Методика работы с родителями как условие успешной социализации дошкольника

  • 31 страница
  • 33 источника
  • Добавлена 18.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования процесса социализации детей дошкольного возраста 6
1.1 Сущность процесса социализации 6
1.2 Специфика процесса социализации детей дошкольного возраста 10
Глава 2. Методики обеспечения социализации детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи 16
2.1. Методы и методики взаимодействия ДОУ и семьи 16
2.3. Современный опыт взаимодействия ДОУ и семьи 22
Заключение 26
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Основой современного взаимодействия ДОУ и семьи является условие сотрудничества педагогов и родителей, предполагающее равенство позиций партнеров. Активная совместная работа педагогов и родителей способствует усилению их взаимоотношений и плодотворно действует на процесс социализации детей.В основе современной концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея, которая гласит, что родители несут ответственность за воспитание детей, а все другие социальные институты призваны помочь и поддержать их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания активизировало создание и поиск новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений раскрывается понятием «взаимодействие». Главное в контексте «семья - дошкольное учреждение» - взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей, успехов и неудач, размышлений в процессе воспитания ребенка в семье, успешной социализации ребенка. Здесь существенна помощь друг другу в понимании ребенка и в решении его индивидуальных проблем, его развития. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все субъекты воспитательного процесса. Дети учатся с уважением и любовью смотреть на своих родителей, которые, оказывается, так много знают и так интересно могут рассказывать. Педагоги же имеют возможность узнать семьи и выявить сильные и слабые стороны домашнего воспитания, что в свою очередь, помогает определить характер и меру помощи семье.Основная цель всех форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей - установление доверительных отношений между всеми участниками воспитательного процесса (детьми, родителями и педагогами), объединение в одну команду и воспитание желания и потребности делиться друг с другом своими проблемами, чтобы решать их общими усилиями, что положительно скажется на социализации ребенка. Пример такой методики взаимодействия мы можем проследить на основе традиционного для ДОУ и семьи взаимодействия, как родительское собрание в свете нового подхода во взаимодействии ДОУ и семьи.Ранее родительские собрания носили формальный или авторитарный характер, построенные в форме доклада, который исключал диалог между родителем и педагогом. Некоторые педагоги и до сих пор испытывают трудности в их проведении, так как не умеют заинтересовать и активизировать родителей. На современном уровне, родительское собрание – одна из наиболее эффективных форм взаимодействия, так как вобрала в себя новые нетрадиционные методы и формы, как то открытость, наличие диалога, активное вовлечение родителей в дискуссию, в нем зачастую присутствуют игровые формы, обильно используются наглядный материал при использовании современного технического оборудования – презентации, видео; уделяется внимание созданию неформальной атмосферы и благожелательности.Отказавшись от традиционного доклада, при проведении родительских собраний, необходимо руководствоваться следующими методами, условиями: - непринужденные беседы, - в игровой форме можно обсуждать проблемы воспитания детей.- для наглядности применять слайдовые презентации и т.п. - доброжелательная и непринужденная атмосфера, - активизация деятельности родителей с помощью применения игровой формы, - анкетирования, смысл которого - разобраться в отношениях с ребёнком, своевременно предотвратить ошибки, чтобы не допустить нервных срывов, агрессивность у детей.Выполнение данных принципов и правил помогает эффективно проводить собрания и способствует более глубокому и положительному взаимодействию педагога и родителей, что в свою очередь помогает в совместной работе над процессом социализации детей.На основе изученных методик взаимодействия родителей и ДОУ, мы хотим предложить эффективную на наш взгляд, разработанную нами методику взаимодействия воспитателей с родителями для дальнейшей успешной социализации ребенка, которая заключается в следующем:1. Педагоги знакомят родителей с типами отношений к ребенку в семье, которые могут служить причиной формирования его социальной неуверенности.2. Предлагают родителям ряд игр и упражнений, которые помогают в овладении умением понимать своего ребенка, его потребности, интересы. 3. Важной частью работы по социализации детей и взаимодействию педагогов и родителей в успешной ее реализации является создание традиций и воспитание семейного самосознания (например, летопись семьи, ведение фотоальбомов, дневников наблюдений за успехами детей и родителей).4. Применение анкетирования (методика диагностики уровня невротизации по Л.И. Вассерману, опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина);5. Тренинги и семинары и лекции: «Семья глазами ребенка», «Эмоциональное благополучие семьи», «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»; «Нарушение семейного воспитания - причины нарушения поведения детей», «Особенности современной семьи».Эта методика имеет существенные достоинства для создания условий, помогающих успешной социализации ребенка, в частности:- настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;- учет индивидуальных особенностей ребенка. Педагог, поддерживая контакт с семьей, располагает знаниями об особенностях, привычках своего подопечного. Учет особенностей личности дошкольника при построении работы с данным ребенком в свою очередь, ведет к улучшению педагогического процесса;- родители самостоятельно выбирают направление в развитии и воспитании ребенка, то есть именно родители ответственны за дальнейшее развитие и обучение своего ребенка;- укрепление внутрисемейных связей, дает возможность педагогу определить тип семьи и стиля семейных отношений, что важно при поиске путей совместной деятельности с семьей воспитанника и возможной коррекции внутрисемейных отношений, для успешной социализации ребенка.