Деятельность органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 7171 страница
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 29.05.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного управления сферой культуры в России 7
1.1 Основные понятия государственной политики в сфере культуры 7
1.2 Нормативно-правовая основа реализации государственной политики в сфере культуры в России 16
1.3 Зарубежный опыт государственного управления сферой культуры 25
Глава 2. Анализ деятельности органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере культуры 32
2.1 Проблемы государственной политики в сфере культуры на современном этапе 32
2.2 Деятельность Министерства культуры РФ в области реализации государственной политики в сфере культуры 48
2.3 Анализ деятельности органов власти Санкт-Петербурга по реализации государственной политики в сфере культуры 53
Глава 3. Перспективы и пути оптимизации деятельности органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере культуры 56
3.1 Перспективные направления совершенствования государственной политики в сфере культуры на современном этапе: роль органов государственного управления 56
3.2 Рекомендации по повышению эффективности деятельности органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге 61
Заключение 65
Библиографический список 68

Фрагмент для ознакомления

Поэтому в следующей главе будет предпринята попытка систематизации нынешних сложностей в культурной политике, а также предложены пути их реформирования.

2.3 Анализ деятельности органов власти Санкт-Петербурга по реализации государственной политики в сфере культуры

Документ, определяющий приоритеты петербургской культурной политики, был принят Правительством Санкт-Петербурга 7 февраля 2012 года. Цели Программы - сохранение культурно-исторического наследия города, поддержка одаренных детей и талантливой молодежи, развитие современного искусства и событийного туризма. Программа призвана решить многие задачи. Важнейшая из них - социализация петербургской культуры, обеспечение равного доступа к культурным ценностям всех жителей нашего города, продвижение культуры в спальные районы, отдаленные от исторического центра. Программа также предусматривает повышение уровня и расширение масштаба международных мероприятий в сфере культуры и искусства, которые проходят в Северной столице.
Как указывалось в Программе, в последнее десятилетие в культуре Санкт-Петербурга произошли значительные положительные, порой даже прорывные изменения. Эти процессы были во многом простимулированы заметным усилением культурного фактора в политике администрации Санкт-Петербурга, усиленным вниманием к Санкт-Петербургу федеральных властей, несомненно, повысившейся активностью самой сферы культуры. При этом с учетом степени происшедших изменений необходимо констатировать, что многие проблемы петербургской культуры существуют десятилетиями, носят системный характер и не могут быть решены в короткие сроки. Необходимы качественные изменения в их осмыслении обществом и властными структурами. Потребность в разработке Программы определена наличием нерешенных проблем в сфере культуры, стремлением сохранить высокие темпы развития петербургской культуры, а при возможности и увеличить их, модернизировать принципы и механизмы функционирования культуры.
Направления реализации Программы базируются на приоритетных направлениях развития культурной сферы города на 2012-2014 годы, они определены в Концепции. Данные направления предусматривают поиск решения следующих задач:
обеспечение устойчивости развития сферы культуры в Санкт-Петербурге, развитие инфраструктуры сферы культуры в Санкт-Петербурге;
формирование имиджа культуры как основного конкурентного преимущества Санкт-Петербурга, закрепление и развитие бренда «Санкт-Петербург – культурная столица», а также разработка иных имиджевых брендов Санкт-Петербурга;
сохранение культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга;
развитие комплекса масштабных культурных событий и мероприятий всероссийского и мирового уровня;
развитие современного искусства, модернизация творческой жизни Санкт-Петербурга;
поддержка одаренных детей, продвижение талантливой молодежи, повышение образовательной роли культуры в Санкт-Петербурге;
социализация культуры: повышение уровня доступности и востребованности культуры в Санкт-Петербурге;
развитие творческих индустрий, инноваций в культуре и искусстве;
поддержка негосударственного сектора петербургской культуры, развитие государственно-частного партнерства, а также иных форм взаимодействия государства, бизнеса и структур гражданского общества по вопросам поддержки и развития сферы культуры в Санкт-Петербурге;
повышение общего уровня культуры петербуржцев, бытовой культуры горожан.
Все направления развития сферы культуры в Санкт-Петербурге реализуются Комитетом по культуре и другими исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в тесном взаимодействии с Общественным советом Санкт-Петербурга, созданным распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 18.10.2000 № 1114-р, общественными объединениями, творческими организациями и союзами, Советом по культуре и искусству при Губернаторе Санкт-Петербурга, созданным постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 10.02.2011 № 2-пг.

