анализ пьсы Чехова Чайка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 1111 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 26.03.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

Почему же так происходит? Г. Бердников пишет: «Намерение Чехова и состоит в том, чтобы показать подлинную жизненную драму, которая скрывается за этой, лежащей на поверхности этой, лежащей на поверхности, истории несчастной любви».Г. Бердников считает, что коренная особенность чеховской драматургии, так, как она обнаруживается в «Чайке», «состоит не только в том, что Чехов отказывается от построения пьесы на основе борьбы-интриги, заменяя её внутренним действием, но и в том, что это внутреннее действие строится всегда на коренных вопросах духовной жизни его персонажей, на вопросах мировоззрения в широком смысле – на его поисках и формировании, на испытании его стойкости и силы перед лицом реальной действительности». Следовательно, именно отсюда проистекает драматическая напряжённость внутреннего действия, которое является непосредственным отражением избранного Чеховым драматического конфликта.Несмотря на то, что Чехов отказался от традиционногопостроения пьесы и передачи конфликта, выраженного в острой борьбе двух враждебных миров, мы попытались проследить, как могут проявляться традиционные этапы композиции в данном произведении:Экспозиция включает в себя начало пьесы, подготовку к спектаклю, любовное признание Треплева. Завязка пьесы наступает с начала спектакля. Сюда же входят и выступление Нины в театре, и ссора Аркадиной с Треплевым.Развитие действие включает в себя зарождение симпатия Нины к Тригорину, ссоруШамраева и Аркадиной, её отъезд (как и Тригорина), а также предательство Тригорина и возвращение уезжавших героев.Кульминация начинается с прихода Нины к Треплеву и с его слов «Я так много говорил о новых формах…», а заканчивается отказом и отъездом Нины. В этом эпизоде она окончательно убивает все надежды Треплева, связанные с ней: Нина (прислушиваясь). Тсс... Я пойду. Прощайте. Когда я стану большоюактрисой, приезжайте взглянуть на меня. Обещаете? А теперь... (Жмёт ему руку.)Уже поздно. Я еле на ногах стою... я истощена, мне хочется есть...Треплев. Останьтесь, я дам вам поужинать... Нина. Нет, нет... Не провожайте, я сама дойду... Лошади мои близко... Значит,она привезла его с собою? Что ж, все равно. Когда увидите Тригорина, то неговорите ему ничего... Я люблю его. Я люблю его даже сильнее, чем прежде...Сюжет для небольшого рассказа... Люблю, люблю страстно, до отчаяния люблю….Этими словами Нина подписывает ему смертный приговор. Происходит перелом; ни Треплев, ни его возлюбленная не могут жить так, как они жили раньше. Нина уходит, Треплев остаётся, уничтоженный её словами и отъездом. В нём происходит непоправимый надлом. Эти факты говорят, что данный отрывок пьесы можно назвать кульминацией.Развязкой следует считать самоубийство Треплева: «Дорн (перелистывая журнал, Тригорину). Тут месяца два назад быланапечатана одна статья... письмо из Америки, и я хотел вас спросить, междупрочим... (берёт Тригорина за талию и отводит к рампе) так как я очень интересуюсьэтим вопросом... (Тоном ниже, вполголоса.) Уведите отсюда куда-нибудь ИринуНиколаевну. Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился...».После ухода из действия двух основных героев, уже невозможно продолжать пьесу. Без них это будет другая история. Конфликт разрешился: одна творческая натура выстояла, другая свела счёты с жизнью. Мы видим, что главный герой не смог найти своего места в искусстве, в обществе, в личной жизни. Произошло разложение как самого художника, так и его искусства. Конфликт разрешён.Идейно-тематический замыселТема:неразрывность связи художника и действительностиИдея:При отходе творческого человека от реальной действительности, его душа и творчество становятся ненастоящими (как живая чайка превращается в чучело).Главный конфликт выражается в столкновении героев с требованиями и условиями жизни, которая характеризуется её типической средой и строем в её повседневном течении.Побочный конфликт: между духовными потребностями человека и невозможностью их воплотить.«Чайка», по мнению Г. Бердникова, явилась «мудрым откликом Чехова на серьёзнейшие споры о путях развития русского театра, более того - русского театра». Вероятнее всего, Чехов в «Чайке» не только показал ущербность и несостоятельность декадентских течений, но и провозгласил принципы реалистического искусства, которые лежали в основе его искусства, его художественного метода. Вместе с тем, как указывает Г. Бердников, «Чайка» оказалась «примером плодотворности этих реалистических принципов, открывавших перед художниками широчайшие горизонты не мнимого, а подлинного творческого новаторства, образцом которого и явилась эта пьеса».Чехов изображает драму творца, не сумевшего воплотить в слове ощущаемые им возможности художественных открытий. На другое существование в искусстве Треплев не согласился и прервал свой полёт. Ещё одна чайка прекратила своё существование.ЛитератураБердников Г. Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии Чехова. – Л. – М.: «Искусство», 1957.Капитанова Л. А. П. Чехова в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2006.Паперный З. «Чайка» А. П. Чехова. – М.: Художественная литература, 1980Интернет-ресурсыЧехов А. П. Чайка// http://lib.ru/LITRA/CHEHOW/chajka.txt

