Особенности формирования нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 3535 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 13.04.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
ГЛАВА I Теоретический анализ проблемы нравственного развития
дошкольников с задержкой психического развития 6
1.1. Психологические подходы к пониманию нравственной сферы личности ребенка 6
1.2. Особенности нравственной сферы дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………………………………………....10
ГЛАВА II Методы и приемы работы по формированию нравственной сферы дошкольников с ЗПР 15
Заключение 22
Список используемой литературы 24
Приложение 27
Фрагмент для ознакомления

Особенно это касается детей дошкольного возраста. По выражению А.Н. Леонтьева «дошкольное детство – это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения [19, с. 163]. От того, какой нравственный опыт будет приобретен ребенком в дошкольном детстве, будет во многом зависеть то, какая личность войдет в социум, насколько успешным будет это вхождение.
Изучение исследований психологов и педагогов, позволило познакомиться с теоретическими подходами к проблеме становления нравственной сферы личности ребенка, а также установить содержание и структурные компоненты. Так, нравственная сфера личности рассматривается во взаимосвязи и взаимообусловленности трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Удалось определить особенности нравственной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития, а также раскрыть проблемы формирования нравственного сознания и поведения. Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута, все задачи решены.
Можно предположить, что особая организация и содержание процесса воспитания и обучения дошкольников позволит сформировать у детей более полные и осознанные представления о нравственных эталонах, а также будет способствовать сглаживанию и частичному преодолению многих отклонений в поведении детей с задержкой психического развития.































Список используемой литературы
Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. : Изд-во Университет Российской академии образования, 1999. 148 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
Волобуева Л., Авилова Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И. А. Сикорского и В. М. Бехтерева // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 88–92.
Воловикова М.И. Нравственность в современной России // Психологический журнал. 2009. №4. С. 95–97.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой М. : Просвещение, 1989. 96 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 1997. 220 с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М. : Педагогика, 1984. 256 с.
Дмитриева Е. Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР // Дефектология, 1988. №1. С. 32–38.
Долгополов В. В. К вопросу о роли матери в механизме возникновения эмоциональной неустойчивости детей и подростков // Записки торжских психологов. Тверь, 1998. С. 275.
Егорова Т.А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. СПб. 2006. 24 с.
Екжанова Е.А.  Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии // Дефектология. 2003. № 6. С. 51-54.
Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М. : Изд-во Московского государственного университета, 1986. 142 с.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2006. 160 с.
Кольцова В.А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. 2009. №4. С. 92–94.
Корнилова Т.В., Новотоцкая-Власова Е.В. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятие неопределенности // Вопросы психологии. 2009. №6. С. 61–71.
Коррекционная педагогика: учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова М. : Академия 2001. 156 с.
Кякинен Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР: Учебное пособие. СПб. : КАРО, 2008. 288 с.
Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Невропатология и психиатрия им. С.С. Корсакова. 1980. №3. С. 407–412.
Леонтьев А.Н. Психические основы развития ребенка и обучения. М. : Смысл, 2009. 423 с.
Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. 2006. №10. С.82–85.
Мухина В.С. Возрастная психология. М. : Академия, 2002. 431 с.
Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. 2011. 3. С.103
Осипова А.А. Общая психокоррекция. М. : Сфера, 2002. 510 с.
Основы специальной психологии / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. М. : Академия, 2002. 480 с.
Прозорова М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. № 2. С. 66–69.
Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб. : Речь, 2004. 432 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер КОМ, 1999. 720 с.
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М. : Педагогика, 1987. 160 с.
Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М. : Изд-во Московского государственного университета, 1981.184 с.
Славина Л.С. Трудные дети. Избранные психологические труды. М. : МОДЭКС, 2006. 496 с.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.
Специальная психология / Под. ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2003. 464с.
Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М. : МОДЭК, 2009. 640 с.
Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб. : Питер, 2008. 192с.
Ульенкова У.В., Васильева Е.Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении // Дефектология. 2001. №5. С. 35–43.
Черков А.В. Роль игры в воспитании общественного поведения // Дошкольное воспитание. 1949. № 6. С. 6/
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М. : Педагогика, 1989. 554 с.
Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М. : Педагогика, 1984. 143 с.









