Уголовная ответственность за угон транспортного средства.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Уголовное право
  • 6464 страницы
  • 65 + 65 источников
  • Добавлена 25.04.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 6
1.1. Современное состояние международного и зарубежного законодательства об ответственности за угон транспортного средства 6
1.2. Объект и предмет угона транспортного средства по уголовному законодательству Российской Федерации 18
1.3. Объективная сторона угона транспортного средства по уголовному законодательству Российской Федерации 26
1.4. Субъект и субъективная сторона сторона угона транспортного средства по уголовному законодательству Российской Федерации 37
ГЛАВА 2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОНОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 47
2.1. Характерные черты личности преступников, совершающих угоны транспортных средств 47
2. 2. Факторы, детерминирующие угоны транспортных средств 52
ГЛАВА 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УГОНОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 57
3.1.Общесоциальные меры предупреждения 57
3.2. Специально-криминологические меры предупреждения 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67



Фрагмент для ознакомления

Антиобщественное поведение зависит от уровня образования людей, характеризуется сложностью характера. Образование играет значимую роль, так как его вектор может быть повернут не только в негативную сторону, но и на пользу как индивиду, обществу и государству. Уровень образования является составным элементом воспитания и служит положительным моментом в направлении предупреждения правонарушений.Важность вопросов правового воспитания затрагивается не только в доктрине, но и на законодательном уровне. Приведем подтверждающие примеры. В 2011 г. Президентом РФ утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Другой нормативно-правовой акт:Концепциядолгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г., где одной из задач образования является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи. Воспитание правовой грамотности школьников нужно рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. Проблема воспитания правовой культуры в нашей стране очень актуальна. Для формирования позитивного правосознания, воспитания в детях внимательности к людям, готовности к дружбе, сотрудничеству, уважения к окружающим, СМИ, теле- и радиоканалы должны демонстрировать и распространять опыт положительных примеров социально активного поведения в обществе. В настоящее время телеканалы, СМИ, Интернет демонстрируют много криминальной хроники, что отрицательно сказывается на неустойчивой, формирующейся психике ребенка. Количество и качество таких передач должно быть минимальным и подвергаться контролю.Изучение личности преступника не может успешно осуществляться без исследования мотивов преступного поведения, которые относятся к уголовно-правовым характеристикам личности преступника.Обратимся к исследованиям 1954г. А. Маслоу, который разделилмотивы по социальному уровню на высшие и низшие или первичные (физиологические и потребности самосохранения) и вторичные (социальные, потребности в уважении и потребности самоутверждении) (рис. 1).Рис. 1. Потребности по А.МаслоуИтак, совершая угон транспортного средства, человек удовлетворяет только лишь низшие потребности. Хотя можно говорить и о самоутверждении в преступной среде.По рассмотренным нами социально-демографическим и уголовно-правовым признакам, взятым во взаимосвязи, и учитывая специфику преступлений, могут быть выделены следующие условные типы преступников, совершающих угоны транспортных средств в зависимости от характера, степени общественной опасности неодержання мотивации:Случайный, то есть лица, совершающие угон транспортных средств впервые из-за стечения неблагоприятных жизненных обстоятельств. Здесь велик процент «ошибки» или «короткого замыкания».Данный тип преступников большей частью составляют несовершеннолетние.Ситуационныйтип, для которого характерно суммирование таких личностных свойств: эмоциональная неустойчивость, конфликтность, слабоволие, повышенная внушаемость и др. К данной группе относятся лица, позволяющие вовлечь себя в преступное деяние.Самоутверждающийся чаще всего – это несовершеннолетний и лица, занимающие низкое социальное положение, имеющие низкий доход. Мотив совершения угода таким типом преступника – завоевание авторитета.Корыстныйтип, для которого характерно доминирование мотивов личного обогащения. Корыстно-насильственный– отличие от корыстного типа наряду с мотивами личного обогащения мотивы всегда у данных лиц, сопряжены с различными формами преступного насилия. 2. 2. Факторы, детерминирующие угоны транспортных средствВопрос о причинах преступности является проблемным в части её видов, имеет как теоретическое так и практическое значение.Причины преступности – это явления (или совокупность взаимосвязанных явлений), которые непосредственно порождают, производят другие явления (преступления) или явление (преступность) как закономерное следствие. Существуют объективные и субъективные причины преступности. Условия преступности — явление (совокупность явлений), не порождающих, но способствующих либо препятствующих порождению преступности. Следствие– то, что следует, вытекает из чего либо, результат чего либо. По мнению ряда криминологов, «взаимосвязь и взаимодействие причины и следствия предполагают, что не только причина вызывает следствие, но и следствие по принципу обратной связи воздействует на свою причину.Причинная связь– объективная связь между явлениями, одно из которых причина; при наличии определенных условий производит, порождает другое - следствие.В.