Экологическое образование по средствам предмета иностранного языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Языкознание
  • 3030 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 03.03.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание 3
Введение 4
Глава 1. Экологическая культура личности и ее компоненты 8
Глава 2. Теоретические основы экологического воспитания школьников на уроках иностранного языка 17
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, используя экологические материалы и разнообразные формы работы с ними на уроках иностранного языка, мы убиваем двух, даже трех зайцев: мы совершенствуем языковые навыки учащихся, формируем их экологическое сознание и экологическую культуру, и стимулируем и повышаем интерес к предмету и мотивацию обучения. Формирование активной жизненной позиции школьников способствует их стремлению сделать окружающий мир лучше, в руках преподавателя находится реальная возможность сформировать новое поколение с высоким уровнем экологической ответственности, которое будет заботиться о будущем своей страны и планеты. Подготовка поколения высокой экологической культуры является насущной потребностью общества, а иностранный язык имеет в своем арсенале все шансы для решения этой задачи.ЗаключениеПроблема экологического сознания и экологического воспитания стоит особенно остро в последние десятилетия, когда человек разрушил планету, на которой он живет, свой дом потребительским и варварским, бездумным отношением к природе. Сейчас очень много говорится об экологической культуре, но фактическое состояние дел ставит под сомнение полное признание экологического интереса, поскольку мы не можем говорить об улучшении состояния экологии и окружающей среды на Земле. Общеизвестно, что экологическое образование является одним из приоритетных образовательных направлений на сегодня, поскольку решение экологических проблем – это задача №1 для человечества, это вопрос выживания вида. Экология как наука дает большие возможности в образовательном, воспитательном и социальном аспектах. Мир природы является уникальным объектом, при взаимодействии с которым удается гармонично комбинировать решение образовательных задач с задачами формирования развивающейся личности учащихся. Чтобы воспитать экологически сознательную и ответственную личность, необходимо знакомить детей с экологической ситуацией на планете, заинтересовать их проблемой сохранения природы.Ответственное отношение к окружающей среде,основы экологической грамотности, практическая природополезная деятельностьзакладываются в начальной школе, а развиваются на средней и старшей ступенях обучения. Только экологически грамотная личность может остановить загрязнениеэкологической среды, предотвратить катастрофу, построитьвзаимовыгодное сотрудничество с природой. Поэтому крайне важно, чтобы педагоги осознавали основные компоненты педагогического процесса (знания - отношения - поведение - деятельность), понимали задачи экологического воспитания, которые следует решать на всех ступенях непрерывного экологического образования.Подготовка поколения высокой экологической культуры — ключевая задача и потребность социума, и а иностранный язык в школе дает возможность внести определенный вклад в решение этого вопроса. Задача учителя иностранного языка — заинтересовать учащихся экологическими проблемами, используя разнообразные формы и методы образования и воспитания.Включение экологического воспитания во все виды внеклассной работы формирует у детей активную жизненную позицию - желание сделать окружающий мир лучше, развивает экологическую ответственность, повышает интерес к предмету, усиливает мотивацию как в изучении иностранного языка, так и в практической деятельности, направленной на улучшение экологической ситуации в городе, стране, мире.Учитель должен сделать все от него зависящее, чтобы достичь главной цели экокультуры — изменения сознания обучающихсяв области экологического образования. Акцент должен ставиться на практических занятиях, которые следует ориентировать на конкретную природоохранную деятельность и активизацию школьной и внеклассной работы.Список литературы1. Бим И.Л.Творчество учителя и методическая наука// Иностранные языки в школе.-1988.-№4.-с. 10. 2. Бикеева А. С. Экологическая минутка на уроках английского языка// Иностранные языки в школе.-2007.-№5.-с. 60. 3. Бирюкова Н.А., Шишкина О. В. Формирование коммуникативных умений школьников в процессе экологического воспитания// Университеты как центры развития региона.- Йошкар-Ола: 1999, с. 1144. Бондарева Н.Ф.Совершенствование ведения внеклассной работы по предмету в средней школе // Совершенствование методики обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе.- Ленинград, 1989, с.565. Вайсбрейд А.Э. Экологическое воспитание и обучение на уроках немецкого языка и во внеурочное время// Иностранные языки в школе.-1997.- №2.- с.666. Вайсбурд М.Л., Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах// Иностранные языки в школе.- 2002.-№4.- с. 37. Вайсбурд М.Л., Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах// Иностранные языки в школе.- 2002.-№5.- с. 118. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста //Экологическое образование: концепции и методические подходы. /Отв. редактор Н.М.Мамедов.- М.: Агенство «Техноторон», 1996. — с.359. Воскресенская О.Л., Жукова Л.А., Шишкина О.В. Формирование экологической воспитанности школьников в условиях летнего лагеря// Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития.- Йошкар-Ола, 1999, 113 с.10. Дерябо С.Д. Цели и задачи экологического образования //Региональные системы экологического образования /Под ред. Л.П.Симоновой, А.Н.Захлебного, Н.В.Скалона. -М.: Тобол, 1998. - с.6011. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.