Приложение
Приложение 1
Н. Красильникова, О. Дриз «Добрые слова»:
Добрые слова не лень повторять мне каждый день.
Только выйду за ворота –
Всем, идущим на работу:
Кузнецу, ткачу, врачу –
«С добрым утром!» - я кричу,
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед,
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Стихотворение Т. Ткаченко «Три важных слова»:
Друга я вчера обидел,
Хоть совсем и не хотел,
Я его еще не видел,
Помириться не успел…
С другом повстречаться снова
Буду очень, очень рад,
Я скажу ему три слова:
«Извини, я виноват!»
Стихотворение В. Татаринова:
После обеда мать сына спросила:
«Что нужно сказать?» Сын ответил: «Спасибо!»
Спроси у знакомого или соседа,
Что говорят они после обеда?
Каждый вам скажет, что некрасиво
После обеда забыть про спасибо.


Приложение 2
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Беседа «Что такое хорошо, и что такое плохо»
Цель: продолжать закреплять этические понятия «хорошо – плохо», «добро – зло», «можно – нельзя».
Задачи:
уточнять и анализировать понимание поведения и поступков людей
формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения
закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни
воспитывать восприятие и понимание эмоционального состояния окружающих, выраженного при помощи мимики
стимулировать самостоятельные высказывания детей, развивать связную речь
Предварительная работа: беседы о добре и зле, хороших и плохих поступках, разных эмоциональных состояниях людей, беседы об этикете. Чтение художественных произведений.
Материалы к нод: кукла Фея Доброты, конверты с разрезными картинками для игры (хорошие и плохие поступки), магнитофонные записи детских песен.
Инновационные технологии: компьютерная презентация (приложение № 6)
Ход НОД:
Образовательная область, задачи которой решаются Содержание НОД Виды детской деятельности в соответствии с ФГТ Коммуникация









