Современная российская модель бюрократии: общее и особенное.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Политология
  • 1616 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 16.01.2014
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Периоды имперской и советской бюрократии 4
Глава 2. Современная российская бюрократия 8
Заключение 14
Список литературы 16
Фрагмент для ознакомления

В общей численности государственных служащих и иных работников государственных органов, а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления государственные служащие и иные работники органов исполнительной власти, а также муниципальные служащие и иные работники местного самоуправления составляли 89 проц. (925,1 тыс. человек). Причем, из этого слоя в федеральных органах исполнительной власти было занято 30 проц., в том числе в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти — 28 проц. Установленная численность федеральных государственных служащих центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти составляла 24,9 тыс. чел., а их территориальных органов — 290,2 тыс. чел. В государственных органах субъектов Российской Федерации замещали государственные должности 153,3 тыс. чел., муниципальные должности в органах местного самоуправления — 283,7 тыс. чел. Увеличение численности бюрократии свидетельствует о том, что:во-первых, отсутствует продуманная государственная кадровая политика; во-вторых, эффективность организации и функционирования бюрократии оставляет желать лучшего, в-третьих, о весьма низкой конкурентоспособности государства как работодателя, когда вместо одного «эффективного» работника нанимаются три-пять «неэффективных» с мизерной зарплатой. Помимо «внутреннего» разрастания государственного аппарата усиливается вмешательство бюрократии в сферу гражданского общества, что подталкивает процесс бюрократизации политики. Результатом бюрократической институционализации стало административное воздействие на становление партийной системы в России.В целом состояние современной государственной службы в Россиив настоящее время характеризуется ее низкой эффективностью в сравнении с теми затратами, которые общество и государство несут при обеспечении государственной службы; недостаточной гибкостью и приспособленностью к решению задач гражданского общества и формирования рыночной экономики; невосприимчивостью к новым методам и формам организации, планирования, ресурсного обеспечения и стимулирования деятельности государственных служащих.ЗаключениеВ России исторически бюрократия обладает политическими свойствами, чему в определенной мере способствует проведение реформ «сверху» (или так называемый мобилизационный тип развития).В современной России бюрократия уже не выполняет функции политической элиты. Теперь истеблишмент формируется в процессе сложного взаимодействия между различными элитными кланами. А администрация высшего уровня выступает как объект конкуренции между соперничающими политико-финансовыми кланами. И хотя бюрократия по-прежнему стремится играть ведущую роль, тем не менее, она уже не является безраздельно доминирующей, как это было в Российской империи и в СССР.В 1917 г. на смену царской бюрократии пришла советская номенклатура, формировавшаяся по тому же принципу «привилегии за службу», в то время как социально-экономические реформы 90-х годов оказались более глубокими. В современной Росси качество госаппарата снизилось, а хаотичность, неэффективность, а зачастую и контрпродуктивность его действий возросли по следующим причинам:Двойственность закона 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», отразившем борьбу двух подходов — демократического и корпоративного. За одним стоят намерения привести наш госаппарат в соответствие с современными стандартами и потребностями, за другим — желание создать режим воспроизводства и неприкосновенности чиновничьей корпорации.произошло «вымывание квалификации». Лучшие кадры аппарат покинули, а адекватной замены им не нашлось. Число вакансий, которые не удается заполнить, исчисляется в некоторых ведомствах сотнями. В то же время доля работников предпенсионного и пенсионного возрастов составляет в ряде министерств около половины персонала.с исчезновением прежней «хозяйки» аппарата — КПСС, к сожалению, не произошло его поворота к обычному для демократических стран статусу «слуги общества». Скорее, между разными силами в течение нескольких лет шла борьба за роль его нового «хозяина». А это, разумеется, придало аппарату большую самостоятельность, меньшую подконтрольность, что, в свою очередь, стимулировало рост коррупции и позволило легализовать кастово-корпоративные интересы бюрократии.утратили силу прежние нормы административной морали, составлявшие своего рода неформальный «этический кодекс» чиновника.В итоге, хотя закон 1995 г. «заложил юридическую базу и для позитивных перемен, все же думается, что в нынешнем состоянии аппарат не отвечает современным, и тем более перспективным, потребностям общества и служит скорее тормозом, нежели мотором преобразований».Список литературыВоротников А.А. Бюрократия в Российском государстве историко – теоретический аспект. Саратов, 2005.Гаман-Голутвина О.В. Иерархический заряд // Персона. – 2004. - № 1.Исаев И.А. История государства и права России. М., 2004. Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? М., 2002.Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)»: Утв. Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 // Российская газета. 2002. 23 ноября.

