Проблемы индикативного планирования в России.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Экономика
  • 1717 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 21.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
1. Сущность индикативного планирования 3
2. Модели индикативного планирования 4
3. Формы и виды индикативного планирования в мировой практике 6
4. Проблемы формирования концепции индикативного планирования и социально - экономического прогнозирования в России 8
Список использованной литературы 17
Фрагмент для ознакомления

Он регламентирует процесс разработки системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации, устанавливает их содержание. В данном законе государственное прогнозирование рассматривается как «…система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования» [1]. Если в условиях директивного планирования прогнозы использовались как предплановый научный материал и, следовательно, были подчинены планам, то в условиях формирования индикативной системы планирования прогнозы начинают занимать доминирующее положение. В этой связи большое значение приобретают следующие принципы социально-экономического прогнозирования: Рис.2 Принципы социально-экономического прогнозированияСреди общих функций прогнозирования, которые были определены еще основоположниками теории прогнозирования – В.А..Базаровым, Н.Д..Кондратьевым, В.С. Немчиновым и С.Г. Струмилиным могут быть выделены следующие: анализ, обоснование качественных и количественных изменений, организация процесса планирования, контроль и координация реализации принятых программ. Для реализации этих функций и качественного обоснования прогнозных параметров все больше используется метод построения сценариев. Известно, что данный метод позволяет эффективно интегрировать качественные и количественные методы прогнозирования. При этом сценарий рассматривается как модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации [3, с.27]. Как правило, в сценарии определяются основные факторы, которые могут оказать воздействие на исследуемый объект в перспективе, и оценивается степень их влияния. Некоторые исследователи отмечают отличие сценария от прогноза. Если прогноз, по их мнению, представляет собой суждение, стремящееся предсказать специфическую ситуацию в будущем, и должно быть принято или отвергнуто на основе его достоинств и недостатков, то сценарий является инструментом, который используется для определения видов прогнозов, которые должны быть разработаны, чтобы наиболее полно описать будущее с учетом всех главных факторов [4].Изучение вопросов сценарного прогнозирования позволяет нам выделить такие достоинства сценариев, как более полное описание ситуации и ее эволюции, выявление потенциальных угроз и благоприятных возможностей, обеспечение дополнительной гибкости в управлении и оперативного реагирования на изменения внешней среды, возможность использования на любом уровне управления и др. При этом к особенностям построения сценариев можно отнести: Рис.3 Особенности построения сценариевВ настоящее время разрабатывается множество различных видов социально-экономических прогнозов. Их классифицируют по различным признакам, в частности, по временному горизонту, целям, масштабности объекта прогнозирования, способу представления информации, характеру прогнозирования и др. Оценка основных классификационных признаков позволяет нам заключить, что прогнозы социально-экономического развития на мезоуровне и макроуровне имеют комбинированный характер, так как требует комплексного применения поискового и нормативного (нормативно-целевого) подходов при их разработке. Цель поискового прогнозирования в данном случае состоит в изучении тенденций и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов в прошлом, и их продолжении в перспективе. При таком подходе, исследования проводятся от настоящего к будущему и базируются преимущественно на методах прогнозной экстраполяции. В процессе нормативного (нормативно-целевого) прогнозирования первоначально устанавливаются желаемые ориентиры (целевые установки) развития социально-экономической системы в перспективе, а затем на основе исследования от будущего к настоящему определяется траектория развития данной системы, позволяющая ей достичь намеченных целевых установок.При определении временного горизонта прогнозирования целесообразно придерживаться положений Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», в котором предусматривается, что прогнозы на краткосрочную перспективу разрабатываются ежегодно, на среднесрочную перспективу – на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируются, на долгосрочную перспективу – на десятилетний период и уточняются один раз в пять лет [1]. Следует отметить, что при определении перспективных параметров развития социально-экономической системы должно использоваться активное прогнозирование, предусматривающее необходимые управляющие воздействия на процесс развития указанной системы, ее внутреннюю и внешнюю среду. Данный тип прогнозирования, в отличие от пассивного, при котором не возможны или не предусматриваются активные управляющие воздействия, в наибольшей степени соответствует сложившимся социально-экономическим условиям. Таким образом, в последние годы в Российской Федерации существенно изменилась концепция прогнозирования и планирования развития социально-экономических процессов. Происходит становление индикативной системы планирования. Ее основными элементами будут являться программно-целевой метод планирования, комплекс мер экономического стимулирования, прогнозирование и, в частности метод построения сценариев, который в условиях турбулентной среды способствует развитию гибкости в управлении и регулировании развития экономики. Также получат развитие иные формы ориентации, необходимые для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов.Список использованной литературы1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 20.07.95 №115-ФЗ // Собрание законодательства Российской федерации. – 1995.– № 30. – Ст. 2871. 2. Базаров В.А. Принципы построения перспективного плана // Плановое хозяйство, 1928. – № 2. – С. 12-20. 3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учебное пособие. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 260 с. 4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М. :Финпресс, 2008. – 496 с. 5. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М. : АСТ, 2004. – 602 с. 6. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. – М. : Экономика, 1993. – 543 с. 7. Серков А.Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве. – М. :Информагробизнес, 1996. – 162 с. 8. Струмилин С.Г. Плановые проблемы и достижения // Экономическая жизнь, 1924, 7 ноября. – С. 2-3.9.Б.Н.Кузык, В.И.Кушлин, Ю.В.Яковец. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник, второе издание. М., Экономика, 2008.10.Г.П.Капканщиков, С.Г.Капканщиков. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие, Ульяновск, 2000.

