Особенности взаимодействия воспитателя с родителями по коррекции тревожности у детей раннего возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 9393 страницы
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 08.01.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи 3
1.1. Понятие о взаимодействии детского сада и семьи 3
1.2. Особенности взаимодействия воспитателя и родителей по изучению и коррекции эмоционально-волевой сферы 3
1.3. Работа с тревожностью с помощью взаимодействия воспитателя и родителей 3
Выводы по первой главе 3
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению и коррекции тревожности детей раннего дошкольного возраста 3
2.1. Диагностика тревожности у детей раннего дошкольного возраста 3
2.2. Результаты исследования тревожности детей раннего дошкольного возраста 3
2.3. Рекомендации для родителей по преодолению тревожности детей раннего возраста 3
Выводы по второй главе 3
Заключение 3
Список литературы 3
Приложение 1 3
Приложение 2. 3
Фрагмент для ознакомления

К ситуациям с положительной эмоциональной окраской относятся представленные на рис. 1 (игра с младшими детьми), 5 (игра со старшими детьми) и 13 (ребенок с родителями). Ситуации с отрицательной эмоциональной окраской изображены на рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция). Двойной смысл имеют ситуации на рис. 2 (ребенок и мать с младенцем), 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек) и 14 (еда в одиночестве). Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве) и 14 (еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности могут обладать высокой степенью тревожности. Дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование) и 11 (уборка игрушек) с большой вероятностью могут обладать высоким или средним уровнем тревожности. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации.Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье, в детском саду. После того, как методики были проведены, необходимо было приступить к их интерпретации. 2.2. Результаты исследования тревожности детей раннего дошкольного возрастаПервым пунктом анализа результатов стало тревожности раннего возраста дошкольников при помощи метода наблюдения. В ходе наблюдения за детьми, а также в результате беседы с педагогами дошкольного учреждения, был сделан вывод о том, что очень малое количество детей умеет строить свои игры со сверстниками. Проанализировав данные, мы пришли к выводу, что дети обладают средним уровнем умения строить сюжетно-ролевые игры и имеют повышенный уровень тревожности в ходе взаимодействия с другими детьми. К подобному показателю 65 % детей всей группы. В целом, дети умеют играть, но сюжеты этих игр достаточно просты. Они заимствованы из мультфильмов и фильмов, к слову, заключающих в себе достаточный компонент агрессии, что не способствует снижению уровня тревожности. Любимыми играми становятся игры в «человека-паука», «бетмена» и других суперменов. При этом, вполне естественно, что дети стремятся играть главную роль, роль же героя-антагониста вызывает большие споры, доходящие достаточно часто до ссор. Но даже игра в любимых героев не отличается большой содержательностью. По сути, это вечное противостояние добра и зла, которое появляется в беготне друг за другом и изображаемой войной. Показательным является и то, что в эту игру любят играть и девочки, однако, чаще всего, отношения между дошкольниками неравномерные, они представлены разрозненными группами. Высоким уровнем игровых навыков отличается лишь 15 % группы, что позволяет судить о недостаточной степени развития игровых навыков среди детей. К сожалению, низкий уровень участия отмечается довольно часто. И речь идет даже не о детях аутсайдерах – стараниями воспитателей таких детей в ярко выраженной форме нет. Но 47 % группы не заинтересованы в общении со сверстниками, проявляют очень узкие познания в области организации игр, чаще всего предпочитают играть наедине с собой, препятствуя вторжению в их личный мир, как воспитателей, так и сверстников. Если говорить об уровне тревожности ранних дошкольников, то большинство их может быть охарактеризовано как дети, имеющие средний уровень тревожности – показатель стремится к 63 % всех испытуемых. В то же время в группе встречаются и очень нервные дети, которые боязливо идут на контакт, очень тяжело расстаются с родителями, плача при них и долго тревожась после расставания. Когда их забирают родители, они одними из первых с радостью бегут в раздевалку. Их достаточно