Ответы на вопросы по философии.

Заказать уникальные ответы на билеты
Тип работы: Ответы на билеты
Предмет: Философия
  • 99 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 18.04.2014
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Список вопросов

1. Предмет и метод философии.
Предметная сфера философии. Философия и проблематика бытия и сознания. Типы философского дискурса: западная наука и восточная мудрость. Историчность предмета философии. Проблема метода в истории философии. Специфика философской методологии. Метафизика и диалектика.
2. Философия и религия
Исторические формы бытования религии и философии. Проблема отношения веры и знания. Духовное и рациональное в религиозном и философском дискурсе. Гегелевская трактовка отношения религии и науки. Отношение философии и религии в оценке отечественных философов.
3. Философия и наука.
Возникновение феномена научного знания. Особенности научной методологии. Философия как мировоззрение и философия как наука. Проблема систематизации наук. Типы научного знания. Философия в современной системе научного мировоззрения.
4. Культура и цивилизация
Понятия культуры и цивилизации. Типы цивилизации, концепции «локальных цивилизаций». Понятия традиционной и техногенной цивилизаций. Цивилизация и гражданское общество. Культурно-исторические типы. Культура и индивидуальное бытие человека. Актуальная культура и культурная память.
5. Проблема бытия в философии
Европейская философия и «вопрошание о бытии». Становление темы бытия в философии. Историчность бытия и познания. Место онтологии в европейской философской культуре. Проблема отношения бытия и сущего.
6. Проблема субстанции в философии
Возникновение понятия субстанции. Средневековое и новоевропейское понимание субстанции. Субстанция в немецкой классической философии. Критика понятия субстанции в неклассической европейской мысли.
7. Проблема начала мира в философии и богословии.
Концепция начала в античной философии. Начало в темпоральном и субстанциальном смысле. Библейское понимание начала. Различие теоцентрического и космологического типов дискурса. Проблема начала в современной мысли.
8. Понятие творения
Возникновение доктрины творения. Взаимоотношение понятий творения, демиургии, эманации. Творение в трактовке иудейской мысли. Идея творения в средневековой схоластике. Концепция творения и тема личностного творчества.
9. Понятие развития
Возникновение понятия развития как универсального свойства бытия. Развитие и становление. Развитие и творение. Развитие и эволюция. Характеристики развития. Вопрос о необратимости развития.
10. Понятие истории. Проблема историчности бытия
Становления понятия истории. История и время. История как научная дисциплина и как характеристика бытия и познания. Понятие истории в современном научном и философском дискурсе.

11. Проблема свободы
Понятие свободы. Формирование концепции свободы в истории европейской мысли. Свобода и необходимость. Свобода и детерминизм. Свобода и творчество. Свобода в социальном измерении. Свобода и самоограничение. Свобода и личностное бытие.
12. Проблема познания в философии
Познание как свойство человеческого бытия. Типы познания. Представления о механизме и границах познания a античной и средневековой философии. Формирование гносеологии в новоевропейскую эпоху. Вопрос об историчности познания. Тема познания в классической и постклассической философии.
13. Понятие и проблема Истины
Исторические формы понимания истины. Истина как непотаенность. Истина как Откровение. Истина как соответствие знания научному эксперименту. Истина как диалектический процесс. Понимание истинности в современной философии науки. Критика классических концепций истины в новейшей философии.
14. Представление о смерти в истории культуры
Смерть и религиозное миросозерцание. Смерть и личностное бытие. Проблема «социализации» смерти. Смерть и этическая проблематика. Смертность как фундаментальная черта человеческого существования. Тема «бытия-к-смерти» в европейском экзистенциализме.
15. Проблема бессмертия в философии и религии.
Представления о загробном существовании в мировых религиях. Бессмертие и вечность. Бессмертие и этические концепции. Бессмертие и дуализм души и тела. Тема бессмертия и богоуподобления в религиозной мысли.
16. Проблема теодицеи
Понятие теодицеи. Концепции теодицеи в античной и средневековой культуре. Теодицея и вопрос о происхождении зла. Теодицея в религиозном и нерелигиозном сознании. Теодицея и тема доказательств бытия Божия. Теодицея Лейбница. Современные концепции теодицеи.
17. Сущность и происхождение атеизма.
Атеизм в античном и средневековом мире. Атеизм и агностицизм. Атеизм и свободомыслие. Стихийный атеизм и атеизм как форма научного мировоззрения. Атеизм и постсекулярная цивилизация. Критика атеизма в отечественной религиозной философии.
18. Идеализм как миросозерцание и теория
Идеализм как тип миросозерцания. Понятие идеи и идеального. Происхождение идеализма. Особенности античного идеализма (Платон). Идеализм и религиозно-теистическая культура Средних веков. Объективный и субъективный идеализм Нового времени. Идеализм и современная культура.
19. Материализм как мировоззрение и учение
Материализм как тип миросозерцания. Эволюция понятия материи от античной философии до новоевропейской науки. Материя как субстрат и как субстанция. Материя и зло. Исторические формы материализма.
20. Иррационализм как миросозерцание и теория
Понятие иррационального. Иррациональное в религиозном и нерелигиозном опыте. Иррациональное и формы постижения истины. Иррационализм как мировоззрение. Иррационализм как тип философского дискурса. Иррационализм в философии XIX-XX вв.

