Калькулирование себестоимости по системе «Стандарт-кост

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управленческий учет
  • 4040 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 15.03.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И ЕГО ФУНКЦИИ 5
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
2.1. Учет затрат на предприятии 8
2.2. Виды затрат и факторы, влияющие на себестоимость 13
3. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПО СИСТЕМЕ «Стандарт-кост» ………………………………………………………………………………………...20
3.1.Сущность, состав и виды себестоимости 20
3.2 Существующие системы формирования себестоимости 23
3.3. Особенности формирования себестоимости по системе «Стандарт-кост» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Фрагмент для ознакомления

, то есть при нормальной загрузке - в общем размере 4160 руб.Незавершенного производства ни на начало, ни на конец месяца не было. Остатков нереализованной продукции на начало месяца также не было. Всего за месяц было выпущено 20 000 булок хлеба, за тот же период реализовано покупателям 19 600 булок хлеба, отпускная цена - 17 руб. за булку.В течение месяца было закуплено и полностью израсходовано:- муки - 10 100 кг на сумму 125 240 руб.;- прочих материалов - на сумму 42 000 руб.Работникам начислены заработная плата и страховые взносы в общей сумме 68 000 руб. При этом фактически работники согласно табелям учета рабочего времени отработали 580 чел/ч. Общепроизводственные расходы за текущий месяц фактически составили 25 600 руб.Рассмотрим случай, когда предприятие ведет управленческий учет на основе бухгалтерского финансового учета. Рабочим планом счетов предусмотрено использование следующих синтетических счетов и субсчетов (аналитических счетов):1) счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" - в общем порядке;2) счета 20 "Основное производство":а) 20-1 "Нормативные расходы":- 20-11 "Нормативные материальные расходы";- 20-12 "Нормативные трудовые расходы";- 20-13 "Нормативные (начисленные) ОПР";б) 20-2 "Отклонения по прямым материальным расходам":- 20-21 "Отклонение по количеству материалов";- 20-22 "Отклонение по цене материалов";в) 20-3 "Отклонение по прямым трудовым расходам":- 20-31 "Отклонение по производительности труда";- 20-32 "Отклонение по ставке оплаты труда";г) 20-4 "Отклонения по общепроизводственным расходам":- 20-41 "Отклонение ОПР по объему";- 20-42 "Контролируемое отклонение";3) счета 25 "Общепроизводственные расходы":- 25-1 "Фактические ОПР";- 25-2 "Начисленные ОПР";4) счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" - для удобства текущего учета выпуска продукции и сопоставления выявляемых отклонений по итогам месяца:а) 40-1 "Нормативная себестоимость выпущенной продукции";б) 40-2 "Выявленные отклонения фактической себестоимости от нормативной":- 40-21 "Отклонение по количеству материалов";- 40-22 "Отклонение по цене материалов";- 40-23 "Отклонение по производительности труда";- 40-24 "Отклонение по ставке оплаты труда";- 40-25 "Отклонение ОПР по объему";- 40-26 "Контролируемое отклонение";в) 40-3 "Общее отклонение фактической себестоимости от нормативной".В течение месяца бухгалтер, применяющий элементы системы "стандарт-кост", составляет следующие записи (табл.2).Таблица 2 – записи в бухгалтерском управленческом учетеорганизации, применяющий элементы системы "стандарт-кост" Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Оприходована мука - в фактическом количестве, но исходя из нормативной цены (10 100 кг x 12,5 руб.) 10 15 126 250 Отражена фактическая покупная стоимость муки(реальная цена за 1 кг составила 125 240 руб. / 10 100 кг = 12,4 руб.) 15 60 125 240 Оприходованы остальные сырье и материалы 10 15 42 000 Отражена фактическая покупная стоимость остальных сырья и материалов 15 60 42 000 Перечислено поставщикам за материалы 60 51 167 240 Отражены прямые материальные расходы в частистоимости муки исходя из установленного норматива и фактического выпуска продукции ((20 000 шт. x 0,5 кг) x 12,5 руб. = 10 000 кг x 12,5 руб.) 20-11 10 125 000 Отражены прямые материальные расходы в частистоимости остальных сырья и материаловисходя из установленного норматива и