Эссе по книге Шерри

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Психология
  • 1010 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 08.01.2014
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
по тексту
Фрагмент для ознакомления

В этих узловых моментах сконцентрирована ответственность человека за принятие того или иного решения.Многочисленные неупорядоченные мотивы: неудовлетворенные потребности, нереализованные желания, неоконченные действия, привлекательные возможности, требования и т.п., – конкурируя за ресурсы человека, дробят их. При этом длительная целенаправленная деятельность невозможна. Возможналишь длительная псевдо-деятельность – поведение, мотивированное принуждением. Для длительной деятельности нужно, чтобы сила одних мотивов была больше, а их действие более продолжительным, чем других. Кроме того, необходимо организованное сопротивление конкурирующим мотивам, желаниям. Это означает, что нужна иерархия, в которой одни мотивы имеют статус главных, другие – второстепенных. При иерархии второстепенный мотив не может вытеснить главный. Это позволяет главному мотиву поддерживать деятельность до момента достижения ее результата. А осуществление других желаний, то есть второстепенных деятельностей возможно, только если они не мешают главной. Таким образом, желания неотделимы от воли человека, так как работа по отказу от желаний или их отсрочке естественно требует напряжения воли. Но, так как основа волевого акта – тоже желания, возникает вопрос: полезны ли волевые усилия для преодоления желаний? Есть ли смысл желать отказаться от желаний? Чтобы снять парадоксальность этой ситуации, нужно признать существование двух типов желаний и научиться их различать. Один тип – желания, источник которых в психике, желания множественных (включая и сущностное) Я. Другой – желания чистой субъектности. Источник таких желаний субъективно кажется более глубоким. О желаниях первого типа можно сказать «я хочу». О желаниях второго типа – только «во мне что-то хочет». Чтобы различить два типа желаний, необходимо определить, что действительно хочет того или иного. Абсолютное большинство желаний окажется желаниями первого типа. Отбрасывая одно за другим желания первого типа, можно открыть очень немногочисленные желания, идущие из чистой субъектности. Из трех возможных путей борьбы с желаниями (реализация желания, запрет на реализацию, переосмысление) два первых – тупиковые. Реализация ведет к отказу от желания только при понимании его бессмысленности. Чаще реализация укрепляет желание, превращая его в устойчивую потребность (привычку). Запрет на реализацию чреват вытеснением проявляющейся в желании потребности и формированием неврозогенного фактора. Кроме того, деятельность по удовлетворению желания сопротивляется попыткам ее прекратить, и для преодоления этого сопротивления необходимо значительное волевое усилие.Наибольшие возможности у третьего пути отказа от желаний – работы осмысления. Когда нельзя отказаться от того, что привык делать, можно изменить смысл делания – подчинить другим сверхзадачам, превратить его из самоценного в создающую условия для главной. Работа осмысления начинается с переоценки ценностей: выделения немногих финальных и построения иерархии инструментальных (служащих для реализации финальных) ценностей. Структура ценностей – желаемых вещей (не только материальных) – формируется в основном стихийно. Ведущие ценности в иерархии часто взаимоисключают друг друга (например, доброта и успешность в делах). Переоценка ценностей состоит в отказе от простой констатации «я это хочу» в пользу понимания, что «это мне нужно для того-то» и «это мне нужно больше, чем то». Трудность переосмысления в том, что старый смысл сохраняется и существует наряду с новым, делая отношение к предмету желания двойственным. Преодоление этой двойственности требует повторного понимания: что же я хочу и почему; что мне нужно желать и почему. При переоценке одни деятельности, на которые тратилось много сил, теряют смысл, другие превращаются из самоценных во вспомогательные, а третьи, второстепенные по затрачиваемому ресурсу, обретают смысл главных. Например, переоценка может привести к пониманию, что ценность материальных вещей – в их необходимости для работы, для выживания и комфортного существования, а их количество и характер определяются потребностями работы и тем, что считать комфортом. Но при любом понимании комфорта всегда можно пожертвовать его частью для высвобождения ресурса. То же относится и к ресурсам, необходимым для работы, – работу можно спланировать так, чтобы их рационально ограничить.Таким образом, можно выразить согласие с автором книги, что желания человека, являясь формой направленности личности, осуществляются через смыслообразующую деятельность, через логику свободного выбора.Осуществление желаний через логику удовлетворения потребностей (у меня есть желание, его надо удовлетворить), через логикуреагирования на стимул (потому что он первый начал), через логику предрасположенности (потому что я всегда так делаю) – это общие для человека и животного реализации желаний (с.155). Личность же отличают смысл желаний и свободный выбор их реализации.Источник литературыЛеонтьев Д.А.Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.

