Герой романа «Доктор Фаустус» и его исторические прототипы.

  • 14 страниц
  • 9 источников
  • Добавлена 19.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Народные легенды и народная драма 5
2. Творчество писателей 8
3. Роман Томаса Манна 11
Заключение 13
Список литературы 14
Фрагмент для ознакомления

Вообще, читатель скоро привыкает к тому, что в романе приведено множество длинных и вполне профессионально-скучных рассуждений о музыке, в частности о выдуманной Томасом Манном музыке самого Леверкюна
Одним из главных прототипов Леверкюна был Фридрих Ницше. Томас Манн выделил центральную идею философии Ницше, которую он в романе «Доктор Фаустус» определил как «связь эстетизма и варварства».
История главного героя рассказана по материалам документов из архива и по личным воспоминаниям его друга, профессора классической филологии Серенуса Цейтблома, человека сведущего в музыке, но вряд ли способного оценить трагедию своего великого друга так, как он ее сам ощущал.
В тексте Манна множество мелких деталей, способных вызвать у читателя ассоциации с Лютером или Реформацией. Также в тексте непосредственно фигурирует Кьеркегор, так в 25 главе перед встречей с Незнакомцем Леверкюн читает работу Кьеркегора «Или-или», где есть глава о «Дон-Жуане» Моцарта.
Отношение Томаса Манна к датскому философу было несколько предвзятым: он видел в нем основателя философского иррационализма нового типа, близкого ницшеанскому.
Манн акцентирует следующие моменты у Кьеркегора - в музыке Кьеркегор видел демоническую стихию, истину датский философ предлагал искать вне человеческого общества, в одиночестве совершая свой выбор.
В работе «Или-или» дается классификация основных типов жизни – эстетический, этический, религиозный. Первые два отвергаются в пользу третьего. В этом Томас Манн видит отрыв этики от религии.
Однако вместе с тем следовало бы отметить, что в иррационализме Кьеркегора была искренняя защита таинственного и непостижимого в отношениях человека с Богом и критика самоуспокоенности и формализма, характерных для западного протестантизма 19 века.
В конце романа Леверкюн сочиняет ораторию "Плач доктора Фаустуса". Он собирает у себя знакомых и рассказывает им о сделке между ним и дьяволом.
Гости с возмущением уходят: кто-то принял это за дурную шутку, кто-то решил, что перед ними умалишенный, а Леверкюн, сев за рояль и успев сыграть только первый аккорд своего опуса, теряет сознание, а вместе с ним - до конца жизни - рассудок.







Заключение

Томас Манн, писатель 20 века, не мог не считаться с наследием веков, обращаясь к этому сюжету.
Как именно это наследие было использовано, а также о причинах обращения к нему споры не утихают и сейчас.
В данной работы мы определили, что кроме мифологических и литературных источников у Леверкюна были и реальные исторические прототипы.
Таким образом, Адриан Леверкюн – это собирательный образ, в котором можно угадать черты сразу нескольких известных исторических личностей.
Прежде всего, это немецкий философ рубежа 19-20 веков Фридрих Ницше, Мартин Лютер - основатель Реформации в Германии, Серен Кьеркегор - датский философ 19 века, основатель школы экзистенциализма.














Список литературы

1. Гете. Фауст. Изд. «Художественная литература». М.1965.
2. Кургинян М. Романы Томаса Манна. Формы и метод. М. «Высшая школа». 1967.
3. Кьеркегор С. Или-Или. М. Лабиринт. 1997.
4. Легенда о докторе Фаусте // Народная Книга. Литературные памятники. Изд. «Наука». М. 1978. С.35-120.
5. Манн Т. Доктор Фаустус. // Т.Манн. Собр. Соч. в 10 томах. Изд. «Художественная литература». М. 1960. Т. 5.
6. Манн Т. История «Доктора Фаустуса». Роман одного романа. // Т.Манн. Собр. Соч. в 10 томах. Т.9.
7. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М. 1999.
8. Русакова А.В. Томас Манн и его роман «Доктор Фаустус». Изд. «Высшая школа». М. 1967.
9. Федоров А. Творчество Т.Манна. М. 1960.
Т.Манн. . История «Доктора Фаустуса». Роман одного романа. // Т.Манн. Собр. Соч. в 10 томах. Т.9.
Легенда о докторе Фаусте // Народная Книга. Литературные памятники. Изд. «Наука». М. 1978. С.35-120.
Легенда о докторе Фаусте // Народная Книга. Литературные памятники. Изд. «Наука». М. 1978. С.35-120.
Легенда о докторе Фаусте // Народная Книга. Литературные памятники. Изд. «Наука». М. 1978. С.35-120.
Кристофер Марло. Трагическая история доктора Фауста. //// Народная Книга. Литературные памятники. Изд. «Наука». М. 1978. С.189-245.