Глава 3. Перспективы и пути оптимизации деятельности органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере культуры

3.1 Перспективные направления совершенствования государственной политики в сфере культуры на современном этапе: роль органов государственного управления

Необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов экономического характера. Такая ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социальное самочувствие населения.
В связи с этим видится очень важным осуществить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения.
Поскольку основным ресурсом создания условий для оказания услуг в области культуры и гарантией их предоставления является деятельность учреждений культуры и искусства, необходимо осуществить мероприятия, направленные на модернизацию сети указанных учреждений в соответствии с разграничением полномочий всех уровней власти, обеспечить разработку нормативной правовой и методической базы, регулирующей преобразование инфраструктуры отрасли и системы ее управления в соответствии с требованиями административной реформы и реформы местного самоуправления. Необходимо предусмотреть принятие правовых актов, закрепляющих гарантии и условия обеспечения населения услугами организаций культуры, в том числе социальные нормы и модельные стандарты межпоселенческих библиотек, учреждений культуры клубного типа, музеев, детских школ искусств, а также документы, определяющие порядок и объемы предоставления услуг в области культуры на приграничных территориях.
В целях выравнивания обеспечения населения услугами в области культуры необходимо разработать нормативы обеспеченности населения организациями культуры с учетом нового административного деления (сельские и городские поселения, муниципальные районы, городские округа).
Кроме того, потребность в разработке научно обоснованного, теоретического подхода к проблеме управления отраслью культуры можно определить важной ролью, которую этот вид деятельности играет в развитии, совершенствовании и эффективности деятельности отрасли культуры.
В самом общем виде стратегия управления представляет собой комплексный подход к определению целей организации, согласование этих целей с ресурсами отрасли. Такой подход основывается на постоянном использовании информации, поступающей извне, и наличии четкой системы планирования и контроля, способной быстро и адекватно реагировать на изменение целей и условий их достижения.
Отсюда становится ясно, что стратегию управления можно рассматривать в качестве комплекса принципов, критериев и правил, которыми организация или ведомство руководствуются в своей деятельности. В соответствии со своими функциями они объединяются в группы, которые используются для различных задач. Во-первых, для оценки результатов деятельности в настоящем и будущем. Во-вторых, для наиболее оптимального формирования отношений отрасли с внешней средой - в частности, как отрасль культуры реагирует на различные изменения приоритетов в сфере, например, профессионального обучения или, иными словами, как соотносятся социальная и культурная системы, как они реагируют на общественные изменения, изменения социальных программ и т.д. В-третьих, для выработки организационной концепции, т.е. системы отношений и норм функционирования отрасли. И в-четвертых, при разработке основных оперативных приемов, которыми оно руководствуется в своей повседневной деятельности.
Представляется необходимой разработка Стратегии культурной политики с учетом конституционных прав граждан и культурно-исторических особенностей страны. Основные векторы культурной политики предполагают формирование новой парадигмы мышления у всех субъектов культурной деятельности, обусловленное социально-экономическими и агломерационными процессами, в том числе реализацией важнейших государственных проектов и необходимостью создания нового культурного пространства страны.
Идеология развития России должна включать в себя мощный социально-культурный компонент, предлагающий лучшие стандарты жизни и равные условия для реализации внутреннего творческого потенциала и культурных запросов социума и отдельных личностей, творцов.
Реализация основных задач культурной политики Российской Федерации должна осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
Идентичность. Формирование регионального культурного самоопределения жителей страны. Формирование культурной идентичности страны в мировом масштабе и культурной самоидентификации различных сообществ, групп и индивидов, что должно является приоритетным направлением культурной политики в условиях глобализации. В процессах сближения и интеграции различных социально-культурных и национально-этнических общностей потребность в определении собственной культурной идентичности страны приобретает особую актуальность и способствует идентификации населения с уникальным образом России.
Представляется необходимой также разработка проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества с зарубежными странами.
Государственная культурная политика должна быть направлена на содействие возникновению инновационных моделей мышления и развитию креативного потенциала России.
Приоритетным в совершенствовании государственной культурной политике должно стать сохранение, развитие и модернизация сети учреждений культуры.
Стратегию управления можно рассматривать в качестве комплекса принципов, критериев и правил, которыми организация или ведомство руководствуются в своей деятельности. В соответствии со своими функциями они объединяются в группы, которые используются для различных задач. Во-первых, для оценки результатов деятельности в настоящем и будущем. Во-вторых, для наиболее оптимального формирования отношений отрасли с внешней средой - в частности, как отрасль культуры реагирует на различные изменения приоритетов в сфере, например, профессионального обучения или, иными словами, как соотносятся социальная и культурная системы, как они реагируют на общественные изменения, изменения социальных программ и т.д. В-третьих, для выработки организационной концепции, т.е. системы отношений и норм функционирования отрасли. И в-четвертых, при разработке основных оперативных приемов, которыми оно руководствуется в своей повседневной деятельности.
Управленческие решения Министра культуры РФ должны выявлять строго определенные направления и возможности развития отрасли и исключает все другие возможности как несовместимые с данной стратегией управления
Поскольку стратегия управления сферой культуры состоит не в том, чтобы пытаться привести внешние условия в соответствие с планом действий, а в том, чтобы намеченный план управления скорректировать в соответствии с внешними условиями и обстоятельствами, то успешное руководство можно определить как способность решить эту задачу. И это обстоятельство тем более важно, что условия функционирования отрасли культуры могут меняться столь радикально, что исходные основания, на которых базировалась ее деятельность и соответственно строилась стратегия, оказываются совсем не соответствующими новым условиям и предъявляемым требованиям к отрасли. Поэтому важнейшим качеством стратегического мышления в управлении сферой культуры является его гибкость.





