Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников, имеющих фонетико фонематическое недоразвитие речи

  • 90 страниц
  • 65 источников
  • Добавлена 15.01.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Фонематическое восприятие и его развитие в онтогенезе 8
1.2. Симптоматика и механизмы фонетико-фонематического нарушения речи 16
1.3. Общая характеристика дидактических игр и их роль в развитии фонематического восприятия 21
Глава 2. Особенности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 28
2.1. Характеристика участников и методов исследования 28
2.2. Методика исследования фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 30
2.3. Анализ результатов констатирующего исследования 38
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 50
3.1. Основные направления и содержание коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием дидактических игра и упражнений 50
3.2. Анализ эффективности предпринятых коррекционно-педагогических мероприятий 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 86
Приложение 1 86
Приложение 2 89
Фрагмент для ознакомления

Инструкция: «Повторяй за мной только звук с» — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.«Повторяй за мной только слоги со звуком с» — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.«Повторяй за мной только слова со звуком с» — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.6. Игра «Озорные звуки».Процедура. Логопед читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно.Речевой материал:Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).Русская красавица Своей козою (косою) славится.На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).Инструкция: Я прочитаю вам двустишия. Слушайте внимательно и назовите слово, которое «озорничает», произнесено неправильно.В дальнейшем детей учат различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речи, для этого используется целый ряд игр и упражнений:1. Игра «Недовольный Саша». Процедура. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.Речевой материал: сушить, сушка, сапка, троллейбус, снековик, сыска, стройка, мусорчик, лезать, шкаблить.Инструкция: Я буду вам называть слова, если услышите неверно произнесенный звук – поднимите картинку с изображением недовольного Саши.2. Игра «Как правильно сказать?».Процедура.Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.Речевой материал: зуб-жуб, лампа-рампа, табурет – табулет, шоколад – шохорад, заострить – саострить, цапля-чапля-сапля, мышиный – мызиный, красный-касный.Инструкция: Буду называть слова, в которых все звуки произнесены правильно и неправильно. Сравните произнесенные слова. Назовите правильный вариант.3. Игра «Будь внимателен».Процедура. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный. Речевой материал:Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.Инструкция: Рассмотри картинки. Я буду называть слова. Если я правильно назвала слово, которое изображено на картинке, подними зеленый флажок. Если слово произнесла неверно – подними красный флажок.Таким образом, развитие фонематического восприятия осуществляется поэтапно с постепенным усложнением речевого материала.3.2. Анализ эффективности предпринятых коррекционно-педагогических мероприятийПосле проведенной работы дошкольники с ФФНР повторно были обследованы. Результаты представлены далее (Таблица 3).Таблица 4Анализ результатов исследования фонематического восприятия у дошкольников ЭГ на контрольном этапе исследованияФИ ребенкаI серияII серияIII серияИтогоАБВАБВАБВГАлександр Ф.34333332222,8Александр Б.34333232332,9Валентина Ш.34343343223,1Виктория З.33433343333,2Дмитрий Б.44444342233,4Евгений Ц.44443343333,5Максим Б.33433243333,1Михаил Д.34433343343,4Степан К.33333232222,6Татьяна В.33333232222,6Итого 3,23,63,53,33,22,73,62,52,62,8 Все дошкольники справились с заданиями в той или иной степени. Несмотря на проводимую работу по коррекции фонематического восприятия, уровень развития находится не на должном уровне. Вместе с тем произошли количественные и качественные изменения при выполнении заданий.Сравним средний балл выполнения заданий дошкольниками с ФФНР до и после коррекционной работы (Рис. 6). Рис. 6 – Среднее значение, полученными дошкольниками ЭГ до и после коррекционной работы (в баллах)Как видно на рисунке, произошли изменения в развитии фонематического восприятия. У некоторых дошкольников произошли значительные изменения, у некоторых – не очень. Значительные изменения в развитии фонематического восприятия произошли у дошкольников с ФФНР, обусловленного дислалией. Дошкольникам с ФФНР, обусловленного стертой дизартрией и ринолалией также отмечена динамика в развитии фонематического восприятия, но она незначительная, т.к. из-за патогенеза требуется больше времени на развитие фонематического восприятия. Разница составила от 0,2 до 0,5 среднего балла.