- Ростов-на Дону: Издательство Феникс, 1996, 480 с.12. Зверев И.Д. Личность и природа: /О формировании ответственного отношения к природе у школьников // Народное образование. – 1984. - №7. - с.7813. Зеня Л.Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка // Иностранные языки в школе.- 1990.- №4.- с.3014. Иоганзен Б.Г., Рыков H.A. Мотивы охраны природы //Природоохранительное образование в средней школе: Сб. науч.тр. - М., 15. 1978. - с.3415. Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М.: Ин-т общеобразовательной школы РАО, 1994. - 17 с.16. Лобачева Н. П. Урок английского языка в 7 классе по теме «Защита окружающей среды»// Иностранные языки в школе.-2005.-№3.-с. 31. 17. Овсянникова О.В., Гусева A.B., Яковенко О.В. Экологическое сознание: сущность и пути становления //Экологическое образование: концепции и методические подходы /Отв. редактор Мамедов Н.М. - М.: Агенство «Техноторон» 1996. - с.2418. Печко Л.П. Эстетическая картина мира и школьный урок //Сов. педагогика. - 1976. - №6. - с.9219. Серебрякова Н.А. Экологическая тема на уроке немецкого языка// Иностранные языки в школе.-1999.- №4,- с.10020. Фомина С.И. Этнокультура и экологическое воспитание школьников.- Йошкар-Ола, 2001, 187 с.21. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе.- М., 1986, 223 с.22. Шишкина О.В. Формирование экологической культуры учащихся в процессе взаимодействия базового и дополнительного образования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Йошкар-Ола, 2003, 22 с.23. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку// Иностранные языки в школе.- 1975.-№5.- с.12.24. Яшина Т.И. Совместная работа детей и взрослых по формированию экологической культуры школьников// Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития.- Йошкар-Ола, 1999, 117 с.Приложение 1АнкетаЧтотакоеКраснаякнига? What is the Red data book?Знаете ли вы что-нибудь об экологических проблемах нашей республики? What do you know about environmental problems of our republic?Что является источником загрязнения окружающей среды? What is an environmental contamination source?Какие последствия небрежного вмешательства человека в природу можно наблюдать сейчас? What consequences of the human negligent intervention in the nature can be observed now?Что вы знаете об экологической обстановке в зоне Чернобыльской аварии? WhatdoyouknowabouttheChernobylecologicaldisaster?Почему охрана окружающей среды является общим делом? Why preservation of the environment is a common cause?Какие меры принимаются для предотвращения экологической катастрофы? What measures are accepted for eco-catastrophe prevention?Почему исчезли некоторые виды животных, птиц, растений? Why did some species of animals, birds, plants disappear from the Earth?Каковыпоследствияэтойтрагедии? What are the consequences of this tragedy?Как нужно относиться к природе? How is it necessary to concern the nature? Какое значение имеет природа для человека? What value does the nature for the person have?Каков результат человеческого невнимательного отношения к природе? What is the result of man's careless treatment of nature?Приложение 2Экологический КВН (7-8 класс)Экологический КВН проводился в конце изучения темы «Защита окружающей природы». КВН состоит из двух частей – «Красота родной природы» и «Планета в опасности».Программа КВНПриветствие команд.Разминка: поэтический конкурс; найди слово.Конкурс «Английские поговорки».Конкурс «Кто лучше знает пословицы?»Конкурс капитанов.Конкурс «Загадки».Конкурс «Собери букет».Конкурс «Экологические проблемы»,Конкурс «Спасем планету».ПриветствиекомандTeam 1: Hello, dear friends. We are happy to meet you today. We wish you good luck. We are squirrels.Squirrel, squirrel, in the park, Your tail is like a question mark. Your little nose is black and bright; Your eyes are glimmering with light, When you run, you run in jumps, Up the trees, around the stumps, Over the grass and clover, then Scooting up the trees again. Squirrel, squirrel, stop and see What I brought along with me: Something that is brown and sweet, Something that you like to eat. Squirrel, don't you understand? Here's a peanut in my hand.Team 2: Hello, dear friends. We are swallows. We are glad to see you and to have a competition with you. Best wishes and good luck.Eight little swallows get ready to flyThe weather is cold,There are clouds in the sky.Eight little swallows are ready to go Away from the winter The ice and the snow.Eight little swallows, as brave as can be, Spread out their strong wings To fly over the sea.Eight little swallows fly high in the sky We'll come back next springtime, But now it's "Goodbye".We're not saying "Goodbye" to you, we're saying it to wintertime. We're saying "Hello" or "Good afternoon" to you.The swallows are wheelingAbout the sky,So high!"Swee-e-e! Swee-e-e!"Is what they cry.Then they flutter,And swoop and fly"We are here!And summer is near!"To me they cry.РазминкаПоэтическийконкурсThe DandelionA dandelion yellow as gold,What do you do all day? I just wait here in the tall green grass Till the children come to play.A dandelion yellow as gold,What do you do all night? I wait and wait till the cold dew falls And my hair grows long and white.And what do you do when your hair is white?And the children come to play? They take me up into their little hands And blow my hair away.Yours and mineThe sun, the trees, the grass, the sky, The silver moon that's sailing by, The rain and dew and snowflakes white, The flowers sweet and stars of night!The songs of birds, wind whispering, The autumn leaves, the buds of spring –Such lovely things to hear and see Belong to you, belong to me!Karen StevenTailsThe lion has a tail, And a very fine tail And so has the elephant, And so has the whale, And so has the crocodile, And so has the quail They've