сложно удержать на месте. Детский садик воспринимается ими как место, где они испытывают постоянные стрессы – он не умеют взаимодействовать с другими детьми, предпочитают игру наедине. При этом любое вторжение в личную жизнь воспринимается ими со страхом, также они боятся проявлять инициативу при игре. Общий процент данных детей – 20 % от всей группы. Следует также сказать о том, что у детей наблюдается также и низкий уровень тревожности. Такие дети активны, любят играть со сверстниками (естественно, рассматривается в русле нормы игры и взаимодействия для раннего возраста). Взаимодействие это кратковременно, но, тем не менее, уже сейчас видны лидеры, которые могут организовать незамысловатую игру своих сверстников. Они легко идут на контакт как с воспитателями, так и с экспериментатором и сверстниками, хотят понравиться, проявляют инициативу в знакомстве. Наглядно данные показателимогут быть обозначены на рис. 1.После организации наблюдения, нами была проведена первая методика – методика паровозик, описанная в предыдущем параграфе. Данная методика подразумевает интерпретацию показателей по четырём основным параметрам – позитивное высокой степени и негативное, которое проявляется в трех вариантах – высокой, низкой и средней степени. В результате исследования был сделан вывод о том, что у 12 (53%) детей из 20 человек негативное психическое состояние, из них у 2 (7%) –негативное состояние высокой степени, 4 (20%)-показали среднюю степень негативного состояния, 6(17%) – детей имеют низкую степень негативного состояния. Лишь у 8 детей (47 %) наблюдается позитивное эмоциональное состояние. Подобные сведения еще раз подтвердили данные, полученные методом наблюдения – большинство детей принадлежат к среднему уровню тревожности. Истоки этого явления следует искать как в авторитарном стиле воспитания – уставшие с работы родители хотят отдохнуть, а ребенок был чересчур активен, как следствие он боится проявлять инициативу. Данные дети предпочитали тона средней тревожности, а показатели достигали 5-8 баллов. В данной работе дети, показавшие низкий негативный уровень специально выделены отдельно – это своеобразная группа риска, которая имеет все основания в дальнейшем перейти в средний или даже высокий уровень тревожности. В том случае, если деструктивные факторы не будут убраны, правомерно будет говорить об их увеличении по мере достижения старшего дошкольного возраста. Как правило, эти дети набирали по показателям от 4 до 5 баллов. Эта группа, несмотря на низкий уровень риска, также нуждается в значительной корректировке, которая осуществится как в детском саду, так и в результате диалога воспитателя с родителями. Дети высокого уровня – те, кто и в процессе наблюдения был отмечен как группа риска. В их ответах преобладают мрачные тона. Эти дети постоянно находятся в тревожном состоянии, им сложно прощаться с родителями, взаимодействовать с другими детьми. Замкнутые в себе, они не вызывают интереса у остальных, что еще больше усиливает уровень тревоги. Наконец, дети, имеющие позитивные ответы могут характеризоваться, как дети, воспитанные в позитивном гуманистическом ключе. Они активны, проявляют интерес в взаимодействии с другими, часто даже незнакомыми людьми. Интересно, что большая часть этих детей – вторые или даже третьи дети в семье. Подобный факт указывает на то, что подготовка родителей, их своеобразная тренировка на старших детях в воспитании во всей своей широте воплотилась в младших детях. В паровозике они предпочитали яркие, жизнерадостные тона, что отражает их позицию в жизни. Благоприятное развитие этих детей позволяет предположить, что они подвержены риску тревожности менее всего. Однако, даже для них существует этот риск – развитие невроза возможно даже при самых благоприятных прогнозах. Поэтому эти дети также учитывались при составлении рекомендаций родителям. Наглядно результаты эксперимента представлены на рисунке 2.Третьим аспектом анализа тревожности стал анализ по методике детских рисунков «Дом-дерево-человек». В результате данной методики было обнаружено, что большинство детей с интересом отнеслись к данному тесту. Очевидно, это связано с тем, что дети в раннем возрасте очень любят рисовать. Конечно, рисунки отличались некоторой схематичностью, но даже они позволили говорить о том, что у большей степени детей преобладает стремление защитить себя от окружающего мира. Защитная реакция выражалась при помощи острых углов – у большинства из детей кусты схематически были изображены прямыми линиями, на которых нарисованы были круги листов. Облака присутствовали практически во всех рисунках, что может быть объяснено как стремлением изобразить реальность – ведь солнца без облаков не бывает, так и большой тревожностью.