«Потенциал свободных экономических зон»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 3939 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 17.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. СЭЗ, их виды, цели создания и роль в развитии экономики. СЭЗ в России. Взаимоотношения России и ЕврАзЭС 5
1.1. Понятие и виды СЭЗ 5
1.2. Цели создания и роль СЭЗ в развитии экономики 12
1.3. СЭЗ на территории России. Взаимоотношения России и ЕврАзЭС 15
Глава 2. Анализ показателей развития ОЭЗ и российских предприятий в рамках ТС и ЕЭП 23
2.1. Краткий обзор ключевых покатаелей ОЭЗ и внешне-экономической деятельности России 23
2.2. Анализ экономических показателей стран-участниц ТС и ЕЭП 27
Заключение 35
Список литературы 39

Фрагмент для ознакомления

В среднем же, оборот розничной торговли возрос на 4,7% по отношению к аналогичному периоду 2012 г.Рассмотрим итоги взаимодействия стран-участниц ТС и ЕЭП в каждом из секторов по отдельности. В Таблице 3 приведены данные по итогам промышленного производства.По данным, приведенным в данной таблице, можно сделать вывод, что, в целом, промышленное производство отсалось на том же уровне, что и в 2012 г. При этом общие темпы роста замедлились за период девяти месяцев 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.Таблица 3Итоги промышленного производства за январь-сентябрь 2013 г. Страна-участница ТС и ЕЭПЯнварь - сентябрь 2013 г.Январь - сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г.В национальной валюте (текущие цены)В % к аналогичному периоду 2012 г.Беларусь, трлн. белорусских рублей 453,795,4107,2Казахстан, млрд. тенге 13254,9102,1100,5Россия, млрд. российских рублей-101,1102,9ТС и ЕЭП -100102,9Рис. 3. Распределение объема промышленного производства (в % от общего объема) между странами-участницами ТС и ЕЭП за девять месяцев 2013 г.Если рассмотреть, какой вклад внесла каждая из стран-участниц (см. Рис. 3), то можно увидеть, что на долю России в период 9 месяцев 2013 г. приходилось 87,2% от общего объема промышленного производства. Необходимо отметить, что в первые девять месяцев 2013 г. Произошел общий спад объемов обрабатывающих производств по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., составляющих основную часть промышленного производства стран-участниц ТС и ЕЭП (см. таблицу 4).Таблица 4Итоги развития обрабатывающего производства за период январь-сентябрь 2013 г. Страна-участница ТС и ЕЭПЯнварь - сентябрь 2013 г.Январь - сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г.В национальной валюте (текущие цены)В % к аналогичному периоду 2012 г.Беларусь, трлн. белорусских рублей 412,295108,2Казахстан, млрд. тенге 4 282,90101,2100,6Россия, млрд. российских рублей-99,7104,5ТС и ЕЭП -99,4104,6Обратимся к анализу показателей развития сельского хозяйства. В целом, по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. За первые 9 месяцев 2013 г. производство сельскохозяйственной продукции выросло на 1,9% (см. таблицу 4).Необходимо отметить, что данный незначительный рост произошел, в основном, за счет Республики Казахстан, в тов ремя как Республика Беларусь показала наибольший спад (почти 2% по отношению к аналогичному периоду 2012 г.).Таблица 5Итоги развития сельскохозяйственного производства за период январь-сентябрь 2013 г. Страна-участница ТС и ЕЭПЯнварь - сентябрь 2013 г.Январь - сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г.В национальной валюте (текущие цены)В % к аналогичному периоду 2012 г.Беларусь, трлн. белорусских рублей 76,197,8105,7Казахстан, млрд. тенге 1 666,60105,589,9Россия, млрд. российских рублей2 515,20101,897,1ТС и ЕЭП -101,997,2Что касается инвестиций в основной капитал, то он остался, в целом, на уровне 2012 г. за период январь-сентябрь 2013 г. (см. таблицу 6). При этом наибольший рост инвестиций наблюдается в Респбулике Беларусь, в тов ремя как в России данный показатель сократился по сравнению с 2012 г. на 1,4%.Тем не менее, по объему инвестиций Россия занимает первое место среди стран-участниц ТС и ЕЭП (см. Рис. 4) с 85,8% от общего объема инвестиций в основной капитал за период первых девяти месяцев 2013 г.Таблица 6Инвестиции в основной капитал стран-участниц ТС и ЕЭП за период январь-сентябрь 2013 г. Страна-участница ТС и ЕЭПЯнварь - сентябрь 2013 г.Январь - сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г.В национальной валюте (текущие цены)В % к аналогичному периоду 2012 г.Беларусь, трлн. белорусских рублей 142,6109,388,8Казахстан, млрд. тенге 3 976,30107,9103,3Россия, млрд. российских рублей8 137,5098,6109,6ТС и ЕЭП -100108,1Рис. 4. Распределение объема инвестиций в основной капитал (в % от общего объема) между странами-участницами ТС и ЕЭП за девять месяцев 2013 г.Таблица 7Ввод жилья в эксплуатацию странами-участницами ТС и ЕЭП за период январь-сентябрь 2013 г. Страна-участница ТС и ЕЭПЯнварь - сентябрь 2013 г.Январь - сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г.