими дорогу межнациональному культурному и товарному обмену, который осуществляется не только на уровне государства, но и в повседневной жизни каждого человека. В средствах массовой информации возникает девиз «Все во имя человека, все для блага человека», который озвучивает идею нового периода в социальной и культурной истории, периода новых ценностей и новых жизненных ориентиров.Эрнст Неизвестный образно выразил свое отношение к той эпохе через могильный памятник Н. С. Хрущеву – бюст, разделенный на бело-черные половины. Подобная реконструкция хрущевской «оттепели» посредством искусства может служить своеобразным символом любых реформаторских помыслов в условиях антидемократического режима.Список используемой литературыБазанов С. Н Культурная жизнь в СССР. 1951-1965. Хроника. – М., 1979. - 679Ванюков Д. Хрущевская оттепель. – Изд. Мир книги, 2007 г. - 256 сЗубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945-1964. М., 1993. - 200 с.Ионин Л.. Свобода в СССР. Статьи и эссе. СПб.: Фонд «Университетская книга», 1997. - 368 с.Кнабе Г.С. Булат Окуджава и три эпохи культуры ХХ века: проблема «мы» //Древо познания – древо жизни. М.: РГГУ, 2006. С. 675.Лебина Н . Питие определяет сознание // Родина.2003. №4. С. 85–89.Материалы третьего съезда художников в СССР. 26-29 ноября 1968 года. –М., 1971.Усманова, А Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований / А. Усманова // Введение в гендерные исследования. Ч. 1. ; под ред. И. А. Жеребкииой. — Спб. :Астейя, 2001. - С. 427-464.Эренбург И. Оттепель // Оттепель. 1953-1956. Страницы русской советской литературы. М., 1989. Вып. 1. – 480с.Бородай А.Д. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ «ХРУЩЕВСКОЙ ОТТЕПЕЛИ»[Электронный ресурс]:Формат доступа- PDFПыжиков А. Хрущевская «оттепель» [Электронный ресурс]: http://www.plam.ru/polit/hrushevskaja_ottepel_1953_1964_gg/p1.php

1. Базанов С. Н Культурная жизнь в СССР. 1951-1965. Хроника. – М., 1979. - 679
2. Ванюков Д. Хрущевская оттепель. – Изд. Мир книги, 2007 г. - 256 с
3. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945-1964. М., 1993. - 200 с.
4. Ионин Л.. Свобода в СССР. Статьи и эссе. СПб.: Фонд «Университетская книга», 1997. - 368 с.
5. Кнабе Г.С. Булат Окуджава и три эпохи культуры ХХ века: проблема «мы» //Древо познания – древо жизни. М.: РГГУ, 2006. С. 675.
6. Лебина Н . Питие определяет сознание // Родина.2003. №4. С. 85–89.
7. Материалы третьего съезда художников в СССР. 26-29 ноября 1968 года. –М., 1971.
8. Усманова, А Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований / А. Усманова // Введение в гендерные исследования. Ч. 1. ; под ред. И. А. Жеребкииой. — Спб. : Астейя, 2001. - С. 427-464.
9. Эренбург И. Оттепель // Оттепель. 1953-1956. Страницы русской советской литературы. М., 1989. Вып. 1. – 480с.
10. Бородай А.Д. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ «ХРУЩЕВСКОЙ ОТТЕПЕЛИ»[Электронный ресурс]:Формат доступа- PDF
11. Пыжиков А. Хрущевская «оттепель» [Электронный ресурс]: http://www.plam.ru/polit/hrushevskaja_ottepel_1953_1964_gg/p1.php

17. Евтушенко Е. А. Мученик собственной совести // культуры Ссср. 1988. № 15. С. 22-37.

18. Евтушенко Е. А. Шестидесантник. Мемуарная проза. М.: АСТ, Зебра Е, 2008. 832 c.

19. Ивинская О. В. Годы с Борисом Пастернаком: В плену времени. М.: Либрис, 1992. 464 c.

20. M. Н. Я. Вспоминания. М.: Согласие, 1999. 576 c.

21. Масленникова З. А. Борис Пастернак. Встреча. М.: Захаров, 2001. 336 c.

22. Пастернак Е. Б. Б. Пастернак: Материалы для биографии. М.: советский писатель,1989. 688 c.

23. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак. Биография. М.: Цитадель, 1997. 728 c.

24. Пастернак Ф. Л. Ходьба по канату: мемуарная и философская проза, литература. М.: три квадрата, 2010. 643 c.

25. Пастернак З. Н. Воспоминания. Мебель. М.: АСТ, 2016. 413 c.

26. Пастернак Л. О. Заметки об искусстве. Техника. М.: Азбуковник, 2013. 798 c.

27. Смолицкий В., "Я жил в те дни": биографические эскизы о Борисе Пастернаке. М.: Звезда и Крест, 2012. 162 c.

28. Плотников О. О. "И творчество, и чудотворство": год в музее Б. Л. Пастернака. Дневниковые записи. М.: Центрифуга, 2010. 79 c.

29. Чуковский К. И. Дневник. 1901-1969. М.: Прозаик, 2012. 955 c.

30. Эренбург И., Люди, годы, жизнь. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 8, 2000. 736 c.

31. Эфрон А. С. Откуд у теби толико светлости: (1948-1957). Вршац: КОВ, 2004. 148 c.

1.4. Художественные произведения, переводы и произведения автобиографические Б. Л. Пастернака

32. Пастернак Б. Л. Воздушные пути. М.: советский писатель, 1982. 496 c.

33. Пастернак Б. Л. Доктор Живаго. М.: Азбука, 2011. 672 c.

34. Пастернак Б. Л. " Не я пишу стихи Переводы из поэзии народов СССР. М.: советский писатель, 1991. 352 c.

35. Пастернак. Б. Л. с., сигнализация диплом. М.: АСТ, 2008. 320 c.

36. Пастернак Б. Л. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Художественная литература, 1992.

37. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений в одиннадцати томах. М.: Слово, 2005.

1.5. Труды деятелей партии и правительства

38. Жданов А. А., Маленков, М. Сталин и космополиты. М.: Алгоритм, 2012. C. 254.

2. Научной литературе:

2.1.Монографии

39.Агапов Б.. Господин поездку в Брюссель. М.: Правда, 1959. 64 c. 40.Аксютин Ю. В. Хрущевская "оттепель" и общественные настроения

в СССР в период 1953-1964 М.: РОССПЭН, 2004. 486 c.

41 .Быков Д. Л. Борис Пастернак. М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ) , 2007.

928 c.

42 .Появление. A. b. Л. Пастернак и его роман "Доктор Живаго". Мюнхен, 1959. 24 c.

Узнать стоимость работы