Н. Кудрявцев, отмечая роль причинной связи в правовой сфере, указывает: «Исследование причинности дает возможность в практической деятельности человека сознательно использовать естественные или социальные факторы, силы процесса, осуществлять поставленные задачи».Будем придерживаться мнения криминологов, считающих, что различное понимание детерминант преступности ведет к путанице и возникновению в сознании практических работников нигилизма кподобного рода суждениям. Это вызывает всегда обоснованныесуждения, связанные с принижением роли науки криминологии и выполняемых ею соответствующих функциональных общественно важных ролей. В связи с вышеизложенным представляется вполне обоснованным использование в качестве их альтернативы термина «фактор».Профессор B.C. Семенов справедливо отмечает, что «объективно -субъективным источником конфликтных ситуаций служат противоречия, формируемые социально – экономическим, материально – бытовым положением людей. Ныне это проявляется в растущих контрастах богатства и бедности, процветания немногих и обнищания подавляющего большинства...».Как «грибы после дождя», растет число долларовых миллионеров и миллиардеров при обнищании абсолютного большинства населения; По мнению политолога А. Кива, 80% населения в России живет хуже; чем при советской власти. Из них 20% - в нищете и еще 20% - в крайней бедности.К числу общих экономических факторов, влияющих на совершение угона транспортных средств, кроме того, необходимо отнести такие, как:состояние экономического кризиса как основы непрерывной нестабильности всех основных потребностей населения, а также социальных ценностей;инфляция как процесс или результат обесценивания денег. Высокий уровень инфляции, сопровождающийся время от времени переходом в состояниегиперинфляции, делает невозможным бесконфликтное приспосабливание населения к меняющимся условиям жизни; 3) безработица или состояние трудоной незанятости населения, что создает в стране объективную основу массового получения средств к существованию незаконным, в том числе преступным, путем, так как уровень социальной защищенности безработных фактически соответствует границе абсолютной нищеты и др.Следующим фактором совершений преступлений в сфере угонов транспортных средств является низкий уровень развития автомобильной промышленности, неконкурентоспособность отечественных автомашин на мировом рынке, высокая стоимость автомобилей, произведенных в России. К этому направлению можно отнести и несовершенство экономических отношений, связанных с оборотом автомобилей. Под несовершенством подразумевается.дестабилизация рынка, инфляционные процессы, нарушения экономических связей не только внутри государства, но и с зарубежными странами. При этом усиливается значимость теневой экономики.В числе факторов корыстной преступности необходимо обратить внимание на такое явление, как социальный паразитизм. При этом различают социальный паразитизм в широком и узком смысле. В широком смысле он выражается в том, что трудолюбивый человек либо полностью уклоняется от общественно полезного труда и паразитирует за счет общества или отдельных его членов, либо формально-участвует в трудовом процессе лишь для видимости. В узком, смысле - это незаконное обогащение в результате совершения корыстных правонарушений.Следует отметить также и низкий уровень правового и нравственно-этического воспитания молодого поколения. Населению России в отличие от зарубежных государств никогда не был присущ высокий уровень правосознания. Вместе с тем, особенно остро проблема правового нигилизма стала именно в настоящее время. Наблюдается массовое игнорирование, безразличное, неуважительное отношение к правовым установлениям государства со стороны населения России, что стало последствием, прежде всего, слабости государственной власти, которая оказалась не в состоянии обеспечить реализацию конституционных прав и свобод граждан. К числу факторов политического характера А.П. Севрюков небезосновательно относит также отсутствие необходимого баланса конституционно-правовой системы, который выражается, в том, что продолжается дезинтеграция конституционно-правовых институтов власти, которые оказываются подчас не в состоянии эффективно выполнять поставленные перед ними задачи. В настоящее время наблюдается чрезмерное усиление исполнительной власти за счет ослабления власти законодательной, ослабление механизмов правового контроля, ослабление прокурорского надзора, судебного контроля, отсутствие должного контроля.за государственным аппаратом. Все это-в-совокупности снижает эффективность.работы по борьбе с корыстной- преступностью.К числу правовых факторов криминологи относят такие как: отставание законодательного обеспечения борьбы с преступлениями против собственности от потребностей правоприменительной практики; многочисленные пробелы и противоречия в законодательстве; пробелы в официальном толковании уголовно-правовых норм об ответственности за угон транспортных средств; технические недостатки уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за угоны транспортных средств; терминологическая несогласованность уголовного и административного законодательства. В части, относящейся к определению бланкетных признаков отдельных видов преступлений; отсутствие закона о предупреждении преступности, создающего нормативные предпосылки для постепенного перехода от преимущественно карательной модели борьбы с корыстной преступностью к профилактической и др.Факторы организационного характера составляют: крайне низкий уровень раскрываемости угонов транспортных средств, недостаточность материального обеспечения органов внутренних дел, отток квалифицированных кадров из правоохранительных органов, работа в условиях постоянных перегрузок, дефицит высокоэффективных технологий расследования новых форм совершения преступлений.ГЛАВА 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УГОНОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ3.1.