Состояние общей моторики у старших дошкольников с ОНР.

  • 71 страница
  • 52 источника
  • Добавлена 08.02.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Моторика. Виды. Значение 7
1.2. Развитие моторики в онтогенезе и взаимосвязь речевого и моторного развития 11
1.3. Понятие общего недоразвития речи, психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 17
1.4. Характеристика моторного развития детей с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 31
2.1. Цель, задачи, этапы констатирующего эксперимента 31
2.2. Теоретическое обоснование методики исследования общей моторики у дошкольников 32
2.3. Методика исследования общей моторики у дошкольников 34
2.4. Организация констатирующего эксперимента и характеристика обследуемого контингента 39
ГЛАВА III. НАРУШЕНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 42
ГЛАВА IV. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 55
4.1. Принципы, цель, задачи, методы и организация коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 55
4.2. Методика коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Фрагмент для ознакомления

3 2 «Пропеллер». Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, затем согнуть в локтях и расположить перед грудью, вращая одну вокруг другой Допускает неточности при воспроизведении по словесной инструкции. Движения выполняются с недостаточным объемом, силой 3 3 Одновременные движения руками и ногами Правильно выполнено со 2 попытки. Движения не всегда согласованы, недостаточно точные.
3 Средний балл: 3 Общий средний балл: 3
Протокол 7
Ф.И.О. испытуемого: Лена И.
Возраст, лет: 6,4
Логопедическое заключение: речь в норме
Анамнез: Токсикоз 1-й половины, частые ангины у ребенка
№ п/п Задание Результаты выполнения Оценка, баллы 1. Статическая координация 1 Попеременно стоять то на правой, то на левой ноге Поза удерживается плохо, напряженное выполнение, тремор. Сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует руками, туловищем
2 2 Стоять на цыпочках Правильно выполнил с 1 попытки по образцу, Удерживает позу недостаточно длительно (7 сек.), с напряжением, корпус тела покачивается 2 Средний балл: 2 2. Динамическая координация 1 Прыгать с места через веревку Правильно выполнил задание с 3 попытки, прыжок неловкий, нет толчка двумя ногами, при прыжке сильные взмахи руками
2 2 Прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге Трудности при переключении с одного движения на другое. Движения выполняются с недостаточным объемом, силой 2 3 Выполнить три приседания При приседании отмечается напряжение, тремор, частые остановки 2 Средний балл: 2 3. Скорость движений 1 Сесть и встать по команде Движения неловкие, выполняет медленно 2 2 Сесть на пол, лечь, снова сесть и встать Движения неловкие, замедляет движение при выполнении задания лежа 2 Средний балл: 2 4. Одновременность движений 1 Последовательное выполнение движений руками Движения плохо координированы, неуклюжи, непластичны, снижена скорость и ловкость их выполнения
2 2 «Пропеллер». Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, затем согнуть в локтях и расположить перед грудью, вращая одну вокруг другой Затруднения при восприятии словесной инструкции, требовался дополнительно показ требуемых движений. Движения плохо координированы, снижена скорость и ловкость их выполнения 2 3 Одновременные движения руками и ногами Движения плохо координированы, не всегда одновременны снижена скорость и ловкость их выполнения
2 Средний балл: 2 Общий средний балл: 2

Протокол 8
Ф.И.О. испытуемого: Марат Г.
Возраст, лет: 6,5
Логопедическое заключение: речь в норме
Анамнез: Быстрые роды
№ п/п Задание Результаты выполнения Оценка, баллы 1. Статическая координация 1 Попеременно стоять то на правой, то на левой ноге Позу удерживает. По образцу выполняет с первой попытки. Так же выполняет без ошибок по словесной инструкции. Движения достаточного объема, силы, поза удерживается без напряжения.
4 2 Стоять на цыпочках Позу удерживает без напряжения. Схождения с места нет, балансирование минимально 4 Средний балл: 4 2. Динамическая координация 1 Прыгать с места через веревку Допускает неточности при воспроизведении по словесной инструкции. Движения недостаточно точные. Прыжок неловкий, нет толчка двумя ногами
3 2 Прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге Правильно выполняет задание с 2попыток. Допускает неточности при воспроизведении по словесной инструкции. Движения выполняются с недостаточным объемом, силой. 3 3 Выполнить три приседания При приседании отмечается напряжение 3 Средний балл: 3 3. Скорость движений 1 Сесть и встать по команде Замедляет движение при вставании 3 2 Сесть на пол, лечь, снова сесть и встать Замедляет движение при выполнении задания лежа 3 Средний балл: 3 4. Одновременность движений 1 Последовательное выполнение движений руками Правильно выполнено со 2 попытки. Движения не всегда согласованы, недостаточно точные.
3 2 «Пропеллер». Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, затем согнуть в локтях и расположить перед грудью, вращая одну вокруг другой Допускает неточности при воспроизведении по словесной инструкции. Движения выполняются с недостаточным объемом, силой 3 3 Одновременные движения руками и ногами Правильно выполнено со 2 попытки. Движения не всегда согласованы, недостаточно точные.
3 Средний балл: 3 Общий средний балл: 3,25