Воспроизведение оппозиционных слогов с изменением согласной показал, что у дошкольников ЭГ после коррекционной наметились улучшения (Рис. 7). Рис. 7 - Среднее значение, полученными дошкольниками ЭГ до и после коррекционной работы за выполнение заданий I серии (в баллах)На рисунке видно, что умение дошкольников ЭГзапоминать и воспроизводить слоговые ряды после коррекционной работы улучшилось. Как и на этапе констатирующего эксперимента, так и на этапе контрольного эксперимента трудности у детей с ФФНР были связаны со звуковыми парами, содержащими в основном шипящие и свистящие, например: [са-ша-са]. Дошкольники после коррекционной работы стали лучше воспроизводить слоговые ряды с парными согласными по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Дошкольники с ФФНР меньше допускали ошибок при воспроизведении и рядов, состоящих из двух слогов. Трудности возникали при повторении слогов с оппозиционными звуками, звуки которых у дошкольников нарушены. Основными ошибками стали замена звука, автоматическое повторение предыдущего слога. Дошкольники с ФФНР на констатирующем этапезадания выполнили со средним значением 2,9, на контрольном этапе –3,2. При воспроизведении слогов с измененной гласной дошкольники с ФФНР достаточно хорошо справились с заданием. Среди дошкольников с ФФНР только 6 человек при повторении допустили по 1 ошибке. Трудности возникли при произношении слогов с лабиализованными гласными. Все остальные дошкольники правильно произнесли только половину слоговых рядов. Трудности возникли при уподоблении согласного характеристикам гласных звуков, так, слог с гласной «е», повторялся детьми как с классной «э», при произнесении слогов с лабиализованными гласными, согласный произносился отдельно, т.е. между согласным и гласным была небольшая пауза.Средний балл выполнения задания дошкольниками на констатирующем этапе составил– 3,2, на контрольном этапе 3,6.При выполнении третьего задания 1 серии дошкольники с ФФНР испытывали трудности при воспроизведении последних серий слогов. Дети не смогли быстро повторить слоги, отмечалось повторение предыдущих звуков.5 дошкольников с ФФНР при повторении допустили по 1 ошибке, когда повторяли звуковые ряды с согласной. Как правило они ее опускали или заменяли. Остальные дошкольники правильно повторили только половину звуковых рядов, как правило это ряды из 2 и 3 звуков. Средний балл выполнения задания дошкольниками на констатирующем этапе составил – 3,2, на контрольном - 3,5.Результаты различения отдельных звуков в звуковых рядах, затем в слогах и словах представлено на следующем рисунке (Рис. 8).Рис. 8 - Среднее значение, полученными дошкольниками ЭГ до и после коррекционной работы за выполнение заданий II серии (в баллах)Как видно на рисунке, умение дошкольников ЭГ различать отдельные звуки на фоне других звуков, слогов и слов после коррекционной работы улучшилось.3 дошкольника допустили по 1 ошибке, при которой дети не всегда определяли заданный звук. Например: [с] определили в мягком варианте [с'], звук [ц] определили как [с']. 7 дошкольников правильно выполнили половину заданий. Дошкольник не всегда определяли заданный звук в силу того, что уровень речеслуховой памяти, распределения внимания недостаточно развиты. Трудности возникли при определении звуков, которые у детей нарушены и которые не автоматизированы в речи. Как правило, дошкольники не могли определить оппозиционные звуки по месту и способу образования. Средний балл выполнения задания дошкольниками на констатирующем этапе исследования составил 2,7, на контрольном – 3,3.Дошкольники с ФФНР несколько хуже смогли различить звук на фоне слогов, как и на констатирующем этапе исследования. Среди дошкольников с ФФНР только 1 ребенок выполнил задание, но допустил 1 ошибку, при определении аффрикат. Остальные дети выполнили правильно половину заданий. Трудности возникли при определении свистящих, шипящих и звуков и аффрикат. Средний балл выполнения задания дошкольниками на констатирующем этапе исследования составил 2,5 балла, на контрольном – 3,1.Трудности возникли при определении звука на фоне слова. 6 человек выполнили правильно меньше половины. Трудности возникли при определении оппозиционных звуков, стоящих со стечением согласных или в конце слова. 3 дошкольника правильно выполнили меньше половины задания. Трудности возникли при определении звука в словах, содержащих заданный и позиционный звук, двусложных словах со стечением согласных, с закрытым последним слогом. Снижение показателей по 3 серии заданий свидетельствует о том, что если дошкольники могут относительно правильно определять заданный звук на фоне других звук, то при наличии дополнительных звуков, как-то слоги, слова, происходит нарушение внутренних связей в дифференцировки звуков. Средний балл выполнения задания дошкольниками на констатирующем этапе исследования составил 2,3 балла, на контрольном этапе – 2,6.Результаты узнавания, различения и сравнения слов представлены далее (Рис. 9).Рис. 9 - Среднее значение, полученными дошкольниками ЭГ до и после коррекционной работы за выполнение заданий III серии (в баллах)Как видно на рисунке, произошли незначительные изменения в умении различать, узнавать и сравнивать слово на фоне других слов.Дошкольники с ФФНР достаточно хорошо справились с заданиями данной серии. 6 детей допустили по 1 ошибке: мишка-мышка, кочка-кошка. 4 дошкольника правильно выполнили половину заданий. Как правило, это были слова с парными звуками по твердости-мягкости.Средний балл выполнения задания дошкольниками на констатирующем этапе исследования составил 3,4 балла, на контрольном этапе – 3,6.При определении звуков, смешиваемых в произношении, дошкольники с ФФНР допустили больше ошибок. В данной группе есть дети, которые выполнили половину заданий, трудности возникли при определении оппозиционных звуков по месту и способу образования. 5 дошкольников правильно выполнили половину заданий. Дошкольники путали свистящие и шипящие звуки, свистящие и аффрикаты т.е. те, которые в большинстве неправильно произносят. И 5 дошкольников правильно выполнили меньше половины задания, правильно определив имя девочки Марина и название ягоды-малина. Средний балл выполнения задания дошкольниками на констатирующем этапе исследования составил 2,4 балла, на контрольном этапе – 2,5. Как видим, результаты практически не изменились.