Общесоциальные меры предупрежденияМожно согласиться с мнением А.И. Алексеева о широком диапазоне мер общесоциального предупреждения, так как их действие проявляется на множество причин, условий, поводов преступности. В общесоциальную группу входят меры как экономического, так и социального характера, вектор которых лежит на улучшение положения населения и сокращения преступности, в том числе совершению угонов транспортных средств. В ряде этих мер можно назвать: снижение уровня безработицы; охрана материнства и детства; поощрение благотворительной деятельности и др.Помимо экономических и социальных можно назвать и политические меры, например, стабильность государственного управления; определение целей, задач, основных направлений борьбы преступностью в различных программных документах и др. В настоящее время активную позицию составляет направление борьбы коррупции среди сотрудников государственного аппарата и органов местного управления.Государство должно постоянно проводить идеологию духовных ценностей как приоритетную над материальными.К организационно-техническим мерам предупреждения угонов транспортных средств можно отнести следующие мероприятия: увеличение платных охраняемых парковок и стоянок транспортных средств с доступными для большинства населения ценами за предоставление услуг; оборудование личного автотранспорта необходимым минимумом противоугонных средств и маркировка отдельных узлов и агрегатов автомашин в целях повышения уровня противоугонной технической оснащенности индивидуального автотранспорта.Немаловажную роль играет воспитательный аспект. При проведении профилактической работы с подростками занимает правовое воспитание, направленное на формирование убежденности в необходимости следовать нормам права. На протяжении длительного времени для общества и государства была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию законопослушного человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. Под правовым воспитанием следует понимать процесс воздействия на сознание личности, социальных групп и общества в целом в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения граждан, в норму их поведения, формирование их правовой культуры и социально-политической активности.3.2. Специально-криминологические меры предупрежденияМеры специально-криминологического уровня неразрывно связаны и базируются на комплексе общесоциальных мер профилактики, во многом зависят от их осуществления и целесообразности.На наш взгляд, необходимо принятие комплекса мер, направленных на устранение криминогенных факторов, порождающих угоны транспортных средств, среди которых можно выделить нижеперечисленные мероприятия.1.Важнейшим направлением борьбы с организованной преступностью является предупреждение организованной преступной деятельности в экономической сфере, к которой относятся корыстные преступные посягательства на транспортные средства. Для совершенствования рассматриваемого направления предупреждения могут быть применены следующие основные меры:выявление и нейтрализациялидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере угонов транспортных средств;повышение эффективности работы правоохранительных органов но выявлению и раскрытию преступлений;ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями легальных предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.).2.Исходя из транснационального уровня совершения угонов транспортных средств организованными группами важное значение приобретает международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Международные многосторонние и двусторонние договоры выступают необходимой основой координации усилий различных государства борьбе с угонами транспортных средств. Сотрудники органов внутренних дел, столкнувшись с проблемами угонов транспортных средств после распада Советского Союза, ощутили острую необходимость совместных согласованных действий правоохранительных органов различных государств, которые базировались на прочном правовом фундаменте. 3. Применительно к борьбе с угонами транспортных средств предупредительная, деятельность, осуществляемая органами внутренних дел, имеет особо важное значение.В целях противодействия совершению угонов транспортных средств органы внутренних дел всех субъектов России регулярно проводят комплексные оперативно-профилактические операции: «Автомобиль», «Большегруз», «Трасса», «Перехват», «Караван-Авто», «Трал», «Гараж», «Автослесарь» и т.д.Принимаются иные предупредительные и профилактические меры: проводится постоянный анализ криминогенной ситуации, складывающейся в конкретном городе, районе, области; создаются банки данных о месте (автосервисы, гаражные кооперативы, автостоянки) и времени совершения преступлений; собирается информация о марках автомобилей, пользующихся наибольшим спросом у преступников; организуется учет лиц, совершивших и склонных к совершению угонов транспортных средств, на обслуживаемой территории; проводится работа по выявлению и ликвидации специализирующихся на угонах транспортных средств преступных групп; проверяется эффективность функционирования федеральных и региональных учетов («Розыск», «Автопоиск», «Автомобиль», «Технодокумент»). 4. Для эффективного предупреждения угонов транспортных средств необходимо информационное взаимодействие. Нужен оперативный, своевременный информационный обмен, как в пределах органов внутренних дел, так и между различными подразделениями правоохранительных органов; «Правильно построенная взаимная информация - краеугольный камень организованности системы профилактики,, залог ее необходимой гибкости, способности перестраиваться в соответствии с изменившимися условиями;, гарантия возможности совершенствования, сохраняя свою качественную определенность». Это позволяет, в свою очередь, реально объединить усилия различных служб и подразделений органов внутренних дел. Здесь одним из главных вопросов является определение содержания структуры криминологической информации. 