Проектная деятельность младших школьников как путь формирования универсальных учебных действий при изучении окружающего мира

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Естествознание
  • 7878 страниц
  • 46 + 46 источников
  • Добавлена 13.02.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
Глава 1. Методико-теоретические аспекты использования проектной деятельности младших школьников в формировании универсальных учебных действий 3
1.1. Особенности использования проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий 3
1.2. Сущность универсальных учебных действий 3
1.3. Основные средства формирования универсальных учебных действий 3
Глава 2. Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников 3
2.1.Характеристика объекта исследования 3
2.1.1. Результаты констатирующего эксперимента в 4-х классах 3
2.1.2. Результаты констатирующего эксперимента во 2-х классах 3
2.2.Особенности использования проектной деятельности с учащимися младшего школьного возраста 3
2.3.Система использования проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий младших школьников при изучении окружающего мира 3
2.3.1. Организация формирующего и результаты контрольного эксперимента в 4-х классах 3
2.3.1. Организация формирующего и результаты контрольного эксперимента во 2-х классах 3
2.4.Практические рекомендации 3
Заключение 3
Список литературы 3
Фрагмент для ознакомления

Первой выступала группа «Защитники», которая оформила свою работу в виде стенгазеты.Ее представляли все члены группы в устной форме.Некоторую информацию дети зачитывали, но большую часть представляли устно, сопровождая доклад наглядным материалом.К своей теме «Польза растений. Чем опасно для животного мира и человека истребление лесов?» они подобрали информацию о полезных растениях, анализировали роль растений в жизни человека, создали небольшой доклад о лекарственных растениях, разнообразную информацию разместили в стенгазете.Нарисовали тематические рисунки о природе типа «ДО» и «ПОСЛЕ», пытаясь изобразить невозможность жизни без растительности.Доклады в проекте были эмоционально окрашенными, презентация заняла около 15 минут, после чего пригласили следующую группу из-за нехватки времени.Группа под названием «Ученые»по теме «Что такое глобальное потепление? Его последствия» представляли свой проект в виде стенгазеты и реферата, которые сопровождались устным докладом.В подготовке, оформлении и презентации принимали участие все члены группы.Ученики представили информацию об угрозе глобального потепления и его возможные последствия, как для человека, так и для планеты в целом.Также значительную часть презентации ученики посвятили роли человека в появлении угрозы глобального потепления.Они указали, что человеческая деятельность является главной причиной этой проблемы.Их доклады сопровождались использованием наглядности, дополнениями, члены группы помогали друг другу в формулировках и определениях.Стенгазету можно охарактеризовать как такую, что содержала краткую, интересную, важную информацию, которая была представлена тезисно для лучшего восприятия, в конце доклада спикером группы было сделано несколько выводов относительно возможных путей предупреждения глобального потепления и прозвучали призывы к классу задуматься над тем, что каждый из нас может своим поведением и поступками как улучшить, так и ухудшить ситуацию.Группа под названием «Книжники» работала над темой: «Красная книга России».Что это за книга?Для чего она существует?Почему пополняется в наше время?». Главный акцент в подборе информации ученики делали на обработку самой «Красной Книги». Первый докладчик (Карина П.) рассказала историю ее создания, «Красные Книги» в других странах, о первых представителей флоры и фауны, занесенныхв нее и т.д. Представленную информацию можно охарактеризовать как краткую, содержательную, интересную, не перегруженную лишними фактами и тяжелыми для восприятия терминами. Доклад ученица делала без помощи посторонних источников, наизусть, сопровождая наглядными пособиями: изображением обложки «Красной Книги», растений и животных, которые первыми оказались под угрозой исчезновения или уже исчезли. Следующие докладчики дополняли ее выступление информацией о приблизительном количестве занесенных в «Книгу» представителей, причины их исчезновения. Отдельно звучал доклад о роли человека в уменьшении количества и исчезновении тех или иных видов растений и животных. Также ученики представили информацию о путях решения этой проблемы: создании заповедников, заповедных зон, искусственном оплодотворение вымирающих животных, запрете на охоту и уголовной ответственности за это. То есть тема была раскрыта в полной мере, участие в подготовке и презентации принимали все члены группы, систематизированы и организовано представили свою работу.Группа под названием «Эксперты» работали над раскрытием проблемы «Загрязнение водоемов. Чем загрязняются водоемы? Кто или что является виновником?».Результаты работы были представлены в виде двух стенгазет и устного доклада каждого из членов группы.Главный акцент в презентации темы учащиеся делали на пагубной деятельности человека по отношению к загрязнению, как мелких водоемов, так и океанов.Дети сделали перечень главных загрязнителей озер, рек, морей и океанов, сопровождая его наглядными пособиями, представили примеры загрязнителей в нашем городе и области.После этого прозвучали пути уменьшения загрязнения посредством создания очистных сооружений, строительства объектов загрязнения дальше от водных систем.Ученики призвали к осознанию того, к чему может привести засорение водоемов.Анжела Л. представила два собственных стихотворения на тему сохранения чистоты водной экосистемы.Информация была интересной, полезной, сжатой и систематизированной.В работе принимали участие все члены группы.Последней результаты работы представляла группа «Натуралисты», которая работала над проблемой «Роль человека в причинах появления экологических проблем».По замыслу это должна быть информация, которая обобщила все предыдущие выступления, коснулась каждой из обработанных тем с акцентом на роль человека в негативных процессах, которые происходят на планете.