В национальной валюте (текущие цены)В % к аналогичному периоду 2012 г.Беларусь, трлн. белорусских рублей 3,7109,887,1Казахстан, млрд. тенге 4,6100,3109,1Россия, млрд. российских рублей38,7112,0102,6ТС и ЕЭП 47,0110,6101,8По одному из ключевых показателей в отношении инвестиций в основной капитал, а именно введению жилья в эксплуатацию, Россия за первые девять месяцев увеличила данный индиктор на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. (см. таблицу 7). В целом же, страны-участницы ТС и ЕЭП увеличили ввод жилья в ксплуатацию на 10,6% в 2013 г. по сравнению с 2012 г.За январь-сентябрь 2013 г. показатели грузооборота снизились по отношению к аналогичному периоду 2012 г. на 2,2% в среднем по странам-участницам. Наибольший спад наблюдается в Республике Беларусь и составляет более 10%.Показатели грузооборота, исключая трубопроводы, приведены в таблице 8. Из анализа данных, которые представлены в этой таблице, можно сделать вывод, что преобладающим видом транспорта во всех странах-участницах является железнодорожный транспорт, на долю которого приходится, в среднем, около 80% всего грузооборота.Таблица 8Грузооборот (кроме трубопроводного транспорта) стран-участниц ТС и ЕЭП за период январь-сентябрь 2013 г. Страна-участница ТС и ЕЭПЯнварь - сентябрь 2013 г.Январь - сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г.Млрд. т-кмВ % к аналогичному периоду 2012 г.Беларусь47,691,4104,1в т.ч. ж/д транспорт32,287,1100,8Казахстан267,299,7113,3в т.ч. ж/д транспорт163,294,3109,2Россия1 892,097,8105,0в т.ч. ж/д транспорт1 614,997,4105,4ТС и ЕЭП 2 206,897,8105,9в т.ч. ж/д транспорт1 810,396,9105,7Что касается динамики объема розничной торговли (см. таблицу 9), то он вырос по всем странам-участницам ТС и ЕЭП в 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Наибольший рост продемонстрировала Республика Беларусь (почти 19%), наименьший – Россия (около 4%). В среднем же, розничная торговля возросла на 4,7% за рассматриваемый периоод.Отдельное внимание следует уделить динамике индекса потребительских цен, результирующие показтели которого за период январь-сентябрь 2013 г. приведены в таблице 10. В среднем, по отношению к сентябрю 2012 г. цены возросли на 6,6%, что находится в рамках умеренной инфляции. При этом наибольший прирост наблюдается в Республике Беларусь, а наименьший – в России. Прирост же цен за месяц составил всего 0,3% в среднем по странам-участницам ТС и ЕЭП.Таблица 9Объем розничной торговли (через все каналы сбыта) стран-участниц ТС и ЕЭП за период январь-сентябрь 2013 г. Страна-участница ТС и ЕЭПЯнварь - сентябрь 2013 г.Январь - сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г.В национальной валюте (текущие цены)В % к аналогичному периоду 2012 г.Беларусь, трлн. белорусских рублей 183,4118,9112,1Казахстан, млрд. тенге 3 511,9112,7112,8Россия, млрд. российских рублей16 946,0103,8106,9ТС и ЕЭП -104,7107,3Таблица 10Индекс потребительских цен в странах-участницах ТС и ЕЭП за период январь-сентябрь 2013 г. Страна-участница ТС и ЕЭПСентябрь 2013 г. в % к:сентябрю 2012 г.декабрю 2012 г.августу 2013 г.Беларусь115,4110,0101,7Казахстан106,2103,3100,2Россия106,1104,7100,2ТС и ЕЭП 106,6104,9100,3Таким образом, можно сделать вывод о том, что по всем ключевым показателям деятельности России, Республики Беларусь и Казахстан в рамках специального таможенного режима наблюдается рост в период первых девяти месяцев 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., кроме показателей грузооборота, которые снизились на 2,2% за анализируемый период.ЗаключениеВ современных экономических условиях усиление взаимодействия между национальными экономиками, а также повышение конкурентоспособности нациальной экономики приобретает все большее значение. Подобные обстоятельства приводят к повышению роли и значимости такого экономического явления, как свободные экономические зоны. Свободные экономические зоны создавались еще в семнадцатом веке в государствах Западной Европы. С тех времен они претерпели занчительные изменения, что связано как с меняющимися условиями национальных экономик (ужесточение налогового законодательства. Перемены в таможенном законодательстве и т.д.), так и с развитием мировой экономики и влиянием общеэкономических трендов (например, повышение роли сферы услуг и увеличение значимости наукоемких и высокотехнологичных производств). Таким образом, произошел сдвиг фокуса СЭЗ с облегчения таможенного бремени для повышения объемов торговли на стимулирование развития отдельных производств и отраслей промышленности.В соответствии с целью создания и другими классификационными признаками выделяют различные типы СЭЗ. Характерной чертой настоящего времен является появление комплексного типа СЭЗ, который подразумевает специальный режим функционирования предприятия на территории отдельной административно-территориальной единицей. Подобная практика находит применение на территории Китая, Бразилии, России (где СЭЗ называются свободными экономическими зонами).