21. Основные черты духовно-персоналистического мировоззрения.
Философский и религиозный персонализм. Персонализм как элемент теистического миросозерцания. Персоналистическая философия: учения русских (Н. Бердяев, Л. Шестов) и французских (Э. Мунье) персоналистов. Диалогический персонализм М. Бубера.
22. Философия науки и науковедение
Феномен науки как предмет научно-методического описания и анализа. Формирование философии науки, ее предметная область. Основные концепции науки в позитивизме и постпозитивизме. Концепции исследовательских программ и исторической динамики. Научная эпистемология в современном науковедческом дискурсе (анархистская эпистемология Фейерабенда).
23. Проблема пространства и времени
Понятия пространства и времени, их происхождение и история формирования. Пространство и времени как формы созерцания. Пространство и время как способы существования материального мира. Роль пространства и времени в современной науке, понятие пространственно-временного континуума. Тема времени в экзистенциальной философии.
24. Проблема сущности и назначения человека.
Человек как предмет философского и религиозного дискурса. Определение человека в античной философии. Проблема спасения и эсхатологии. Формирование антропологического типа дискурса. Человеческое и бытийное в понятии экзистенции. Тема смысла человеческого существования в русской литературе и философии. Критика идеи сущности человека в постмодернизме.
25. Понятие личности в философии, богословии и науках.
Появление концепции личности. Идея личности в посланиях ап. Павла. Личностное бытие и свобода. Личностное бытие и творчество. Новоевропейское понимание личности. Личность в юридическом, политическом, нравственном, сотериологическом аспектах. Личность и субъект. Критика понятия личности в постмодернизме.
26. Природа и происхождение добра и зла
Понятия добра и зла, их историческое становление. Дуалистические и недуалистические трактовки добра и зла. Зло в космоцентрической и теоцентрической моделях мира. Зло и тема Божественного Промысла. Проблема теодицеи. Современные концепции добра и зла.
27. Философия религии и религиоведение: основные идеи и школы
Происхождение философии религии и религиоведения. Философия религии в классическом и неклассическом дискурсе. Философия религии и богословие. Религиоведение и позитивные науки. Структура религиоведческих дисциплин. Феноменология религии, ее история.
28. Язычество и монотеизм
Понятия язычества и монотеизма. Политеистическое и неполитеистическое в язычестве. Космогония (демиургия) и концепция творения. Понимание жертвоприношения и ритуала. Космоцентризм и теоцентризм. Концепции времени и истории в языческой и теистической культурах. Трактовка личности, человеческого бытия и тема греха.
29. Понятие мировых религий
Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Мировые и национальные религии. Понятие прозелитизма. Мировая религия и вопрос о национальной идентичности. Общее и особенное в доктринах мировых религий.