фактического выпуска продукции(20 000 шт. x 2,1 руб.) 20-11 10 42 000 Выявлено и списано отклонение по количеству прямых материалов, поскольку со склада было отпущено 10 100 кг, в то время как по нормативу должно было быть израсходовано 10 000 кг (налицо перерасход 100 кг) (100 кг x 12,5 руб.) 20-21 10 1 250 Отражены прямые трудовые расходы исходя изустановленного норматива и фактического объема производства (20 000 шт. x 3,39 руб.) 20-12 70, 69 67 800 Начислены общепроизводственные расходы исходя из фактического объема производства инорматива ОПР (20 000 шт. x 1,26 руб.) 20-13 25-2 25 200 Собраны в течение месяца фактические общепроизводственные расходы (по мере поступления соответствующих первичных документов) 25-1 02, 10, 60, 69,70 и др. 25 600 Оприходована готовая продукция по нормативной себестоимости (по мере выпуска иприемки хлеба на склад) (20 000 шт. x 13 руб.) 43 40-1 260 000 Списана отгруженная (проданная) продукция понормативной себестоимости (по мере отгрузки)(19 600 шт. x 13 руб.) 90-2 43 254 800 Отражена выручка от продажи продукции (19 600 шт. x 17 руб.) 62 90-1 333 200 Закрыт счет 15 по итогам месяца - выявлено отклонение между фактической себестоимостью и учетной (нормативной) ценой материалов (в нашем случае - экономия, ведь фактически мука была куплена не по 12,5 руб., а по 12,4 руб. за кг) (126 250 - 125 240) руб. 15 16 1 010 Списано отклонение по цене прямых материалов(муки) методом "красноесторно" 20-22 16 1 010 Выявлено и списано отклонение по производительности труда при начислении заработной платы и страховых взносов: - по нормативам расход рабочего времени должен был составить 20 000 шт. x0,03 чел/ч = 600 чел/ч; - фактически по табелю расход рабочего времени составил 580 чел/ч; - значит, при запланированной ставке оплаты труда с учетом страховых взносов (113 руб/ч)получена экономия за счет повышения производительности труда ((600 - 580) чел/чx 113 руб/ч = 2260 руб.) 20-31 70, 69 2 260 Выявлено и списано отклонение по ставке оплаты труда: - если бы фактическое время (580 чел/ч) былооплачено по нормативной ставке (113 руб.), расходы составили бы: 580 x 113 = 65 540 руб.; - однако фактически работникам была начислена зарплата и страховые взносы в размере 68 000 руб. (например, за счет того,что для выполнения всех заказов пришлось привлекать работников сверхурочно и производить оплату в повышенном размере - реальный объем производства оказался на 4000 ед. больше, чем было запланировано); - таким образом, налицо перерасход из-за увеличения средней ставки оплаты труда (68 000 - 65 540 = 2460) руб. 20-32 70, 69 2 460 Закрыты взаимно субсчета по счету 25 в частитак называемого гибкого бюджета ОПР. Чтобы его определить, нужно пересчитать переменнуючасть ОПР на фактический объем (так как эта часть расходов увеличивается при увеличении объема производства - например, реально потребляется больше энергии, если работники остаются трудиться сверхурочно) и прибавить общую величину запланированных постоянных общепроизводственных расходов (ведь их величина - например, линейная амортизация, арендная плата, - от колебаний объемов производства меняться не должна). Получаем гибкий бюджет ОПР(20 000 шт. x 0,26 руб. + 16 000 руб. = 21 200 руб.) 25-2 25-1 21 200 Выявлено и списано отклонение общепроизводственных расходов по объему - "объективное" отклонение, возникшее из-за того, что фактический объем производства былбольше нормативного, исходя из которого былаопределена ставка начисления ОПР. А в себестоимость продукции (в дебет счета 20-13 и кредит счета 25-2) были отнесены начисленные по нормативу расходы в размере 25 200 руб. Значит, отклонение по объему - экономия, которая получилась бы за счет выпуска большего количества продукции при тех же постоянных затратах, -составляет: 25 200 - 21 200 = 4000 (руб.). И это логично, ведь было выпущено на 4000 шт. больше продукции, а на каждую единицу было заложено постоянных ОПР по 1 руб. 20-41 25-2 4 000 Списано контролируемое отклонение ОПР - это "необоснованная" разница между фактическимиОПР (собранными по дебету счета 25-1) и гибким бюджетом ОПР, то есть в нашем случае - "реальный" перерасход ОПР: (25 600 - 21 200 = 4400) руб. 