Так же как и на констатирующем этапе исследования, так и на контрольном, не все дошкольники в ФФНР смогли услышать неправильно произнесенные слова. 5 дошкольников с ФФНР, обусловленного дислалией правильно выполнили половину задания, указав на неверно произносимые слова «батон», кукла», «танки». 5 дошкольников правильно указали слова «батон», кукла». В остальных примерах дошкольники допускали по ошибке. При указании на нее, дошкольники не могли ее исправить. Средний балл выполнения задания дошкольниками на констатирующем этапе исследования составил 2,4 балла, на контрольном этапе – 2,5. Как видим, результаты практически не изменились.Соответственно, трудности у дошкольников возникли и при разложении предметных картинок по заданным условиям. Так, 1 дошкольник при выполнении допустил 1 ошибку, 5 дошкольников правильно выполнили половину задания и 4 дошкольника правильно выполнили меньше половины. Трудности возникли при подборе картинок на свистящие и шипящие звуки, при определении последнего звука в словах.Средний балл выполнения задания дошкольниками на констатирующем этапе исследования составил 2,3 балла, на контрольном этапе – 2,7. Как видим, результаты практически не изменились.Исходя из полученных результатов, были выделены следующие группы дошкольников ЭГ по уровню развития фонематического восприятия после коррекционной работы:Высокий уровень – 1 дошкольник;Средний уровень – 9 дошкольников;Низкий уровень - 0.Более наглядно распределение дошкольников обеих групп в зависимости от уровня развития фонематического восприятия представлено на следующем рисунке (Рис. 10).Рис. 10 – Распределение дошкольников ЭГ до и после коррекционной работы по уровню развития фонематического восприятия (в % от общего числа детей ЭГ )Как видно на рисунке, уровень развития фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР после коррекционной работы изменился. В группу с высоким уровнем вошел 1 дошкольник с ФФНР, обусловленного дислалией, набрав 3,5 балла, что составляет нижнюю границу высокого уровня. 2 дошкольника с ФФНР, обусловленного дислалаией набрали по 3,4 балла, что составляет верхнюю границу среднего уровня. Качественные изменения в развитии фонематического восприятия произошли и у дошкольников с ФФНР, обусловленного стертой дизартрией и ринолалией. Если на этапе констатирующего исследования эти дети имели низкий уровень, то на контрольном этапе они перешли в группу со средним уровнем развития фонематического восприятия. Трудности дошкольники испытывали при определении заданного звука на фоне слогов и слов, не всегда могли правильно узнать неправильно произносимое слово, слово со звуками, смешиваемых в произношении, повторить звуковые ряды, состоящие из 3-4 звуков. В тоже время наблюдалось, что дошкольники воспринимали помощь, старались исправить неправильный ответ, но не всегда это им удавалось. Дошкольники с ФФНР, обусловленного дислалией, которые не изменили уровень развития фонематического восприятия на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, оставшись на среднем уровне, изменили качество выполнения задания. Так, дошкольники задание выполняли быстрее и правильнее. Трудности возникли при определении звука на фоне слова, повторении звуковых рядов, стоящих из 3-4 звуков, не всегда могли правильно узнать неправильно произносимое слово, слово со звуками, смешиваемых в произношении. Вместе с тем, проведенная работа оказала положительное влияние на развитие фонематического восприятия. Следовательно, необходимо продолжить начатую работу.Выводы по Главе III:Развитие фонематического восприятия осуществлялась с самых первых этапов логопедической работы и проводилась в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.Первоначально работа проводилась на материале неречевых звуков и далее в работу постепенно добавлялись как усвоенные детьми звуки речи, так и те, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь.С учетом полученных результатов на этапе констатирующего исследования были выделены такие направления логопедической работы: узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;различение слов, близких по своему звуковому составу; дифференциация слогов, дифференциация фонем, развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза. В тоже время осуществлялась работа по развитию слухового внимания и памяти.После проведенной работы дошкольники с ФФНР повторно были обследованы.Анализ результатов показа, что произошли количественно-качественные изменения в развитии фонематического восприятия.Были выделены следующие уровни развития фонематического восприятия:Низкий уровень. На низком уровне после коррекционной работы не оказалось детей с ФФНР,Средний уровень. Фонематическое восприятие сформировано не в полной мере. Дошкольники испытывали трудности при определении заданного звука на фоне слогов и слов, не всегда могли правильно узнать неправильно произносимое слово, слово со звуками, смешиваемых в произношении, повторить звуковые ряды, состоящие из 3-4 звуков. В тоже время наблюдалось, что дошкольники воспринимали помощь, старались исправить неправильный ответ, но не всегда это им удавалось. На данном уровне находятся 50% дошкольников с ФФНР,обусловленного дислалией, 20% дошкольника с ФФНР, обусловленного стертой дизартрией и 20% дошкольника с ФФНР, обусловлено ринолалией.