5. Одним из важнейших субъектов профилактики угонов транспортных средств являются подразделения полиции вневедомственной охраны при ОВД. Эти органы обеспечивают охрану имущества, подготавливают проекты нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств; участвуют в подготовке и выполнении государственных, региональных и- иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей.В их полномочия входят организация и проведение научных исследований, опытно-конструкторских и иных работ в области создания и применения средств охранной сигнализации, осуществление на охраняемых объектах технического надзора за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт, организация и проведение испытания средств охранной сигнализации, в т. ч. и зарубежной, а также обеспечение в установленном порядке выдачи сертификатов на ее использование на территории Российской Федерации; участие в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации.Аля или6. Большое значение для успешной профилактики правонарушений в сфере угонов транспортных средств имеет и согласованность работы правоохранительных органов с иными государственными и негосударственными организациями, имеющими отношение к этой сфере преступных деяний. Например, согласованные действия таможенной, службы с правоохранительнымиорганями предотвращают часть преступных деяний в сфере угонов транспортных средств, препятствуют внедрению криминала в этот вид экономической деятельности.7.Важным условием обеспечения эффективности предупреждения угонов транспортных средств является восстановление и развитие связей правоохранительных и других государственных органов с населением. Необходимы целенаправленные усилия по преодолению социальной апатии и пассивности значительной части граждан в сфере охраны правопорядка и борьбы с правонарушениями. Привлечение общественности к охране правопорядка, предупреждению правонарушений осуществляется строго на основе добровольности. Государство должно всемерно стимулировать, поощрять, развивать гражданскую активность, основанную, прежде всего, на естественном стремлении людей объединиться в целях защиты себя, своих детей и близких, имущества от преступных посягательств. В этой связи заслуживает внимания и поддержки зарубежный опыт предупреждения правонарушений локальными общинами граждан, например, ассоциациями родителей и учителей, старших сестер и братьев – по профилактике угонов среди несовершеннолетних и в отношении них; объединениями представителей мелкого бизнеса — против мошеннических проявлений, присвоений и растрат; автовладельцев — против краж и угонов автотранспорта, разбойных нападений и т.п.По нашему мнению, реализация указанных предложений позволит правоохранительным органам более успешно решать задачи борьбы с угонами транспортных средств.Таким образом, на основе материалов, содержащихся в третьей главе, можно сделать следующие выводы:Общесоциальными мерами предупреждения преступлений, в том числе угонов транспортных средств, являются профилактические мероприятия социально-экономического, политического, воспитательного, правового и организационного характера. Необходима государственная пропаганда идеологии приоритета духовных ценностей над материальными. Большое предупредительное значение имеет создание соответствующей коренным и долгосрочным интересам общества оценки в массовом сознании корыстной мотивации действий людей.Следует разработать комплекс мероприятий, направленных на преодоление правового нигилизма, включающего в себя: воспитание уважительного отношения к законодательству Российской Федерации, регламентирующему различные сферы государственной и общественной жизни; формирование доверия у населения к государственным преобразованиям; информирование населения о состоянии законодательства, устанавливающего ответственность за корыстные преступления против собственности; освещение материалов о привлеченных к ответственности за совершенные корыстные преступления против собственности и мерах ответственности, которые были к ним применены; раскрытие мер, разрабатываемых государством, по предупреждению корыстных преступлений против собственности; предоставление информации о способах легальной защиты своих прав, в том числе имущественных; демонстрация достигнутых положительных результатов предупреждения корыстных преступлений против собственности, широкое освещение статистических данных о количестве выявленных и раскрытых уголовных дел, объектом посягательства которых выступила собственность. Правовое обеспечение борьбы с угонами транспортных средств должно включать постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе совершенствование уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение данных деяний.К организационно-техническим мерам предупреждения угонов транспортных средств можно отнести следующие мероприятия:расширение сети платных охраняемых парковок и стоянок транспортныхсредств с доступными для большинства населения ценами за предоставлениеуслуг; обязательное оборудование личного автотранспорта необходимым минимумом противоугонных средств и маркировка отдельных узлов и агрегатов автомашин в целях повышения уровня противоугонной технической оснащенности индивидуального автотранспорта; разработка и осуществление серии телепередач по вопросам использования технических средств для охраныавтотранспорта, организации охраны автостоянок, действий граждан, оказавшихся потерпевшими или свидетелями преступления.