У детей, степень подавленности которых достаточно высока, наблюдаются прямые линии вместо улыбок у человека.примечательно, что руки этих людей чаще всего опущены вдоль тела. На одном из рисунков отсутствовал второй глаз – он был закрыт волосами, что свидетельствует о стремлении скрыться от мира, замкнуться в себе. Другой рисунок выражал агрессию – на рисунке у человека присутствовали рога. Стоит также сказать, что эта методика была существенно затруднена современной мультипликацией – дети стремились изобразить то, что они видели по телевидению. Героями рисунков достаточно часто были персонажи мультипликационной индустрии, которая, как уже говорилось, в настоящее время не отличается добротой. в целом, можно сказать, что тревожность на рисунках в достаточной мере высока – у 67 % детей наблюдаются те самые признаки, которые указаны в требованиях теста. Это и углы и облака и даже ветер. Лица персонажей прорисованы нечетко, дети стремились затирать рисунок, чтобы он был более приятным для глаза, что также может быть выражением тревожности, стремлением соответствовать общепринятым нормам. Тем не менее высокий уровень тревожности обнаруживается только у 15 % детей, что позволяет говорить о том. Что эти дети, больше, чем все остальные нуждаются в коррекционной работе. 18 % рисунков отличалось высокой степенью позитивности – это и различные украшения дома и цветы на кустах и даже улыбки у персонажей. Наглядно процентное распределение представлено на рис. 3.Таким образом, очередной тест еще раз подтвердил факт необходимости коррекции тревожности у детей раннего дошкольного возраста. Наконец, обратимся к последнему тесту, ставшему своеобразным итогом исследования тревожности детей в анализируемой группе. После того. Как была проведена обработка результатов данного теста, был сделан вывод об общей тревожности у каждого отдельно взятого ребенка. Протокол исследования для каждого участника эксперимента представлен в таблице 2.                 негативниндексуровень ФИО 1234567891011121314выборытревожноститревожности1Иванов Егорм++-++++-+---++536С2ГрыжалевскийДаникм+--++-+-+++-++536С3Федоренко Егорм----+++-+-+-++750С4Александрова ВикаД++-++++++-+--+429С5Стрижевич Мишам+--++++-+--++-643С6ДихтяренкоДоминикм-+----------+-1286В7Рыба Димам++-++++-+-+-++429С8Илюшина Полинад+--++-+-+---+-857В9Стешко Владад+--++-+-+-++-+643С10ЗалатаревичДаникм--------------14100В11Федоров Костям+--++-+-+-----964В12Касько Сашам--------+---+-1286В13Юденка Павликм+-+++-+-+---++643С14Дейка Игнатм++-++++-----+-750С15Денисов Димам-+----+--++-+-964В16Еленская Алинад++-++++---+-++536С17Дубиковский Артемм+++++++-++++++17Н18Щелочкова Алинад++-++++-+-+-++429С19ЗубряковаАрианаД++--++--+-++++536С20Починчик Игнатм++-++-+---+-++643СПосле того, как был составлен сводный протокол, был организован подсчет ИТ детей, который представлен в таблице 3. Таблица 3. Общий показатель индекса тревожности детей Кол-во детейНизкий ИТСредний ИТВысокий ИТ201128Как видно по результатам таблиц. Низкий уровень тревожности на момент исследования наблюдается только у одного ребенка (12 % из всех испытуемых), при этом большинство детей (62%) обладают средним уровнем тревожности. Остальные 26 % детей имеют высокий уровень тревожности, что говорит о негативной тенденции в группе на момент исследования. При этом, следует отметить, что в момент тестирования дети, которые отличаются высоким уровнем тревожности, проявляли беспокойство, волнение. Выражалось это также на поведенческом плане – они покусывали губу, не могли долго оставаться на месте, некоторые грызли ногти. В ходе исследования такие дети достаточно часто выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Потому что на него не обращают внимания», «Не хотят с ней играть».Уровень тревожности в исследуемой группе почти одинаков как у мальчиков, так и у девочек, однако наблюдаются существенные различия между тревожностью детей. Так девочек, в основном волновал аспект отношенческий – поссорились с родителями, обидели, мама уезжает далеко. А мальчиков больше волновал аспект насилия – наказание, в том числе и телесное, что указывает на негативные черты воспитания в семье. В целом, можно говорить о том, что уровень тревожности распределился от 7 до 100, что говорит о неравномерности показа событий. Описанные ранее уровни тревожности, выявленные в группе детей раннего дошкольного возраста представлены на рисунке 4.Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что уровень тревожности у детей в значительной мере высок уже в раннем возрасте. При этом тревожность эта не связана с определенной опасностью, но, скорее, объяснима застарелым неврозом, который возник в результате неправильного воспитания ребенка. 2.3. Рекомендации для родителей по преодолению тревожности детей раннего возрастаПо результатам экспериментального исследования были разработаны рекомендации, которые помогут родителям больше понимать своих детей и станут залогов воспитания гармоничной личности. Вам необходимо наладить взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно:Слушайте и слышьте своего ребенка, не подавляйте его стремление выразить собственную позицию. Лучше объясните ему, почему так нужно поступать;Попробуйте проводить с ребенком как можно больше времени;Рассказывайте ему о том времени, когда вы были маленькими, говорите о своих победах и неудачах;Если в семье не один ребенок, постарайтесь уделить внимание не всем вместе, но и каждому в отдельности, услышать его. Несмотря на то, что он кажется маленьким, у него есть свои детские проблемы, свои страхи и свои переживания.Постарайтесь следить за собственным поведением. Ваш стресс легко передается ребенку, а также в стрессовом состоянии вас легко вывести из равновесия. В этом случае лучше отложить совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, то, что могло бы вас успокоить: примите душ, выпейте чаю, послушайте любимую музыку и т.д.Попытайтесь следить за собственной речью. Старайтесь, чтобы в общении с ребёнком ваш тон был спокойным и доброжелательным. Даже в том случае, если ребенок, действительно, виноват, попытайтесь не кричать на него и ни в коем случае не следует угрожать ему отсутствием любви. Ссора забудется, но у ребенка может быть психологическая травма. Лучше всего будет разобрать ситуацию тогда, когда и Вы и ребенок будете готовы к диалогу и спокойному обсуждению проблемы. Принимайте и любите ребенка безусловно, просто потому. Что он есть. Не сравнивайте его никогда с окружающими его сверстниками – этим вы можете очень сильно ранить психику ребенка. Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение 2-3 дней посчитайте, сколько раз вы обратились к нему с положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой), и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). В том случае, если количество отрицательных высказываний высоко, то общение с ребенком у Вас не совсем благоприятное. Обнимайте и целуйте ребенка не менее 4х раз в день, при этом поцелуй перед отходом ко сну или утреннее приветствие в расчет не берутся. Впрочем, неплохо это делать и по отношению ко взрослым членам семьи. У Вас все получится! Выводы по второй главеВ данной главе было проведено экспериментальное исследование тревожности детей раннего возраста. Результаты, как оказалось, были не утешительными. Большая часть детей исследуемой группы испытывает высокий уровень тревожности, которая переходит в страх. Страхи у детей совершенно различны – это и страх наказания и страх потери родственника и страх расставания с ним. Но все эти страхи оказывают огромное негативное влияние на психику ребенка, в результате чего возникает постоянное6 напряжение, отнимающее у ребенка счастливые часы детства. ЗаключениеСегодня педагоги и дидакты все больше говорят о необходимости взаимодействия родителей и педагогов. Тем не менее, в сложившейся ситуации все больше наблюдается дисгармония отношений. В основе этой дисгармонии могут лежать как особенности личного взаимодействия, так и сложившаяся система предубеждений, которая мешает семьям быть активными участниками педагогического процесса. Современная ситуация обнаруживает ряд противоречий:– Противоречие между низким уровнем педагогического воспитания и недостаточными знаниями родителей о педагогическом процессе;– Между активным стремлением родителей участвовать в педагогическом процессе и строгим регламентом, который направляет деятельность дошкольного учреждения;– Между знаниями прав родителей и неумением ими пользоваться, а также между широкими знаниями о правах, но недостаточными знаниями об обязанностях;– Между необходимостью построения взаимоотношений педагогов с родителями ребенка и недостаточной компетентностью обеих сторон в данном процессе.