all got tails, but me If I had a sixpence I would buy one I'd say to the shop man, "Let me try one!" Then I'd say to the lion "Why you've got a tail, And so has the elephant, And so has the whale, And look! There's the crocodile He's got a tail You've all got tails like me!"A.A. MilneКонкурс«Найдислово»Try to find the hidden words among theses letters. What are the English equivalents for Russian words: заяц, слон, попугай, олень,лиса, крокодил, козел, ворона, антилопа,лось, сова, осел, аист?A W E P H O R E L K S B T C M S ROA N T ELOP EAI WS O W L R P A R R O T Y B G F Q U N O T O X W I P Z D E E R U REC R OC ODI LEAR SI TA P I D E LMTI CROWR AGA DI M FOXA HA RE Z L A G O A T D O N K E Y VE DEL E P H AN TS TORKLКонкурс «Кто лучше знает пословицы?»Do you know English proverbs well? Can you give Russian equivalents to the following I proverbs? For the correct answer you will get a star. Those who get more stars are the winners.A cat in gloves catches no mice.A bird in the hand is worth two in the bush.To make a mountain out of a molehill.All cats are grey at night.When the cat is away, the mice will play.A word spoken is past recalling.One swallow doesn't make spring.You cannot pull a fish out of pond without labour.One doesn't feed a nightingale with fables.If you run after two hares, you'll catch none.To be afraid of wolves means not to go walking in the woods.A kind word gives comfort even to a cat.The flower is good, but its little thorn is sharp.Eggs cannot teach a hen.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.Не сули журавля в небе, а дай синицу в рукиДелать из мухи слона.Все кошки серые ночью.Без кота мышам раздолье.Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.Одна ласточка весны не делает.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.Соловья баснями не кормят.За двумя зайцами погонишься, ни одного не'поймаешь.Волков бояться, в лес не ходить.Доброе слово и кошке приятно. Хорош цветок, да остер шипок. Яйца курицу не учат.КонкурскапитановCaptains, are you ready to compete? Will you listen to a story and practice yourself in drawing the main characters? We'd like to know if you are able to retell the story. The beginnings of the sentences are in one box and the endings are in the second box. Good luck.One day a fox met a tiger in the forest. The tiger rushed at the fox ready to tear him to pieces. But the fox was not frightened. He said to the tiger, "Don't think you are the strongest animal in the forest. It is true that I am smaller than you, but people are less afraid of you than you are afraid of me. I can prove it to you now. Come with me to the road where the people pass by. I'll walk in front of you and you'll see that they run away as soon as they see me. After that you can tear me to pieces."The tiger agreed and they went to the road. Not long afterwards a group of travellers came along the road. As soon as they saw the tiger walking behind the fox they ran away terrified."Do you believe me now?" asked the fox. The silly tiger was so frightened that he didn't reply. He ran back into the forest. He really believed that the fox was a terrible dangerous animal.Конкурс «Загадки»The riddles are liked by everybody. Guess these riddles and you have a chance to receive some more stars.1. Long ears, long earsHop, hop, hopLong ears, long ears Never stop They like carrots They like hay Their ears grow longer From day to day(a rabbit)2. How long does the mouse live? (it depends if there is a cat)3. What always goes to sleep wearing his shoes? (a horse)4. What is the name of the insect: it gets up early; it works all day if it is not raining; it likes flowers;it lives in a hive? (a bee)5. He lives in a forest. He is the king of the jungle because he is very strong. When he is hungry, he begins to roar very loudly. What is it? (a lion)6. What is the fastest of all animals? (a cheetah)7. My beautiful tail is bushy,And the colour of it is redI hate the idea of it being worn Round your neck or upon your head (a fox)8. Hopper, hopper in the grass, Please don't hop and let me pass But it hops, hops, hops, hops, hopsHops and hops and never stops (a grasshopper)9. It can be big or small It is white or brightIt has a smellThere are many of them in spring and summerIt is a good presentGirls and women like them very muchWhat is it? (a flower)10. In winter and in summer they stand in one colour. What are they? (a fir-tree, a pine-tree).Конкурс «Соберибукет»Here you see leaves of different flowers. Will you write the names of field and garden flowers on them? Say what colour these flowers are.Roses are red, white, yellow, pink, black, purple.Snowdrops are white. Poppies are red. Forget-me-nots are blue. Violets are violet. Water-lilies are yellow. Cornflowers are blue.Конкурс «Экологическиепроблемы»You must talk about ecological problems in the world for one minute.Water is polluted. Fish are disappearing.Air is polluted. Factories throw their wastes into the open air and the result smog-filled towns and cities.Birds and animals are hurt. Land is polluted. Flowers are pulled out. Baby plants are damaged. The countryside is spoiled. Rubbish is left everywhere. Forests are cut down.Конкурс «Спасемпланету»Make a poster for the Protection of Nature.Dear friends,Be kind to our beautiful nature.Plant trees and flowers.Place bird houses in your yard.Leave scraps or other food for birds. Don't disturb nesting sites.Watch, but don't disturb wild animals.Be a friend to fish. Don't throw rubbish > into their homes.Recycle newspapers and other paper products.Save empty cans, plastic and glass for recycling.Wild KingdomAll woods are home to animals, So we behaved like guests We only looked and never touched, The birds' and rabbits' nests.Jeanne B. Hargell

