Стили руководства в управлении персоналом.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление персоналом
  • 4040 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 13.03.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И ТЕОРИИ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА 5
1.1.Понятие и традиционные стили руководства 5
1.2.Теории стилей управления 11
ГЛАВА 2.СОВРЕМЕННЫЕ СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР СТИЛЯ 23
2.1. Современные виды стилей руководства 23
2.2. Выбор стиля и определяющие его факторы 26
2.3. Стиль руководства в зарубежной и российской практике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Фрагмент для ознакомления

Стиль руководства не является неизменным набором характеристик конкретного руководителя или сложившимся стереотипом взаимоотношений внутри подразделения или организации. Он подлежит изменению с ростом профессионального мастерства, опыта работы руководителя и коллектива, а также с учетом текущей рыночной ситуации. Кроме того, на выбор стиля влияет так называемое ресурсное поле, те ресурсы и их качество, которыми располагает руководитель в данной ситуации. Покажем это на схеме:



Рис.2.1. Ресурсное поле руководителя
Все составляющие ресурсного поля не являются статичными, они меняются во времени, по мере повышения профессионализма, приобретения новых знаний, состава и подготовленности команды.
В целом стиль руководства должен быть гибким и учитывать все многообразие факторов существующей среды.

2.3. Стиль руководства в зарубежной и российской практике


Обратимся к зарубежному опыту применения стилей руководства. Американские методы управления используются в практике управления многих стран. В американских компаниях к управленческому персоналу предъявляют такие требования как: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение командной работы.
Американский стиль ориентирован на задачу, четкую регламентацию действий, мотивацию, основанную на достижении целей компании. Стиль по традиционной типологии можно назвать авторитарным. В последнее время в него внедряются демократические элементы, которые позволяют учитывать фактор отношений, но только в целях улучшения командной работы.
Японские методы управления отличаются от американских методов.  Японский метод управления отличается своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский менеджер - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. В американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. Очевидна разница в акцентах. По мнению японского специалиста по менеджменту  Хидеки Йосихара, существует шесть отличительных признаков японского менеджмента:
- Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.
Такие гарантии   ведут к стабильности кадрового состава и уменьшают текучесть кадров. Стабильность стимулирует работников к доверительным отношениям, вызывает чувство принадлежности к фирме. Японский служащий не беспокоится об угрозе увольнения и может спокойно трудиться на благо компании.
- Гласность и ценности корпорации.
Политика фирмы и ее цели доступна всем уровням сотрудников, система информации открытая. Это создает атмосферу участия и общей ответственности за результат.
-Управление, основанное на информации.
Главным считается получение и использование достоверной информации, анализ экономических данных и корректировка действий.
-Управление, ориентированное на качество. Качество-главная задача японского менеджмента. Речь идет не только о качестве продукции, но и качестве самого управления.
-Постоянное присутствие руководства на производстве.
Для быстрого решения возникающих проблем, руководство максимально приближено к производственному процессу, в том числе и путем размещения руководителя непосредственно в цехе.
По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
- Поддержание чистоты и порядка.
Порядок считается основой качества.
 В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.
 Руководитель в основном использует демократический стиль управления, так как подчиненные имеют высокий профессиональный уровень и заинтересованность в результатах труда.
Таким образом, на американских предприятиях преобладает авторитарный  стиль руководства и существует необходимость его усовершенствования. Японские менеджеры используют демократический стиль, если следовать традиционной типологии.
Обратимся еще к китайскому опыту.
Ценность современного «китайского менеджмента» заключается в ее изменчивости и гибкости. Это соответствует национальным традициям и зависит от неопределенности, внутренних и внешних изменений. Жесткий режим менеджмента, или казарменный менеджмент, не применим к быстрому изменению обстановки. Через многие неудачи западные предприятия обобщали и создали гибкий менеджмент, совпадающий с китайским подходом к менеджменту: учитывать обстановку, изменения законодательных актов для принятия решения с учетом условий задачи.