Цели создания СЭЗ варьируются в зависимости от уровня развития национальной экономики, отдельных социально-экономических особенностей и т.д. Однако, можно сказать, что, в целом, создание СЭЗ способствует стимулированию отдельных отраслей экономики или развитию конкретных регионов и иных административно-территориальных единиц, привлечению иностранных инвестиций и обмену в области повышения квалификации рабочей силы, опыта управления и высоких технологий.В настоящее время в России проводится политика развития СЭЗ (ОЭЗ), для чего формируется законодательная база (федеральные законы и постановления Правительства РФ), создана управляющая компания ОАО «Особые экономические зоны». На территории России функционирует четыре типа ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. ОЭЗ создаются с целью привлечения инвестиций со стороны отечественных и зарубежных инвесторов, развития приоритетных отраслей экономики, а также повышения уровня квалификации рабочей силы и развития отдельных экономики отдельных регионов. Значим и тот факт, что Россия является членом ЕврАзЭС, а также Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭс наряду с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь. Данное членство предусматривает применение единых в рамках Таможенного союза таможенной пошлины и номенклатуры внешне-экономической деятельности, а также ряда иных гармонизированных механизмов регулирования таможенной политики.Необходимо отметить, что показатели деятельности стран-участниц в рамках ТС и ЕЭП демонстрируют положительную динамику за первые девять месяцев 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., кроме объема грузооборота. В заключение можно отметить, что ОЭЗ в России являются относительно молодым явлением, которое в настоящее время имеет собственную законодательную базу, а также контролируется государством. ОЭЗ обладают значительным потенциалом, учитывая тот факт, что на территории России создаются ОЭЗ четырех типов, проводится активное привлечение инвесторов, как национальных, так и зарубежных. Помимо этого, ОЭЗ демонстрируют рост по основным ключевым показателям за период 2012-2013 гг., точ также положительно характеризует динамику их развития и потенциал.Список литературыКиотская конвенция от 18.05.1973 г.Решение Совета Евразийской экономической комиссии №54 от 16.07.2012 г.Федеральным закон №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» от 10.01.2006 г.Федеральный закон №116-ФЗ «Об Особых экономических зонах в РФ» от 22.07.2005 г. Постановление Правительства РФ «О создании Особой экономической зоны «Тольятти»№621 от 12.08.2010 г. Постановление Правительства РФ №1052«О создании Особой экономической зоны «Титановая долина» от 16.12.2010 г. Постановление Правительства РФ№729 «О создании Особой экономической зоны «Моглино» от 19.07.2012 г. Постановление Правительства РФ№1450 «О создании Особой экономической зоны «Юдиново» от 28.12.2012 г.Постановление Правительства РФ №781 «О создании Особой экономической зоны «Дубна» от от 21.12.2005 г.Постановление Правительства РФ №780 «О создании Особой экономической зоны «Санкт-Петербург» от от 21.12.2005 г.Постановление Правительства РФ №779 «О создании Особой экономической зоны «Зеленоград» от от 21.12.2005 г.Постановление Правительства РФ №783 «О создании Особой экономической зоны «Томск» от от 21.12.2005 г.Постановление Правительства РФ №781 «О создании Особой экономической зоны «Иннополис» от от 21.12.2005 г.Постановление Правительства РФ №67 «О создании Особой экономической зоны «Алтайская долина» от от 03.02.2007 г.Постановление Правительства РФ №68 «О создании Особой экономической зоны «Байкальская гавань» от от 03.02.2007 г.Постановление Правительства РФ №69 «О создании Особой экономической зоны «Бирюзовая катунь» от от 03.02.2007 г.Постановление Правительства РФ №72 «О создании Особой экономической зоны «Ворота Байкала» от от 03.02.2007 г.Постановление Правительства РФ №1163 «О создании Особой экономической зоны «Ульяновск» от от 30.12.2009 г.Постановление Правительства РФ №1185 «О создании Особой экономической зоны «Советский порт» от от 31.12.2009 г.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Экономистъ, 2007.Гурова И.П. Мировая экономика. – М: Инфра-М, 2008. – 386 с.Дергачев В.А. Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 486 с.Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2007. – 238 с.Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 414 с.Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами//http://www.rosoez.ru/news/press_service/Журнал «Экономист»//http://www.economist.com/topics/chinese-economyОфициальный сайт ОЭЗ России // http://www.russez.ru/oez/Официальный сайт ОЭЗ ППТ «Алабуга» // http://alabuga.ru/about/Официальный сайт ЕврАзЭС//http://www.evrazes.com/customunionОфициальный сайт ФТС России//www.customs.ruОфициальный сайт Евразийской экономической комиссии//http://www.eurasiancommission.org

