Этика и социальная ответственность бизнеса.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Менеджмент
  • 2929 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 27.06.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Теоретические основы этики и социальной ответственности бизнеса
1.1. Истоки этики и социальной ответственности бизнеса
1.2. Особенности реализации концепции социально-ответственного бизнеса в России
2. Оценка этики социальной ответственности компании ВР
2.1. Характеристика деятельности ВР
2.2. Реализация этики и социальной ответственности в деятельности ВР
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В результате аварии погибло 15 человек и ещё 170 получили травмы. Компания объявила о выплате более $700 млн пострадавшим и семьям погибших в результате аварии.
Произошедший в июле 2005 года ураган «Деннис» нанёс серьёзный ущерб операциям BP в Мексиканском заливе. Стихия нанесла серьёзный ущерб нефтедобывающей платформе Thunder Horse, одной из крупнейших в мире, построенной BP совместно с ExxonMobil. В результате воздействия урагана платформа накренилась на 30°, расходы на её восстановление составили около $100 млн. 20 апреля 2010 года на арендованной BP у компании Transocean полупогружной нефтяной платформе Deepwater Horizon, работавшей в центральной части Мексиканского залива южнее штата Луизиана (США), произошёл взрыв. В результате последовавшего пожара, борьба с которым была безуспешна, 11 человек погибло и ещё 17 ранено; 22 апреля платформа затонула. Свободное истекание нефти из скважины, на которой до катастрофы работала платформа, повлекло за собой крупнейшую экологическую катастрофу: в день из скважины, находящейся на глубине около 1,5 км, в воду выливалось до 1000 т нефти.
Нефтяное пятно, площадь которого приближалась к 1000 км², привело к серьёзному загрязнению побережья Луизианы и других штатов США. Ряд экспертов оценивали размер нанесённого ущерба в сумму до $37 млрд.Ко 2 июня 2010 года попытки прекратить выброс нефти оставались безуспешными. К этому времени компания потеряла треть своей рыночной капитализации (с момента аварии она снизилась со $180 млрд до $115 млрд); расходы на операцию по очистке превысили $760 млн.
К середине июня 2010 года безуспешные попытки справиться с последствиями аварии и все громче раздающиеся требования многомиллиардной компенсации нанесённого ущерба привели к резкому падению рейтингов BP: агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг компании на целых шесть ступеней — с АА (высокая надежность) до ВВВ (только на две позиции выше «бросового» уровня).
В июле было объявлено о том, что глава BP Тони Хейворд осенью уйдёт в отставку, что также связывалось с катастрофой на Deepwater Horizon. В начале августа 2010 года стало известно о том, что утечку нефти удалось практически полностью остановить. Также было объявлено о том, что в силу естественных причин или благодаря усилиям по утилизации 75 % разлитой нефти исчезло с поверхности Мексиканского залива.
BP заранее стала готовиться к возможным многомиллиардным затратам на ликвидацию всех последствий катастрофы, в частности, начав распродажу своего имущества. В июле 2010 года компания объявила о продаже газовых активов и газоперерабатывающих заводов американской компании Apache за $7 млрд. Позднее компания создала фонд Gulf Coast Claims Facility (GCCF), из которого осуществляется компенсирование ущерба. Всего в данном фонде было зарезервировано $20 млрд.5 января 2011 правительственная комиссия США, созданная по инициативе Президента Обамы, назвала причиной катастрофы сокращение компанией ВР и ее партнерами средств на обеспечение безопасности добычи нефти..
В апреле 2011 года BP подала судебные иски на сумму $40 млрд к трём компаниям, которые, по её мнению, стали виновниками аварии на платформе: Transocean (владельцу и оператору Deepwater Horizon), Halliburton (спроектировавшей цементную «пломбу» для скважины) и Cameron (изготовителя не сработавшего устройства для блокировки скважины в случае происшествий). Месяцем спустя японская компания Mitsui & Co, которая являлась совладельцем проекта, в рамках которого работала платформа Deepwater Horizon, объявила о выплате компенсации в размере $1,1 млрд в пользу BP
Нефтяная компания BP, выступающая ответчиком по сотням исков в связи с аварией в Мексиканском заливе в апреле этого года, уведомила в понедельник суд о том, что она отказывается от верхнего предела в 75 миллионов долларов по возмещению ущерба пострадавшим. Предельный уровень возмещения ущерба в 75 миллионов долларов установлен федеральным законом «О нефтяном загрязнении» от 1990 года, но, как отмечается в документах, направленных в суд, компания, отказываясь признать обвинение в халатности, не намерена настаивать на ограничении выплат.
Компании была отведена неделя на то, чтобы дать ответ по вопросу о намерении воспользоваться соответствующим положением закона. Представитель истцов в суде выразил свое удовлетворение в связи с заявлением BP, но, по его мнению, отказ компании признать вину в грубой халатности может свидетельствовать о попытке избежать штрафных убытков. В Федеральном суде восточного округа Луизианы в Новом Орлеане на рассмотрении находится более 300 исков, объединенных в одно производство. Судья Карл Барбье не исключает, что первые пробные слушания по искам могут пройти уже в июне 2011 года. Решение об объединении в одно производство дел по аварии на нефтяной скважине в Мексиканском заливе, находящихся на рассмотрении в судах пяти штатов, было принято на заседании специальной судебной коллегии в августе.
Заключение

