Система экспортного контроля в Российской Федерации в условиях формирования Единого экономического пространства

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Таможенное дело
  • 9696 страниц
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 14.06.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 4
Глава 1. Система экспортного контроля в Российской Федерации в условиях формирования Единого экономического пространства 9
1.1. История формирования, становления и развития системы экспортного контроля в РФ 9
1.2. Понятие и сущность системы экспортного контроля 13
1.3. Анализ нормативно-правовой базы экспортного контроля РФ 21
1.4. Структура экспортного контроля Российской Федерации 25
Глава 2. Правовые основы организации системы экспортного контроля в Российской Федерации в условиях формирования Единого экономического пространства 31
2.1. Органы, уполномоченные на осуществление деятельности в области экспортного контроля 31
2.2. Полномочия таможенных органов в области экспортного контроля 35
Глава 3. Перспективы создания системы экспортного контроля Единого экономического пространства 43
3.1. Система экспортного контроля в Таможенном союзе 43
3.1. Национальные системы экспортного контроля в странах ЕЭП (Казахстан, Республика Белоруссия и др.) 43
3.2. Практическая ценность и экономическая эффективность системы экспортного контроля: обоснование внедрения системы ВПЭК 60
3.3. Проблемы и пути совершенствования системы экспортного контроля Единого экономического пространства 74
Заключение 87
Список использованных источников 92




Фрагмент для ознакомления

И все же, одним из важнейших внутренних стимулов к созданию ВПЭК на предприятии (организации) должна оставаться та уверенность в правоте своих действий, которую дает лишь строгое соблюдение правил и норм, которые установлены законодательством России. Эта уверенность порождает спокойное деловое отношение к исполнению своих обязанностей как руководством предприятий, так и исполняющим персоналом, способствует успешному продвижению бизнеса.
К важнейшим внешним положительным преимуществам относятся, помимо прочих, следующие:
– лишь те предприятия, которыми была создана ВПЭК и которыми было получено в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации своих ВПЭК, обладают правом получения генеральных лицензий;
– решением КЭК РФ компаниям, которые имеют аккредитованную ВПЭК, самое важное, обладают правом самостоятельно подготавливать и предоставлять в таможенные органы акты идентификационной оценки собственной экспортируемой товарной продукции (при этом аккредитованная компания должна являться лицом, которой была заключена ВЭД-сделка и осуществляет декларирование товарной продукции).
Тем не менее, отметим, что необходимо иметь в виду, что внедрение ВПЭК не освобождает экспортеров от уголовной, гражданско-правовой и иной ответственности в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации. Однако создание ВПЭК даст возможность в значительной степени снизить риск подобных нарушений.
Резюме:
Повышение эффективности всей системы экспортного контроля в первую очередь связано с внедрением на предприятиях ВПЭК.
Создание и аккредитация внутрифирменной программы экспортного контроля позволит сократить сроки таможенного декларирования и дополнительные издержки участников ВЭД, а также снизит риски несанкционированного перемещения товаров двойного назначения.
В случае создания ВПЭК у компании появляется возможность самостоятельного принятия решения о ввозе/вывозе товарной продукции, которая подпадает под правовые нормы законодательства РФ об ЭК.

3.3. Проблемы и пути совершенствования системы экспортного контроля Единого экономического пространства