1. Бим И.Л.Творчество учителя и методическая наука// Иностранные языки в школе.-1988.-№4.-с. 10.
2. Бикеева А. С. Экологическая минутка на уроках английского языка// Иностранные языки в школе.-2007.- №5.-с. 60.
3. Бирюкова Н.А., Шишкина О. В. Формирование коммуникативных умений школьников в процессе экологического воспитания// Университеты как центры развития региона.- Йошкар-Ола: 1999, с. 114
4. Бондарева Н.Ф.Совершенствование ведения внеклассной работы по предмету в средней школе // Совершенствование методики обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе.- Ленинград, 1989, с.56
5. Вайсбрейд А.Э. Экологическое воспитание и обучение на уроках немецкого языка и во внеурочное время// Иностранные языки в школе.-1997.- №2.- с.66
6. Вайсбурд М.Л., Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах// Иностранные языки в школе.- 2002.-№4.- с. 3
7. Вайсбурд М.Л., Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах// Иностранные языки в школе.- 2002.-№5.- с. 11
8. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста //Экологическое образование: концепции и методические подходы. /Отв. редактор Н.М.Мамедов.- М.: Агенство «Техноторон», 1996. — с.35
9. Воскресенская О.Л., Жукова Л.А., Шишкина О.В. Формирование экологической воспитанности школьников в условиях летнего лагеря// Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития.- Йошкар-Ола, 1999, 113 с.
10. Дерябо С.Д. Цели и задачи экологического образования //Региональные системы экологического образования /Под ред. Л.П.Симоновой, А.Н.Захлебного, Н.В.Скалона. -М.: Тобол, 1998. - с.60
11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.- Ростов-на Дону: Издательство Феникс, 1996, 480 с.
12. Зверев И.Д. Личность и природа: /О формировании ответственного отношения к природе у школьников // Народное образование. – 1984. - №7. - с.78
13. Зеня Л.Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка // Иностранные языки в школе.- 1990.- №4.- с.30
14. Иоганзен Б.Г., Рыков H.A. Мотивы охраны природы //Природоохранительное образование в средней школе: Сб. науч.тр. - М., 15. 1978. - с.34
15. Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М.: Ин-т общеобразовательной школы РАО, 1994. - 17 с.
16. Лобачева Н. П. Урок английского языка в 7 классе по теме «Защита окружающей среды» // Иностранные языки в школе.-2005.-№3.-с. 31.
17. Овсянникова О.В., Гусева A.B., Яковенко О.В. Экологическое сознание: сущность и пути становления //Экологическое образование: концепции и методические подходы /Отв. редактор Мамедов Н.М. - М.: Агенство «Техноторон» 1996. - с.24
18. Печко Л.П. Эстетическая картина мира и школьный урок //Сов. педагогика. - 1976. - №6. - с.92
19. Серебрякова Н.А. Экологическая тема на уроке немецкого языка// Иностранные языки в школе.-1999.- №4,- с.100
20. Фомина С.И. Этнокультура и экологическое воспитание школьников.- Йошкар-Ола, 2001, 187 с.
21. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе.- М., 1986, 223 с.
22. Шишкина О.В. Формирование экологической культуры учащихся в процессе взаимодействия базового и дополнительного образования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Йошкар-Ола, 2003, 22 с.
23. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку// Иностранные языки в школе.- 1975.-№5.- с.12.
24. Яшина Т.И. Совместная работа детей и взрослых по формированию экологической культуры школьников// Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития.- Йошкар-Ола, 1999, 117 с.