Сегодня изменяются сущность бизнеса и представления о его целях и основных функциях, переформулируется социальная ответственность предпринимательства в российской ситуации, насущной и непростой задачей становится достижение социальной справедливости в условиях рынка. Стратегии социального действия отечественных бизнесменов определяются целым комплексом объективных и субъективных факторов, детерминируя, в свою очередь, специфику социального портрета современного российского предпринимателя. Быстрыми темпами идет развитие третьего сектора, бизнес все чаще оказывается связанным с созданием рабочих мест для слабозащищенных групп населения, организацией или спонсированием социальных услуг, участием в конкурсах на инвестиции в социально-значимые проекты.
В российских условиях социальная ответственность бизнеса реализуется скорее как реакция на необходимость решения накопившихся острых социальных проблем. Сложившаяся в постперестроечное время ситуация способствовала углублению разрыва между богатыми и бедными, слабости гражданского общества, разочарованию в способности государства выполнять свои функции. Результатом стали изменения в продолжительности жизни, состоянии здоровья граждан, рост общей пассивности населения и таких негативных явлений как алкоголизм, наркомания, преступность.
Необходимость достижения конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации и активного развития зарубежных стран, повышения инвестиционной привлекательности, перехода к инновационной экономике с активной социальной составляющей, центром которой является человек и человеческий капитал, ставит перед Россией новые задачи развития. Конкурентоспособность национальной и региональной экономики в современных условиях все больше определяется не природными, а социальными факторами.
Общество влияет на эффективность деятельности бизнеса качеством рабочей силы, уровнем покупательской способности. Благоприятное социальное окружение способствует развитию бизнеса, который обеспечивает рабочие места, повышает качество товаров и услуг, выплачивает налоги и способствует социально-экономическому развитию страны. Взаимообусловленность общества и бизнеса предполагает объективный выбор бизнеса в пользу социально ориентированной экономической стратегии. Стабилизация экономических процессов в России выдвигает проблемы управления социальным развитием на передний план, особенно с пониманием того факта, что социальная ответственность может приносить выгоды для компаний.
Формы и уровень корпоративной социальной ответственности в большей степени определяются субъективным мнением менеджеров и носят спорадический характер. В российских компаниях преобладают мотивы благотворительности, вызванные личными амбициями менеджеров, что не стимулирует формирование системы корпоративной социальной ответственности.
В мировой практике ситуация друга. Ярким примером является компания ВР. Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе обернулся крупнейшей экологической катастрофой в истории США. Остановить образовавшуюся утечку нефти удалось лишь к 4 августа. В результате аварии погибли 11 человек, в воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании TransOcean. Американские корпорации Halliburton Energy Services и Cameron International принимали непосредственное участие в подготовке платформы к работе. На момент аварии ею управляла BP.
Список литературы

