Генезис идей социальной педагогики связь социальной педагогики с другими науками.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 13 13 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 15.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Одним из первых вопрос о связи педагогики с общей социологией в своих трудах нарушил А. Луначарский. Более глубоким исследованием взаимовлияния социологии и социальной педагогики занимался М. Иорданский. Ученый справедливо настаивал на том, что социальная педагогика не может существовать без учета социологических законов (закон раскрепощения личности, борьбы за равенство, братство, свободу народов; закон классовой борьбы), социологических факторов и явлений. «Все это (достояние социологической науки), - пишет исследователь, - должно влиять на дух и направления школы, потому что школа отражает жизнь» [4].Общее значение социологии для других наук о человеке убедительно доказал известный отечественный социолог П. Сорокин (1889-1968 гг.) в трудах « Человек. Цивилизация. Общество» и « Главные тенденции нашего времени». Социальные и смежные общественные науки, - отмечает автор, - имеют дело с человеком и созданным им миром... Социология имеет дело, исходя из своей специфики, со всеми сферами социального пространства [7].«Возникновение социологии как самостоятельной науки, - продолжает далее свою мысль ученый, - привело к «социализации»всех специальных дисциплин в течение последних нескольких десятилетий. Содержание, методы и толкования этих наук становятся более социологическими [7].Анализ научно - педагогических трудов и периодических изданий позволяет констатировать, что в исследуемый период в социально-педагогической науке уже широко использовались и методы социологического исследования, о чем, например, свидетельствует рубрика «Измерения в школе», которая была начата в журналах данного периода.Большое значение для дальнейшего развития социально-педагогической науки получила также социология воспитания. «Социология теперь, - пишет С. Ананьин, - учит, что воспитание определяют экономические, а дальше социальные и политические факторы» [1].Опираясь на наблюдения общей социологии и социологии воспитания, педагогическая наука 20- х гг. выдвигает новую проблему воспитания - «воспитание не в семье и школе, а воспитание социальное, общественное». Данный подход был ошибочным, но эту ошибку можно объяснить только теми условиями, в которых находилась Россия в тот период. Это - падение роли семьи в процессе формирования личности, рост беспризорности среди несовершеннолетних (что связано с войнами и революционными событиями), усиление власти улицы над детьми и т.д. Жизнь быстро доказало несостоятельность данной теории.Социальная педагогика в исследуемый период была тесно связана и с такой новой отраслью научных знаний, как социальная медицина, у которой педагогическая наука заимствовала методику реабилитации «выбитых из социальной колеи детей».Для указанного периода была характерна и попытка соединить социально-педагогическую науку с правоведческими дисциплинами. Инициатором такого синтеза выступал А. Макаренко, отмечая, что необходимо строить науку о воспитании на широком использовании данных теории и практики правоведения. «Я не считаю возможным строить всю науку о воспитании на науке о праве, - пишет Антон Семенович, - я только говорю о необходимости опираться на науку о праве [5].Анализ научно -педагогической литературы позволяет утверждать, что наначальном этапе своего развития (20 -е гг.) для социальной педагогики также были характерны попытки установить тесные связи и с экономическими науками. Об этом, например, свидетельствует статья А. Музыченко «Что такое педагогика и чему она учит», в которой автор доказывает, что педагогика и политическая экономия - родные сестры, «от слова и приказа которых зависит благосостояние каждого народа».К дискуссионнымвопросам этого периода принадлежали вопросы связи педагогики и политики. Отдельные ученые, как отмечает В. Шульгин, рассматривали педагогику оторвано от политики, утверждая, что целые школы и содержание воспитательной работы определяются не политикой правительства, а желанием ребенка, учителя и родителей. По справедливому мнению автора, нет и не может быть никакого разрыва между политикой и педагогикой, а тем более противостояниямежду ними.В 20 -е гг. 20 столетия развитие социально - педагогической науки в России было связано с серьезными научными достижениями в области философии, социальной философии, социологии, социальной психологии, социологии воспитания, созданием и развитием педологии, широким внедрением методов психотехники в социально -педагогическую теорию.С такой тесной связью социально - педагогической науки с другими науками о человеке может сложиться ложное впечатление, что ведущие категории социальная педагогика заимствовала из этих человековедческих наук.Против понимания социальной педагогики как содержанки других наук справедливо выступали А. Луначарский и А. Макаренко. В частности, А. Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть выведено из положений любой науки [5].Таким образом, определение сущности каждой из наук, обоснование социологии и ее ведущих отраслей, целостное восприятие человека, внимание к личности и тщательное изучение социального окружения и условий жизни индивида определили необходимость научной разработки социальной педагогики как самостоятельной педагогической отрасли, которая ассимилирует знания философии, психологии, социологии и других наук. Список литературыАльджев Д.В. Социальная педагогика: шпаргалки. - М.: Эксмо-Пресс, 2008. - 30 с.Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики.- М.: Академия, 2007. - 253 с.Беляев В.И., Карунин Е.А., Рунов С.С., Салтанов Е.Н. История социальной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов социального профиля. - М.: МГОУ, 2007. – 510 с. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М.: Академия, 2008. – 439 с.Галагузов А.Н., Галагузова М.А., Ларионова И.А. Социально-педагогические задачи. - М.: Владос, 2008. - 191 с.Гилленбранд, Клеменс. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников : учеб. Пособие для студ. Вузов / К. Гилленбранд ; [пер. с нем. Н. А. Горловой]. – 2-е изд. – М. : Академия, 2007. – 236 с.Гонеев, Александр Дмитриевич. Основы коррекционной педагогики : учеб. Пособие для студ. Вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина ; Международная акад. Пед. Образования. – 4-е изд. – М. : Академия, 2007. – 271, [1] с. – (Высшее профессиональное образование) Экземпляры: всего:1 – Ч.з.4(1)Долгов А.П. Социальная педагогика: проблемы и перспективы развития: [монография]. - Москва: РИЦМГГУ, 2007. – 194 с.Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: Академия, 2008. - 208 с.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2008. - 269 с.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика". - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - 198 с.