К специально-криминологическим мерам можно отнести:совершенствование системы мер, направленных на предупреждение организованной преступной деятельности в экономической сфере, к которой относятся корыстные преступные посягательства на транспортные средства;заключение отдельных межправительственных соглашений, направленных на совершенствование борьбы правоохранительных органов с преступными посягательствами на транспортные средства;создание постоянно действующих специализированных оперативных подразделений и следственно-оперативных групп, занимающихся исключительно раскрытием и расследованием рассматриваемой категории преступлений,повышение эффективности информационного взаимодействия между субъектами, ведущими борьбу с угонами транспортных средств (путем создания информационно-поисковой централизованной интегрированной системы, содержащей информацию о выпущенных транспортных средствах, на основе учета идентификационных номеров, а также импортированных в Россию);организацию согласованной работы правоохранительных органов с иными государственными и общественными организациями, имеющими отношение к этой сфере преступных деяний, и с населением.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ целях дальнейшего совершенствования российского уголовного закона представляется целесообразным исследование зарубежного опыта криминализации угона транспортных средств. Это, несомненно, обогатит российскую науку, законодательную и правоприменительную практику.Понятие «транспортное средство» более широкое и полностью включает в себя понятие «механическое транспортное средство».При рассмотрении социально-демографического признака – возраст преступника определено, что важен не сам возраст, а особенности определенных жизненных периодов, когда возможно формирование негативных аспектов психики человека. Возраст влияет на тип поведения. Наибольшей криминальной активностью отличается возрастная группа 25-29 лет.Общесоциальными мерами предупреждения преступлений, в том числе угонов транспортных средств, являются профилактические мероприятия социально-экономического, политического, воспитательного, правового и организационного характера. Необходима государственная пропаганда идеологии приоритета духовных ценностей над материальными. Большое предупредительное значение имеет создание соответствующей коренным и долгосрочным интересам общества оценки в массовом сознании корыстной мотивации действий людей. Следует разработать комплекс мероприятий, направленных на преодоление правового нигилизма, включающего в себя: воспитание уважительного отношения к законодательству Российской Федерации, регламентирующему различные сферы государственной и общественной жизни; формирование доверия у населения к государственным преобразованиям; информирование населения о состоянии законодательства, устанавливающего ответственность за корыстные преступления против собственности; освещение материалов о привлеченных к ответственности за совершенные корыстные преступления против собственности и мерах ответственности, которые были к ним применены; раскрытие мер, разрабатываемых государством, по предупреждению корыстных преступлений против собственности; предоставление информации о способах легальной защиты своих прав, в том числе имущественных; демонстрация достигнутых положительных результатов предупреждения корыстных преступлений против собственности, широкое освещение статистических данных о количестве выявленных и раскрытых уголовных дел, объектом посягательства которых выступила собственность. Правовое обеспечение борьбы с угонами транспортных средств должно включать постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе совершенствование уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение данных деяний.К организационно-техническим мерам предупреждения угонов транспортных средств можно отнести следующие мероприятия: расширение сети платных охраняемых парковок и стоянок транспортных средств с доступными для большинства населения ценами за предоставление услуг; обязательное оборудование личного автотранспорта необходимым минимумом противоугонных средств и маркировка отдельных узлов и агрегатов автомашин в целях повышения уровня противоугонной технической оснащенности индивидуального автотранспорта; разработка и осуществление серии телепередач по вопросам использования технических средств для охраны автотранспорта, организации охраны автостоянок, действий граждан, оказавшихся потерпевшими или свидетелями преступления.К специально-криминологическим мерам можно отнести: совершенствование системы мер, направленных на предупреждение организованной преступной деятельности в экономической сфере, к которой относятся корыстные преступные посягательства на транспортные средства; заключение отдельных межправительственных соглашений, направленных на совершенствование борьбы правоохранительных органов с преступными посягательствами на транспортные средства; создание постоянно действующих специализированных оперативных подразделений и следственно-оперативных групп, занимающихся исключительно раскрытием и расследованием рассматриваемой категории преступлений, повышение эффективности информационного взаимодействия между субъектами, ведущими борьбу с угонами транспортных средств (путем создания информационно-поисковой централизованной интегрированной системы, содержащей информацию о выпущенных транспортных средствах, на основе учета идентификационных номеров, а также импортированных в Россию);организацию согласованной работы правоохранительных органов с иными государственными и общественными организациями, имеющими отношение к этой сфере преступных деяний, и с населением.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫЗаконодательство зарубежных странУголовный кодекс Австрии/ Под ред. С.Ф. Милюкова. СПб., 2004.Уголовный кодекс Австралии/ Под ред. Е.Н Трикоз. СПб., 2002.Уголовный кодекс Аргентины/ Под ред. Ю.В. Голика. СПб., 2003.Уголовный кодекс Республики Азербайджан/ Под ред. И. М. Раггшова. СПб., 2001.