- возможность реализации единой линии в воспитании и обучении и развитии ребенка в ДОУ и семье, что также является условием успешной полноценной социализации дошкольника.ЗаключениеТаким образом, в соответствии с целью и задачами нашего исследования,мы можем сделать следующие выводы: Проведя теоретический анализ существующей психолого-педагогической литературы в области нашего исследования, мы рассмотрели понятие и сущность процесса социализации.Социализация -этоважный процессстановления развитой личности, жизнедеятельность которой, с самого рождения, развертывается как «вхождение» в социум. И особую роль в социализации личности играет семья, так как именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир.Задача социализации личности дошкольников – одна из приоритетных задач дошкольного учреждения. Признавая важность семьи для процесса социализации ребенка, учреждениям дошкольного образования необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. И на сегодняшний день это - объективная необходимость, так как педагогов и родителей объединяет одна и та же цель – воспитание развитой личности, способной успешно существовать и развиваться в социальном мире.Исследования теоретических источников позволили выявить специфику и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника.Овладение психическими функциями и их социогенез происходит в процессе взаимодействия дошкольника с социальной действительностью: в общении и в деятельности. А происходящие возрастные новообразования являются показателями личностного развития ребенка. Социализациюличности всегда рассматривают в таких понятиях, как «ситуация развития», «личностные новообразования», «ведущий вид деятельности», «кризис».Социализация ребенка связана с результатами освоения мира культуры и становления мира самого ребенка. Для ребенка дошкольного возраста социальная действительность - объект познания и ее освоение - один из первоначальных этапов социализации.Процесс социализации дошкольника предполагает не только усвоение им культурных ценностей, но и становление собственного отношения к ним.Анализ выявленныхметодик и методов эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в условиях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения позволил нам обобщить их основные характеристики и на их основе разработать методикувзаимодействия семьи и ДОУ для полноценной социализации ребенка-дошкольника.Считаем, что процесс социализации личности ребенка-дошкольника в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если родители будут вовлечены в воспитательно-образовательный процесс ДОУ с целью создания единой среды для воспитания и образования. Соблюдение условий единства задач и содержания воспитательной работы в ДОУ и семье, а также соблюдение преемственности в содержании и технологиях педагогического процесса возможно только в тесномсотрудничестве, взаимодействии педагогов ДОУ и родителей. В связи с этим, на дошкольные учреждения возлагаются задачи налаживания атмосферы сотрудничества с семьями воспитанников, и признания за семьей приоритета в выборе основной линии развития ребенка.Таким образом, в результате проведенного исследования мы выяснили, что процесс социализации ребенка-дошкольника наиболее успешен в плодотворном сотрудничестве и взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. Процесс социализации ребенка-дошкольника – тема обширная достаточно актуальная в наши дни, что предполагает ее дальнейшее исследование.Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что выявленные теоретические знания в данной области можно применить психологам в опытно-практическом исследовании с помощью предложенных нами методик. Список литературыАндреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 276-392Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – С.28.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993. –С.18-33.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. С. 398-464.Брушлицский А.В. Социальность субъекта и субъект социальности.// Субъект и социальная компетентность личности./Под.ред. Брушлицкого А.В. –М.: Инст-т психологии, 1995.Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М., 2003.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М: Педагогика-Пресс, 1996.Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/ М., 2005.Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.Доронова Т. Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание, 2005. - №3. - С.87-91.Журавлев А.Л., Емельянова Т.П. Психология больших социальных групп как коллективных субъектов // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. С. 5–15.Жигинас, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. – Томск: ТГПУ, 2008. – 274 с.Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей-М.: Мозаика-Синтез, 2008.-144 с.Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2002.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. – Т. 1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. –С.222-285. (Р.III.Проблемы развития психики).Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С.74-83.Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003.Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта как целостность личности// Вопросы психологии. –1996. -№6.-С.54-63.Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования: Монография. – Красноярск: Изд-во Красноярского Университета, 1994. –С. 14-91.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2008. – 463 с.Мудрик А.В. Социализация в смутное время. – М.: Знание, 1991. –С.6-29.Мудрик А.В. Социальная педагогика.: Учебнк для студентов вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1999. -С.176-194Никитина Л. А. Мама или детский сад. - М., 1990 - С. 98.Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга /Сост. Н.П. Митрошина, Т.А. Овечкина. СПб., 2001.Парыгин Б.