Этика как философская теория морали

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 13 13 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 27.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Этика как философская наука о морали 4
Заключение 12
Список литературы 13

Фрагмент для ознакомления

Пользу в новейшей утилитаристский этике понимают не в античном смысле как удовлетворение человеческих чувств, но и с точки зрения буржуазного индивида как личный интерес, удовольствие личной пользы, наслаждения от жизненных (бизнес) успехов.Космологическое обоснования морали, которое выводит нравственность из природы в целом, было свойственно раннеантичной эпохе, когда мировоззренческое знание было недифференцированным. Мораль трактовалась как проявление общего мирового закона - Логоса (Гераклит), Небесной Гармонии (Пифагор), Закона Неба (Конфуций). Задача этической деятельности состояла в том, чтобы согласовать поступки людей требованиям естественной гармонии, чувствовать себя нераздельной частью великого всемирного космоса.Эволюционная этика возникла в XIX в. и объединила таких разных мыслителей, как Г. Спенсер, Ч. Дарвин, К. Каутский, П. Кропоткин, Ш. Тейяр де Шарден. Последователей этой теории объединяет стремление рассматривать сущность и происхождение морали с позиций биологического эволюционизма. Они утверждают, что человек наследует и развивает в условиях общественной жизни все то, что было заложено в его природе и поведение еще на животной стадии. Значение этической ориентации заключается в том, чтобы обеспечить эффективное и целесообразное приспособление индивида к окружающей среде. К эволюционной этике можно отнести и концепции фрейдизма, этологии и биоэтики, развившиеся в XX в.Более тысячелетия развивалось рационалистическое направление, начало которого относится к временам древнегреческих софистов Протагора и Фразимаха. Оно не потеряло популярности до наших дней. Отличительной чертой рационализма является убеждение в том, что мораль является продуктом интеллектуальной деятельности ума, которая является системой логически взаимосвязанных понятий, где частичные представления можно обосновать с помощью более общих. Задача этики состоит в том, чтобы найти универсальный моральный принцип, с помощью которого можно было бы сформулировать все конкретные требования морали для различных жизненных ситуаций[5]. Наиболее известными представителями этического рационализма были: Ф. Аквинский, И. Кант, И. Фихте, Б. Рассел, Ч. Стивенсон, Д. Мур.С эмпирической тенденцией связаны многочисленные социологические направления в этике, обосновывающие мораль, исходя из фактов общественной жизни - социальных черт и чувств человека, материальных и социально - культурных условий его бытия или общественных интересов. К ним относятся теории "общественного договора" (Гоббс, Руссо) и "разумного эгоизма " (К. Гельвеций, Л. Фойербах).Своеобразной разновидностью социологической этики является концепция К. Маркса и Ф. Энгельса о социально - исторической трактовке морали, которая рассматривает нравственность как исторически переменные формы общественных связей между людьми. Эти формы обусловлены социально-историческим бытием личности. Элементы социально-исторической трактовки этики находим в творчестве Г. Гегеля, О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Зомбарта и других мыслителей XIX-XX веков. На позициях социально - исторической концепции основана и советская этика 20 -80 - х годов XX века.Широкий спектр этических концепций сложился в пределах идеалистического направления. Следует различать концептуальные убеждения, полученные на основе объективного и субъективного идеализма. В первом случае мораль выводится из внеэмпирического, сверхъестественного начала (Платон, Конфуций, Гегель, Сковорода). Во втором - мораль трактуется как продукт человеческого духа, независимый от его физической природы и социального опыта (античный стоицизм, теория этических чувств А. Шефтеберри, Ф. Хатчесона, И. Канта, Н. Бердяева и интуитивистов XX в.).Идеалистическим по своему мировоззренческому источнику является и этический иррационализм. Его особенностью является отрицание интеллектуальной основы морали и трактовки ее как источника свободы, аффективно - интуитивных элементов психики. Абсолютизация и субъективизация нравственности человека делает его сугубо индивидуальной, уникальной, независимой от рационального объяснения особенностью человека. Иррационалистичные представления получили отражение в творчестве С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана и в этических теориях экзистенциализма.С объективным идеализмом связано религиозное толкование морали, которое нередко называют еще супранатуралистичным, т.е. сверхъестественным. В христианской этике мораль рассматривается как вечный, неизменный в своей благой силе божественный закон, которым люди руководствуются в обыденных житейских делах.Как видим, спектр мировоззренческих ориентаций в этике очень многогранен. Это обусловливает сложную, многоаспектную картину исторического развития этической мысли.Итак, к главным свойствам морали относятся следующие [1-3]:1. Императивность. Нормы нравственности всегда формулируются в повелительном наклонении (например, "не лги", "не убей"...).2. Универсальность. Требования нравственности неизменны в любой сфере человеческого бытия, а не локализуются ни ситуативно, ни во времени.3. Общезначимость. Моральные предписания распространяются на всех людей без исключения. Для нравственности неприемлема избирательность в оценках (например, "двойная" мораль). Ни былые заслуги, ни происхождение, ни финансовое положение не предоставляют права человеку нарушать общепринятые моральные нормы.4. Антиномичность, например, противоречивость утверждений о необходимости делать добро, потому что это выгодно (целесообразно), и о том, что добро должно быть бескорыстным; или требование "не убей" и одновременно представление о воинской обязанности. Причин антиномичности морали много. Главная заключается в том, что она, отражая динамику человеческого бытия, развивается сама, и это развитие - сложный диалектический процесс, включающий и архаичные представления о должном и совсем новые, перспективные, конкретные требования здравого смысла и этические максимы.5. Внеинституционность. Нравственность, в отличие от других форм общественного сознания, социально не структурирована. Ее нормы не фиксируются в специальных документах, не обеспечиваются принудительными мерами с помощью специального аппарата, не контролируются должностными лицами в особых учреждениях. Нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения или личной убежденностью человека, носят неофициальный характер. Их нарушение не наказуемо, но приводит к применению моральной санкции в форме осуждения, причем это может сделать любой человек или общество в целом.ЗаключениеЭтика как философская наука о морали осмысливает, обобщает, систематизирует историческое развитие морали, истории становления и развития этических теорий, концепций, которые обосновали природу, сущность, специфику, функции морали, закономерности ее развития и функционирования, взаимосвязь с другими формами материальной и духовной жизни людей.Этимология термина "этика", то есть его происхождение и родственные связи с другими словами того же или других языков, уходит в глубокую древность. Слово "этика" возникло из древнегреческого "ethos", которое в разные времена имело различные значения. Первоначально оно означало местонахождение, общее жилье, потом - обычай, темперамент, характер, стиль мышления, а также устойчивую природу какого-либо явления. Содержание предмета этики, как свидетельствует исторический опыт, запечатленный в истории этической мысли, зависит от философской мировоззренческой системы, на которой базируется этическое знание, от социокультурного фона конкретно - исторического этапа развития общества, уровня разработки самого этического знания, - то есть теоретической рефлексии нравственного сознания о самом себе и социального заказа общества, отдельных сообществ, государства на соответствующие идеи , концепции, теории.Моральные явления несколько расплывчаты, неуловимы, они трудно фиксируются. Поэтому задача этики - выделить моральную сторону (составляющую) из многообразия человеческой деятельности, определить и описать реальные обычаи, мотивы поведения людей. Описания морали - тяжелая исследовательская задача. Мораль не является результатом человеческого произвола, она объективно детерминирована и выступает необходимым условием самоорганизации общественных индивидов. Социально - нравственное поведение имеет свою четкую логику. Задача этики состоит в том, чтобы изучить реальные моральные процессы.Философско-мировоззренческие ориентации этики не являются морально нейтральными, они имеют ценностное значение, характеризуются моральной определенностью. Этика обобщает моральные процессы и задает ценностные нормативные перспективы. Она не создает новых форм морали, а дает им законченные формулировки, ориентирует на то, что должно быть.Список литературыГолубева Г.А. Этика: учеб.для вузов. - М.: Экзамен, 2007. - 320 с.Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса. - М.: Велби, 2008. - 352 с.Скворцов А.А. Этика: учеб.для вузов. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 306 с.Гусейнов А.А. Античная этика. - М.: Гардарики, 2003. - 270 с.Anscombe,Elizabeth “Modern Moral Philosophy,” Philosophy, 1958, Vol. 33, reprinted in her Ethics, Religion and Politics (Oxford: Blackwell, 1981).

