Роль детско-родительских отношений в развитии мировоззренческих представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Возрастная психология
  • 6464 страницы
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 19.03.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. СПОНТАННЫЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД СПОНТАННЫХ ПОНЯТИЙ 6
1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12
1.3. ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДАХ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 33
2.2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.3. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ РАЗВИТИЯ СПОНТАННЫХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 73
Фрагмент для ознакомления
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева, Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве [Текст] / Н.Н. Авдеева. – СПб., 2006. – 206 с.
2. Алексеева, Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка [Текст] / Л.С. Алексеева. – М., 2003. – 213 с.
3. Андреева, Т.В. Психология семьи [Текст]: Учебное пособие 3-е изд. / Т.В. Андреева – СПб: Питер, 2013. – 336 с.
4. Артамошина, Ю.В. Социальные представления как компоненты «обыденного мышления» [Текст] / Ю.В.Артамошина // Вестник Московского Психолого-социального института. – Брянск, 2007. – Вып. 1., С.4-8.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович /под ред. Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 352 с.
6. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672с.
7. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб, 2006. - 301 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2005. – 670 с.
9. Гаврилова, Т. П. Учитель и семья школьника [Текст] / Т. П. Гаврилова. - М., Знание, 1988. - 80 с.
10. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие для вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 507 с.
11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. – М. : Академия, 2004. – 240 с.
12. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Под. ред. Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. - М.: Гном – Пресс, 1999. – 144 с.
13. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2006. – 176 с.
14. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Интерпресс, 1997. – 346 с.
15. Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия [Текст] / Е.И. Захарова // Психолог в детском саду .- 1998.- №1. - С.9-17.
16. Зеньковский, В.В. Психология детства: Учебное пособие для вузов [Текст] / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 1996. – 346 с.
17. Зиновьева, М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Зиновьева // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.30-35.
18. Кошкарова, Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений [Текст] / Т.А. Кошкарова // Школа здоровья.- 2004.- № 2. - С.5-14.
19. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе [Текст] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М, Знание, 2007. - 307 с.
20. Краткий психологический словарь [Текст] / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1990. – 678 с.
21. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2008. – 463 с.
22. Кулик, Л.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Л.А. Кулик. - М., Наука. - 2004. – 156 с.
23. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов ребенка [Текст] / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. – М., 2006. - 478 с.
24. Марковская, И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И.М. Марковская // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - № 2. - С. 94 – 108.
25. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник для вузов [Текст] / Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Т.Н. Счастная и др. – М.: Гардарики, 2008. – 252 с.
26. Мельникова, Н.В. Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника [Текст] : монография / Н.В. Мельникова. - Шадринск: Исеть, 2005. - 283 с.
27. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 2005. - 276 с.
28. Несмелов, В. Наука о человеке. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни [Электрон. ресурс] / В. Несмелов. - Режим доступа: http: //www.hrono.ru/biograf / bio_n / nesmelov_vi.html
29. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] / М.В. Осорина. – СПб.: Питер, 2000. – 277 с.
30. Практикум по возрастной психологии [Текст] : Учебное пособие / Л.А. Головей, Л.Н. Кулешова, Л.И. Вансовская и др.; Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Речь, 2008. – 704 с.
31. Прохорова, О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье [Текст] / О.Г. Прохорова. - СПб: КАРО, 2009. – 160 с.
32. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Прайм-Еврознак, 2003.– 672 с.
33. Психодиагностика семьи [Текст] : энциклопедия психодиагностики / ред., сост. Д. Я. Райгородский . - Самара : Бахрах-М, 2009. - 695 с.
34. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Го¬ворковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспита¬ния Акад. пед. наук СССР - М.: Педагогика 1985. - 200 с.
35. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования [Текст] / Под ред. Е.Д. Божович. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 399 с.
36. Разумова, А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей [Текст] / А.В. Разумова // Вестник Московского университета. - 2000. - №1. - С.88-93.
37. Родители и дети: психология взаимоотношений [Текст] / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2008.- 230с.
38. Рождественская, Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей [Текст] / Н.А. Рождественская, А.В. Разумова // Вестник Московского университета / Ред. А.И. Донцов, А.И. Подольский. – 2002. – №2. – С. 48-56.
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПБ: Питер, 2007. - 720 с.
40. Рубцов, В.В. О двух путях образования понятий у ребенка [Текст] / В.В. Рубцов // Вопросы теории и практики развивающего образования. М.: Эксмо, 2001. – 325 с.
41. Сатир, В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту [Текст] / Сатир В. - 2-е изд. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. – 288 с.
42. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989.
43. Соколова, Е.Т. Психотерапия: Теория и практика [Текст] / Е.Т. Соколова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368 с.
44. Спиваковская, А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций [Текст] / А.С. Спиваковская / В сб.: Семья и формирование личности. - М., 1981. - С. 40-43.
45. Телегин, М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.В. Телегин. – 3-е изд. - М.: ООО «Издательство «ДеНово», 2012. – 288 с.
46. Телегин, М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М.В. Телегин. – М.: МГППУ, 2006. - 272 с.
47. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
48. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. – М.: Республика, 1994. – 447с.
49. Характеристика психического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2004. - 278 с.
50. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений [Текст] : Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. - М.: Апрель-Пресс, 2000. - 512с.
51. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.Н. Никольская. – СПб., 2003. – 269 с.
52. Эльконин, Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М: Учпедгиз, 2006. - 456 с.