Г. Социальная психология как наука. – Л.: Лениздат, 1967. –С. 124.Примерная программа воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Новая школа, 2003. –121 с.Психологические науки в России XX столетия: проблемы теории и истории/ Под ред. А.В. Брушлицского. – М.: Институт психологии РАН, 1997. –С.164-367.Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ: Пособие для руководителей и методистов. – М.: Айрис-пресс, 2004. –64с.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-пресс, 1995. –384 с.Чернов Д.Н. Субъектно-деятельностный подход к изучению детско-родительских отношений // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 1. С. 93–100.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: Владос, 1995.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.и прикладные основы социальной психологии. – М.: Владос, 1995.Шилов И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи.) Практикум.-СПб, 2000.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 276-392
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – С.28.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993. –С.18-33.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. С. 398-464.
5. Брушлицский А.В. Социальность субъекта и субъект социальности.// Субъект и социальная компетентность личности./Под.ред. Брушлицкого А.В. –М.: Инст-т психологии, 1995.
6. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М., 2003.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М: Педагогика-Пресс, 1996.
8. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/ М., 2005.
9. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
10. Доронова Т. Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание, 2005. - №3. - С.87-91.
11. Журавлев А.Л., Емельянова Т.П. Психология больших социальных групп как коллективных субъектов // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. С. 5–15.
12. Жигинас, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. – Томск: ТГПУ, 2008. – 274 с.Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей-М.: Мозаика-Синтез, 2008.-144 с.
13. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2002.
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. – Т. 1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. –С.222-285. (Р.III.Проблемы развития психики).
15. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.
16. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С.74-83.
17. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003.
18. Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта как целостность личности// Вопросы психологии. –1996. -№6.-С.54-63.
19. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования: Монография. – Красноярск: Изд-во Красноярского Университета, 1994. –С. 14-91.
20. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2008. – 463 с.
21. Мудрик А.В. Социализация в смутное время. – М.: Знание, 1991. –С.6-29.
22. Мудрик А.В. Социальная педагогика.: Учебнк для студентов вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1999. -С.176-194
23. Никитина Л. А. Мама или детский сад. - М., 1990 - С. 98.
24. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга /Сост. Н.П. Митрошина, Т.А. Овечкина. СПб., 2001.
25. Парыгин Б.Г. Социальная психология как наука. – Л.: Лениздат, 1967. –С. 124.
26. Примерная программа воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Новая школа, 2003. –121 с.
27. Психологические науки в России XX столетия: проблемы теории и истории/ Под ред. А.В. Брушлицского. – М.: Институт психологии РАН, 1997. –С.164-367.
28. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ: Пособие для руководителей и методистов. – М.: Айрис-пресс, 2004. –64с.
29. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-пресс, 1995. –384 с.
30. Чернов Д.Н. Субъектно-деятельностный подход к изучению детско-родительских отношений // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 1. С. 93–100.
31. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: Владос, 1995.
32. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.и прикладные основы социальной психологии. – М.: Владос, 1995.
33. Шилов И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи.) Практикум.-СПб, 2000.

Метод эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семья

Введение

Актуальность. Проблема воспитательных влияний дошкольного образовательного учреждения и семьи не нова. Но, рассматривая каждый воспитательный институт в отдельности, можно сказать, что и в детском саду и в семье, в качестве отдельных образовательных систем, есть как преимущества, так и недостатки.

Для детского сада недостатками являются бизнес-форма общения воспитателя с детьми, эмоциональная недостаточность, наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком в отдельности, сравнительная жесткость режима дня общение с детьми одного возраста. Преимуществом, конечно, является наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических, целенаправленного воспитания и обучения детей, применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей, разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе, возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.

Для семьи характерны сравнительно "мягкие" отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений, постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка, индивидуальная, с которыми сталкиваются педагогических воздействий к ребенку, подвижный режим дня, возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов. И, говоря о недостатках семейного воспитания, можно сказать, что в семье, как правило, родители сформированы отрывочные представления о воспитании, и, таким образом, они, как правило, используют педагогической литературе. Так же для семей характеризуются природа элементарного воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов специфические образования, стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как о низких взрослых, стремление оценивать не его поведение, а его личность, малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения с детьми в игре.

Узнать стоимость работы