Список литературы

1. Альджев Д.В. Социальная педагогика: шпаргалки. - М.: Эксмо-Пресс, 2008. - 30 с.
2. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики.- М.: Академия, 2007. - 253 с.
3. Беляев В.И., Карунин Е.А., Рунов С.С., Салтанов Е.Н. История социальной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов социального профиля. - М.: МГОУ, 2007. – 510 с.
4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М.: Академия, 2008. – 439 с.
5. Галагузов А.Н., Галагузова М.А., Ларионова И.А. Социально-педагогические задачи. - М.: Владос, 2008. - 191 с.
6. Гилленбранд, Клеменс. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников : учеб. Пособие для студ. Вузов / К. Гилленбранд ; [пер. с нем. Н. А. Горловой]. – 2-е изд. – М. : Академия, 2007. – 236 с.
7. Гонеев, Александр Дмитриевич. Основы коррекционной педагогики : учеб. Пособие для студ. Вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина ; Международная акад. Пед. Образования. – 4-е изд. – М. : Академия, 2007. – 271, [1] с. – (Высшее профессиональное образование) Экземпляры: всего:1 – Ч.з.4(1)
8. Долгов А.П. Социальная педагогика: проблемы и перспективы развития: [монография]. - Москва: РИЦ МГГУ, 2007. – 194 с.
9. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
10. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2008. - 269 с.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика". - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - 198 с.

Вопрос-ответ:

Кто одним из первых нарушил вопрос о связи педагогики с общей социологией?

Один из первых вопрос о связи педагогики с общей социологией в своих трудах нарушил А. Луначарский.

Кто занимался более глубоким исследованием взаимовлияния социологии и социальной педагогики?

Более глубоким исследованием взаимовлияния социологии и социальной педагогики занимался М. Иорданский.

На что настаивал М. Иорданский в своих исследованиях?

М. Иорданский настаивал на том, что социальная педагогика не может существовать без учета социологических законов, таких как закон раскрепощения личности, борьбы за равенство, братство и свободу народов, закон классового противопоставления.

Какие науки связаны социальной педагогикой?

Социальная педагогика связана с общей социологией, а также с другими науками, такими как психология, социальная работа, право, медицина и экономика.

Кто из ученых исследовал взаимосвязь социологии и социальной педагогики?

Михаил Иорданский был одним из ученых, который глубоко изучал взаимовлияние социологии и социальной педагогики.

Что утверждал Михаил Иорданский по поводу социальной педагогики?

Михаил Иорданский справедливо настаивал на том, что социальная педагогика не может существовать без учета социологических законов.

Какие ценности акцентировал Михаил Иорданский в социальной педагогике?

Михаил Иорданский акцентировал внимание на ценностях раскрепощения личности, борьбы за равенство, братство и свободу народов, а также на классовом законе.

Какие другие науки имеют отношение к социальной педагогике?

В социальной педагогике также учитываются знания из психологии, социальной работы, права, медицины и экономики.

Какие связи у социальной педагогики с другими науками?

Социальная педагогика имеет связи с различными науками, включая общую социологию. Для исследования этих связей широко использовались работы таких ученых, как А. Луначарский и М. Иорданский. Они подчеркивали необходимость учета социологических законов в социальной педагогике. Социальная педагогика ориентирована на раскрепощение личности, борьбу за равенство, братство и свободу народов, а также учитывает классовые противоречия в обществе.

Кто исследовал связь педагогики с общей социологией?

Одним из первых ученых, кто исследовал связь педагогики с общей социологией, был А. Луначарский. Он в своих трудах поднял вопрос о взаимодействии этих двух наук. М. Иорданский провел более глубокое исследование связи социальной педагогики и социологии. Он справедливо указывал на то, что социальная педагогика не может существовать без учета социологических законов. Важные аспекты взаимодействия включают раскрепощение личности, борьбу за равенство, братство и свободу народов, а также учет классовых противоречий.