Доля экспорта российской высокотехнологичной продукции в ВВП значительно снизилась за последние несколько лет, составив всего 5% на конец 2012 года. Такие данные обнародовало министерство экономического развития. Сегодня 70-80% от экспорта составляют энергоносители.
За последние 10 лет европейские и азиатские партнеры сделали огромный скачок в экспорте машино-технической продукции, у России же этот показатель очень низкий. Вступление России в ВТО, а также участие в международных площадках, таких как БРИКС, ШОС, АТЭС, ставит перед нами задачу развития более полного потенциала возможностей международных организаций.
Экспортные операции в России почти самые дорогие в мире. В рейтинге Doing Business Россия занимает второе место по их дороговизне. Также Россия находится в лидерах по длительности прохождения такой процедуры.
В финансовой господдержке несырьевого российского экспорта за последние годы произошли положительные системные изменения, а вот в нефинансовой сфере ситуация обратная. Внутренние барьеры развития экспорта по-прежнему велики. Если отечественная компания с высокотехнологичной продукцией пытается выйти за рубеж, она наталкивается на непреодолимые преграды, столкновение с которыми вызывает желание организовать бизнес в какой-нибудь более благоприятной для этого дела стране.
За последние три года правительством были утверждены различные программы поддержки экспорта. В частности, гарантирование экспортных операций, экспортное кредитование, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам, а также страхование экспортных кредитов. В частности, в 2011 году было создано Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), которое в первую очередь занимается поддержкой экспорта высокотехнологичной продукции. Клиенты агентства - это российские предприятия-экспортеры, в том числе субъекты МСБ, а также российские и иностранные банки, предоставляющие финансирование экспортерам. По каждой застрахованной сделке агентство может покрывать до 95% убытков в случае реализации политического риска и до 90% - в случае коммерческого риска.
Благоприятно отразится на экспортном климате и формирование евразийского экономического союза. Сейчас идет подготовка всех необходимых соглашений и их реализация в рамках ЕЭП. К 2015 году экономический Евразийский союз должен быть создан и наделен полномочиями в соответствующих сферах. Кроме того, создается национальная система поддержки экспорта. Сегодня одной из приоритетных задач является создание финансовых инструментов поддержки экспорта. Основные инструменты поддержки были созданы еще в 2005 году, но эта программа, к сожалению, так и осталась формальным набором мер, которые мало востребованы. Из-за длительных сроков процедур рассмотрения заявок (143 дня) эти меры не стали массовыми, поэтому сегодня стоит задача создания институциональной информационной среды, которая действительно была бы полезна для деятельности участников внешнеэкономической деятельности за рубежом.
Кое-какая работа в этом направлении уже ведется. За последний год удалось сократить излишние барьеры почти на 20%. По оценкам экспертов, это предотвратило ущерб более чем на 1 млрд долларов.
С 2005 года реализуется программа поддержки малого и среднего бизнеса. Так, в регионах создана сеть программ поддержки экспортно- ориентированных малых и средних предприятий. В госпрограмме предусмотрены специальные мероприятия по развитию этой сети. В частности, мероприятия по вовлечению администраций регионов в эту работу. Такую работу нужно развивать, местные власти не должны недооценивать экспортную деятельность, тем более что потенциал в регионах есть и есть интерес со стороны компаний, но, к сожалению, нет опыта выхода на внешние рынки.
По мнению участников внешнеэкономической деятельности, для полноценного развития экспорта необходима корректировка таможенных механизмов. В частности, упрощение административных правил для участников ВЭД. Участникам ВЭД необходимо максимально облегчить прохождение всех процедур и формальностей при осуществлении экспортно-импортных операций. В этом отношении мы сейчас плотно работаем с бизнесом. По этому вопросу разработана дорожная карта, которая есть и в госпрограмме.
Помимо прочего, необходимо совершенствовать пограничные пункты пропуска товаров и грузопотоков для развития потенциала России как транзитного пункта.
Конечно же, развитие экспорта невозможно без госгарантий. Однако эта сфера также требует совершенствования. У крупных компаний есть возможность выйти на международные рынки, а вот мелкий и средний экспортно ориентированный бизнес государство должно поддерживать.
До сих пор не существует перечня стран, куда оказывается гарантийная поддержка экспорта. Также отсутствует порядок погашения экспортного кредита по госгарантиям. Сейчас Минфин РФ разрабатывает порядок предоставления экспортных кредитов, однако для начала необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс нашей страны.
Страхование экспортных кредитов и инвестиций - один из самых востребованных инструментов, т.к. создавался с учетом передовых практик развитых стран. Но и здесь существуют ограничения. Необходимо разработать специальные страховые продукты для МСБ. Без этого невозможно будет привлечь массового клиента. Государство планирует, что при правильной работе этого механизма количество компаний-экспортеров из числа МСБ увеличится до 3 тыс. в год.
Рассмотрим также существующие проблемы и необходимость восстановления Единого экономического пространства как пути оптимизации системы экспортного контроля.
Деградация экономических потенциалов постсоветских государств повлекла сжатие их взаимной торговли, что сузило и продолжает сужать возможности их последующей интеграции. Для «расшивки» этого узкого места недостаточно простого объединения рынков — особое значение имеет развитие кооперации предприятий разных государств, для чего необходима общая стратегия развития. Именно за счёт дополнения общего рынка единой политикой развития достигается основная часть синергетического эффекта ЕЭП. Объединение рынков само по себе дает лишь треть от 15 %-ного прироста ВВП, ожидаемого в десятилетней перспективе в результате успешной евразийской интеграции, согласно расчётам по модели интегрированных межотраслевых балансов государств — членов ТС.
Евразийская экономическая интеграция — это не только взаимодействие, взаимное приспособление, сотрудничество, объединение национальных хозяйств, но и восстановление, восполнение единства — то есть это новая целостность. Основы евразийской идеологии были заложены более столетия назад в размышлениях Н. С. Трубецкого, которые в дальнейшем разрабатывались целой плеядой крупнейших русских мыслителей: от Петра Савицкого, Николая Алексеева и Льва Карсавина до Льва Гумилева.