Отмечание приоритета семейного воспитания, новых принципов взаимодействия между воспитателями и родителями, обнаруживается в таких понятиях, как «взаимодействие» и «сотрудничество». Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.Активная позиция как родителей, так и педагогов в процессе воспитания ребенка, позволяет заинтересоваться друг в друге, стать не соперниками, но союзниками в нелегком процессе становления маленькой личности. Наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу.Ранний возраст требует активного участия педагога во взаимодействии родителей и детей. Это связано с тем, что в это время ребенок начинает развиваться как личность, что проявляется в крайнем негативизме. Этот период может быть сравним только с периодом подросткового возраста, но осложняется он еще и тем, что ребенок не может самостоятельно формулировать цели и достигать их, что становится следствием увеличивающегося стресса. Только при взаимодействии родителей и педагога возможно благоприятное разрешение конфликтов и правильная корректировка поведения ребенка, которая не принесет дополнительной эмоциональной нагрузки ребенку. Понятие тревожности в настоящее время достаточно широко рассмотрено в психологической и педагогической литературе, что и не удивительно – XX и XXI век по праву может быть признан веком стресса. Не существует единой трактовки данного понятия, однако, можно выделить что оно рассматривается как описательно, так и в динамике, с точки зрения процесса формирования тревоги. Уровень тревожности в раннем детстве очень сильно зависит от того, насколько гармонично удается сочетать в своем сознании требования двух чрезвычайно значимых для них общностей, членами которых вдруг оказываются одновременно: семьи (к ее требованиям уже давно привыкли) и детского сада (установленные им требования не очень известны, но очень важны). В том случае, если ребенок достаточно подготовлен для культурного взаимодействия с другими детьми, а дошкольное учреждение принимает их такими, какие они есть, то проблем как таковых не возникнет. Тем не менее это происходит далеко не всегда. Обычно родители готовы отпустить ребенка в мир, но сами держат его около себя, боясь заглянуть в возникшие супружеские проблемы или свой страх за него. Либо детский сад предъявляет завышенные требования к ребенку, а требование «быть как все», как известно, ко всем неприменимо. Как следствие, у ребенка возникают серьезные нарушения эмоционального плана. Это, тревожность, или так называемый дошкольный невроз. Проявляется он чаще всего в якобы беспричинных заболеваниях желудка, повышении температуры, головных болях и т.д.; или в бурных реакциях протеста против детского сада - скандалах, истериках, агрессии. Острее всего на детский сад реагируют те дети, которые не имеют богатого опыта взаимодействия со сверстниками.Экспериментальное исследование тревожности детей раннего возраста подтвердило наличие огромного числа страхов и фобий у детей. Страхи у детей совершенно различны – это и страх наказания и страх потери родственника и страх расставания с ним. Но все эти страхи оказывают огромное негативное влияние на психику ребенка, в результате чего возникает постоянное6 напряжение, отнимающее у ребенка счастливые часы детства. Преодолеть тревожность можно только в том случае, когда родители и воспитатели будут взаимодействовать между собой. При этом обеим сторонам процесса следует помнить, что проблема воспитания ребенка и снижения тревожности – это процесс длительный, который может быть реализован только в процессе диалога между двумя составляющими детской жизни – семьей и детским садом.Список литературыАнтонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. – №6. – С. 66–70.Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. – №9. – С. 52–58.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. – 2002. – №4. – 66 с.Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.Белоногова Г. Педагогические знания – родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. – №1. – С. 82–92.Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. – М.: Изд-во ин-тапрактич. психологии, 1996. – 320 с.Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: Методическое пособие / М.П. Боброва. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. – С. 48–57.Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. – 177 с.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под.ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1979. – 192 с.