Как и ожидалось, такая информация была представлена, но она была дополнена не освещенными ранее фактами, представлена с помощью стенгазеты и устного доклада.Ученики представили информацию о путях создания глобальных проблем, факторы, которые негативно влияют на состояние окружающей среды и отметили возможности избежания, предупреждения и исправления этих проблем.Ученики представили как общую, так и конкретную информацию о роли человечества и каждого из нас в жизни планеты.После последнего выступления учениками класса были сделаны выводы по проектам, по наблюдениям и последующему опросу детей они были довольны работой и с удовольствием взялись бы за создание следующих проектов.В качестве поощрения в дневники каждому из учеников были выставлены высокие отметки в зависимости от количества подготовленной информации и качества выступления.Также были написаны благодарности в дневники разного содержания: «С тобой природа в безопасности», «Ты - настоящий защитник природы», «Природа благодарна тебе за заботу» и т.п.Для определения уровня знаний по предмету «Окружающая среда» в обоих классах мы провели письменные контрольные работы, которые включали в себя 4 вопроса.1.Какие функции выполняют растения?2.Влияет человек на природу?Как?3.Что такое «Красная книга России»?Ее функции.4.Влияние природы на жизнь человека.Вопросы были идентичны тем, которые предлагались во время проведения констатирующего эксперимента, однако мы изменили формулировку во избежание возможных копирований ответов.Анализ работ учащихся контрольного класса показал, что количество учащихся с начальным уровнем знаний - 3 (10,5%), с достаточным - 7 учащихся (21,6%), средним - 8 (25,4%), высоким - 14 учеников (42,5%).То есть количество учащихся с высоким уровнем знаний увеличилось на 4,2%, со средним - на 2,7%, детей с начальным уровнем учебных достижений стало меньше на 4,8%, с достаточным - на 2,1%.Ответы учащихся получили большую обобщенность, законченность, систематичность, но не в большом количестве.Положительную динамику можно увидеть на диаграмме 2.5.Рисунок 2.5. Контрольный срез знаний учащихся контрольного 4-В класса Рисунок 2.6. Контрольный срез знаний учащихся экспериментального 4-А классаИдентичная работа была проведена в экспериментальном классе.Она показала, что количество учащихся с высоким уровнем знаний равна 14 (50%), со средним - 9 (32,1%), с достаточным - 3 (10,7%), с начальным - 2 (7,2%), что по сравнению с констатирующего эксперимента можно охарактеризовать как имеющую положительные результаты.Количество учащихся с высоким уровнем знаний увеличилось на 11,9%, а в контрольном 4,2%, со средним –8,3%, в контрольном - на 2,7%.Учащихся с начальным уровнем знаний значительно уменьшилась - на 7,2%, тогда как в контрольном - на 4,8% и с достаточным уменьшилась - на 13,9%, а в контрольном - на 2,1%Можно сделать вывод, что проектная деятельность, внедренная в обучение учащихся экспериментального класса на урокахпредмета «Окружающий мир», дала положительные результаты по сравнению с контрольным классом, в котором проектная деятельность не использовалась.Рисунок 2.7. Сравнение изменений показателей в контрольном и экспериментальном классахНа основе такой динамики можно сделать вывод, что уровень знаний учащихся экспериментального класса в целом вырос на 4 - 11% по сравнению с контрольным классом. Это свидетельствует об эффективности внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс. Незначительный рост можно объяснить недостаточно долгим сроком ее внедрения в обучение и небольшим количеством созданных проектов. Незначительное уменьшение учащихся с начальным уровнем знаний свидетельствует один из недостатков проектной технологии: недостаточно активным, инициативным ученикам трудно работать над таким видом работы, как проект, так как он требует поисковой, продуктивной деятельности, решения проблемных задач, самостоятельности в индивидуальных и лидерских качеств в работе над групповыми проектами. Поэтому лидеры класса в ходе педагогического эксперимента оказались еще активнее, они организовывали, направляли, корректировали, интересовались во время групповых проектов и сами повысили свой уровень знаний за счет активной деятельности. Ученики с достаточным и средним уровнем знаний могли проявить себя, повысить опыт самостоятельной и групповой деятельности, сформировать в определенной степени лидерские качества, стать более активными, что большинству детей удалось. В целом следует отметить дальнейшее повышение активности детей экспериментального класса, самостоятельности в подготовке творческих задач после завершения педагогического эксперимента. Ученики стали более инициативными, предлагают темы для проектов, интересные формы проведения презентаций и др.2.3.1. Организация формирующего и результаты контрольного эксперимента во 2-х классахТакже эксперимент проводился во 2-А классе, который был избран экспериментальным, а в 2 - В классе обучениепроводилось по традиционной методике.По дисциплине «Окружающий мир» нами был разработан проект «Сезонные преобразования».Суть проекта была в следующем: мы объединили учащихся класса в 3 группы (по 10 учеников в каждой).Каждая из групп получила название и тему проблемы, по которой в дальнейшем будет работать.Были предложены следующие темы проектов.1. «Подготовка животных к зиме».2. «Подготовка растений к зиме».3. «Подготовка птиц к зиме».Ученики имели неделю на реализацию проектов.Они получили следующие конкретные задачи (своеобразный алгоритм работы над проектом):1) разработать план сбора и систематизировать информацию по выбранной теме;2) найти и выделить наиболее важное, интересное, яркое по теме;3) оформить результаты работы группы.Ограничений поставлено не было, дети могли представить свои проекты в любой форме: кроссвордов, рисунков, стенгазет, рефератов, видеоматериалов, устных сообщений и т.п.;4) определить спикера, который будет представлять наработанное (или распределить информацию между всеми членами группы и представлять ее).