3.2 Рекомендации по повышению эффективности деятельности органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге

Приоритетным направлением государственной культурной политики в настоящее время является помощь членам общества в адаптации к меняющимся условиям общественной жизни средствами культуры (прежде всего массовой), совершенствование технологического, кадрового, организационного обеспечения этой сферы. Если говорить другими словами, то в России должна быть сформирована современная индустрия культуры, которая обеспечивает массовую аудиторию качественной культурной информацией и помогает ей применить полученные сведения с пользой для каждого члена общества и для общества в целом. Эта задача должна решаться на основе максимально эффективного использования существующих учреждений культуры и средств массовой информации. Конечной целью является формирование в России современного информационного общества, достойно вписывающегося в мировое информационное пространство.
В условиях переходного общества культурная политика должна быть социально ориентированной и опираться на межотраслевое взаимодействие. Следует также отказаться от устаревшей практики строить культурную политику на основе усредненных показателей. Она должна быть дифференцированной.
Во-первых, необходимо четко разделять стратегии поддерживающие (сохранение и развитие существующих институтов и объектов культуры) и модернизирующие (продвижение организационных, технологических, культурно-информационных нововведений). Это поможет лучше организовать функционирование соответствующих учреждений культуры и органов отраслевого управления.
Во-вторых, стратегические решения дифференцируются в зависимости от степени готовности регионов к модернизационным преобразованиям. Учет специфики регионов — с «зонами роста», с «точками роста» и «депрессивные» — позволяет строить адресные программы.
Рационализация государственной культурной политики тем более важна, что в России сегодня систематическим комплексным решением представленных выше проблем не занимается ни одно ведомство. Чтобы они эффективно решались, прежде всего следует отказаться от порочной практики пренебрежительного отношения к сфере культуры и ее финансирования «по остаточному принципу». Следует уделить особое внимание разработке критериев отбора приоритетных стратегических направлений в решении социально значимых культурных проблем. Это поможет преодолеть сложившуюся сегодня практику принятия случайных, бессистемных, несогласованных друг с другом решений.
Исходя из этих целей, основными стратегическими направлениями культурной политики Российской Федерации должны стать:
Оптимизация имущественных отношений в сфере культуры, прежде всего в области культурного наследия (повышение эффективности его использования и усиление мер по его сохранению).
Оптимизация применения в сфере культуры законодательных норм, разграничивающих полномочия федерального центра и субъектов Российской Федерации и регулирующих деятельность органов местного самоуправления; иными словами — обеспечение реального единства культурного пространства страны.
Поддержка деятельности общественных структур, способствующих созданию механизмов саморегуляции творческих и общекультурных процессов, постепенный отказ от прямого участия государства в освоенных этими структурами сферах деятельности, использование их в качестве экспертного ресурса при подготовке решений на государственном уровне.
Последовательное увеличение роли и удельного веса программных методов управления и финансирования отрасли, что позволит придать реализации культурной политики системный характер и повысить эффективность бюджетного финансирования, ориентируя его на конкретный результат.
Необходимая адаптация норм бюджетного, налогового, земельного кодексов, а также таможенного законодательства к специфике деятельности учреждений культуры и творческих организаций с целью избежать избыточной коммерциализации культуры, обеспечить социальную доступность основных услуг в сфере культуры и поддержать некоммерческие инновационные проекты.
Создание и развитие на всей территории России сети базовых центров и учреждений культуры и массовых коммуникаций, соответствующих по своим техническим параметрам европейским стандартам и способных обеспечить единый уровень обслуживания во всех регионах страны.
Все это имеет прямое отношение к имиджу России и ее культуры в других странах. Он сегодня не лишен позитивного характера, однако в нем преобладают мотивы, связанные с традицией и наследием. Между тем нужно дополнить этот имидж чертами современной российской культуры — смелой, актуальной, восприимчивой к новациям и эксперименту. Такая культура непременно включает современное искусство, дизайн, современные формы интерпретации наследия и новые высокотехнологичные отрасли (компьютерные, медиа и др.).
В этом контексте особенно важна деятельность по поддержке и распространению русского языка в других странах. Сегодня проводится целый ряд мероприятий, присуждаются литературные премии русскоязычным писателям, организуются конкурсы дикторов, обмен студентами и летние школы для славистов разных стран. Однако эта деятельность нуждается в расширении и большей нацеленности на конечный результат — повышение международного престижа России.