11

Список литературы

1. Гете. Фауст. Изд. «Художественная литература». М.1965.
2. Кургинян М. Романы Томаса Манна. Формы и метод. М. «Высшая школа». 1967.
3. Кьеркегор С. Или-Или. М. Лабиринт. 1997.
4. Легенда о докторе Фаусте // Народная Книга. Литературные памятники. Изд. «Наука». М. 1978. С.35-120.
5. Манн Т. Доктор Фаустус. // Т.Манн. Собр. Соч. в 10 томах. Изд. «Художественная литература». М. 1960. Т. 5.
6. Манн Т. История «Доктора Фаустуса». Роман одного романа. // Т.Манн. Собр. Соч. в 10 томах. Т.9.
7. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М. 1999.
8. Русакова А.В. Томас Манн и его роман «Доктор Фаустус». Изд. «Высшая школа». М. 1967.
9. Федоров А. Творчество Т.Манна. М. 1960.

Значение музыкальной проблематики в романе Т. Манн "Доктор Фаустус"

музыка манн доктор фаустус

Роман Томаса Манна "Доктор Фаустус" (1947) рисует широкую панораму музыки в нескольких аспектах: историческом, эстетическом, социально-эпическом и техническом. В романе отражены важные проблемы кризиса буржуазной культуры в первой половине XX века век культуры "заката Европы". Будучи философским, этот роман, естественно, и была проанализирована в первую очередь с точки зрения затронутых в нем философских проблем. Между тем, не менее интерес-это часть музыкального произведения. Пианист и искусствовед Александр Майкапар писал о "Dr. Фаустусе": "этот Роман один из самых музыкальных во всей мировой литературе".

"Доктор Фаустус" постоянно находится в центре внимания литературоведов и музыковедов. Этот роман насыщен глубокие идеи об истории, искусстве, судьбах людей. Вероятно, такие произведения невозможно понять, даже глядя на них в течение многих лет. Это открывает бесконечные возможности для диалога с читателем. Но для углубления диалога должны вчитываться и "вслушиваться" в романе Томаса Манна.

Манн писал: "...я всегда жил в соседстве с музыкой, она была для меня неиссякающим источником творческого азарта, он учил меня искусству, я наслаждался его приемы, как повествователь, и пытался описать это создание, как критик...".

Роман о "жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, расказанной его друг", начинает звучать уже с первых страниц. Например, я слышал, как дребезжит старое пианино под пальцами Венделя Кречмара. Мы также узнаем, как по-разному звучит на разных музыкальных инструментах в интернет-магазине Николауса Леверкюна, дядя будущего композитора:

"Были там и колокольчики, на ребяческом подобию, которое мы некогда силились выбивать "У нас певунья слетела", здесь точно настроенные металлические пластинки помещены в красивые коробки, в воздухе висит пар на рельсы поперечные. Мелодический звук извлекался из них стали молоточками, которые ставят в обитых материей коробочках под крышку коробки. А вот и ксилофон, казалось, нарочно придуман для хроматической последовательности re полуночную пляску мертвецов на погосте...".

Перед читателями возникает что-то рационально организованный хитроумный контрапункт фламандцев XVI века, красочный мир музыки оркестра романтический, то выразительные штраусовские вальсы. Когда биограф Леверкюна Серенус Цейтблом описывает не было никогда музыкальные произведения, он работает совершенно специфических понятий и терминов теории музыки. Манн понял, исключительной "музыкальности" его роман. Даже простой филологии Цейтблома он делает музыкант-любитель, не только могут играть на древнем струнном смычковом инструменте viola d'amore

Узнать стоимость работы