Литература
1. Бердников Г. Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии Чехова. – Л. – М.: «Искусство», 1957.
2. Капитанова Л. А. П. Чехова в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2006.
3. Паперный З. «Чайка» А. П. Чехова. – М.: Художественная литература, 1980
Интернет-ресурсы
4. Чехов А. П. Чайка// http://lib.ru/LITRA/CHEHOW/chajka.txt

Двадцать один

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра отраслей и рынков ИЭкОБиА

Реферат

птема:

"Анализ пьесы А. П. Чехова "Чайка","

Выполнил:

студентка, гр. 22

Petrov I. V.

Челябинск

2009

Содержание

  • Введение
  • 1. Краткое изложение произведения
  • 2. Интерпретация пьесы "Чайка"
  • 2.1 "Чайка" Р. К. Щедрина
  • 2.2 "Чайка" Б. Акунина
  • 3. Действенно-психологический анализ "Чайки" как основа литературоведческой интерпретации
  • 3.1 Подтекст или "подводное течение" пьесы
  • 3.2 Режиссерский анализ пьесы
  • Вывод
  • Библиография
  • Введение

    Антон Павлович Чехов - это русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей в мировой литературе. Чехов создал четыре произведения, ставшие классическими в мировой драматургии, а его лучшие рассказы высоко оценили писатели и критики.

    В 1895-1896 годы была написана пьеса "Чайка", и впервые опубликована в 12 номере за 1896 год журнала "Русская мысль". Премьера же балета "Чайка" состоялась 17 октября 1896 года на сцене Александринского театра в санкт-петербурге. Тем не менее, эта премьера не имела успеха.

    В 1896 году, после провала "Чайки", Чехов, написавший уже, когда несколько пьес, отрекся от театра. Однако, в 1898 году, постановка "Чайки" Московского Художественного Театра, основанного Станиславским и Немировичем-Данченко, имела огромный успех у публики и критики, что подвигло Антона Чехова на создание еще трех шедевров - пьес "Дядя Ваня", "Три сестры" и "вишневый сад".

    поначалу Чехов писал рассказы только для того, чтобы заработать деньги, но, по мере роста его творческих амбиций, он создал новые ходы в литературе, сильно повлияв на развитие современного короткого рассказа. Оригинальность его творческого метода заключается в использовании приема под названием "поток сознания", позже перенятого Джеймсом Джойсом и другими модернистами и отсутствия финальной морали, так необходимой структуре классического рассказа того времени. Чехов не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается, чтобы задавать вопросы и не отвечать на них.