Заключение

В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации в качестве стратегических целей культурной политики государства зафиксированы: развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения. Данные положения нашли подтверждение и в таком важном на данный момент документе как проект Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы.
Историческая преемственность культуры – объективная закономерность, действующая на протяжении всех эпох развития общества. Она способствует передаче достижений и ценностей, опыта и навыков от одного поколения к другому, создает непрерывность культурно-созидательной деятельности человечества, обеспечивает взаимозависимость и цельность мировой культуры.
В настоящее время государственная культурная политика России имеет много проблем, среди которых надо отметить утрату роли культуры как инструмента, который бы формировал мировоззрение людей в интересах государства. Проблемой является и отсутствие культурных проектов европейского уровня, вся сфера культуры и искусства остается в последние почти двадцать лет в положении стагнации. Больше не происходит подлинных открытий и откровений в сфере культуры.
Население России очень неоднородно обеспечено услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов экономического характера, а такой приоритет как важность сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России обусловлен историческими факторами развития российского государства и народа.
Серьезно стоят проблемы законодательства, которое требует реформирования. Большие надежды возлагаются на находящейся сейчас в разработке новый закон «О культуре».
Очень важным направлением российской политики в сфере культуры и искусства является международная деятельность. Так, основными целями российской внешней культурной политики является формирование благоприятного и объективного образа России в мире, что отражено в главном документе в данной сфере – Основных направлениях работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами. Это стало первой попыткой российских властей концептуализировать сове культурное сотрудничество с внешним миром. Географическим приоритетом международного культурного сотрудничества провозглашаются страны СНГ и Балтии, что говорит и специфике проводимой Россией политики. Подобные узкие географические приоритеты сказываются и на распределении финансирования – на страны постсоветского пространства приходится значительно больше средств, несмотря на то, что сотрудничество, в частности, со странами Запада должно также быть высокого оценено российскими властями. Это приводит к тому, что большинство культурных мероприятий проходит без участия министерства иностранных дел России и Росзарубежцентра и финансируется частными организациями и лицами.
На протяжении 1990-х годов наблюдает спад в работе российского государства в направлении развития международных культурных контактов, что было связано с наличием большого количества проблем во внутреннем развитии (в частности, низкое экономическое развитие и т.д.).
Начиная с 2000-х годов взаимодействие России с такими организациями как ЮНЕСКО получает новый импульс. Причиной тому послужила смена власти в стране – президентом РФ стал В.В. Путин, Министерство иностранных дел возглавил И. Иванов (сейчас его работу продолжает С. Лавров).
Учитывая все современные тенденции, каждое государство разрабатывает приемлемую для себя политику в области межкультурного взаимодействия, определяет свои приоритеты.
Таким образом, внутренняя и внешняя культурная политика России имеет свои проблемы и требует от властей своего развития в соответствии с историческими ценностями, с одной стороны, и веяниями сегодняшних дней, с другой.

