Разработка бизнес-стратегии организации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Менеджмент
  • 9595 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 27.02.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Теоретические и методические аспекты стратегического управления организацией 5
1.1. Система стратегического управления: сущность, специфические особенности, иерархия стратегий 5
1.2. Разработка бизнес-стратегий на основе методов портфельного анализа 12
1.3. Этапы разработки бизнес-стратегии и оценка ее жизнеспособности 23
1.4. Программно-информационное обеспечение системы стратегического управления организации 28
2. ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕС-ЕДИНИЦ ООО «ОМЕГА» 37
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации 37
2.2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО «Омега» и обоснование корпоративной стратегии 42
2.3. Оценка конкурентоспособности бизнес-единиц ООО «Омега» и стратегий их развития 56
3. Разработка бизнес-стратегии открытия направления оптовой торговли ООО «Омега» 65
3.1 Маркетинговое обоснование бизнес-стратегии 65
3.2. Разработка комплекса мероприятий по открытию нового бизнеса 71
3.3. Нормативно-правовое обеспечение проектного решения 76
3.4. Оценка жизнеспособности бизнес-стратегии 77
Заключение 89
Список использованной литературы 92
Приложения 95
Фрагмент для ознакомления

Использование стратегий концентрированного роста позволяет фирме улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли, а также определяет необходимость поиска возможностей улучшения своего положения на существующем рынке. Возможности применения данного типа стратегий для новой продукции ООО «Омега» рассмотрены в табл. 3.2. Из анализа видно, что предприятию для роста конкурентоспособности следует придерживаться стратегии проникновения на рынок, в рамках данной стратегии необходимо проводить рекламные компании и организовывать различные мероприятия, что привлечет новых клиентов.Таблица 3.2 - Выбор стратегии роста для ООО «Омега»СтратегияПреимуществаОграниченияСтратегия проникновения на рынокАктивное продвижение на рынкеСнижение возможности новых рыночных предложенийСтратегия разработки продуктаДополнительные возможности имеющегося рынка за счет более полного удовлетворения потребностейТрудности с выходом на новые рынкиСтратегия освоения рынкаЭкспансия на новые рынки и отдельные сегментыУгроза высоких входных барьеров на новых рынкахСтратегия диверсификацииВыход на новые рынки с новыми продуктамиБольшие объемы необходимых рыночных исследований и дополнительных финансовых и прочих ресурсовТаким образом, для повышения конкурентоспособности ООО «Омега» необходимо придерживаться стратегии развития предприятия, составляющей стратегию проникновения на рынок, соединенную со стратегией сфокусированной дифференциации. В рамках данной стратегии компания будет увеличивать рыночную долю на основе выявления новых конкурентных преимуществ.Внедрение данной стратегии позволит предприятию увеличить абсолютные показатели деятельности: выручку – до 10 % от достигнутого уровня при росте затрат не более чем на 5 %, что приведет к росту прибыльности и рентабельности деятельности ООО «Омега» (рис. 3.2).Ключевыми показателями данной стратегии будут:Показатели прибыльности деятельность (комплекс), руб/руб.Показатели рентабельности деятельности (комплекс), %Динамика выручки и объемов продаж, млн. руб, % Сумма и структура затрат на производство и реализацию продукции, млн. руб., %Доля рынка, млн. руб., %Структура клиентов, %Показатели эффективности маркетинговой деятельности, млн. руб, ,руб/руб, %Структура ассортимента, %, ед.Количество и структура персонала, чел, %Капиталовложения в персонал и другие ресурсы, млн. руб.Рисунок 3.2 - Стратегическая карта новой бизнес-стратегии ООО «Омега»Данная система показателей позволит контролировать процесс внедрения новой стратегии и эффективность ее выполнения.Разработка комплекса мероприятий по открытию нового бизнесаОсновным мероприятием, обеспечивающим рост предприятия, представляется создание сети магазинов (не менее 3) на территории района в рамках выбранной эталонной стратегии. Предполагается арендовать помещения, желательно в непосредственной близости от транспортных магистралей, что, конечно, удорожит стоимость аренды, но и увеличит проходимость магазинов, а следовательно – уровень выручки и прибыли. В данном случае, согласно матрице внешних приобретений, возможно будет применить стратегию горизонтальной интеграции – не создавать заново новые магазины, а приобретать уже имеющиеся и реорганизовывать их в соответствиями с имиджем сети. Представим средние затраты, необходимые для организации одного нового магазина (табл. 3.3).Таблица 3.3Первоначальные затраты на организацию нового магазина ООО «Омега»Наименование капитальных вложенийСтоимость, тыс. руб.Мебель офисная50Оргтехника (принтер, факс, телефон, кассовый аппарат) 80Стеллажи, полки, витрины (по 5 шт)70Косметический ремонт80Итого280Необходимый персонал для работы нового салона: администратор, продавцы-консультанты (2 чел), техник.Товары завозятся ежедневно из головного магазина-офиса, средняя сумма закупки в месяц – 200 тыс. руб., включая стоимость сопутствующих материалов.Стоимость коммунальных услуг: связь - 400 рублей, электроэнергия - 150 рублей и теплоэнергия - 350 рублей, вода - 115 рублей, горячая вода - 200 рублей и очистка стоков (вывоз мусора) - 500 рублей. Таким образом, стоимость коммунальных услуг примерно составляет 1715 рублей. Стоимость аренды помещения в районах – 1000 руб./кв. м/месяц.Рассчитаем предварительные затраты на функционирование одного магазина в месяц (табл. 3.4):Таблица 3.4Среднемесячные затраты нового магазина в месяц, руб.ИздержкиСуммаПостоянные издержкиАренда помещения (30 кв. м. х 1000 руб. /кв. м. = 30 000 руб.) (уборка помещения и пульт охранной сигнализации входит в стоимость аренды) 30 000Заработная плата (2 продавца консультанта х 18000 руб. /мес, специалист по технике на полставки – 7 тыс. руб., администратор – 20000 руб.) 63 000Прочие расходы (услуги телефонной связи, интернет, амортизация) 7 000Итого 100 000Переменные издержкиСтоимость закупа товара200 000Транспортные расходы20 000Итого220 000Всего320 000Таким образом, для организации одного магазина и создания резерва его функционирования на 2 месяца необходимо затратить 280+320*2=920 тыс. руб.