Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности формирования игровой деятельности у дошкольников с умственными проблемами в развитии.

  • 38 страниц
  • 25 источников
  • Добавлена 05.02.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования игровой деятельности у дошкольников с умственными проблемами в развитии
1.1. Значение игры для всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста
1.2. Особенности игровой деятельности у умственно отсталых детей
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования игровой деятельности у дошкольников с умственными проблемами в развитии в условиях ПМС Центра
2.1. Работа по формированию игровой деятельности с детьми дошкольного возраста с умственными проблемами в развитии в условиях ПМС Центра
2.2. Экспериментальное занятие с ребенком дошкольного возраста с умственными проблемами в развитии по формированию навыков игровой деятельности в условиях ПМС Центра
2.3. Рекомендации по организации обучения игре дошкольников в условиях ПМС центра
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Фрагмент для ознакомления

Оборудование: куклы голыши, одежда для кукол, кукольный домик, различные игрушки для разворачивания игровых сюжетов с куклой (оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер и т. п.)
Сюжет игры: Кукла проснулась и будет завтракать, одеваться и пойдет гулять.
Ход занятия:
Педагог показывает детям куклу, называет ее по имени «Это Маша».
Кладет куклу в кровать и говорит «Маша спит. Смотрите ребята – у Маши закрыты глазки – Маша спит в кроватке»
Потом поднимает куклу с кроватки «Смотрите ребята, Маша проснулась – у нее открыты глазки».
Потом спрашивает у ребят «Что Маша будет делать утром? Умываться (демонстрирует, как кукла умывается); одеваться (одевают куклу, разбирая, что на ней одето).
Потом спрашивает «А сейчас что хочет Маша? Кушать» (кормят куклу).
Данное занятие проводится в группе детей до 5 человек. Педагог общается с каждым ребенком, стимулируя у него интерес к происходящему, общение детей друг с другом.
После демонстрации игры педагог предлагает ребятам тоже поиграть с куклой, удерживая интерес и план игры наводящими вопросами, демонстрируя отдельные элементы сюжетной игры.
Данная игра может быть развернута в игровой зоне некоторое время, пока ребята хорошо не освоят данный сюжет.
Постепенно к данному сюжету добавляются новые сюжеты с куклой: Маша на прогулке, Маша пошла в гости, Маша пошла в магазин, Маша заболела и т.д.
Длительность занятия – игры рассчитана на 20 – 30 минут.
После чего необходимо сменить вид деятельности, чтобы интерес ребенка к общению со взрослым не угас.

2.3. Рекомендации по организации обучения игре дошкольников в условиях ПМС центра

Итак, основными задачами коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми детьми 3 – 5 лет в ПМС Центре являются
Развитие и формирование:
познавательного интереса к окружающему;
социального восприятия и социальных представлений («Я среди взрослых и сверстников», Я среди детей», «Мои друзья»), укрепление позиции Я;
самостоятельности и осознания своих достижений;
коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения;
словесной регуляции (в форме словесного отчета и словесного сопровождения);
сенсорно-перцептивной способности (преимущественно в структуре различных видов деятельности);
познавательных установок «Что это?», «Что Делает? », « Почему он такой? »;
способности к замещению, воображению (в игре, рисовании, речи);
представлений об окружающем природном и социальном мире, пригодных для создания игровых образов, продуктивной и мыслительной деятельности;
пространственно-временных и количественных представлений;
эстетических предпочтений (развитие первых предпочтений в сказках, песнях, занятиях);
произвольных движений;
операционально-технической стороны деятельности;
сенсорно-двигательных координации;
элементарных трудовых умений и навыков;
социального опыта.
В рамках стимулирования игровой деятельности с дошкольниками 3 – 5 лет используются игры с песком и водой, различными природными материалами, бросовым материалом и бумагой.
Основной упор делается на формирование навыков сюжетно – ролевой игры. Развивающие занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе по 3 – 5 человек, объединенных по уровню интеллектуального развития и по игровым интересам.
В ходе решения задач по формированию игровых навыков решаются задачи стимулирования развития речи и коммуникативных навыков.
Оборудование и предметно – развивающая среда для сюжетно – ролевых игр: игрушки для создания игровых сюжетов по теме: «Игра с куклой», «Дорожное движение», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»
Размещение игрового сюжета в игровой комнате должно быть таким образом, чтобы оставить его на некоторое время – обычно на несколько недель, чтобы дети хорошо усвоили данный сюжет.
Также для стимулирования интеллектуального развития позитивно влияют театрализованные игры с использованием песен, попевок, сказок и кукольного театра.
Основной задачей деятельности педагога является привлечение внимания ребенка к сюжету, стимулирование общения со взрослыми и сверстниками, стимулирование психического, интеллектуального, речевого, эмоционального и личностного развития ребенка, способствовать его социализации.
Таким образом, формирование навыков игровой деятельности в специальной развивающей среде способствует его интеллектуальному и личностному развитию, а также оптимизации адаптивных процессов умственно отсталых детей по отношению к социуму.
Заключение

Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Даже при тяжелых прогрессирующих заболеваниях нервной системы, приводящих к неуклонному распаду психики, т.е. при деменции, распад как бы переплетается с развитием.
Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающегося сквозь любую, самую тяжелую патологию организма.
Для детей-олигофренов дошкольного возраста характерны вялость, слабость инициативы, низкая любознательность. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности являются основным симптомом, прямо вытекающим из неполноценности, и как следствие, затруднённая обучаемость ребёнка, т.е. его плохая восприимчивость к новому.
Что касается познавательных возможностей, то необходимо отметить слабую устойчивость внимания, низкую способность к распределению. У этих детей страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Вследствие чего, нуждаются в более активной, направляющей помощи взрослого.
Таким образом, дети, имеющие нарушения в интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте имеют низкую способность к обучению и поэтому коррекционная работа с такими должна проводиться с особой тщательностью.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности выступает игра.
В игре ребенок познает окружающий мир со всеми его связями и закономерностями.
В игре ребенок учится общаться, контролировать свои действия и эмоции.
В игровом процессе задействованы все познавательные процессы ребенка – память, внимание, мышление, воображение и речь.
Таким образом, игра выступает главнейшим фактором стимулирования развития ребенка, как интеллектуального, так и личностного и социального, так как через игру происходит активная социализация личности ребенка.
Отсюда можно сделать вывод, что целенаправленное формирование игровой активности у детей с умственной отсталостью в специальных условиях будет являться хорошим залогом эффективной работы специалистов по коррекции интеллектуальных нарушений дошкольников.
Исходя из этого, целью данной исследовательской работы было изучение особенностей формирования игровой деятельности у дошкольников с умственными проблемами в развитии.
В данном исследовании было изучено значение игры для всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе; рассмотрены этапы формирования игры в дошкольном возрасте; выявлены особенности игровой деятельности детей с проблемами в умственном развитии; эмпирически изучены особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых детей в условии ПМС Центра.
В результате наблюдения за игровой деятельностью детей с умственной отсталостью в условиях игровой зоны ПМС Центра наше предположение о том, что специальные условия предметно – развивающей среды МПС Центра будут способствовать эффективному формированию навыков игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников, подтвердилось.
Однако проведенное исследование можно рассматривать пока как начальный этап изучения проблемы формирования игровой деятельности у дошкольников имеющих проблемы в умственном развитии и данные, полученные в ходе него, нуждаются в дальнейшей более глубокой проработке и проверке.
Список литературы

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб., 2003
Баряева Л.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – М., 2007
Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, 2005
Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М., 2002
Гальперин П.Я.Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 2002
Данилова Т.А., Зедгенидзе В.Я. Программно – методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ: практическое пособие. – М., 2006
Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Шматко. – М., 2007
Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новосёловой) - М., 1989
Коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения. – СПб., 2005
Кулагина И.Ю., Колюцкий Н.В. Возрастная психология. - М., 2008
Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983
Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2005
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М., 2006
Михайлова Е.Н.Основы коррекционной педагогики. - Томск, 2004
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
Психология человека от рождения до смерти. /Под. Ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2004
Руководство игр детей в дошкольном учреждении / Состю: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова // Под ред. М. А. Васильевой. - М., 1986.

Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Специальная педагогика / Под ред. М. Назаровой. - М., 2004
Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2003
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 1989
Эльконин Д.Б. Психология игры.. - М., 1999









Приложение 1
Содержание среды развития в помещении, отведенном для коррекционных занятий с умственно отсталыми детьми
Функциональная зона Материалы и оборудование Применение Центр манипулятивных игр - мозаики, вкладыши, сборные фигурные игрушки (бочонки, грибочки, матрешки и др.), пирамидки, большие напольные пирамиды, башенки, геометрические фигуры, бусы крупные и средние, всевозможные лото и другие настольно – печатные игры, доступные возможностям детей;
- сенсорный ленточный стол для игр и игрушек;
- нетрадиционные материалы (закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и сыпучими предметами);
- развивающие материалы по методике М. Монтессори;
- стол – ванна для игр с песком и водой - сенсорное развитие, освоение операций вкладывания и выкладывания, наложения, соединения частей в целое, воссоздание образца по заданной картинке, развитие обследовательских действий, наблюдение, развитие мелкой моторики и др. Строительный уголок (используется во время перерыва между занятиями, сами занятия проходят в Центре конструирования) - крупный легкий строительный конструктор;
- мягкие модули;
- средний и мелкий строительный конструктор;
- небольшие игрушки для обыгрывания построек;
- транспорт мелкий, средний, крупный - осуществление деятельности конструктивного характера;
- переход от простого предметного манипулирования к работе с предметно – заданными образцами Центр двигательной активности - утепленный ковровым покрытием пол;
- каталки образные с рукояткой, на веревочке;
Мячи надувные диаметром 40-50 см;
- мячи резиновые диаметром 15-20 см;
- игрушки – качалки, конь – качалка (крупногабаритные), кегли пластмассовые среднего размера, обручи среднего размера, вожжи с бубенчиками;
- кубы мягконабивные;
Деревянный модуль «домик», «крепость», сухой бассейн, лабиринты;
Корзины с мячами;
Спортивное детское бревно - развитие двигательной активности;
- обучение навыкам правильной ходьбы и другим видам основных движений;
- развитие крупной и мелкой моторики, координации движений Центр продуктивной деятельности (изостудия) - мольберты для рисования, толстые восковые мелки, цветной мел, гуашь, пластилин, глина, мягкая фланелевая влажная салфетка;
- цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, самоклеющаяся бумага, ткани, нитки, гофрированная бумага, цветные бумажные салфетки;
- материалы изобразительной деятельности: кисти с разным ворсом, палочки, стеки, поролон, клише, клей – карандаш, ПВА, - развитие тонкой моторики – стимуляция двигательной деятельности (координации движения рук и глаз), развитие способности распознавать цвета (цветовосприятие) и формы;
Эстетическое удовольствие, ощущение психологического комфорта, способности к самостоятельной деятельности;
- развитие левого и правого полушария головного мозга Центр театральной деятельности - шапочки с изображением различных животных (медведь, заяц, лиса и др.), наборы для настольного плоскостного, пальчикового и объемного театра по мотивам сказок (репка, теремок и др.);
Библиотека с детскими игрушками – персонажами для обыгрывания сюжетов книг;
Набор елочных игрушек, воздушные шары, флажки разноцветные;
Елка искусственная, гирлянды; - формирование интереса ребенка к театрально – игровой деятельности;
- развитие способности воспринимать содержание художественного произведения, понимать зависимость между способами действия с игрушками и характером персонажей;
- создание ярких образов, обогащение впечатлений, установление связи между чувственными и словесными впечатлениями;
- Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование эстетического вкуса через использование различных видов и форм организации театральной деятельности Центр природных материалов Природный материал: глина, вода, камешки, ракушки, песок, деревянные палочки, различные семена, плоды, шишки и др.;
- сыпучие продукты: бобы, горох, перловка, соль, сахар и др.;
- мыло, тесто и др.;
- пластмассовые емкости разной вместительности, ложки, лопатки, воронки, сито и др. - расширение чувственного опыта ребенка, стимуляция тонких движений рук, количественные знания, развитие умения экспериментировать с материалами, узнавая при этом свойства и качества предметов, материалов;
- психологическая релаксация и т.д. Центр ролевой игры - детская мебель, принадлежности, различные заместители, отображающие быт взрослых - формирование ролевых действий, стимуляция сюжетно – отобразительной игры: расширение ролевого диапазона и соединение в ряд последовательных взаимосвязанных действий, становление и развитие договорной культуры (общение с партнером по игре) Музыкальный уголок (кроме музыкального зала, используемого для занятий) - музыкальные инструменты: дудочки, барабан, деревянные ложки, маракасы, бубны и т.д.
- различные погремушки;
- звучащие, шумовые коробочки, игрушки и т.д.;
Музыкальный центр (магнитофон) - развитие слуховых анализаторов, различие мелодии, звука по высоте, тембру, долготе;
- Развитие умение слушать и слышать детскую музыку, музыкальные сказки;
- подпевание;
- музыкально – ритмические движения, развитие чувства ритма и координации движения Настенный групповой материал - плакаты по знакомству с буквами по методике Зайцева;
- сенсорные панно, напольные сенсорные коврики Монтессори - настенно – напольный материал может нести различную нагрузку по развитию ребенка, начиная с утверждения его как личности, демонстрации собственных достижений и заканчивая обучением, закреплением формы, цвета, величины, ориентации в пространстве
Эльконин Д.Б. Психология игры.. - М., 1999
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983. Т-1
Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новосёловой - М., 1989

Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новосёловой - М., 1989
Руководство игр детей в дошкольном учреждении / Состю: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова // Под ред. М. А. Васильевой. - М., 1986
Эльконин Д.Б. Психология игры.. - М., 1999
Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новосёловой - М., 1989
Руководство игр детей в дошкольном учреждении / Состю: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова // Под ред. М. А. Васильевой. - М., 1986.
Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Шматко. – М., 2007
Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Шматко. – М., 2007
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М., 2006
Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М., 2002
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М., 2006

Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Шматко. – М., 2007
Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Шматко. – М., 2007
Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, 2005
Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, 2005
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – С. 21
Баряева Л.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – М., 2007. – С. 59
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – С. 37
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. - М., 1985. – С. 26

Данилова Т.А., Зедгенидзе В.Я. Программно – методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ: практическое пособие. – М., 2006
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб., 2003












3

Список литературы

1.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991
2.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб., 2003
3.Баряева Л.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – М., 2007
4.Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, 2005
5.Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М., 2002
6.Гальперин П.Я.Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 2002
7.Данилова Т.А., Зедгенидзе В.Я. Программно – методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ: практическое пособие. – М., 2006
8.Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Шматко. – М., 2007
9.Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новосёловой) - М., 1989
10.Коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения. – СПб., 2005
11.Кулагина И.Ю., Колюцкий Н.В. Возрастная психология. - М., 2008
12.Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983
13.Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2005
14.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М., 2006
15.Михайлова Е.Н.Основы коррекционной педагогики. - Томск, 2004
16.Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
17.Психология человека от рождения до смерти. /Под. Ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
18.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2004
19.Руководство игр детей в дошкольном учреждении / Состю: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова // Под ред. М. А. Васильевой. - М., 1986.
20.
21.Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
22.Специальная педагогика / Под ред. М. Назаровой. - М., 2004
23.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2003
24.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 1989
25.Эльконин Д.Б. Психология игры.. - М., 1999

У нас вы можете заказать