Высокий уровень. Данный уровень характеризуется достаточно быстрым и правильным выполнением всех заданий. Дошкольники могут правильно определить заданный звук на фоне других звуков, слогов. Трудности могут возникнуть при нахождении заданного звука на фоне простых фраз, в усложненных условиях: многосложные слова со стечением согласных. На данном уровне находится 10% дошкольников с ФФНР, обусловленногодислалией.В целом, дошкольники ЭГ при выполнении заданий чувствовали себя увереннее, задания выполняли быстрее, были заинтересованы в положительном результате выполнения заданий, Дошкольники стали внимательнее относиться к собственной речи и речи окружающих, старались самостоятельно или с незначительной помощью исправлять недочеты и ошибки при выполнении заданий.ЗаключениеОдним из распространенных речевых нарушений является фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Несмотря на достаточно большое количество исследований, связанных с изучением этого речевого нарушения, вопросы исследования фонематического восприятия остаются актуальными.Нарушения фонематического восприятия отрицательно сказываются на дальнейшем овладении языком, обучении детей с ФФНР. Усилия педагогов направлены на поиск наиболее эффективных способов коррекции фонематического восприятия.В нашей работе были рассмотрены особенности фонематического восприятия дошкольников с ФФНР.В ходе теоретического изучения темы пришли к следующим выводам:На качественное освоение родного языка и дальнейшее успешное обучение оказывает влияние фонематическое восприятие. Как правило, к концу дошкольного детства у детей фонематическое восприятие хорошо сформировано. В силу некоторых причин у некоторых дошкольников фонематическое восприятие формируется с опозданием или патологически, оказывая влияние в целом на речевое развитие ребенка. Одной из причин является фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное дислалией, дизартрией, ринолалией.При ФФНРв большей степени нарушены фонематическое восприятие и звукопроизношение.Дошкольники с ФФНР затрудняются в определении ритмического рисунка слова, дифференцировании звуков и слов, близких по звучанию, имеющих тонкие артикуляторно-акустические признаки, а также звуков и слов, имеющих более отдаленных артикуляторно-акустические признаки. Следовательно, нарушение фонематического восприятия зависит от степени проявления дефекта.Одним из средств развития фонематического восприятия является дидактическая игра.Использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки, а именно: умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово и т.д.Хорошо развитое фонематическое восприятие является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте и письма.С целью подтверждения теоретических выводов было организовано исследование фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР. В сравнении с дошкольниками с нормальным речевым развитием.Эксперимент проводился на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад№ 2г. Раменское.В исследовании принимали участие две группы детей дошкольного возраста: контрольная (дети с нормальным речевым развитием) и экспериментальная (дети с ФФНР) группы по 10 человек в каждой.Методика исследования фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР включала традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей. Для нашего исследования использована методика проф. Г.В. Чиркиной.В ходе констатирующего эксперимента у дошкольников с ФФНР была выявлена недостаточнаясформированностьфонематического восприятия. Были выделены следующие группы дошкольников в зависимости от уровня развития фонематического восприятия.Низкий уровень – дети с выраженным недоразвитием фонематических функций. У этих детей недостаточно сформирована фонематическая система: дети допускали ошибки при дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков, затрудняются в выделении отдельного звука на фоне других звуков, слогов и слов, не могут подобрать предметные картинки со звуками, несмешиваемых в произношении, не могут определить правильное произношение слов.В группу вошлипо 20% дошкольников с ФФНР, обусловленногос ринолалией и стертой дизартрией.Средний уровень. Трудности возникли при определении заданного звука на фоне слогов и слов, нахождении картинок со звуками, смешиваемыми в произношении. Наблюдались единичные ошибки в определении неправильно произносимых слов. Дошкольники с нормальным речевым развитием могут сами исправлять ошибки. Дошкольникам с ФФНР это не под силу На данном уровне находятся 60% дошкольников с ФФНР, обусловленного дислалией, и 20% дошкольника КГ.Высокий уровень. Вошли дети с достаточно хорошим уровнем развития фонематического восприятия. Иногда у дошкольников наблюдалось неточное выполнение задания, имеющего повышенную сложность на уровне слова. На данном уровне не оказалось дошкольников ЭГ, среди дошкольников КГ – 80% детей. Исходя из полученных результатов, была спланирована и проведена коррекционная работа по развитию фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР с использованием дидактических игр и упражнений.Были выделены такие направления логопедической работы: узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;различение слов, близких по своему звуковому составу; дифференциация слогов, дифференциация фонем, развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза. В тоже время осуществляласьработа по развитию слухового внимания и памятиПосле коррекционной работы у дошкольников с ФФНР было повторно исследовано фонематическое восприятие по тем же методикам, что и в констатирующем эксперименте.