20-42 25-1 4 400 Списана в конце месяца нормативная себестоимость выпущенной продукции (125 000 + 42 000 + 67 800 + 25 200) руб. 40-1 20-1 260 000 Списаны в конце месяца все отклонения (при этом неблагоприятные - перерасходы -отражаются по дебету счета 40 и списываются с тех аналитических счетов счета 20, где отклонения были отражены обычными записями, а благоприятные - экономии - отражаются покредиту счета 40 и списываются с теханалитических счетов счета 20, где были записи методом "красноесторно", при этом запись по списанию отклонения производится обычной записью по той же стороне, где была "минусовая" запись отклонения): - по количеству материалов 40-21 20-21 1 250 - по цене материалов 20-22 40-22 1 010 - по производительности труда 20-31 40-23 2 260 - по ставке оплаты труда 40-24 20-32 2 460 - ОПР по объему 20-41 40-25 4 000 - контролируемое отклонение ОПР 40-26 20-42 4 400 Списано выявленное отклонение - перерасход (поскольку дебетовый оборот счета 40 оказался выше, чем кредитовый) ((1250 + 2460 + 4400) - (1010 + 2260 + 4000)) руб. 90-2 40-3 840 Определен финансовый результат от продаж (333 200 - (254 800 + 840)) руб. 90-9 99 77 560 Таким образом, благодаря уточнению аналитического учета за счет "вплетения" методов системы "стандарт-кост" уже на стадии заключения бухгалтерских счетов по итогам месяца бухгалтер получает подробный отчет о причинах отклонений фактической себестоимости от нормативной.Пример 3Продолжим рассматривать пример 2.При традиционной методике учета фактических затрат и последующем анализе отклонений бухгалтер смог бы составить только следующий отчет о себестоимости продукции (в руб.) (табл.3).Таблица 3 – Учетные записи Вид расходов По нормативуФактическиОтклонение Материальные расходы, в том числе: 167 000 167 240 240 - мука 125 000 125 240 240 - прочие материалы 42 000 42 000 - Прямые расходы на оплату труда и страховые взносы 67 800 68 000 200 Общепроизводственные расходы 25 200 25 600 400 Итого 260 000 260 840 840В этом отчете были бы выявлены общие отклонения по каждому элементу, но для того, чтобы установить конкретные причины перерасходов, потребовалось бы проводить углубленный анализ.А благодаря внедрению элементов системы "стандарт-кост" анализ счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" сам по себе дает развернутую информацию обо всех отклонениях, ведь, как показано в заключительных бухгалтерских записях в 2, на этом счете отражаются все сведения (в руб.): Показатель Дебет счета 40Кредит счета 40 Примечание 1. Нормативная себестоимость выпущенной продукции 260 000 260 000 - 2. Отклонения по видам: - по количеству материалов 1 250 Перерасход - по цене материалов 1 010 Экономия - по производительности труда 2 260 Экономия - по ставке оплаты труда 2 460 Перерасход - ОПР по объему 4 000 Экономия - контролируемое отклонениеОПР 4 400 Перерасход 3. Итого общая величина отклонений - 840 ОбщийперерасходИз этой таблицы легко подсчитать и общие отклонения по отдельным статьям затрат, соответствующие представленным в первой таблице примера:- отклонение материальных расходов: 1250 - 1010 = 240 руб. (перерасход);- отклонение трудовых затрат: 2460 - 2260 = 200 руб. (перерасход);- отклонение общепроизводственных расходов: 4400 - 4000 = 400 руб. (перерасход).Более того, некоторые из отклонений становятся очевидными не просто в конце месяца, а уже в момент совершения операций - особенно это касается расхождений, связанных с материалами:- отклонение по цене можно наблюдать непосредственно на счете 15 (разница между дебетовым и кредитовым оборотом), она очевидна и до закрытия этого счета (на счет 16);- отклонение по количеству материалов фиксируется в момент отражения операций по списанию отпущенных материалов (так как стоимость материалов, подлежащих отнесению в дебет субсчета 20-1, не совпадет со стоимостью материалов, подлежащих списанию со счета 10 на основании накладных, лимитно-заборных карт и иных первичных документов).