На базе головного офиса предлагается организовать оптовый склад для работы с корпоративными клиентами. Для этого необходимо переоборудовать имеющееся помещение под склад (стоимость дополнительного оборудования ориентировочно составит 450 тыс. руб.), а также закупить, арендовать или заключить договор с транспортной компанией на оказание услуг доставки заказанных товаров. Ориентировочная стоимость транспортных расходов по данному мероприятию составляет 250 тыс. руб. в месяц при условии частичного самовывоза покупок заказчиками. При решении этих вопросов следует учитывать следующие критерии подбора: наличие и удобство подъездных путей, возможность размещения стеллажей высотного хранения товара. Площадь склада рассчитывается из сумм площадей зон приемки-отгрузки и зон хранения товарно-материальных ценностей (ТМЦ). При предварительном планировании площади склада в процессе выбора арендуемых помещений или планировании строительства требуется помнить, что для оптовой торговли понадобится склад площадью от 150 м2, а минимальный товарооборот – не менее 40 тыс. руб. на 1 м2. Эти значения позволят произвести предварительную оценку требуемой площади складского помещения для соответствующего типа организации в зависимости от запланированных объемов товарооборота в денежном выражении.Склады оптовой торговли в основном обеспечивают снабжение розничных сетей и мелкооптовых потребителей. В силу своего назначения они концентрируют товары широкой номенклатуры, и правильная организация складирования – один из основных факторов успеха всего начинания.Всё внутреннее складское пространство правильнее разбить на участки. Один из них – участок погрузки-разгрузки. Он может быть единым или разделяться на отдельные участки – погрузки и разгрузки. В первом случае достигается экономия задействованных площадей, а во втором – исключается перекрещивание потоков грузов. Основное назначение участка приемки – обеспечение приема грузов по качеству, количеству и комплектности, а также распределение их по местам хранения. Помимо основных задач здесь могут решаться задачи пакетирования грузов, комплектования укрупнённых единиц и т.п. Кроме того, груз может быть промаркирован в зависимости от его дальнейшего назначения. Участок хранения представляет собой грузовую площадь склада, занимаемую оборудованием, предназначенным для хранения товаров. Участок сортировки и комплектации грузов призван обеспечить принятие заявок на грузы; отбор грузов с мест хранения; сортировку и комплектование грузов, их подготовку к выдаче, перемещение в зону погрузки. На этом же участке происходят укрупнение грузовых единиц, их упаковывание в тару, ее маркировка и опломбирование. Наиболее тяжелые и наиболее ходовые ТМЦ – с высокой оборачиваемостью – размещаются на нижних ярусах хранения, мало востребованные – на верхних. В целом, товары распределяются в зоне хранения по принципу наименьшей ротации: чем меньше операций обработки требуется, тем менее вероятны повреждения товара и упаковки. Соблюдение принципа «первой доступности» исключает дополнительные операции по выборке ТМЦ из зоны хранения. Складские товарные потоки не должны пересекаться, двигаясь параллельно, не вступая в конфликт при приемке (отгрузке). При полной универсализации персонала должны быть четко обозначены участки (зоны) обработки ТМЦ со своими специалистами и ответственными за каждый участок и этап обработки и хранения.Стеллажи для хранения однородных товаров или ТМЦ длительного хранения располагают вдоль стен склада. Стеллажи для хранения ассортимента ТМЦ располагают таким образом, чтобы обеспечить доступ к обеим сторонам стеллажа. Ширину межстеллажных проходов следует принимать по техническим параметрам применяемого оборудования, но не менее 0,8 м. Проходы между стеллажами должны бытькольцевыми. Допускается устройство тупиковых проходов при длине стеллажей не более 25 м. Минимальная ширина центрального прохода при двустороннем движении – не менее 3 м. Ширину прохода при одностороннем движении следует определять суммой ширины механизма (груза) и удвоенного зазора, но не менее 1,4 м. Расчет состава персонала склада необходимо производить по установленным нормам и в соответствии с количеством операций, совершаемых с ТМЦ. Организационная структура склада ООО «Омега» показана на рис. 3.3. Бригадиры смены (2 чел)Старший специалист выпискиДиректор оптового магазина - складаИнженер по ТБГрузчик (4 чел)Кладовщик (2 чел)Операторы выписки (2 чел)Рисунок 3.3 - Планируемая организационная структура оптового магазина-склада ООО «Омега»Данная структура разработана для магазина-склада с тремя участками по обработке ТМЦ и товарооборотом от 50 до 150 млн руб. Правильные организация работ и распределение сотрудников по конкретным операциям позволяют добиваться слаженности их действий и, в конечном счете, ведут к повышению эффективности работы склада. В ассортименте оптового магазина будут представлены канцтовары школьного и офисного назначения торговых марок ЛАПЛАНДИЯ, КОСМОКЛАСС, BEIFA, STAFF, BRAUBERG, TUKZAR, BOOM, WINNING и др., расходные материалы для оргтехники, бланки и т.п. Оптовые поставки планируется осуществлять по району и краю. При обслуживании организаций возможна доставка, предварительные заявки, предоставляется отсрочка платежа.Собственного производства у ООО «Омега» нет, но предполагается размещать в типографии заказы на изготовление бланков, ценников и тетрадей с собственными разработанными дизайнами обложек.Нормативно-правовое обеспечение проектного решенияДля открытия оптового магазинанеобходимо будет предоставить документацию следующего содержания:- разрешительные документы на оптовый магазин – выдаются органами местной власти;- лицензионные документы на осуществление реализации отдельных видов продукции;- учредительные документы, подтверждающие возможность ведения данного вида хозяйственной деятельности;- документация на оптовый магазин санитарно-эпидемиологического характера – некоторые виды документов выдаются исключительно Роспотребнадзором, но в основном составляются и ведутся специализированными профильными предприятиями, имеющими соответствующие лицензии;- документы нормативного содержания – определяют для объекта основные правила и регламенты, которыми магазин оптовой торговли должен руководствоваться в процессе своей деятельности.