Вилюнас В. К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни // Психологический журнал. — 1997. — Т.18. — № 3. — С. 26-35.Вилюнас В. К., Кравченко А. С. Мотивация демонстративного поведения // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — С. 122—151.ГладковаЮ.А. О роли отца в семейном воспитания / Ю.А. Гладкова, Н.М. Баринова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. – №8.Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. – №9. – С. 23–31.Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I региональных педагогических чтений 13–14.11.2008 / Под общей ред. Е.С. Евдокимовой. – Волгоград. Волгоградское научное издательство, 2009. – 254 с.Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. – №1. – С. 41–49.Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт.-сост. С.В. Глебова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 111 с.Доронова Т.Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства – в отрочество» / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание, 2005. – №3. – С. 87–91.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2002. – 120 с.Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005. – 190 с.Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – С. 25–26.Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. – С. 63.Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб.пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 249 с.Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №4. – С. 74–83.Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций / И.О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 71 с.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие / Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 107 с.Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 112 с.Лапицкая, И.В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. / И.В. Лапицкая. — Минск, 2000.– 160 с.Лапицкая, И.В. Стратегическое планирование в образовании / И.В. Лапицкая // Народнаяасвета.– 2006.– № 1-11.Лапицкая, И.В. Образование для социальной справедливости: преодоление стереотипов: Дистанционный тренинг для социальных педагогов, школьных психологов и классных руководителей / И.В. Лапицкая // Народнаяасвета.– 2010. – № 9. – С. 86.Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2–3 лет / Н.В. Макарычева. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб: Речь, 2005. – 150 с.Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с.МясищевВ.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: МПСИ Модэк, 2011. – 400 с.Немов Р. С. Практическая психология. / Р. С. Немов. – М:Владос, 2003. - 320сОб образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (вступает в силу с 1 сентября 2013 года) // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7598.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.Петрущенко Н.А. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №9. – С. 35.Программа психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений / Сост. Н.Р. Айвазова, Е.В. Фасыкова. – Волжск: МарГУ, 2005. – 27 с.Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.47-60Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт.-сост. И.А. Дядюнова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 32 с.Савина Е., Смирнова Е. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М., 2003. – 320 с. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания / Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. – М.: Высшее образование, 2006. – 206 с.Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 101 с.Семья и родительство – XXI век: Сборник научных трудов всероссийской интернет-конференции с международным участием. – Курган: КГУ, 2009. – 232 с.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие / О.В. Солодянкина. – М.: Аркти, 2006. – 80 с.Степанов С. Детский мир. Советы психолога родителям.. — М.: ЭКСМО, 2012. – 128 с. Социальное партнерство семьи и детского сада // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». – 2008. – №3. – С. 35.Черникова О.А. Эмоции в спорте (природа эмоций и их значение в спорте) М.: ФиС, 1962. - с. 7 – 32Приложение 1\ Приложение 2.РисунокВысказывание ребенкаВыборВеселое лицоГрустное лицо1. Игра с младшими детьми   2. Ребенок и мать с младенцем   3. Объект агрессии   4. Одевание   5. Игра со старшими детьми   6. Укладывание спать в одиночестве   7. Умывание   8. Выговор   9. Игнорирование   10. Агрессивность   11. Собирание игрушек   12. Изоляция   13. Ребенок с родителями   14. Еда в одиночестве