Уровень развития фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР после коррекционной работы изменился. Низкий уровень. На низком уровне после коррекционной работы не оказалось детей с ФФНР,Средний уровень. Фонематическое восприятие сформировано не в полной мере. Дошкольники испытывали трудности при определении заданного звука на фоне слогов и слов, не всегда могли правильно узнать неправильно произносимое слово, слово со звуками, смешиваемых в произношении, повторить звуковые ряды, состоящие из 3-4 звуков. В тоже время наблюдалось, что дошкольники воспринимали помощь, старались исправить неправильный ответ, но не всегда это им удавалось. На данном уровне находятся 50% дошкольников с ФФНР,обусловленного дислалией, 20% дошкольника с ФФНР, обусловленного стертой дизартрией и 20% дошкольника с ФФНР, обусловлено ринолалией.Высокий уровень. Данный уровень характеризуется достаточно быстрым и правильным выполнением всех заданий. Дошкольники могут правильно определить заданный звук на фоне других звуков, слогов. Трудности могут возникнуть при нахождении заданного звука на фоне простых фраз, в усложненных условиях: многосложные слова со стечением согласных. На данном уровне находится 10% дошкольников с ФФНР, обусловленногодислалией.Таким образом, все дошкольники с ФФНР показали положительную динамику.В целом по исследованию трудности дошкольники испытывали при определении заданного звука на фоне слогов и слов, не всегда могли правильно узнать неправильно произносимое слово, слово со звуками, смешиваемых в произношении, повторить звуковые ряды, состоящие из 3-4 звуков. В тоже время наблюдалось, что дошкольники воспринимали помощь, старались исправить неправильный ответ, но не всегда это им удавалось. Полученные результаты свидетельствуют о том, что с помощью дидактических игр можно развивать фонематический слух у детей с ФФНР. Дидактические игры были направлены на развитие фонематического слуха как на неречевом так и на речевом материале. В процессе игры происходило усложнение речевого материала от отдельных звуков до простых фраз. Дети учились не только воспринимать сходные по месту и способу образования звуки на фоне звуков, слогов, слов, фраз, но и учились слышать собственную речь и речь окружающих, контролировать свое произношение и произношение сверстников. Следовательно, использование дидактических игр в коррекционно-педагогической работе с детьми с ФФНР позволяет повысить ее эффективностьТаким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась. Список литературыАрхипова Г.Ф. Стёртая дизартрия у детей. // Учебное пособие для студентов вузов/. – М. «Астель»,2008.- 319 с.Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - С-Пб, Детство-Пресс, 2001. - С. 29-37.Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми //Дефектология. 1976. - № 5Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.,2003Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада / А.К. Бондаренко.—2-е изд., дораб.—М.: Просвещение, 1991.—160 с., ил.Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. — 1-е изд.. — Л., 1983 Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи - М., 197Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю.С. Василенко.-М.: Энергоиздат, 2002Винарская Е. Н. Фонетические проблемы логопедии в России на рубеже XXXXI веков //Проблемы детской речи: Сборник. - СПб, 1999. - Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии.-М.: Просвещение, 1987.- 157с.Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТ, 2006.-141c.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. учеб.-метод. пособие – 2005Волкова Л.С. Методическое наследие. В 5 кн.- М.,2003.-Кн. 5 Фонетико–фонематическое и общее недоразвитие речи. Гвоздев А.Н. О фонологических средствах русского языка / А.Н. Гвоздев — M. АПН РСФСР, 1949Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка.- СПб., Акцидент, 1995- 65 с.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М.,1996.-23сЖинкин Н. И. Механизмы речи - М., 1958 Журова Л.Е, Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников.- М., 1963.Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология, 1996. №5.-10c.Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова.—Ярославль: «Академия развития», 1997.—240 с., ил.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков у детей.- М., Гиа-пресс, 1999.Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.Лопатина Л.В. К вопросу о дифференциальной диагностике стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. // Клинические проявления и методы коррекции. Спб., 1999. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб, 2004Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. СПб: ГРГПУ им. А.И. Герцена, 2004.- 192-с.Лопатина Л.В. Некоторые особенности восприятия речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии// Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб., 1992- С. 61- 69.Лопатина Л.В. Формирование восприятия устной речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии//Лопатина Л.В., Н.В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. «Союз», 2001.-191с.( развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией// Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000.-5c.Лупеко, Е. • Дидактические игры // Дошкольное образование, № 8, 2011Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.- М.,: Изд-во Москв. Ун-та, 1973Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Расстройство речи и методы их устранения. – М. Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1975.Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- 1996 .- №5 С . 3-9. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособиедля воспитателя детского сада / Под ред. Т. А. Марковой.