Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности формирования игровой деятельности у дошкольников с умственными проблемами в развитии.

  • 38 страниц
  • 25 источников
  • Добавлена 05.02.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования игровой деятельности у дошкольников с умственными проблемами в развитии
1.1. Значение игры для всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста
1.2. Особенности игровой деятельности у умственно отсталых детей
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования игровой деятельности у дошкольников с умственными проблемами в развитии в условиях ПМС Центра
2.1. Работа по формированию игровой деятельности с детьми дошкольного возраста с умственными проблемами в развитии в условиях ПМС Центра
2.2. Экспериментальное занятие с ребенком дошкольного возраста с умственными проблемами в развитии по формированию навыков игровой деятельности в условиях ПМС Центра
2.3. Рекомендации по организации обучения игре дошкольников в условиях ПМС центра
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Фрагмент для ознакомления

Оборудование: куклы голыши, одежда для кукол, кукольный домик, различные игрушки для разворачивания игровых сюжетов с куклой (оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер и т. п.)
Сюжет игры: Кукла проснулась и будет завтракать, одеваться и пойдет гулять.
Ход занятия:
Педагог показывает детям куклу, называет ее по имени «Это Маша».
Кладет куклу в кровать и говорит «Маша спит. Смотрите ребята – у Маши закрыты глазки – Маша спит в кроватке»
Потом поднимает куклу с кроватки «Смотрите ребята, Маша проснулась – у нее открыты глазки».
Потом спрашивает у ребят «Что Маша будет делать утром? Умываться (демонстрирует, как кукла умывается); одеваться (одевают куклу, разбирая, что на ней одето).
Потом спрашивает «А сейчас что хочет Маша? Кушать» (кормят куклу).
Данное занятие проводится в группе детей до 5 человек. Педагог общается с каждым ребенком, стимулируя у него интерес к происходящему, общение детей друг с другом.
После демонстрации игры педагог предлагает ребятам тоже поиграть с куклой, удерживая интерес и план игры наводящими вопросами, демонстрируя отдельные элементы сюжетной игры.
Данная игра может быть развернута в игровой зоне некоторое время, пока ребята хорошо не освоят данный сюжет.
Постепенно к данному сюжету добавляются новые сюжеты с куклой: Маша на прогулке, Маша пошла в гости, Маша пошла в магазин, Маша заболела и т.д.
Длительность занятия – игры рассчитана на 20 – 30 минут.
После чего необходимо сменить вид деятельности, чтобы интерес ребенка к общению со взрослым не угас.

2.3. Рекомендации по организации обучения игре дошкольников в условиях ПМС центра

Итак, основными задачами коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми детьми 3 – 5 лет в ПМС Центре являются
Развитие и формирование:
познавательного интереса к окружающему;
социального восприятия и социальных представлений («Я среди взрослых и сверстников», Я среди детей», «Мои друзья»), укрепление позиции Я;
самостоятельности и осознания своих достижений;
коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения;
словесной регуляции (в форме словесного отчета и словесного сопровождения);
сенсорно-перцептивной способности (преимущественно в структуре различных видов деятельности);
познавательных установок «Что это?», «Что Делает? », « Почему он такой? »;
способности к замещению, воображению (в игре, рисовании, речи);
представлений об окружающем природном и социальном мире, пригодных для создания игровых образов, продуктивной и мыслительной деятельности;
пространственно-временных и количественных представлений;
эстетических предпочтений (развитие первых предпочтений в сказках, песнях, занятиях);
произвольных движений;
операционально-технической стороны деятельности;
сенсорно-двигательных координации;
элементарных трудовых умений и навыков;
социального опыта.
В рамках стимулирования игровой деятельности с дошкольниками 3 – 5 лет используются игры с песком и водой, различными природными материалами, бросовым материалом и бумагой.
Основной упор делается на формирование навыков сюжетно – ролевой игры. Развивающие занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе по 3 – 5 человек, объединенных по уровню интеллектуального развития и по игровым интересам.
В ходе решения задач по формированию игровых навыков решаются задачи стимулирования развития речи и коммуникативных навыков.
Оборудование и предметно – развивающая среда для сюжетно – ролевых игр: игрушки для создания игровых сюжетов по теме: «Игра с куклой», «Дорожное движение», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»
Размещение игрового сюжета в игровой комнате должно быть таким образом, чтобы оставить его на некоторое время – обычно на несколько недель, чтобы дети хорошо усвоили данный сюжет.
Также для стимулирования интеллектуального развития позитивно влияют театрализованные игры с использованием песен, попевок, сказок и кукольного театра.
Основной задачей деятельности педагога является привлечение внимания ребенка к сюжету, стимулирование общения со взрослыми и сверстниками, стимулирование психического, интеллектуального, речевого, эмоционального и личностного развития ребенка, способствовать его социализации.
Таким образом, формирование навыков игровой деятельности в специальной развивающей среде способствует его интеллектуальному и личностному развитию, а также оптимизации адаптивных процессов умственно отсталых детей по отношению к социуму.
Заключение

Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Даже при тяжелых прогрессирующих заболеваниях нервной системы, приводящих к неуклонному распаду психики, т.е. при деменции, распад как бы переплетается с развитием.
Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающегося сквозь любую, самую тяжелую патологию организма.
Для детей-олигофренов дошкольного возраста характерны вялость, слабость инициативы, низкая любознательность. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности являются основным симптомом, прямо вытекающим из неполноценности, и как следствие, затруднённая обучаемость ребёнка, т.е. его плохая восприимчивость к новому.
Что касается познавательных возможностей, то необходимо отметить слабую устойчивость внимания, низкую способность к распределению. У этих детей страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Вследствие чего, нуждаются в более активной, направляющей помощи взрослого.
Таким образом, дети, имеющие нарушения в интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте имеют низкую способность к обучению и поэтому коррекционная работа с такими должна проводиться с особой тщательностью.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности выступает игра.
В игре ребенок познает окружающий мир со всеми его связями и закономерностями.
В игре ребенок учится общаться, контролировать свои действия и эмоции.
В игровом процессе задействованы все познавательные процессы ребенка – память, внимание, мышление, воображение и речь.
Таким образом, игра выступает главнейшим фактором стимулирования развития ребенка, как интеллектуального, так и личностного и социального, так как через игру происходит активная социализация личности ребенка.
Отсюда можно сделать вывод, что целенаправленное формирование игровой активности у детей с умственной отсталостью в специальных условиях будет являться хорошим залогом эффективной работы специалистов по коррекции интеллектуальных нарушений дошкольников.
Исходя из этого, целью данной исследовательской работы было изучение особенностей формирования игровой деятельности у дошкольников с умственными проблемами в развитии.
В данном исследовании было изучено значение игры для всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе; рассмотрены этапы формирования игры в дошкольном возрасте; выявлены особенности игровой деятельности детей с проблемами в умственном развитии; эмпирически изучены особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых детей в условии ПМС Центра.
В результате наблюдения за игровой деятельностью детей с умственной отсталостью в условиях игровой зоны ПМС Центра наше предположение о том, что специальные условия предметно – развивающей среды МПС Центра будут способствовать эффективному формированию навыков игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников, подтвердилось.
Однако проведенное исследование можно рассматривать пока как начальный этап изучения проблемы формирования игровой деятельности у дошкольников имеющих проблемы в умственном развитии и данные, полученные в ходе него, нуждаются в дальнейшей более глубокой проработке и проверке.
Список литературы

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб., 2003
Баряева Л.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – М., 2007
Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, 2005
Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М., 2002
Гальперин П.Я.Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 2002
Данилова Т.А., Зедгенидзе В.Я. Программно – методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ: практическое пособие. – М., 2006
Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Шматко. – М., 2007
Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новосёловой) - М., 1989
Коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения. – СПб., 2005
Кулагина И.Ю., Колюцкий Н.В. Возрастная психология. - М., 2008
Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983
Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2005
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М., 2006
Михайлова Е.Н.Основы коррекционной педагогики. - Томск, 2004
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
Психология человека от рождения до смерти. /Под. Ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2004
Руководство игр детей в дошкольном учреждении / Состю: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова // Под ред. М. А. Васильевой. - М., 1986.

Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Специальная педагогика / Под ред. М. Назаровой. - М., 2004
Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2003
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 1989
Эльконин Д.Б. Психология игры.. - М., 1999









Приложение 1
Содержание среды развития в помещении, отведенном для коррекционных занятий с умственно отсталыми детьми
Функциональная зона Материалы и оборудование Применение Центр манипулятивных игр - мозаики, вкладыши, сборные фигурные игрушки (бочонки, грибочки, матрешки и др.), пирамидки, большие напольные пирамиды, башенки, геометрические фигуры, бусы крупные и средние, всевозможные лото и другие настольно – печатные игры, доступные возможностям детей;
- сенсорный ленточный стол для игр и игрушек;
- нетрадиционные материалы (закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и сыпучими предметами);
- развивающие материалы по методике М. Монтессори;
- стол – ванна для игр с песком и водой - сенсорное развитие, освоение операций вкладывания и выкладывания, наложения, соединения частей в целое, воссоздание образца по заданной картинке, развитие обследовательских действий, наблюдение, развитие мелкой моторики и др. Строительный уголок (используется во время перерыва между занятиями, сами занятия проходят в Центре конструирования) - крупный легкий строительный конструктор;
- мягкие модули;
- средний и мелкий строительный конструктор;
- небольшие игрушки для обыгрывания построек;
- транспорт мелкий, средний, крупный - осуществление деятельности конструктивного характера;
- переход от простого предметного манипулирования к работе с предметно – заданными образцами Центр двигательной активности - утепленный ковровым покрытием пол;
- каталки образные с рукояткой, на веревочке;
Мячи надувные диаметром 40-50 см;
- мячи резиновые диаметром 15-20 см;
- игрушки – качалки, конь – качалка (крупногабаритные), кегли пластмассовые среднего размера, обручи среднего размера, вожжи с бубенчиками;
- кубы мягконабивные;
Деревянный модуль «домик», «крепость», сухой бассейн, лабиринты;
Корзины с мячами;
Спортивное детское бревно - развитие двигательной активности;
- обучение навыкам правильной ходьбы и другим видам основных движений;
- развитие крупной и мелкой моторики, координации движений Центр продуктивной деятельности (изостудия) - мольберты для рисования, толстые восковые мелки, цветной мел, гуашь, пластилин, глина, мягкая фланелевая влажная салфетка;
- цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, самоклеющаяся бумага, ткани, нитки, гофрированная бумага, цветные бумажные салфетки;
- материалы изобразительной деятельности: кисти с разным ворсом, палочки, стеки, поролон, клише, клей – карандаш, ПВА, - развитие тонкой моторики – стимуляция двигательной деятельности (координации движения рук и глаз), развитие способности распознавать цвета (цветовосприятие) и формы;
Эстетическое удовольствие, ощущение психологического комфорта, способности к самостоятельной деятельности;
- развитие левого и правого полушария головного мозга Центр театральной деятельности - шапочки с изображением различных животных (медведь, заяц, лиса и др.), наборы для настольного плоскостного, пальчикового и объемного театра по мотивам сказок (репка, теремок и др.);
Библиотека с детскими игрушками – персонажами для обыгрывания сюжетов книг;
Набор елочных игрушек, воздушные шары, флажки разноцветные;
Елка искусственная, гирлянды; - формирование интереса ребенка к театрально – игровой деятельности;
- развитие способности воспринимать содержание художественного произведения, понимать зависимость между способами действия с игрушками и характером персонажей;
- создание ярких образов, обогащение впечатлений, установление связи между чувственными и словесными впечатлениями;
- Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование эстетического вкуса через использование различных видов и форм организации театральной деятельности Центр природных материалов Природный материал: глина, вода, камешки, ракушки, песок, деревянные палочки, различные семена, плоды, шишки и др.;
- сыпучие продукты: бобы, горох, перловка, соль, сахар и др.;
- мыло, тесто и др.;
- пластмассовые емкости разной вместительности, ложки, лопатки, воронки, сито и др. - расширение чувственного опыта ребенка, стимуляция тонких движений рук, количественные знания, развитие умения экспериментировать с материалами, узнавая при этом свойства и качества предметов, материалов;
- психологическая релаксация и т.д. Центр ролевой игры - детская мебель, принадлежности, различные заместители, отображающие быт взрослых - формирование ролевых действий, стимуляция сюжетно – отобразительной игры: расширение ролевого диапазона и соединение в ряд последовательных взаимосвязанных действий, становление и развитие договорной культуры (общение с партнером по игре) Музыкальный уголок (кроме музыкального зала, используемого для занятий) - музыкальные инструменты: дудочки, барабан, деревянные ложки, маракасы, бубны и т.д.
- различные погремушки;
- звучащие, шумовые коробочки, игрушки и т.д.;
Музыкальный центр (магнитофон) - развитие слуховых анализаторов, различие мелодии, звука по высоте, тембру, долготе;
- Развитие умение слушать и слышать детскую музыку, музыкальные сказки;
- подпевание;
- музыкально – ритмические движения, развитие чувства ритма и координации движения Настенный групповой материал - плакаты по знакомству с буквами по методике Зайцева;
- сенсорные панно, напольные сенсорные коврики Монтессори - настенно – напольный материал может нести различную нагрузку по развитию ребенка, начиная с утверждения его как личности, демонстрации собственных достижений и заканчивая обучением, закреплением формы, цвета, величины, ориентации в пространстве
Эльконин Д.Б. Психология игры.. - М., 1999
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983. Т-1
Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новосёловой - М., 1989

Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новосёловой - М., 1989
Руководство игр детей в дошкольном учреждении / Состю: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова // Под ред. М. А. Васильевой. - М., 1986
Эльконин Д.Б. Психология игры.. - М., 1999
Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новосёловой - М., 1989
Руководство игр детей в дошкольном учреждении / Состю: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова // Под ред. М. А. Васильевой. - М., 1986.
Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Шматко. – М., 2007
Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Шматко. – М., 2007
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М., 2006
Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М., 2002
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М., 2006

Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Шматко. – М., 2007
Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Шматко. – М., 2007
Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, 2005
Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, 2005
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – С. 21
Баряева Л.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – М., 2007. – С. 59
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – С. 37
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. - М., 1985. – С. 26

Данилова Т.А., Зедгенидзе В.Я. Программно – методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ: практическое пособие. – М., 2006
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб., 2003












3

Список литературы

1.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991
2.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб., 2003
3.Баряева Л.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – М., 2007
4.Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, 2005
5.Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М., 2002
6.Гальперин П.Я.Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 2002
7.Данилова Т.А., Зедгенидзе В.Я. Программно – методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ: практическое пособие. – М., 2006
8.Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Шматко. – М., 2007
9.Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новосёловой) - М., 1989
10.Коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения. – СПб., 2005
11.Кулагина И.Ю., Колюцкий Н.В. Возрастная психология. - М., 2008
12.Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983
13.Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2005
14.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М., 2006
15.Михайлова Е.Н.Основы коррекционной педагогики. - Томск, 2004
16.Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
17.Психология человека от рождения до смерти. /Под. Ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
18.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2004
19.Руководство игр детей в дошкольном учреждении / Состю: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова // Под ред. М. А. Васильевой. - М., 1986.
20.
21.Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
22.Специальная педагогика / Под ред. М. Назаровой. - М., 2004
23.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2003
24.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 1989
25.Эльконин Д.Б. Психология игры.. - М., 1999

Опубликовано

Опубликовано

Курсы

"Формирование игровой деятельности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

Выполнил: Горская Н. Ю.

Содержание

Введение

1. Проблема исследования игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

1.1 Понятие игры и игровой деятельности

1.2 Особенности игровой деятельности у детей обычно

1.3 Особенности игровой деятельности у детей с умственной отсталостью

2. Коррекционно-воспитательная деятельность по формированию игровой деятельности у дошкольников

Вывод

Литература

Введение

Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способами и средствами связи. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его обучения и работы, его отношения с окружающими его людьми.

В игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач деятельности. Самым важным достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный аспект ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие события, содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых. Однако, известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И, независимо от того, какой контент будет инвестировать взрослых, предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом культуры подрастающему поколению.

Следует подчеркнуть, что хорошее освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребенка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приемы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Узнать стоимость работы