Список литературы

1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. – №6. – С. 66–70.
2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. – №9. – С. 52–58.
3. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. – 2002. – №4. – 66 с.
4. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
5. Белоногова Г. Педагогические знания – родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. – №1. – С. 82–92.
6. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. – М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. – 320 с.
7. Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: Методическое пособие / М.П. Боброва. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. – С. 48–57.
8. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. – 177 с.
9. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
10. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под.ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1979. – 192 с.
11. Вилюнас В. К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни // Психологический журнал. — 1997. — Т.18. — № 3. — С. 26-35.
12. Вилюнас В. К., Кравченко А. С. Мотивация демонстративного поведения // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — С. 122—151.
13. ГладковаЮ.А. О роли отца в семейном воспитания / Ю.А. Гладкова, Н.М. Баринова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. – №8.
14. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. – №9. – С. 23–31.
15. Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I региональных педагогических чтений 13–14.11.2008 / Под общей ред. Е.С. Евдокимовой. – Волгоград. Волгоградское научное издательство, 2009. – 254 с.
16. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
17. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. – №1. – С. 41–49.
18. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт.-сост. С.В. Глебова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 111 с.
19. Доронова Т.Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства – в отрочество» / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание, 2005. – №3. – С. 87–91.
20. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2002. – 120 с.
21. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005. – 190 с.
22. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – С. 25–26.
23. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. – С. 63.
24. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
25. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.
26. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 249 с.
27. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №4. – С. 74–83.
28. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций / И.О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 71 с.
29. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие / Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 107 с.
30. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 112 с.
31. Лапицкая, И.В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. / И.В. Лапицкая. — Минск, 2000.– 160 с.
32. Лапицкая, И.В. Стратегическое планирование в образовании / И.В. Лапицкая // Народная асвета.– 2006.– № 1-11.
33. Лапицкая, И.В. Образование для социальной справедливости: преодоление стереотипов: Дистанционный тренинг для социальных педагогов, школьных психологов и классных руководителей / И.В. Лапицкая // Народная асвета.– 2010. – № 9. – С. 86.

34. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2–3 лет / Н.В. Макарычева. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.
35. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб: Речь, 2005. – 150 с.
36. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с.
37. МясищевВ.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: МПСИ Модэк, 2011. – 400 с.
38. Немов Р. С. Практическая психология. / Р. С. Немов. – М:Владос, 2003. - 320с
39. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (вступает в силу с 1 сентября 2013 года) // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7598.
40. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
41. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №9. – С. 35.
42. Программа психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений / Сост. Н.Р. Айвазова, Е.В. Фасыкова. – Волжск: МарГУ, 2005. – 27 с.
43. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.47-60
44. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт.-сост. И.А. Дядюнова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 32 с.
45. Савина Е., Смирнова Е. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М., 2003. – 320 с.
46. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания / Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. – М.: Высшее образование, 2006. – 206 с.
47. Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 101 с.
48. Семья и родительство – XXI век: Сборник научных трудов всероссийской интернет-конференции с международным участием. – Курган: КГУ, 2009. – 232 с.
49. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие / О.В. Солодянкина. – М.: Аркти, 2006. – 80 с.
50. Степанов С. Детский мир. Советы психолога родителям.. — М.: ЭКСМО, 2012. – 128 с.
51. Социальное партнерство семьи и детского сада // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». – 2008. – №3. – С. 35.
52. Черникова О.А. Эмоции в спорте (природа эмоций и их значение в спорте) М.: ФиС, 1962. - с. 7 – 32

Вопрос-ответ:

Какие преимущества даёт взаимодействие воспитателя с родителями по коррекции тревожности у детей?

Взаимодействие воспитателя с родителями по коррекции тревожности у детей имеет множество преимуществ. Во-первых, это позволяет объединить усилия взрослых для решения общей задачи - помочь ребенку справиться с тревогой. Во-вторых, родители могут поделиться своим опытом и навыками по успокоению ребенка, что поможет воспитателю выбрать подходящую стратегию работы. В-третьих, взаимодействие с родителями позволяет получить более полную информацию о причинах и проявлениях тревожности у ребенка, что в свою очередь помогает разработать эффективный план коррекционных мероприятий.

