Социально-педагогическая помощь неполной семье

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 1010 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 20.02.2014
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Сущность и организация социально-педагогической помощи неполной семье по воспитанию детей 3
2. Методы и модели социально-педагогической работы с неполными семьями 7
Заключение 12
Список литературы 13


Фрагмент для ознакомления

Если неполная семья не является инициатором взаимодействия со специалистом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы неполной семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей – тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери (отца). Используется в работе с неполными семьями, имеющих детей с проблемами психического, физического, социального развития. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы.
Неполная семья имеет свои особенности и социально-педагогическая работа с ней требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельного члена неполной семьи являются общей проблемой для всей неполной семьи; неполная семья – система закрытая, не каждый может туда войти, даже социальный педагог; неполная семья автономна в своей жизнедеятельности.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка из семьи с одним родителем является создание в рамках существующей социальной среды условий для его максимального личностного роста и развития. При организации работы специалистов социального учреждения с семьей, выделяются несколько основных этапов:
1. Сбор информации по семье в целом и по каждому члену семьи отдельно. 
2. Социальный консилиум. 
3. Разработка индивидуальных программ. 
В соответствии с  основными этапами процесса сопровождения, модель работы специалистов наполняется конкретным содержанием и обретает определенные формы. Выделяются направления практической деятельности социального педагога и психолога в рамках социально-педагогического сопровождения семьи:
психологическая и педагогическая диагностика;
развивающая и коррекционная деятельность;
консультирование и просвещение специалистов центра, родителей, специалистов образовательных учреждений (где обучаются дети, состоящие на учете в центре, в отношении которых осуществляется сопровождение).
В работе с проблемной семьей широко используются различные психотерапевтические методы и приемы. Метод работы с сетью социальных контактов позволяет обнаружить ресурсы самой семьи, необходимые для позитивных изменений и выхода ее из кризисной ситуации; способствует мобилизации и повышению ответственности семьи и ее ближайшего окружения при принятии важных для ребенка и его семьи. Особенностью метода является минимальность вмешательства специалистов в принятие решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или решению проблемы. Это довольно сложная задача для специалистов, привыкших принимать активное участие в решении проблем семьи.
Использование сетевого метода способствует качественному изменению контакта специалистов с детьми и семьями, лучшему пониманию их проблем, сотрудничеству с ближайшим окружением ребенка, а также совершенствованию межведомственного взаимодействия.
Заключение
В процессе социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании ребенка целью оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе.
В процессе реализации образовательной, психологической и посреднической компонентов социально-педагогической помощи специалист, осуществляющий работу с семьей, использует долгосрочные и краткосрочные формы работы. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Кризисинтервентная модель работы с неполной семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле неполной семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
Проблемно-ориентированная модель основана на том, что в определенных условиях большинство проблем матери (отцы) могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно.
В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы как патронаж. Патронаж – одна из форм работы, специалиста работающего с семьей, представляющая собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации.

Список литературы
Андреева Т. В. Психология современной семьи: монография. – СПб.: Речь, 2009. –  436 с.
Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. –2011. – № 11. – С. 108–113.
Демьянов Ю. Г. Основы психологии. – СПб.: Паритет, 2010. – 224 с.
Калабихина И. Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. – М.: ТЕИС, 2008. – 110 с.
Мудрик А. В., Тупицын А. Ю. Воспитание как социальная проблема // Семья в России. – 2009. – № 1–2. – С. 100–110.
Немов Р. С. Психология. Психология образования 2-е издание/ Р. С. Немов. – М. Просвещение: ВЛАДОС, 2010. – 496 с.
Демьянов Ю. Г. Основы психологии. – СПб.: Паритет, 2010. – 65 с.
Мудрик А. В., Тупицын А. Ю. Воспитание как социальная проблема // Семья в России. – 2009. – № 1–2. – С. 100–110.