Дети встретили предложение с интересом, возникло большое количество вопросов по проектам, они сразу начали вносить свои предложения по оформлению и презентации результатов проектов.Через неделю проекты учеников были готовы.Стоит отметить, что в создании и реализации проектов принимали участие не все ученики из-за болезни.Презентация была проведена за один урок.Первая группа оформила свою работу в виде стенгазеты.К теме проекта «Подготовка животных к зиме» они подобрали большое количество наглядного материала с изображениями животных, разнообразную информацию, которую разместили в стенгазете.Продемонстрировали фотографии животных летом и зимой, провели анализ этих изображений.Ставили вопрос к аудитории типа: «Чем отличаются эти фотографии? На какой из них животное зимой?». Презентация заняла около 15 минут.Вторая группа готовила проект по теме «Подготовка растений к зиме».Она представила свой проект в виде устного доклада, который спикеры сопровождали демонстрацией фотографий и собственных рисунков.Ученики продемонстрировали репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».Была проведена работа по художественному описанию картины, спикеры подключили всю аудиторию к работе, дети имели возможность высказать свое мнение, задать вопрос, ответить на них.Интересно, что дети обратили внимание не только на зиму и подготовку растений к ней в нашей стране, но и в других странах с другим климатом.Ученики провели сравнительную работу по этому вопросу, рассказали интересные факты о тропических растениях, которые не растут в нашей климатической зоне.В подготовке, оформлении и презентации принимали участие все члены группы.Доклад можно охарактеризовать как такой, что содержал важную, интересную информацию, в конце доклада спикером группы было сделано несколько выводов по подготовке природы к зиме.Третья группа работала над темой: «Подготовка птиц к зиме».Доклад был построен на основе изображений птиц зимой и летом.Спикеры анализировали изображения, рассказывали, какие птицы улетают в теплые края, какие остаются, а какие прилетают к нам, объясняли, почему так происходит.Звучала информация о том, как живут птицы, что не улетают зимой.Как они находят пищу, как готовят жилье, как меняется их оперение и поведение.Также ученики рассказывали, в какие страны улетают зимовать птицы, что они там делают.Были представлены интересные факты: «Откуда птицы знают, когда нужно возвращаться домой?», «Как птицы находят дорогу домой?».Было указано, что не все птицы способны преодолеть такие большие расстояния.При обсуждении этого факта высказывания детей были очень эмоциональными, они проявляли сочувствие и эмпатию.Тема была раскрыта в полной мере, участие в подготовке и презентации принимали все члены группы, что систематизировано и организованно представили свою работу.После представления результатов проектов учащимися класса состоялось подведение итогов работы и формулирование выводов, к которому был привлечен весь класс.Ученики активно обсуждали представленную информацию, фотографии, рисунки, высказывали свою точку зрения.После урока обсуждения продолжалось, дети заинтересованно рассматривали оставленные на доске изображение.В качестве поощрений ученикам, которые принимали участие в реализации проекта, были выставлены высокие оценки в зависимости от того, насколько активное участие они принимали в подготовке и обсуждении проектов.Осуществлено вербальное оценивание процесса и результатов деятельности учащихся.Нами было проведены контрольные срезы знаний учащихся в экспериментальном и контрольном классах с помощью контрольных, самостоятельных работ идентичных тем, которые были использованы при проведении констатирующего эксперимента.Для определения уровня знаний по предмету «Окружающий мир» в обоих классах была проведена письменные контрольные работы, которые содержали 2 вопроса.1.Как природа готовится к зиме?2.Для чего она это делает?Вопросы были идентичны тем, которые предлагались во время проведения констатирующего эксперимента, мы не меняли формулировки для того, чтобы сравнить ответы до проведения эксперимента и после.Анализ работ контрольного класса показал, что количество учащихся с начальным уровнем знаний - 3 (10%), с достаточным - 8 учащихся (26,7%), средним - 8 (26,7%), высоким - 11 учеников (36,6 %).То есть количество учащихся с высоким и начальным уровнями знаний осталась неизменным, со средним - увеличилось на 3,4%, с достаточным - уменьшилось на 3,3%.Ответы детей стали более содержательными, продуманными, логичными.Динамику можно увидеть на диаграмме 2.8.Рисунок 2.8. Динамика изменения показателей в контрольном 2-В классеИдентичная работа была проведена в экспериментальном классе.Рисунок 2.9. Динамика изменения показателей в экспериментальном 2-А классеАнализ работ показал, что количество учащихся с высоким уровнем знаний равно 12 (40%), со средним - 10 (33, 3%), с достаточным - 5 (16, 7%), с начальным - 3 (10%), что в сравнении с констатирующим экспериментом является достаточно позитивным.Количество учащихся с высоким уровнем знаний увеличилось на 6,3%, а в контрольном не изменилась, со средним - на 6,6%, в контрольном - на 3,4%.Зато учащихся с начальным уровнем знаний уменьшилась - на 3,3%, тогда как в контрольном осталась неизменной.Можно сделать вывод, что проектная деятельность, внедренная в обучение учащихся экспериментального класса, дала положительные результаты по сравнению с контрольным классом, в котором проектная деятельность не использовалась.Рисунок 2.10. Сравнение изменений показателей в контрольном и экспериментальном классахТаким образом, использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе является эффективным.Внедрение проектной технологии было кратковременным, чем и объясняется незначительная динамика улучшения знаний, умений и навыков учащихся.Однако в целом результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что использование проектной технологии в начальной школе способствует улучшению общих показателей знаний, умений и навыков учащихся по определенным критериям.