—М.: Просвещение, 1982.—128с.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991 – 250 с.Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена.-1964 . Т.3. – С .44-52.Орфинская В.К. Расстройства речи связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дифектологии. – М., 1967.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Просвещение, 1967.Петров А.В., Игротека «Ловкие ручки» - развлекает и обучает. Метод.пособие. – В.Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с.Синицына Е.С. Умные слова. - М., Лист, 1999.Словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 1996.Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. -Л., 1976Соколенко Н. И.Посмотри и назови.- СПб., Библиополис, 1996.Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада —М.: Просвещение, 1982.—96.Спирова Л.Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи // Развитие речи в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2001 – 155 с.Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 2002.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. -- М.: МГОПИ, 1993.Фонетика спонтанной речи –Под. Ред. Н. Д. Светозаровой.- Л. : изд-во ЛГУ, 1998. 245с.Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи //Дефектология. – 1986. – №5. С. 69 – 75.Чижова, О. Игровые занятия – средство развития памяти. Для детей подготовительной к школе группы// Дошкольное образование, № 4, 2013Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.,2003- с . 5-18.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988, С. 42–63.Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем детстве. // Известия АПН РФСР.- вып. 13. -1948.- С . 101-133.Шмаков С. Игры-потехи, забавы-утехи. - Липецк, Ориус, 1994.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 сЭльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М., 1969.ПриложениеПриложение 1Игры на развитие фонематического восприятияИгра «Поймай нужный звук хлопком».Инструкция: Если услышишь звук [к] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [к]ран, мор[к]овь, шалаш, ботино[к]. . . То же с любыми другими звуками:Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…Игра «Придумать слова на заданный звук».Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.).Игра «Определить место звука в слове».Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . . Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.Повторение цепочек слогов. Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са, са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.Примеры слоговых цепочек:Са-за-за,  за-за-са, са-за-са, за-са-заСа-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-шаЛа-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла (Аналогично с другими парами звуков)Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит;  «П»: банка – палка – белка.  Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.Игра  «Кто внимательнее».Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.Игра «Угадай слово».Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.Например: с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-сПроизнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, мИгра «Четвертый лишний»Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.Игра «Починим испорченный телефон»Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону».Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.Приложение 2Общие сведения о детях, участвующих в эксперименте№ п\пРечевое заключениеСведения из медицинской карты (педиатрические)Краткая психологическая характеристика1Александр Ф.ФФНР, стертая дизартрияЛОР -NОкулист - NНевропатолог-левосторонний парез языка, гиперкинезы, движения выполняются не в полном объемеКогнитивные процессы ниже возрастной нормы, коммуникабелен, истощаемость при выполнении заданий2Александр Б.ФФНР, стертая дизартрияЛОР -NОкулист - NНевропатолог-нарушение мимической мускулатуры, тремор языка при удержании статической позыКогнитивные процессы ниже возрастной нормы, с трудом вступает в контакт. Повышенная истощаемость при выполнении заданий, неуклюжий3Валентина Ш.ФФНР, артикуляторно-фонетическаядислалияЛОР -NОкулист - близорукостьНевропатолог-№Когнитивные процессы ниже возрастной нормы, замкнут, быстро устает, моторно неловок4Виктория З.ФФНР, артикуляторно-фонетическаядислалияЛОР -NОкулист - дальнозоркостьНевропатолог-№Когнитивные процессы ниже возрастной нормы, замкнута, быстро устает5Дмитрий Б.ФФНР акустико-фонематическая дислалияЛОР -NОкулист - NНевропатолог-NКогнитивные процессы ниже возрастной нормы, с трудом вступает в контакт6ЕвгенийЦ.ФФНР акустико-фонематическая дислалияЛОР -NОкулист - близорукостьНевропатолог-NКогнитивные процессы ниже возрастной нормы, коммуникабелен7Максим Б.ФФНР акустико-фонематическая дислалияЛОР -NОкулист – «+1»Невропатолог-NКогнитивные процессы ниже возрастной нормы, коммуникабелен8Михаил Д.ФННР артикуляторно-фонетическаядислалияЛОР -NОкулист – «-1»Невропатолог-NКогнитивные процессы ниже возрастной нормы, замкнут9Степан К.ФФНР, открытая форма ринолалииЛОР –расщелина мягкого нёба6 неполнаяОкулист – «+2»Невропатолог-нарушения мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатурыКогнитивные процессы ниже возрастной нормы, коммуникабелен, пользуется авторитетом среди сверстников10Татьяна В.ФФНР, ринолалияЛОР –расщелина твердого и мягкого нёба: скрытая, неполнаяОкулист – «+2»Невропатолог-нарушения мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатурыКогнитивные процессы ниже возрастной нормы, с трудом вступает в контакт