Познание
Социализация








Физкультура
Здоровье
Социализация
Коммуникация








Коммуникация





Познание
Социализация









Физкультура
Здоровье


Социализация
Коммуникация
































Познание
Социализация















Коммуникация
























Музыка Воспитатель приглашает детей присоединиться к нему.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
(Здравствуйте)
Воспитатель: Что мы сейчас сделали?
(поздоровались)
Воспитатель: А зачем это нужно делать?
(при встрече всегда нужно здороваться, это вежливо, это значит, что пожелали друг другу здоровья)
Воспитатель: Правильно, молодцы! Словом «здравствуйте», мы как будто обнимаем человека, одним словом желаем ему добра и счастья.
А давайте сейчас, поздороваемся еще раз, с каждым, ласково. Вставайте на ковре, кто где хочет.
Воспитатель проводит игру «Приветствие» (Дети под веселую музыку ходят в рассыпную, когда музыка останавливается, два ближайших друг к другу ребенка берутся за руки и здороваются; после начала музыки дети вновь ходят врассыпную, ищут себе пару) Игра проводится 2-3 минуты. После игры воспитатель предлагает детям присесть на ковре.
Воспитатель: …(имя ребенка), а как ты думаешь, какое сейчас настроение у …(имя ребенка)? (веселое, хорошее)
Воспитатель: а как ты догадался? (он (она) улыбается, по лицу)
Воспитатель: Да, это правда, молодец! Действительно, настроение человека можно узнать по его лицу.
Давайте мы сейчас с вами поиграем? Я буду показывать вам картинки, а вы попробуете угадать, какое настроение у ребят.
(Презентация. Дети стараются понять эмоциональное состояние по картинкам. Воспитатель обращает внимание детей на мимику лиц, подводит к правильным ответам)
Воспитатель: молодцы, очень хорошо! А сейчас давайте отдохнем!
(Воспитатель проводит физкультминутку)
Воспитатель: Ребята, мне кажется, к нам кто-то пришел. Это наша Фея Доброты! Здравствуй, Фея! Мы очень рады с ребятами тебя снова видеть!
Фея Доброты (грустно): Здравствуйте, ребята. (Здравствуй, Фея)
Воспитатель: Фея, мне кажется, что ты грустная, печальная. Ребята, а вам так не кажется? (Да, Фея грустная)
Фея Доброты: да, ребята, мне очень грустно, я очень расстроена.
Воспитатель: но почему? Что случилось, расскажи нам с ребятами, пожалуйста.
Фея Доброты: В нашем детском саду появилась Злючка-Колючка. Она очень вредная! Всех между собой ссорит, подговаривает детей вести себя плохо, обижать друг друга и взрослых!
Воспитатель: Фея, не расстраивайся. У нас ребята очень добрые и дружные. Они знают, что можно делать, а чего нельзя. Правда, ребята? (да, мы знаем)
Воспитатель: даже если Злючка-Колючка и придет к нам в группу, она никого не подговорит на плохие поступки.
Фея Доброты: Я вам верю, но Злючка-Колючка такая хитрая, она может обмануть, запутать.
Воспитатель: Фея, а мы сейчас с ребятами поиграем в одну игру, и ты увидишь, что они все знают, «что такое хорошо, и что такое плохо».
Ребята, давайте покажем Фее, что вы знаете как нужно себя вести, успокоим её. Разделитесь на пары.
Воспитатель проводит игру «Хорошо – плохо» с разрезными картинками. Дети в парах на столах складывают разрезные картинки, а потом рассказывают хороший или плохой поступок на них изображен.
Воспитатель: вот видишь, Фея, все ребята очень хорошо справились с заданием.
Фея Доброты: Молодцы, ребята! Вы меня совершенно успокоили. Спасибо вам.
Воспитатель: ребята, мне кажется, что Фея повеселела? (Да)
Фея Доброты: Да, я очень рада, что вы все такие умницы. Но мне пора идти в другую группу и предупредить других ребят о Злючке-Колючке. До свидания! (До свидания, Фея Доброты!)
Воспитатель: ребята, подойдите все ко мне, сюда на ковер, присаживайтесь. Давайте мы с вами посидим и вспомним, о чем мы с вами сегодня разговаривали? (О плохих и хороших поступках, о том, что можно делать, а что нельзя)
Воспитатель: правильно, ведь когда мы совершаем добрые дела, то становимся счастливее и веселее. Хорошо, что сегодня к нам приходила Фея Доброты и напомнила, как важно всегда оставаться добрым и совершать только хорошие поступки. И не слушать разных Злючек-Колючек. Давайте, чтобы сохранить наше хорошее настроение на весь день, споем нашу любимую песню «Если добрый ты»
Дети поют песню.
Воспитатель: Всем спасибо, вы сегодня все были умницами, можете идти играть.
Коммуникативная









Познавательная












Игровая
Двигательная







Коммуникативная









Игровая
Познавательно-исследовательская




Двигательная



Коммуникативная



































Игровая














Коммуникативная
























Музыкально-художественная




































Приложение 3
Примеры незаконченных предложений:
«Если я знаю, что поступил неправильно, то …»
«Когда я злюсь …»
«Когда я добрый, мои друзья…»
«Когда человек помогает другим, он чувствует…»
«Если Петя угощает друзей конфетой, он поступает…»
«Если Ваня не слушается воспитателя, он поступает…»
«Если Катя убирает игрушки, она поступает…»
«Если Лена мешает детям играть, она поступает…»
«Саша всегда делит игрушки поровну со своим другом. Он поступает…»
«Катя рассказала маме о том, что она плохо вела себя в садике. Она поступила…»
«Сережа сломал дедушкины очки и никому не сказал об этом. Он поступил…»
«Костя не завтракал дома, но сказал воспитателю, что позавтракал. Он поступил…»
«Коля случайно уронил книжку со стола, он поднял книжку и извинился. Он поступил…»
«Вова взял из детского сада игрушку, чтобы поиграть с ней дома и обратно
не принес. Он поступил…»

Примеры незаконченных историй: «У девочки из корзинки на дорогу рассыплись игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?».
Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему?
Как поступил Саша? Почему?

Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему?
Как поступил Петя? Почему?
Как поступила Катя? Почему?

Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…
Что ответила Оля? Почему?
Как она поступила? Почему?

Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя? Почему?
Как поступила Катя? Почему?












16

Список используемой литературы
1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. : Изд-во Университет Российской академии образования, 1999. 148 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
3. Волобуева Л., Авилова Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И. А. Сикорского и В. М. Бехтерева // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 88–92.
4. Воловикова М.И. Нравственность в современной России // Психологический журнал. 2009. №4. С. 95–97.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой М. : Просвещение, 1989. 96 с.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 1997. 220 с.
7. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М. : Педагогика, 1984. 256 с.
8. Дмитриева Е. Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР // Дефектология, 1988. №1. С. 32–38.
9. Долгополов В. В. К вопросу о роли матери в механизме возникновения эмоциональной неустойчивости детей и подростков // Записки торжских психологов. Тверь, 1998. С. 275.
10. Егорова Т.А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. СПб. 2006. 24 с.
11. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии // Дефектология. 2003. № 6. С. 51-54.
12. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М. : Изд-во Московского государственного университета, 1986. 142 с.
13. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2006. 160 с.
14. Кольцова В.А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. 2009. №4. С. 92–94.
15. Корнилова Т.В., Новотоцкая-Власова Е.В. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятие неопределенности // Вопросы психологии. 2009. №6. С. 61–71.
16. Коррекционная педагогика: учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова М. : Академия 2001. 156 с.
17. Кякинен Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР: Учебное пособие. СПб. : КАРО, 2008. 288 с.
18. Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Невропатология и психиатрия им. С.С. Корсакова. 1980. №3. С. 407–412.
19. Леонтьев А.Н. Психические основы развития ребенка и обучения. М. : Смысл, 2009. 423 с.
20. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. 2006. №10. С.82–85.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. М. : Академия, 2002. 431 с.
22. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. 2011. 3. С.103
23. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М. : Сфера, 2002. 510 с.
24. Основы специальной психологии / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. М. : Академия, 2002. 480 с.
25. Прозорова М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. № 2. С. 66–69.
26. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб. : Речь, 2004. 432 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер КОМ, 1999. 720 с.
28. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М. : Педагогика, 1987. 160 с.
29. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М. : Изд-во Московского государственного университета, 1981.184 с.
30. Славина Л.С. Трудные дети. Избранные психологические труды. М. : МОДЭКС, 2006. 496 с.
31. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.
32. Специальная психология / Под. ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2003. 464с.
33. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М. : МОДЭК, 2009. 640 с.
34. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб. : Питер, 2008. 192с.
35. Ульенкова У.В., Васильева Е.Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении // Дефектология. 2001. №5. С. 35–43.
36. Черков А.В. Роль игры в воспитании общественного поведения // Дошкольное воспитание. 1949. № 6. С. 6/
37. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М. : Педагогика, 1989. 554 с.
38. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М. : Педагогика, 1984. 143 с.

Вопрос-ответ:

Какие психологические подходы существуют к пониманию нравственной сферы личности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

Существуют различные психологические подходы к пониманию нравственной сферы личности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Один из таких подходов - это теория когнитивного развития Жана Пиаже, которая считает, что нравственное развитие связано с развитием когнитивных способностей ребенка. Еще один подход - это социокультурная теория развития Лева Выготского, которая подчеркивает важность взаимодействия ребенка с окружающей средой для формирования нравственности. Также можно выделить психоаналитический подход, основанный на теории Зигмунда Фрейда, который уделяет внимание влиянию подсознательных желаний и конфликтов на нравственное развитие ребенка.