Следует отметить, что внедрение проектной технологии имеет свои недостатки и особенности использования в начальной школе, ведь часто ученики 1 - 4 классов не готовы к выполнению сложных долговременных проектов.По результатам педагогического эксперимента можно сделать вывод, что внедрение проектной технологии обучения было более эффективным в четвёртой классах, ведь уровень самостоятельности и активности старших школьников гораздо выше.При выполнении каждого проекта дети нуждаются в помощи и подсказках взрослых, в частности трудной для них является самоорганизация и организация других членов группы (при выполнении групповых проектов), а также систематизация и обобщения большого объема информации, которую дети подбирают и обрабатывают во время работы над проектом.2.4.Практические рекомендацииПри применении проектной деятельности в начальной школе эффективна такая последовательность ее модификаций: от краткосрочных к долгосрочным межпредметным проектам. Существуют следующие виды проектов:- Исследовательский;- Творческий;- Информационный;- Практически-ориентированный;- Учебно-телекоммуникационный.Чтобы достичь наилучших результатов в выполнении исследовательских проектов, нужны: хорошо продуманная структура, определенность цели, актуальность предмета исследования для всех учащихся, социальная значимость, продуманность методов исследования и практическогоприменения результатов.Определяющими чертами творческих проектов являются: совместная деятельность участников без детально разработанной структуры, развитие совместной деятельности, заблаговременная договоренность о результатах и форме их представления, обязанности. Обязательно наличие сценария праздника.Для игровых проектов характерны: распределение ролей, привлечение творческого воображения, имитация социальных и деловых отношений, доминирующий вид деятельности - игра (1-2 классы).Для информационных проектов важны - сбор информации об определенном объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, наличие хорошо продуманной структуры; систематическая коррекция в ходе работы над проектом. Структура такого проекта охватывает цель, обоснование актуальности, методы получения и обработки информации, результат (заметка, статья, реферат, доклад, видеофильм), презентацию.В практически-ориентированных проектах результат деятельности четко определен с самого начала. Для них характерны ориентация на социальные интересы учащихся, определение функции каждого из них, наличие четкой координационной работы в виде поэтапных обсуждений (консультаций, диспутов), презентация полученных результатов и возможных способов применения их на практике (например, дети со средним уровнем достижений смогут использовать созданные диски как дополнительную литературу).Характеристики учебно-телекоммуникационных проектов: общая учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, в основе которой лежит компьютерная телекоммуникация, направленная на общую цель - исследование определенной проблемы, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности, наличие межпредметных связей и более глубокая интеграция знаний, чем в других видах проектов.Следует помнить, что, планируя тематику проекта, нужно тщательно продумать:- Выбрана ли тема в соответствии с запросами детей;- Смогут ли дети достичь успеха при выполнении проекта;- Поощряет ли проект развитие творческого мышления, воображения и других способностей учащихся;- Усвоят ли дети основные навыки;- Смогут ли они лучше понять предметы, явления окружающего мира;- Соответствует ли проект попыткам детей самостоятельно осмыслить и понять новую информацию.Целью работы над проектом являются решения конкретной, социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.Выполнение работы всегда начинается с проектирования, планирования самого проекта. Обязательное условие каждого проекта - исследовательская работа, заключающаяся в поиске информации, которая затем обрабатывается и представляется участникам проектной группы.Конечным результатом работы над проектом является продукт, созданный участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.Завершающим этапом проекта должна стать презентация продукта.В общем случае успешная реализация проектной технологии предъявляет определенные требования к учителю.Учитель, как организатор проектной деятельности выполняет следующие функции: помогает ученику в поиске информации, координирует процесс работы над проектом, поддерживает и поощряет учащихся, помогает им, однако, не выполняя за них их работу. Для этого учитель должен хорошо знать возможности, интересы, желания учащихся, быть толерантным и креативным.Действительно, по самой идее образовательной проектной технологии роль учителя состоит не в том, чтобы в категоричнойформе «доносить» знания, а оценивать результаты их усвоения учащимися. Такой способ обучения таит в себе опасность уничтожения ростков самостоятельной активности, способности учащихся к критичности и творчеству. Учитель должен не только эффективно обучать, но и через организацию обучения и собственное поведение, способствовать развитию критического и творческого мышления учащихся,помогать их становлению как граждан демократического, правового государства. Для этого ему следует дать учащимся определенный информационный и мотивационный толчок к работе, продемонстрировать образцы нужных действий или поведения, а дальше выполнять роль консультанта, помогать критически оценивать и корректировать ход выполнения и результаты проекта, в какой-то степени стать одним из его соисполнителей. Он также должен способствовать индивидуальной или коллективной работе, создавать доброжелательную, благоприятную для работы атмосферу, поддерживать сотрудничество в классе или в рабочей группе учащихся.Во время первых применений образовательной проектной технологии, когда дети еще с ней не знакомы, учитель является инициатором и направляет работу учащихся. Но когда ученики усвоили основные принципы и умения работы над проектами, они не только готовыпривлекаться к обсуждению тематики, но и сами могут выступать в роли инициаторов того или иного проекта. Постепенно самостоятельная работа учащихся расширяется не только на этапе выполнения проекта, но и на этапе планирования.