Ивченко С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С.Ивченко, М. Либоракина, Т. Сиваева. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2008.
Гришаев С. В., Немировский В. Г. Социальный портрет молодого предпринимателя // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 41.
Загорулько Н.М. Проблема оценки экономической эффективности корпоративной благотворительности / Под ред. О.Л. Лейкинда. - СПб.: Лики России, 2008. - С. 463-472.
Иншаков О.В. Социальная ответственность как императив институционального механизма адаптации предприятия к рыночным условиям хозяйствования / О.В. Иншаков, Н.Н. Лебедева, Г.Г. Набиев. - Волгоград: ВолГУ,2011.
Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В. А. Канке. - М.: Логос, 2009.
Корчагин А.В. Социализация российского бизнеса в современных условиях // Управление экономической и социальной сферой: вопросы теории и практики. – М.: Издательство «Перспектива», 2007.
Макарычев М. "ВР" оценила убытки от прошлогодней аварии в Мексиканском заливе в 40 миллиардов долларов // Российская газета - Федеральный выпуск №5378
Овчарова Л.Н. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? - М.: НИСП, 2007.
Перегудов С. Корпоративное гражданство как современная форма социальной инженерии // Мировая экономика и международные отношения. - №6. 2005.
Родионова Е.В. Становление социальной ответственности // История государства и права, 2009, N 18
Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / Под ред. СЕ. Литовченко, М.И. Корсакова. - М.: Ассоциация менеджеров, 2009.
Фещенко В. Попались на баррелях (Президентская комиссия в США назвала виновных в аварии в Мексиканском заливе) // Российская газета - Федеральный выпуск №5381

Ивченко С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С.Ивченко, М. Либоракина, Т. Сиваева. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2008. с. 59
Родионова Е.В. Становление социальной ответственности // История государства и права, 2009, N 18
Иншаков О.В. Социальная ответственность как императив институционального механизма адаптации предприятия к рыночным условиям хозяйствования / О.В. Иншаков, Н.Н. Лебедева, Г.Г. Набиев. - Волгоград: ВолГУ,2011 с. 99
Иншаков О.В. Социальная ответственность как императив институционального механизма адаптации предприятия к рыночным условиям хозяйствования / О.В. Иншаков, Н.Н. Лебедева, Г.Г. Набиев. - Волгоград: ВолГУ,2011 с. 102
Загорулько Н.М. Проблема оценки экономической эффективности корпоративной благотворительности / Под ред. О.Л. Лейкинда. - СПб.: Лики России, 2008. - С. 463-472.
Фещенко В. Попались на баррелях (Президентская комиссия в США назвала виновных в аварии в Мексиканском заливе) // Российская газета - Федеральный выпуск №5381
Фещенко В. Попались на баррелях (Президентская комиссия в США назвала виновных в аварии в Мексиканском заливе) // Российская газета - Федеральный выпуск №5381
Макарычев М. "ВР" оценила убытки от прошлогодней аварии в Мексиканском заливе в 40 миллиардов долларов // Российская газета - Федеральный выпуск №5378
Фещенко В. Попались на баррелях (Президентская комиссия в США назвала виновных в аварии в Мексиканском заливе) // Российская газета - Федеральный выпуск №5381
Макарычев М. "ВР" оценила убытки от прошлогодней аварии в Мексиканском заливе в 40 миллиардов долларов // Российская газета - Федеральный выпуск №5378
Макарычев М. "ВР" оценила убытки от прошлогодней аварии в Мексиканском заливе в 40 миллиардов долларов // Российская газета - Федеральный выпуск №5378
Фещенко В. Попались на баррелях (Президентская комиссия в США назвала виновных в аварии в Мексиканском заливе) // Российская газета - Федеральный выпуск №5381












29



ТНК-ВР Лимитед

ВР

Альфа, Аксесс / Ренова

95%

100%

4%

96%

100%

100%

50%

50%

ТНК Оверсиа Лимитед 100%

Славнефть ок.50%

ЛИНК (Украина) 95%

ТНК-ВР Коммерс (Украина) 100%

ТНК-ВР Интернешнл Лимитед

РУСИА Петролиум 63%

ТНК Индастриал Холдинг Лимитед

Сбыт

Переработка

Добыча

ТНК-ВР Холдинг

ТНК-ВР Менеджмент

ТНК-ВР Финанс С.А.