Уголовный кодекс Республики Беларусь/ Под ред. Б. В. Волженкина. СПб., 2001Уголовный кодекс Республики Болгария/ Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Э.А. Саркисова,А.И. Лукашева. Минск, 2000.Уголовный кодекс Бельгии/ Под ред. Н.И. Мацпева. СПб., 2004.Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия/ Под ред. ДА. Шестпакова. СПб., 2003.Уголовный кодекс Грузии/ Под ред. З.К. Бигвава. СПб., 2002.Уголовный кодекс Дании/ Под ред. С.С. Беляева. СПб., 2001.Уголовный кодекс Испании/ Под ред. А.И. Бойцова. СПб., 2002.Уголовный кодекс Республики Казахстан/ Под ред. ИИ. Рогова. СПб., 2001.Уголовный кодекс КНР/ Под ред. А.И Коробеева. СПб., 2001.Уголовный кодекс Республики Корея/ Под ред. А.И. Коробеева. СПб., 2004.Уголовный кодекс Киргизии/ Под ред. А.В. Федорова. СПб., 2002.Уголовный кодекс Латвии/ Под ред. Л. И. Лукашева, Э.А. Саркисова. СПб., 2001.Уголовный кодекс Литвы/ Под ред. В.Й Павилониса. СПб., 2002.Уголовный кодекс Молдовы/ Под ред. А.И Лукашева. СПб., 2003.Уголовный кодекс Норвегии/ Под ред. Ю.В. Голика. СПб., 2003.Уголовный кодекс Республики Польша/ Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Э.А. Саркисова,А.И. Лукашева. Минск, 2000.Уголовный кодекс Республики Таджикистан/ Под ред. А.В. Федорова. СПб., 2001.Уголовный кодекс Республики Туркменистан/ Под ред. А. В. Федорова. СПб., 2001.Уголовный кодекс Турции/ Под ред. Н. И. Мацнева. СПб., 2002.Уголовный кодекс Республики Узбекистан/ Под ред. М. Х. Рустамбаева, А. С. Якубова, З. Х. Гулямова. СПб., 2001.Уголовный кодекс Франции/ Под ред. Л. В. Головко, НЕ. Крыловой. СПб., 2002.Уголовный кодекс Швеции/ Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. СПб., 2001.Уголовный кодекс Швейцарии/ Под ред. А. В. Серебренниковой. СПб., 2002.Уголовный кодекс Эстонии/ Под ред. В. В. Запееалова. СПб., 2001.Уголовный кодекс Японии/ Под ред. А. И. Коробеева. СПб., 2002.Нормативно-правовые акты РФВоздушный кодекс Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ : ред. от 02.07.2013 // Собрание законодательства РФ. 24.03.1997. № 12. Ст. 1383.Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ : ред. от 02.07.2013 // Собрание законодательства РФ. 12.03.2001. № 11. Ст. 1001.О безопасности дорожного движения : Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ : ред. от 25.11.2013 // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50. Ст. 4873.Уголовный кодекс Российской Федерации :Федер. закон Рос. Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ : ред. от 25.11.2013 // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан : Приказ Президента РФ от 04.05.2011 № 1168. Текст документа официально опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р : ред. от 08.08.2009.О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») : Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 : ред. от 17.12.2013 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 22.11.1993. № 47. Ст. 4531.Постановление Пленума ВС РФО судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения : Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 // БВС РФ. 2009. № 2.Учебная и научная литератураАктуальные вопросы международного воздушного права. М., 1973. Алексеев А. И. Криминология : курс лекций / А. И. Алексеев. 2-е изд., испр. И доп. М., 2001. Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного права. М., 1981. Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб., 2002. Горяинов К. К. Криминологическая обстановка (методологические аспекты). М., 1991.Дагель П. С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. Владивосток, 1970.Квалификация угонов транспортных средств/ Под ред. Н.М. Свидлова, А.С. Сенцова. Волгоград, 1988. Кива А. Главная беда России // Интернет - журнал «Новое мнение». 2006. 12 апреля.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ Под ред. А.Г. Королькова. М., 2003. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003. Кудрявцев В. Н. Правонарушения: причины и предупреждение. М., 1977. Кудрявцев В. Н. Причинная связь в правовой сфере // Методологические проблемы советской юридической науки. М., 1980. Лванесов Г. А Криминология и социальная профилактика. М., 1980. ЛозовуцкаяГ. П. Общий сравнительно-правовой комментарий и сравнительные таблицы Уголовных кодексов государств - участников Содружества Независимых Государств. 4.2 / Под ред. П.Г. Пономарева. Саратов, 2002. Маслоу А. Н. Мотивация и личность. Пер. с англ. М., 1954. С. 98.Матевосова Е. К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. 2012. № 2.Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Т.2 / Под ред. П. Н.Панченко. Н. Новгород, 1996.Пионтковский А. А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. М., 1961. Познышев С. В. Криминальная психология. Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности // Юридическая психология. 2008. №№ 2, 3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Севрюков А.П, Хищение имущества: криминологические и уголовно-правовыеаспекты: монография. М., 2004. Семенов B.C. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием // Социологические исследования. 1993: №7.Уголовное право США: Сборник нормативных актов/ Отв. ред. И. Д. Козочкин. М., 1985. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник: 5-е изд. / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. Уголовное право. Общая и Особенная части: Интенсивный полный курс. 2-е изд/ Под ред. Л.Д. Гаухмана, А.А. Энгельгардта. М., 2002. Филановский И. Г. Социально-психологическое отношение субъекта к преступлению. Ленинград, 1970. Хомич В.М. Уголовная ответственность за угон транспортных средств. Минск, 1982. Яковлев A. M. Социология экономической преступности. М., 1988. Гладилии В. В. Временноепозаимствование в уголовном праве: вопросы ответственности: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.