Вопрос-ответ:

Какие мировоззренческие представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста развиваются такие мировоззренческие представления, как представления о природе, мире людей, справедливости, добре и зле, ценностях и нравственности.

Какие особенности имеют мировоззренческие представления детей старшего дошкольного возраста?

Мировоззренческие представления детей старшего дошкольного возраста отличаются конкретностью, эмоциональностью и простотой. Дети могут иметь упрощенные и стереотипные представления о мире, основанные на своем опыте и наблюдениях.

Какие роли играют детско-родительские отношения в формировании мировоззренческих представлений у детей старшего дошкольного возраста?

Детско-родительские отношения играют важную роль в формировании мировоззренческих представлений у детей старшего дошкольного возраста. Родители являются основными источниками информации о мире для своих детей, они передают им свои ценности, нормы и убеждения.

Какие методы исследования используются для изучения детско-родительских отношений и их роли в формировании мировоззренческих представлений у детей старшего дошкольного возраста?

Для изучения детско-родительских отношений и их роли в формировании мировоззренческих представлений у детей старшего дошкольного возраста используются различные методы исследования, включая анкетирование родителей и детей, наблюдение за взаимодействием родителей и детей, проведение экспериментов и анализ различных психологических тестов.

Каковы основные результаты исследований роли детско-родительских отношений в формировании мировоззренческих представлений у детей старшего дошкольного возраста?

Основные результаты исследований показывают, что дети, находящиеся в гармоничных и эмоционально богатых отношениях с родителями, имеют более разнообразные и сложные мировоззренческие представления. Также выяснено, что влияние детско-родительских отношений на формирование мировоззренческих представлений может быть как прямым, так и опосредованным через взаимодействие родителей с окружающим миром.

Какие мировоззренческие представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста развиваются такие мировоззренческие представления, как представления о себе и своей семье, представления о других людях и обществе, представления о нравственности, представления о природе и окружающем мире, представления о культуре и искусстве.

Какие роли играют детско-родительские отношения в развитии мировоззренческих представлений у детей старшего дошкольного возраста?

Детско-родительские отношения играют важную роль в формировании мировоззренческих представлений у детей старшего дошкольного возраста. Родители являются главными "учителями" в жизни ребенка и могут передать ему свои ценности, убеждения и взгляды на мир. Они могут обсуждать с детьми различные темы, задавать вопросы, показывать интерес к мировоззренческим аспектам жизни. Также родители могут моделировать правильное поведение и принципы, демонстрировать толерантность и уважение к различным точкам зрения. Все это помогает развитию мировоззренческих представлений у детей.

В чем особенности мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного возраста?

Особенности мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного возраста заключаются в том, что они уже начинают формироваться на основе опыта и знаний, полученных на протяжении всего дошкольного периода. В этом возрасте дети становятся все более самостоятельными в мышлении и способны к абстрактному мышлению. Они начинают задавать вопросы о мире, интересуются правилами поведения и понятиями добра и зла. Они образуют свой собственный мировоззренческий фундамент, на который будут опираться в дальнейшем развитии и формировании своей личности.

Какие теоретические аспекты исследуют роль детско-родительских отношений в развитии мировоззренческих представлений у детей старшего дошкольного возраста?

В исследовании рассматриваются спонтанные мировоззренческие представления как особый вид спонтанных понятий, психологические особенности мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного возраста, а также изучение детско-родительских отношений в их роли в развитии мировоззренческих представлений.

Что такое спонтанные мировоззренческие представления? Чем они отличаются от других спонтанных понятий?

Спонтанные мировоззренческие представления - это особый вид спонтанных понятий, которые формируются у детей старшего дошкольного возраста и связаны с их представлениями о мире, людях, отношениях, нравственности и других аспектах жизни. Они отличаются от других спонтанных понятий тем, что они формируются на основе мировоззрения, которое влияет на понимание и оценку окружающей действительности.

Какие психологические особенности имеют мировоззренческие представления у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста мировоззренческие представления имеют следующие психологические особенности: они формируются на основе определенных ценностей, убеждений и норм, они связаны с эмоциональной сферой ребенка, они развиваются в процессе социального общения и влияют на поведение ребенка, они могут быть субъективными и индивидуальными, они могут меняться под влиянием взрослых и окружающей среды.