Лишний человек

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Русская литература
  • 1515 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 07.03.2014
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава I «Лишний человек» как феномен русской литературы 5
Глава II Печорин и Зилов: души, «испорченные» обществом 8
Заключение 15
Литература 16

Фрагмент для ознакомления

Вы пришли провести вечер – тихо, благородно, и вдруг такое безобразие. Так, что ли? Зачем вы пришли, скажите-ка лучше откровенно. Ну зачем?.. Молчите? А я вам скажу, зачем вы пришли. Вам нужна девочка – вот зачем вы сюда пожаловали [2; 255]. Здесь Зилов идёт дальше. Его оскорбительные обличения переходят на женщин, которых он обвиняет в продажности и разврате, чего Печорин себе не позволял. Его дворянское воспитание не позволяло хамить женщинам. Но оно позволяло ему бросать их, когда они перестали представлять для него интерес.Любовь и отношения с женщинами. Печорин беспощаден с женщинами. Натешившись с Бэлой, он остывает к ней, оставляет её. Когда она умирает, то бредит только Печориным, говорит только о том, что он разлюбил «своюджанечку». А что же Печорин? Автор в лице Максима Максимовича даёт исчерпывающий ответ о его реакции: «Он слушал её молча, опустив голову на руки; но только я во всё время не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою –не знаю; что до меня, то я ничего жальче этого не видывал» [6; 372]. Во время смерти Бэлы Печорин тоже ведёт себя не так, как обычно ведёт себя потерявший возлюбленную герой. Максим Максимыч прямо указывает на это: «…Я вывел Печорина вон из комнаты, и мы пошли на крепостной вал; долго мы ходили взад и вперёд рядом, не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно» [6; 374]. Далее Максим Максимыч говорит о том, что сам бы он «умер с горя». Печорин же, напротив, более чем спокоен, даже чертит что-то палочкой на земле. А реакция на попытку утешить и вовсе поражает доброго Максима Максимыча: Печорин смеётся! Рассказчик говорит: «…У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…» [6; 374]. Напомним, что в финальной сцене «Утиной охоты» Зилов ведёт себя похожим образом: его трясёт то ли смех, от которого «мороз по коже», то ли плач. Не только эти черты объединяют двух героев. Интересно, что бывшую любовницу Зилову, как и Печорина, зовут Верой. Обе Веры появляются в жизни своих возлюбленных уже после разрыва отношений, и обе понимают, что вернуть назад ничего не удастся. Зилов вообще не способен на длительные и верные отношения, подобно Печорину. Да, Зилов любит жену Галину, но он не хочет довольствоваться одной женщиной в своей жизни. Похожа его нестандартная реакция на поведение Печорина после смерти Бэлы (по своей нетипичности) в сцене, когда Галина уходит от него, а он раскрывает перед ней свою душу, рассказывая ей о своей любви, находясь по ту сторону закрытой двери. Когда выясняется, что его признание слушала не Галина, а Ирина, он быстро переключается, подтверждая, что эти слова относились к ней.Но больше всего Печорина и Зилова роднит произносимый ими монолог. В первом случае – это исповедь, произнесённая перед Мэри, во втором – монолог Зилова за дверью, адресованный Галине. Печорин говорит о том, что ему приходилось «хоронить лучшие чувства в душе», выражает свою скорбь по поводу утраты чистоты, искренности и любви к людям. О том же скорбит и Зилов (не зря его самые грубые выпады направлены против женщин, которых он также обвиняет в потере чистоты и преданности). Зилов в своём монологе как никогда близок Печорину: «Я сам виноват, я знаю. Я сам довёл тебя до этого… Я тебя замучил, но клянусь тебе, мне самому опротивела такая жизнь… Ты права, мне всё безразлично, всё на свете. Что со мной делается, я не знаю… Не знаю… Неужели у меня нет сердца?..» [2; 243].Оба героя ищут что-то важное в жизни, но это «важное» всё время ускользает от них, а жизнь в ответ на их поиски всё время поворачивается к ним самыми неприглядными сторонами. И сердце начинает черстветь, цинизм разрастается внутри, но так как эти люди – особенные, которым от Бога дано больше, чем другим, то и страданий на их долю достаётся больше. Поиски себя и справедливости, чистоты и веры заканчиваются горьким разочарованием. Именно к этой проблеме привлекали внимание соотечественников великие русские писатели, создатели образов «лишних людей», из которых могли бы вырасти прекрасные сыновья своей Родины. Но этого не происходит, о чём и повествуют нам роман «Герой нашего времени» и пьеса «Утиная охота», связанные между собой традицией и новаторством.ЗаключениеВ данной работе была сделана попытка последить общность душ двух «лишних людей» в русской литературе – Печорина и Зилова. Они не могут найти применения своим незаурядным способностям и оттого страдают. Это два рефлексирующих героя, пытающихся определить причины того, что с ними происходит. Печорин, например, указывает на то, что его «душа испорчена светом». Теперь в ней живёт безверие. Он не верит ни в любовь, ни в дружбу, ни в любовь, ни в подвиг. Скука царствует в ней, и жизнь, таким образом, теряет для него свою ценность.Примерно то же самое происходит и с Зиловым. Что окружает его? Лицемерие, эгоизм, поклонение материальным благам, принципу «ты – мне, я – тебе», существование людей по двойным стандартам: снаружи – по правилам приличия, а с изнанки – по правилам разврата. Этого не может перенести Зилов, который всё делает открыто. Он совершает ошибки, делает «неприличные» вещи, бросает вызов, но он не лицемерит, прячется, а потому презирает своё окружение.В воображаемой сцене Зилова, когда он представляет разговор Галины и Ирины, есть следующая важная фраза: «Мы прожили с ним шесть лет, но я его так и не поняла» [2; 182]. Печорин также остался непонятым до конца. Есть в русских, находящихся в постоянной рефлексии, интеллигентах некая загадка, не дающая покоя ни им самим, ни обывателям, их окружающим. А это значит, что есть лишний повод ещё обратиться к великой русской литературе с тем, чтобы лучше понять не только этих героев, но и самих себя.ЛитератураАшукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М.: Художественная литература, 1987.Вампилов А. Утиная охота//Утиная охота: Пьесы/ Вступ. ст. Б. Сушкова; Рис. О. Нефёдова. – М.: Детская литература, 2003.Журавлёва А. И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 288 с. Иванов В. В. Борозды и межи, 1916.Кореньков А. В. Герой нашего времени//// Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000.Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени// Лермонтов М. Ю. Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени. – М.: Художественная литература, 1984. – 479.Сушков Б. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. – М.: Советская Россия, 1989.Удодов Б. Т. Герой нашего времени//Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В. А. Мануйлов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 784 стр. с илл. В. надзаг.: Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Научно-редакционный совет издательств.