1. Уголовный кодекс Австрии / Под ред. С.Ф. Милюкова. СПб., 2004.
2. Уголовный кодекс Австралии / Под ред. Е.Н Трикоз. СПб., 2002.
3. Уголовный кодекс Аргентины / Под ред. Ю.В. Голика. СПб., 2003.
4. Уголовный кодекс Республики Азербайджан / Под ред. И. М. Раггшова. СПб., 2001.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь / Под ред. Б. В. Волженкина. СПб., 2001
6. Уголовный кодекс Республики Болгария / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Э.А. Саркисова, А.И. Лукашева. Минск, 2000.
7. Уголовный кодекс Бельгии / Под ред. Н.И. Мацпева. СПб., 2004.
8. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия / Под ред. ДА. Шестпакова. СПб., 2003.
9. Уголовный кодекс Грузии / Под ред. З.К. Бигвава. СПб., 2002.
10. Уголовный кодекс Дании / Под ред. С.С. Беляева. СПб., 2001.
11. Уголовный кодекс Испании / Под ред. А.И. Бойцова. СПб., 2002.
12. Уголовный кодекс Республики Казахстан / Под ред. ИИ. Рогова. СПб., 2001.
13. Уголовный кодекс КНР / Под ред. А.И Коробеева. СПб., 2001.
14. Уголовный кодекс Республики Корея / Под ред. А.И. Коробеева. СПб., 2004.
15. Уголовный кодекс Киргизии / Под ред. А.В. Федорова. СПб., 2002.
16. Уголовный кодекс Латвии / Под ред. Л. И. Лукашева, Э.А. Саркисова. СПб., 2001.
17. Уголовный кодекс Литвы / Под ред. В.Й Павилониса. СПб., 2002.
18. Уголовный кодекс Молдовы / Под ред. А.И Лукашева. СПб., 2003.
19. Уголовный кодекс Норвегии / Под ред. Ю.В. Голика. СПб., 2003.
20. Уголовный кодекс Республики Польша / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Э.А. Саркисова,
А.И. Лукашева. Минск, 2000.
21. Уголовный кодекс Республики Таджикистан / Под ред. А.В. Федорова. СПб., 2001.
22. Уголовный кодекс Республики Туркменистан / Под ред. А. В. Федорова. СПб., 2001.
23. Уголовный кодекс Турции / Под ред. Н. И. Мацнева. СПб., 2002.
24. Уголовный кодекс Республики Узбекистан / Под ред. М. Х. Рустамбаева, А. С. Якубова, З. Х. Гулямова. СПб., 2001.
25. Уголовный кодекс Франции / Под ред. Л. В. Головко, НЕ. Крыловой. СПб., 2002.
26. Уголовный кодекс Швеции / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. СПб., 2001.
27. Уголовный кодекс Швейцарии / Под ред. А. В. Серебренниковой. СПб., 2002.
28. Уголовный кодекс Эстонии / Под ред. В. В. Запееалова. СПб., 2001.
29. Уголовный кодекс Японии / Под ред. А. И. Коробеева. СПб., 2002.