Санитарно-эпидемиологическая документация для открытия магазинаКак мы уже отмечали, важным этапом в оформлении всего пакета документации выступает получение необходимых санитарно-эпидемиологических документов. В частности, Вы должны будете собрать следующие документы:санитарно-эпидемиологическое заключение – оформляется на конкретный срок специалистами Роспотребнадзора, устанавливает соответствие конкретных помещений предприятия существующим нормам и правилам, распространяющихся для данного рода объектов;подписание договоров на выполнение дезинсекции, дезинфекции, дератизации – эти документы для оптовогомагазинаподразумеваетреализацию санитарно-эпидемиологических работ по истреблению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов;разрешение Роспотребнадзора на размещение – данный документ определяет право на начало деятельности объекта;соглашение о выполнении профилактической очистки и дезинфекции систем кондиционирования и вентиляции;программа по производственно-санитарному контролю – открыть оптовый магазин является возможным только лишь при наличии такой программы, которая призвана выполнить на предприятии санитарных правил и норм - создается нашими специалистами, и вводится в действие сразу же после согласующих процедур с органами Роспотребнадзора;оформление договора на дезинфекцию средств автотранспорта;договор о проведении утилизации ртутьсодержащих ламп;договор на оказание услуг химчистки и прачечной по стирке спецодежды;нормативные документы для открытия оптового магазина;соглашения о выполнении вывоза твердого бытового мусора и других отходов;иная документация для открытия оптового магазина.Оценка жизнеспособности бизнес-стратегииВнедрение новых предложений всегда достаточно затратно, поэтому необходимо не только тщательное планирование задуманных мероприятий, но и оценка их эффективности для определения целесообразности их проведения. При наличии нескольких альтернативных мероприятий, особенно в условиях ограниченного бюджета, расчет эффективности каждого из них поможет выявить наиболее выгодные направления вложений. Эффективность понимается как отношение полученного (планируемого) результата к понесенным затратам на проведение данного мероприятия. При этом выделяют:- коммерческую (экономическую) эффективность, показывающую долю прироста финансовых показателей (объем продаж, прибыль и т.п.) от понесенных затрат в целом или на отдельное мероприятие;- качественную оценку, т.е. степень достижения целей. - социальную эффективность, выраженную в создании новых потребностей или создания новых рабочих мест.Расчет потребности и стоимости материальных ресурсов проводился исходя из опыта аналогичных предприятий (табл. 3.5).Таблица 3.5 - Расчет потребности в материальных затратах (оборотные средства)ГодНеобходимые ресурсыедизмцена за единицу (руб.)ПотребностьСтоимость (руб.)2014Канцтовары42720,0010880,0Расходные материалы для ПК52560,0012800,0Фотобумага51600,008000,0Краска97200,0064800,0Офис0,39160,0062,4Прочее14400,0Итого1109422015Канцтовары4480219208,6Расходные материалы для ПК5452022598,4Фотобумага5282514124,0Краска912712114404,4Офис0,392821694,9Прочее25423,2Итого197453,52016Канцтовары4528221129,5Расходные материалы для ПК5497224858,2Фотобумага5310715536,4Краска913983125844,8Офис0,39311121,2Прочее27965,5Итого215455,7Стоимость аренды склада в месяц составит 32500 руб., годовая стоимость аренды – 390000 руб.Подбор персонала.Первое требование, предъявляемое к персоналу, — наличие профессиональной подготовки. Планируется следующий персонал и расходы на оплату труда (табл.3.6).Таблица 3.6 - План персонала и заработной платыДолжностьКол-во ед.Оклад, руб.ВсегоОтчисления, 34 %Итого на месяцИтого за годДиректор113000,013000,04030,017030,0204360,0Старший специалист по выписке111000,011000,03410,014410,0172920,0операторы29550,019100,05921,025021,0300252,0Бригадир211000,022000,06820,028820,0345840,0Кладовщик210000,020000,06200,026200,0314400,0Грузчик410000,040000,012400,052400,0628800,0Инженер по ТБ110950,010950,03394,514344,5172134,0Итого1375500,0136050,042175,5178225,52138706,0Рассчитаем суммарные затраты проекта на 3 года. В расчетах заложена инфляция в размере 10 % в год (табл. 3.7)Таблица 3.7 - Суммарные годовые затраты складаПоказатель201420152016Постоянные затраты2751,02986,03244,6В т.ч. Заработная плата1596,01755,61931,2Отчисления542,6596,9656,6Амортизация10,110,110,1Арендная плата390,0390,0390,0Расходы на рекламу212,3233,5256,8Переменные затраты222,5321,3352,2Расходные материалы110,9197,5215,5Коммунальные платежи81,689,898,7прочее30,034,038,0Итого2973,53307,33596,9В таблице 3.8 разработан план товарооборта, на первый год – помесячно, на второй год – поквартально и на третий год – общий на весь год.Таблица 3.8 - План товарооборота склада201420152016МесяцОбъемт.рКварталОбъемт.р.Всего1355,93 1 6353,392700,00344,071308,7531055,93355,9341400,00344,0722617,501308,7551755,93355,9362100,00344,0772455,93355,9333941,12321323,6282811,86355,9393155,93344,07103523,73367,8045294,491353,37113867,80344,07124235,59367,80Итого4235,59Итого5294,496353,39Проведем расчет основных результирующих показателей проекта (табл. 3.9)Таблица 3.9 - Основные показатели проектаПоказатель201420152016Товарооборот4235,595294,496353,39Затраты2973,453307,303596,87Валовая прибыль1262,141987,192756,52Налоги 202,26202,26202,26Чистая прибыль1059,881784,932554,26Рентабельность продаж25,0233,7140,20Рентабельность затрат35,6453,9771,01Таким образом, видно, что проект является успешным, так как происходит рост абсолютных показателей выручки, причем более быстрыми темпами, чем рост затрат, что увеличивает прибыль и рентабельность деятельности предприятия. В целом, рентабельность данного проекта находится выше среднеотраслевого уровня рентабельности.Для расчета финансовых показателей проекта прежде всего необходимо рассчитать общий объем инвестированных средств для определения необходимости привлечения заемных средств (табл. 3.10)Таблица3.10 - План инвестиций в открытие оптового складаПоказатели1 месяц2 месяц3 месяцИтого1. Инвестиционные затраты    Ремонт помещения900000090000Закупка оборудования312240 0312240Доставка и настройка оборудования 15612 15612Регистрация ООО 10000010000Резерв на коммунальные и прочие затраты на 3 месяца92759275927527825Рекламная кампания17687,517687,517687,553062,5Итого инвестиционных затрат429202,552574,526962,5508739,52. Источники финансирования    Собственные средства270000300000300000Заемные средства159202,522574,526962,5208739,5Итого источников финансирования429202,552574,526962,5508739,5Из таблицы видно, что за первые 3 месяца организации работы предприятия необходимо затратить 508739,5 руб. Собственных средств ООО имеется в сумме 300000 руб. Следовательно, необходимо привлечь заемных средств в количестве 208739,5 руб. Для этого воспользуемся кредитом коммерческого банка, взятым на 1 год под 27 % годовых с ежемесячным начислением процентов, с отсрочкой первого платежа на 3 месяца. План выплаты кредита представлен в табл. 3.11. Таблица 3.11 - План выплаты кредита ООО «Омега»МесяцПолучение средствВозврат капиталаПроцентыСумма ежемесячного платежаОстаток основного долга1208739,50208739,50417394,964696,6422091,60191344,54517394,964305,2521700,21173949,58617394,963913,8721308,82156554,63717394,963522,4820917,44139159,67817394,963131,0920526,05121764,71917394,962739,7120134,66104369,751017394,962348,3219743,2886974,791117394,961956,9319351,8969579,831217394,961565,5518960,5052184,881317394,961174,1618569,1234789,921417394,96782,7718177,7317394,961517394,96391,3917786,340,00Таким образом, после 1 квартала второго года работы предприятия кредит будет полностью погашен. При возможности в кредитном договоре предусмотрено досрочное полное погашения кредита после 6 месяца.