Протокол 9
Ф.И.О. испытуемого: Наташа Д.
Возраст, лет: 6,3
Логопедическое заключение: речь в норме
Анамнез: ВПС
№ п/п Задание Результаты выполнения Оценка, баллы 1. Статическая координация 1 Попеременно стоять то на правой, то на левой ноге Движения достаточной силы, объема, но удерживает позу недостаточно длительно (правая нога 8 сек., левая – 6 сек.), с напряжением.
3 2 Стоять на цыпочках Позу удерживает, но корпус тела покачивается. Правильно выполняет с 2 попыток по образцу. Удерживает позу с напряжением 3 Средний балл: 3 2. Динамическая координация 1 Прыгать с места через веревку Правильно выполняет задание с 2 попыток. Движения недостаточно точные. Прыжок неловкий, нет толчка двумя ногами
3 2 Прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге Допускает неточности при воспроизведении по словесной инструкции. Движения выполняются с недостаточным объемом, силой. 3 3 Выполнить три приседания При приседании отмечается напряжение, тремор, частые остановки 3 Средний балл: 3 3. Скорость движений 1 Сесть и встать по команде Замедляет движение при вставании 3 2 Сесть на пол, лечь, снова сесть и встать Замедляет движение при выполнении задания лежа 3 Средний балл: 3 4. Одновременность движений 1 Последовательное выполнение движений руками Правильно выполнено со 2 попытки. Движения не всегда согласованы, недостаточно точные.
3 2 «Пропеллер». Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, затем согнуть в локтях и расположить перед грудью, вращая одну вокруг другой Допускает неточности при воспроизведении по словесной инструкции. Движения выполняются с недостаточным объемом, силой 3 3 Одновременные движения руками и ногами Движения не всегда согласованы, недостаточно точные.
3 Средний балл: 3 Общий средний балл: 3

Протокол 10
Ф.И.О. испытуемого: Оксана В.
Возраст, лет: 6,1
Логопедическое заключение: речь в норме
Анамнез: Токсикоз 1-й половины
№ п/п Задание Результаты выполнения Оценка, баллы 1. Статическая координация 1 Попеременно стоять то на правой, то на левой ноге Позу удерживает. Движения достаточного объема, силы, поза удерживается без напряжения. Схождения с места нет, балансирование минимально
4 2 Стоять на цыпочках Позу удерживает. По образцу выполняет с первой попытки. Так же выполняет без ошибок по словесной инструкции. Схождения с места нет, балансирование минимально 4 Средний балл: 4 2. Динамическая координация 1 Прыгать с места через веревку Правильно воспроизводит с 1 попытки. Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. Прыжок производится свободно
4 2 Прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге Правильно воспроизводит с 1 попытки. Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. Прыгает свободно 4 3 Выполнить три приседания Правильно воспроизводит с 1 попытки. Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. 4 Средний балл: 4 3. Скорость движений 1 Сесть и встать по команде Выполняет все быстро и ловко 4 2 Сесть на пол, лечь, снова сесть и встать Выполняет все быстро и ловко 4 Средний балл: 4 4. Одновременность движений 1 Последовательное выполнение движений руками Задания выполняет плавно, точно, одновременно. Движения координированные, ловкие, пластичные.
4 2 «Пропеллер». Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, затем согнуть в локтях и расположить перед грудью, вращая одну вокруг другой Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. Задания выполняет плавно, точно, одновременно. Движения координированные, ловкие, пластичные. 4 3 Одновременные движения руками и ногами Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. Задания выполняет плавно, точно, одновременно.
4 Средний балл: 4 Общий средний балл: 4