Нормативно-правовые акты РФ

30. Воздушный кодекс Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ : ред. от 02.07.2013 // Собрание законодательства РФ. 24.03.1997. № 12. Ст. 1383.
31. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ : ред. от 02.07.2013 // Собрание законодательства РФ. 12.03.2001. № 11. Ст. 1001.
32. О безопасности дорожного движения : Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ : ред. от 25.11.2013 // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50. Ст. 4873.
33. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закон Рос. Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ : ред. от 25.11.2013 // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
34. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан : Приказ Президента РФ от 04.05.2011 № 1168. Текст документа официально опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
35. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р : ред. от 08.08.2009.
36. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») : Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 : ред. от 17.12.2013 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 22.11.1993. № 47. Ст. 4531.

Постановление Пленума ВС РФ

37. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения : Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 // БВС РФ. 2009. № 2.



Учебная и научная литература

38. Актуальные вопросы международного воздушного права. М., 1973.
39. Алексеев А. И. Криминология : курс лекций / А. И. Алексеев. 2-е изд., испр. И доп. М., 2001.
40. Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного права. М., 1981.
41. Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб., 2002.
42. Горяинов К. К. Криминологическая обстановка (методологические аспекты). М., 1991.
43. Дагель П. С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. Владивосток, 1970.
44. Квалификация угонов транспортных средств / Под ред. Н. М. Свидлова, А. С. Сенцова. Волгоград, 1988.
45. Кива А. Главная беда России // Интернет - журнал «Новое мнение». 2006. 12 апреля.
46. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Г. Королькова. М., 2003.
47. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003.
48. Кудрявцев В. Н. Правонарушения: причины и предупреждение. М., 1977.
49. Кудрявцев В. Н. Причинная связь в правовой сфере // Методологические проблемы советской юридической науки. М., 1980.
50. Лванесов Г. А Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
51. Лозовуцкая Г. П. Общий сравнительно-правовой комментарий и сравнительные таблицы Уголовных кодексов государств - участников Содружества Независимых Государств. 4.2 / Под ред. П.Г. Пономарева. Саратов, 2002.
52. Маслоу А. Н. Мотивация и личность. Пер. с англ. М., 1954. С. 98.
53. Матевосова Е. К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. 2012. № 2.
54. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Т.2 / Под ред. П. Н.Панченко. Н. Новгород, 1996.
55. Пионтковский А. А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. М., 1961.
56. Познышев С. В. Криминальная психология. Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности // Юридическая психология. 2008. №№ 2, 3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
57. Севрюков А. П, Хищение имущества: криминологические и уголовно-правовые аспекты: монография. М., 2004.
58. Семенов B.C. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием // Социологические исследования. 1993: №7.
59. Уголовное право США: Сборник нормативных актов / Отв. ред. И. Д. Козочкин. М., 1985.
60. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник: 5-е изд. / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004.
61. Уголовное право. Общая и Особенная части: Интенсивный полный курс. 2-е изд / Под ред. Л. Д. Гаухмана, А. А. Энгельгардта. М., 2002.
62. Филановский И. Г. Социально-психологическое отношение субъекта к преступлению. Ленинград, 1970.
63. Хомич В.М. Уголовная ответственность за угон транспортных средств. Минск, 1982.
64. Яковлев A. M. Социология экономической преступности. М., 1988.
65. Гладилии В. В. Временное позаимствование в уголовном праве: вопросы ответственности: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.

Вопрос-ответ:

Какие виды уголовной ответственности предусмотрены за угон транспортного средства?

За угон транспортного средства предусмотрены различные виды уголовной ответственности в зависимости от обстоятельств дела. В основном, это наказание в виде лишения свободы на определенный срок.

Какие законы регулируют уголовную ответственность за угон транспортного средства?

Уголовная ответственность за угон транспортного средства регулируется Уголовным кодексом Российской Федерации. Также существуют международные и зарубежные законы, которые определяют ответственность за угон транспортных средств.

Что является объектом и предметом угона транспортного средства по уголовному законодательству Российской Федерации?

Объектом угона транспортного средства является собственность, а именно само транспортное средство. Предметом угона является совершение преступления путем завладения имуществом и использования угнанного транспортного средства.

Какие признаки составляют объективную сторону угона транспортного средства по уголовному законодательству Российской Федерации?

Объективная сторона угона транспортного средства включает в себя следующие признаки: незаконное завладение транспортным средством, перемещение его без разрешения владельца и использование угнанного транспортного средства.

Кто может быть субъектом и какова субъективная сторона преступления угона транспортного средства?

Субъектом преступления угона транспортного средства может быть любое физическое лицо, достигшее уголовной ответственности. Субъективная сторона предполагает наличие виновности и злого умысла со стороны виновного лица в совершении преступления угона.

Что представляет собой угон транспортного средства?

Угон транспортного средства представляет собой незаконное присвоение, причинение ущерба, или незаконное использование транспортного средства без согласия его владельца.

Какие меры уголовной ответственности предусмотрены за угон транспортного средства?

За угон транспортного средства предусмотрено уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 10 лет, со штрафом или без него.

Какое международное и зарубежное законодательство регулирует вопросы ответственности за угон транспортного средства?

Международное и зарубежное законодательство в данной сфере включает в себя различные конвенции, соглашения и протоколы, направленные на сотрудничество между государствами в предотвращении и пресечении угона транспортных средств.

Каковы основные элементы угона транспортного средства по уголовному законодательству Российской Федерации?

Основными элементами угона транспортного средства являются: противоправность деяния, состоящая в незаконном присвоении, причинении ущерба или незаконном использовании транспортного средства, а также вина в форме умысла или неосторожности.

Какие санкции предусмотрены за угон транспортного средства по уголовному законодательству Российской Федерации?

За угон транспортного средства по законодательству Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет, со штрафом или без него. Также возможно наложение дополнительных санкций, таких как конфискация имущества или привлечение к возмещению ущерба.