Далее рассмотрим финансовый план деятельности предприятия с учетом уплаты кредита начиная с 4 месяца от создания предприятия. Из таблицы 3.12 видно, что поступления превышают выплаты с первого месяца работы предприятия, что говорит о высокой эффективности проекта.В таблице 3.13 представлен план денежных поступлений и выплат за 3 года в разделением потоков на производственно-сбытовые, инвестиционные и финансовые. Из расчетов видно, что положительный поток производственно-сбытовой деятельности перекрывает отрицательные значения прочих потоков.Таблица 3.12Финансовые результаты производственно-сбытовой деятельности Показатели1 год2 год3 годвсего1кв2кв3кв4кввсего1кв2кв3кв4квОбщая выручка от реализации4998,001246,001232,001246,001274,006247,501544,331544,331561,871596,977497,00НДС762,41190,07187,93190,07194,34953,01235,58235,58238,25243,611143,61Выручка без НДС4235,591055,931044,071055,931079,665294,491308,751308,751323,621353,376353,39Затраты на производство продукции и услуг2973,45741,28732,95741,28757,943307,30817,53817,53826,83845,413596,87Валовая прибыль1262,14314,65311,12314,65321,721987,19491,22491,22496,80507,962756,52Погашение кредита239,2765,1061,5858,0654,53ЕНВД202,2650,5750,5750,5750,57202,2650,5750,5750,5750,57202,26Чистая прибыль820,61198,99198,97206,03271,161784,93440,65440,65446,23457,402554,26Платежи в бюджет964,67240,63238,50240,63244,901155,27286,14286,14288,82294,171345,87Таблица 3.13План денежных поступлений и выплат, тыс. руб.Показатели1 год2 год3 годвсего1кв2кв3кв4кввсего1кв2кв3кв4квПроизводственная деятельностьДенежные поступления, всего4998,001246,001232,001246,001274,006247,501544,331544,331561,871596,977497,00в т.ч.Выручка от реализации4998,001246,001232,001246,001274,006247,501544,331544,331561,871596,977497,00Денежные выплаты, всего3938,12981,91971,45981,911002,844462,571103,671103,671115,641139,584942,74в т.ч.Затраты на производство2973,45741,28732,95741,28757,943307,30817,53817,53826,83845,413596,87платежи в бюджет964,67240,63238,50240,63244,901155,27286,14286,14288,82294,171345,87Сальдо потока производственной деятельности1059,88264,09260,55264,09271,161784,93440,65440,65446,23457,402554,26Инвестиционная деятельностьПоступление средств, всего300300000000000в т.ч.денежные средства претендента на начало реализации проекта300300000000000Выплаты, всего508,74429,2052,5726,960000000Сальдо потока инвестиционной деятельности-208,74-129,20-52,57-26,960,000,000,000,000,000,000,00Сальдо потока производственной и инвестиционной деятельности851,14134,88207,98237,12271,161784,93440,65440,65446,23457,402554,26Сальдо потока нарастающим итогом851,14134,88342,86579,98851,142636,071291,791732,442178,672636,075190,33Финансовая деятельностьПоступление средств, всего208,74208,749,3955,8752,345000000в т.ч.кредиты208,74208,749,3955,8752,345000000Выплата средств, всего239,2765,1061,5858,0654,530,000,000,000,000,000,00в т.ч.уплата %30,5312,929,405,882,350,000,000,000,000,000,00погашение основного долга208,7452,18552,18552,18552,185000000Сальдо потока финансовой деятельности-30,53143,64-52,19-52,19-52,190,000,000,000,000,000,00Общее сальдо потоков820,62278,52155,79184,94218,971784,93440,65440,65446,23457,402554,26Сальдо потоков нарастающим итогом820,62278,52434,32619,25838,232623,161261,271701,922148,152605,555159,81Анализ рисковТаблица 3.14 - Качественный анализ рисковСтепень рискаРискМетоды снижения рискаРиски, возникающие на этапе осуществления капитальных вложений:Высокаяпревышение расчетной стоимости проекта;Контракты на базе твердых цен, «под ключ», наличие валютных оговорок, штрафных санкций, применение национального законодательства при разрешении споров и т.п.Наличие долгосрочных контрактов с поставщикамиПриемлемое соотношение собственных и заемных средств в составе источников финансирования проекта.Наличие источников финансирования для формирования (пополнения) оборотного капитала с учетом запасов и платежного цикла проекта. Средняяневыполнение обязательств поставщиком (низкое качество, дефекты)форс-мажор, материальный ущербНаличие гарантий (в том числе банковских) от поставщиков технологии и оборудования, а также от подрядчиков:возврата аванса;надлежащего исполнения контрактов;Страхование имущества, валютных рисков и т.п.Низкаянесвоевременная поставка и монтаж оборудования;несовместимость отечественного оборудования с импортным;Риски, связанные с эксплуатацией предприятия:Высокаявозникновение необходимости в дополнительных (сверх бизнес-плана) закупках;инфляция затрат (опережающий рост цен на статьи затрат);удорожание финансирования (негативные изменения валютного курса);Наличие альтернативных поставщиков и покупателей.Создание запасов .Средняянеудовлетворительный менеджмент; продукция не находит сбыта в нужном стоимостном выражении и в расчетные сроки (возникновение ценовых ограничений, переоценка емкости рынка или недооценка конкуренции при маркетинге);транспортные риски;возникновение непредвиденных затрат на возмещение ущерба;форс-мажор, материальный ущербФормирование базы постоянных клиентовФормирование благоприятного отношения к проекту в СМИ.Поддержка проекта со стороны местных органов власти.Низкаяневыход на проектную мощность; несвоевременность поставок Расчет количественных рисков с перечнем мероприятий по их сокращению представлен в приложении 2.Таким образом, планируемое создание нового магазина-склада ООО «Омега» в рамках бизнес- стратегии развития является прибыльным предприятием со степенью риска среднего уровня. Прибыль предприятие начнет приносить уже со второго года функционирования, поэтому общая окупаемость окажется на среднем уровне.Таким образом, проект оптовой деятельности ООО «Омега» является финансово эффективным. Следовательно, данная бизнес-стратегия является успешной и жизнеспособной.