ЗаключениеРеформирование отечественного образования через ориентацию на проектную технологию является одним из путей вхождения России в мировое образовательное пространство. Проектная технология позволяет одновременно и более эффективно формировать у учащихся ряд ключевых компетенций, прежде всего - «умение учиться», то есть умение самостоятельно добывать знания в любом измерении «пространства обучения». Они учатся организовывать свою работу по решению актуальных проблем и достижению нужного результата, приобретают навыки самоконтроля, самооценки, самосовершенствования. Сотрудничество учащихся между собой и с учителем при выполнении проектов способствует формированию социальной компетентности демократической природы. Ученики обучаются совместно определять проблемы и цели деятельности, эффективно сотрудничать, быть инициативными и ответственными за принятие решений, обоснованно решать спорные вопросы и др.Проектная технология позволяет широко использовать компьютер и Интернет для поиска, обработки информации и работы с ней, для презентации материалов проекта и, таким образом, формировать компетентности по информационным и коммуникативным технологиям. При этом наиболее плодотворными оказываются телекоммуникационные проекты.Применение проектной технологии - один из путей воспитания активной личности, что может взять на себя инициативу и действовать в рамках правового поля. Ученики учатся самостоятельно решать проблемы, принимать и обосновывать решения, выполнять работу по составленному проекту. Это дает им уверенность в себе, потому что делает возможным для каждого демонстрацию своих знаний, умений и достижений. Также это средство формирования критического мышления и одновременно развития творческих способностей ребенка. Такой подход дает возможность способствовать формированию у детей и подростков умение работать в команде, а значит - развивать способность социального взаимодействия.Применение проектной технологии при изучении учебных дисциплин, как на уроках, так и во внеклассной работе, создает дополнительную мотивацию к обучению. Ученики предлагают выполнять проекты потому, что это им интересно. К преимуществам проектной деятельности также относится развитие разнообразных способностей учащихся, в том числе через обучение:• свободно и точно владеть языком;• выбора средств достижения конечного результата самими исполнителями;• конструктивно общаться, сотрудничать, взаимодействовать, оказывать взаимопомощь, преодолевать споры;• использовать различные организационные формы работы;• использовать разнообразные средства дизайна (плакатов, печатных материалов, буклетов, коллажей и др.)• подбирать разнообразные наглядные материалы: фотографии, рисунки, диаграммы, графики и др.;• использовать современную оргтехнику и оборудование (видеокамера, компьютер и т.п.).Следовательно, применение проектной технологии является важным средством современного образования и общественного воспитания, развития критического мышления и творческих способностей ребенка. Указанная технология стимулирует общую активность учащихся, способствует созданию плодотворного образовательной среды и утверждения системного характера обучения и самообучения.На основе проведения исследования в 4-х классах можно сделать вывод, что уровень знаний учащихся экспериментального класса в целом вырос на 4 - 11% по сравнению с контрольным классом. Это свидетельствует об эффективности внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс. Незначительный рост можно объяснить недостаточно долгим сроком ее внедрения в обучение и небольшим количеством созданных проектов. Незначительное уменьшение учащихся с начальным уровнем знаний свидетельствует один из недостатков проектной технологии: недостаточно активным, инициативным ученикам трудно работать над таким видом работы, как проект, так как он требует поисковой, продуктивной деятельности, решения проблемных задач, самостоятельности в индивидуальных и лидерских качеств в работе над групповыми проектами. Поэтому лидеры класса в ходе педагогического эксперимента оказались еще активнее, они организовывали, направляли, корректировали, интересовались во время групповых проектов и сами повысили свой уровень знаний за счет активной деятельности. Ученики с достаточным и средним уровнем знаний могли проявить себя, повысить опыт самостоятельной и групповой деятельности, сформировать в определенной степени лидерские качества, стать более активными, что большинству детей удалось. В целом следует отметить дальнейшее повышение активности детей экспериментального класса, самостоятельности в подготовке творческих задач после завершения педагогического эксперимента. Ученики стали более инициативными, предлагают темы для проектов, интересные формы проведения презентаций и др.Таким образом, использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе является эффективным. Внедрение проектной технологии было кратковременным, чем и объясняется незначительная динамика улучшения знаний, умений и навыков учащихся. Однако в целом результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что использование проектной технологии в начальной школе способствует улучшению общих показателей знаний, умений и навыков учащихся по определенным критериям. Следует отметить, что внедрение проектной технологии имеет свои недостатки и особенности использования в начальной школе, ведь часто ученики 1 - 4 классов не готовы к выполнению сложных долговременных проектов. По результатам педагогического эксперимента можно сделать вывод, что внедрение проектной технологии обучения было более эффективным в четвёртой классах, ведь уровень самостоятельности и активности старших школьников гораздо выше. При выполнении каждого проекта дети нуждаются в помощи и подсказках взрослых, в частности тяжелой для них является самоорганизация и организация других членов группы (при выполнении групповых проектов), а также систематизация и обобщения большого объема информации, которую дети подбирают и обрабатывают во время работы над проектом.