Ещe одна характерная черта китайского менеджмента - высокая оценка человека. Менеджмент понимается как управление людьми и делами, при этом человек находится на первом месте. Американский менеджмент основывается на формуле: «Есть спрос - будет удача», которая определяет цель для достижения успеха в бизнесе. Японский менеджмент основывается на принципе: «Совместной жизни - совместное развитие», на основе которого возникает общее дело и которое не учитывает личных особенностей человека. Китайский менеджмент выступает за долгосрочное развитие предприятия, а создание прибыли контролирует человек, поскольку именно он занимается делами, т.е. результат зависит от человека. Все направлено на развитие потенциала человека, с этим связано взаимодействие работников в группе, рациональный подход к решению вопросов.
Западные исследователи полагают, что китайскую систему организации бизнеса и управления им можно эффективно использовать там, где требуется максимальная скорость оборота капитала и отдачи на инвестиции. Ведь скорость и гибкость - это те самые качества, которые дают преимущества любому технологическому уровню производства. Опыт свидетельствует, что компания с низкими технологиями может быстро «подрасти», стоит только запустить технологическую цепь, и все компоненты предпринимательской сети перестанут быть простыми сборщиками готовых деталей. Благодаря мгновенной диффузии инноваций становится возможным проникновение китайских фирм в высокотехнологичные отрасли (например, производство машин и запасных частей к ним, дизайн и т. п.).
Сегодня китайская система менеджмента также способна обеспечить максимальную эффективность везде, где востребовано ускоренное принятие решений. Максимальный эффект от этого преимущества китайского стиля специалисты ожидают в финансировании розничной торговли, гостиничном деле, судостроении и других сферах, где производство может осуществляться на основе единиц, имеющих не более 800 человек каждая (не включая работающих на контрактной основе), или же в областях, где система принятия решений должна быть централизованной.
Китайская модель демонстрирует экономическую устойчивость мелких фирм в неблагоприятных фазах цикла - компании снижают издержки и выживают благодаря политике «затягивания поясов». Существенное значение имеет то обстоятельство, что мелкая фирма, управляемая по-китайски, способна достаточно легко и быстро схватывать новые тенденции в рыночном спросе. Поскольку будущее всемирного хозяйства неразрывно связано с углублением специализации на международном уровне, то фирма, работающая в режиме гуан-си, определенно сможет идти в фарватере сдвигов, происходящих в сфере личного потребления и диктуемых стремительно развивающейся индивидуализацией вкусов и предпочтений покупателей.
Таким образом, фирма может быть небольшой и управляться по-китайски, и тем не менее, вписываться в условия международной специализации (особенно внутриотраслевой), основываясь на максимальной утилизации креативной кооперации.
Если попробовать классифицировать китайский стиль управления, то можно сказать что он является новаторским, ситуативным. Предприятия стремятся быстро приспособиться к меняющимся условиям, поэтому руководители должны быть гибкими.
  В практике российских предприятий существуют оба стиля управления. Авторитарный стиль наиболее распространен в высшем менеджменте. Вероятно, это объясняется высокой изменчивостью российской экономики, способствующей успеху быстрых действий, ведь авторитарный стиль рассчитан на четкое реагирование без лишних обсуждений. Но по мере захвата рынков и роста собственных организаций автократы столкнулись со «встроенным» побочным эффектом автократичного управления: удержать завоеванное оказалось даже труднее, чем захватить. Выросшие организации оказались неспособными адаптироваться к постоянно меняющейся среде, вследствие чего резко увеличилось время принятия и исполнения решений. Руководители были поставлены перед фактом непрохождения и искажения информации, что повлияло на эффективность бизнеса в целом.
Надо признать, что директивный стиль управления, который сегодня является самым распространённым в российской практике, постепенно отживает своё. Это связано с целым рядом причин: изменениями, происходящими на рынке труда, изменениями в социальной сфере и экономике.
Руководители передовых предприятий поняли необходимость гибкого изменения стиля, адаптации к реальным организационным ситуациям.