Важно ли взаимодействие воспитателя с родителями при работе с тревожностью у детей?

Да, взаимодействие воспитателя с родителями играет важную роль при работе с тревожностью у детей. Родители являются первыми и основными воспитателями ребенка, и их поддержка и участие в процессе коррекции тревожности необходимы для достижения желаемых результатов. Они могут предоставить воспитателю ценную информацию о причинах тревожности ребенка, а также помочь ему создать комфортные условия и обеспечить непрерывность работы над этой проблемой как в детском саду, так и дома.

Каковы основные формы взаимодействия воспитателя с родителями при работе с тревожностью у детей?

Взаимодействие воспитателя с родителями при работе с тревожностью у детей может проходить в различных формах. Это могут быть индивидуальные консультации с родителями, где осуществляется обмен информацией о тревожности ребенка, её причинах и способах коррекции. Также возможны групповые встречи, где родители могут обсудить свои опыт и поделиться с другими своими эффективными стратегиями работы с тревожностью детей. При необходимости может осуществляться совместная работа воспитателей и родителей над разработкой индивидуального плана коррекционных мероприятий.

Какие особенности есть во взаимодействии воспитателя и родителей по коррекции тревожности у детей раннего возраста?

Одной из особенностей взаимодействия воспитателя и родителей по коррекции тревожности у детей раннего возраста является необходимость участия и активного взаимодействия обеих сторон. Воспитатель и родители должны объединить свои усилия, чтобы помочь ребенку преодолеть тревожность и развить его эмоционально волевую сферу.

Что включает в себя работа с тревожностью с помощью взаимодействия воспитателя и родителей?

Работа с тревожностью с помощью взаимодействия воспитателя и родителей включает в себя прежде всего обмен информацией о состоянии ребенка, его эмоциональном состоянии и поведении. Затем проводится совместный анализ этих данных и согласование плана действий. Осуществляется совместная работа по созданию комфортной среды для ребенка, проведению специальных занятий и игр, направленных на развитие его эмоционально волевой сферы.

Какие преимущества есть у взаимодействия воспитателей и родителей по коррекции тревожности у детей раннего возраста?

Взаимодействие воспитателей и родителей по коррекции тревожности у детей раннего возраста имеет несколько преимуществ. Во-первых, это позволяет создать единое понимание проблемы и поставить общие цели. Во-вторых, это позволяет получить разные точки зрения и опыт, что может помочь в поиске решений. В-третьих, такое взаимодействие обеспечивает постоянную поддержку и присутствие взрослых, что создает чувство безопасности у ребенка.

Каковы теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи в работе по коррекции тревожности у детей?

Теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи в работе по коррекции тревожности у детей включают в себя понятия о развитии эмоционально волевой сферы ребенка, о взаимосвязи семьи и детского сада в формировании этой сферы, а также о роли воспитателя и родителей в этом процессе. Также важно учитывать психологические особенности детей раннего возраста и методы их коррекции.

Какие особенности есть в взаимодействии воспитателя и родителей по коррекции тревожности у детей раннего возраста?

Основная особенность взаимодействия заключается в тесном сотрудничестве воспитателя и родителей для идентификации причин тревожности и разработки эффективных методов коррекции. Важно создать доверительные отношения, обменяться информацией о поведении ребенка и принять совместное решение о дальнейших действиях.

Какие задачи стоят перед воспитателем и родителями при работе над коррекцией тревожности у детей раннего возраста?

Задачи включают в себя обнаружение и анализ поведения ребенка, выявление факторов, вызывающих тревожность, разработку индивидуального плана коррекционных мероприятий, сотрудничество в достижении общей цели - уменьшении уровня тревожности у ребенка.

Какой опытно-экспериментальной работой был проведен? Какие результаты были получены?

В рамках работы были проведены исследования по коррекции тревожности у детей раннего возраста совместными усилиями воспитателей и родителей. Результаты показали, что активное взаимодействие и разработка индивидуальных программ коррекции позволяют снизить уровень тревожности у детей и улучшить их эмоциональное состояние.