ЗаключениеВ современных условиях особую актуальность имеет проблема организации и развития предпринимательской деятельности. Без развития предпринимательской деятельности Россия не сможет выйти из сложного долгого экономического кризиса и не сможет подняться на путь устойчивого хозяйственного прогресса. Трактовка самого понятия предпринимателя в литературе неоднозначна, кроме того, его необходимо рассматривать не только с экономической точки зрения, а во взаимодействии с социологическими и психологическими аспектами. Но в любом случае, предприниматель должен обладать следующими качествами: инициативность, решительность, ответственность, упорство, способность идти на риск, коммуникабельность, лидерство, организаторские способности, гибкость, прозорливость (дар предвидения, умение прогнозировать отдаленные результаты)В данной работе было проведено исследование возможностей разработки и внедрения новой бизнес-стратегии развития предприятия ООО «Омега». В первой главе был проведен анализ теоретических основ стратегического менеджмента и маркетинга, приведен перечень типовых стратегий развития и роста бизнеса, дано содержание стратегии развития предприятия, показан процесс выбора стратегических альтернатив. Было выявлено место анализа деловой среды предприятия в процессе разработки его стратегии роста, изучены основные методы и модели такого анализа, рассмотрены понятия портфеля бизнеса, обоснованы основные положения выбора той или иной стратегии развития предприятия.В работе было проведено исследование деятельности ООО «Омега» - крупного предприятия по реализации канцтоваров и оргтехники, оказывающее также ряд сопутствующих услуг.Реализация рыночной стратегии предприятия строится на привлечении клиентов из жилых домов и учреждений района и осуществляется посредством наружной рекламы (в основном) и проведением соответствующих мероприятий.Поставщики предприятия достаточно надежны, имеют большой опыт работы. Поставляют продукцию надлежащего качества и в заданные сроки, что и определило их выбор в качестве партнеров.На настоящий момент предприятие планирует реализовывать стратегию завоевания доли рынка, ориентируясь на среднеценовой сегмент, в дальнейшем, при укреплении позиций предприятия на рынке, необходимо будет пересмотреть стратегию в сторону расширения имеющегося либо освоения новых сегментов рынка. Основные проблемы деятельности предприятия, выявленные в результате анализа:- практическое отсутствие маркетинговых исследований потребителей;- медленный рост доли рынка и количества покупателей;- слабая рекламная деятельность и политика продвижения;- отсутствие работы по повышению квалификации персонала в области продаж, в том числе электронных.Таким образом, при управлении развитием компании необходимо придерживаться стратегии развития предприятия, составляющей стратегию проникновения на рынок, соединенную со стратегией сфокусированной дифференциации. В рамках данной стратегии компания будет увеличивать рыночную долю на основе выявления новых конкурентных преимуществ. В соответствии с разработанными целями, был предложен ряд мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия и разработки и реализации новой стратегии развития. Данные мероприятия включают производственные, организационные, финансовые и кадровые аспекты, включая открытие и продвижение на рынке новых магазинов и оптового магазина-склада ООО «Омега» для более широкого проникновения на рынок.Экономическим обоснованием и эффективностью данной стратегии могут служить следующие числовые показатели, рассчитанные на перспективу на конец первого года деятельности нового салона:1. доходы от реализации продукции (с НДС) - 4998 тыс. руб.;2. затраты на производство – 2973,45 тыс. руб.;3. валовая прибыль от реализации проекта – 1262,14 тыс. руб.В последующие годы планируется опережающий рост выручки над затратами, что повышает прибыльность и рентабельность деятельности планируемого предприятия.Прибыль формируется как разность между объемом реализации услуг и затратами на покупку товаров с учетом собственных издержек.Помимо затрат на покупку нужных товаров и оборудования, предполагается вложить средства в аренду, рекламу, благоустройство вокруг здания.Сумма инвестиций в проект составляет 508,74 тыс. руб. (организационные расходы, закупка оборудования, резерв).Собственные средства – 300 тыс. руб.Планируется взять кредит в коммерческом банке на 1 год под 27 % годовых ежемесячным начислением в сумме 208, 74 тыс. руб.Окупаемость вложенных средств, предположительно – 0,29 года.Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены. Разработанный проект мероприятий при его выполнении приведет к созданию эффективно действующего предприятия с низким сроком окупаемости и высокой валовой прибылью.Список использованной литературыАлексеева М.М. Планирование деятельности фирмы - М: Глория, 2007. – 312 с.Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Инфра, 2008. – 432 с.Арустамова Э.А. Основы бизнеса – М: Дашков и К, 2008. – 199 с. Атаманчук Г.В. Управление – фактор развития – М: Инфра-М, 2008 Базисные стратегии развития организации. // HR-Portal. Сообщество HR-Менеджеров http://www.hr-portal.ru/article/bazisnye-strategii-razvitiya-organizatsiiБарков С.А. Организации и рынки в современных условиях: эмпирический анализ // Российский экономический журнал, №10, 2008. – С. 15-22Библиотека менеджмента // http://www.managment.aaanet.ru/economics/preimuschestv-firm.phpВачугов Д.Д. Основы менеджмента – М:Высшая школа, 2007. – 422 с.Веснин В.Р. Основы менеджмента: курс лекций. – М.: Знание, 2006.Виханский О.С. Стратегическое управление – М: Гардарика, 2008Гапоненко А.Л. Общий и специальный менеджмент – Москва: Инфра-М, 2009. – 446 с. Гапоненко А.Л. Теория управления – М: Рагс, 2010. – 425 с.Дойль Питер Маркетинг-менеджмент и стратегии. 3е издание/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2005.Ефремов В.С. Стратегия бизнеса: концепция и методы. – М. Финпресс, 2008Зайцева О.А. Основы менеджмента – М:Центр, 2008. – 312 с.Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества. / Портал iTeam Технологии корпоративного управления.// http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_2320/Каз М. Управление компанией в современных условиях // Вопросы экономики, - 2007 №12. – С. 55-62Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления -М: Дашков и К, 2008. – 398 с. Кнышова Е.Н. Менеджмент – Москва: Инфра-М, 2010. – 416 с.Конкурентоспособность. Конкурентные преимущества / Школа бизнеса Альфа // http://alfaseminar.ru/konkurentosposobnostКуликова Н.В. Формирование конкурентных преимуществ: от методологии до технологии http://www.collegian.ru/index.php/tiara/2009/125.html?task=viewЛамбер Ж. Ж.. Стратегический маркетинг. // http://vuzlib.net/beta3/html/1/6879/Ландау О. Стратегический план маркетинга. // Управленческий консалтинг http://www.piter-consult.ru/home/Articles/marketing-managment-articles/strategic-marketing-plan.htmlЛапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент / Ю.Н.Лапыгин. - М.: ИД «ИНФРА-М», 2008. - С.36.Ларин В. Оценка уровня конкурентоспособности предприятий: возможный подход – Власть, 2006, №3. 0 С. 45-49Лукасевич И.