Ну и, конечно же, на основании данных анализа счета 40 можно сразу сделать некоторые выводы о причинах отклонений:- перерасход материалов может быть связан с низким качеством муки, что косвенно подтверждается более низкой ценой закупленного сырья по сравнению с нормативной (то есть виновником может быть тот сотрудник, который занимался закупками муки), хотя мука могла быть вполне качественной (а снижение цены могло быть обусловлено скидкой за большую закупку). Не исключены и другие причины перерасхода (в том числе и банальные кражи или нерациональное использование муки неопытными или неосторожными сотрудниками);- "лишняя" зарплата, скорее всего, образовалась за счет того, что работники трудились сверхурочно - а вот производительность труда даже повысилась, то есть за относительно меньшее время (по сравнению с исчисляемым по установленному нормативу в расчете на фактический объем производства) работники смогли испечь больше хлеба, так что они заслуживают похвалы и премирования, а не наказания за перерасход;- а вот перерасход общепроизводственных расходов должен настораживать, ведь даже с учетом увеличения объемов производства - но принимая во внимание, что постоянные ОПР на это отреагировать не должны были, - общая величина общепроизводственных расходов по идее должна была вырасти с 20 160 руб. (планируемых на "нормальный" объем выпуска 16 000 ед. продукции) всего лишь до 21 200 руб., но никак не до 25 600 руб. Так что "лишние" расходы в размере 4400 руб. контролируемого отклонения ОПР - это реальный перерасход, причиной которого могут быть различные злоупотребления со стороны работников (например, когда они пользуются имуществом компании в личных целях, но при этом потребляется электроэнергия и другие ресурсы) либо повышение стоимости соответствующих услуг (арендной платы, тарифов на электроэнергию и т.д.). В первом случае нужно выявлять и пресекать злоупотребления, а во втором не остается ничего другого, как пересматривать нормативы.Итак, мы выяснили, что традиционный российский подход к учету затрат, даже с применением нормативной (плановой) себестоимости для оценки готовой продукции и счета 40 "Выпуск продукции", не позволяет решить проблему повышения оперативности выявления и контроля за отклонениями от нормативов, возникающими в процессе производства продукции. Достичь этого можно за счет внедрения отдельных элементов системы "стандарт-кост", предприняв некоторые организационные меры. В частности, нужно зафиксировать нормативы затрат как минимум по шести основным элементам, а также сформировать рабочий план счетов, предусматривающий аналитику, необходимую для фиксации выявляемых отклонений.ЗАКЛЮЧЕНИЕУправление себестоимостью продукции предприятия – это процесс оптимизации обеспечения предприятия всеми необходимыми ресурсами и организация их эффективного и рационального использования. В связи с этим чрезвычайно актуальным является исследование теоретико-методологических, методических и практических вопросов и проблем управленческого учета себестоимости, который поставляет данные для принятия управленческих решений.В настоящее время современное предприятие разрабатывает свою систему управленческого учета исходя из собственных потребностей, специфики работы, масштаба бизнеса, требований собственников компании, квалификации персонала, имеющихся ресурсов и многих других параметров. Поэтому в разных компаниях уровень постановки управленческого учета различен и может осуществляться собственными усилиями или с помощью специализированных фирм.В условиях рыночных отношений грамотное калькулирование себестоимости, выстроенный управленческий учет расходов по местам возникновения затрат приобретает большое значение. От того, насколько своевременными и правильными будут управленческие решения, зависят конкурентоспособность предприятия и его выживаемость.Каждое предприятие выбирает для себя индивидуальный путь совершенствования типовых процедур и методов калькулирования себестоимости, управленческого учета расходов и построения финансовой структуры в зависимости от целей и специфики деятельности.Российские компании уже оценили пользу ведения управленческого учета - он позволяет управлять себестоимостью, доходами и ценообразованием. На практике нет единого подхода к методу ведения такого вида учета. При этом налоговики зачастую пытаются использовать его данные при доказывании своей правоты, указывая, что сведения управленческого учета - составная часть бухгалтерского учета.