Список литературыАрванитопуло Е.Г. Реализация проектной методики обучения иноязычному общению в средней школе / Е.Г. Арванитопуло / / Иностранные языки. - 2005. - № 4. - C. 3-11Бабий К.Н. Нетрадиционный урок по проектной технологии /, Бахтарова А.М., Литвиненко И.Б. / / Управление школой. - 2007. - № 1. - С. 22.Башинская Т. Проектировочная деятельность - основа взаимодействия учителя и ученика / Башинская Т / / Дайджест педагогических идей и технологий Школа - парк. - 2003. - № 3. - C. 49.Белова С. Б. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. – М., 2006.Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / П. П. Блонский; сост. и авт. вступ. статьи М. Г.Данильченко. – М.: Педагогика, 1979. – Т.1. – 304 с.Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1997. - № 4. - С. 11-17.БуравскаяИ. Проектные технологии в школе. Применение метода проектов / / Директор школы. - Декабрь 2006, № 48 ( 432). - С.3 - 4.Вайдорф - Сысоева М. Технология исполнения и оформление научно - исследовательской работы :Учебно-методическое пособие. - М. : ЦГЛ , 2006. - 95 с.Васильченко С.В. Повторение и обобщение учебного материала в проектной деятельности учащихся Васильченко С.В. / / Компьютер в школе и семье. - 2006. - № 1. - C. 28Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции / С.Г.Воровщиков / / Интернет - журнал « Эйдос ». - 2007. - 30 сентябряГурье Л. Проектирование педагогических систем : Учеб.пособие. Котел.гос. технол. ун - т. - Казань, 2004. - 212 с.Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии: учеб.пособие. / И.М. Дичковская. - М.: Академия, 2004. - 352 с.Дмитриев А. Е. Повышение эффективности педагогического руководства процессом формирования у школьников умений и навыков / Дмитриев А. Е. / / Методы руководства творческой познавательной деятельностью учащихся в обучении. - М.: МГПИ, 1980. - 188 сДнепров, Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. — Издание 2-е, дополненное. — М.: Мариос, 2011. — 456 с.Драйден Гордон, Вос Джанет. Революция в обучении. Научить мир учиться по- новому. - М., “Парвинэ”, 2003. — 670 с.Жуковский И. Проектный метод в деятельности учебных заведений Франции / / Учитель. - 2003. - № 3. - С.24 - 27.Загвязинский В. , Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М. : Издательский центр " Академия" , 2006. - 206 с.Ильницкая И. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения / / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 12. - С.82 - 85.Колесник И. А. Формирование общеучебных умений и навыков учащихся в народной школе конца XIX - начала ХХ века: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Колесник Ирина Алексеевна. - Саратов, 2004. - 192 сКонцепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. 2002. -№4. -С. 3-31.Коренякина Т.Н.Формирование общеучебных умений у младших школьников «группы риска»: автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. пед. наук / Т. Н. Коренякина. - Астрахань, 2010. - 23сКулько В. А. Формирование у учащихся умений учиться / Кулько В. А., Цехмистрова Т. Д. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с Министерство образования и науки Российской Федерации // http://минобрнауки.рф/докумены/543Монтессори М. Мой метод: начальное обучение. - М. :Астрель : АСТ , 2007. - 349 с.Образовательные технологии. Учеб. - Метод. пособие / / Под ред. Пехоты А. - М.: А.С.К. , 2002. - С.148 -150.Петров В.А. Теоретико - методические основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технических специальностей в процессе изучения фундаментальных дисциплин: монография /В.А. Петрук. - М.: Универсум, 2006. - 292 с.Пироженко Т. Программа технологии психолого-педагогического проектирования / / Детский сад. - 2004. - № 16. - С.8 - 9.Питт Дж. Что это такое и как мы это делаем: метод проектов / / Открытый урок. - 2004. - № 5,6. - С.26 - 27.Полат Е. Что такое проект / / Открытый урок. - 2004. - № 5,6. - С.10 - 17.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат / / Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, 3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)// Минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.рdfПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования // http://www. standart.edu.ru/Attachment.aspx?Id=419Проектная деятельность в школе / Сост.Голубенко М. - М.: Шк. мир , 2007. - 128с.Савченко А. Я. Дидактика начальной школы / Савченко А. Я. - М.: Знание, 2007. - 416 с.Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 256 с.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский.- Киев: Изд-во «Радянска школа», 1980. - 288 с.Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников / Д.В.Татьянченко, С.Г.Воровщиков / / Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 115-126Творчески развивающие технологии в экологическом образовании дошкольников / [ сост. Туманова И. , Круть Т. / под ред. Романчик Р. ]. - М.: ООО " Липс " ЛТД , 2005. - 92 с.Технология использования метода проектов в начальной школе / Алексеенко Т. , Карева М.: материалы форума конференций МГПУ , 26 марта 2007Ушинский К.Д. Теоретические проблемы педагогики / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т.- М.: Педагогика, 1974-Т. 1.- 325 сФедеральный государственный образовательный стандарт Начального общего образования УтвержденХуторской, A.B. Современные педагогические инновации на уроке Электронный ресурс. / A.B. Хуторской // «Эйдос»: интернет-журнал. 2007. - 5 июля. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journalЦарева, С.Е. Учебная деятельность и умение учиться / С.Е. Царева // Начальная школа. 2007. - № 9. - С. 50 - 57.Шевцова С. Метод проектов и его жизненно компетентностный потенциал. - М.: Издательство "Департамент " , 2003. - С.59 -64.Экспериментальная программа развития умений и навыков учебного труда школьников (1 - Х классы): Проект. - М., 1980.Элькин А. Проектная технология обучения , дань моде или насущная необходимость / / Химия. - Декабрь 2007 года. - № 35. - С.8.

