Проблемы индикативного планирования в России.

  • 17 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 21.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
1. Сущность индикативного планирования 3
2. Модели индикативного планирования 4
3. Формы и виды индикативного планирования в мировой практике 6
4. Проблемы формирования концепции индикативного планирования и социально - экономического прогнозирования в России 8
Список использованной литературы 17
Фрагмент для ознакомления

Он регламентирует процесс разработки системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации, устанавливает их содержание. В данном законе государственное прогнозирование рассматривается как «…система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования» [1]. Если в условиях директивного планирования прогнозы использовались как предплановый научный материал и, следовательно, были подчинены планам, то в условиях формирования индикативной системы планирования прогнозы начинают занимать доминирующее положение. В этой связи большое значение приобретают следующие принципы социально-экономического прогнозирования: Рис.2 Принципы социально-экономического прогнозированияСреди общих функций прогнозирования, которые были определены еще основоположниками теории прогнозирования – В.А..Базаровым, Н.Д..Кондратьевым, В.С. Немчиновым и С.Г. Струмилиным могут быть выделены следующие: анализ, обоснование качественных и количественных изменений, организация процесса планирования, контроль и координация реализации принятых программ. Для реализации этих функций и качественного обоснования прогнозных параметров все больше используется метод построения сценариев. Известно, что данный метод позволяет эффективно интегрировать качественные и количественные методы прогнозирования. При этом сценарий рассматривается как модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации [3, с.27]. Как правило, в сценарии определяются основные факторы, которые могут оказать воздействие на исследуемый объект в перспективе, и оценивается степень их влияния. Некоторые исследователи отмечают отличие сценария от прогноза. Если прогноз, по их мнению, представляет собой суждение, стремящееся предсказать специфическую ситуацию в будущем, и должно быть принято или отвергнуто на основе его достоинств и недостатков, то сценарий является инструментом, который используется для определения видов прогнозов, которые должны быть разработаны, чтобы наиболее полно описать будущее с учетом всех главных факторов [4].Изучение вопросов сценарного прогнозирования позволяет нам выделить такие достоинства сценариев, как более полное описание ситуации и ее эволюции, выявление потенциальных угроз и благоприятных возможностей, обеспечение дополнительной гибкости в управлении и оперативного реагирования на изменения внешней среды, возможность использования на любом уровне управления и др. При этом к особенностям построения сценариев можно отнести: Рис.3 Особенности построения сценариевВ настоящее время разрабатывается множество различных видов социально-экономических прогнозов. Их классифицируют по различным признакам, в частности, по временному горизонту, целям, масштабности объекта прогнозирования, способу представления информации, характеру прогнозирования и др. Оценка основных классификационных признаков позволяет нам заключить, что прогнозы социально-экономического развития на мезоуровне и макроуровне имеют комбинированный характер, так как требует комплексного применения поискового и нормативного (нормативно-целевого) подходов при их разработке. Цель поискового прогнозирования в данном случае состоит в изучении тенденций и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов в прошлом, и их продолжении в перспективе. При таком подходе, исследования проводятся от настоящего к будущему и базируются преимущественно на методах прогнозной экстраполяции. В процессе нормативного (нормативно-целевого) прогнозирования первоначально устанавливаются желаемые ориентиры (целевые установки) развития социально-экономической системы в перспективе, а затем на основе исследования от будущего к настоящему определяется траектория развития данной системы, позволяющая ей достичь намеченных целевых установок.При определении временного горизонта прогнозирования целесообразно придерживаться положений Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», в котором предусматривается, что прогнозы на краткосрочную перспективу разрабатываются ежегодно, на среднесрочную перспективу – на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируются, на долгосрочную перспективу – на десятилетний период и уточняются один раз в пять лет [1]. Следует отметить, что при определении перспективных параметров развития социально-экономической системы должно использоваться активное прогнозирование, предусматривающее необходимые управляющие воздействия на процесс развития указанной системы, ее внутреннюю и внешнюю среду. Данный тип прогнозирования, в отличие от пассивного, при котором не возможны или не предусматриваются активные управляющие воздействия, в наибольшей степени соответствует сложившимся социально-экономическим условиям. Таким образом, в последние годы в Российской Федерации существенно изменилась концепция прогнозирования и планирования развития социально-экономических процессов. Происходит становление индикативной системы планирования. Ее основными элементами будут являться программно-целевой метод планирования, комплекс мер экономического стимулирования, прогнозирование и, в частности метод построения сценариев, который в условиях турбулентной среды способствует развитию гибкости в управлении и регулировании развития экономики. Также получат развитие иные формы ориентации, необходимые для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов.Список использованной литературы1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 20.07.95 №115-ФЗ // Собрание законодательства Российской федерации. – 1995.– № 30. – Ст. 2871. 2. Базаров В.А. Принципы построения перспективного плана // Плановое хозяйство, 1928. – № 2. – С. 12-20. 3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учебное пособие. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 260 с. 4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М. :Финпресс, 2008. – 496 с. 5. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М. : АСТ, 2004. – 602 с. 6. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. – М. : Экономика, 1993. – 543 с. 7. Серков А.Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве. – М. :Информагробизнес, 1996. – 162 с. 8. Струмилин С.Г. Плановые проблемы и достижения // Экономическая жизнь, 1924, 7 ноября. – С. 2-3.9.Б.Н.Кузык, В.И.Кушлин, Ю.В.Яковец. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник, второе издание. М., Экономика, 2008.10.Г.П.Капканщиков, С.Г.Капканщиков. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие, Ульяновск, 2000.