30. Основные этапы развития христианства.
Происхождение христианства. Античное христианство. Эсхатология, сотериология, воззрения на Церковь в раннем христианстве. История формирования Писания и Предания. Христианство эпохи Вселенских Соборов. Основные еретические движения средневекового христианства. Раскол на православную и римско-католическую Церкви. Реформация. Христианство в современном мире: основные проблемы и задачи.
31. Философия культуры и культурология: основные идеи и школы
Культура как философская категория. Философия культуры и философия истории. Философия культуры в европейской и отечественной философии XIX-XX вв. – от романтизма до постмодерна. Особенности предмета и метода культурологии. Функциональный, символический, социологический и др. подходы к культуре.
32. Античность как тип культуры, ее особенности, этапы, представители, базовые символы, категории и мифологемы.
Понятия Космоса и логоса. Созерцательное и практическое в античном сознании. Космогония и теогония, проблема Начала. Космоцентризм. Античная литература и античная философия. Понятия идеи, формы, материи, числа.
33. Особенности, этапы, представители, базовые символы, категории и мифологемы средневековой культуры.
Понятия Писания и Предания. Доктрина творения. Человек как образ и подобие Божие. Идея грехопадения. Темы сотериологии и эсхатологии. Теоцентризм. Философия и богословие в средневековой культуре. Экзегеза и символический универсум.
34. Гуманизм как тип духовности и культуры, его эволюция и кризис.
Понятие гуманизма. Концепция личности и творческой свободы человека. Человек как «срединная реальность». Гуманизм и образованность. Основные представители ренессансного гуманизма. Гуманизм религиозный и нерелигиозный. Гуманизм в ХХ в.
35. Особенность российской истории и культуры.
Основные вехи и периодизация российской истории. Роль византийского наследия в формировании российской культуры. Христианство в России. Церковь и государство в российской истории. Россия и западноевропейская цивилизация, споры о путях развития России. Западники и славянофилы. Становление и особенности русской словесности и философии.
36. Зарождение греческой философии. Натурфилософия и мифология.
Миф и мифологическое сознание. Проблема «греческого чуда» и происхождения философии. Миф и Логос. Понятия «природа» и «начало». Особенности античной натурфилософии.
37. Досократики. Общая характеристика. Элеаты. Гераклит. Атомистика.
Основные школы досократической философии. Ионийская и италийская традиции. Элейская философия: темы тождества бытия и мысли, формы правильного рассуждения, отношение истины и мнения. Апории Зенона. Диалектика Гераклита. Особенности античного атомизма.
38. Пифагор, пифагорейцы, пифагореизм.
Жизнь и учение Пифагора. Особенности раннего пифагореизма: проблема источников. Понятие числа. Проблема начал в пифагореизме. Пифагорейская космология. Пифагореизм и греческая религия.

39. Софисты и софистика.
Эпоха просвещения в Древней Греции. Софистика как исторический феномен и как предмет критики со стороны сократических философов. Старшие и младшие софисты. Основные темы софистической мысли. Диалектика и эристика. Критика натурфилософской и элейской традиции.
40. Сократ. Жизнь, творчество, значение.
Жизнь Сократа. Сократ в контексте эпохи софистики. Диалектика Сократа. Майевтика и ирония. Принцип «Знаю, что ничего не знаю», и его роль в эволюции античной мысли. Сократ и формы научного мышления. Суд над Сократом: исторический и философский смысл. Сократические школы.
41. Платон. Жизнь, сочинения, основные положения учения. Платонизм в истории философии.
Источники философии Платона. Концепция познавательных способностей. Учение об идеях. Проблема отношения идеи и вещи. Учение Платона о бытии. Идея блага. Учение о душе и чувственной реальности. Политическая философия Платона. Диалектика. Исторические формы платонизма.
42. Аристотель. Жизнь, учение, сочинения, роль в истории культуры.
Критика Аристотелем основных концепций Платона. Аристотелевская система наук. Предмет философии и понятие сущности. Учение о категориях. Учение о причинах и началах. Доктрина Ума-Перводвижителя. Учение о душе и познавательной активности. Этические и политические идеи.
43. Стоики, скептики и эпикурейцы.
Особенности эллинистической философии. Понимание реальности как телесного бытия. Систематизация наук. Этика, физика, логика в стоицизме. Атомизм в эпикурейской философии. Скептическая критика теоретических форм дискурса. Понятие тропов. Скептицизм и позднеантичный философский синкретизм.
44. Неоплатонизм как синтетическая философия античного мира. Соотношение с гностицизмом и христианством.
Формирование и история неоплатонизма. Жизнь и учение Плотина. Трактовка сочинений Платона как боговдохновенного текста. Понятия Единого, Ума, Души и Космоса. Материя и источник зла. Критика гностицизма, полемика с христианством. Сотериология. Поздний неоплатонизм: теургия и философия. Влияние неоплатонизма на христианскую мысль.
45. Гностицизм: представители, религиозный смысл, историческая судьба.
Определения гностицизма. Гностицизм и ветхозаветная религия. Христианский гностицизм. Понятие гнозиса. Космогония и эсхатология. Бог-творец и бог-демиург. Гностическая антропология и сотериология. Критика гностицизма христианскими и языческими авторами. Маркион, Валентин, Василид. Исторические судьбы гностицизма.
46. Августин Блаженный: жизнь, сочинения, значение для западного христианского мира.
Предпосылки учения Августина: античные и раннехристианские источники. Исповедь и исповедальный дискурс Августина. Учения Августина о Троице, о спасении и свободной воле, доказательство бытия Божия и теодицея. Антропология Августина в связи с критикой манихейства и учением о богопознании. Концепция «Двух градов», ее исторический смысл.