Сегодня процесс евразийской экономической интеграции обычно рассматривается в контексте формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Запуск процесса современной евразийской интеграции обычно связывают с проектом формировании Евразийского союза государств (ЕАС), представленным президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в марте 1994 года в МГУ им. Ломоносова. Для достижения стабильности и безопасности в Евразийском регионе Назарбаев предложил создать реально работающий союз государств, основой объединения которых должны были стать экономические взаимосвязи. Он подчеркнул: «Учитывая различия между странами в уровнях развития рыночной экономики, демократизации политических процессов, мы предлагаем формирование дополнительной интеграционной структуры — Евразийского союза… При этом принимаются во внимание поливариантность интеграции, разные темпы, неоднородность и разновекторность в развитии государств СНГ… Цель — согласование экономической политики и принятие обязательных для исполнения государствами-участниками совместных программ проведения экономических реформ».
Такая международная организация — Евразийское экономическое сообщество — была создана в 2000 году как реакция пяти государств-членов (России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана) на многолетнюю пробуксовку интеграционных инициатив в рамках СНГ. Тем самым на постсоветском пространстве было образовано интеграционное ядро государств, заинтересованных в снятии пограничных бартеров и формировании единого экономического пространства. Через семь лет после подписания Договора об учреждении ЕврАзЭС, в октябре 2007 года, в Душанбе главами трех из пяти государств был принят Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза и утвержден План действий на 2008–2010 годы по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. Эти документы определили стратегию и последовательность шагов по созданию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Это решение полностью соответствовало вызревшей к тому времени концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции. После выпадения из интеграционного процесса Украины и Узбекистана три оставшихся крупных государства решили реализовать, наконец, планы создания ТС и ЕЭП, оставив остальным возможность присоединяться к этому процессу по мере готовности. В то время участие Киргизии было отягощено её членством в ВТО, члены которого могли существенно осложнить создание Таможенного союза. В свою очередь, без Киргизии было затруднено участие в Таможенном союзе Таджикистана, не имеющего общей границы с формирующейся Единой таможенной территорией.
Кажущаяся стремительность процесса евразийской интеграции связана с длительной задержкой на старте, обусловленной как нерешительностью руководства Украины и Узбекистана, пока оставшихся в стороне от евразийской интеграции, так и противодействием влиятельных проамериканских сил в российской властвующей элите. Возможно, в этой задержке проявилось типичное свойство национального характера — как известно, «русские долго запрягают, но быстро ездят». Полтора десятилетия было потеряно на взаимные уговоры между государствами СНГ, пока не согласились с концепцией разноскоростной интеграции, которая позволила сформироваться ядру евразийского интеграционного процесса. За это время таможенные границы разорвали тысячи кооперационных связей между предприятиями наших государств, что повлекло снижение эффективности производства и деградацию промышленности. Учеными доказано, что чем дольше мы затягиваем восстановление общего экономического пространства, тем меньший интеграционный эффект мы получим. Объективная необходимость повышения эффективности и конкурентоспособности наших экономик, ставшая особенно очевидной на фоне глобального кризиса, требует скорейшего углубления и расширения евразийской интеграции. Таким образом, спустя почти два десятилетия после распада СССР тенденция дезинтеграции на части постсоветского пространства сменилась движением к воссоединению, пока только в сфере хозяйственной деятельности. Это движение происходит в соответствии с той евразийской идеологией, которую представляли упомянутые выше философы — без политического принуждения, на абсолютно добровольной основе, с полным пониманием взаимных выгод и обязательств, при строгом соблюдении суверенитета и равенства государств — участников интеграционного процесса. Л. Н. Гумилев, чье столетие мы отпраздновали в 2012 году, говорил о том, что интеграция должна основываться на принципе первичности прав каждого народа на свое устройство. В ТС и ЕЭК этот принцип строго соблюдается: объединяются только экономические потенциалы суверенных государств, на этой основе формируется единая система регулирования в рамках переданных на межнациональный уровень функций и полномочий, создаются условия для общей политики развития, включающей промышленную, сельскохозяйственную, энергетическую, транспортную, научно-техническую, образовательную, структурную составляющие. Пока в этом процессе не участвуют Украина и Узбекистан, присоединение которых к ТС и ЕЭП существенно расширило бы общий рынок и придало бы ему большие возможности к самостоятельному развитию и расширенному воспроизводству. Вместе с тем создание ТС 3-х государств сформировало интеграционное ядро, притягивающее не только остальные государства СНГ, но и другие государства Евразии. Вокруг ТС строится широкая зона свободной торговли, включающая СНГ, Сербию и Черногорию на западе, Монголию и Вьетнам — на востоке.
По объективным историческим, экономическим и политическим причинам ключевую роль в организации процессов евразийской интеграции играет Россия. Исследования общественного мнения, проводимые различными социологическими службами, свидетельствуют о сохраняющемся представлении о России как объединяющем центре у населения всех государств СНГ. От России ждут инновационного прорыва, ждут сигналов на осуществление системных преобразований, которые будут учитывать национальные интересы государств — участников процессов евразийской интеграции. Так, на высоком уровне находится поддержка ТС и ЕЭП в их государствах-участниках: 80 % — в Казахстане, 72 % — в России и 60 % — в Белоруссии. Доли положительных ответов на этот вопрос (поддержки ТС и ЕЭП) респондентами в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Молдове и Армении составили 60 % и более. На Украине поддержка ТС–ЕЭП населением составляет более 55 %. Важной особенностью процесса евразийской интеграции является её открытый характер. Российские руководители неоднократно говорили о перспективе формирования общематериковой зоны сотрудничества, от