Новый Инвестменст Лимитед 100%

Мартанко Холдингс Ко. Лимитед 100%

Список литературы

1Ивченко С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С.Ивченко, М. Либоракина, Т. Сиваева. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2008.
2Гришаев С. В., Немировский В. Г. Социальный портрет молодого предпринимателя // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 41.
3Загорулько Н.М. Проблема оценки экономической эффективности корпоративной благотворительности / Под ред. О.Л. Лейкинда. - СПб.: Лики России, 2008. - С. 463-472.
4Иншаков О.В. Социальная ответственность как императив институционального механизма адаптации предприятия к рыночным условиям хозяйствования / О.В. Иншаков, Н.Н. Лебедева, Г.Г. Набиев. - Волгоград: ВолГУ,2011.
5Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В. А. Канке. - М.: Логос, 2009.
6Корчагин А.В. Социализация российского бизнеса в современных условиях // Управление экономической и социальной сферой: вопросы теории и практики. – М.: Издательство «Перспектива», 2007.
7Макарычев М. "ВР" оценила убытки от прошлогодней аварии в Мексиканском заливе в 40 миллиардов долларов // Российская газета - Федеральный выпуск №5378
8Овчарова Л.Н. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? - М.: НИСП, 2007.
9Перегудов С. Корпоративное гражданство как современная форма социальной инженерии // Мировая экономика и международные отношения. - №6. 2005.
10Родионова Е.В. Становление социальной ответственности // История государства и права, 2009, N 18
11Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / Под ред. СЕ. Литовченко, М.И. Корсакова. - М.: Ассоциация менеджеров, 2009.
12Фещенко В. Попались на баррелях (Президентская комиссия в США назвала виновных в аварии в Мексиканском заливе) // Российская газета - Федеральный выпуск №5381

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы этики и социальной ответственности бизнеса можно выделить?

Основными принципами этики и социальной ответственности бизнеса являются принцип уважения к правам и интересам всех заинтересованных сторон, принцип справедливости, принцип доверия и ответственности.

Что такое социально ответственный бизнес?

Социально ответственный бизнес – это подход к ведению бизнеса, при котором компания учитывает влияние своей деятельности на общество и окружающую среду, принимает ответственность за свои действия и стремится к улучшению социальных и экологических условий жизни.

В чем заключается истоки этики и социальной ответственности бизнеса?

Истоки этики и социальной ответственности бизнеса можно найти в различных философских и этических теориях, а также в религиозных и нравственных учениях. Кроме того, возникновение этики и социальной ответственности бизнеса связано с общественными изменениями и экономическим развитием.

Каким образом концепция социально ответственного бизнеса реализуется в России?

В России концепция социально ответственного бизнеса реализуется через проведение благотворительных акций, спонсорскую поддержку различных общественных и культурных инициатив, а также через внедрение программ по экологической безопасности и социальному развитию.

Какая деятельность характеризует компанию ВР?

Компания ВР занимается производством и продажей нефтепродуктов, включая бензин, дизельное топливо и другие виды топлива. Она также имеет свои нефтеперерабатывающие заводы и нефтяные скважины.

Какие основы лежат в основе этики и социальной ответственности бизнеса?

Основами этики и социальной ответственности бизнеса являются набор принципов и ценностей, которые регулируют поведение компаний и организаций в отношении своих сотрудников, клиентов, общества и окружающей среды. В основе этики лежат универсальные моральные принципы, такие как честность, уважение к правам человека, ответственность и справедливость. Социальная ответственность бизнеса предполагает активное участие компаний в решении социальных и экологических проблем, внесение позитивного вклада в общество.

Какие истоки можно выделить в этике и социальной ответственности бизнеса?

Истоки этики и социальной ответственности бизнеса можно найти в различных философских и моральных традициях. Некоторые истоки можно проследить в древних религиозных учениях, где обращалось внимание на заботу о ближнем и справедливость. В XIX веке появилась первая теория этики бизнеса, провозглашающая нужность сочетания экономической эффективности и морального поведения. Со временем этика и социальная ответственность бизнеса стали активно развиваться и включать в себя широкий спектр принципов и практик.

В чем особенности реализации концепции социально ответственного бизнеса в России?

В России реализация концепции социально ответственного бизнеса имеет свои особенности. Во-первых, в условиях переходного периода и экономических изменений некоторые компании не всегда придерживаются принципов социальной ответственности, отдавая приоритет экономическим выгодам. Во-вторых, для многих компаний отсутствие ясной культуры социальной ответственности и непрозрачность в деятельности создают испытания в процессе ее реализации.