Библиографический список


60 лет интеллектуального сотрудничества в интересах развития // ООН в России. 2005. № 5. С. 12.
Атабиев Б.Х. Охрана объектов культурного наследия в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках (практика и перспективы) // Культура: управление, экономика, право. 2010. N 3. С. 15 - 19.
Байкал - объект Всемирного природного наследия [Электронный ресурс] // Магия Байкала. – Режим доступа: http://www.magicbaikal.ru/ecology/heritage.htm
Большой-ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/bolshoi.php
Бюро ЮНЕСКО в Москве. Большой театр [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/bolshoi.php
Гайнуллин Х. Актуальные проблемы теории и практики. Историко-культурное наследие - достояние страны // Туризм: право и экономика. 2009. №1.
Гибсон С.М. Проект «Эомитаж-ЮНЕСКО». М.: ЮНЕСКО, 2003. С. 5. [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/files/docs/clt/publ/hermitage.pdf
Горлова И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспект. М., 2007.
Есаков В.А. Планирование и проектирование стратегии культурной политики // Культура: управление, экономика, право. 2008. №1.
Есаков В.А. Социальные основания культурной политики // Культура: управление, экономика, право. 2008. №3.
Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история: Учебное пособие для вузов. М., 2011. С. 64-112.
Карпухина О.Н. Культурная политика государства в условиях реформирования общества. Автореферат. М, 2007.
Касатенко А.Н. Правовые и социальные основы государственной культурной политики современной России // Культура: управление, экономика, право. 2012. N 1. С. 26 - 28.
Козлов Л.Е. Внешняя культурная политика России в отношении стран СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lkoslov.narod.ru/Koslov/vkpsng.htm
Кратко о ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/about/about.php
Митрофанова Э.В. Соотечественник - понятие пока невнятное // Независимая газета. 2004. 5 апреля.
О мерах по сохранению историко-культурного наследия народов Российской Федерации Серия: Основные проблемы социального развития России - 111 №5(372), 2009.
Об итогах работы Министерства культуры Российской Федерации в 2008 году и задачах на 2009 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkrfdocs2009/11_03_2009_1.doc
Одиннадцатое ежегодное заседание международного консультативного совета Государственного Эрмитажа [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http//www.unesco.ru/rus/articles/2004/ampar06092005164219.php
Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации. - Режим доступа: http://mkrf.ru/documentations/581/detail.php?ID=61208
Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами // Дипломатический вестник. 2001. №5. С. 56-61.
Официальный портал администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/c_culture/gov/admin/otrasl/c_culture/report
Павлович А.А. Культурная политика современной России // Культура: управление, экономика, право. 2007. №2.
Партнерский проект Эрмитаж-ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/hermitage.php
Пожигайло П. Культура как цель существования государства // Культура: управление, экономика, право. 2012. N 2. С. 2 - 3.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года №406 «О Министерстве культуры Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/documentations/590/detail.php?ID=60575
Проект федерального закона «О культуре в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http:// www.rg.ru/ 2011/ 10/ 26/ kultura-site-dok.html
Справочник «Социально-экономическое положение в России», Ответственный редактор П.С. Филиппов, Изд-во "Норма", СПб, 2001.
Чирвинская Е.Д. Франция: государство и культурное наследие // Культура: управление, экономика, право. 2010. №4. С. 29-31.
Чтобы Байкал оставался чистым // ООН в России. 2005. № 6.
Шмагин Е.А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 2002. №3. С. 61-74.