Лиссабона до Владивостока на основе отношений свободной торговли и взаимовыгодной кооперации. Такая широкая евразийская интеграция, включающая и Европу, и Китай, и Индию, а также государства Среднего и Ближнего Востока, могла бы стать мощным стабилизирующим фактором, способствующим преодолению мирового экономического кризиса и создающим новые возможности для развития. Думающая и наиболее ответственная часть мирового сообщества осознала, что во избежание новой волны самоистребительной конфронтации и для обеспечения устойчивого развития необходим переход к новой мировоззренческой модели, основанной на принципах взаимного уважения суверенитета, справедливом глобальном регулировании, и взаимовыгодному сотрудничеству. Мы имеем уникальную историческую возможность вернуть себе роль глобального объединяющего центра, вокруг которого начнётся формирование принципиально иного баланса сил, новой архитектуры глобальных валютно-финансовых и торгово-экономических отношений на началах справедливости, гармонии и сотрудничества в интересах народов всей Евразии.
Таможенный союз, который был заключен между Россией, Казахстаном и Белоруссией, представляет собой действующее интеграционное объединение, которое основано на единой системе тарифного и нетарифного регулирования и едином таможенном законодательстве.
Отметим, что показателем эффективности данной трехсторонней интеграции служит рост взаимной и внешней торговли стран-участниц данного ТС. Согласно статистическим данным ЕЭК:
- объем товарооборота взаимной торговли в 2012 году был равен 68,6 млрд. долларов США, то есть объем был увеличен в отличие от 2011 годом на 8,7%;
- внешнеторговый оборот за 2012 год был увеличен на 3,2% и составил 939,3 млрд. долларов США, включая долю экспорта, составляющую 600,1 млрд. долларов США, долю импорта - 339,2 млрд. долларов США.
За весь период функционирования единой таможенной территории Федеральной таможенной службой был обеспечен достаточно высокий рост поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет. Так, например, в 2011 году объем поступлений в федеральный бюджет был равен 5950,53 млрд. рублей, в 2012 году - 6581,04 млрд. рублей.
Невзирая на успешную в целом деятельность в условиях формирования ТС, до сих пор нерешенными остается значительное количество вопросов, которые требуют правового урегулирования.
Так, например, правовые нормы союзного таможенного законодательства содержат около 200 отсылочных норм к национальным законодательствам стран-участниц ТС. Подобное обстоятельство оказывает негативное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов, занятых в сфере ВЭД, из-за непрозрачности процессов таможенного администрирования.
Отметим, что до сих пор не закончена унификация ставок ввозных таможенных пошлин. В настоящий момент по 72 позициям ТН ВЭД ТС ставки в Казахстане ниже, чем в России и Белоруссии. В то же время вступление нашей страны во ВТО способствовало тому обстоятельству, что по 108 товарным позициям касательно колесных автотранспортных средств ставки ввозных таможенных пошлин в России стали ниже, чем в Белоруссии и Казахстане.
Также остается неурегулированным вопрос о разработке перечня товаров, которые вывозятся с ТТ ТС в третьи страны, касательно которых правовыми нормами законодательств стран-участниц ТС предусмотрена обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин. Не подписано соглашение о порядке зачисления и распределения вывозных таможенных пошлин (прочих пошлин, налогов и сборов, которые имеют эквивалентное действие) при вывозе товаров с единой ТТ ТС.
В 2012г. не удалось завершить формирование нормативной базы в сфере экспортного контроля касательно продукции военного назначения, а также товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники.
В заключение данной главы работы автор предлагает, опираясь на Постановление Совет Федерации ФС РФ, следующие рекомендации по совершенствованию правовых норм союзного таможенного законодательства:
1) сократить отсылочные нормы в союзном таможенном законодательстве для возможности устранения различий на ТТ ТС;
2) оптимизировать порядок совершения таможенных операций (сократить время на совершение операций при сохранении эффективности таможенного контроля);
3) унифицировать правовые нормы уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях стран-участниц ТС в части ответственности за нарушения союзного таможенного законодательства;
4) доработать и согласовать проект соглашения по определению порядка и условий перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом;
5) формирование нормативной базы в сфере экспортного контроля касательно продукции военного назначения, а также товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники;
6) установить специальные правила и порядок перемещения товаров между Особой экономической зоной в Калининградской области и остальной частью ТТ ТС;
7) инкорпорировать в ТК ТС положений международных соглашений стран-участниц ТС, учитывая национальные интересы нашей страны;
8) совершенствовать систему нетарифного регулирования для возможности сокращения ограничений, которые вводятся странами-участницами ТС в одностороннем порядке;
9) усилить меры противодействия ввозу на ТТ ТС контрафактных товаров, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе путем предварительного уведомления о перемещаемых через ТТ ТС грузах, совершенствования системы информационного взаимодействия;
10) создать правовой механизм, предоставляющий возможность в полном объеме осуществлять таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на ТТ ТС, включая создание системы идентификации данных товаров;
11) координировать работу заинтересованных федеральных органов государственной власти, представителей бизнес-сообщества, общественных объединений и прочих организаций по подготовке и согласованию предложений, направленных на совершенствование норм ТК ТС;
12) ускорение процесса внедрения в деятельность таможенных органов электронного декларирования товаров и отказа от практики разрешительных документов в бумажном виде, в том числе в целях снижения коррупциогенных факторов и устранения расхождений в статистике внешней и взаимной торговли государств - членов Таможенного союза;
13) создать условия, которые были бы направлены на увеличение пропускной способности мест международного почтового обмена;
14) создать упрощенную систему таможенного оформления в местах прибытия товаров на ТТ ТС;
15) совершенствовать правовые нормы договорной базы ТС, которые регулируют вопросы ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности стран-участниц ТС;
16) совершенствовать правовое обеспечение правоохранительной деятельности таможенных органов в рамках ТС.

