К сожалению, многие руководители, пройдя определенные тренинги и получив теоретическую информацию, применяют знания однобоко. Во многих компаниях принята западная модель руководства с четкой ориентацией на задачу, персонал проводит обучение по командообразованию, но в целом, организация не имеет общей идеи и мотивации сотрудников. Привнесенные западные образцы встречают сопротивление у сотрудников, так как модели не адаптированы к реальной ситуации, не учитывают степени зрелости коллектива.
По итогам второй главы основные выводы следующие: современный руководитель должен учитывать все факторы, влияющие на выбор стиля руководства и не останавливаться на выборе какого-либо одного жестко зафиксированного стиля. Стиль руководства должен меняться вместе со степенью зрелости коллектива, с конкретной задачей. Применение зарубежных моделей требует обучения не только руководящих кадров, но и обучения всего коллектива, выстраивания единой корпоративной культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Типовые индивидуальные стили руководства представляют собой модели, где собраны определенные черты стиля: авторитарный, демократический, либеральный. Эти стили являются только теоретическими. В современной практике нет четкого следования какому-либо одному стилю.
Большинство работ по исследованию стиля руководства принадлежит американским ученым. Зарубежные исследователи создают модели, однозначно отражающие реальность (Левин, Макгрегор), и в результате приходят к многообразию стилей, поскольку практика показывает бесчисленное множество вариантов (примером может служить «Управленческая решетка» Р. Блейка и Д. Моутона). Ситуационный подход, как гибкое изменение стиля, был заложен Фидлером и продолжен в теориях Митчелла-Хауса и Херсли-Бланшара.
Самым эффективным стилем в западных теориях признан адаптивный стиль с ориентацией на командную работу.
В целом, все авторы теорий разделили стили руководства на две категории: ориентированные на задачу и ориентированные на отношения.
Современные теории стилей пополнились новаторским стилем и руководством, основанным на видении. Ключевое значение приобретают необходимость изменений и четкое видение руководством стратегических целей компании.
Рассмотренные в работе американские и японские стили руководства позволяют их разделить на авторитарный и демократический или стиль «ориентированный на задачу» и «стиль, ориентированный на отношения». Российская практика показала необходимость изменения традиционно авторитарного стиля и адаптацию к передовым моделям не только руководства, но и всего коллектива, т.е. создание эффективно работающей команды.
Наиболее применимым в российской деловой жизни оказался комбинированный стиль руководства, при котором руководитель может быть жестким или мягким в зависимости от конкретных внутренних и внешних условий, собственных целей, профессиональных или индивидуальных особенностей подчиненных. Выбор комбинированного стиля подтверждает сегодняшнюю актуальность ситуационного подхода. Используя рассмотренные в данной работе модели, которые предложены различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства.
В настоящее время стиль руководства не является жестким параметром, он должен меняться вместе с влияющими на его выбор факторами: задачами, условиями, размерами, уровнем зрелости коллектива, компетенциями сотрудников и руководства. Только при учете всех факторов, выбранный стиль будет эффективен для сотрудников и организации в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Антонова Н.В. Психология управления. М.:ВШЭ ,2010.272 с.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник,5-е издание. М.: Инфра .М.,2010 576 с.
Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд.. СПб.: Питер, 2008. 608 с.
Жуджунь Дин, Ковалев М.М. Феномен экономического роста Китая. Мн.: БГУ,2008.446 с.
Захарова Л.И. Психология управления.М.:Логос,2010.376 с.
Карпов А.В.Психология менеджмента: Учебное пособие. М.:Гардарики,2007.584 с.
Кошелева А.О.От профессиональной ориентированной технологии формирования управленческой компетенции к зрелости личности// «Образование и общество»,2008 №5 с.29-32.
Маслова В.Управление персоналом. М.:Юрайт-Издат,2011.488 с
Миронова Л.И.Адаптировать корпоративную культуру к новому облику компании//»Кадровое дело»,2009 №6 с.11-15.
М.Мескон, М.Альберт, Ф., Хедоури. Основы менеджмента,3-е издание. М: Вильямс,2011.672 с.
Полукаров В.Л. Основы менеджмента. М.: КноРус, 2008. 240 сс
Розанова В.А. Психология управления.М.:Альфа-Пресс,2008. 384 с.
Семенов А.К.,Набоков В.И.Основы менеджмента: Учебник. М.:Дашков и К,2008.556 с.
Третьякова Е.Л. Теория организации. М.: Кнорус,2013 224 с.
Тюрина А.Д. Теория организации.М.:Эксмо,2008.160 с.
Хлебников Д. Каким должен быть стиль управления компанией на разных этапах существования// Генеральный директор,№10,2012. С.66
Яськов Е.Ф. Теория организации. М.:Юнити-Дана,2010 272 с.
Статьи по управлению персоналом URL: www.hr-seminars.ru (дата обращения: 10.01.2014).


Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд.. СПб.: Питер, 2008
М.Мескон, М.Альберт, Ф., Хедоури. Основы менеджмента,3-е издание-М: Вильямс,2011
Полукаров В.Л. Основы менеджмента. М.: КноРус, 2008

Третьякова Е.Л. Теория организации. М.: Кнорус,2013
Хлебников Д. Каким должен быть стиль управления компанией на разных этапах существования// Генеральный директор,№10,2012
Розанова В.А. Психология управления.М.:Альфа-Пресс,2008

Карпов А.В.Психология менеджмента: Учебное пособие. - М.:Гардарики,2007.

Карпов А.В.Психология менеджмента: Учебное пособие. - М.:Гардарики,2007.

Карпов А.В.Психология менеджмента: Учебное пособие. - М.:Гардарики,2007.

Розанова В.А. Психология управления.М.:Альфа-Пресс,2008
Карпов А.В.Психология менеджмента: Учебное пособие.-М.:Гардарики,2007.

Кошелева А.О.От профессиональной ориентированной технологии формирования управленческой компетенции к зрелости личности// «Образование и общество»,2008 №5

Кошелева А.О.От профессиональной ориентированной технологии формирования управленческой компетенции к зрелости личности// «Образование и общество»,2008 №5

Семенов А.К.,Набоков В.И.Основы менеджмента: Учебник. М.:Дашков и К,2008.

Тюрина А.Д. Теория организации.М.:Эксмо,2008

Яськов Е.Ф. Теория организации. М.:Юнити-Дана,2010.

Маслова В.Управление персоналом. М.:Юрайт-Издат,2011
Статьи по управлению персоналом URL: www.hr-seminars.ru (дата обращения: 10.01.2014)

Статьи по управлению персоналом URL: www.hr-seminars.ru (дата обращения: 10.01.2014)
Жуджунь Дин, Ковалев М.М. Феномен экономического роста Китая. Мн.: БГУ,2008
Жуджунь Дин, Ковалев М.М. Феномен экономического роста Китая. Мн.: БГУ,2008
Жуджунь Дин, Ковалев М.М. Феномен экономического роста Китая. Мн.: БГУ,2008
Миронова Л.И.Адаптировать корпоративную культуру к новому облику компании//»Кадровое дело»,2009 №6













2



Ресурс времени

Материальный ресурс
Наличие финансов, сырья,
оборудования

Информационный
ресурс
Наличие/отсутствие
информации (степень
неопределенности);
объем информации, способы приема,хранения,обработки информации

Стиль руководства

Человеческий
Ресурс
Индивиды и группы:
подготовка
мотивация,
взаимоотношения
настрой
работоспособность



Ресурс власти
Сила,тип власти
(власть должности или власть авторитета)