Протокол 11
Ф.И.О. испытуемого: Оля Е.
Возраст, лет: 6,2
Логопедическое заключение: речь в норме
Анамнез: б/о
№ п/п Задание Результаты выполнения Оценка, баллы 1. Статическая координация 1 Попеременно стоять то на правой, то на левой ноге Движения достаточной силы, объема, но удерживает позу недостаточно длительно (правая нога 8 сек., левая – 6 сек.), с напряжением.
3 2 Стоять на цыпочках Правильно выполнил со 2 попытки по образцу, Удерживает позу недостаточно длительно (7 сек.), с напряжением, корпус тела покачивается 2 Средний балл: 2,5 2. Динамическая координация 1 Прыгать с места через веревку Правильно выполнил задание с 3 попытки, прыжок неловкий, нет толчка двумя ногами, при прыжке сильные взмахи руками
2 2 Прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге Трудности при переключении с одного движения на другое. Движения выполняются с недостаточным объемом, силой 2 3 Выполнить три приседания При приседании отмечаются остановки 3 Средний балл: 2,3 3. Скорость движений 1 Сесть и встать по команде Движения неловкие, выполняет медленно 2 2 Сесть на пол, лечь, снова сесть и встать Движения неловкие, замедляет движение при выполнении задания лежа 2 Средний балл: 2 4. Одновременность движений 1 Последовательное выполнение движений руками Движения плохо координированы, неуклюжи, непластичны, снижена скорость и ловкость их выполнения
2 2 «Пропеллер». Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, затем согнуть в локтях и расположить перед грудью, вращая одну вокруг другой Затруднения при восприятии словесной инструкции, требовался дополнительно показ требуемых движений. Движения плохо координированы, снижена скорость и ловкость их выполнения 2 3 Одновременные движения руками и ногами Движения плохо координированы, не всегда одновременны снижена скорость и ловкость их выполнения
2 Средний балл: 2 Общий средний балл: 2,2

Протокол 12
Ф.И.О. испытуемого: Петя А.
Возраст, лет: 6,3
Логопедическое заключение: речь в норме
Анамнез: асфиксия в родах, частые ОРВИ у ребенка
№ п/п Задание Результаты выполнения Оценка, баллы 1. Статическая координация 1 Попеременно стоять то на правой, то на левой ноге Позу удерживает. Движения достаточного объема, силы, поза удерживается без напряжения. Схождения с места нет, балансирование минимально
4 2 Стоять на цыпочках По образцу выполняет с первой попытки. Так же выполняет без ошибок по словесной инструкции. Поза удерживается без напряжения. Схождения с места нет, балансирование минимально 4 Средний балл: 4 2. Динамическая координация 1 Прыгать с места через веревку Правильно воспроизводит с 1 попытки. Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. Прыжок производится свободно
4 2 Прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге Правильно воспроизводит с 1 попытки. Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. 4 3 Выполнить три приседания Правильно воспроизводит с 1 попытки. Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. 4 Средний балл: 4 3. Скорость движений 1 Сесть и встать по команде Выполняет все быстро и ловко 4 2 Сесть на пол, лечь, снова сесть и встать Выполняет все быстро и ловко 4 Средний балл: 4 4. Одновременность движений 1 Последовательное выполнение движений руками Задания выполняет плавно, точно, одновременно. Движения координированные, ловкие, пластичные.
4 2 «Пропеллер». Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, затем согнуть в локтях и расположить перед грудью, вращая одну вокруг другой Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. Задания выполняет плавно, точно, одновременно. Движения координированные, ловкие, пластичные. 4 3 Одновременные движения руками и ногами Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. Задания выполняет плавно, точно, одновременно.
4 Средний балл: 4 Общий средний балл: 4