В условиях финансового кризиса и возрастающей конкуренции принятие правильных управленческих решений во многом зависит от своевременности, полноты и достоверности получаемой информации. На современном уровне развития рыночной экономики в России трудно найти управленца, который бы не слышал о системе управленческого учета себестоимости. Можно найти много экономистов, менеджеров, которые непосредственно занимались постановкой или формированием отчетов в системе управленческого учетасебестоимости.Работая, предприятие должно добиваться экономного, рационального и эффективного использования ресурсов. Оно должно принимать правильные и оперативные экономические решения, которые обеспечивают операционную деятельность организации. Поэтому принимаемые экономические решения должны ориентироваться на задачу минимизации издержек.Возможности максимального получения прибыли во многом ограничены издержками производства, в связи с чем,оптимизация себестоимости, принятие управленческих решений невозможно без систематического анализа имеющихся издержек, а также планирования финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта на ближайшую и отдаленную перспективу и контроля за выполнением планов.Указанные проблемы проще всего и эффективнее всего решаются в процессе постановки управленческого учета или бюджетного управления.Управленческий учет является информационной системой и объектом исследования для управленцев, бухгалтеров, технологов, аудиторов и финансовых аналитиков.Итак, в курсовой работе рассмотрены актуальные проблемы управленческого учета себестоимости продукции.Таким образом, задачи курсовой работы можно считать выполненными.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫВоронова Е.Ю. Система "стандарт кост": общая характеристика // Аудитор. 2003. N 4. С. 34 - 41. Симонова М.Д. Проблемы измерения показателей международной торговли в условиях глобализации // Вопросы статистики. 2013. N 1. С. 69 - 74.Улина Г.В. Экономический анализ стоимостной цепочки предприятия / Г.В. Улина, Д.С. Улин // Роль и значение учетно-статистической информации в экономическом анализе: Сб. науч. статей / Под ред. Н.Е. Григорук, О.Б. Лихачева. М.: МГИМО-Университет, 2012. 220 с.Хамидуллина З.Ч. Назначение и особенности управленческой отчетности // Труд и социальные отношения. 2012. N 9 (99). С. 43 - 50. Черных И.Н. Организация учета затрат по центрам ответственности: Учеб.пособие / И.Н. Черных, З.Ч. Хамидуллина. М.: КНОРУС, 2010. 160 с.Н.Н. Шишкоедовой "Нормирование и учет затрат: российская практика", 2013, N 1.Савчук В.П. Финансовый менеджмент предприятий: практические вопросы с анализом деловых ситуаций. Киев: Издательский дом "Максимум",2011. С. 149Райн Б. Управленческий учет для руководителей. - М.: Издательское объединение "ЮНИТИ", 2010. С. 152http://www.consultant.ru/online/base/ - справочно-правовая система.ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Воронова Е.Ю. Система "стандарт кост": общая характеристика // Аудитор. 2003. N 4. С. 34 - 41.
2. Симонова М.Д. Проблемы измерения показателей международной торговли в условиях глобализации // Вопросы статистики. 2013. N 1. С. 69 - 74.
3. Улина Г.В. Экономический анализ стоимостной цепочки предприятия / Г.В. Улина, Д.С. Улин // Роль и значение учетно-статистической информации в экономическом анализе: Сб. науч. статей / Под ред. Н.Е. Григорук, О.Б. Лихачева. М.: МГИМО-Университет, 2012. 220 с.
4. Хамидуллина З.Ч. Назначение и особенности управленческой отчетности // Труд и социальные отношения. 2012. N 9 (99). С. 43 - 50.
5. Черных И.Н. Организация учета затрат по центрам ответственности: Учеб. пособие / И.Н. Черных, З.Ч. Хамидуллина. М.: КНОРУС, 2010. 160 с.
6. Н.Н. Шишкоедовой "Нормирование и учет затрат: российская практика", 2013, N 1.
7. Савчук В.П. Финансовый менеджмент предприятий: практические вопросы с анализом деловых ситуаций. Киев: Издательский дом "Максимум",2011. С. 149
8. Райн Б. Управленческий учет для руководителей. - М.: Издательское объединение "ЮНИТИ", 2010. С. 152
9. http://www.consultant.ru/online/base/ - справочно-правовая система.