47. Восточная патристика: главные идеи и представители.
Формирование раннепатристический мысли. Патристика и Вселенские Соборы. Тринитатрное богословие Афанасия Великого и каппадокийских богословов. Ареопагитический корпус. Апофатическое и катафатическое в восточном богословии. Богословские идеи Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина.
48. Схоластика. Ее основные направления, представители и проблемы.
Тип схоластической мысли. Место философии в средневековом мышлении. Священный текст и формы его экзегезы. Влияние платонизма и аристотелизма на средневековую мысль. Арабский перипатетизм и неоплатонизм. Проблема универсалий. Реализм, номинализм, концептуализм. Ансельм Кентерберийский и тема доказательств Бытия Божия. Схоластические суммы Фомы Аквинского. Бог как чистая действительность. Формирование томизма.
49. Средневековая мистика. Характеристика одного из учений.
Особенности христианского мистицизма. Мистический и рациональный способы богопознания. Мистицизм в монашеской среде. Формы мистического опыта. Мистическое богословие Ареопагитик. Мистическая космология Эриугены. Мистагогия Божественной любви Симеона Нового Богослова. Хилиазм Иоахима Флорского. Мистическое богопознание Мейстера Экхарта.
50. Доктрина Св. Григория Паламы. Исихазм.
Жизнь и наследие Григория Паламы. Вопрос о познаваемости сущности Божией. Понятие божественной энергии, толкование Фаворского света. Антропология и сотериология Паламы. Учение о синергии. Защита исихастских монашеских практик. Полемика с Варлаамом Калабрийским и Григорием Акиндином. Роль исихазма в эволюции русского православия.
51. Переход от Средних веков к Возрождению: Мейстер Экхарт и Николай Кузанский.
Проблема кризиса средневековой культуры: современная полемика, основные позиции. Учение Мейстера Экхарта о божественной первооснове. Рождение Христа в человеческой душе. Пантеистические мотивы в средневековом немецком мистицизме. Концепция «ученого незнания» Николая Кузанского. Учение Кузанского о совпадении противоположностей и возможности-бытии. Разрушение основ схоластического дискурса.
52. Гуманистическая концепция человека (Пико-делла-Мирандола, Эразм Роттердамский, Т. Мор).
Основные черты возрожденческого гуманизма. Понятия творчества, добродетели и учености. Достоинство и назначение человека. Разум в понимании гуманистов. Человек и общественное бытие. Возникновение предвосхищающего (утопического) мышления.
53. Социально-политическая философия гуманизма. Н. Макиавелли, Т. Мор, Гуго Гроций, Т. Гоббс и Дж. Локк. Концепция общественного договора, ее развитие у французских просветителей.
Возрожденческое и новоевропейское учение о социуме. Концепция политического бытия в интерпретации Макиавелли. Доблесть политика. Концепция естественного права. Проблема ограничения прав и доктрина народа как носителя государственной власти. Происхождение и эволюция идеи общественного договора.
54. Новоевропейский образ Космоса. Коперник, Кеплер, Галилей и Дж. Бруно. Ньютонианская картина мира.
Коперниканский переворот. Формирование перспективистского мышления и «картины мира». Предпосылки современной науки. Математика и идеал научной методологии. Ньютоновская концепция пространства. Тема бесконечности в ньютоновской модели мира.
55. Новоевропейский рационализм и эмпиризм. Характеристика одной из систем.
Происхождение рационализма и эмпиризма. Учения Декарта и Ф.Бэкона. Понятие субстанции в рационализме. Пантеизм Спинозы. Монадология Лейбница. Критерий истины в рационализме. Критика понятия субстанции в эмпиризме. Опыт как основание научного знания. Учение о первичных и вторичных качествах. Критика традиционной научной методологи Дж.Беркли и Д. Юмом.
56. Немецкая классическая философия (Характеристика одной из доктрин)
Предпосылки и основные задачи немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Концепция трансцендентального субъекта. Наукоучение Фихте и его концепция абсолютного Я. Эволюция воззрений Шеллинга. Натурфилософия и трансцендентальный идеализм. Спекулятивный идеализм Гегеля. Философия как высшая форма научного знания. Гегелевская диалектика.
57. Позитивизм, истоки, идеи, эволюция.
Происхождение позитивизма. Позитивистский идеал научного знания. Отношение к философии и методологии гуманитарного знания. Идея эволюции в позитивизме. Воззрения О. Конта и Г. Спенсера. Второй позитивизм (эмпириокритицизм). Позитивизм в ХХ столетии: логический позитивизм и философия науки.