Список литературы

1. Голубева Г.А. Этика: учеб. для вузов. - М.: Экзамен, 2007. - 320 с.
2. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса. - М.: Велби, 2008. - 352 с.
3. Скворцов А.А. Этика: учеб. для вузов. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 306 с.
4. Гусейнов А.А. Античная этика. - М.: Гардарики, 2003. - 270 с.
5. Anscombe,Elizabeth “Modern Moral Philosophy,” Philosophy, 1958, Vol. 33, reprinted in her Ethics, Religion and Politics (Oxford: Blackwell, 1981).

Вопрос-ответ:

Какая связь между этикой и моралью?

Этика - это философская теория морали, то есть она изучает принципы и ценности, на основе которых формируется моральное поведение человека.

Какие подходы существуют в этике?

В этике существуют разные подходы, такие как деонтология, утилитаризм, виртуальная этика и другие. Каждый подход предлагает свое видение принципов морали и основы принятия этических решений.

Каковы основные принципы утилитаризма?

Основными принципами утилитаризма являются принцип блага или счастья, который определяет правильность действия исходя из его полезности для всех людей, и принцип равного учета интересов, который требует учитывать интересы всех, а не только отдельных индивидов.

Чем отличается новейший утилитаризм от античного понимания пользы?

В новейшем утилитаризме пользу понимают не только как удовлетворение человеческих чувств, но и с точки зрения личного интереса и удовольствия, связанного с бизнес-успехами и наслаждением от жизни.

Какое значение имеет космологическое обоснование морали?

Космологическое обоснование морали связывает нравственность с природой в целом. Оно было характерно для ранней античной эпохи и предполагало вывод нравственности из особенностей мироздания и его законов.

Что такое этика?

Этика - это философская теория морали, которая изучает принципы правильного поведения и оценивает добродетели и нравственные ценности.

Как этика понимается в новейшей утилитаристской теории?

В новейшей утилитаристской этике, этика понимается в античном смысле как удовлетворение человеческих чувств и также с точки зрения буржуазного индивида как личный интерес, удовольствие и польза от успехов в жизни и бизнесе.

Какое основание морали предлагает космологическое обоснование?

Космологическое обоснование морали предлагает выводить нравственность из природы в целом, рассматривая ее как часть вселенной и принципы морали как часть универсального порядка.

Какая эпоха была свойственна космологическому обоснованию морали?

Космологическое обоснование морали было свойственно раннеантичной эпохе, когда мировоззренческое знание стремилось объяснить мир через природу и изучить законы его функционирования.

Какие основные принципы изучает этика?

Этика изучает принципы правильного поведения, включая нравственные ценности, добродетели и нравственные обязанности, а также различные моральные системы и их этические основы.

Как понимается польза в утилитаристской этике?

В утилитаристской этике пользу понимают не только как удовлетворение человеческих чувств, но и как личный интерес, связанный с удовольствием и личными успехами в бизнесе.