Вопрос-ответ:

Что такое система управленческого учета?

Система управленческого учета - это совокупность методов и инструментов, которые используются для сбора, учета, анализа и контроля данных о затратах и результате деятельности предприятия с целью принятия правильных управленческих решений.

Какие функции выполняет система управленческого учета?

Система управленческого учета выполняет следующие функции: планирование и прогнозирование затрат, контроль и учет затрат, анализ и оценка эффективности использования ресурсов, принятие управленческих решений.

Что влияет на себестоимость товара?

Себестоимость товара зависит от различных факторов, таких как стоимость сырья и материалов, затраты на производство, оплата труда, амортизация оборудования, расходы на упаковку и доставку, налоги и другие затраты. Все эти факторы учитываются при калькулировании себестоимости товара.

Какие существуют системы формирования себестоимости?

Существует несколько систем формирования себестоимости, таких как система стандартной себестоимости, система себестоимости на основе полной себестоимости, система себестоимости на основе переменных затрат. Каждая система имеет свои особенности и применяется в зависимости от конкретной ситуации на предприятии.

Какова сущность и виды себестоимости?

Сущность себестоимости заключается в определении затрат, связанных с производством товара или услуги. Виды себестоимости включают сырьевую себестоимость, основную себестоимость, накладные расходы, а также себестоимость на отдельный вид продукции или услуги. Каждый вид себестоимости учитывает определенные затраты и позволяет более точно определить общую себестоимость продукта или услуги.

Какова суть системы управленческого учета и ее функции?

Система управленческого учета - это специальная система внутри предприятия, которая предназначена для оценки и управления затратами. Основная функция этой системы - предоставление информации руководству предприятия для принятия управленческих решений.

Как организован учет затрат на предприятии?

Учет затрат на предприятии осуществляется посредством системы управленческого учета. Он включает в себя процессы определения степени влияния затрат на производственные операции, а также распределения этих затрат на отдельные объекты. Таким образом, организация учета затрат включает в себя набор методов и процедур, которые обеспечивают точное определение себестоимости продукции или услуги.

Какие виды затрат существуют и какие факторы оказывают влияние на себестоимость?

Существуют различные виды затрат, такие как прямые и косвенные затраты, постоянные и переменные затраты, фиксированные и изменяемые затраты. Факторы, оказывающие влияние на себестоимость, могут быть разными, например, объем производства, стоимость сырья и материалов, трудовые ресурсы, затраты на энергию и т. д.

Какова сущность, состав и виды себестоимости по системе "Стандарт кост"?

Себестоимость по системе "Стандарт кост" представляет собой оценочную величину затрат, которая возникает при производстве продукции или услуги. Состав себестоимости включает в себя прямые и косвенные затраты, а также постоянные и переменные затраты. Виды себестоимости могут варьироваться в зависимости от отрасли и специфики предприятия.

Какие существуют системы формирования себестоимости?

Существуют различные системы формирования себестоимости, такие как система "Стандарт кост", система "Прямое распределение затрат", система "ABC-анализ". Каждая из этих систем имеет свою специфику и применяется в зависимости от требований и особенностей предприятия.

Что такое система Управленческого учета?

Система Управленческого учета (УУ) - это система счетов и методов, используемых для отслеживания затрат и контроля над деятельностью предприятия. Она помогает руководителям принимать дальнейшие решения на основе точной информации о затратах и доходах предприятия.