Балакшин А. С. Сущность и содержание понятия «культурная политика» // Вестник Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. 2004. № 1 (3). С. 374–379.
Костина А. В., Гудима Т. М. Культурная политика в современной России: соотношение этнического и национального. М.: Изд во ЛКИ, 2007. С. 54.
Зуев С. Отечественная культурная политика в поисках идентичности // Российское экспертное обозрение. 2007. № 6 (23). C. 9-13.
Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история: Учебное пособие для вузов. М., 2011. С. 64-112.
Горлова И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспект. М., 2007.
Карпухина О.Н. Культурная политика государства в условиях реформирования общества. Автореферат. М,
2007. С. 16.
Генисаретский О. И. Культурная политика: не сегодня, скорее, завтра // Российское экспертное обозрение. 2007. № 6 (23). C. 42-44.
Балакшин А. С. Сущность и содержание понятия «культурная политика» // Вестник Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. 2004. № 1 (3). С. 374–379.
Востряков Л.Е. Государственная культурная политика современной России: региональное измерение: Автореферат. М., 2007. С. 11.
Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история: Учебное пособие для вузов. М., 2011. С. 64-112.
Проект федерального закона «О культуре в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http:// www.rg.ru/ 2011/ 10/ 26/ kultura-site-dok.html
Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148902/
Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148902/
Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148902/
Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148902/
Там же.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148902/
Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148902/
Востряков Л.Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cpolicy.ru/analytics/80.html
Лавринова Н.Н. Культурная политика // Аналитика культурологи. 2010. №17.
Есаков В.А. Планирование и проектирование стратегии культурной политики // Культура: управление, экономика, право. 2008. №1.
Чирвинская Е.Д. Франция: государство и культурное наследие // Культура: управление, экономика, право. 2010. №4. С. 29-31.
Косенко С.И. «Мягкое могущество» в твердой упаковке. Особенности культурной политики Франции. МГИМО, 2011.
Захарченко И.Н. Теоретические аспекты формирования культурной политики Франции // Культурная политика. 2008. №4. С. 35-39.
Косенко С.И. «Мягкое могущество» в твердой упаковке. Особенности культурной политики Франции. МГИМО, 2011.
Чирвинская Е.Д. Франция: государство и культурное наследие // Культура: управление, экономика, право. 2010. №4. С. 29-31.
Филимонов Г.Ю. Истоки формирования культурной политики США // Вестник РУДН. Политология. 2011. №2. С. 80-91.
Касатенко А.Н. Правовые и социальные основы государственной культурной политики современной России // Культура: управление, экономика, право. 2012. N 1. С. 26 - 28.
Есаков В.А. Социальные основания культурной политики // Культура: управление, экономика, право. 2008. №3.

Павлович А.А. Культурная политика современной России // Культура: управление, экономика, право. 2007. №2.
Пожигайло П. Культура как цель существования государства // Культура: управление, экономика, право. 2012. N 2. С. 2 - 3.

Справочник «Социально-экономическое положение в России», Ответственный редактор П.С. Филиппов, Изд-во "Норма", СПб, 2001.
Цит.по.: Гайнуллин Х. Актуальные проблемы теории и практики. Историко-культурное наследие - достояние страны // Туризм: право и экономика. 2009. №1.
Атабиев Б.Х. Охрана объектов культурного наследия в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках (практика и перспективы) // Культура: управление, экономика, право. 2010. N 3. С. 15 - 19.
Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами // Дипломатический вестник. 2000. №8.
Там же.
Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами // Дипломатический вестник. 2000. №8.
Митрофанова Э.В. Соотечественник - понятие пока невнятное // Независимая газета. 2004. 5 апреля.
Козлов Л.Е. Внешняя культурная политика России в отношении стран СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lkoslov.narod.ru/Koslov/vkpsng.htm
Шмагин Е.А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 2002. №3. С. 61-74.
Козлов Л.Е. Внешняя культурная политика России в отношении стран СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lkoslov.narod.ru/Koslov/vkpsng.htm
Там же.
Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами // Дипломатический вестник. 2001. №5. С. 56-61.
Там же. С. 56.
Там же. С. 57.
Партнерский проект Эрмитаж-ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/hermitage.php
Одиннадцатое ежегодное заседание международного консультативного совета Государственного Эрмитажа [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http//www.unesco.ru/rus/articles/2004/ampar06092005164219.php
Там же.
Гибсон С.М. Проект «Эомитаж-ЮНЕСКО». М.: ЮНЕСКО, 2003. С. 5. [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/files/docs/clt/publ/hermitage.pdf
Там же.
Большой-ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/bolshoi.php
Большой-ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/bolshoi.php
Там же.
Бюро ЮНЕСКО в Москве. Большой театр [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/bolshoi.php
Там же.
См.: Кратко о ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/about/about.php
60 лет интеллектуального сотрудничества в интересах развития // ООН в России. 2005. № 5. С. 12.
Байкал - объект Всемирного природного наследия [Электронный ресурс] // Магия Байкала. – Режим доступа: http://www.magicbaikal.ru/ecology/heritage.htm
Чтобы Байкал оставался чистым // ООН в России. 2005. № 6. С. 17.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года №406 «О Министерстве культуры Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/documentations/590/detail.php?ID=60575
Об итогах работы Министерства культуры Российской Федерации в 2008 году и задачах на 2009 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkrfdocs2009/11_03_2009_1.doc
Там же.
Об итогах работы Министерства культуры Российской Федерации в 2008 году и задачах на 2009 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkrfdocs2009/11_03_2009_1.doc
Официальный портал администрации Санкт-Петербурга//http://old.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/c_culture/gov/admin/otrasl/c_culture/report
Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации. - Режим доступа: http://mkrf.ru/documentations/581/detail.php?ID=61208
Есаков В.А. Планирование и проектирование стратегии культурной политики // Культура: управление, экономика, право. 2008. №1.









