Генезис идей социальной педагогики связь социальной педагогики с другими науками.

  • 13 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 15.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Одним из первых вопрос о связи педагогики с общей социологией в своих трудах нарушил А. Луначарский. Более глубоким исследованием взаимовлияния социологии и социальной педагогики занимался М. Иорданский. Ученый справедливо настаивал на том, что социальная педагогика не может существовать без учета социологических законов (закон раскрепощения личности, борьбы за равенство, братство, свободу народов; закон классовой борьбы), социологических факторов и явлений. «Все это (достояние социологической науки), - пишет исследователь, - должно влиять на дух и направления школы, потому что школа отражает жизнь» [4].Общее значение социологии для других наук о человеке убедительно доказал известный отечественный социолог П. Сорокин (1889-1968 гг.) в трудах « Человек. Цивилизация. Общество» и « Главные тенденции нашего времени». Социальные и смежные общественные науки, - отмечает автор, - имеют дело с человеком и созданным им миром... Социология имеет дело, исходя из своей специфики, со всеми сферами социального пространства [7].«Возникновение социологии как самостоятельной науки, - продолжает далее свою мысль ученый, - привело к «социализации»всех специальных дисциплин в течение последних нескольких десятилетий. Содержание, методы и толкования этих наук становятся более социологическими [7].Анализ научно - педагогических трудов и периодических изданий позволяет констатировать, что в исследуемый период в социально-педагогической науке уже широко использовались и методы социологического исследования, о чем, например, свидетельствует рубрика «Измерения в школе», которая была начата в журналах данного периода.Большое значение для дальнейшего развития социально-педагогической науки получила также социология воспитания. «Социология теперь, - пишет С. Ананьин, - учит, что воспитание определяют экономические, а дальше социальные и политические факторы» [1].Опираясь на наблюдения общей социологии и социологии воспитания, педагогическая наука 20- х гг. выдвигает новую проблему воспитания - «воспитание не в семье и школе, а воспитание социальное, общественное». Данный подход был ошибочным, но эту ошибку можно объяснить только теми условиями, в которых находилась Россия в тот период. Это - падение роли семьи в процессе формирования личности, рост беспризорности среди несовершеннолетних (что связано с войнами и революционными событиями), усиление власти улицы над детьми и т.д. Жизнь быстро доказало несостоятельность данной теории.Социальная педагогика в исследуемый период была тесно связана и с такой новой отраслью научных знаний, как социальная медицина, у которой педагогическая наука заимствовала методику реабилитации «выбитых из социальной колеи детей».Для указанного периода была характерна и попытка соединить социально-педагогическую науку с правоведческими дисциплинами. Инициатором такого синтеза выступал А. Макаренко, отмечая, что необходимо строить науку о воспитании на широком использовании данных теории и практики правоведения. «Я не считаю возможным строить всю науку о воспитании на науке о праве, - пишет Антон Семенович, - я только говорю о необходимости опираться на науку о праве [5].Анализ научно -педагогической литературы позволяет утверждать, что наначальном этапе своего развития (20 -е гг.) для социальной педагогики также были характерны попытки установить тесные связи и с экономическими науками. Об этом, например, свидетельствует статья А. Музыченко «Что такое педагогика и чему она учит», в которой автор доказывает, что педагогика и политическая экономия - родные сестры, «от слова и приказа которых зависит благосостояние каждого народа».К дискуссионнымвопросам этого периода принадлежали вопросы связи педагогики и политики. Отдельные ученые, как отмечает В. Шульгин, рассматривали педагогику оторвано от политики, утверждая, что целые школы и содержание воспитательной работы определяются не политикой правительства, а желанием ребенка, учителя и родителей. По справедливому мнению автора, нет и не может быть никакого разрыва между политикой и педагогикой, а тем более противостояниямежду ними.В 20 -е гг. 20 столетия развитие социально - педагогической науки в России было связано с серьезными научными достижениями в области философии, социальной философии, социологии, социальной психологии, социологии воспитания, созданием и развитием педологии, широким внедрением методов психотехники в социально -педагогическую теорию.С такой тесной связью социально - педагогической науки с другими науками о человеке может сложиться ложное впечатление, что ведущие категории социальная педагогика заимствовала из этих человековедческих наук.Против понимания социальной педагогики как содержанки других наук справедливо выступали А. Луначарский и А. Макаренко. В частности, А. Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть выведено из положений любой науки [5].Таким образом, определение сущности каждой из наук, обоснование социологии и ее ведущих отраслей, целостное восприятие человека, внимание к личности и тщательное изучение социального окружения и условий жизни индивида определили необходимость научной разработки социальной педагогики как самостоятельной педагогической отрасли, которая ассимилирует знания философии, психологии, социологии и других наук. Список литературыАльджев Д.В. Социальная педагогика: шпаргалки. - М.: Эксмо-Пресс, 2008. - 30 с.Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики.- М.: Академия, 2007. - 253 с.Беляев В.И., Карунин Е.А., Рунов С.С., Салтанов Е.Н. История социальной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов социального профиля. - М.: МГОУ, 2007. – 510 с. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М.: Академия, 2008. – 439 с.Галагузов А.Н., Галагузова М.А., Ларионова И.А. Социально-педагогические задачи. - М.: Владос, 2008. - 191 с.Гилленбранд, Клеменс. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников : учеб. Пособие для студ. Вузов / К. Гилленбранд ; [пер. с нем. Н. А. Горловой]. – 2-е изд. – М. : Академия, 2007. – 236 с.Гонеев, Александр Дмитриевич. Основы коррекционной педагогики : учеб. Пособие для студ. Вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина ; Международная акад. Пед. Образования. – 4-е изд. – М. : Академия, 2007. – 271, [1] с. – (Высшее профессиональное образование) Экземпляры: всего:1 – Ч.з.4(1)Долгов А.П. Социальная педагогика: проблемы и перспективы развития: [монография]. - Москва: РИЦМГГУ, 2007. – 194 с.Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: Академия, 2008. - 208 с.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2008. - 269 с.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика". - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - 198 с.