Я. Стратегические показатели финансового анализа // Финансы, № 3, 2008. – С. 19-22Матрица Ансоффа. Товар – рынок. Источник - http://360strategy.ru/business-strategy/ansoff-matrix/Мескон М.Х. Основы менеджмента – М: Инфра-М, 2009. – 612 с.Мильнер Б. Управление современной компанией – М: Инфра-М, 2008. 516 с.Панов А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007Понятие стратегии. Классификация стратегий.выбор стратегии. // Мировая экономика.www.ereport/article.strplan/strategi.htmПортер М. Международная конкуренция: Пер с англ. / Под ред. и с предисловием Протас В.Ф. М. Издательство: ЮНИТИ, 2007. – 516 с.Родионова В.Н. и др. Стратегический менеджмент. Учебное пособие – М: Инфра-М, 2007Сироткин Д. Разработка стратегии развития компании // "Газ России", сентябрь 2010 г. - http://www.altrc.ru/?p=libr_card&item_id=964&group_id=20Стратегическое управление. Основные понятия и определения. // Стратегическое управление и планирование http://www.stplan.ru/articles/theory/strman.htmТевене М. Культура предприятия – Спб: Нева, 2009. – 212 с.Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент / Фатхутдинов Р.А. — СПб.: Питер, 2009Фролов Д.И. Стратегическое управление и планирование на предприятии// «Экономика и коммерция». – 2006 г. - № 4. – С. 3-21Черной Л. Арифметика и алгебра рынка и «пространственный фактор» российской экономики // Российский экономический журнал, №3, 2008. С. 54-55Щиборщ К.В. Разработка стратегии развития промышленной компании // «Экономика и коммерция». – 2009 г. - № 4. – С. 21-29ПриложенияПриложение 1Стратегический план развития ООО «Омега» на 3 годаФакторыНаилучший сценарийОптимальный сценарийНаихудший сценарийЭкономический и социально политический сценарий1. Облегчение налогового бремени1. Достаточно стабильное налоговое право1. Увеличение налогового бремени2. Стабильность и лояльность местной администрации2. Постоянный контакт с местной администрацией2. Смена власти в местной администрации, отсутствие налаженных контактов3. Высокий темп роста доходности бизнеса3. Среднее развитие конкуренции в отрасли3. Потеря конкурентных преимуществ4. Установка нового оборудования, внедрение новых услуг, товаров, технологий обслуживания4. Постепенное выбывание устаревшего оборудования, замена его новым, освоение нового 4 Моральное и физическое устаревание оборудования, отсутствие новых разработок5. Быстрый рост благосостояния населения и демографический рост5. Стабильная демографическая ситуация, индексация доходов населения5. Демографический спад, снижение уровня жизни населения6. Укрепление курса рубля6. Небольшие колебания в курсе рубля6. Падение курса рубля7. Резкий рост потребительской активности населения7. Планомерный рост потребительской активности населения7. Спад потребительской активности населенияВнешняя эффективность (доля на рынке)Вырастает в 2 разаУвеличивается на 5 – 10 %Стремится к 0Внутренняя эффективность (ресурсы, резервы)Наличных ресурсов хватает для расширенного развития производства, растет финансовая устойчивость, нет текучести кадровДостаточно ресурсов и резервов для ведения хозяйственной деятельности, минимальные задолженности по кредитамНаличных ресурсов не хватает на покрытие расходов, задолженности перед бюджетом по налогам, перед работниками по заработной плате и т.п. Стратегическое управление (действия)1. Разработка стратегии захвата 1. Применение стратегии горизонтальной диверсификации1. Применение стратегии сбора урожая и ухода с рынка2. Вложение свободных денежных средств в инновации2. Достижение лидерства по издержкам для будущих вложений в новые продукты2. Отсутствие свободных денежных средств, трудности с погашением долгов3. Применение ценовых методов конкуренции с повышением роста качества сервиса3. Поддержка паритета между собственными товарами и конкурентными3. Потеря качества за счет удешевление производства4. Расширение розничной сети и сервиса, 4. Расширение номенклатуры продукции и услуг4. Сокращение номенклатуры продукцииПриложение 2Степени риска по стадиям№ФакторыСтепень риска по стадиямМероприятияПодготовкаВнедрениеРеализация ВесОценкаΣВесОценкаΣВесОценкаΣ1ПолитическиеДетальное изучение налогового законодательства с целью выявления льгот. Немедленноепопвещение компетентных органов в случае столкновения с коррупцией. Возможность усугубления налогового бремени0,510,50,521111 Рост коррупции0,5210,531,5111 Усугубление положения РФ на мировом рынке1111220,510,5 Возможность вооруженных столкновений на территории РФ0,2510,251330,510,5 Влияние нестабильность регионального правительства на деятельность предприятия0,2520,50,542212 Возрастание роли государства в экономике РФ0,5210,521122 Итого3 4,254 10,56 7 2ЭкономическиеНалаживание отношений с конкурентами, раздел рынка. Неагрессивная конкуренция.  Ужесточение конкуренции133111111 Резкое увеличение стоимости ресурсов (материальных и трудовых)133111111 Резкий рост инфляции1,523224224 Увеличение влияния государства на экономику236224224 Резкое снижение материального благосостояния населения1,523224212 Итого7 188 148 12 3СоциальныеПостоянный мониторинг демографических изменений, разработка групп услуг для доминирующих групп населения - пожилых людей и пр. Усугубление демографического кризиса122111111 Возможность забастовок работников ЖКХ224122111 Резкое изменение структуры населения в сторону ухудшения 122111111 Уменьшение количества детей и подростков236122224 Увеличение количества пожилых людей122111111 Итого7 165 76 8 4Технологическиенайти способы поставки оборудования от производителя, следить за новинками в области высоких технологий для 1) Последние новинки стоят дорого111111111 2) Увеличение себестоимости услуг за счет дороговизны нового оборудования111111122 3) Прогресс опережает образование (нехватка квалифицированных кадров)0,5210,510,5111 4) Отсутствие инноваций1220,510,5212 5) Физический и моральный износ оборудования111111212 Итого4,5 64 47 8Составлять контракты таким образом, чтобы в нем оговаривалось, каким образом можно расторгать контракт, в какие сроки, следить за налоговыми постановлениями для изыскания возможностей для налоговых льгот5Финансовые 1) Аннулирование контрактов по внешним причинам133224111 2) Высокая арендная плата224122212 3) Высокие налоги236224224 4) Низкий стартовый капитал0,5210,510,50,510,5 5) Трудности с получением кредита0,5210,510,50,510,5 Итого6 156 116 86Стихийные бедствия1111 11 17Прочий ущербСтрахование 1) Неблагоприятная экология1110,510,50,510,5 2) Порча имущества122212111 3) Ремонт122212111 4) Утечка информации224212111 5) Форс-мажорные обстоятельства1110,510,50,510,5 6) Хищение122212111 Итого7 129 95 5Итоговая оценка степени риска:20,64%16,14%14,00%

