Психологическое содержание стадии допроса. ( Тема 47)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юридическая психология
  • 2626 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 02.05.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика психологии допроса 5
1.1. Общее представление о психологии допроса 5
1.2. Общие социально-психологические условия проведения допроса 8
Глава 2. Психологическая характеристика тактики допроса 12
2.1. Тактика психологии допроса свидетелей и потерпевших 12
2.2. Психологические особенности тактики допроса свидетеля, находящегося на грани подозреваемого (обвиняемого) 20
Заключение 23
Список литературы 25
Фрагмент для ознакомления

В таких случаях необходимо выяснить причину такого поведения потерпевшего. Это может быть наличие особых отношений с обвиняемым, боязнь мести, оказываемое на него физическое или психическое воздействие со стороны виновного или его ближних, боязнь огласки собственного неблаговидного поведенияи т.п. В такой ситуации следователь должен применить тактические приемы, направленные, прежде всего, на преодоление лжи, получение точных и полных показаний.По психологическим аспектам получения и оценки показаний несовершеннолетних современная практика расследования преступлений нуждаются в дифференцированных рекомендациях научно-обоснованного характера. В психологии возраст – является категорией, служащей для временных характеристик индивидуального развития.В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида от момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, притом, качественно своеобразную ступень индивидуального развития.При допросе несовершеннолетних важным аспектом является учет их возрастных психологических особенностей. Как показывает практика, самым ранним возрастом ребенка, с которого он принимает участие в судебно-следственных действиях составляет 2-3 года. Именно с этого возраста известны случаи допроса. Анализ уголовных дел позволяет сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве случаев дошкольники и младшие школьники допрашиваются по делам о насильственных преступлениях: убийствах, нанесении телесных повреждений, изнасилованиях, совершении развратных действий (в двух последних случаях преимущественно в качестве потерпевших). По остальным делам такая практика встречается значительно реже.Несомненно, что при правильной организации и проведении допросов несовершеннолетних от них могут быть получены вполне надежные, достаточно полные и, вместе с тем, точные показания.В качестве примера автор считает возможным, привести следующую ситуацию из материалов уголовного дела об изнасиловании трехлетней М.При опросе девочки мать, из отрывочных фраз, поняла, что в тот момент когда ее дочь неподалеку от дома собирала цветы, к ней подошел неизвестный мужчина, который взял ее на руки и отнес в лес. Неизвестный в лесу раздел ее и изнасиловал. Когда же девочка попыталась закричать, то мужчина руками сдавил ей горло. Данный факт был подтвержден заключением судебно-медицинской экспертизой. При допросе девочки удалось выяснить, что мужчина был одет в черный костюм, белую с высоким воротом рубашку и черные туфли. Особенно девочка запомнила туфли преступника, поскольку когда он обувал ее, она смотрела на его ноги. Девочка, кроме того, указала направление в которым преступник скрылся. Преступник через несколько дней был задержан.Показания девочки были подтверждены и другими доказательствами. Психологические особенности тактики допроса свидетеля, находящегося на грани подозреваемого (обвиняемого)Следователю, при подготовке, а также при проведении допроса свидетеля, находящегося на грани подозреваемого (обвиняемого) стоит руководствоваться общими положениями тактики допроса, изложенными в данном исследовании выше.Так, процессуальная обязанность свидетеля давать правдивые показания иногда встречают противодействие со стороны самого свидетеля в силу его заинтересованности в исходе дела, а также нежелании показать на предварительном следствии правду. На практике нередки случаи, когда добросовестный свидетель показаний не дает о проверяемых обстоятельствах, поскольку он их не помнит. В то же время бывают и ситуации, когда свидетелем даются недостоверные показания в результате добросовестного заблуждения. Достаточно трудно разобраться в причинах ложности таких показаний, в мотивах умолчания свидетеля об известных ему фактах.Если свидетелем в ходе допроса заявляется о том, что ему по данному вопросу ничего не известно или его показания противоречивы, нелогичны, они не соответствуют другим материалам дела и вызывают у следователя сомнения, поспешных выводов о недобросовестности свидетеля не следует. Если все же после определенных действий следователя (постановки напоминающих, уточняющих и контрольных вопросов и др. методов) у него все же складывается вывод о недобросовестности свидетеля, следователь применяет иные тактические приемы для изобличения в лжесвидетельстве. Вместе с тем, прежде чем прибегнуть к ним, следователю необходимо убедиться в том, что допрашиваемый свидетель дает ложные показания и выяснить их мотивы. Практика показывает, что мотивами лжесвидетельства могут быть заинтересованность в исходе дела, сговор с обвиняемым, неприязненные отношения к другим участникам события, неправильное понимание чувства товарищества, боязнь мести, чувство стыда, стремление скрыть собственное неблаговидное поведение (напр., трусость, небрежность, халатность), опасение повредить близким и др.