Хрущевская «оттепель»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 2020 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 17.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Хрущевская «оттепель» :общая характеристика периода 5
2. Культурная и общественная жизнь в период Хрущевской «оттепели» 9
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Фрагмент для ознакомления

Председателем жюри конкурсавиолончелистов был Ростислав Ростропович.Еще в 1954 году при Московском горкоме художников книги, графики и плаката была создана «Экспериментальная студия живописи и графики». Возглавил студиюхудожник Э.М. Белютин, которому в то время не было еще и 30 лет. Однако он до этого уже 6 лет занимался педагогической работой в области рисунка и графики. Одновременно вел исследовательскую работу по русской художественной методике. Был убежденным сторонником русской национальной художественной школы. На основе своих исследований написал около 10 довольно серьезных и объемных книг по русской художественной педагогике. Э.М. Белютин пытался постичь тайну привлекательности русской школы изобразительного искусства через методику. Он пришел к выводу, что скованное царским режимом искусство бурлило в своем методе, делая открытия, которых не знала еще западная школа. Э.М. Белютин явился первым автором истории методики русской академической школы. Он был сторонником поиска в искусстве. Этим привлекал к себе многочисленных учеников, в том числе и значительно старших по возрасту. Как педагог Э.М. Белютин был неординарной личностью.Э.М. Белютин считал, что в основу развития искусства положено не формальное развитие его изобразительных средств, а то воздействие действительности, которое художник получает от окружающего мира. Именно это воздействие, или контакт, заставляет художника менять характер своего искусства, и даже само понимание того, что такое живопись, картина или скульптура. И происходит это по законам контактности. Эти законы основаны на том, что человек под воздействием окружающей его жизни испытывает определеннуюдискомфортность. Это нарушение внутреннего равновесия – эмоционального, интеллектуального или духовного – человек стремится восстановить для своего нормального существования. Экспериментальная студия живописи и графики была ничем иным как курсами повышения квалификации для молодых художников. Учебные занятия строились на основе утвержденной программы. В летний период студийцы выезжали на практику для этюдных зарисовок. Часто это были путешествия на теплоходе по Волге. По итогам творческих экспедиций проходили вернисажи молодых художников. Они вызывали интерес у интеллигенции столицы тем, что зачастую не вписывались в каноны официального искусства.Демократизация в период «оттепели» и последующее время ужесточения цензуры в сфере художественной культуры «спровоцировали» особый жанр в песенном творчестве. Авторская (самодеятельная) песня появилась, в студенческой аудитории. На биофаке МГУ (Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев Л. Рязанова) в Московском педагогическом институте (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Кумиром молодежи стал Булат Окуджава. В начале 60-х годов А. Галич пел свои песни о проблемах общества: «За семью заборами», «Красный треугольник», «Я выбираю свободу». В начале 60-х годов в моду входит Владимир Высоцкий. Этот жанр песенного творчества нашел массовых поклонников. Они не имели официальных тиражей в виде пластинок, но их знала вся страна. Молодежь пела песни Сергея Никитина, Владимира Егорова, Юрия Визбора, Юрия Кукина, Александра Городницкого, Александра Галича, Ады Якушевой, Новеллы Матвеевой, Юлии Ким и других. В дальнейшем на Волге под Куйбышевым (Самара) стали проводиться фестивали авторской песни. В последнее десятилетие уходящего века эти песни вернулись к новым поколениям. Впервые были выпущены компакт диски и аудио кассеты с авторскими песнями, вышли в свет многочисленные сборники песен.Таким образом, демократизация культурной жизни изменила советское общество. Оно стало более открытым и креативным. В дальнейшем поколение 60-х стало активным участником перестройки. «Оттепель» породила надежду на либерализацию культурной жизни, которая искала свой «выход» через творчество молодых писателей, художников, композиторов и т. д. Поскольку религиозная духовность практически была запрещена в силу официального атеизма, то на многие вопросы, зреющие в недрах общества, пытается найти уже новая, послесталинские литература и искусство. В чем миссия интеллигенции, каковы ее отношения с партией, наконец, какова роль писателей, художников в существующей системе? Творчество уже не ограничивается рамками идеологических установок «сверху», пытаясь ответить на эти вопросы. После известного XX съезда КПСС появилась надежда на то, что культура займет свое истинное положение в обществе, перестав интерпретировать художественным языком очередные идеологические установки власти. Да и сама власть поначалу в условиях десталинизации и либерализации не столь внимательно следила за «почерком» писателей. Н. Хрущев пытался балансировать между двумя лагерями писателей – консерваторов (Кочетов) и либералов (Твардовский), проводя привычную двойственную политику. Но пройдет совсем немного времени и глава государства будет сам пытаться определить степень и границы «свободы» писателей. «Свобода», как правило, определялась приверженностью идеалам «социалистического реализма» и принципу «партийности», сохранившемуся еще со времен Ленина и диктатуры пролетариата.ЗаключениеПериод­50 х первой половины 60х­гг. XX в. является исключительно важным в отечественной истории. Он существенно повлиял на дальнейшее развитие государства и общества. Жизнь советского государства после XX съезда КПСС (1956 г.) характеризуется распространением образцов и ценностей западной культуры среди советских граждан. Этот период наполнен открытыми культурными контактами с западной цивилизацией, открывающими дорогу межнациональному культурному и товарному обмену, который осуществляется не только на уровне государства, но и в повседневной жизни каждого человека. В средствах массовой информации возникает девиз «Все во имя человека, все для блага человека», который озвучивает идею нового периода в социальной и культурной истории, периода новых ценностей и новых жизненных ориентиров.Эрнст Неизвестный образно выразил свое отношение к той эпохе через могильный памятник Н. С. Хрущеву – бюст, разделенный на бело-черные половины. Подобная реконструкция хрущевской «оттепели» посредством искусства может служить своеобразным символом любых реформаторских помыслов в условиях антидемократического режима.Список используемой литературыБазанов С. Н Культурная жизнь в СССР. 1951-1965. Хроника. – М., 1979. - 679Ванюков Д. Хрущевская оттепель. – Изд. Мир книги, 2007 г. - 256 сЗубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945-1964. М., 1993. - 200 с.Ионин Л.. Свобода в СССР. Статьи и эссе. СПб.: Фонд «Университетская книга», 1997. - 368 с.Кнабе Г.С. Булат Окуджава и три эпохи культуры ХХ века: проблема «мы» //Древо познания – древо жизни. М.: РГГУ, 2006. С. 675.Лебина Н . Питие определяет сознание // Родина.2003. №4. С. 85–89.Материалы третьего съезда художников в СССР. 26-29 ноября 1968 года. –М., 1971.Усманова, А Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований / А. Усманова // Введение в гендерные исследования. Ч. 1. ; под ред. И. А. Жеребкииой. — Спб. :Астейя, 2001. - С. 427-464.Эренбург И. Оттепель // Оттепель. 1953-1956. Страницы русской советской литературы. М., 1989. Вып. 1. – 480с.Бородай А.Д. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ «ХРУЩЕВСКОЙ ОТТЕПЕЛИ»[Электронный ресурс]:Формат доступа- PDFПыжиков А. Хрущевская «оттепель» [Электронный ресурс]: http://www.plam.ru/polit/hrushevskaja_ottepel_1953_1964_gg/p1.php