1. Архипова Г.Ф. Стёртая дизартрия у детей. // Учебное пособие для студентов вузов/. – М. «Астель»,2008.- 319 с.
2. Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - С-Пб, Детство-Пресс, 2001. - С. 29-37.
3. Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми //Дефектология. 1976. - № 5
4. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.,2003
5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко.—2-е изд., дораб.—М.: Просвещение, 1991.—160 с., ил.
6. Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. — 1-е изд.. — Л., 1983
7. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи - М., 197
8. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю.С. Василенко.-М.: Энергоиздат, 2002
9. Винарская Е. Н. Фонетические проблемы логопедии в России на рубеже XXXXI веков //Проблемы детской речи: Сборник. - СПб, 1999. -
10. Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии.-М.: Просвещение, 1987.- 157с.
11. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТ, 2006.-141c.
12. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. учеб.-метод. пособие – 2005
13. Волкова Л.С. Методическое наследие. В 5 кн.- М.,2003.-Кн. 5 Фонетико–фонематическое и общее недоразвитие речи.
14. Гвоздев А.Н. О фонологических средствах русского языка / А.Н. Гвоздев — M. АПН РСФСР, 1949
15. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка.- СПб., Акцидент, 1995- 65 с.
16. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
17. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.
18. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.
19. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М.,1996.-23с
20. Жинкин Н. И. Механизмы речи - М., 1958
21. Журова Л.Е, Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников.- М., 1963.
22. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология, 1996. №5.-10c.
23. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова.—Ярославль: «Академия развития», 1997.—240 с., ил.
24. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков у детей.- М., Гиа-пресс, 1999.
25. Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
26. Лопатина Л.В. К вопросу о дифференциальной диагностике стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. // Клинические проявления и методы коррекции. Спб., 1999.
27. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб, 2004
28. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. СПб: ГРГПУ им. А.И. Герцена, 2004.- 192-с.
29. Лопатина Л.В. Некоторые особенности восприятия речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии// Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб., 1992- С. 61- 69.
30. Лопатина Л.В. Формирование восприятия устной речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии//
31. Лопатина Л.В., Н.В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. «Союз», 2001.-191с.( развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией// Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
32. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000.-5c.
33. Лупеко, Е. • Дидактические игры // Дошкольное образование, № 8, 2011
34. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.- М.,: Изд-во Москв. Ун-та, 1973
35. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
36. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Расстройство речи и методы их устранения. – М. Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1975.
37. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- 1996 .- №5 С . 3-9.
38. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т. А. Марковой.—М.: Просвещение, 1982.—128с.
39. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991 – 250 с.
40. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена.-1964 . Т.3. – С .44-52.
41. Орфинская В.К. Расстройства речи связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дифектологии. – М., 1967.
42. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
43. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Просвещение, 1967.
44. Петров А.В., Игротека «Ловкие ручки» - развлекает и обучает. Метод.пособие. – В.Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с.
45. Синицына Е.С. Умные слова. - М., Лист, 1999.
46. Словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 1996.
47. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002
48. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. -Л., 1976
49. Соколенко Н. И. Посмотри и назови.- СПб., Библиополис, 1996.
50. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада —М.: Просвещение, 1982.—96.
51. Спирова Л.Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи // Развитие речи в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
52. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
53. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2001 – 155 с.
54. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 2002.
55. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.
56. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. -- М.: МГОПИ, 1993.
57. Фонетика спонтанной речи –Под. Ред. Н. Д. Светозаровой.- Л. : изд-во ЛГУ, 1998. 245с.
58. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи //Дефектология. – 1986. – №5. С. 69 – 75.
59. Чижова, О. Игровые занятия – средство развития памяти. Для детей подготовительной к школе группы// Дошкольное образование, № 4, 2013
60. Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.,2003- с . 5-18.
61. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988, С. 42–63.
62. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем детстве. // Известия АПН РФСР.- вып. 13. -1948.- С . 101-133.
63. Шмаков С. Игры-потехи, забавы-утехи. - Липецк, Ориус, 1994.
64. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с
65. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М., 1969.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