58. Философия жизни. Проблематика, характеристика одной доктрины.
Предпосылки философии жизнь. Жизнь и материя. Жизнь и дух. Учение Шопенгауэра. Критика Ф. Ницше классического дискурса и морали. Концепция жизненного порыва (А. Бергсон). Философия жизни и марксизм.
59. Марксизм, основные положения, эволюция. Марксизм в России.
Творческая и общественно-политическая судьба К. Маркса и Ф. Энгельса. Отношение к гегелевской философии. Критика идеологии. Экономический материализм. Классовая природа цивилизации и культуры. Диалектическое противоречие как элемент эволюции и прогресса. Историософия и эсхатология марксизма. Марксизм в России: Г. Плеханов, В. Ленин. Марксизм как политическая методологи и практика.
60. Психоанализ: зарождение, эволюция, представители. Характеристика одного из учений.
Психоанализ и формирование психологии как науки. Жизнь и творчество З. Фрейда. Учения психоаналитиков о подсознательном и бессознательном. Понятие комплекса. Терапия как практика и новый взгляд на антропологию и психику. Учение К.Г. Юнга об архетипе. Становление личностного бытия по Юнгу. Психоанализ и история религиозных представлений. Современные формы психоанализа (Э.Фромм, Ж. Лакан, Ю. Кристева).
61. Экзистенциализм в Европе и России.
Понятие экзистенции. Предпосылки экзистенциализма. Учение С. Кьеркегора. «Онтологический поворот» М. Хайдеггера и экзистенциализм. Религиозный (К. Ясперс, М. Бубер) и нерелигиозный экзистенциализм (Ж.П. Сартр, А. Камю). Понятия «пограничной ситуации», «выбора», «другого». Экзистенциальные идеи в русской литературе и философии (Ф.М. Достоевский, Н.Бердяев, Л. Шестов).
62. Современная европейская философия, основные направления и представители
Возникновение и развитие феноменологии. Учения Э. Гуссерля о феномене и структуре сознания. Предпосылки и становление структурализма. Структурализм в антропологии и философии. Философская герменевтика. Концепция наук о духе В. Дильтея. Герменевтика П. Рикера. Постмодернизм как мировоззрение и как философская практика. Лингвистическая философия (Л. Витгенштейн и его последователи).
63. Русская философия как феномен русской общественности и культуры.
Древнерусское любомудрие и светская философия в России. Проблема отношения «русской философии» и «философии в России». Социально-культурные и общественно-политические условия рождения классической русской философии (любомудры, П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники, теория официальной народности). Россия как предмет и проблема русской классической философии. Русская и европейская философия. Профессиональная и «кружковая» философия: проблема влияний. Особенности развития русской классической философии в 30-60-е годы XIX века и в последней трети XIX – начале XX в. Характеристика «золотого века» русской философии. Институциональные, содержательные и формально-стилевые особенности русской мысли. События 1917-1922 годов и два русла развития русской философии в XX веке.
64. Славянофильство 40-50х годов и его основные представители (братья И. и П. Киреевские, А.С. Хомяков, братья К. и И. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин).
Концепция религиозно-национальной самобытности России. Историософия славянофилов (А.С. Хомяков). Славянофилы об особенностях русской истории. Формирование идеи топологии культур. Идеи славянофильства в русской философии истории и культуры XIX – начала XX веков ( почвенники, Н.Я. Данилевский, неославянофильство начала XX в.). Философия живого знания и цельного духа у первых славянофилов. Учение о церкви и его место в философии и историософии славянофилов.
65. Западничество 40-50х годов в России, его формы и институты (кружки).
Основные представители западничества (Н.В. Станкевич, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, А.И. Герцен, К.Д. Кавелин, С.В. Соловьев, Б.Н. Чичерин). Эволюция теоретических оснований западничества. Философия Гегеля и ее осмысление западниками. Значение социально-теоретических установок кружка М.В. Петрашевского для истории русской мысли. Два направления общественно-политической эволюции западничества.
66. Философские и социально-философские идеи революционной демократии в России.