Список литературы

1. Альджев Д.В. Социальная педагогика: шпаргалки. - М.: Эксмо-Пресс, 2008. - 30 с.
2. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики.- М.: Академия, 2007. - 253 с.
3. Беляев В.И., Карунин Е.А., Рунов С.С., Салтанов Е.Н. История социальной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов социального профиля. - М.: МГОУ, 2007. – 510 с.
4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М.: Академия, 2008. – 439 с.
5. Галагузов А.Н., Галагузова М.А., Ларионова И.А. Социально-педагогические задачи. - М.: Владос, 2008. - 191 с.
6. Гилленбранд, Клеменс. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников : учеб. Пособие для студ. Вузов / К. Гилленбранд ; [пер. с нем. Н. А. Горловой]. – 2-е изд. – М. : Академия, 2007. – 236 с.
7. Гонеев, Александр Дмитриевич. Основы коррекционной педагогики : учеб. Пособие для студ. Вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина ; Международная акад. Пед. Образования. – 4-е изд. – М. : Академия, 2007. – 271, [1] с. – (Высшее профессиональное образование) Экземпляры: всего:1 – Ч.з.4(1)
8. Долгов А.П. Социальная педагогика: проблемы и перспективы развития: [монография]. - Москва: РИЦ МГГУ, 2007. – 194 с.
9. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
10. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2008. - 269 с.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика". - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - 198 с.

Основные вопросы педагогики

Основные проблемы педагогики

Протопресв. Василий Зеньковский

в системе педагогики вопрос о цели воспитания является, конечно, важно. Нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания. Наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь для того, чтобы помочь выявить образ Божий в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Кроме того, с нашей помощью ребенку в нем действует, конечно, и Господь, ибо душа сообразна Богу, Который каждого любит, как Отец, и каждый раз это волнует. Раскрытие образу и подобию Бога, становится для внутреннего человека — это помочь, и вы должны воспитывать. Если ребенок не это качество, то он, пользуясь свободой неразумно, может сделать последствия ошибки в устроении своей жизни.

Но, формулируя так путь педагогического вмешательства в жизнь ребенка, мы, таким образом, уже установили, по сути, две задачи. Прежде всего — подготовить дитя к вечной жизни, к вечной жизни в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофы. Нужен человек, чтобы спасти от земных дней падения и развить в нем то, что не утеряется в вечности. В этом случае, одной стороны, образование и развитие внутреннего человека-главный путь педагогической работы.

Не менее важна и вторая часть — это подготовка к жизни, потому что жизнь это дает не только возможность приобрести жизнь вечную, но дает возможность и потерять ее. Как будет пройдена эта жизнь — так она будет отвечать и в загробной жизни, мы живем так, что эта жизнь является только ступенью в вечность. Именно поэтому необходима свобода от деталей жизни, всего незначительно — важно "не угасить духа". Мы часто настолько перегружены текущей жизни, которые, даже видя истину, мы не можем их освоить.

Если образование ставит акцент только на подготовку к вечной жизни, то, возможно, что многое индивидуальное, "таланты", дары останутся в ребенке не — настолько все внимание уйдет в одну сторону. Если есть что-то, с кем можно идти в жизнь вечную, то, конечно, самое главное сделано; однако, чтобы пройти через эту жизнь вне связывая ее с вечностью, не может быть.

Очень часто происходит наоборот, проблемы в этой жизни ставятся на первый план. Но, конечно, не только в принципе, иерархической, но и для педагогической работы является более важной задачи подготовки к жизни вечной. Упор на подготовку к жизни земной должно быть на втором месте. Гипноз жизни настолько силен, что дети очень легко двигаться, наоборот, практическое и духовное задач и ставят на первый план практические проблемы. Если они знают о жизни вечной, идея о беременности, как будто бы что-то дополнительно, интерьер. Крайне негативное влияние на настроение. Задача воспитания должна быть поставлена так, что первенствующей в ней была устремленность к небу, не к земле. Человек отличен от других созданий, что он не принадлежит только земле, но и подняться над ними, живет в другом мире (это стремление к небу, также может быть извращаемо — например, искусственное погружают в мир прекрасного, в развитии эстетической стороны в духовной жизни).

Узнать стоимость работы