Список использованной литературы
1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 20.07.95 №115-ФЗ // Собрание законодательства Российской федерации. – 1995.– № 30. – Ст. 2871.
2. Базаров В.А. Принципы построения перспективного плана // Плановое хозяйство, 1928. – № 2. – С. 12-20.
3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учебное пособие. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 260 с.
4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М. : Финпресс, 2008. – 496 с.
5. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М. : АСТ, 2004. – 602 с.
6. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. – М. : Экономика, 1993. – 543 с.
7. Серков А.Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве. – М. : Информагробизнес, 1996. – 162 с.
8. Струмилин С.Г. Плановые проблемы и достижения // Экономическая жизнь, 1924, 7 ноября. – С. 2-3.
9. Б.Н.Кузык, В.И.Кушлин, Ю.В.Яковец. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник, второе издание. М., Экономика, 2008.
10. Г.П.Капканщиков, С.Г.Капканщиков. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие, Ульяновск, 2000.

Вопрос-ответ:

Что такое индикативное планирование?

Индикативное планирование - это вид планирования, основанный на прогнозировании и установлении показателей (индикаторов), которые служат ориентиром для достижения определенных целей и задач.

Какие модели индикативного планирования существуют?

Существуют различные модели индикативного планирования, включая модель целевого планирования, модель программно-целевого планирования и модель прогнозно-индикативного планирования.

Какие проблемы существуют в формировании концепции индикативного планирования в России?

В России существует ряд проблем в формировании концепции индикативного планирования, такие как отсутствие единого подхода к определению показателей и целей планирования, слабая координация между различными органами государственной власти, а также ограниченная доступность и качество статистических данных.

Какие формы и виды индикативного планирования существуют в мировой практике?

В мировой практике существует несколько форм и видов индикативного планирования, включая целевое планирование, программно-целевое планирование, прогнозно-индикативное планирование, а также комплексное планирование, основанное на учете различных факторов и показателей.

Какие функции выполняет индикативное планирование в России?

Индикативное планирование в России выполняет несколько функций, включая определение прогнозных целей и показателей, разработку стратегии социально-экономического развития, координацию деятельности различных органов власти, контроль и мониторинг достижения поставленных целей.

Какова суть индикативного планирования?

Индикативное планирование - это система планирования, основанная на использовании индикативных целей и ориентиров. Она позволяет определить направления развития и принимать меры для достижения этих целей.

Какие модели индикативного планирования существуют?

Существует несколько моделей индикативного планирования, в том числе топ-даун, боттом-ап и смешанная модель. В топ-даун модели цели устанавливаются на центральном уровне, а затем передаются на местные уровни. В боттом-ап модели цели формулируются на местных уровнях и затем согласовываются на центральном уровне.

Какие проблемы с индикативным планированием существуют в России?

В России существуют проблемы формирования концепции индикативного планирования и социально-экономического прогнозирования. Недостаточно развита методология прогнозирования, отсутствует согласованность и координация между разными органами государственной власти. Также существуют проблемы с недостаточной прозрачностью и понятностью целей планирования.

Какие формы и виды индикативного планирования используются в мировой практике?

В мировой практике используются различные формы и виды индикативного планирования, включая стратегическое планирование, разработку программ и проектов, а также мониторинг и оценку достижения целей. Некоторые страны также применяют методы сценарного планирования и прогнозирования.

Какие цели и задачи устанавливаются индикативным планированием в России?

Индикативное планирование в России устанавливает цели и задачи развития экономики и социальной сферы. Оно регламентирует процесс разработки системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации и устанавливает их содержание.

Что такое индикативное планирование?

Индикативное планирование - это процесс разработки системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития, который регламентируется в России.