Литература
1. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М.: Художественная литература, 1987.
2. Вампилов А. Утиная охота//Утиная охота: Пьесы/ Вступ. ст. Б. Сушкова; Рис. О. Нефёдова. – М.: Детская литература, 2003.
3. Журавлёва А. И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 288 с.
4. Иванов В. В. Борозды и межи, 1916.
5. Кореньков А. В. Герой нашего времени//// Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000.
6. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени// Лермонтов М. Ю. Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени. – М.: Художественная литература, 1984. – 479.
7. Сушков Б. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. – М.: Советская Россия, 1989.
8. Удодов Б. Т. Герой нашего времени//Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В. А. Мануйлов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 784 стр. с илл. В. надзаг.: Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Научно-редакционный совет издательств.

Вопрос-ответ:

Какую тему затрагивает статья?

Статья затрагивает тему "Лишний человек" в русской литературе.

Что значит быть "лишним человеком"?

Быть "лишним человеком" означает не вписываться в общество или не иметь роли в нем, чувствовать себя изолированным и ненужным.

Какие главные герои обсуждаются в статье?

В статье основное внимание уделено Печорину и Зилову, двум героям с испорченными душами, которых общество отвергает.

Как общество влияет на Печорина и Зилова?

Общество оказывает негативное влияние на Печорина и Зилова, испорчивая их души и причиняя страдания.

Что означает выражение "Зилов идет дальше"?

Выражение "Зилов идет дальше" обозначает, что Зилов переходит от оскорблений в свой адрес к оскорблениям в адрес женщин, обвиняя их в различных прегрешениях.

Какой феномен русской литературы рассматривается в статье?

В статье рассматривается феномен "лишнего человека" в русской литературе.

Кто олицетворяет феномен "лишнего человека" в романе "Герой нашего времени"?

Феномен "лишнего человека" олицетворяется главным героем романа, Печориным.

Какие главные черты характеризуют Печорина и Зилова в романе "Герой нашего времени"?

Печорин и Зилов оба имеют испорченные души и страдают из-за влияния общества на свою жизнь.