Уяснение свидетелем мотивов лжесвидетельства свидетеля поможет их устранению, а вместе с тем, и получению правдивых показаний. Разъяснение свидетелю его роли в установлении истины по делу также бывает полезным, в разоблачении действительных преступников, в ограждении невиновных от незаслуженного наказания.И если эти приемы не достигают цели, производится изобличение недобросовестного свидетеля путем предъявления ему показаний других лиц, вещественных доказательств, проведения очных ставок. Первоначальные материалы очень часто не дают достаточных оснований для вывода о причастности конкретного лица к совершению преступления. По делам этих категорий не всегда предоставляется возможным принять законное решение о привлечении в качестве обвиняемого, не зная его показаний по существу обстоятельств преступления. А преждевременное, без достаточных оснований привлечение лица в качестве обвиняемого или задержание в качестве подозреваемого являются грубым нарушением закона и решительно пресекаются прокурором, осуществляющим надзор за исполнением законом при производстве дознания и предварительного следствия.Подводя итог сказанному, можно констатировать, что допрос в психологическом плане представляет сложный процесс общения следователя с допрашиваемым. Допрос состоит из последовательности этапов между собой тесным образом взаимосвязанных и подчиненных единой цели – получение полной и достоверной информации. Для каждого из данных этапов характерна не только собственная структура, но и самостоятельное психологическое значение. Важное значение для получения полной и значимой информации, превращения допрашиваемого в союзника следователя имеет использование следователем тактики психологических приемов допроса. ЗаключениеИтак, подведем итог проведенного исследования.По результатам рассмотренного материала можно сделать следующие выводы:С целью установления психологического контакта с допрашиваемым следователю важно обладать максимально полной информацией непосредственно о допрашиваемом. Именно данный фактор зачастую является основным, которым определяются результаты допроса. Таким образом, важное значение приобретает получение о личности допрашиваемого и его индивидуально-психологических особенностях достоверной информации, его отношении к совершенному преступлению и др. обстоятельства дела.Наибольший интерес среди различных индивидуально-психологических особенностей допрашиваемого лица представляют структурные образования его личности, которые составляют ее направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, потребностно-мотивационную сферу, а также характерологические особенности субъекта. Они проявляются в самооценке самого потерпевшего, его отношении к окружающим людям, в способах удовлетворения им своих материальных и духовных потребностейи некоторые другие.Особое место не только исследователи, но и законодатель отводят этапу постановке вопросов, который, по сути, является наиболее сложным и ответственным, и, прежде всего, с психологической точки зрения, и от результатов которого зависит выяснение необходимой с криминалистической точки зрения информации.Допрос состоит из последовательности этапов между собой тесным образом взаимосвязанных и подчиненных единой цели – получение полной и достоверной информации. Для каждого из данных этапов характерна не только собственная структура, но и самостоятельное психологическое значение. Важное значение для получения полной и значимой информации, превращения допрашиваемого в союзника следователя имеет использование следователем тактики психологических приемов допроса. Список литературыНормативно-правовые акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. КонсультантПлюс.2014.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (дейст. ред.) // СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2954.Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. 8 февраля.КонсультантПлюс.2014. Специальная литература:Абраменкова В.С. Спорные положения о понятии и условиях установления психологического контакта при допросе на предварительном следствии // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: Сборник научных трудов. Вып. 7. Москва. Иркутск. Изд-во ГОУ ВПО РПА Минюста России. 2009. С. 91-98.Александрова Л.А. Юридическая психология. Гриф Российской Академии образовании. Флинта. 2013.Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник для вузов: Омега-Л.2012.Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М., 2010.Воробьева Е.В. Психологическое воздействие на личность допрашиваемого очевидца преступления // Актуальные проблемы современной юридической науки и практики: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. Саратов. Изд-во Сарат. Ун-та. 2010. С. 293-297.Еникеев М.И. Юридическая психология. Гриф Государственного комитета РФ по высшему Образованию. Норма. М., 2013.Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Юнити-Дана. 2014Котов Д.П. Психология следователя. Воронеж, 2011.Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. 3-е изд. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2010. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология. Учебное пособие для бакалавров. Юрайт. 2014.Чуфаровский Ю.В.Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Проспект. 2014.Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник. Промпект. 2013.