1. Базанов С. Н Культурная жизнь в СССР. 1951-1965. Хроника. – М., 1979. - 679
2. Ванюков Д. Хрущевская оттепель. – Изд. Мир книги, 2007 г. - 256 с
3. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945-1964. М., 1993. - 200 с.
4. Ионин Л.. Свобода в СССР. Статьи и эссе. СПб.: Фонд «Университетская книга», 1997. - 368 с.
5. Кнабе Г.С. Булат Окуджава и три эпохи культуры ХХ века: проблема «мы» //Древо познания – древо жизни. М.: РГГУ, 2006. С. 675.
6. Лебина Н . Питие определяет сознание // Родина.2003. №4. С. 85–89.
7. Материалы третьего съезда художников в СССР. 26-29 ноября 1968 года. –М., 1971.
8. Усманова, А Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований / А. Усманова // Введение в гендерные исследования. Ч. 1. ; под ред. И. А. Жеребкииой. — Спб. : Астейя, 2001. - С. 427-464.
9. Эренбург И. Оттепель // Оттепель. 1953-1956. Страницы русской советской литературы. М., 1989. Вып. 1. – 480с.
10. Бородай А.Д. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ «ХРУЩЕВСКОЙ ОТТЕПЕЛИ»[Электронный ресурс]:Формат доступа- PDF
11. Пыжиков А. Хрущевская «оттепель» [Электронный ресурс]: http://www.plam.ru/polit/hrushevskaja_ottepel_1953_1964_gg/p1.php