Идеи европейского социализма и их преломление у русских последователей 40х годов XIX века (В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, А.И. Герцен, петрашевцы). А.И. Герцен: критика западной цивилизации и обоснование «русского социализма». Эволюция русских радикалов от философского идеализма к антропологическому материализму и позитивизму. Основные принципы философии реализма у шестидесятников. Антропологический материализм Н.Г. Чернышевского. Теория «разумного эгоизма» и нигилизм. Реакция П.Д. Юркевича на материлизм Н.Г. Чернышевского.
67. Достоевский: проблема человека, судьбы России и православия.
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Эволюция философских и общественно-политических воззрений. Человекобожество и богочеловечество. Проблема свободы и ответственности. Теодицея. Эсхатология и экклесиология. Историософия Ф.М. Достоевского.
68. Вл. Соловьев: жизнь, творческая эволюция, сочинения, последователи Соловьева в русской философии.
Критика западной формы философствования. Философия и религия. Понятие Софии. Идеи теургии, теософии и теократии. Концепция Всеединства. Этика Вл. Соловьева и его учение о праве. Философия история Вл. Соловьева.
69. Русский космизм: история, представители, основные идеи.
Понятие космизма. Учение о биосфере и ноосфере. Тема смертности, воскресения и долга перед умершими в учении Н. Федорова. Русские космисты о месте человека во Вселенной.
70. Народничество как социокультурное явление русской истории последней трети XIX века.
Три общественно-политических направления в практике революционного народничества. П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский об историческом процессе. Критерий прогресса у народников и «субъективный метод» в социологии. Народничество и большевизм.
71. Марксизм и его восприятие в России.
Роль Г.В.Плеханова в упрочении марксизма в общественном сознании России. «Пятичленка» Г.В. Плеханова. Форма разновидности марксизма в России конца XIX – начала XX вв. (ортодоксальный, революционный марксизм, легальный марксизм, марксиствующий позитивизм). Интерпретация марксизма у В.И. Ленина. Эволюция философских взглядов В.И. Ленина. Ленинизм как «политический (практический) марксизм». Учение о социализме, роли партии и крестьянства. Историософия ленинизма: концепция коммунистического будущего. Ленинизм как идеология. Ленинизм в оценке русских философов периода эмиграции (Н. Бердяев, Н. Ильин и др.).
72. Объем и содержание понятия «русский духовный ренессанс».
«Новое религиозное сознание», его представители (В.В. Розанов, Д.С. Мережковский) и институты. Сборник «Проблемы идеализма» (1902) и новое обоснование освободительного движения. Сборник «Вехи» (1909) как свидетельство переосмысления традиционного мировоззрения русской интеллигенции.
73. Философские направления в русском духовном ренессансе (экзистенциально-персоналистическое, софиологическое, обоснование метафизики на путях гносеологии).
Отношение философии «ренессанса» к марксизму, идеализму и феноменологии. Ерпейское и восточноевропейское мышление в полемике В.Ф. Эрна и С.Л. Франка.
74. Экзистенциально-персоналистическое направление: Н.А. Бердяев и Л.И. Шестов.
Жизнь и сочинения Н.А. Бердяева и его творческая эволюция. Понятия личности, свободы и творчества. Проблема объективации. Бог и свобода. Экзистенциальные и персоналистические идеи Н.А. Бердяева. Философия истории и предназначение русского народа. Отношение философа к русскому космизму. Жизнь и творчество Л. Шестова. Критика научного познания и рационалистического понимания истины. Темы абсурда и трагедии человеческой экзистенции. Религиозные мотивы философии Л. Шестова. Концепты Афин и Иерусалима.
75. Софиологическое направление – С.Н. Булгаков и о. П. Флоренский.
С.Н. Булгаков, его жизненный путь. Эволюция С.Н. Булгакова «от материализма к идеализму» и от философии к теологии. Основные идеи работы «Философия хозяйства». Мифологема Софии в философии С.Н. Булгакова («Философия хозяйства», «Свет невечерний»). П.А. Флоренский, его жизненный путь. Гносеологическое обоснование веры в кН. «Столп и утверждение истины». Антиклерикализм как свойство разума. Учение о Софии. Философия культуры П.А. Флоренского.
76. Обоснование метафизики на путях рациональной гносеологии: Н.О. Лосский и С.Л. Франк.
Н.О. Лосский, его жизнь и основные работы. Обоснование интуитивизма. Метафизика конкретного идеал-реализма. Условие абсолютного добра. С.Л. Франк, его жизнь и главные работы. От теории познания к всеединству. Структура всеединства. Бог и мир. Проблема зла и смысла жизни. Постижение непостижимого.
Фрагмент для ознакомления
-