I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. КонсультантПлюс.2014.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (дейст. ред.) // СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2954.
3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. 8 февраля. КонсультантПлюс.2014.

II. Специальная литература:
4. Абраменкова В.С. Спорные положения о понятии и условиях установления психологического контакта при допросе на предварительном следствии // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: Сборник научных трудов. Вып. 7. Москва. Иркутск. Изд-во ГОУ ВПО РПА Минюста России. 2009. С. 91-98.
5. Александрова Л.А. Юридическая психология. Гриф Российской Академии образовании. Флинта. 2013.
6. Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник для вузов: Омега-Л. 2012.
7. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М., 2010.
8. Воробьева Е.В. Психологическое воздействие на личность допрашиваемого очевидца преступления // Актуальные проблемы современной юридической науки и практики: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. Саратов. Изд-во Сарат. Ун-та. 2010. С. 293-297.
9. Еникеев М.И. Юридическая психология. Гриф Государственного комитета РФ по высшему Образованию. Норма. М., 2013.
10. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Юнити-Дана. 2014
11. Котов Д.П. Психология следователя. Воронеж, 2011.
12. Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. 3-е изд. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2010.
13. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология. Учебное пособие для бакалавров. Юрайт. 2014.
14. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Проспект. 2014.
15. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник. Промпект. 2013

Вопрос-ответ:

Чему посвящена статья?

Статья посвящена психологическому содержанию стадии допроса и тактике, применяемой при допросе свидетелей и потерпевших.

Какие общие представления о психологии допроса приведены в статье?

В статье приведены общие представления о психологии допроса, включая его характеристику и основные социально-психологические условия проведения.

Какие тактики допроса описаны в статье?

Статья описывает тактику допроса свидетелей и потерпевших, а также психологические особенности тактики допроса свидетеля, который находится на грани подозреваемого или обвиняемого.

Какие особенности тактики допроса свидетеля, статья называет?

Статья называет психологические особенности тактики допроса свидетеля, который находится на грани подозреваемого или обвиняемого. Здесь учитывается его состояние и возможное влияние на процесс допроса.

Что содержится в списке литературы статьи?

В статье есть список литературы, который содержит перечень использованных источников по данной теме.

Каково психологическое содержание стадии допроса?

Психологическое содержание стадии допроса включает в себя понимание и использование основных принципов психологической работы с подозреваемыми, свидетелями и потерпевшими. На этой стадии происходит активное взаимодействие между допрашивающим и допрашиваемым, где основная задача - получение правдивой информации от последних.

Какие являются общие социально-психологические условия проведения допроса?

Общие социально-психологические условия проведения допроса включают в себя факторы такие, как наличие эмоционального напряжения, стресса, психологической недостаточности допрашиваемых, воздействие внешних факторов (шум, плохое освещение, длительность допроса), неадекватность условий самого допроса (плохая подготовка допрашивающего, необходимость соблюдения правил и процедур).

Какими являются психологические особенности тактики допроса свидетеля, который находится на грани подозреваемого или обвиняемого?

Психологические особенности тактики допроса свидетеля, находящегося на грани подозреваемого или обвиняемого, включают в себя применение тактик, направленных на создание негативного имиджа свидетеля, пытки, угрозы и других форм психологического давления. В таких случаях фокус допроса смещается с получения информации на воздействие на психологическое состояние свидетеля с целью получить от него нужное показание.