Список литературы
1. Киотская конвенция от 18.05.1973 г.
2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии №54 от 16.07.2012 г.
3. Федеральным закон №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» от 10.01.2006 г.
4. Федеральный закон №116-ФЗ «Об Особых экономических зонах в РФ» от 22.07.2005 г.
5. Постановление Правительства РФ «О создании Особой экономической зоны «Тольятти»№621 от 12.08.2010 г.
6. Постановление Правительства РФ №1052«О создании Особой экономической зоны «Титановая долина» от 16.12.2010 г.
7. Постановление Правительства РФ№729 «О создании Особой экономической зоны «Моглино» от 19.07.2012 г.
8. Постановление Правительства РФ№1450 «О создании Особой экономической зоны «Юдиново» от 28.12.2012 г.
9. Постановление Правительства РФ №781 «О создании Особой экономической зоны «Дубна» от от 21.12.2005 г.
10. Постановление Правительства РФ №780 «О создании Особой экономической зоны «Санкт-Петербург» от от 21.12.2005 г.
11. Постановление Правительства РФ №779 «О создании Особой экономической зоны «Зеленоград» от от 21.12.2005 г.
12. Постановление Правительства РФ №783 «О создании Особой экономической зоны «Томск» от от 21.12.2005 г.
13. Постановление Правительства РФ №781 «О создании Особой экономической зоны «Иннополис» от от 21.12.2005 г.
14. Постановление Правительства РФ №67 «О создании Особой экономической зоны «Алтайская долина» от от 03.02.2007 г.
15. Постановление Правительства РФ №68 «О создании Особой экономической зоны «Байкальская гавань» от от 03.02.2007 г.
16. Постановление Правительства РФ №69 «О создании Особой экономической зоны «Бирюзовая катунь» от от 03.02.2007 г.
17. Постановление Правительства РФ №72 «О создании Особой экономической зоны «Ворота Байкала» от от 03.02.2007 г.
18. Постановление Правительства РФ №1163 «О создании Особой экономической зоны «Ульяновск» от от 30.12.2009 г.
19. Постановление Правительства РФ №1185 «О создании Особой экономической зоны «Советский порт» от от 31.12.2009 г.
20. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Экономистъ, 2007.
21. Гурова И.П. Мировая экономика. – М: Инфра-М, 2008. – 386 с.
22. Дергачев В.А. Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 486 с.
23. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2007. – 238 с.
24. Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 414 с.
25. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами//http://www.rosoez.ru/news/press_service/
26. Журнал «Экономист»//http://www.economist.com/topics/chinese-economy
27. Официальный сайт ОЭЗ России // http://www.russez.ru/oez/
28. Официальный сайт ОЭЗ ППТ «Алабуга» // http://alabuga.ru/about/
29. Официальный сайт ЕврАзЭС//http://www.evrazes.com/customunion
30. Официальный сайт ФТС России//www.customs.ru
31. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии//http://www.eurasiancommission.org