Вопрос-ответ:

В чем заключается предмет и метод философии?

Предмет философии заключается в изучении основных принципов бытия, познания, морали, искусства, религии и других фундаментальных вопросов человеческого существования. Метод философии основывается на рациональном анализе, логическом рассуждении, философских концепциях и диалектике.

Какие типы философского дискурса существуют?

Существует западная научная философия, которая направлена на исследование принципов, закономерностей и объяснение философских проблем через научный метод. Также существует восточная мудрость, которая основывается на ощущениях, интуиции, медитации и неформальных способах познания.

Почему предмет философии является историчным?

Предмет философии является историчным, потому что он изменяется вместе с изменением общества и человеческого мышления. Философия адаптируется к новым реалиям и проблемам, которые возникают в различные исторические эпохи.

В чем заключается специфика философской методологии?

Специфика философской методологии заключается в том, что она не сводится к простому наблюдению и экспериментам, как в науке. Философская методология включает в себя анализ понятий, аргументацию, логическое мышление и философскую рефлексию над фундаментальными вопросами.

Чем отличаются метафизика и диалектика?

Метафизика и диалектика являются разными направлениями философии. Метафизика изучает фундаментальные понятия и принципы бытия, в то время как диалектика основывается на противоречиях, изменениях и развитии, изучая процессы и отношения в мире и человеческом мышлении.

Какие вопросы изучает философия?

Философия изучает широкий круг вопросов о предмете и смысле существования, о природе бытия, о возможностях познания, о природе человека и его месте во Вселенной, о морали, этике, политике и многом другом.

Какой метод использует философия?

Философия использует рациональный анализ, рассуждение, диалектику, рефлексию и другие методы для изучения фундаментальных вопросов. Она стремится к построению общих концепций и систематического мышления.

Какие типы философского дискурса существуют?

Существуют западная наука и восточная мудрость. Западная философия часто оперирует научными методами и стремится к объективности, в то время как восточная философия больше уделяет внимание интуиции, медитации и практическому опыту.

Как философия связана с религией?

Философия и религия имеют общие корни и нередко занимаются похожими вопросами, такими как природа Бога, смысл жизни, моральные принципы и другие. Однако философия и религия имеют разные подходы и акценты: философия больше ориентирована на рациональность и логику, в то время как религия может включать веру, откровение и духовный опыт.

Можно ли совмещать веру и знание?

Вопрос о соотношении веры и знания является философской проблемой, на которую существует множество точек зрения. Некоторые считают, что вера и знание несовместимы, так как вера основана на доверии и не подвержена логическому анализу. Другие считают, что вера и знание могут сосуществовать, и даже взаимодействовать, поскольку они относятся к разным сферам человеческого опыта.

Каковы предмет и метод философии?

Философия занимается исследованием основных проблем бытия, сознания, познания, ценностей, морали, общества и других фундаментальных аспектов человеческой жизни. Ее предметная сфера очень широка и охватывает различные области знания. Метод философии основан на рациональном анализе, логическом мышлении и построении абстрактных концепций. Философия также использует дедукцию, индукцию и синтез для разрешения философских проблем.

Какова специфика философской методологии?

Специфика философской методологии заключается в ее абстрактности и теоретическом мировоззренческом характере. Философия стремится к построению всесторонней и систематической концепции мира и человека. Она также стремится к анализу глубинных причин и первопричинных связей внутри мировоззрения. В своей методологии философия также использует диалектический подход, который помогает разрешать противоречия и проблемы на разных уровнях абстракции.