Управление финансами в России: современное состояние, проблемы и перспективы развития
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 16.03.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Система государственного управления финансами в России 4
1.1. Понятие государственные финансы 4
1.2. Организация управления государственными финансами 8
Глава 2. Элементы управления государственными финансами 12
2.1. Финансовое планирование 12
2.2. Финансовое прогнозирование 16
2.3. Оперативное управление 18
2.4. Финансовый контроль 19
Глава 3. Проблемы управления государственными финансами и пути их решения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Дублирование полномочий и контрольных мероприятий подтверждается и тем, что имеет место множественность различных контролирующих служб и органов, которые выполняют одинаковые работы. Поэтому, такие недоработки реформ необходимо решить путем создания Правительством «единого финансового контрольного органа с широкими полномочиями».
Также одной из наболевших проблем государственного финансового контроля является проблема подготовки кадров контрольных органов. Необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных мероприятиях и обмена опытом обусловлена постоянным изменением действующей нормативно-правовой базы.
От своевременного решения указанных организационно-структурных вопросов, от совершенства правовой и организационной структуры контроля, успешного внедрения результатов научных исследований зависит успех учреждения и построения единой и эффективной системы государственного контроля, здоровой и эффективной системы государственных финансов и успешной экономической политики страны в целом.
Для того, чтоб разрешить сложившиеся проблемы, необходимо систематизировать предложенные решения:
так как существуют условия для увеличения бюджетных расходов, которые превышают доходы, то необходимо мотивировать органы государственной власти разных уровней в области повышения эффективности расходования средств и стимулировать к рациональному использованию федеральных бюджетных средств. Для получения более эффективного бюджета нужно, чтобы поставленные цели и задачи соответствовали средне- и долгосрочным целям социально-экономического развития, что позволит увеличить эффективность расходования средств. Очевидно, что долгосрочные целевые программы, в которых четко отражаются все цели и пути их достижения, должны формироваться для всех расходов федерального бюджета;
для борьбы с коррупцией, что представляется очень серьезным явлением в бюджетной сфере, необходимы крайне эффективные методы борьбы, такие как проведение расследований судебной системой и привлечению к ответственности с использованием необходимых санкций для нарушителя;
построение эффективной системы ГФК проходит медленными темпами. В данной области существует ряд проблем, решение которых возможно только благодаря качественно разработанной и принятой концепции, в которой должны быть явно прописаны все цели и задачи ГФК, требования и стандарты ГФК, полномочия и функции контрольных органов и т.д.;
в связи с множественностью различных контролирующих служб и органов, которые выполняют одинаковые работы, появляется дублирование и параллелизм их полномочий. Для того, чтобы органы в полной мере проявляли свои возможности, необходимо ограничения учреждений сузить до минимального уровня или разумно обосновывать уже поставленные определенные ограничения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное регулирование выполняет важнейшую роль в создании и росте финансовой жизни каждого общества. Финансовая система является одним из наиболее главных механизмов, который позволяет государству реализовывать экономический контроль.
В данной курсовой работе были рассмотрены понятие и сущность «управление финансами» в качестве главного компонента финансовой системы, задачи органов управления финансами, разобраны существующие проблемы в управлении финансами и предложены пути решения этих проблем.
В бюджетном законодательстве отсутствует определение «государственный финансовый контроль», также отсутствует национальные и федеральные стандарты контроля, отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база регулирования, и, в конечном счете, отсутствует единый федеральный закон о финансовом контроле.
Специфика государственного устройства недостаточно отражена в организационной структуре органов контроля.
Полномочия органов финансового контроля не разграничены и не определен их статус.
Сферы деятельности не разграничены, что приводит к перекладыванию ответственности.
Слабое взаимодействие между органами контроля, что является следствием разобщенности в их направлениях деятельности.
Отсутствие единой информационной базы, единого методологического подхода к процессу реализации контроля.
Активизация государственного финансового контроля является основной стратегической задачей государства, которая также терпит ряд недостатков. Основной проблемой является подтверждение тому, что не существует законодательной основы определения государственного финансового контроля, не закреплены основные понятия и полномочия органов контроля. Обилие контрольных органов порождает дублирование контрольных мероприятий и, как следствие, рост масштабов коррупционной среды. Также четко не прописаны санкции за нарушения бюджетного законодательства и др.
Применение отдельного планирования разных затрат и уменьшение статей затрат бюджета может помочь повысить эффективность органов финансового контроля разных уровней.
Если связать цели инструменты бюджета, это поможет решить некоторые проблемы в части оценки эффективности бюджетных средств и поможет избежать нецелевого использования средств.
Долгосрочные статьи затрат должны составляться с учетом целевых программ. Также бюджет должен быть составлен таким образом, чтобы финансировались услуги, а не конкретные предприятия, так называемая направленность бюджета на результат.
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами государства. Цель управления финансами – это финансовая устойчивость, которая проявляется в макроэкономическом балансе, в балансе между профицитом и дефицитом бюджета, а также в снижении государственного долга с целью социально-экономического развития и исполнения всех функций государства в сочетании с интересами всех членов общества.