Ресурс личности руководителя
Способности,характер,профессиональные компетенции,обучаемость,психофизиологические ресурсы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Антонова Н.В. Психология управления. М.:ВШЭ ,2010.272 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник,5-е издание. М.: Инфра .М.,2010 576 с.
3. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд.. СПб.: Питер, 2008. 608 с.
4. Жуджунь Дин, Ковалев М.М. Феномен экономического роста Китая. Мн.: БГУ,2008.446 с.
5. Захарова Л.И. Психология управления.М.:Логос,2010.376 с.
6. Карпов А.В.Психология менеджмента: Учебное пособие. М.:Гардарики,2007.584 с.
7. Кошелева А.О.От профессиональной ориентированной технологии формирования управленческой компетенции к зрелости личности// «Образование и общество»,2008 №5 с.29-32.
8. Маслова В.Управление персоналом. М.:Юрайт-Издат,2011.488 с
9. Миронова Л.И.Адаптировать корпоративную культуру к новому облику компании//»Кадровое дело»,2009 №6 с.11-15.
10. М.Мескон, М.Альберт, Ф., Хедоури. Основы менеджмента,3-е издание. М: Вильямс,2011.672 с.
11. Полукаров В.Л. Основы менеджмента. М.: КноРус, 2008. 240 сс
12. Розанова В.А. Психология управления.М.:Альфа-Пресс,2008. 384 с.
13. Семенов А.К.,Набоков В.И.Основы менеджмента: Учебник. М.:Дашков и К,2008.556 с.
14. Третьякова Е.Л. Теория организации. М.: Кнорус,2013 224 с.
15. Тюрина А.Д. Теория организации.М.:Эксмо,2008.160 с.
16. Хлебников Д. Каким должен быть стиль управления компанией на разных этапах существования// Генеральный директор,№10,2012. С.66
17. Яськов Е.Ф. Теория организации. М.:Юнити-Дана,2010 272 с.
18. Статьи по управлению персоналом URL: www.hr-seminars.ru (дата обращения: 10.01.2014).

Вопрос-ответ:

Что такое стили руководства в управлении персоналом?

Стили руководства в управлении персоналом - это способы и подходы, которые руководитель использует для организации работы сотрудников и достижения поставленных целей.

Какие теории существуют о стилях руководства?

Существуют различные теории о стилях руководства, включая теорию "Жесткого" и "Мягкого" стилей руководства, теорию ситуационного лидерства и теорию трансформационного лидерства. Все эти теории предлагают свои подходы к руководству и определяют основные характеристики каждого стиля.

Какие современные стили руководства существуют?

Среди современных стилей руководства можно выделить демократический стиль, авторитарный стиль, коучинг, трансформационное руководство и пр. Каждый из них имеет свои особенности и применяется в зависимости от ситуации и задач.

Какие факторы определяют выбор стиля руководства?

Выбор стиля руководства может быть определен различными факторами, включая особенности организационной культуры, тип задачи, характеристики сотрудников, личные предпочтения руководителя и другие факторы.

Какой стиль руководства используется в зарубежной и российской практике?

В зарубежной и российской практике применяются различные стили руководства, в том числе демократический, авторитарный, трансформационный, коучинг и др. Однако, предпочтения могут различаться в зависимости от отрасли, типа организации и других факторов.

Какие существуют традиционные стили руководства?

В статье описываются традиционные стили руководства, такие как авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль подразумевает принятие решений только руководителем, демократический стиль предполагает общее участие команды в принятии решений, а либеральный стиль отличается свободой действий и самостоятельностью сотрудников.

Какие факторы определяют выбор стиля руководства?

Выбор стиля руководства может быть определен такими факторами, как характеристики руководителя, требования и условия работы, а также особенности сотрудников. Также важными факторами могут быть ожидания сторонних заинтересованных лиц, корпоративная культура и ценности организации.

Какие существуют современные виды стилей руководства?

Современные виды стилей руководства включают трансформационный стиль, партисипативный стиль, обучающий стиль и коучинговый стиль. Трансформационный стиль основан на мотивации и вдохновлении сотрудников, партисипативный стиль предполагает участие команды в принятии решений, обучающий стиль акцентирует внимание на развитии и обучении сотрудников, а коучинговый стиль направлен на индивидуальное развитие каждого сотрудника.

Можно ли считать стиль руководства неизменным набором характеристик конкретного руководителя?

Нет, стиль руководства не является неизменным набором характеристик конкретного руководителя. Он может меняться в зависимости от ситуации, требований организации, особенностей команды и других факторов. Руководитель может адаптировать свой стиль руководства, чтобы достичь оптимальных результатов.