Заключение

Значение таможенного права в современной системе российского права общеизвестно. Оно является основой механизма государственного регулирования внешнеторговых отношений. Его влияние на международную интеграцию российской экономики в международное экономическое пространство, освоение выгодных рынков в странах Запада и Востока, либерализацию внешнеэкономической деятельности постоянно усиливается. Все эти процессы обеспечиваются государственным таможенным механизмом, функционирующим на четких и детально проработанных правовых основаниях.
Инструменты реализации таможенной политики, порядок организации и правила таможенного дела затрагивают интересы широкого круга лиц, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. Таможенно-правовые отношения между этими лицами имеют сложный комплексный характер, поэтому изучение этих отношений играет весьма важную роль.
Данная работа была посвящена теме «Система экспортного контроля в Российской Федерации в условиях формирования Единого экономического пространства». Цель, поставленная в начале работы, была достигнута посредством решения вышеозначенных задач.
Основываясь на национальном и зарубежном законодательстве, а также на трудах специалистов, были изучены и проанализированы все аспекты, касающиеся главного вопроса данной работы.
В заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать следующие определенные выводы:
Некоторая продукция (а также работы, услуги, материалы, результаты интеллектуальной деятельности, оборудование) в силу своих особенностей и свойств может быть использована в создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Для предотвращения этого был разработан Федеральный закон «Об экспортном контроле». В соответствии со статьей 1 данного закона были обозначены критерии отнесения продукции в списки контролируемых товаров и утверждены подконтрольные списки.
Таким образом, для ввоза некоторых групп товаров необходимо проводить экспертизу и оформлять официальный документ (независимая экспертиза товара (технологии) для целей экспортного контроля), то есть подтверждается принадлежность или непринадлежность объекта экспертизы к продукции, включенной в списки контролируемых товаров и технологий. Результаты экспертизы используются участниками внешнеэкономической деятельности для определения необходимости получения лицензии или иного, предусмотренного законодательством Российской Федерации, разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, а также таможенными правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации при принятии решений по вопросам, входящим в их компетенцию.
Желательно еще до предполагаемой поставки уточнить необходимость оформления данной экспертизы, так как в среднем она занимает 4-5 рабочих дней, и чтобы не было задержек на таможне, получить все документы заранее. Документы, необходимые для оформления экспертизы товара экспортного контроля:
- товаросопроводительные документы (контракт, инвойс, накладные и т.д);
- технические документы на товар, описания, чертежи, паспорта и другие документы, описывающие основные технические характеристики, а также область применения;
- иные документы, исходя из особенностей товара, экспертизу которого необходимо провести (вы можете уточнить у наших специалистов).
Экспертиза оформляется на конкретную поставку, в заключении прописываются и контракт и инвойс. Идентификационная экспертиза проводится с целью получения ответов на следующие вопросы:
- является ли экспортируемые товары или технологии элементами одного или нескольких контрольных списков, т.е. подпадают ли они под процедуру экспортного контроля;
- допустима ли передача (экспорт) данных товаров или технологий иностранному заказчику (конкретизируя вопрос – допустим ли данный экспорт в данную страну и данному конечному пользователю).
В случае, если в результате экспертизы будет дано заключение, что продукция может быть использована в военной промышленности и подпадает под экспортный контроль, фирме, осуществляющей экспорт/импорт данной продукции необходимо обратиться в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и получить лицензию.
ЭК выполняет две функции: это мера нетарифного внешнеэкономического регулирования и одновременно важный инструмент внешней политики, что оказывает разнонаправленное воздействие на национальные интересы.
ЭК оказывает существенное влияние на международный трансферт высоких технологий и таким образом на конкурентоспособность многих компаний и стран; Контроль за технологиями - одна из самых чувствительных областей системы экспортного контроля. Доступ к мировой копилке накопленных знаний становится критическим элементом как национальной конкурентоспособности, так и национальной безопасности. Очень трудно найти оптимальный баланс между взаимоисключающими стратегическими задачами продвижения национальных товаров на мировые рынки сбыта и введения ограничений по соображениям национальной и международной безопасности, между поддержанием академических свобод, свободой доступа к информации и задачами в области безопасности. В этой сфере есть большое поле для международного сотрудничества. Но параллельно российское экспертное сообщество должно разработать свое видение этих проблем и подходы к их решению.
С окончанием холодной войны, как ни парадоксально, спектр возможных дестабилизирующих факторов не сузился, а расширился; а глобализация облегчает возможность использовать эти факторы; недаром так остро встает проблема попадания ОМУ и средств их доставки в руки международных террористов.
Существует ряд объективных факторов, подрывающих результативность систем экспортного контроля и подводящих к необходимости перманентного совершенствования элементов этой политики:
1) ускоряющиеся процессы глобализации способствуют формированию международной системы многоуровневой взаимозависимости, основанной на сложных механизмах конкуренции, кооперации и партнерства.
2) информационная революция и интернационализация научно-технических знаний подрывают эффективность контроля, особенно если он не носит международный характер. На мировой рынок выходят новые поставщики высокотехнологичных товаров, что облегчает получение аналогов нужных товаров и технологий на расширяющихся рынках товаров и технологий двойного назначения. Ограничения и санкции заставляют контрагента развивать собственное производство чувствительных товаров, используя знания национальных или иностранных специалистов, получивших образование в лучших университетах мира.
3) гражданский сектор добился первенства в разработке ряда новейших технологий, имеющих одновременно важное военное значение. Поэтому ограничения и санкции затрагивают практически всех производителей наукоемкой продукции.
4) в условиях глобализации растет значение так называемых неосязаемых форм передачи технологий, которые очень трудно проконтролировать. В частности, корпорации США жалуются, что деловые встречи, разрешения на телефонные переговоры с зарубежными партнерами требуют предварительных разрешений, согласование которых занимает иногда от 40 до 100 дней.
Национальные системы ЭК не могут быть невосприимчивыми к общей социально-экономической и политической ситуации в стране и в мире. Экспортный контроль, являясь одним из компонентов международного режима нераспространения ОМУ, наложил огромный отпечаток на систему международных отношений, в частности на взаимоотношения России и США.
В настоящее время происходят существенные изменения в облике интеграционных группировок, формируемых на постсоветском пространстве.
Очевидно, что динамично развивающиеся процессы формирования институциональной основы Таможенного союза и единого экономического пространства ЕврАзЭС еще не раз приведут к необходимости корректировать законодательные основы таможенного регулирования в Таможенном союзе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.







Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:
Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994г. №51-ФЗ // Российская газета, №238-239, 08.12.1994г.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ // СЗ РФ от 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
Уголовный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996г., №25, ст. 2954.
Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17).
Федеральный закон РФ от 30.12.2001г. №196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Парламентская газета, №2-5, 05.01.2002г.
Закон РФ от 21.05.1993г. №5003-1 «О таможенном тарифе» // Российская газета, №107, 05.06.1993г.
Федеральный закон РФ от 21.07.1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» // Российская газета, №146, 31.07.1997г.
Федеральный закон РФ от 18.07.1999г. №183-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об экспортном контроле» // СЗ РФ от 26.07.1999г., №30, ст. 3774.
Федеральный закон от 21.11.1995г. №170-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ 27.11.1995, N 48, ст. 4552.
Федеральный закон РФ от 08.12.2003г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. 30.11.2013г) // СЗ РФ от 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
Федеральный закон РФ от 19.07.1998 №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // СЗ РФ от 27.07.1998, №30, ст. 3610.
Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 №754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Указ Президента РФ от 22.12.1993г. №2253 «Об отнесении таможенных органов РФ к государственным военизированным организациям» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. − 1993. − №52. − Ст.5065.
Указ Президента РФ от 16.08.2004г. №1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» // Собрание законодательства РФ. – 2004. − № 34. − Ст. 3541.
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999г.).
Указ Президента РФ от 11.04.1992г. №388 «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России». Российская газета, N 88, 16.04.1992 (ныне утратил силу).

Материалы судебной практики:
Решение по административному делу (06.09.2013, Судебный участок № 9 города Балаково Саратовской области).
Решение по административному делу (06.09.2013, Судебный участок № 9 города Балаково Саратовской области).
Решение по административному делу (06.09.2013, Судебный участок № 9 города Балаково Саратовской области).
Решение по административному делу (19.08.2013, Судебный участок мирового судьи №1 Харабалинского района).
Решение 7а-165/2013 (25.06.2013, Новосибирский областной суд (Новосибирская область)).
Постановление 5-109/2013 (20.05.2013, Центральный районный суд г. Новосибирска (Новосибирская область)).
Решение по административному делу (21.03.2013, Судебный участок №2 Канавинского района г.Н.Новгород).
Дело №5-24/2012 постановление в отношении юридического лица (28.05.2012, Кировский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область)).
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.20 КоАП РФ. (16.06.2011, Советский районный суд г. Нижний Новгород (Нижегородская область)).