Протокол 13
Ф.И.О. испытуемого: Родион А.
Возраст, лет: 6,5
Логопедическое заключение: речь в норме
Анамнез: Токсикоз 1-й половины
№ п/п Задание Результаты выполнения Оценка, баллы 1. Статическая координация 1 Попеременно стоять то на правой, то на левой ноге Движения достаточной силы, объема, но удерживает позу недостаточно длительно (правая нога 7 сек., левая – 5 сек.), с напряжением.
3 2 Стоять на цыпочках Позу удерживает, но корпус тела покачивается. Правильно выполняет с 1-2 попыток по образцу. Удерживает позу с напряжением 3 Средний балл: 3 2. Динамическая координация 1 Прыгать с места через веревку Допускает неточности при воспроизведении по словесной инструкции. Движения недостаточно точные. Прыжок неловкий, нет толчка двумя ногами
3 2 Прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге Допускает неточности при воспроизведении по словесной инструкции. Движения выполняются с недостаточным объемом, силой, недостаточно точные. 3 3 Выполнить три приседания При приседании отмечается тремор 3 Средний балл: 3 3. Скорость движений 1 Сесть и встать по команде Замедляет движение при вставании 3 2 Сесть на пол, лечь, снова сесть и встать Замедляет движение при выполнении задания лежа 3 Средний балл: 3 4. Одновременность движений 1 Последовательное выполнение движений руками Правильно выполнено со 2 попытки. Движения не всегда согласованы, недостаточно точные.
3 2 «Пропеллер». Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, затем согнуть в локтях и расположить перед грудью, вращая одну вокруг другой Допускает неточности при воспроизведении по словесной инструкции. Движения выполняются с недостаточным объемом, силой 3 3 Одновременные движения руками и ногами Правильно выполнено со 2 попытки. Движения не всегда согласованы, недостаточно точные.
3 Средний балл: 3 Общий средний балл: 3

Протокол 14
Ф.И.О. испытуемого: Сима К.
Возраст, лет: 6,3
Логопедическое заключение: речь в норме
Анамнез: Токсикоз 2-й половины; асфиксия в родах
№ п/п Задание Результаты выполнения Оценка, баллы 1. Статическая координация 1 Попеременно стоять то на правой, то на левой ноге Позу удерживает. Движения достаточного объема, силы, поза удерживается без напряжения. Схождения с места нет, балансирование минимально
4 2 Стоять на цыпочках По образцу выполняет с первой попытки. Так же выполняет без ошибок по словесной инструкции. Поза удерживается без напряжения. Схождения с места нет, балансирование минимально 4 Средний балл: 4 2. Динамическая координация 1 Прыгать с места через веревку Движения выполняются с недостаточным объемом, силой, недостаточно точные. Прыжок неловкий, нет толчка двумя ногами
3 2 Прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге Допускает неточности при воспроизведении по словесной инструкции. Движения недостаточно точные. 3 3 Выполнить три приседания При приседании отмечается напряжение 3 Средний балл: 3 3. Скорость движений 1 Сесть и встать по команде Замедляет движение при вставании 3 2 Сесть на пол, лечь, снова сесть и встать Замедляет движение при выполнении задания лежа 3 Средний балл: 3 4. Одновременность движений 1 Последовательное выполнение движений руками Движения не всегда согласованы, недостаточно точные.
3 2 «Пропеллер». Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, затем согнуть в локтях и расположить перед грудью, вращая одну вокруг другой Допускает неточности при воспроизведении по словесной инструкции. Движения выполняются с недостаточным объемом, силой 3 3 Одновременные движения руками и ногами Движения не всегда согласованы, недостаточно точные.
3 Средний балл: 3 Общий средний балл: 2,25