Вопрос-ответ:

Что такое свободные экономические зоны (СЭЗ)?

Свободная экономическая зона (СЭЗ) - это определенная территория внутри страны, на которой действуют особые правила и условия, обеспечивающие преимущества для предприятий, зарегистрированных в СЭЗ. В рамках СЭЗ предприятия могут иметь освобождение от налогов, более гибкие трудовые законы и таможенные льготы. Цель создания СЭЗ - привлечение иностранных инвестиций, развитие экспорта и создание новых рабочих мест.

Какие бывают виды свободных экономических зон (СЭЗ)?

Виды свободных экономических зон могут различаться в зависимости от целей создания и условий работы. Существуют зоны, специализирующиеся на производстве товаров для экспорта, зоны, ориентированные на развитие определенных отраслей экономики (например, высоких технологий), туристические зоны и другие. Кроме того, СЭЗ могут быть созданы как национальными государствами, так и в рамках международных экономических союзов.

Какую роль играют свободные экономические зоны (СЭЗ) в развитии экономики?

Свободные экономические зоны играют важную роль в развитии экономики. Они способствуют привлечению иностранных инвестиций, созданию новых рабочих мест, развитию экспорта и технологическому прогрессу. Благодаря особым правилам и льготам, предоставляемым в рамках СЭЗ, предприятия могут более эффективно функционировать и конкурировать на мировом рынке.

Какие свободные экономические зоны (СЭЗ) существуют на территории России?

На территории России действуют различные свободные экономические зоны. Например, Калининградская СЭЗ, Томская СЭЗ, СЭЗ "Алабуга" и другие. Каждая из них имеет свои особенности и предоставляет различные льготы для предприятий, зарегистрированных в них. Цель создания таких зон - развитие определенных регионов, привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест.

Какие цели преследуются при создании свободных экономических зон?

Одна из основных целей создания свободных экономических зон (СЭЗ) заключается в привлечении инвестиций и развитии экономики регионов. СЭЗ позволяют создавать благоприятные условия для предпринимательства, привлекать иностранные компании, создавать новые рабочие места и расширять экспорт. В долгосрочной перспективе, развитие СЭЗ может содействовать технологическому и инновационному росту страны, улучшению инфраструктуры и повышению уровня жизни населения.

Какие виды свободных экономических зон существуют?

Существует несколько видов свободных экономических зон. Это зоны промышленно-производственного типа, зоны складского типа, технологические инновационные парки, внутренние зоны обработки импортных товаров и др. Каждый вид СЭЗ имеет свои особенности и специализацию, например, промышленно-производственные зоны обычно предназначены для размещения производственных предприятий, а технологические инновационные парки - для развития инновационных технологий и научных исследований.

Какую роль играют свободные экономические зоны в развитии экономики?

Свободные экономические зоны играют важную роль в развитии экономики. Они создают благоприятные условия для привлечения инвестиций и размещения предприятий, что способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности и экспортному потенциалу страны. СЭЗ также способствуют развитию инноваций, привлечению высокотехнологичных предприятий и созданию новых рабочих мест. Кроме того, СЭЗ могут способствовать развитию инфраструктуры и повышению уровня жизни населения в регионах, где они расположены.

Какие виды свободных экономических зон существуют?

В современном мире существует несколько видов свободных экономических зон, включая таможенные свободные зоны, экспортно-ориентированные зоны, иностранные торговые зоны и особые экономические зоны. Каждый из этих видов имеет свои особенности и цели, но в целом свободные экономические зоны служат механизмом стимулирования экономического роста и привлечения иностранных инвестиций.

Какая роль свободных экономических зон в развитии экономики?

Свободные экономические зоны играют значительную роль в развитии экономики, особенно в странах с развивающейся экономикой. Они способствуют привлечению иностранных инвестиций, созданию новых рабочих мест, увеличению экспорта и развитию инноваций. Также они предоставляют специальные льготы и условия для бизнеса, что позволяет улучшить инвестиционный климат и привлечь внимание к региону.

Какие свободные экономические зоны существуют на территории России?

На территории России существует несколько свободных экономических зон, таких как Калининградская, Владивостокская, Северо-Кавказская и другие. Каждая из них имеет свои особенности и предоставляет определенные льготы для предпринимателей и инвесторов. Например, Владивостокская СЭЗ предоставляет освобождение от уплаты налогов и пошлин, а Калининградская СЭЗ предоставляет особые условия для развития экспорта и импортозамещения.

Что такое свободные экономические зоны (СЭЗ)?

Свободные экономические зоны (СЭЗ) - это особые экономические территории, на которых действуют упрощенные налоговые и таможенные режимы, а также предоставляются льготы для привлечения иностранных инвестиций и развития экспортно-ориентированных предприятий.