Список использованной литературы
1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 20.07.95 №115-ФЗ // Собрание законодательства Российской федерации. – 1995.– № 30. – Ст. 2871.
2. Базаров В.А. Принципы построения перспективного плана // Плановое хозяйство, 1928. – № 2. – С. 12-20.
3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учебное пособие. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 260 с.
4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М. : Финпресс, 2008. – 496 с.
5. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М. : АСТ, 2004. – 602 с.
6. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. – М. : Экономика, 1993. – 543 с.
7. Серков А.Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве. – М. : Информагробизнес, 1996. – 162 с.
8. Струмилин С.Г. Плановые проблемы и достижения // Экономическая жизнь, 1924, 7 ноября. – С. 2-3.
9. Б.Н.Кузык, В.И.Кушлин, Ю.В.Яковец. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник, второе издание. М., Экономика, 2008.
10. Г.П.Капканщиков, С.Г.Капканщиков. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие, Ульяновск, 2000.

введение

Процесс реформирования российской экономики, направленных на создание основ либерального рынка сельского хозяйства, был проведен в условиях, резкое снижение роли государственного регулирования. Демонтаж существующих, несовершенных плановых структур, осуществлялось без создания новых, способных эффективно управлять воспроизводственными процессами.

Уход разработана система планирования привело к несогласованности действий государства и отдельных субъектов экономики, резкое падение производства, снижение уровня жизни населения, рост дисбаланс в развитии различных секторов экономики, рост диспропорциональности между накопления и потребления, инвестиции, возмещение средств производства, что определяется объективная необходимость появления новых форм государственной координации экономического развития страны.

Особое значение в сельском хозяйстве современной поддерживает ориентацию государством отраслей и фирм для достижения приоритетных стратегических целей, таких как ресурсосбережение, развитие новых производств, повышение конкурентоспособности страны в области высоких технологий, поэтому одним из наиболее перспективных форм планирования на сегодняшний день является индикативное планирование, которое позволяет создать систему прогнозов, воздействий и стимулов, а также гармонизировать интересы различных социально-экономических групп. Таким образом, исследование индикативного планирования как одного из методов государственного регулирования социально-экономических преобразований, представляется актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения. Цель работы состоит в обосновании места и роли индикативного планирования в государственном регулировании рыночной экономики, изучение сущности и выделение особенностей.

поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1) обосновать возможность государственного планирования в рыночной экономике;

2) определить понятие и рассмотреть основные формы макроэкономического планирования;

3) изучить опыт применения государственного планирования в зарубежных странах;

4) определить содержание индикативного планирования как формы государственного регулирования экономики;

5) раскрыть механизм реализации планов метке и выявить его недостатки;

6) для определения области применения и условия формирования системы индикативного планирования в России.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования и развития индикативного планирования. Объектом исследования выступает индикативное планирование как метод государственного регулирования экономики.

Узнать стоимость работы