Книжные издания:
Андриашин К.А. Таможенное право. – М.: Магистр, 2012.
Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России. – М.: Проспект, 2012.
Давыдов Я.В. Таможенное право. – М., 2013.
Ершов А.Д., Роденков А.И., Тараторин И.Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. – М.: Проспект, 2013.
Завражных М. Л. Таможенное право России. – М.: Омега-Л, 2013.
Игнатюк А.З. Таможенное право Таможенного союза. – М.: Инфра-М, 2013.
Коник Н.В. Таможенное дело. – М.: Омега-Л, 2013.
Косаренко Н.Н. Таможенное право России. – М.: Флинта, 2013.
Матвиенко Г.В., Семенова И.В., Цинделиани И.А. Рассмотрение дел о нарушении норм таможенного законодательства. – М.: Эксмо, 2013.
Молчанова О. В., Коган М. В. Таможенное дело. – М.: Феникс, 2012.
Новое таможенное законодательство/ Под ред. A. M. Гирина. – М.: Проспект, 2013.
Соловьев А.А. Таможенное дело. – М.: Приор, 2011.
Сухарев А.Я. Большой юридический словарь.– М.: Инфра-М, 2012.
Таможенное право / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М., 2013.
Таможенное право / Под ред. Ноздрачева А.Ф. – М.: Волтерс Клувер, 2013.
Толкушкин А.В. Таможенное дело. – М.: Юрайт, 2013.
Тимошенко И.В. Таможенное право России. – М.: Приоритет, 2012.
Халипов С.В. Таможенное право. – М.: Юрайт, 2012.
Яковец Ю. В. О стратегии возрождения и повышения конкурентоспособности евразийской цивилизации на основе освоения шестого технологического уклада и углубления интеграции / Научный доклад. М.: Норма, 2014.

Публикации:
Глазьев С. Ю. Научный доклад «О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции» // Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, конкурентоспособности и устойчивому развитию. - Москва, 29 января 2013 г.
Коробкина Л.М., Трошкина Т.Н. Экспортный контроль в РФ: анализ судебной практики // Реформы и право. - М.: Приор, 2013.
Лукашенко А. Г. О судьбах нашей интеграции // Известия. 2011. 17 окт.
Решение КТС от 18.06.2010г. №330 // Таможенный вестник, №17, сентябрь, 2010.
Таможенный союз и Единое экономическое пространство в глобальном контексте // ЕЭК 2012. Годовой отчет. 2012. - С.114.

Электронные ресурсы:
Информационное письмо ФСТЭК РФ от 04.02.2014 «О соблюдении требований законодательства РФ в области экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности, связанной с передачей контролируемых товаров и технологий в другие государства - члены Таможенного союза» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.fstec.ru (дата обращения: 08.04.2013).
Информация Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] URL-режим доступа: (http://www.eurasiancommission.org /ru/act / integr_i_makroec / dep_stat / trade / Documents / Analytics_I_201304 (дата обращения: 30.03.2014).
Таможенный союз РФ, Беларуси и Казахстана увеличит ВВП на 15 % [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL-адрес: http://ria.ru / politics / 20100104 / 202835596.html (дата обращения: 24.02.2014г.).


Давыдов Я.В. Таможенное право. – М., 2013. – С. 41.
ТК ТС (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17).
Молчанова О. В., Коган М. В. Таможенное дело. – М.: Феникс, 2012. – С.101.
Косаренко Н.Н. Таможенное право России. – М.: Флинта, 2013. – С.82.
Указ Президента РФ от 11.04.1992г. №388 «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России» // Российская газета, N 88, 16.04.1992 (ныне утратил силу).
Федеральный закон РФ от 18.07.1999г. №183-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об экспортном контроле» // СЗ РФ от 26.07.1999г., №30, ст. 3774 (далее – закон №183-ФЗ).
Толкушкин А.В. Таможенное дело. – М.: Юрайт, 2013. – С.88.
Информационное письмо ФСТЭК РФ от 04.02.2014 «О соблюдении требований законодательства РФ в области экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности, связанной с передачей контролируемых товаров и технологий в другие государства - члены Таможенного союза» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.fstec.ru (дата обращения: 08.04.2013).
Коник Н.В. Таможенное дело. – М.: Омега-Л, 2013. – С.109.
Соловьев А.А. Таможенное дело. – М.: Приор, 2011. – С.93.
Федеральный закон от 21.11.1995г. №170-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ 27.11.1995, N 48, ст. 4552.
Федеральный закон РФ от 08.12.2003г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. 30.11.2013г) // СЗ РФ от 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
Федеральный закон РФ от 19.07.1998 №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // СЗ РФ от 27.07.1998, №30, ст. 3610.
Согласно содержанию правовой нормы, отраженной в ст. 12 рассматриваемого закона.
Отметим, что в настоящее время статья о контрабанде (188), содержащаяся в Уголовном кодексе РФ, отменена. В данном случае нарушение экспортного контроля будет регулироваться нормами других статей УК РФ.
Указ Президента РФ от 16.08.2004 г. №1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» // Собрание законодательства РФ. – 2004. − № 34. − Ст. 3541.
Согласно ст. 13, 14 закона об ЭК.
ст. 8 Закона об ЭК.
Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России. – М.: Проспект, 2012. – С. 198.
Федеральный закон РФ от 21.07.1997г. №114-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О службе в таможенных органах РФ» // Российская газета, №146, 31.07.1997г.
Указ Президента РФ от 22.12.1993г. №2253 «Об отнесении таможенных органов РФ к государственным военизированным организациям» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. − 1993. − №52. − Ст.5065.
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999г.).