2


71



1. 60 лет интеллектуального сотрудничества в интересах развития // ООН в России. 2005. № 5. С. 12.
2. Атабиев Б.Х. Охрана объектов культурного наследия в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках (практика и перспективы) // Культура: управление, экономика, право. 2010. N 3. С. 15 - 19.
3. Байкал - объект Всемирного природного наследия [Электронный ресурс] // Магия Байкала. – Режим доступа: http://www.magicbaikal.ru/ecology/heritage.htm
4. Большой-ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/bolshoi.php
5. Бюро ЮНЕСКО в Москве. Большой театр [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/bolshoi.php
6. Гайнуллин Х. Актуальные проблемы теории и практики. Историко-культурное наследие - достояние страны // Туризм: право и экономика. 2009. №1.
7. Гибсон С.М. Проект «Эомитаж-ЮНЕСКО». М.: ЮНЕСКО, 2003. С. 5. [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/files/docs/clt/publ/hermitage.pdf
8. Горлова И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспект. М., 2007.
9. Есаков В.А. Планирование и проектирование стратегии культурной политики // Культура: управление, экономика, право. 2008. №1.
10. Есаков В.А. Социальные основания культурной политики // Культура: управление, экономика, право. 2008. №3.
11. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история: Учебное пособие для вузов. М., 2011. С. 64-112.
12. Карпухина О.Н. Культурная политика государства в условиях реформирования общества. Автореферат. М, 2007.
13. Касатенко А.Н. Правовые и социальные основы государственной культурной политики современной России // Культура: управление, экономика, право. 2012. N 1. С. 26 - 28.
14. Козлов Л.Е. Внешняя культурная политика России в отношении стран СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lkoslov.narod.ru/Koslov/vkpsng.htm
15. Кратко о ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/about/about.php
16. Митрофанова Э.В. Соотечественник - понятие пока невнятное // Независимая газета. 2004. 5 апреля.
17. О мерах по сохранению историко-культурного наследия народов Российской Федерации Серия: Основные проблемы социального развития России - 111 №5(372), 2009.
18. Об итогах работы Министерства культуры Российской Федерации в 2008 году и задачах на 2009 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkrfdocs2009/11_03_2009_1.doc
19. Одиннадцатое ежегодное заседание международного консультативного совета Государственного Эрмитажа [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http//www.unesco.ru/rus/articles/2004/ampar06092005164219.php
20. Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации. - Режим доступа: http://mkrf.ru/documentations/581/detail.php?ID=61208
21. Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами // Дипломатический вестник. 2001. №5. С. 56-61.
22. Официальный портал администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/c_culture/gov/admin/otrasl/c_culture/report
23. Павлович А.А. Культурная политика современной России // Культура: управление, экономика, право. 2007. №2.
24. Партнерский проект Эрмитаж-ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Режим доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/hermitage.php
25. Пожигайло П. Культура как цель существования государства // Культура: управление, экономика, право. 2012. N 2. С. 2 - 3.
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года №406 «О Министерстве культуры Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/documentations/590/detail.php?ID=60575
27. Проект федерального закона «О культуре в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http:// www.rg.ru/ 2011/ 10/ 26/ kultura-site-dok.html
28. Справочник «Социально-экономическое положение в России», Ответственный редактор П.С. Филиппов, Изд-во "Норма", СПб, 2001.
29. Чирвинская Е.Д. Франция: государство и культурное наследие // Культура: управление, экономика, право. 2010. №4. С. 29-31.
30. Чтобы Байкал оставался чистым // ООН в России. 2005. № 6.
31. Шмагин Е.А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 2002. №3. С. 61-74.


Вопрос-ответ:

Какие органы государственного управления занимаются реализацией государственной политики в сфере культуры?

Органы государственного управления, которые занимаются реализацией государственной политики в сфере культуры, включают в себя Министерство культуры, региональные департаменты по культуре, а также другие специализированные организации и учреждения.