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы - М: Глория, 2007. – 312 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Инфра, 2008. – 432 с.
3. Арустамова Э.А. Основы бизнеса – М: Дашков и К, 2008. – 199 с.
4. Атаманчук Г.В. Управление – фактор развития – М: Инфра-М, 2008
5. Базисные стратегии развития организации. // HR-Portal. Сообщество HR-Менеджеров http://www.hr-portal.ru/article/bazisnye-strategii-razvitiya-organizatsii
6. Барков С.А. Организации и рынки в современных условиях: эмпирический анализ // Российский экономический журнал, №10, 2008. – С. 15-22
7. Библиотека менеджмента // http://www.managment.aaanet.ru/economics/preimuschestv-firm.php
8. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента – М:Высшая школа, 2007. – 422 с.
9. Веснин В.Р. Основы менеджмента: курс лекций. – М.: Знание, 2006.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление – М: Гардарика, 2008
11. Гапоненко А.Л. Общий и специальный менеджмент – Москва: Инфра-М, 2009. – 446 с.
12. Гапоненко А.Л. Теория управления – М: Рагс, 2010. – 425 с.
13. Дойль Питер Маркетинг-менеджмент и стратегии. 3е издание/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2005.
14. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса: концепция и методы. – М. Финпресс, 2008
15. Зайцева О.А. Основы менеджмента – М:Центр, 2008. – 312 с.
16. Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества. / Портал iTeam Технологии корпоративного управления.// http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_2320/
17. Каз М. Управление компанией в современных условиях // Вопросы экономики, - 2007 №12. – С. 55-62
18. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления -М: Дашков и К, 2008. – 398 с.
19. Кнышова Е.Н. Менеджмент – Москва: Инфра-М, 2010. – 416 с.
20. Конкурентоспособность. Конкурентные преимущества / Школа бизнеса Альфа // http://alfaseminar.ru/konkurentosposobnost
21. Куликова Н.В. Формирование конкурентных преимуществ: от методологии до технологии http://www.collegian.ru/index.php/tiara/2009/125.html?task=view
22. Ламбер Ж. Ж.. Стратегический маркетинг. // http://vuzlib.net/beta3/html/1/6879/
23. Ландау О. Стратегический план маркетинга. // Управленческий консалтинг http://www.piter-consult.ru/home/Articles/marketing-managment-articles/strategic-marketing-plan.html
24. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент / Ю.Н.Лапыгин. - М.: ИД «ИНФРА-М», 2008. - С.36.
25. Ларин В. Оценка уровня конкурентоспособности предприятий: возможный подход – Власть, 2006, №3. 0 С. 45-49
26. Лукасевич И.Я. Стратегические показатели финансового анализа // Финансы, № 3, 2008. – С. 19-22
27. Матрица Ансоффа. Товар – рынок. Источник - http://360strategy.ru/business-strategy/ansoff-matrix/
28. Мескон М.Х. Основы менеджмента – М: Инфра-М, 2009. – 612 с.
29. Мильнер Б. Управление современной компанией – М: Инфра-М, 2008. 516 с.
30. Панов А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
31. Понятие стратегии. Классификация стратегий.выбор стратегии. // Мировая экономика.www.ereport/article.strplan/strategi.htm
32. Портер М. Международная конкуренция: Пер с англ. / Под ред. и с предисловием Протас В.Ф. М. Издательство: ЮНИТИ, 2007. – 516 с.
33. Родионова В.Н. и др. Стратегический менеджмент. Учебное пособие – М: Инфра-М, 2007
34. Сироткин Д. Разработка стратегии развития компании // "Газ России", сентябрь 2010 г. - http://www.altrc.ru/?p=libr_card&item_id=964&group_id=20
35. Стратегическое управление. Основные понятия и определения. // Стратегическое управление и планирование http://www.stplan.ru/articles/theory/strman.htm
36. Тевене М. Культура предприятия – Спб: Нева, 2009. – 212 с.
37. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент / Фатхутдинов Р.А. — СПб.: Питер, 2009
38. Фролов Д.И. Стратегическое управление и планирование на предприятии// «Экономика и коммерция». – 2006 г. - № 4. – С. 3-21
39. Черной Л. Арифметика и алгебра рынка и «пространственный фактор» российской экономики // Российский экономический журнал, №3, 2008. С. 54-55
40. Щиборщ К.В. Разработка стратегии развития промышленной компании // «Экономика и коммерция». – 2009 г. - № 4. – С. 21-29