Игнатюк А.З. Таможенное право Таможенного союза. – М.: Инфра-М, 2013. – С. 117.
Ершов А.Д., Роденков А.И., Тараторин И.Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. – М.: Проспект, 2013. – С. 98.
Лукашенко А. Г. О судьбах нашей интеграции // Известия. 2011. 17 окт.
Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 №754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».
Утвержден Решением Комиссии ТС от 18.06.2010г. №330 // Таможенный вестник, №17, сентябрь, 2010.
Указ Президента РФ от 11.04.1992г. №388 «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России».
Федеральный закон РФ от 18.07.1999г. №183-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об экспортном контроле» // СЗ РФ от 26.07.1999г., №30, ст. 3774 (далее – закон №183-ФЗ).
Информация Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] URL-режим доступа: (http://www.eurasiancommission.org /ru/act / integr_i_makroec / dep_stat / trade / Documents / Analytics_I_201304 (дата обращения: 30.03.2014).
Глазьев С. Ю. Научный доклад «О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции» // Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, конкурентоспособности и устойчивому развитию. - Москва, 29 января 2013 г.
Яковец Ю. В. О стратегии возрождения и повышения конкурентоспособности евразийской цивилизации на основе освоения шестого технологического уклада и углубления интеграции / Научный доклад. М.: Норма, 2014. - С.104.
Глазьев С. Ю. Научный доклад «О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции» // Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, конкурентоспособности и устойчивому развитию. Москва, 29 января 2013 г.
Таможенный союз и Единое экономическое пространство в глобальном контексте // ЕЭК 2012. Годовой отчет. 2012. - С.114.
ст. 18 закона об ЭК.
Утверждено заместителем Руководителя Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю 12 мая 1998 г.
Утвержден Приказом ФСТЭК от 4 апреля 2008г. №77.















2










96






Рис.2. Примерная структура и схема взаимодействия внутрифирменной службы экспортного контроля в организации
(с большим объемом экспортных поставок)


Руководитель организации или его заместитель

Руководитель внутрифирменной службы экспортного контроля

Подразделение (служба) организации, занимающиеся экспортом товаров и технологий

Отдел (группа) экспортного Контроля

Специалист по проведению идентификации

Специалист по проверке конечного пользователя

Специалист по оформлению лицензий

Специалист по предотгрузочному контролю

Другие отделы (группы)

Структура внутрифирменной службы экспортного контроля в организации

ФАПРИД

Предприятие-экспортер

Таможенный пост

Пакет док-тов

Лицензия

Министерства и ведомства:

- МИД,
- НЭК МО;
- Минпромнауки,
- Минатом,
- Госатомнадзор,
- Минимущество,
- Росавиакосмос,
- РАН,
- РАВ,
- РАСУ,
- Росбоеприпасы,
- Россудостроение


Функции:

- подготовка проекта заключения гос. экспертизы,
- согласование с министерствами ведомствами

Функции:
- предварительный анализ и проверка документов;
- регистрация,
- заключения гос. экспертизы,
- оформление лицензии или письма с отказом

Тематические отделы

Отдел по работе с участниками ВЭД

Департамент экспортного контроля

Минэкономразвития России

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:
1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994г. №51-ФЗ // Российская газета, №238-239, 08.12.1994г.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ // СЗ РФ от 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Уголовный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996г., №25, ст. 2954.
4. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17).
5. Федеральный закон РФ от 30.12.2001г. №196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Парламентская газета, №2-5, 05.01.2002г.
6. Закон РФ от 21.05.1993г. №5003-1 «О таможенном тарифе» // Российская газета, №107, 05.06.1993г.
7. Федеральный закон РФ от 21.07.1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» // Российская газета, №146, 31.07.1997г.
8. Федеральный закон РФ от 18.07.1999г. №183-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об экспортном контроле» // СЗ РФ от 26.07.1999г., №30, ст. 3774.
9. Федеральный закон от 21.11.1995г. №170-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ 27.11.1995, N 48, ст. 4552.
10. Федеральный закон РФ от 08.12.2003г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. 30.11.2013г) // СЗ РФ от 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
11. Федеральный закон РФ от 19.07.1998 №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // СЗ РФ от 27.07.1998, №30, ст. 3610.
12. Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 №754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
13. Указ Президента РФ от 22.12.1993г. №2253 «Об отнесении таможенных органов РФ к государственным военизированным организациям» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. − 1993. − №52. − Ст.5065.
14. Указ Президента РФ от 16.08.2004г. №1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» // Собрание законодательства РФ. – 2004. − № 34. − Ст. 3541.
15. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999г.).
16. Указ Президента РФ от 11.04.1992г. №388 «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России». Российская газета, N 88, 16.04.1992 (ныне утратил силу).

Материалы судебной практики:
1. Решение по административному делу (06.09.2013, Судебный участок № 9 города Балаково Саратовской области).
2. Решение по административному делу (06.09.2013, Судебный участок № 9 города Балаково Саратовской области).
3. Решение по административному делу (06.09.2013, Судебный участок № 9 города Балаково Саратовской области).
4. Решение по административному делу (19.08.2013, Судебный участок мирового судьи №1 Харабалинского района).
5. Решение 7а-165/2013 (25.06.2013, Новосибирский областной суд (Новосибирская область)).
6. Постановление 5-109/2013 (20.05.2013, Центральный районный суд г. Новосибирска (Новосибирская область)).
7. Решение по административному делу (21.03.2013, Судебный участок №2 Канавинского района г.Н.Новгород).
8. Дело №5-24/2012 постановление в отношении юридического лица (28.05.2012, Кировский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область)).
9. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.20 КоАП РФ. (16.06.2011, Советский районный суд г. Нижний Новгород (Нижегородская область)).