Вопрос-ответ:

Какие характеристики имела Хрущевская оттепель?

Хрущевская оттепель была периодом после смерти Сталина, характеризующимся политическим, экономическим и культурным легализмом, отказом от репрессий и реформами в СССР.

Как развивалась культурная и общественная жизнь в период Хрущевской оттепели?

В период Хрущевской оттепели произошли значительные изменения в культурной и общественной жизни СССР. Были проведены кампании по борьбе с антиинтеллектуализмом и космополитизмом, разрешили печатать произведения запрещенных авторов, произошли новации в советском искусстве, а также в запретной сфере, такой как джаз и рок-музыка.

Какая была роль Ростислава Ростроповича в период Хрущевской оттепели?

Ростислав Ростропович был председателем жюри конкурса виолончелистов в период Хрущевской оттепели. Он являлся одним из самых популярных музыкантов своего времени и внес значительный вклад в развитие музыкальной культуры СССР.

Кто возглавил Экспериментальную студию живописи и графики при Московском горкоме художников в период Хрущевской оттепели?

Студией руководил художник Э. М. Белютин, который в то время еще не достиг 30-летнего возраста. Он был известным представителем советской живописи и активно внес свой вклад в развитие искусства в те годы.

На основании какого решения была создана Экспериментальная студия живописи и графики?

Студия была создана на основании решения Московского горкома художников, которое было принято в 1954 году.

Чем отличается Хрущевская оттепель от других периодов истории России?

Хрущевская оттепель отличается тем, что был период легкого расслабления после сталинских репрессий. В это время началась политика десталинизации, а также происходили крупные социально-экономические реформы. Это был период активного становления гражданского общества и расцвета культуры.

Какие изменения произошли в культурной и общественной жизни в период Хрущевской оттепели?

В период Хрущевской оттепели произошли значительные изменения в культурной и общественной жизни. Были отменены ограничения на культурное творчество, что привело к появлению новых художественных форм и направлений. Также произошел рост интереса к молодежной культуре и рок-музыке. В общественной жизни произошли сдвиги в сторону большего личностного пространства, были сняты ряд репрессивных мер, и стало возможным более свободное выражение своих взглядов и идей.

Кто возглавлял Экспериментальную студию живописи и графики в период Хрущевской оттепели?

Экспериментальной студией живописи и графики в период Хрущевской оттепели руководил художник Э.М. Белютин, который в то время еще не был даже 30 лет. Белютин сумел создать атмосферу творчества и экспериментов, благодаря чему студия стала одним из центров новаторства и современного искусства.

Кто был председателем жюри конкурса виолончелистов в период Хрущевской оттепели?

Председателем жюри конкурса виолончелистов в период Хрущевской оттепели был Ростислав Ростропович. Он был известным российским виолончелистом и дирижером, который внес значительный вклад в развитие музыкальной культуры.

Когда была создана Экспериментальная студия живописи и графики при Московском горкоме художников?

Экспериментальная студия живописи и графики при Московском горкоме художников была создана еще в 1954 году. Ее созданием занимался художник Э.М. Белютин, который выступил в качестве руководителя студии.

Что такое Хрущевская оттепель?

Хрущевская оттепель - это период в истории Советского Союза, который начался после смерти Иосифа Сталина в 1953 году и продолжался до конца 1960-х годов. Он характеризуется некоторым ослаблением цензуры, политических репрессий и притеснений, а также улучшением жизни и повышением потребительских возможностей населения.