Вопрос-ответ:

Как можно использовать экологические материалы на уроках иностранного языка?

Мы можем использовать экологические материалы на уроках иностранного языка для различных форм работы, например, чтения и обсуждения текстов на тему экологии, проведения дебатов, ролевых игр или создания проектов на эту тему. Это позволяет развить языковые навыки учащихся и одновременно формировать их экологическую культуру.

Какие компоненты входят в экологическую культуру личности?

Экологическая культура личности включает в себя знания об экологических проблемах и принципах устойчивого развития, ценностное отношение к окружающей среде, умения и навыки, позволяющие принимать экологически осознанные решения и действовать в соответствии с ними. При формировании экологической культуры личности важно использовать коммуникативный подход и активные методы обучения.

Какие теоретические основы лежат в основе экологического воспитания школьников на уроках иностранного языка?

Основные теоретические основы экологического воспитания школьников на уроках иностранного языка включают экологическую педагогику, коммуникативную методику обучения и принципы устойчивого развития. Такой подход позволяет объединить изучение иностранного языка и экологической тематики, развивая языковые навыки учащихся и формируя их экологическую культуру.

Какие преимущества есть у использования экологических материалов на уроках иностранного языка?

Использование экологических материалов на уроках иностранного языка позволяет достичь нескольких целей одновременно. Во-первых, это помогает совершенствовать языковые навыки учащихся, так как они учатся читать, понимать и обсуждать тексты на иностранном языке по экологической тематике. Во-вторых, такие уроки развивают экологическую культуру учащихся, формируя у них знания, ценности и навыки, необходимые для осознанного обращения с окружающей средой.

Что такое экологическое образование?

Экологическое образование - это процесс формирования знаний, умений и навыков, направленных на развитие экологической культуры личности.

Какие компоненты входят в экологическую культуру личности?

К экологической культуре личности относятся такие компоненты, как экологические знания, умения решать экологические проблемы, осознанное и ответственное отношение к природе и окружающей среде, а также готовность принимать участие в экологических действиях и инициативах.

Какими методами можно использовать экологические материалы на уроках иностранного языка?

Для работы с экологическими материалами на уроках иностранного языка можно использовать различные методы, например чтение экологических текстов, обсуждение экологических проблем, проведение ролевых игр или дискуссий на экологическую тематику.

Какие преимущества даёт использование экологических материалов на уроках иностранного языка?

Использование экологических материалов на уроках иностранного языка позволяет развивать языковые навыки учащихся, повышает их мотивацию к изучению языка и формирует их экологическую осознанность и ответственность.

Какова роль экологического образования в формировании экологической культуры учащихся?

Экологическое образование играет важную роль в формировании экологической культуры учащихся, поскольку помогает им приобретать необходимые знания и навыки для понимания и решения экологических проблем, а также развивает экологическое мышление и воспитывает ответственное отношение к окружающей среде.

Что такое экологическое образование?

Экологическое образование - это процесс, направленный на формирование у детей и подростков осознанного отношения к окружающей природной среде, на развитие их ответственности за ее сохранение и преобразование, на формирование экологической культуры личности.