недоразвитие речь фонематический идея

Введение

1. Обзор литературы по проблеме формирования фонематических представлений у дошкольников с общим недоразвитием III уровня

1.1 Содержание понятия "фонематические представления" и их развитие в онтогенезе

1.2 Общее недоразвитие речи и особенности фонематических представлений в общем недоразвитии речи Ш уровня

2. Исследование особенностей фонематических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

2.1 Материал и методы исследования

2.2 Анализ результатов исследования

3. Методические рекомендации по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

3.1 Методические рекомендации по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Вывод

Литература

Введение

Актуальность исследований. Несомненно, роль освоения ребенком - дошкольником фонематическими представлений обуславливает важность изучения этой проблемы. Уровень развития фонематических представлений ребенка влияет не только на качество детской речи, полнота, внятность, грамотность, но и создает предпосылки для освоения грамоты, поэтому выступает необходимым условием подготовки ребенка к школе обучения. Однако развитие речи у детей дошкольного возраста не всегда была легкой и в соответствии с этапами речевого онтогенеза, часто ребенок нуждается в помощи со стороны взрослых для того, чтобы освоить или иного речевого мастерства.

Актуальность исследования обеспечивается все большее число детей, которые имеют расстройства речи, системы, и поиск новых способов преодоления недостатков речи. Известно, что раннее развитие работа педагогов дошкольного образования с родителями способна предупредить появление вторичных дефектов в развитии и желание сформировать у ребенка в школе. Использование в работе по формированию фонематических представлений игровых приемов и дидактических игр обеспечит когнитивный уровень интереса со стороны ребенка, что позволит сохранить положительную мотивацию речи уроки у детей, чтобы избежать принуждения в организации непосредственной образовательной деятельности по речевому направлению.

Разработка проблемы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей-дошкольников занимались такие люди, как Г. В. Гуровец, Н. В. Дурова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Р. Е. Левина Т. б. Филичева, Л. С. Волкова, С. А. Миронов, О. А. Реуцкая, Е. Ф. Соботович и mn. и др.

Узнать стоимость работы