Какие особенности нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития могут быть свои особенности в нравственной сфере. Например, они могут испытывать затруднения в осознании моральных норм и правил, а также в понимании последствий своих действий. Кроме того, у них может быть снижена эмпатия и способность к социальной адаптации. Однако с правильной поддержкой и обучением эти дети могут развивать свою нравственную сферу и преодолевать эти особенности.

Какие методы и приемы работы помогают в формировании нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

Для формирования нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития используются различные методы и приемы работы. Например, это игровые методы, которые позволяют детям пробовать различные роли, развивать эмпатию и понимание моральных норм. Также эффективными могут быть методы моделирования и наблюдения, где дети могут учиться на примере других людей. Другие методы включают использование историй и сказок, обсуждение моральных дилемм и создание позитивной обстановки для формирования нравственных ценностей.

Какие психологические подходы применяются для понимания нравственной сферы личности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

Для понимания нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития применяются различные психологические подходы, такие как психологический, социологический, этический и психоаналитический. Каждый из них рассматривает нравственное развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

Какие особенности нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

Нравственная сфера детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеет свои особенности. Во-первых, у них может быть затрудненное понимание социальных норм и правил поведения. Во-вторых, часто у них наблюдаются эмоциональные и поведенческие проблемы, которые могут затруднить формирование нравственных ценностей. В-третьих, такие дети могут испытывать трудности в эмпатии и понимании чувств других людей.

Какие методы и приемы работы применяются для формирования нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

Для формирования нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития применяются различные методы и приемы. Например, игровая деятельность используется для моделирования ситуаций, в которых ребенок может развивать нравственные качества и навыки. Также используются беседы, рассказы и чтение книг, в которых дети могут узнать о нравственных ценностях и примерах хорошего поведения.

Какие психологические подходы используются для понимания нравственной сферы личности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

В психологической науке используются различные подходы для понимания нравственной сферы личности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Один из таких подходов - психодинамический подход, основанный на теории Зигмунда Фрейда. Согласно этому подходу, нравственная сфера формируется в результате конфликтов между инстинктами и запретами общества. Другой подход - когнитивный, который сосредоточен на роли мышления и понимания в формировании нравственности. По этому подходу, дети формируют свои нравственные установки на основе своего мышления и понимания правил и норм поведения. Также используется социально-психологический подход, в рамках которого исследуется взаимодействие ребенка с окружающими людьми и обществом в целом и как это влияет на формирование его нравственности.

Какие особенности нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития могут иметь ряд особенностей в нравственной сфере. Например, они могут испытывать трудности в понимании и осознании моральных правил и норм поведения. У них также может быть затруднено принятие решений на основе моральных соображений. Дети с задержкой психического развития могут иметь ограниченную способность к эмпатии и пониманию чувств других людей. Им может быть сложно оценивать последствия своих действий и прогнозировать, как они могут повлиять на других людей. В целом, нравственная сфера этих детей требует особого внимания и подхода со стороны родителей, педагогов и специалистов.

Какие подходы используются в психологии для понимания нравственной сферы личности ребенка?

В психологии существуют различные подходы к пониманию нравственной сферы личности ребенка. Некоторые из них включают когнитивные и эмоциональные аспекты, развитие моральных ценностей и норм, а также взаимодействие с окружающей средой.

Какие особенности нравственной сферы у дошкольников с задержкой психического развития?

У дошкольников с задержкой психического развития нравственная сфера может быть отличаться от развитой нормально развивающихся детей. Они могут испытывать затруднения с пониманием моральных ценностей и норм, иметь проблемы с контролем эмоций и адаптацией к социальным правилам и ожиданиям.