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет система стратегического управления?

Система стратегического управления представляет собой комплекс мероприятий, направленных на разработку и реализацию стратегии организации. Она предполагает определение целей и задач организации, разработку и выбор стратегических альтернатив, их оценку и выбор наиболее эффективной стратегии. Особенности системы стратегического управления включают учет внешних и внутренних факторов, ориентацию на долгосрочную перспективу, а также своевременное контролирование и корректирование стратегии.

Какими методами можно разрабатывать бизнес стратегии?

Одним из методов разработки бизнес стратегии является портфельный анализ. Этот метод позволяет систематически анализировать и оценивать различные бизнес-подразделения организации, чтобы определить их сильные и слабые стороны, а также возможности для развития. Другим методом может быть анализ конкурентной среды, который позволяет определить основных конкурентов организации и разработать стратегии, направленные на улучшение ее конкурентоспособности.

Какие этапы включает разработка бизнес стратегии?

Разработка бизнес стратегии включает следующие этапы: анализ внешней и внутренней среды организации, определение конкурентных преимуществ и целей, выбор стратегических альтернатив, оценка и выбор наиболее эффективной стратегии, разработка плана реализации стратегии, контроль и корректировка стратегии в процессе ее реализации.

Какое программно-информационное обеспечение используется в системе стратегического управления организации?

Для обеспечения системы стратегического управления организации может использоваться специальное программное обеспечение. Оно может включать такие инструменты, как системы планирования ресурсов предприятия (ERP-системы), системы управления отношениями с клиентами (CRM-системы), системы управления проектами и другие. Эти инструменты позволяют автоматизировать процессы планирования, анализа и управления стратегией организации.

Что такое стратегическое управление организацией?

Стратегическое управление организацией - это процесс планирования, реализации и контроля стратегий, направленных на достижение долгосрочных целей и успеха организации.

Какие особенности имеет система стратегического управления?

Система стратегического управления имеет следующие особенности: 1) ориентированность на долгосрочные цели; 2) комплексный подход к управлению; 3) четкая иерархическая структура стратегий.

Что такое метод портфельного анализа?

Метод портфельного анализа - это инструмент для классификации и анализа бизнес-единиц организации с целью определения их эффективности и роли в общей стратегии организации.

Какие этапы включает разработка бизнес стратегии?

Разработка бизнес стратегии включает следующие этапы: 1) анализ внешней и внутренней среды организации; 2) определение конкурентных преимуществ и стратегических целей; 3) выбор стратегических альтернатив; 4) разработка планов и программ действий; 5) оценка жизнеспособности стратегии.

Какое программное обеспечение можно использовать для системы стратегического управления?

Для системы стратегического управления организации можно использовать программные продукты, такие как Balanced Scorecard, SWOT-анализатор, бизнес-планировщики и др., для поддержки процессов планирования, контроля и анализа стратегий.

Что такое стратегическое управление организацией?

Стратегическое управление организацией — это процесс разработки и реализации долгосрочных целей и планов, направленных на достижение конкурентного преимущества и устойчивого развития. Оно включает в себя определение миссии, ценностей, стратегических целей и выбор оптимальных путей и методов их достижения.