Какова специфика деятельности органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере культуры?

Специфика деятельности органов государственного управления в сфере культуры заключается в формировании и осуществлении государственной политики в сфере культуры, разработке программ и проектов в этой области, а также надзоре за соблюдением законодательства и нормативных актов в сфере культуры.

Какие пути оптимизации деятельности органов государственного управления в сфере культуры существуют?

Для оптимизации деятельности органов государственного управления в сфере культуры могут быть использованы такие пути, как повышение эффективности управления, улучшение координации между различными органами, расширение использования информационных технологий, а также укрепление партнерских отношений с общественными организациями и частным сектором.

Какую роль играют органы государственного управления в области культуры?

Органы государственного управления в области культуры играют важную роль в формировании и реализации государственной политики в этой сфере. Они обеспечивают поддержку и развитие культурной среды, создают условия для развития и сохранения культурного наследия, а также участвуют в организации культурных мероприятий и массовых мероприятий.

Какие полномочия имеют органы государственного управления в области культуры?

Органы государственного управления в области культуры имеют полномочия по разработке и принятию нормативных актов, контролю за исполнением законодательства в сфере культуры, а также по финансовому обеспечению и поддержке культурных проектов и учреждений. Они также занимаются сотрудничеством с местными органами власти и другими секторами общества.

Какие специфические задачи выполняют органы государственного управления в сфере культуры?

Органы государственного управления в сфере культуры выполняют ряд специфических задач, таких как разработка и реализация государственной политики в области культуры, поддержка и развитие культурных учреждений, охрана и сохранение культурного наследия, поддержка и развитие творческой деятельности и т.д.

Какими полномочиями обладают органы государственного управления в области культуры?

Органы государственного управления в области культуры обладают различными полномочиями. Они имеют право разрабатывать и утверждать нормативные акты в сфере культуры, осуществлять контроль и надзор за деятельностью культурных учреждений, предоставлять финансовую поддержку культурным проектам и программам, проводить анализ и оценку результатов реализации государственной политики в сфере культуры и т.д.

Как можно оптимизировать деятельность органов государственного управления в сфере культуры?

Оптимизация деятельности органов государственного управления в сфере культуры может быть достигнута различными способами. Например, можно совершенствовать систему планирования и управления в области культуры, повышать квалификацию сотрудников органов управления, активно привлекать общественность к процессу принятия решений, улучшать механизмы финансирования культурных проектов и программ и т.д. Важно также ориентироваться на эффективные практики и опыт других стран в области государственного управления культурой.

Какие проблемы могут возникать при реализации государственной политики в сфере культуры?

При реализации государственной политики в сфере культуры могут возникать различные проблемы. Например, недостаточное финансирование культурных проектов и программ, непрозрачность в распределении средств, неэффективное управление культурными учреждениями, отсутствие согласованности и координации между различными органами управления и др. Важно активно работать над решением этих проблем и создавать условия для развития культуры в стране.

Какие задачи решает деятельность органов государственного управления в сфере культуры?

Деятельность органов государственного управления в сфере культуры направлена на реализацию государственной политики в этой сфере. Они осуществляют контроль за развитием культуры, поддерживают и защищают культурные ценности, обеспечивают доступ населения к культурным благам, проводят исследования и анализ в области культуры, разрабатывают нормативно-правовую базу и осуществляют мониторинг выполнения законодательства, формируют и реализуют программы и проекты в области культуры и т.д.

Какова специфика деятельности органов государственного управления в сфере культуры?

Специфика деятельности органов государственного управления в сфере культуры заключается в управлении культурными процессами, поддержке и развитии культуры, а также в обеспечении доступа населения к культурным благам и общественным мероприятиям. В рамках своих функций и полномочий, они вырабатывают стратегии и программы по развитию культуры, организуют финансирование культурных проектов, проводят исследования и анализ в области культуры и многое другое.

Какие пути оптимизации деятельности органов государственного управления в сфере культуры могут быть использованы?

Для оптимизации деятельности органов государственного управления в сфере культуры возможно использование следующих путей: усовершенствование организационной структуры и управленческих процессов, повышение эффективности использования бюджетных средств в культурной сфере, разработка и внедрение новых информационных технологий для улучшения взаимодействия субъектов культурной деятельности, совершенствование механизмов контроля и мониторинга в области культуры, формирование партнерских отношений с общественными организациями и т.д.