Список литературы

1. Арванитопуло Е.Г. Реализация проектной методики обучения иноязычному общению в средней школе / Е.Г. Арванитопуло / / Иностранные языки. - 2005. - № 4. - C. 3-11
2. Бабий К.Н. Нетрадиционный урок по проектной технологии /, Бахтарова А.М., Литвиненко И.Б. / / Управление школой. - 2007. - № 1. - С. 22.
3. Башинская Т. Проектировочная деятельность - основа взаимодействия учителя и ученика / Башинская Т / / Дайджест педагогических идей и технологий Школа - парк. - 2003. - № 3. - C. 49.
4. Белова С. Б. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. – М., 2006.
5. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / П. П. Блонский; сост. и авт. вступ. статьи М. Г.Данильченко. – М.: Педагогика, 1979. – Т.1. – 304 с.
6. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1997. - № 4. - С. 11-17.
7. Буравская И. Проектные технологии в школе. Применение метода проектов / / Директор школы. - Декабрь 2006, № 48 ( 432). - С.3 - 4.
8. Вайдорф - Сысоева М. Технология исполнения и оформление научно - исследовательской работы : Учебно-методическое пособие. - М. : ЦГЛ , 2006. - 95 с.
9. Васильченко С.В. Повторение и обобщение учебного материала в проектной деятельности учащихся Васильченко С.В. / / Компьютер в школе и семье. - 2006. - № 1. - C. 28
10. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции / С.Г.Воровщиков / / Интернет - журнал « Эйдос ». - 2007. - 30 сентября
11. Гурье Л. Проектирование педагогических систем : Учеб. пособие. Котел. гос. технол. ун - т. - Казань, 2004. - 212 с.
12. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие. / И.М. Дичковская. - М.: Академия, 2004. - 352 с.
13. Дмитриев А. Е. Повышение эффективности педагогического руководства процессом формирования у школьников умений и навыков / Дмитриев А. Е. / / Методы руководства творческой познавательной деятельностью учащихся в обучении. - М.: МГПИ, 1980. - 188 с
14. Днепров, Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. — Издание 2-е, дополненное. — М.: Мариос, 2011. — 456 с.
15. Драйден Гордон, Вос Джанет. Революция в обучении. Научить мир учиться по- новому. - М., “Парвинэ”, 2003. — 670 с.
16. Жуковский И. Проектный метод в деятельности учебных заведений Франции / / Учитель. - 2003. - № 3. - С.24 - 27.
17. Загвязинский В. , Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М. : Издательский центр " Академия" , 2006. - 206 с.
18. Ильницкая И. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения / / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 12. - С.82 - 85.
19. Колесник И. А. Формирование общеучебных умений и навыков учащихся в народной школе конца XIX - начала ХХ века: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Колесник Ирина Алексеевна. - Саратов, 2004. - 192 с
20. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. 2002. -№4. -С. 3-31.
21. Коренякина Т.Н.Формирование общеучебных умений у младших школьников «группы риска»: автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. пед. наук / Т. Н. Коренякина. - Астрахань, 2010. - 23с
22. Кулько В. А. Формирование у учащихся умений учиться / Кулько В. А., Цехмистрова Т. Д. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с
23. Министерство образования и науки Российской Федерации // http://минобрнауки.рф/докумены/543
24. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение. - М. : Астрель : АСТ , 2007. - 349 с.
25. Образовательные технологии. Учеб. - Метод. пособие / / Под ред. Пехоты А. - М.: А.С.К. , 2002. - С.148 -150.
26. Петров В.А. Теоретико - методические основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технических специальностей в процессе изучения фундаментальных дисциплин: монография /В.А. Петрук. - М.: Универсум, 2006. - 292 с.
27. Пироженко Т. Программа технологии психолого-педагогического проектирования / / Детский сад. - 2004. - № 16. - С.8 - 9.
28. Питт Дж. Что это такое и как мы это делаем: метод проектов / / Открытый урок. - 2004. - № 5,6. - С.26 - 27.
29. Полат Е. Что такое проект / / Открытый урок. - 2004. - № 5,6. - С.10 - 17.
30. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат / / Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, 3.
31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)// Минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.рdf
32. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования // http://www. standart.edu.ru/Attachment.aspx?Id=419
33. Проектная деятельность в школе / Сост. Голубенко М. - М.: Шк. мир , 2007. - 128с.
34. Савченко А. Я. Дидактика начальной школы / Савченко А. Я. - М.: Знание, 2007. - 416 с.
35. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 256 с.
36. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский.- Киев: Изд-во «Радянска школа», 1980. - 288 с.
37. Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников / Д.В.Татьянченко, С.Г.Воровщиков / / Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 115-126
38. Творчески развивающие технологии в экологическом образовании дошкольников / [ сост. Туманова И. , Круть Т. / под ред. Романчик Р. ]. - М.: ООО " Липс " ЛТД , 2005. - 92 с.
39. Технология использования метода проектов в начальной школе / Алексеенко Т. , Карева М.: материалы форума конференций МГПУ , 26 марта 2007
40. Ушинский К.Д. Теоретические проблемы педагогики / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т.- М.: Педагогика, 1974-Т. 1.- 325 с
41. Федеральный государственный образовательный стандарт Начального общего образования Утвержден
42. Хуторской, A.B. Современные педагогические инновации на уроке Электронный ресурс. / A.B. Хуторской // «Эйдос»: интернет-журнал. 2007. - 5 июля. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal
43. Царева, С.Е. Учебная деятельность и умение учиться / С.Е. Царева // Начальная школа. 2007. - № 9. - С. 50 - 57.
44. Шевцова С. Метод проектов и его жизненно компетентностный потенциал. - М.: Издательство "Департамент " , 2003. - С.59 -64.
45. Экспериментальная программа развития умений и навыков учебного труда школьников (1 - Х классы): Проект. - М., 1980.
46. Элькин А. Проектная технология обучения , дань моде или насущная необходимость / / Химия. - Декабрь 2007 года. - № 35. - С.8.