Книжные издания:
1. Андриашин К.А. Таможенное право. – М.: Магистр, 2012.
2. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России. – М.: Проспект, 2012.
3. Давыдов Я.В. Таможенное право. – М., 2013.
4. Ершов А.Д., Роденков А.И., Тараторин И.Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. – М.: Проспект, 2013.
5. Завражных М. Л. Таможенное право России. – М.: Омега-Л, 2013.
6. Игнатюк А.З. Таможенное право Таможенного союза. – М.: Инфра-М, 2013.
7. Коник Н.В. Таможенное дело. – М.: Омега-Л, 2013.
8. Косаренко Н.Н. Таможенное право России. – М.: Флинта, 2013.
9. Матвиенко Г.В., Семенова И.В., Цинделиани И.А. Рассмотрение дел о нарушении норм таможенного законодательства. – М.: Эксмо, 2013.
10. Молчанова О. В., Коган М. В. Таможенное дело. – М.: Феникс, 2012.
11. Новое таможенное законодательство/ Под ред. A. M. Гирина. – М.: Проспект, 2013.
12. Соловьев А.А. Таможенное дело. – М.: Приор, 2011.
13. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь.– М.: Инфра-М, 2012.
14. Таможенное право / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М., 2013.
15. Таможенное право / Под ред. Ноздрачева А.Ф. – М.: Волтерс Клувер, 2013.
16. Толкушкин А.В. Таможенное дело. – М.: Юрайт, 2013.
17. Тимошенко И.В. Таможенное право России. – М.: Приоритет, 2012.
18. Халипов С.В. Таможенное право. – М.: Юрайт, 2012.
19. Яковец Ю. В. О стратегии возрождения и повышения конкурентоспособности евразийской цивилизации на основе освоения шестого технологического уклада и углубления интеграции / Научный доклад. М.: Норма, 2014.

Публикации:
1. Глазьев С. Ю. Научный доклад «О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции» // Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, конкурентоспособности и устойчивому развитию. - Москва, 29 января 2013 г.
2. Коробкина Л.М., Трошкина Т.Н. Экспортный контроль в РФ: анализ судебной практики // Реформы и право. - М.: Приор, 2013.
3. Лукашенко А. Г. О судьбах нашей интеграции // Известия. 2011. 17 окт.
4. Решение КТС от 18.06.2010г. №330 // Таможенный вестник, №17, сентябрь, 2010.
5. Таможенный союз и Единое экономическое пространство в глобальном контексте // ЕЭК 2012. Годовой отчет. 2012. - С.114.

Электронные ресурсы:
1. Информационное письмо ФСТЭК РФ от 04.02.2014 «О соблюдении требований законодательства РФ в области экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности, связанной с передачей контролируемых товаров и технологий в другие государства - члены Таможенного союза» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.fstec.ru (дата обращения: 08.04.2013).
2. Информация Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] URL-режим доступа: (http://www.eurasiancommission.org /ru/act / integr_i_makroec / dep_stat / trade / Documents / Analytics_I_201304 (дата обращения: 30.03.2014).
3. Таможенный союз РФ, Беларуси и Казахстана увеличит ВВП на 15 % [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL-адрес: http://ria.ru / politics / 20100104 / 202835596.html (дата обращения: 24.02.2014г.).

Вопрос-ответ:

Какая история формирования и развития системы экспортного контроля в РФ?

Система экспортного контроля в Российской Федерации формировалась и развивалась на протяжении длительного времени. Основные этапы ее становления связаны с изменениями политической, экономической и правовой ситуации в стране. В первый период, после распада СССР, Россия столкнулась с необходимостью создания новой системы контроля экспорта для регулирования торговых операций с зарубежными партнерами. В последующие годы были приняты ряд законодательных актов, направленных на усовершенствование системы экспортного контроля, в том числе в рамках формирования Единого экономического пространства.

Каково понятие и сущность системы экспортного контроля?

Система экспортного контроля представляет собой комплекс мер, средств и инструментов, применяемых государством для регулирования экспортных операций. Она включает в себя нормативно-правовую базу, организационную структуру, процедуры и методы контроля, а также механизмы сбора и анализа информации. Главная цель системы экспортного контроля заключается в обеспечении национальных интересов и защите экономики страны.

Какие законодательные акты регулируют экспортный контроль РФ?

Нормативно-правовая база экспортного контроля в Российской Федерации включает ряд законодательных актов. К ним относятся Федеральный закон "О государственном контроле за экспортом и импортом товаров" и соответствующие подзаконные акты, постановления Правительства РФ, различные постановления и приказы, регламентирующие конкретные аспекты экспортного контроля.

Какова структура экспортного контроля в РФ?

Структура экспортного контроля в Российской Федерации включает несколько уровней и органов, ответственных за реализацию контрольных мероприятий. На федеральном уровне основную роль играют Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия животных. Также в систему экспортного контроля включены региональные и местные органы государственной власти, таможенные органы и другие специализированные организации.

Какая история формирования, становления и развития системы экспортного контроля в Российской Федерации?

История формирования, становления и развития системы экспортного контроля в Российской Федерации начинается с периода после распада Советского Союза. В 1992 году был принят Закон "О контроле экспорта и импорта товаров". С тех пор система экспортного контроля осуществляет регулирование процесса экспорта товаров и технологий с целью обеспечения национальной безопасности и защиты экономических интересов России. В последующие годы система была совершенствована и развивалась в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономической деятельности.

Что такое система экспортного контроля в Российской Федерации?

Система экспортного контроля в Российской Федерации - это комплекс организационных, правовых и информационных мер, направленных на регулирование экспорта товаров, услуг и технологий, а также контроль за их перемещением через границу. Основная цель системы экспортного контроля - обеспечение национальной безопасности и защита экономических интересов России в сфере внешнеэкономической деятельности.

Какова нормативно-правовая база экспортного контроля в России?

Нормативно-правовая база экспортного контроля в Российской Федерации включает в себя ряд законодательных актов, указов, постановлений и приказов, регулирующих процедуры и правила экспорта товаров, услуг и технологий. К ним относятся например: Федеральный закон "О контроле экспорта и импорта товаров", Постановление Правительства РФ "Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на выдачу лицензий на экспорт отдельных видов товаров", Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении Порядка применения запретных и ограничительных мер в отношении иностранных лиц и организаций".

Какова история формирования и развития системы экспортного контроля в Российской Федерации?

Система экспортного контроля в Российской Федерации начала формироваться после распада Советского Союза. В 1991 году был принят Закон РФ "О государственном контроле за внешнеэкономической деятельностью". В последующие годы были разработаны и приняты ряд нормативно-правовых актов, регулирующих экспортный контроль. Важный этап в развитии системы экспортного контроля был связан с присоединением России к ВТО в 2012 году. С тех пор усилилась работа по совершенствованию механизмов контроля и гармонизации с международными стандартами.