Протокол 15
Ф.И.О. испытуемого: Никита С.
Возраст, лет: 6,0
Логопедическое заключение: речь в норме
Анамнез: б/о
№ п/п Задание Результаты выполнения Оценка, баллы 1. Статическая координация 1 Попеременно стоять то на правой, то на левой ноге Позу удерживает. Движения достаточного объема, силы, поза удерживается без напряжения. Схождения с места нет, балансирование минимально
4 2 Стоять на цыпочках По образцу выполняет с первой попытки. Так же выполняет без ошибок по словесной инструкции. Поза удерживается без напряжения. Схождения с места нет, балансирование минимально 4 Средний балл: 4 2. Динамическая координация 1 Прыгать с места через веревку Правильно воспроизводит с 1 попытки. Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. Прыжок производится свободно
4 2 Прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге Правильно воспроизводит с 1 попытки. Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. 4 3 Выполнить три приседания Правильно воспроизводит с 1 попытки. Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. 4 Средний балл: 4 3. Скорость движений 1 Сесть и встать по команде Выполняет все быстро и ловко 4 2 Сесть на пол, лечь, снова сесть и встать Выполняет все быстро и ловко 4 Средний балл: 4 4. Одновременность движений 1 Последовательное выполнение движений руками Задания выполняет плавно, точно, одновременно. Движения координированные, ловкие, пластичные.
4 2 «Пропеллер». Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, затем согнуть в локтях и расположить перед грудью, вращая одну вокруг другой Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. Задания выполняет плавно, точно, одновременно. Движения координированные, ловкие, пластичные. 4 3 Одновременные движения руками и ногами Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. Задания выполняет плавно, точно, одновременно.
4 Средний балл: 4 Общий средний балл: 4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. - 288с.
2. Белова Е.В. Коррекция общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников посредством двигательной активности / Е.В. Белова // Логопед в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 31-33.
3. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. – М.: Просвещение, 1991. – 345с.
4. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 254с.
5. Большой словарь медицинских терминов / Сост. В. Федотов. - М.: Центрполиграф, 2007. - 960 с.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 144с.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
8. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии. – М., 1954. - С. 81- 86.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 365с.
10. Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Экономика, 1997. – С. 227 – 239.
11. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 324 с.
12. Гуревич М.А., Озерецкий Н. Психомоторика. Методика исследования моторики. – М.: Гос. мед. изд-во,1930. – 174с.
13. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004. – 320с.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1986. - 430 с.
16. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
17. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е.Громова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008. – 232с.
18. Иншакова О.Б. Альбом логопеда. – М.: Гуманитар.изд. центр Владос, 2005.- 279с.
19. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96с.
20. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. – М.: Педагогика, 1975. - 174с.
21. Лаврова Т.Б. Об основах физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ОНР // Логопед в дет. саду. - 2008. - № 3. - С. 49-53.
22. Лалаева Р.И. Логопатопсихология. – М.: Владос, 2011. – 464с.
23. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 32 с.
24. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф. Спирова и др. // Основы теории и практики логопедии. - М., 1967. - С. 67- 165.
25. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
26. Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.С.Волковой. – Издание пятое, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 703с.
27. Лопатина Л.В. Развитие моторных функций и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников с ОНР. – СПб.: Образование, 2001. – 223с.
28. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление нарушений речи у дошкольников, коррекция стертой дизартрии. – СПб.: Союз, 2000. – 192с.
29. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение - 3-е издание / И.С. Лопухина. - М. : Корона-Принт, 2012. - 192с.
30. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1978. - 224 с.
31. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2003. – 257с.
32. Лурия А.Р. Язык и сознание. / Под редакцией Е.Д. Хомской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320с.
33. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 192с.
34. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95с.
35. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985. – 190с.
36. Никандров В.В. Психомоторика: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь, 2004. – 101 с.
37. Осокина Т.Н. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986. - 304 с.
38. Павлов И.П. Физиологические механизмы так называемых произвольных движений // Полн. собр. соч. Т. 3. – М., 1951.– С. 81 – 112.
39. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 4: Навыки общей моторики. Пер. с англ. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. — 168с.
40. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2001. – 256с.
41. Ромусик М.Н. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 32-37.
42. Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд., испр. и доп. / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. — М.: АРКТИ, 2001. — 208 с.
43. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: ACADEMA, 2002. – 159с.
44. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М.: Изд. АН СССР, 1961. – 225с.
45. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики / В.А. Солнцева, Т.В. Белова. - М.: Астрель, 2007. – 95 с.
46. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2009. – 314с.
47. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
48. Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии речи ребёнка раннего возраста. Исследование языка и речи. – М.: Изд-во МГПИИЯ, 1971. – – 242 с.
49. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. – М.: АРКТИ, 2002. – 240с.
50. Шашкина Г.Р. Состояние моторики дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. — Ташкент: Издательский дом ТГУ, 1995. –72 с.
51. Швецов А. Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 176с.
52. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб., Речь, 2003. – 240с.

Проявление лексических нарушений у старших дошкольников с ОНР

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫСЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра коррекционной педагогики




ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОВМЕСТНО С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Курсы




Выполнила: студентка 2 курса

Чехлова Василина Николаевна

________________________

Специальность 050715 "Логопедия"

Форма обучения: заочная



Научный руководитель:

Чистобаева Анна Юрьевна,

Арт.преп.кафедры коррекционной педагогики "___"____________2011.









НОВОСИБИРСК – 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.....................................................................................3

Глава 1. Проявление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи

1.1.Модели нормального лексического развития детей (онтогенез)....................................................................................

1.2.Понятие и симптоматика лексических нарушений...............................

1.3.Особенности лексических нарушений на различных уровнях лексического развития детей.............................................................................

ГЛАВА 2. Анализ диагностических методов

2.1.Сравнительный анализ диагностических методик обследования лексики у детей дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи..........

Вывод.................................................................................

Список литературы...................................................



ВВЕДЕНИЕ

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее-слова обобщающего характера.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.

Узнать стоимость работы