Список литературы
1. Воротников А.А. Бюрократия в Российском государстве историко – теоретический аспект. Саратов, 2005.
2. Гаман-Голутвина О.В. Иерархический заряд // Персона. – 2004. - № 1.
3. Исаев И.А. История государства и права России. М., 2004.
4. Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? М., 2002.
5. Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)»: Утв. Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 // Российская газета. 2002. 23 ноября.

Вопрос-ответ:

Какие периоды имперской и советской бюрократии можно выделить в истории России?

В истории России можно выделить несколько периодов имперской и советской бюрократии. В первом периоде, который приходится на эпоху императора Петра I, бюрократия стала формироваться и укрепляться. Второй период, связанный с правлением императора Николая I, характеризовался жестким централизованным управлением и усилением роли бюрократии. В советский период, после Октябрьской революции, бюрократия стала играть ключевую роль в организации государственной власти и экономического управления.

Какие особенности имеет современная российская бюрократия?

Современная российская бюрократия имеет несколько особенностей. Одна из них - высокая степень централизации и вертикальной иерархии. Власть в России сконцентрирована в руках небольшой группы чиновников, которые контролируют все сферы жизни страны. Другая особенность - коррупция и непрозрачность. В России часто возникают случаи коррупции среди государственных служащих, что отрицательно сказывается на эффективности работы государства. Еще одна особенность - низкая открытость и доступность информации. Государственные органы часто ограничивают доступ к информации о своей работе, что затрудняет контроль за деятельностью бюрократии.

Какова общая численность государственных служащих в России?

Общая численность государственных служащих и работников государственных органов, включая муниципальных служащих и работников органов местного самоуправления, достаточно большая. Конкретные данные могут меняться со временем, но в целом она составляет миллионы человек. Это объясняется необходимостью обеспечить работу государственных органов и исполнительной власти на всех уровнях, а также выполнение государственных функций и обязанностей в сфере социальной политики, экономики, образования и других сферах жизни общества.

Какова общая численность государственных служащих и муниципальных работников в России?

Общая численность государственных служащих и муниципальных работников в России включает как работников государственных органов, так и органов местного самоуправления. По последним данным, количество государственных служащих и муниципальных работников превышает 2 миллиона человек.

Какие периоды бюрократии можно выделить в истории России?

В истории России можно выделить несколько периодов бюрократии. Это имперский период, когда государственная бюрократия была одной из основных структур российской империи, и советский период, когда бюрократия была подчинена коммунистической партии и выполняла ее политические цели.

Какие особенности присущи современной российской бюрократии?

Современная российская бюрократия имеет свои особенности. Во-первых, она характеризуется большим числом государственных служащих и муниципальных работников. Во-вторых, она имеет узкую специализацию и иерархическую структуру. В-третьих, российская бюрократия часто подвержена коррупции и бюрократическому бездействию.

Какие функции выполняют государственные служащие в России?

Государственные служащие в России выполняют различные функции, связанные с обеспечением работы государственных органов и реализацией государственной политики. Они занимаются разработкой и реализацией законов, контролем и надзором за исполнением законодательства, поддержкой экономических и социальных программ, обеспечением безопасности и многое другое.

Каковы основные проблемы современной российской бюрократии?

Современная российская бюрократия сталкивается с рядом проблем. Одна из них - коррупция, которая охватывает различные уровни и сферы государственного аппарата. Другая проблема - бюрократическое бездействие, когда государственные служащие не выполняют свои обязанности или делают это очень медленно. Также существует проблема низкой квалификации и профессионального развития государственных служащих.

Какая модель бюрократии была в России в период империи и советской власти?

В период империи и советской власти в России преобладала вертикальная и централизованная модель бюрократии, основанная на иерархической структуре и контроле государственной власти над бюрократическим аппаратом. Эта модель характеризовалась высокой степенью формализации, отсутствием гибкости и независимости в принятии решений, а также присутствием широкой системы контроля и санкций.

Каковы особенности современной российской модели бюрократии?

Современная российская модель бюрократии отличается от предыдущих периодов более гибкой и децентрализованной структурой. В ней больше внимания уделяется эффективности и результативности работы государственного аппарата, а также повышению квалификации и ответственности государственных служащих. Важной особенностью является также использование современных информационных технологий и электронного правительства для повышения прозрачности и доступности государственных услуг.