Леонтьев Д.А.Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.

Вопрос-ответ:

Какие мотивы и желания описываются в статье?

В статье описываются многочисленные неупорядоченные мотивы, неудовлетворенные потребности, нереализованные желания и неоконченные действия.

Что делают неупорядоченные мотивы и желания с ресурсами человека?

Неупорядоченные мотивы и желания конкурируют за ресурсы человека и дробят их.

Возможна ли длительная целенаправленная деятельность у человека?

Длительная целенаправленная деятельность невозможна у человека.

Что является возможным только в данной ситуации?

В данной ситуации возможна только длительная псевдо-деятельность, поведение, мотивированное принуждением.

За что человек несет ответственность в узловых моментах?

В узловых моментах человек несет ответственность за принятие того или иного решения.

Что такое узловые моменты, о которых говорится в статье?

Узловые моменты - это определенные периоды или ситуации в жизни, в которых человек сталкивается с важным выбором или принятием решения. В эти моменты сосредоточена ответственность человека за принятие того или иного решения.

Какие мотивы могут у человека быть в узловых моментах?

В узловых моментах у человека могут быть многочисленные неупорядоченные мотивы, такие как неудовлетворенные потребности, нереализованные желания, неоконченные действия, привлекательные возможности, требования и т.п. Все эти мотивы конкурируют за ресурсы у человека и могут дробить его внимание.

В чем отличие между длительной целенаправленной деятельностью и псевдо-деятельностью по мнению автора?

По мнению автора, длительная целенаправленная деятельность невозможна в узловых моментах. В этих моментах возможна только псевдо-деятельность, которая является поведением, мотивированным принуждением. То есть человек может заниматься какой-то деятельностью, но она не будет длительной и целенаправленной, а скорее будет исполнением обязанностей или выполнением принятых на себя обязательств.

Какие возможности имеет человек в узловых моментах?

В узловых моментах у человека привлекательные возможности могут конкурировать друг с другом за его ресурсы. Человек может иметь разные пути и варианты действий, и должен выбрать один из них. Он может рассматривать различные возможности и искать наиболее подходящий способ действия.

Какие ресурсы конкурируют за у человека в узловых моментах?

В узловых моментах различные мотивы и возможности конкурируют за ресурсы у человека. Это могут быть его время, энергия, физические или интеллектуальные способности, финансовые ресурсы, социальные связи и прочее. Все эти ресурсы ограничены, поэтому человек должен выбрать, какие мотивы и возможности он будет использовать в данном узловом моменте.

Зачем у человека возникают неупорядоченные мотивы и нереализованные желания?

Неупорядоченные мотивы и нереализованные желания возникают у человека из-за его многочисленных неудовлетворенных потребностей и привлекательных возможностей. В процессе конкуренции за ресурсы они дробят его внимание и делают целенаправленную деятельность невозможной.

Почему в узловых моментах сконцентрирована ответственность человека за принятие решений?

В узловых моментах человек сталкивается с различными возможностями и требованиями, которые конкурируют за его ресурсы. От его решений в этих моментах зависит, какие мотивы будут приоритетными, какие желания будут реализованы, а какие останутся нереализованными. Таким образом, ответственность за выбор и принятие решений лежит на человеке.