13

1. Андреева Т. В. Психология современной семьи: монография. – СПб.: Речь, 2009. – 436 с.
2. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. –2011. – № 11. – С. 108–113.
3. Демьянов Ю. Г. Основы психологии. – СПб.: Паритет, 2010. – 224 с.
4. Калабихина И. Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. – М.: ТЕИС, 2008. – 110 с.
5. Мудрик А. В., Тупицын А. Ю. Воспитание как социальная проблема // Семья в России. – 2009. – № 1–2. – С. 100–110.
6. Немов Р. С. Психология. Психология образования 2-е издание/ Р. С. Немов. – М. Просвещение: ВЛАДОС, 2010. – 496 с.

Вопрос-ответ:

В чем суть и организация социально-педагогической помощи неполной семье по воспитанию детей?

Социально-педагогическая помощь неполной семье по воспитанию детей осуществляется с целью предоставить семье необходимую поддержку и ресурсы для успешного воспитания детей. Организация помощи включает в себя проведение консультаций, психологической поддержки, работы семейного педагога и других специалистов, а также использование различных программ и методик, направленных на развитие навыков родительской компетентности и справедливого рассмотрения потребностей каждого члена семьи.

Какие методы и модели социально-педагогической работы применяются с неполными семьями?

Социально-педагогическая работа с неполными семьями может осуществляться с помощью различных методов и моделей, которые включают в себя индивидуальные консультации, групповые занятия, тренинги, психологическую поддержку, игровую терапию и другие. Модели работы семейных педагогов включают в себя сотрудничество с родителями, активное привлечение детей к образовательному процессу, формирование положительного образа семьи и другие подходы, направленные на развитие семейных отношений и повышение родительской компетентности.

Как происходит консультирование неполной семьи, если они не обращаются за помощью?

Если неполная семья не инициатор взаимодействия со специалистом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Например, специалист может предложить семье участвовать в различных групповых занятиях или тренингах, где будут рассматриваться вопросы воспитания детей. Таким образом, целью консультационной работы является актуализация внутренних ресурсов и потребностей семьи, создание условий для осознания проблем и поиска возможных решений.

Какая помощь оказывается неполной семье по воспитанию детей?

Оказывается социально-педагогическая помощь, которая включает в себя консультирование, поддержку и различные методы работы семьи.

Какие методы и модели социально-педагогической работы используются при работе с неполными семьями?

Используются различные методы, такие как коучинг, психологическая коррекция, тренинги и групповая работа. Модели работы включают семейное консультирование, индивидуальное сопровождение и помощь в решении конкретных проблем семьи.

Какие цели преследует консультирование неполной семьи?

Конечная цель консультационной работы в данном случае состоит в актуализации внутренних ресурсов и потенциалов семьи, помощи в решении проблем и развитии правильного подхода к воспитанию детей.

Что делать, если неполная семья не является инициатором взаимодействия со специалистом?

В таком случае специалист может проводить консультирование в завуалированной форме, чтобы создать комфортную обстановку и помочь семье обратиться за помощью.

Какие цели преследуются при оказании социально-педагогической помощи неполной семье по воспитанию детей?

Основные цели - помощь в развитии родительских навыков, поддержка семьи в решении проблем и создание условий для полноценного развития и воспитания детей.

Чем характеризуется социально педагогическая помощь неполной семье?

Социально-педагогическая помощь неполной семье представляет собой специализированную работу социального педагога, направленную на поддержку и помощь родителям в воспитании детей в условиях, когда семья не состоит из обоих родителей. Основная цель такой помощи заключается в создании благоприятных условий для развития и воспитания детей и поддержке родительского авторитета.

Как организуется социально педагогическая помощь неполной семье?

Организация социально-педагогической помощи неполной семье включает в себя ряд методов и моделей работы с такими семьями. Это может быть индивидуальное консультирование родителей, проведение групповых занятий для детей и родителей, организация тренингов и семинаров по воспитательным навыкам и др. Важно, чтобы работа социального педагога была направлена на решение конкретных проблем и потребностей семьи.