Вопрос-ответ:

Какие универсальные учебные действия формируются у младших школьников при проектной деятельности?

У младших школьников при проектной деятельности формируются такие универсальные учебные действия, как анализ и обобщение информации, установление причинно-следственных связей, постановка и решение проблемных задач, планирование и организация работы, творческое мышление и самостоятельность в достижении результата.

Какие особенности проектной деятельности важны при формировании универсальных учебных действий у младших школьников?

При формировании универсальных учебных действий у младших школьников важно учитывать особенности проектной деятельности, такие как комплексность задач, самостоятельность ребенка в выборе темы и планировании работы, активное включение в учебный процесс, коллективное взаимодействие и решение проблемных ситуаций.

Что такое универсальные учебные действия?

Универсальные учебные действия - это специально организованные задания и упражнения, направленные на освоение и развитие универсальных способностей и навыков, которые необходимы для успешного обучения и саморазвития, как в школьной, так и внешкольной сфере.

Какие средства используются для формирования универсальных учебных действий у младших школьников?

Для формирования универсальных учебных действий у младших школьников используются различные средства, такие как реальные и моделируемые ситуации, игровые и практические задания, индивидуальные и коллективные формы работы, использование информационных технологий и интерактивных образовательных ресурсов.

Какое значение имеет проектная деятельность младших школьников в формировании универсальных учебных действий?

Проектная деятельность младших школьников имеет большое значение в формировании универсальных учебных действий, потому что она позволяет развивать у ребенка такие навыки, как исследовательский подход, творческое мышление, самоорганизация, коммуникация и социальная компетентность. Также проектная деятельность способствует активизации познавательной деятельности и повышению мотивации учащихся к учебному процессу.

Каковы особенности использования проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников?

Особенности использования проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников заключаются в том, что проектная деятельность позволяет учащимся активно взаимодействовать с учебным материалом, применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы и исследовательского подхода. Также проектная деятельность способствует формированию коммуникативных навыков, умения работать в группе, принимать решения и осуществлять планирование времени и ресурсов.

Что такое универсальные учебные действия?

Универсальные учебные действия - это набор ключевых компетенций и навыков, которые позволяют обучающимся эффективно осваивать учебный материал и успешно применять его на практике. Эти действия включают такие навыки, как анализирование, синтезирование, систематизация информации, умение постановки и решения задач, критическое мышление, коммуникация и др.

Какие основные средства используются для формирования универсальных учебных действий?

Основными средствами для формирования универсальных учебных действий являются разнообразные задания и упражнения, которые направлены на развитие ключевых компетенций обучающихся. Это могут быть задания на анализ и обработку информации, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, игры, дискуссии и другие активные формы работы.

Как проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников?

Проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников, так как она позволяет учащимся активно взаимодействовать с учебным материалом, применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы и исследовательского подхода. Также проектная деятельность способствует формированию коммуникативных навыков, умения работать в группе, принимать решения и осуществлять планирование времени и ресурсов.

Что такое проектная деятельность младших школьников?

Проектная деятельность младших школьников - это метод обучения, в котором ученики активно участвуют в планировании, организации и выполнении проектов, при этом самостоятельно исследуют тему, собирают и анализируют информацию, работают в команде и представляют результаты своей работы.

Какая роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий?

Проектная деятельность играет важную роль в формировании универсальных учебных действий у младших школьников. Она позволяет развивать такие навыки, как самостоятельность, исследовательский подход, коммуникативные и организационные навыки, критическое мышление и творчество, а также способности к кооперации, рефлексии и самооценке.

Какие средства используются для формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность?

Для формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность используются различные средства и методы. Например, это могут быть игры, исследования, практические задания, обсуждения в группе, создание презентаций или макетов. Важно, чтобы ученики имели возможность активно участвовать в проектах и применять полученные знания и навыки на практике.