В управление финансами объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему, а субъектами управления – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Управление государственными финансами осуществляется с помощью функциональных элементов, основными из которых являются: финансовое планирование, финансовое прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.
Управления государственными финансами представляется сложной системой, которая требует взаимодействие и координацию всех звеньев в совокупности. Построение системы управления государственными финансами невозможно без преодоления многочисленных препятствий, которые помогают эффективно развиваться финансовой системы России, т.к. их скорейшее решение и преодоление связано с улучшением и модернизации деятельности финансовых органов.
В связи с этим все более актуальным становится вопрос об эффективном управлении государственными финансами. Для достижения качественного управления государственными финансами необходимо повышение эффективности бюджетных расходов. Эффективность деятельности государства во многом определяется тем, как оно распоряжается государственными ресурсами, находящимися в его распоряжении. Одним из эффективных инструментов такого управления является государственный финансовый контроль, который имеет ряд проблем.
Активизация государственного финансового контроля является основной стратегической задачей государства, которая также терпит ряд недостатков. Основной проблемой является подтверждение тому, что не существует законодательной основы определения государственного финансового контроля, не закреплены основные понятия и полномочия органов контроля. Обилие контрольных органов порождает дублирование контрольных мероприятий и, как следствие, рост масштабов коррупционной среды. Также четко не прописаны санкции за нарушения бюджетного законодательства и др.
Поэтому, первым решением является принятие концепции ГФК, в которой были бы прописаны все положения и определения в сфере финансового контроля. Улучшение ГФК в РФ также видится в совершенствовании системы государственного финансового контроля и в повышении роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой устойчивости и безопасности государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 496 с
2. Васильева М. А., Корчагина А. С. Финансовый контроль в России / Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ», 28 апреля, 2011 г., Пермь.
3. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 687 с.
4. Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с. – (Университеты России).
5. Проект Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.
6. Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с. – (Университеты России).
7. Тосунян Г.А. Государственной управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие. – М.: Дело, 2004. – стр. 23.
Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 496 с: ил. – стр. 150.
Васильева М. А., Корчагина А. С. Финансовый контроль в России / Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ», 28 апреля, 2011 г., Пермь.
Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 687 с. – Стр. 56.
Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с. – (Университеты России). – Стр. 79.
Проект Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.
Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с. – (Университеты России). – Стр. 91.
Тосунян Г.А. Государственной управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие. – М.: Дело, 2004. – стр. 23.
Подъяблонская Л.М. Финансы: уч. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» / Л.М. Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. Стр. 120-121.
Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – Стр. 120.
Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с. – (Университеты России). – Стр. 92.
Подъяблонская Л.М. Финансы: уч. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» / Л.М. Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. Стр. 109.
Гриб С.Н., Давыдова И.В., Кузьмина И.Г., Лемескина Т.В., Макарова С.Н., Рожкова Э.С. Управление государственными и муниципальными финансами / Конспект лекций. – Красноярск, 2008.
Васильева М. А., Корчагина А. С. Финансовый контроль в России / Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ», 28 апреля, 2011 г., Пермь.
Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – Стр. 15.
Приложение №1 к Итоговому отчету по субпроекту RFTAP/QCBS/1/22 «Уточненное и дополненное Руководство по организации и осуществлению финансового контроля в системе органов исполнительной власти (проект)». – М., 2009.
Герасименко В.П., Рудская Е.Н. Финансы и кредит: Учебник. – М.: ИНФРА-М: Академ-центр, 2011. – (Высшее образование) – Стр. 40.
Афанасьев М.П. Модернизация государственных финансов. [ТЕКСТ] : учеб. пособие / Мстислав Афанасьев, Илья Кривогов; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом. ГУ ВШЭ, 2006. – 439, [1] с. – Прил.: с. 329-429. – Лит.: с. 430-439. – 1000 экз. – IBSN 5-7598-0437-5 (в пер.). – Стр. 264.
Исаев Э.А. На страже государственной казны [Электронные ресурсы] // Бюджет.RU [сайт], 2013. № 4. URL : http://bujet.ru/article/225356.php (дата обращения 27.04.2013).
Матвеева Т.Ю. Кругооборот продукта, расходов и доходов [Электронный ресурс] // Макроэкономика: Курс лекции для экономистов [сайт]. URL: http://www.ereport.ru/articles/macro/macro02.htm
Бюджетный процесс как инструмент эффективного управления / Под ред. Йосты Юнгмана. – Стокгольм: Правительственная канцелярия, 2005. – Стр. 196.
Итоги работы Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году и Основные направления деятельности в 2013 году / Официальное издание. Подписано в печать 01.02.2013 г.
Овсяников Л.Н. Государственный финансовый контроль: учреждения и возможности // Финансы. 2012. № 6. С.53-57.
Овсяников Л.Н. Государственный финансовый контроль: учреждения и возможности // Финансы. 2012. № 6. С.53-57.
Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации [Текст] / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 67-69.
38
Финансовая система Российской Федерации
Финансы физических и юридических лиц
Местные финансы
Государственные финансы
Государственный бюджет
Внебюджетные фонды
Финансы юридических лиц
Финансы физических лиц
Финансы некоммерческих организаций
Финансы коммерческих организаций
Финансы государственных предприятий, Финансы акционерных предприятий, Финансы арендных предприятий, Финансы частных предприятий и т.д.
Финансы предпринимателей без образования юридического лица
Финансы других физических лиц
Пенсионный фонд
Фонд социального страхования
Фонд обязательного медицинского страхования
Федеральный бюджет
Бюджеты субъектов Российской Федерации
Вторичные доходы
Вторая стадия распределения НД (перераспределение)
Первичные доходы
Первая стадия распределения НД
Валовой внутренний продукт (ВВП)
Фонд возмещения израсходованных средств производства
Национальный доход (НД)
Зарплата (доходы) всех категорий работников, занятых в сфере материального производства
Доходы предприятий сферы материального производства, а также косвенные налоги
Фонд накопления
Фонд капитальных вложений (инвестиций)
Фонд общественных резервов
Фонд страховых запасов
Фонд производственного накопления
Фонд потребления
Фонд оплаты по труду в производстве
Фонд оплаты работников государственного управления и обороны
Фонды социального страхования
Затраты на науку, образование, здравоохранение, культуру, искусство, другие затраты в непроизводственной сфере
Система управления государственными финансами
Субъект управления
Инструмент воздействия
Объект управления
Конечная цель
Финансовый институт
Финансовая политика
Система финансов
Финансовая устойчивость
Президент РФ
Парламент РФ
Правительство РФ
Министерство финансов РФ
Министерство экономического развития и торговли РФ
Центральный банк РФ
Счетная палата РФ
Федеральная служба по финансовым рынкам РФ
Принципы управления
Финансовое прогнозирование
Финансовое планирование
Финансовое программирование
Финансовое регулирование
Финансовый контроль
Финансовое законодательство
Финансовый мониторинг и анализ
Отношения по образованию и использованию бюджетных фондов
Отношения по образованию и использованию внебюджетных фондов
Отношения по образованию и использованию страховых фондов
Обеспечение условий эффективного использования капитала и ресурсов государственного и частного секторов экономики
Макроэкономическая сбалансированность
Профицит бюджетного плана
Отсутствие государственного долга
Повышение финансовой значимости в международном сообществе
2. Васильева М. А., Корчагина А. С. Финансовый контроль в России / Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ», 28 апреля, 2011 г., Пермь.
3. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 687 с.
4. Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с. – (Университеты России).
5. Проект Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.
6. Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с. – (Университеты России).
7. Тосунян Г.А. Государственной управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие. – М.: Дело, 2004. – стр. 23.
Вопрос-ответ:
Что такое государственные финансы?
Государственные финансы - это совокупность всех доходов и расходов государства, а также методы и инструменты их управления.
Как организовано управление государственными финансами в России?
Управление государственными финансами в России организовано через систему государственного управления, которая включает в себя различные органы и инструменты, такие как Министерство Финансов, Центральный банк и т.д.
Какие элементы включает управление государственными финансами?
Элементы управления государственными финансами включают финансовое планирование, финансовое прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.
Какие проблемы существуют в управлении государственными финансами в России?
В управлении государственными финансами в России существуют такие проблемы, как недостаточная прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств, отсутствие механизмов контроля за исполнением бюджета, коррупция и т.д.
Какие пути решения проблем управления государственными финансами существуют?
Для решения проблем управления государственными финансами можно использовать такие пути, как улучшение прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств, внедрение системы контроля за исполнением бюджета, борьба с коррупцией и др.
Что такое государственные финансы?
Государственные финансы - это система управления финансами государства, включающая в себя формирование, распределение и использование государственных доходов и расходов. Эта система позволяет государству обеспечивать свои функции и задачи, такие как социальная защита населения, развитие экономики и обеспечение безопасности.
Как организовано управление государственными финансами в России?
Управление государственными финансами в России осуществляется через систему государственных органов и организаций, включающую Министерство финансов Российской Федерации, Федеральную службу по финансовому мониторингу, федеральные казначейства и другие организации. Одной из главных преобладающих черт системы является централизованный характер управления, когда большинство финансовых решений принимается на федеральном уровне.
Какие проблемы существуют в управлении государственными финансами в России и какие пути их решения может найти государство?
В управлении государственными финансами в России существуют некоторые проблемы, такие как недостаточная прозрачность расходов, неполная и точная информация о состоянии финансовых ресурсов, неэффективное использование государственных средств и коррупция. Для решения этих проблем государство может внедрять более современные системы финансового управления и контроля, улучшать открытость финансовой отчетности, сокращать бюрократические процедуры и расширять механизмы контроля за использованием средств. Также важным фактором является развитие финансовой грамотности у граждан и повышение осведомленности общественности в вопросах финансового управления.